Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад «Рябинка»
Проект
«Ямал - наш общий дом!»
в рамках реализации
национально-регионального компонента
с использованием интерактивного комплекса АЛМА
Вид проекта: информационно – познавательный, творческий
Сроки реализации: долгосрочный (2 года)
Составители:
Гайдамака Л.Л., зам. зав. по ВМР.
Прокопьева О.А., воспитатель МАДОУ.
г. Салехард, 2021
I. Пояснительная записка.
1.1.Обоснование актуальности проекта.
В государственном проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» четко обозначено, что система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Детский сад всегда особое внимание уделял задачи нравственно – патриотического воспитания. Представленный проект обеспечивает реализацию Федерального закона от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
Современная система дошкольного образования и ее содержание в контексте внедрения ФГОС ДО должны быть максимально приближены к местным национальным условиям жизни, а именно, одним из основных принципов дошкольного образования является учёт этнокультурной ситуации развития ребёнка. Введение регионального компонента в содержание основной образовательной программы МАДОУ позволяет организовать в детском саду систематическую и целенаправленную работу по ознакомлению дошкольников с основами краеведения, культурой и историей родного Ямала на уровне доступном их пониманию.
Содержание регионального компонента ориентировано на развитие и воспитание детей дошкольного возраста на базисе культурных традиций, нравственных ценностей, векового опыта соотечественников. Национально-региональный компонент предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом: ознакомление детей с устно-поэтическим творчеством ненецкого народа; с изобразительным и декоративно-прикладным искусством народов севера; с историко-географическими и природоведческими особенностями народов, живущих на севере.
Основными целями национально-регионального компонента (далее - НРК) являются:
- создание педагогических условий для успешной социализации личности в условиях региона ( Ямало-ненецкий автономный округ);
- обеспечение единства образовательного пространства.
Данный проект «Ямал – наш дом!» является инновационным дополнением к решению общих задач НРК в рамках основной образовательной программы (далее – ООП) МАДОУ с использованием методического интерактивного комплекса АЛМА «Региональный Компонент ЯНАО», который разработан при участии заслуженных педагогов России, на базе одного из дошкольных учреждений г. Новый Уренгой. Игровой познавательно-развивающий материал на красочном сенсорном устройстве не только знакомит детей с природой северного края и его культурными особенностями, но также способствуют развитию мелкой моторики, памяти, внимания и общей эрудиции.
1.2. Условия реализация проекта.
Гипотеза: Если в непрерывно-образовательную деятельность ввести систему мероприятий с использованием современного интерактивного оборудования по расширению знаний детей о ближайшем окружении и родном крае, то это позволит значительно повысить их осведомление в этой области, а также будет способствовать эффективному воспитанию патриотизма.
Противоречие:
- Проблема приобщения детей к истории и культуре своего народа в необходимости поиска наиболее эффективных путей, средств и методов формирования нравственного облика детей.
- Не в полной мере наличие достаточного интереса у родителей воспитанников МАДОУ к истории, национальной культуре Ямала, слабая заинтересованность в жизни коренных народов севера и их культуре.
- Дети старшего дошкольного возраста участвуют в общих мероприятиях (викторины, мастер-класс, конкурсы) в рамках сотрудничества с МКУ «Центральная библиотечная система», с детьми в рамках основной образовательной программы МАДОУ проводятся мероприятия (занятия, беседы, игры и т.д.) 1 раз в неделю. Вместе с тем, идея данного проекта возникла с целью обновления образовательной среды и приобретением интерактивного оборудования вместе с рабочими тетрадями.
1.3. Цель данного проекта:
- активизировать работу по НРК с использованием интерактивного комплекса АЛМА (36 учебно - игровых занятий), формирование духовно-нравственных начал у дошкольников и создание педагогических условий для успешной социализации личности в условиях региона; формирования патриотических чувств к родному краю, городу на основе ознакомления с бытом и жизнью народов Крайнего Севера, их характером, присущими нравственными ценностями, традициями, культурой.
1.4. Задачи:
Ø Помочь детям ощутить и осознать свою принадлежность к малой Родине – Ямалу, который стал общим домом для его жителей.
Ø Уточнение знаний детей о достопримечательностях родного города, к истокам его возникновения.
Ø Обогащать знания дошкольников о нашей Родине – Ямала.
Ø Познакомить детей с обычаями и традициями, народным творчеством народов севера, воспитывать чувство уважения к традициям и обычаям других народов.
Ø Воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края, развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё, беречь природу.
