П Р О Е К Т:
«Математика в нашей жизни»
внеурочной деятельности по математике
с учащимися 5-6 классов МБОУ «Кардымовская СШ»
2021 -2022 г.
Руководитель проекта:
учитель математики
Серкова Е. П.
п. Кардымово
2021г
Актуальность проекта.
Актуальность проектно - исследовательской деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального, среднего образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. Это не случайно. Современный образованный человек должен уметь самостоятельно находить необходимую информацию и использовать ее для решения возникающих проблем. Чем больше информации, тем подчас труднее найти именно то, что тебе нужно. Навыки поиска информации и эффективного использования ее для решения проблем лучше осваиваются в ходе проектно-исследовательской деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность – это образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста, в ходе которого реализуется научный метод познания (вне зависимости от области исследования). В результате деятельности учащиеся овладевают новыми знаниями, способами решения проблемы, характерными для современной науки, учатся способам презентации своей работы.
Однако не стоит забывать, что результатом любой проектной деятельности должен быть проект, и он не обязательно должен быть представлен в виде реферата. Проект может быть реализован в любой форме, в том числе, праздник, выставка, викторина, газета и т.д. На уроках и в рамках внеурочной деятельности педагогам следует уходить от традиционных докладов. Больший результат будет иметь собственно найденная и рассказанная информация ребенком, нарисованная иллюстрация к ней, изготовленная геометрическая модель, чем скачанный реферат, распечатанная информация, не нашедшая отклика в ученике.
Особая роль отводится проектно-исследовательской деятельности учащихся по математике. И это не случайно, т.к. «математическое образование является одним из важнейших факторов, формирующих личность человека, его интеллект и творческий потенциал. В любой сфере человеческой деятельности, помимо специальных знаний, зачастую требуются:
- умение логически мыслить, правильно и последовательно выстраивать аргументацию, ясно и отчётливо выражать свои мысли;
- умение критически оценивать созданное ранее, анализировать ситуацию, отделять важное от несущественного, связывать внешне далёкие друг от друга предметы и обстоятельства;
- способность наглядно изображать объекты на бумаге (доске, экране) или представлять их в пространстве».
Отличие математики от других наук в том, что она фундаментальна, и в математике школьнику очень тяжело сделать «великое» открытие. Вот поэтому все проекты представляют собой хорошо подготовленные рефераты, с обязательной защитой в виде компьютерной презентации.
Социальная значимость образования с помощью математики заключается в повышении средствами математики уровня интеллектуального развития человека для его полноценного функционирования в обществе, обеспечении функциональной грамотности каждого члена общества, что является необходимым условием повышения интеллектуального уровня общества в целом. В контексте образования с помощью математики образовательная область "Математика" выступает именно как предмет общего образования, ведущей целью которого является интеллектуальное воспитание, развитие мышления подрастающего человека, необходимое для свободной и безболезненной адаптации его к условиям жизни в современном обществе.
Личностно ориентированное образование - это не овладение учащимися знаниями, умениями и навыками и подготовка школьников к жизни, а прежде всего становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Цель его - заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, саморегуляции и другие, необходимые для формирования самобытной личности, способной к продуктивному взаимодействию с людьми, природой, культурой и цивилизации.
Цель проекта:
Задачи проекта:
В соответствии с основными положениями программно-целевого подхода к управлению Программа рассчитана на 1 год (срок выполнения – 2021-2022 годы). В ходе ее реализации выделены следующие этапы:
I этап — август , 2021год. В этот период начнется разработка направлений, разделов проекта.
II этап — сентябрь 2021года - май 2022года: период реализации программных мер. Внедрение системных инновационных подпроектов. Оценка хода реализации проекта и ее коррекция.
III этап — август 2022 г. – мониторинг эффективности реализации проекта, анализ деятельности.
В проект «Математика в нашей жизни» включены мероприятия, направленные на: осуществление образовательного и воспитательного процесса через духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Проект предусматривает внедрение эффективных педагогических технологий и инноваций, что позволит повысить качество школьного образования, поддержку инициатив школьников, педагогов и родителей.
