МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 64
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ № 64
__________С.И. Басенцян
«___»_________2020г.
ПРОЕКТ
«ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ - НАШЕ БУДУЩЕЕ»
на 2020-2023гг.
г. Нижний Тагил
2020г.
1. |
Целевой раздел …………………………………………….. |
3 |
1.1. |
Актуальность проекта ……………………………………… |
3 |
1.2. |
Нормативная правовая база проекта ……………………… |
6 |
1.3. |
Цель и задачи проекта ……………………………………… |
8 |
1.4. |
Планируемые результаты реализации проекта …………… |
9 |
2. |
Содержательный раздел ………………………………….. |
10 |
2.1. |
Основные этапы реализации проекта ……………………... |
10 |
2.2. |
Основные блоки реализации проекта ……………………... |
14 |
2.2.1. |
Педагогический блок ………………………………………. |
14 |
2.2.2. |
Психолого – педагогический блок ………………………… |
15 |
2.2.3. |
Оздоровительный блок …………………………………….. |
19 |
3. |
Организационный раздел ………………………………… |
22 |
3.1. |
Условия реализации проекта ………………………………. |
22 |
3.1.1. 3.1.2. |
Материально – технические условия реализации проекта. Финансовое обеспечение реализации проекта…………… |
22 24 |
3.1.3. |
Кадровые условия реализации проекта …………………… |
24 |
3.1.3. |
Информационно- методическое обеспечение проекта …… |
24 |
3.2. |
Вероятные риски и пути их снижения ……………………. |
25 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Целевой раздел
1.1. Актуальность проекта
Здоровье человека - необходимое условие для реализации всех заложенных в человеке возможностей - это основа основ достижения любых успехов. Забота о своём здоровье позволяет жить полноценной во всех отношениях жизнью. 2020-й год «подбросил» человечеству немало хлопот, связанных с пандемией коронавируса. Уже более полугода мы живем в новых жизненных условиях. У нас появились новые увлечения и стабильные карантинные привычки. Детям регулярно напоминается о соблюдении правил личной гигиены:
· Мытье и дезинфекция рук.
· Смена одноразовых масок каждые 3 часа.
· Ежедневная стирка и глажка тканевых масок.
· Обработка обуви и рабочих поверхностей.
· Контроль своего самочувствия и состояния здоровья.
· Доступ к одноразовым салфеткам и антисептикам.
· Обработка одежды и обуви ребенка, отдельная маска для улицы и для помещения, температурный скрининг – все это рутинные дела для российского школьника. Государственными органами разработаны четкие Рекомендации по организации работы образовательных учреждений в условиях COVID-19. гибкий график начала и окончания рабочего дня;
· проведение некоторых занятий на свежем воздухе;
· смешанная форма обучения – некоторые занятия проводятся в классе, некоторые – дистанционно;
· распределение входа/выхода в помещение школы для разных возрастных категорий учащихся;
· лекции по гигиеническому воспитанию;
· уборка и проветривание помещений несколько раз в день;
· дезинфекция помещений после занятий;
· социальная дистанция в классе должна быть не менее 1,5 метра;
· установленное время для посещения столовой (для каждого класса отдельная перемена);
· дезинфекция рук и температурный контроль при входе в учебное заведение;
· спортивные занятия на открытом воздухе (при благоприятных погодных условиях).
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС. Если раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на физическом состоянии здоровья ребенка, то теперь во главу угла поставлено общее здоровье: физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное. И теперь задача учителя — не просто вести уроки в чистом кабинете, следить за осанкой и проводить физкультминутки. Важнее создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе, формирующую Личность. То есть, по нормативам ФГОС подход к сохранению здоровья ребенка и обеспечения его безопасности стал всеобъемлющим, многогранным, затрагивающим множество аспектов.
При организации работы, ориентированной на формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни, в настоящее время используется комплексный подход. Тематика здоровья, так или иначе, пронизывает весь образовательный подход. Темы здоровья достаточно легко интегрируются в уроки биологии, химии, географии, обществознания, математики, иностранного языка. Накоплен большой методический материал проведения уроков здоровья или минуток здоровья по всем предметам. Уроки физической культуры по сравнению с другими уроками предоставляют дополнительные возможности для формирования здорового образа жизни. Помимо двигательных способностей у подростков развиваются волевые качества личности, произвольная регуляция поведения, формируются нравственные качества.
