ПРОЕКТ
по познавательно – исследовательскому
развитию детей
во второй группе раннего возраста
Тема: «Витамины растут на грядке».
Тип проекта: познавательно – исследовательский, здоровье — сберегающий.
Включает в себя творческую, познавательную и практическую деятельность.
Вид проекта: групповой.
Участники: дети второй группы раннего возраста (2-3 года), родители, воспитатели.
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 месяц - сентябрь).
Актуальность проекта: данный проект предназначен для детей второй группы раннего возраста ДОУ и ориентирован на изучение вопросов, связанных с сохранением здоровья у малышей. Работа над проектом направлена на систематизировании и расширении знаний детей об овощах; ознакомление с «витаминами», значении их для здоровья человека; на закрепление знаний о правильном, качественном питании и бережном отношением к своему здоровью. Проект объединяет воспитателей, родителей и детей в общей творческой работе. На разработку этого проекта повлияло наблюдение за тем, что дети во время обеда на край тарелки откладывают варёные овощи (лук и морковь).
Цель: Расширить и обобщить знания детей об овощах через разные виды деятельности. Объяснить, что в овощах содержаться витамины, необходимые для нашего здоровья.
Задачи: Создать условия для формирования у детей познавательного интереса. Познакомить детей с витаминами. Учить различать овощи по цвету, форме, величине. Закреплять приобретенные знания. Развивать у детей стремление отражать свои представления в продуктивной деятельности (рисование, лепка, загадки).
Расширить кругозор, развивать наблюдательность, любознательность, связную речь, обогащать словарь детей.
Воспитывать у детей желание участвовать в трудовой деятельности; воспитывать культуру питания, понимать, что за каждым овощем скрывается определенная польза.
Предполагаемый результат:
-Дети знают и называют овощи по внешнему виду, цвету, форме.
-Дети понимают, что овощи растут на огороде, на грядке.
-У детей сформированы представления о пользе витаминов.
-Развитие познавательно-исследовательских и творческих способностей детей.
-Повышение речевой активности, активизация словаря по теме «Овощи»
-Проявить желание у детей есть овощи в любом виде (сырые, жаренные, варёные).
-Привлечь родителей в реализации проекта.
Познавательное развитие «Витамины растут на грядке»
Игровая деятельность:
Д/игра «Лото-овощи»
Д/игра «Что можно приготовить из овощей?»
Формы работы с родителями:
Подбор художественной и познавательной литературы об овощах.
Ширма-раскладушка о пользе витаминов.
Создание альбома «Мой любимый овощ».
Экспериментальная деятельность и наблюдения:
Пробуем овощи на вкус (в сыром или вареном виде)
Лепка
«Что растет на грядке?» (иллюстрации)
«Чудо - овощи» (муляжи)
Игровая деятельность:
Словесная игра « Какие овощи растут на грядках?»
Д/игра «Разложи овощи в корзины»
Формы работы с детьми:
Рассматривание иллюстраций «Овощи».
Рассматривание муляжа «Овощи». Знакомство с понятием овощи. Обратить внимание на цвет, форму, размер.
Экспериментальная деятельность и наблюдения:
Определение овощей по цвету, форме, величине.
Художественно-эстетическое развитие, рисование: «Овощи»
Раскрашивание картинок « Овощи»
Игровая деятельность:
Зеленый лук для лесных зверят.
Овощи для домашних животных.
Лепка: « Помидор» и « Морковка для зайчат»
Формы работы с детьми:
Учить лепить предметы продолговатой формы
Закрепить навыки в лепке предметов округлой формы
Формы работы с родителями:
Изготовление овощей из соленого теста
Экспериментальная деятельность и наблюдения:
Появление корней у лука (рассмотреть их)
Социально-коммуникативное развитие
Сюжетно-ролевая игра
Развлечение «В гостях у доктора Витаминкина»
Игровая деятельность:
Сюжетно-ролевая игра «В детский сад пришел гость»
Формы работы с детьми:
Знакомство с сюжетно-ролевой игрой «В детский сад пришел гость».
В гостях у Витаминкина»
Формы работы с родителями:
Экскурсия с детьми на дачный участок.
Экспериментальная деятельность и наблюдения:
Появление зеленых перьев. Используем зеленый лук в салатах, супах.
Развитие речи, сказка «Репка»
Загадывание загадок « Что растет на грядке?» ( А. Барто)
Игровая деятельность
В гости к бабушке - загадушке (загадки об овощах)
Формы работы с детьми:
Учить детей отгадывать загадки, высказывая свою версию отгадки
Слушание сказок, рассказов («Репка», «Пых», « Вершки-корешки»)
Формы работы с родителями:
Подбор детских книг по теме «Овощи»
Сказки: «Репка», «Вершки-корешки», «Пых».
Физическое развитие
Подвижные игры, игры малой подвижности, словесные игры.
Игровая деятельность:
Подвижная игра « Кабачок»
Пальчиковая гимнастика «Капуста»
Хороводная игра «Есть у нас огород»
Формы работы с детьми:
Учить детей бегать врассыпную, соблюдая правила игры.