Участники проекта.
В проекте принимают участие ученики 5 А класса, классный руководитель, учителя, родители учащихся школы.
Направление деятельности.
Содержание деятельности, результат.
Содержание проекта позволяет учащимся успешно решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи в области математики. Проект направлен на отработку теоретических моделей и понятий, приближен к реальным жизненным ситуациям.
1. Исследование «Симметрия в природе и архитектуре»
Цель: у учащихся 5 класса создать условия для развития пространственного воображения и представления о математике как средстве моделирования явлений и процессов, раскрытия прикладной роли математики.
Подготовительный этап:
Результат:
Конспект занятия
Ролевая игра «Юный статистик».
Цель: организация исследовательской деятельности учащихся 5 класса по теме: «Анализ данных»; формирование умений у учащихся представлять информацию в различных формах (в виде столбчатых, линейных, круговых диаграмм, графиков изменения величин).
Подготовительный этап:
Результат: «Журналисты» проводят опрос на территории школы, заполнят таблицы с результатами опроса общественного мнения.
«Статисты» обработают результаты, выполнят подсчёты.
«Издатели» оформят альбом «Результаты статистического исследования»
1. «Мы ищем клад» - ролевая игра на территории школьного двора для учащихся 5 класса по теме: «Ориентация на местности. Масштаб» с целью углубления знаний по математике и раскрытия прикладной роли математики в таких науках как география.
Подготовительный этап:
Результат игры: альбом с фотографиями.
1. Проект: « Семейная математика»
Цель: помочь учащимся 5 класса овладеть системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности и научить их проводить расчётно-экспериментальные работы при составлении сметы расходов семейного бюджета.
Подготовительный этап:
Проведение проекта:
Результат:
Формы проведения мероприятий проекта:
Результаты оформляются в виде:
Название мероприятия |
Сроки проведения |
Потребитель |
Итоги деятельности |
Ответственные |
Исследование «Симметрия в природе и архитектуре» |
Октябрь-ноябрь |
5 класс |
Фоторепортаж (оформление фотоальбома). Формирование ценностного отношения к социальной реальности |
Серкова Е. П.. |
Ролевая игра «Юный статистик». |
Декабрь-январь |
5 класс |
«Журналисты» заполнят таблицы с результатами опроса общественного мнения. «Статисты» обработают результаты, выполнят подсчёты. «Издатели» оформят альбом «Результаты статистического исследования» Приобретение школьником социальных знаний, связанных с применением математики в повседневной жизни |
Серкова Е. П. |
«Мы ищем клад» |
март |
5 класс |
Оформление альбома с фотографиями. Расширение знаний по теме: ««Ориентация на местности. Масштаб». Приобретение школьником социальных знаний, связанных с применением математики в повседневной жизни. |
Серкова Е. П. |
Летняя творческая практика |
Апрель-май
|
5класс |
Оформление альбома с фотографиями; Получение опыта самостоятельного социального проектировании. «Разбиение земельного участка на клумбы различной формы |
Серкова Е. П. |
Ожидаемые результаты реализации проекта:
1. Приобретение школьником социальных знаний, связанных с применением математики в повседневной жизни |
Инициативное участие ребенка в ролевых играх и экскурсионных мероприятиях. |
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности |
КТД (коллективно-творческое дело) |
3. Получение опыта самостоятельного социального проектировании. |
Социальный проект «Будущая профессия учитель», «Семейная математика» |
Подготовка школьников к жизни, а прежде всего становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Создание условий для возможной организации процесса совместного времяпрепровождения, способствующего духовному сближению детей, рождению общих интересов и увлечений. Формирование у учащихся типа мышления, необходимого для каждой личности для полноценного функционирования человека в современном обществе.
Продукт проекта:
Руководство, методическое обеспечение и контроль за реализацией проекта осуществляет руководитель методического объединения Сауткина И. А.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.