Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №17 городского округа Кинешма (МБДОУ д/с №17)
Адрес: 155802, г. Кинешма Ивановской области, пер. Дунаевского, д. 12,
тел./факс 8(49331) 3-41-82
е-mail: kindetsad17@yandeх.ru
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Проект
Методический паспорт проекта.
· Название проекта: « Волшебница-вода».
· Руководители проекта:
Воспитатель Командина Надежда Ивановна.
Воспитатель Маслова Елена Николаевна..
· Состав проектной группы: дети, родители и воспитатели старшей группы «Непоседы».
· Тип проекта: исследовательский, информационно-творческий, долгосрочный
Актуальность:
Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников.
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют отныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.
Прогрессирующее ухудшение здоровья взрослых и детей способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов.
Современное содержание воспитательно – образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в организации этой проблемы отводят экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.
Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде. Это достигается путем решения задач воспитания экологической культуры дошкольников.
Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, научить бережно и экономно относиться к воде. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Все это подчеркивает актуальность данного проекта.
Постановка проблемы:
· Развитие познавательной активности детей. Вовлечь детей в активное освоение окружающего мира, помочь им овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Развитие любознательности в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности.
Проблема:
· Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды.
Цель:
Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания. Выявление утечки чистой воды и практических дел, направленных на сбережение запасов чистой воды.
Задачи:
· Систематизировать и расширить представления детей о свойствах воды.
· Способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного).
· Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта.
· Активизировать природоведческий словарь ребенка.
· Воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратности при проведении опытов.
· Способствовать формированию представлений о воде как среде обитания растений, животных, человека.
· Научить устанавливать сходство и различие свойств воды в разных агрегатных состояниях.
· Дать представление о процессе перехода воды из одного агрегатного состояния в другое, о процессе конденсации
· Расширить представление о значении воды в разных агрегатных состояниях для природы и человека (под снегом и льдом сохраняется тепло, достаточное для жизни).
Предполагаемый результат:
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап проекта:
Основной этап проекта:
Заключительный
этап:
Диагностика (результативно-сравнительный анализ).
Итоги работы. Презентация проекта.
Совместная деятельность с детьми
§ и др.
Совместная деятельность с родителями:
· « Питьевая вода и здоровье ребенка»
Реализация проекта
· Цикл занятий по исследовательской деятельности «Ходит Капелька по кругу».
· Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Что мы знаем о воде?».
· Конспект занятия по экологии «Где живет капелька?».
· Конспект занятия «Тайны воды».
· Конспект занятия «Без воды не обойтись».
· Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Эта волшебница-вода».
· Конспект занятия «Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды» с использованием опытно-исследовательской технологии.
· Конспект занятия «Природные явления»
· Конспект занятия «Явления природы».
· Конспект занятия «Вода. Свойства воды»
· Конспект занятия по аппликации с элементами экологии «Тучи по небу бежали».
· Конспект занятия по рисованию «Разноцветные капли дождя».
· Конспект занятия «Экспериментирование в изодеятельности: Рисование на воде. Техника Эбру.
· Конспект занятия по рисованию «Воспоминания о лете».
· Беседа с детьми «Вода-источник жизни»
· Беседа «Почему воду нужно беречь?»
· Чтение рассказа «Как люди речку обидели».
· Экологическая сказка «Королева-вода».
· Беседа с детьми «Поплотнее кран закрой- осторожен будь с водой».
· Беседа с детьми с рассматриванием иллюстраций «Путешествие капельки».
· Истории об окружающем мире для детей «Приключения капельки».
· Беседа с детьми с рассматриванием иллюстраций «Что такое облако и что такое дождь?»
· Темы наблюдений и поисковых задач в рамках реализации проекта.
· Вопросник с целью выявления уровня знаний о воде.
· Картотека игр-экспериментов с водой и льдом.
· Картотека опытов с водой.
· Эксперименты и опыты с объектами неживой природы.
· Карточки –схемы проведения опытов и экспериментов.
· Загадки про воду.
· Пословицы о воде.
· Загадки о воде в природе и ее состоянии.
· Цикл дидактических игр по познавательному развитию по теме «Вода».
· Подвижные игры.
· Игры с водой для детей старшего дошкольного возраста летом в детском саду.
· Подвижные игры на воде.
· Памятка для родителей «ОЛ питьевом режиме ребенка дома и в детском саду».
· Консультации для родителей:
§ «Поговорим о воде»
§ «Питьевая вода и здоровье ребенка»
§ «День воды»
· Приложения.
Список используемой литературы:
1. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011.
2. А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
3. Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
4. Дыбина О.В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., «Ребенок в мире поиска»6 Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О, В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
5. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2008.
6. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом»: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
7. Барышникова Г. Б. «Наша зеленая планета». Познавательные игры, конкурсы и праздники для начальной школы. /Г. Б. Барышникова; худож. С. В. Павлычева – Ярославль: Академия развития, 2007.
8. Скорлупова О. А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Вода». – М., ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
9. Шорыгина Т. А. «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации. – М., ТЦ Сфера, 2013.
10. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение», 2005.
11. Журнал «Дошкольное воспитание» № 7 2004, №7 2005
12. Журнал «Ребенок в детском саду» №3 2006
13. Н. Н. Авдеева, Г. Б. Степанова «Жизнь вокруг нас» Ярославль. – 2003.
14. Виноградова Н. Ф. «Рассказы – загадки о природе: книга для детей 5- 6 лет / Н. Ф. Виноградова. – 2-е изд. дораб. – М.: Вентана – Граф, 2012.
1. Материалы интернетсайтов:
2. http://doshvozrast.ru/index.htm (Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье);
3. http://www.ivalex.vistcom.ru/ (Все для детского сада);
4. http://detsadd.narod.ru/ (Воспитатель);
5. http://festival.1september.ru/ (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок») ;
6. http://www.detskiysad.ru/ (детский сад.ру).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.