Ø Способствовать повышению активности родителей в воспитании у ребенка любви к родному краю, содействовать становлению желания принимать участие в социально значимых экологических акциях.
Ø Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды.
Вид проекта: информационно – познавательный, творческий
Сроки реализации: долгосрочный (2 года)
Участники: дети группы «Ромашка», родители, воспитатели.
Материально-техническое обеспечение
- Наличие специального помещения – кабинета дружбы народов,
интерактивный комплекс АЛМА «Региональный Компонент ЯНАО»,
рабочие тетради, атрибуты жизни в тундре (чум, предметы быта, одежды),
кукольный материал. Библиотека «Сказки народов Севера»
Дидактический материал:
- «Азбука экологии Северного Края»
- Картотека «Подвижные игры народов Севера»
- Картотека «Народные приметы»
- Картотека «Загадки, пословицы народов Севера»
- Сюжетно-ролевые, театрализованные игры /ненецкого народа/
- Альбомы «Животные северного края», «Северные просторы» /природа родного края, «Птицы нашего края», «Орнаменты севера»,
«Писатели и поэты нашего округа», «Растительный мир Севера»,
«Животный мир тундры», «Салехард – столица ЯМАЛА».
II Содержание проекта.
2.1. Блоки по реализации проекта «Ямал – наш общий дом!».
1 БЛОК – Национальный быт.
Окружающие предметы (уголок краеведения в группе, где находятся альбомы, открытки, национальные узоры, картотека подвижных игр народов севера и т.д.) закрепляют знания об окружающем, оказывают большое влияние на формирование патриотических чувств.
2 БЛОК - Знакомство с народным фольклором /сказки, песни, частушки, пословицы, поговорки и т.д./
В народном песенном фольклоре чудесным образом сочетается слово и музыкальный ритм. В устном творчестве как нигде отразились черты ненецкого характера, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к старшим, к труду человека, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
3 БЛОК - Знакомство с народными играми севера.
Народные игры привлекли внимание не только как жанр устного народного творчества. Заключающийся в них огромный потенциал для физического развития ребёнка побудил нас ввести народные игры в программу организации двигательной активности детей.
2.2. Основные направления работы по образовательным областям «Познание»
- Беседы.
- Проведение интеллектуальных игр.
- Создание фотоальбомов.
- Экскурсии.
- Посещение достопримечательностей города ( Обдорский острог, Никольская башня, МВК имени И.С. Шемановского, дом - музей им. Л. Лапцуя и т.д.)
- Знакомство с национальными поэтами, писателями.
- Чтение стихов, рассказов, легенд, сказок.
- Посещение с родителями Дня оленевода.
«Речевое развитие»:
- Развитие связной речи и расширение словарного запаса ненецкими словами обозначающие предметы обихода
- Изучение устного фольклора ненецкого народа:
загадки, пословицы, поговорки, потешки, сказки, заговоры, заклинания, обереги, считалки.
«Художественно - эстетическое развитие»
- Знакомство с художественными промыслами (кожа, мех, дерево, береста, бисер).
- Виды орнаментов, их символика.
- Прослушивание песен народа севера.
- Проведение досугов и тематических музыкальных праздников (день вороны, ко дню города, ко дню округа).
«Физическое развитие»
- Знакомство с народными играми народов севера.
- национальные виды спорта.
- Проведение соревнований, эстафет, игр, забав.
- Знакомство с национальными спортивными играми:
метание тынзана на хорей,
прыжки через нарты,
метание топора на дальность,
гонки на оленьих упряжках.
- Подвижные игры: «Солнце» (Хейро), «Каюр и собаки», «Олени и пастух», «Ловля оленей», «Отбивка оленей», «Оленьи упряжки», «Белый шаман»
- Выставка совместных поделок, фотовыставок.
- Участие в конкурсных мероприятиях города.
2.3. Ожидаемые результаты:
· Ребенок проявляет интерес к малой родине на севере.
· Хорошо ориентируется не только в ближайшем к детскому саду и дому микрорайоне, но и в центральных улицах родной станицы. Знает и стремится выполнять правила поведения в общественных местах.
· Ребенок проявляет любознательность по отношению к родной станице, округу
- её истории, природе, необычным памятникам, зданиям, достопримечательностям.
· С удовольствием включается в проектную деятельность, детское коллекционирование, создание мини-музеев, связанных с познанием малой родины.
· Ребенок проявляет инициативу в социально значимых делах: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами сельчан, жителей севера; стремится выразить позитивное отношение к пожилым людям.
· Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности: рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т.д.
· Повышение познавательной активности детей, развитие коммуникабельности и умения общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях.
III. Этапы реализации проекта
1 этап - проектно-организационный (2020-2021уч. г.)
Цель: Формирование компетентности педагогов по проекту:
· Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора.
· Создание уголка севера в группе и в кабинете дружбы народов с использованием УМК АЛМА.
· Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.
· Совместное составление плана работы над проектом.
2 этап - практический (2021-2022 уч. г.)
Цель: реализация плана проекта с детьми старшей группы МАДОУ.
Мероприятие/образовательное событие |
Формы и методы |
Образовательный продукт |
||||
Сентябрь 2021 |
||||||
1.НОД Ознакомление с окружающим «География полуострова Ямал, границы ЯНАО» (иметь представление о реках, Ледовитом океане, Карском море, находить на карте Уральские горы и т.д.) 2.Беседа в форме кругового сбора на тему: «День города». 3. СОД - аппликация (коллективная) на тему: «Осенний ковер» (природный материал), 2 пол. дня
|
1. Использование интерактивного глобуса 2. Выставка продуктивной деятельности на темы: «Праздник Салехарда», «Осень», «Мой город» «Осенний ковер» (на выбор детей и педагога).
|
Конспект НОД и презентация «Мой Салехард», Размещение на сайте. |
||||
Октябрь |
||||||
1. Просмотр видеоматериала о Ямале. 3.Экскурсия по городу, пункт назначения по желанию детей и родителей с соблюдением правил безопасности и ПДД (Обдорский острог , никольская башня, площадь Наследие, город сад, усадьба Ламбиных, библиотека «Точка Роста»)
|
1. Создание альбома «Салехард - мой любимый город!» 2.Работа в тетради «Алма» игра «Найди символ нашего округа» «Отметь флаг нашего округа»
|
Обновление уголка НРК в группе детского сада. Тематический альбом в кабинет дружбы народов |
||||
Ноябрь |
||||||
1.НОД «Основное занятие жителей Севера» 2. Знакомство с узорами народов севера. 3.Физкультурный досуг «Наш север!» (инструктор по физкультуре)
|
1. Алма – игры «Из какого животного делают чум».
2.Работа в тетради «Алма» «Выбери предметы одежды народов Севера»
3.Индивидуальная или подгруппая работа по теме «Обведи и продолжи узор»
|
Альбом тематический «Предметы одежды народов Севера»
Создание картотеки подвижных народных игр народов севера.
|
||||
Декабрь |
||||||
1. Участие в институциональном конкурсе творческих работ «Новогодняя игрушка»
2.Чтение - путешествие в страну сказок «Олешек и мышка».
3. Подготовка атрибутов для подвижных игр для января. Привлечь родителей.
|
1.Совместная деятельность – украшение группы и холла детского сада.
2. Индивидуальная и подгрупповая работа в тетради «Алма» «Найди 5 отличий»
|
Празднично оформленная группа с элементами северных мотивов ( дед мороз - Ямал ири).
Благодарности активным родителям от МАДОУ
|
||||
Январь 2022 (каникулярная «снежная» неделя) |
||||||
1.Театрализация - инсценировка ненецкой сказки (на выбор) например, «Лиса и дрозд» (музработник).
3.Коллективная аппликация - по ненецким народным сказкам «Рукавица» .
|
1.Вечер подвижных игр «Важенка и оленята», «Бездомный заяц» с использованием атрибутов.
|
Обновление уголка краеведения шапочками для подвижных игр (олененок, заяц, медведь). Показ сказки детям младшей группы |
||||
Февраль |
||||||
1. НОД - ознакомление с окружающим, Посещение тематической выставки в МВК И. Шемановского (при условии отсутствия ограничительных мер по ковиду). Расширить представления об обитателях флоры и фауне Севера.
2.Лепка диких животных северного края (ямальской тундры).
|
1.АЛМА материал познакомить с дикими животными, их среде обитания, повадками
2.Работа в тетради «Алма» Кроссворд – помоги медведю добраться до берлоги
|
Создать альбом о растительном и животном мире нашего края.
Картотека загадок Народов Севера
|
||||
Март |
||||||
1. НОД - ознакомление с окружающим на тему: «День оленевода».
