ПРОЕКТ «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
Опытно – исследовательская деятельность
для детей старших возрастных групп
Что я слышу – забываю
Что я вижу – я помню.
Что я делаю – я понимаю.
(Конфуций)
Актуальность.
Опытно-экспериментальная деятельность – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и является одной из актуальнейшей проблем современности.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Опытно-экспериментальная деятельность обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач.
Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.
Опытно -экспериментальная деятельность тесно связанна со всеми видами деятельности, с такими, как наблюдение и труд, развитие речи, изобразительная деятельность, формирование элементарных математических представлений.
Формирование у дошкольников познавательного интереса в различных областях знаний и видах деятельности является одной из важнейших задач развития дошкольника. Именно уровень развития познавательной деятельности ребенка определяет готовность к усвоению школьной программы. Познавательные интересы формируются не сразу, поэтому очень важно уделять должное внимание их развитию в дошкольном детстве.
Метод экспериментирования один из эффективных методов познания закономерностей, явлений и становления основ культурного познания ребёнком окружающего мира. Достоинством этого метода является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопления умственных умений. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах окружающего мира. В процессе эксперимента активизируются мыслительные процессы, обогащается память, данный вид работы вызывает у ребенка интерес к изучению чего - то нового, к дальнейшему исследованию природы, что соответствует условиям формирование познавательного интереса с учетом ФГОС ДО.
Знания добытые самостоятельно осознанные и более прочные.
Таким образом, поисково-познавательная деятельность, решение проблемных ситуаций совершенствуют умения детей анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск ее решения, делать выводы и аргументировать их, уметь сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира. Приоритет в работе по данному направлению отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и осознанию происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.
Тип проекта: информационно-исследовательский;
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители;
Срок реализации проекта: в течение учебного года.
Цель проекта: формирование познавательных интересов детей через опытно – экспериментальную деятельность.
Задачи проекта:
- создать условия для экспериментальной деятельности;
- формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;
- расширять перспективы развития поисково – познавательной деятельности детей;
- познакомить с различными свойствами веществ, основными физическими явлениями, видами и характеристиками движения;
- упражнять детей проводить элементарные опыты;
- развивать психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
- стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации;
- развивать речь, пополнить словарный запас;
- формировать способность анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное умение выдвигать предположения, устанавливать причинно – следственные связи и делать выводы;
- развивать аккуратность, ответственность и последовательность;
- воспитывать самостоятельность
- развивать интерес к изучению нового.
ЭТАПЫ РЕАЛИАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 ЭТАП – АНАЛИТИЧЕСКИЙ . Задачи этапа: анализ ситуации, определение основных его целей: расширение представлений детей об окружающем мире через собственную экспериментальную деятельность.
2 ЭТАП – ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ. Задачи этапа: скоординировать действия педагогов, детей, родителей по созданию предметно развивающей среды,
разработать основные методические материалы и изготовить необходимые дидактические пособия.
3 ЭТАП – ПРАКТИЧЕСКИЙ. Задачи: осуществление экспериментальной деятельности детей для расширения знания об окружающем мире.
4 ЭТАП – ИТОГОВЫЙ. Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий.
МОДЕЛЬ ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Ресурсное обеспечение проекта:
1. Центр науки группы.
2. Методический инструментарий (конспекты познавательно – развивающих занятий)
3. Оборудование для исследовательской деятельности.
4. Библиотека юного исследователя.
Основные средства:
1. вовлечение родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместной с ребёнком деятельности;
2. подготовка оборудования, материалов и инструментов;
3. обогащение центра науки группы;
4. создание электронной презентации по теме реализации проекта;
Методические приемы:
- наблюдения;
- создание проблемных ситуаций;
- экспериментирование;
- рассказы, сказки, загадки, стихи, поговорки;
- дидактические игры;
- моделирование;
- трудовые поручения.
Формы работы:
- занятия путешествия;
- занятия – эксперименты;
- целевые прогулки;
- циклические наблюдения;
- проектная деятельность;
-трудовая деятельность;
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Для детей:
- высказывать предположения об ожидаемом результате;
- определять цель деятельности, условия её достижения;
- с помощью взрослого составлять модель этапов деятельности;
- уметь сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность;
- анализировать, выявлять существенные признаки веществ, материалов, предметов, особенности их взаимодействия;
- анализировать объекты, предметы и явления окружающего мира, их внутренние и внешние связи, противоречивость их свойств, изменение во времени.