Продолжать учить выполнять действия, согласовывая их со словами.
Формы работы с родителями:
Подбор подвижных игр, игр малой подвижности.
Приложение к проекту
1.Сценарий развлечения «В гостях у доктора Витаминкина».
Входит воспитатель, одетый в белый халат, шапочку с чемоданчиком в руках.
Воспитатель: Здравствуйте ребятки! Вы меня узнали? Кто я?
— Я доктор Витаминкин. И пришел я к вам не с пустыми руками, а с витаминами. Не с теми витаминами, что продаются в аптеке, а с теми, которые растут на грядках.
Достает из своей сумки овощи.
Витаминкин: Дети, посмотрите, что это за овощ? (Показывает морковь). Она длинная и оранжевая, полезна для зрения.
— А посмотрите, что это за овощ? (Достает огурец). Он зеленый, хрустящий.
Дети: Огурец
Витаминкин: правильно. Огурец помогает работать нашему желудку, улучшает аппетит.
А что это за овощ? (достает капусту). Она нужна нам для роста, и еще в капусте много витамина С. Посмотрите она круглая, на ней много листьев.
Достает следующий овощ (показывает помидор) и спрашивает у детей, что это за овощ?
Дети: помидор.
Витаминкин: А какого он цвета? Ответы детей. Помидор важный овощ, он улучшает работу сердца, защищает его от болезней.
Витаминкин: А у меня для ребят есть коробочка с сюрпризом.
Показывает коробочку с дырочками и предлагает детям понюхать и угадать, какой овощ лежит в этой коробочке? (коробочка из под киндер-сюрприза).
Дети нюхают и определяют по запаху овощ, который там находится – лук!
Витаминкин: А где растут все овощи, о которых мы сегодня говорили?
Дети: на грядке.
Витаминкин: А чего много содержится в этих полезных для нашего здоровья овощах?
Дети: витаминов.
Витаминкин: Правильно. В овощах много витаминов. А что из овощей можно приготовить?
Дети: супы, салаты … (ответы детей).
Витаминкин: А мы приготовим капусту, посолим ее и будем кушать!
Пальчиковая гимнастика «Капуста»:
Мы капусту рубим, рубим! (2 раза) (ребенок изображает рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз)
Мы капусту режем, режем! (2 раза) (ребром ладошки водим вперед и назад)
Мы капусту солим, солим! (2 раза) (собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту)
Мы капусту жмем, жмем! (2 раза) (энергично сжимаем и разжимаем кулачки)
Мы морковку трем, трем! (2 раза) (правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку ..)
Дидактическая игра «Разложи овощи в корзины».
Витаминкин: Много мы капусты посолили. Молодцы ребята!
Ой, ребятки, посмотрите все овощи перемешались. Давайте разложим их по цвету и форме.
В одну тарелку положим все овощи округлой формы (картофель, помидор, лук, чеснок).
А в другую тарелочку положим овощи зеленого цвета (капуста, огурец, кабачок, перец болгарский).
Витаминкин: молодцы ребята! Вот теперь мы все знаем, что овощи -полезные продукты!
Растут они…(где?)
Дети: на грядках.
Витаминкин: И чего в них (овощах) много?
Дети: витаминов.
Витаминкин: правильно, витаминов! Деткам их обязательно надо кушать – тогда вы будете сильными и здоровыми, и никогда не будете болеть!
Мне пора уходить, а за то, что вы хорошо отвечали и выполняли мои задания, я хочу угостить вас витаминами. Угощает детей витаминами. Прощается с детьми и уходит.
2. Хороводная игра «Есть у нас огород».
Воспитатель поет, а дети передвигаются по кругу и подпевают:
Есть у нас огород,
Там зеленый лук растет.
Вот такой ширины,
Вот такой вышины
(В круг встает и танцует ребенок с маской лука)
Есть у нас огород,
Там морковка растет…(В круг выходит ребенок в маске моркови)
Там свеколка растет…(Ребенок в маске свеклы). Можно перечислять любые овощи (на усмотрения воспитателя)
В огород мы пойдем
Хоровод заведем.
Будем петь и плясать.
Урожай наш собирать.
Дети наклоняются и собирают овощи с грядки.
3.Подвижная игра «Кабачок».
Дети идут по кругу, держась за руки, В середине круга сидит ребенок — «кабачок»( в маске)
Кабачок, кабачок, Тоненькие ножки,
Красные сапожки Мы тебя кормили,
Мы тебя поили, На ноги поставим,
Танцевать заставим. Танцуй, сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь !
«Кабачок» танцует, а потом выбирает другого ребенка, который становится «кабачком»
4.Игра малой подвижности «Огород у нас в порядке».
В корзине у воспитателя лежат овощи.
Воспитатель: Хороший урожай мы собрали. А капуста, какая замечательная выросла.
А давайте вспомним, как все начиналось.