2.СОД - вечер загадок. ненецкий фольклор, учить отгадывать загадки народов Севера, заучивание потешек и пословиц.
|
1.АЛМА - материал - покажи линией где поговорки народов севера а где – русские народные
2.Беседа с детьми на тему: «Как я провел день оленевода» + рисование по замыслу.
|
Видеозаписи детей.
|
||||
Апрель |
||||||
1.Участие в мероприятиях, посвященные Дню Земли. (интегрированное познавательно-музыкальное ) 2. НОД - «Что значит вечная мерзлота» 3.Участие в Неделе здоровья (подвижные игры, ролевая нагрузка на детей)
|
Использование интерактивного Глобуса.
|
Конспект НОД на тему: «Вечная мерзлота» Летом есть все условия для роста растений (свет, влага, тепло). Из-за нехватки тепла почва до конца не оттаивает. Такая структура почвы называется вечной мерзлотой (оттаивает только верхний слой земли) |
||||
Май 2022г. |
||||||
1.Диагностика по проекту «Ямал - наш общий дом!».
|
1. Индивидуальная работа в тетради «Алма» темы на выбор ребенка
|
Методическая нарезка по итогам проектной деятельности за 1 год.
Отчет о промежуточном этапе реализации проекта рассмотреть на заседании методического совета МАДОУ |
||||
июнь, июль, август Закрепление материла, сбор гербария, туристические походы с родителями, спортивные мероприятия, походы на берег реки и т.д. (по погодным условиям) Чтение сказок ненецких, хантыйских, коми, произведений писателей и поэтов Севера – Истомин, Ю.Шесталов, Е.Сусой и др.
|
||||||
Реализация проекта включает индивидуальную и подгрупповую работу в свободной образовательной деятельности (далее - СОД), проведение работы с родителями (законными представителями)
2 этап - практический (2022-2023 уч. г.)
Цель: Реализация плана проекта с детьми подготовительной группы .
Сентябрь 2022 |
|||
1.Утренний круг «Ягодный микс» с целью закрепления знаний о растительном мире тундры.
2. Чтение стихотворения «Если солнце как брусника» Ю.Шесталова (или на выбор)
|
1.Работа в тетради «Собери ягоду с ее названием» «Раскрась картинку» (гриб или ягоды)
2. Алма Дидактическая игра «Какая ягода попадает в корзину» 3. «Соедини ягоду с ее названием» |
Материал к дидактической игре «Собери ягоды в тундре» для уголка в группе.
ПРС - Игровой чемоданчик. |
|
Октябрь |
|||
1.НОД – ознакомление с окружающим. Целевая прогулка по городу – старинные улицы, храм апостолов Петра и Павла, городской сад, памятник Т.Сенькину.
2.Ччтение познавательной и художественной литературы «Авка», «Мышонок и олененок»
|
1.АЛМА - материал Закрепление знаний о диких животных Севера
2.Работа в тетради Кроссворд – «помоги медведю добраться до берлоги».
|
Создание ребусов по теме «Растительный и животный мир»
Пополнение альбома о животном мире нашего края |
|
Ноябрь |
|||
1. НОД интегрированное «О климате севера» Наступают полярные дни (день длинный, а ночь совсем короткая, на небе часто можно увидеть и солнце, и луну одновременно). Кухня (строганина из рыбы ) и т.д. 2. Открытое тематическое мероприятия для педагогов МАДОУ.
|
1.Вечер «литературные загадки»
2. Работа в тетради Кроссворд – «Найди следы зверей»
|
Систематизация перечня тем по северу.
Информация на сайт. |
|
Декабрь |
|||
1.Участие в институциональном творческом конкурсе «Новогоднее окно»
2.Участие в мероприятиях «День рождение округа» (10 декабря).
|
1. Чтение стихотворения ненецкого писателя Р.Ругина (на выбор детей и воспитателя), привлечь библиотеку при условии отсутствия ограничительных мер по ковиду. |
Дипломы за участие в конкурсах, портфолио детей. |
|
Январь (каникулярная неделя) |
|||
1.Физкультурный досуг «Наш Ямал!» (инструктор по физкультуре)
2. СОД – Рисование на тему «Птицы Севера»
|
1.Организация двигательной активности во время каникул на прогулке /физкультурном зале.
2. Работа по тетради Алма «Отметь птиц, которые обитают в нашем крае» «Отметь, кто НЕ обитает в нашем крае»
|
Презентация с использование ИКТ (Куб) на тему: «Птицы Севера»
Обновление атрибутов для подвижных игр народов Севера. |
|
Февраль |
||||
1.НОД – закрепление знаний о предметах быта /одежды народов Севера 2. Прослушивание аудиозаписи сказок или песен народов Севера 3. Чтение сказки «Кукушка»
|
1. Работа по тетради Алма «Выбери предметы быта /одежды народов Севера» |
Конспект НОД |
||
Март |
||||
1.НОД - ознакомление с окружающим на тему: « Национальные обряды, праздники, традиции северных народов – «День оленевода». Значение оленеводства.