- уметь самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом, достигать результата и обозначать его с помощью условного символа. По обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действия с ним;
Для педагогов:
- повышения теоретического опыта и профессионализма,
- внедрение современных форм и методов работы по экспериментальной деятельности дошкольников,
- личностный и профессиональный рост,
- самореализация.
Для родителей:
- повышение уровня экологического сознания,
- расширение опыта взаимодействия с детьми.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Содержание деятельности |
Деятельность |
Результат |
Подбор литературных произведений, научно – познавательной и методической литературы по детскому экспериментированию |
Чтение, заучивание, рассматривание иллюстраций |
Создание мини - библиотеки |
Подбор материалов для опытов с воздухом |
Рассматривание, наблюдение, эксперименты с воздухом, познавательные занятия о свойствах воздуха |
Создание в «Лаборатории природы» уголка «Ветерок», расширение знаний детей о свойствах воздуха |
Подбор материалов для опытов с водой |
Рассматривание, наблюдение, эксперименты с водой, познавательные занятия о свойствах воды |
Создание в «Лаборатории природы» уголка «Капелька», расширение знаний детей о свойствах воды |
Подбор материалов для опытов с почвой |
Рассматривание, наблюдение, эксперименты с почвой, познавательные занятия о свойствах почвы |
Создание в «Лаборатории природы» уголка «Юный почвовед», расширение знаний детей о свойствах почвы |
Подбор материалов для опытов с минералами
|
Рассматривание, наблюдение, эксперименты с минералами, познавательные занятия о свойствах минералов |
Создание в «Лаборатории природы» уголка «Юный геолог», расширение знаний детей о свойствах и видах минералов |
Подбор материалов для опытов с растениями
|
Рассматривание, наблюдение, эксперименты с растениями, познавательные занятия о жизнедеятельности растений |
Создание в «Лаборатории природы» уголка «Цветик - семицветик», расширение знаний детей о свойствах и видах растений |
Подбор материалов для опытов с магнитами
|
Рассматривание, наблюдение, эксперименты с магнитами, познавательные занятия о свойствах магнитов |
Создание в «Лаборатории природы» уголка «Магнит», расширение знаний детей о свойствах магнитов |
Подбор материалов для опытов со светом
|
Рассматривание, наблюдение, эксперименты со светом, познавательные занятия о свойствах света |
Создание в «Лаборатории природы» уголка «Лучик», расширение знаний детей о свойствах света |
Подбор материалов для опытов с звуком
|
Рассматривание, наблюдение, эксперименты со звуком, познавательные занятия о свойствах звука |
Создание в «Лаборатории природы» уголка «Колокольчик», расширение знаний детей о свойствах звука |
Подбор измерительных приборов |
Обучение действиям с измерительными приборами. |
Создание в «Лаборатории природы» уголка «Измерительные приборы» |
«Самый интересный опыт» |
Проведение занимательных опытов |
Расширение знаний детей о различных сторонах окружающей природы |
Викторина «Почемучка» |
Отгадывание загадок, ответы на вопросы |
Развитие любознательности, расширение кругозора |
Праздник «Эксперимент – шоу» |
Проведение опытов, музыкальная и театрализованная деятельность |
Повышение эмоционального настроя детей, развитие любознательности и кругозора |
Календарно – тематическое планирование
Месяц |
Неделя |
Тема |
Программное содержание |
Сентябрь |
1 |
«Детская лаборатория» |
Уточнить представления о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство). Дать представления о правилах поведения в детской лаборатории. |
2 |
«Наши помощники - органы чувств» |
Определить значимость органов чувств (уши, язык, глаза, нос). |
|
Раздел «Капелька»
|
|||
3 |
«Волшебная вода» |
Познакомить с основные свойства воды (нет вкуса, запаха и цвета, формы), текучесть и прозрачность воды |
|
4 |
«Вода – растворитель» |
Выявить вещества, растворяющиеся в воде. Познакомить с понятием растворимость. |
|
Октябрь |
5 |
«Путешествие капельки» |
Познакомить с круговоротом воды в природе. Объяснить причину выпадения осадков в виде снега. Доказывать правильность своего мнения. Сравнить свойства воды, льда, снега; выявить особенности их взаимодействия. Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска. |
Раздел «Ветерок» |
|||
6 |
«Этот удивительный Воздух» |
Познакомить с основными свойствами воздуха: нет формы, невидимый, воздух может перемещаться, и содержится в различных предметах. |
|
Раздел «Колокольчик» |
|||
7 |
«Звук» |
Познакомить с основными свойствами звука: сила звука, источник звука, звонкий - глухой |
|
|
Раздел «Лучик» |
||
8 |
«Волшебный свет и тень» |
Познакомить со свойствами света. Понять значения: прозрачный, непрозрачный, полупрозрачный, образование теней, яркость света. Понять, как образуется тень, её зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение. Изготовление фигурок для теневого театра |
|
Ноябрь |
Раздел «Измерительные приборы» |
||
9 |
«Что такое масса, длина и высота» |
Показать, что предметы бывают тяжёлые – легкие, длинные – короткие, высокие – низкие. |
|
10 |
Компас |
Сформировать представления о компасе, учить детей с помощью компаса определять стороны света – север, юг, запад, восток. |
|
11 |
Термометр и температура.