Огород у нас в порядке,
Мы весной вскопали грядки (имитация работы лопатой)
Мы пололи огород (наклоны, руками достать до пола)
Поливали огород (показать, как поливали)
В лунках маленьких не густо
Посадили мы капусту (присесть на корточки, обхватить руками колени)
Лето все она толстела,
Разрасталась вширь и ввысь (медленно подняться)
А сейчас ей тесно бедной
Говорит: «Посторонись!» (топнуть ногой в конце фразы)
5. Дидактическая игра «Кто быстрее соберет помидоры». Воспитатель: Наши бабушки и мамы на зиму консервируют огурцы и помидоры. Мы с вами уже закрывали в банки красные помидоры. Но на моем огороде уродились разные помидоры: красные, желтые, есть еще и зеленые (они покраснеют). Они все перемешались в корзинке. Помогите ребята их разложить по ящикам.
6. Сюжетно-ролевая игра «В детский сад пришёл гость»
Цель: Создавать у детей бодрое, радостное настроение, активизировать коммуникативные навыки детей.
Материал и оборудование: кукла-повар
Ход игры: Воспитатель: «Ребята, к нам в детский сад пришёл гость – кукла Катя, она повар. Ей нужно сварить суп. Но, вот ведь беда, какая, она забыла, какие овощи нужны для супа. Помогите кукле вспомнить и выбрать необходимые продукты ».
Пусть малыши сами положат овощи в кастрюлю, посолят и помешают ложкой получившийся суп. Готовым супом можно угостить других кукол.
Конспект интегрированного ООД во второй группе раннего возраста на тему: «Овощи»
Цель: формировать у детей интерес к знаниям об овощах через интеграции образовательных областей: познание, художественное творчество.
Задачи:
- дать элементарные представления об овощах; цвете овощей;
- закрепить знания о месте произрастания;
- развивать чувство коллективизма;
- закрепить представления детей об овощах ;
-развитие общей и мелкой моторики.
координация слова с движением.
- формировать умение рисовать красками.
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций овощей;
- чтение сказки « Приключение Чиполино», стихов об овощах;
Материалы: овощи и фрукты муляжи; наглядное пособие «овощи»; материал для детской деятельности : краски, кисточки , альбомные листы.
Ход занятия
Воспитатель: показывает детям презентацию огород на окне и как сажали лук , предлагает детям рассмотреть внимательно.
Воспитатель: Ребята вы узнали наш огород. Что растёт на огороде?
Дети отвечают (лук )
Воспитатель: А что еще может расти на огороде
Дети перечисляют ( лук , морковь, картошка, огурцы, помидоры)
Воспитатель: Все это что?
Дети (овощи)
Воспитатель: правильно это овощи. Овощи растут на грядках, но чтобы они выросли вкусными и свежими за ними надо ухаживать, регулярно поливать как мы с вами и вытаскивать сорняки. Я хочу проверить вас какие вы знаете овощи. Но прежде, чем мы продолжим нашу работу, проведем небольшую физкультминутку. Ребята, выходите на середину группы.
Воспитатель: Наша физкультминутка называется «Огород».
Огород у нас в порядке,
Мы весной вскопали грядки (имитация работы лопатой)
Мы пололи огород (наклоны, руками достать до пола)
Поливали огород (показать, как поливали)
В лунках маленьких не густо
Посадили мы капусту (присесть на корточки, обхватить руками колени)
Лето все она толстела,
Разрасталась вширь и ввысь (медленно подняться)
А сейчас ей тесно бедной
Говорит: «Посторонись!» (топнуть ногой в конце фразы)
Воспитатель: подойдите к мольберту и рассмотрите на нашу работу, которую мы с вами вместе рисовали и посмотрим, какой хороший огород у нас получился
Дети (называют овощи которые они «посадили» на грядках).
Ребята я предлагаю вам отгадать загадки про овощи, вы слушайте внимательно и отгадывайте.
Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает.
- Дети (лук)
Сидит девица в темнице, а коса на улице.
- Дети (морковь)
Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я …
- Дети (капуста)
Воспитатель: молодцы ребята, а сейчас давайте поиграем?
Игра называется «Собираем урожай»
На полу овощи перемешались с фруктами, ваша задача разложить овощи в одну вазу, а фрукты в другую. Сделать это надо как можно быстрее. (звучит веселая мелодия)
Воспитатель: молодцы ребята все правильно разложили! А вам понравился наш выросший лук ?
Дети (да)
Воспитатель : не все мамы и папы видели наш замечательный огород .Как же нам его показать? А давайте мы с вами наш лук нарисуем, и покажем нашим родителям Садитесь скорее за столы и начнем рисовать наш лучок.
Воспитатель: Лук у нас какой
- Дети (круглый, или овальный, желтый, горький)
А какой огурец? (зеленый, длинный, свежий)
В конце дети рассматривают свои работы.
Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами говорили о овощах и мне хотелось бы прочитать вам стихотворение:
Чтоб здоровым, сильным быть.
Надо овощи любить.
Все без исключенья
В этом нет сомненья!
В каждом польза есть и вкус
И решить я не берусь:
Кто из них вкуснее,
Кто из них важнее!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.