2.СОД - Беседа на тему: «Чум – дом ненцев». Что значит «Умный» чум
|
1.АЛМА - материал «Помоги ненцу добраться до своего чума»
2.Прослушивание песен народов севера (гимн ЯНАО) |
Конспект НОД Литературные загадки
ПРС - Игровой чемоданчик. |
||
Апрель |
||||
1.НОД – ознакомление с окружающим Эко! «Правила поведения в природе/тундре». О загрязнении бытовыми отходами тундры. О бесконтрольном вылове рыбы.
2. СОД – квест на тему экологии. |
1.АЛМА - материал «Обведи по точкам и раскрась олешка»
|
Чек-лист / памятка для детей и взрослых (не мусорить, ходить только по тропинкам в тундре, не шуметь..) Правила разведения костра и т.д.
Информирование Родителям |
||
Май 2023 |
||||
1.Диагностика по проекту «Ямал - наш общий дом!».
3. Оформление итоговых материалов с целью обобщения опыта |
1.Выступление на педсовете по проекту «Ямал – наш общий дом!».
2. Представление образовательных продуктов
|
Отчет о реализации проекта рассмотреть на заседании методического совета МАДОУ. Проблемы и их решение. Обобщение опыта на образовательных площадках (онлайн и офлайн) |
||
июнь, июль, август Закрепление материла. Посещение музея Неелова (губернатора ЯНАО)
|
||||
3 этап – итоговый
Цель: Оценка и представление результатов реализации проекта в любой форме (открытое итоговое мероприятие в форме квеста, викторины, КВН, занятия/презентация)
Обобщение результатов работы/методнаработки
Значение интерактивного пособия АЛМА
Анализ деятельности (определение проблемного поля по реализации проекта)
Итоги реализации на сайт МАДОУ (вкладка «Инновационная деятельность»)
V. Диагностическая карта
В - высокий уровень
С - средний
Н - низкий
Уровни оценки усвоения материала в рамках проекта
Высокий - Знает своё имя, фамилию, пол, адрес, членов семьи, место работы родителей, проявляет активный познавательный интерес к прошлому и настоящему своего народа, своей семьи, родного города, природе родного края. Знает некоторые сведения об его истории, достопримечательностях, знаменитых людях, представителей природных сообществах Севера. Проявляет интерес к стране, в которой живёт. Выражает положительное отношение к миру, к своему городу, дружбе, ко всему живому. Правильно понимает эмоциональное состояние других, активно выражает готовность помочь. Стремиться к самостоятельности.
Средний - Знает своё имя, фамилию. Может назвать членов семьи. Выражает интерес к прошлому и настоящему своего народа, семьи, города, природе севера. Имеет представления о природных богатствах края, достопримечательностях города. Внимательный к эмоциональному состоянию других, проявляет сочувствие. По-доброму относится к людям, живой природе. Осуществляет элементарный самоконтроль.
Низкий - Знает своё имя, фамилию. Затрудняется ответить на вопрос, где работают и чем занимаются родители. Имеет некоторые представления о прошлом своего народа, его культуре. Проявляет неустойчивый интерес к истории своего города, его достопримечательностям. Слабо ориентируется в эмоциональных состояниях окружающих, наряду с добрыми поступками часто наблюдаются проявления негативного поведения и отношения к окружающему миру.
Список литературы:
1. «Ямальский меридиан» общественно-политический историко-культурный журнал, 2010 -2021гг.
2. Истомин И. « Ненецкие сказки», Департамент по делам коренных малочисленных народов Севера ЯНАО, 2008г.
3. Красная книга ЯНАО. Животные, растения, грибы/Отв.ред. Л.Н.Добринский. Екатеринбург Изд-во Урал. Ун-та 1997. 240с.: ил.
4. Харючи Г.П. «Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса Ядне Н. Н. «Я родом из тундры».
5. ЯНАО Природа Ямало- Ненецкого автономного округа Екатеринбург Издательство уральского университета.
6. Богатеева З.А. «Аппликации по мотивам народного орнамента в детском саду», издательство «Просвещение» 1992г.
7. Источники интернет сайтов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.