|
Познакомить с понятием «температура»; формировать представление о приборе для измерения температуры – термометре. |
|
12 |
«Водяные весы»
|
Познакомить с изготовлением и работой водяных весов; закрепить знания о том, что при погружении в воду предметов, уровень воды поднимается. |
|
Декабрь |
Раздел «Юный почвовед» |
||
13 |
«Песок» |
Выявить значение почвы |
|
14 |
«Глина. Камень» |
Выявить сходства и различие свойств глины и камня. Изготовление игрушки из глины. |
|
15 |
«Почва» |
Выделить основные свойства мокрого и сухого, откуда берётся песок, способность впитывать жидкости. |
|
Раздел Мир предметов |
|||
16 |
«Дерево» |
Познакомить со свойствами дерева: не тонет в воде, дерево легче металла, как узнать, сколько лет дереву. |
|
январь |
17 |
«Бумага» |
Познакомить с основными свойствами бумаги (рвется, режется, намокает, издаёт звук). Изготовление игрушки из бумаги. Познакомить с различными видами бумаги (салфеточная, писчая, обёрточная, чертежная) |
18 |
«Металл» и «Пластмасса» |
Познакомить с металлом, его качествами и свойствами Познакомить с пластмассой с её свойствами и качествами |
|
19 |
«Ткань» |
Познакомить со свойствами ткани: впитывает воду, не рвется, не мнётся, режется. Познакомить с различными видами тканей, формировать умение сравнивать качества и свойства тканей. коллекции «Разные ткани» |
|
20 |
«Резина» |
Познакомить со свойствами резины и её качествами. |
|
Март |
21 |
«Самое удивительное вещество на земле» |
Установить зависимость изменений в природе от сезона. Снег – вода. Выделить основные свойства снега и льда. Наблюдение за сосульками. |
Раздел Цветик-семицветик |
|||
22 |
«О мире растений» |
Определить факторы внешней среды необходимые для роста и развития растений |
|
23 |
«Как дышат растение» |
Определить какие части растения участвуют в дыхании, нужен ли корешкам воздух, установить, что растение выделяет кислород |
|
24 |
«Строение, значение, функции и видоизменения частей растения» |
Функции корней, строение растений, испарение влаги с листьев, взаимосвязь между структурной поверхностью листьев и потребностью их в воде |
|
Апрель |
25 |
«Цветы в вазе» |
Установить какие цветы сохраняются дольше: срезанные или оставшиеся на растении. |
Раздел «Юный геолог» |
|||
26 |
Сталактиты и сталагмиты |
Выяснить, что такое кристаллы. Кристаллы состоят из воды и растворенных в ней минералов. |
|
27 |
Янтарь |
опытным путем выявить свойства янтаря |
|
Раздел «Магнит» |
|||
28 |
«Магнит» |
Познакомить с магнитом. Выявить предметы, которые притягиваются, на каком расстоянии и установить силу притяжения через различные материалы. |
|
май |
Раздел Интересный опыт |
||
29 |
«Секретные записи»
|
Выявить возможность использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления: нагревание, йодная настойка. Развивать у детей самостоятельность. |
|
30 |
«Дружба красок» |
Определить свойства красок, их смешивание. Рисование красками. |
|
31 |
«Волшебная расческа» |
Знакомство со статическим электричеством |
|
32 |
«Мыло-фокусник»
|
Познакомить со свойствами и назначением мыла; развивать наблюдательность, любознательность. Делаем мыльные пузыри |
|
|
|
Викторина |
|
|
|
Праздник |
Список литературы:
1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
2. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 144 с. (Серия «Программа развития»)
3. Козлова С. А. парциальная программа «Я - человек» Школьная пресса, 2012 г.
4. Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010 -112 с.
5. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 64с.
6. Рыжова Н. А. Воздух-невидимка.: пособие по экологическому образованию дошкольников. ‒ М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. – 128 с. : ил.
7. Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 208 с.
8. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность для среднего и старшего дошкольного возраста». Издательство: "Детство-Пресс" (2015)
Приложение 1
Викторина «Почемучка»
Цель:
- закрепить зания детей об окружающем мире,
- развивать смекалку, быстроту реакции, любознательность,
- развивать элементы соревновательности,
- воспитывать командный дух,
- создать эмоционально – положительное настроение.
Ход игры:
Дети входят в зал под музыку В. Шаинского «Ужасно интересно, все то что неизвестно». Дети делятся на 2 команды: «Знайки» и «Умки». Объясняются правила игры. После выполненного задания капитан поднимает флажок. За каждый правильный ответ 1 балл.
Предлагаю я ребятам
В этот конкурс поиграть.
На серьезные вопросы,
Вам придется отвечать.
За одну минуту только
Вы должны нам дать ответ.
А жюри потом оценит,
Был он правильным иль нет.
Вопросы: 1. Почему в мороз не бывает дождя, а только снег?
2. Почему под одеялом тепло?
3. Что такое эхо?
4. Кто раскрасил радугу?
5. Почему Земля вращается, а люди не падают?
Игра – эстафета «Кто быстрее донесет воздушный шар на ракетке»
Загадки:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый и все же,
Без него мы жить не можем. (Воздух)
Чист и ясен как алмаз,
Дорог не бывает.
Он от матери рожден,
Сам её рождает. (Лед)
Ты за ней, она от тебя,
Ты от неё, она за тобой. (Тень)
Живет без тела,
Говорит без языка.
Никто его не видит,
А всякий слышит. (Эхо)
Игра – эстафета «Кто быстрее перенесет воду»
Вопросы:
1. Может ли вода быть твердой? (да)
2. Летучая мышь видит ушами в полной тишине? (да)
3. Умеет ли ветер работать? (да)
4. Черепаха видит все только зеленым? (да)
Жюри подсчитывает баллы. Награждение участников.
Приложение 2.
Праздник «Эксперимент – шоу»
Под музыку входит Фокусник. Он приглашает всех поиграть в цирк. Первым номером цирковой программы танец «Волшебные бутылочки». Дети исполняют танец, вода в бутылочках, которые дети держат в руках, становится цветной (на крышки нанесена гуашь)
Следующий номер программы: дети в костюмах белых медведей приносят разноцветные льдинки и припаивают к ним нитки с помощи соли.
Следующий номер программы: «Вальс цветов». Девочки исполняют вальс с бутонами бумажных цветов. В конце танца девочки отдают цветы фокуснику, он опускает их в теплую воду и цветы распускаются.
Волшебница выращивает кристаллы из соли.
Фея Радуга показывает превращение цветов (смешение красок).
Лазерное шоу. Дети с фонариками в руках танцуют под веселую музыку.
Клоун пытается надуть шарики, но ничего не получается. Дети помогают ему надуть при помощи охлажденной бутылки, насоса. Клоун дарит всем по шарику.
Парад – алле участников.
Приложение 3.
Занятие. Тема: «Путешествие капельки»
Задачи:
- уточнить представления детей о свойствах воды,
- развивать умение действовать во алгоритму,
- развивать любознательность, мыслительные операции.
Материалы и оборудование:
Таз с водой, воронки, сосуды различной формы, соломинки для коктейля, передники, ведерки.
Ход занятия:
В гости к детям пришла Капелька предлагает детям разгадать кроссворд. В первой клеточке буква, с которой начинается слово, обозначающее птицу, которая носит имя Каркуша. Второе слово, обозначает время года, когда бывает листопад.Третье слово, обозначает растение, которое имеет ствол и крону. Четвертое слово, обозначает последний месяц лета. Из начальных букв дети выкладывают слово «вода».
Дети опытным путем выявляют, имеет ли вода цвет, запах, вкус.
Переливая воду в сосуды разной формы, дети выявляют, что вода не имеет формы.
Дети смотрят сквозь воду в стаканчике, видят игрушки, картинки, это говорит о том, что вода прозрачная.
Дети выясняют, что вода может растворять: краски, сахар, масло, соль, мука. Результаты записываются в таблицу.
Дети очищают воду с помощью марли, салфетки, ткани.
В конце занятия, все выводы заносятся в тетрадь наблюдений.
Приложение 4.
Занитие. Тема: «Свойства воздуха»
Задачи: - расширять представления детей о свойствах воздуха,
- закрепить умение пользоваться чашечными весами,
- познакомить с историей изобретения воздушного шара,
- развивать аналитико – синтетическую деятельность.
Материалы и оборудование: веер, листы бумаги, кусочек апельсина. Духи, ванилин, чеснок. Воздушные шарики, чашечные весы, миска, бутылки, насосы.
Ход занятия:
К детям в гости приходит Знайка, загадывает загадку:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь,
Он невидимый, но все же,
Без него прожить не можем. (Воздух)
Вопрос: - Для чего нужен воздух?
- Можем ли мы его увидеть? (Воздух невидимый прозрачный)
- Имеет ли воздух запах? (нет) Затем брызнуть духами и объяснить, что в воздухе запахло духами.
Предложить детям взвесить надутый и ненадутый шарик. При помощи чашечных весов дети взвешивают шарики, а затем делаю вывод, что воздух имеет вес.
Предложить детям надуть воздушный шар интересным способом. Воспитатель вносит бутылку с охлажденным воздухом, надевает на горлышко воздушный шар, затем ставит бутылку в горячую воду. Шарик начинает надуваться. Дети делают вывод: Воздух при нагревании расширяется.
Знайка рассказывает о изобретении воздушного шара. «Первый воздушный шар построили братья Жозев и Жак Монгольфье в 1783 году. Шар был сделан из бумаги и ткани. Братья наполнили его горячим воздухом, потому что горячий воздух теплее холодного. Первыми пассажирами стали овца, утка и петух. Их полет продолжался 8 минут. Потом стали летать и люди. Эти полеты стали популярным видом спорта.»
Предложить детям надуть шарики насосом. В конце занятии дети заносят результаты в дневник наблюдений.
Приложение 5.
Занятие «Янтарь – подарок Балтийского моря»
Задачи: - опытным путем выявить свойства янтаря,
- развивать любознательность,
- продолжать формировать познавательный интерес к природе.
Ход занятия:
Воспитатель предлагает детям посетить мини – музей «Янтарная комната» в детском саду. В музее воспитатель рассказывает о «Музее янтаря» в Калининграде. Рассматривают экспонаты музея. Вопросы: - Где добывают янтарь? Из чего получился янтарь? Что из него делают?
Воспитатель обращает внимание, что янтарь – уникальный минерал Балтийского моря.
Предлагает детям выяснить свойства янтаря.
1. Какой янтарь по цвету? (обратить внимание, что янтарь имеет разные оттенки)
2. Предложить сравнить янтарь по весу с другими минералами.
3. Плавает ли янтарь в воде?
4. Является ли янтарь прозрачным? (Смотрят через янтарь)
5. Предложить потереть янтарь о ткань, а затем поднести к бумаге: янтарь притягивает бумагу (имеет магнетические свойства)
6. Потереть янтарь на терке: янтарь крошится.
Предложить детям занести выявленные свойства в тетрадь наблюдений.
Приложение 6.
Занятие. Тема: «Путешествие в Страну Камней»
Задачи:
- дать первоначальные сведения о минералах и горных породах,
- учить наблюдать, сравнивать, делать выводы,
- расширять кругозор детей.
Материалы: коллекция минералов, сосуд с водой, игрушка гномика, соль, горячая вода, нитка.
Ход занятия:
В гости к детям приходит гномик. Он рассказывает, что живет под землей и видел там много интересного и хочет поделиться этим с ребятами. Рассказ гномика: «Страна камней находится у нас под ногами. В этой стране много жителей, все они разные. У каждого камня есть имя. Ученые их называют минералами и горными породами. Минералы и горные породы есть не только на Земле, но и на других планетах. У камней бывают интересные названия, например, аквамарин похож на воду. Чароит бал найден на реке Чара»
Гномик предлагает рассмотреть его коллекцию минералов. Игра «Придумай камню имя». Затем гномик показывает некоторые минералы и называет из (гранит, уголь, мел, аквамарин и др.)
Игра «Разложи образцы». Предложить разложить образцы по следующим признакам: по цвету, прозрачные непрозрачные, блестящие – неблестящие, плавающие – тонущие.
Гномик предлагает детям вырастить свой минерал.
Опыт «Выращиваем кристалл». В банку по металлической ложке наливаем горячую воду. Воду подкрашиваем акварельной краской. Засыпаем в воду соль и размешиваем. Ставим банку в таз с кипятком. Насыпаем в банку соль, пока она не перестанет растворяться. На середину палочки привязываем нитку с петелькой или скрепкой на коце. Нитка должна доходить до середины банки. Карандаш кладем на середину банки, и нитку с петелькой опускаем в раствор. Осторожно вынимаем банку из тазика и ставим в место, где банку никто не будет беспокоить. Нитка в течение недели или двух обрастет кристалликами соли.
Гномик задает вопросы: - Что понравилось на занятии? Какие минералы вы запомнили?
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.