Большой потенциал заложен в таких мероприятиях, как дни здоровья. Общение учащихся с педагогами в неформальной атмосфере способствует возникновению доверительных отношений. Дни здоровья стимулируют интерес детей и побуждают их к активному участию в деятельности.
Здоровье ребенка можно считать нормой, если он: умеет преодолевать усталость (физический аспект здоровья); проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемостъ (интеллектуальный аспект здоровья); честен, самокритичен (нравственное здоровье); коммуникабелен (социальное здоровье); уравновешен (эмоциональный аспект здоровья).
С этих позиций разработан проект «ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ - НАШЕ БУДУЩЕЕ», которая ориентирована на педагогов, осуществляющих повседневную работу с обучающимися и их родителями.
Всем известно, что приоритетом российской государственной политики на современном этапе является всесторонняя забота об охране жизни и здоровья населения, обеспечение условий, способствующих сохранению и развитию физического, психического и нравственного здоровья нации. Поэтому и проблема здоровья учащихся вышла из разряда педагогических и обрела социальное значение.
Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Но последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе состояние здоровья ухудшается в несколько раз.
Основополагающие приоритеты для педагогики оздоровления следующие:
· Здоровый ребёнок – практически достижимая норма детского развития.
· Оздоровление – не совокупность лечебно – профилактических мер, а форма развития психофизиологических возможностей детей.
· Индивидуально – дифференцированный подход – основное средство оздоровительно – развивающей работы с учащимися.
Изучая динамику состояния здоровья детей в нашей школе, мы обратили внимание на следующий обеспокоивший нас факт: рост количества детей, поступающих в первый класс, имеющих проблемы со здоровьем. Заболеваемость детей школьного возраста держится на высоком уровне и составляет примерно заболеваний на 1000 детей, так как каждый школьник на протяжении учебного года условно болеет 2,4-2,6 раза. Это свидетельствует о низкой сопротивляемости организма к патогенным микроорганизмам и вирусам, а также к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. У современных учащихся стали чаще выявлять такие нарушения физического развития, как избыток массы тела.
Каждый пятый школьник оканчивает школу с хроническим заболеванием или даже инвалидностью, по данным медиков ухудшение состояния здоровья происходит в 7 лет, в 10 лет и в период с 12 до 17 лет.
Имеется гипотеза, что отрицательное воздействие школьной среды и, прежде всего учебных перегрузок в начальной школе составляет порядка 12%, а в старших классах несколько больше 20 % . В школу поступают примерно 70% здоровых детей, а среди выпускников таковыми оказываются только 10%. Наблюдается постепенное ухудшение зрения с 5-8 класса. Изменение зрения у этой группы детей составляет 6%.Значительные нарушения зрения наблюдаются у учеников с 9-го по 11-ый класс и составляет 12%.
Нам удалось выявить факторы, пагубно влияющие на состояние здоровья учащихся и учителей школы:
- Интенсификация учебного процесса (постоянное увеличение темпа и объема учебной нагрузки) - несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям программы;
-несоблюдение элементарных физиологических, гигиенических требований к организации учебного процесса;
- недостаточная квалификация педагогов в вопросах развития и охраны здоровья, несоблюдение принципов здорового образа жизни ценности здоровья учащихся и учителей;
- безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Здоровье сбережение - это совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью его участникам. При этом обязательно выполнение следующих условий:
1. Учет индивидуальных особенностей детей;
2. Получение оптимальных результатов обучения при минимально необходимых затратах времени и сил учащихся;
3. Обеспечение и поддержание благоприятного морально-психологического климата в классном коллективе;
4. Обучение ребенка самостоятельной собственной защите от стрессов, обид, оскорблений.
Цивилизованное общество строится здоровыми людьми. Мы говорим: «Будущее наших детей – в наших руках». Значит, от нас зависит, каким будет здоровье наших детей через год, через десять лет. Станет ли здоровый образ жизни, надёжным спутником нового поколения? Проблемы здоровья важны и актуальны в любом возрасте, поэтому любое учебное заведение первоочерёдной задачей ставит воспитание физически, психологически и морально здорового ребёнка.
1.2. Нормативная правовая база проекта
Проект «Здоровые дети – наше будущее» разработан в соответствии с документами федерального и регионального уровня:
1. Конвенция о правах ребёнка (1989г.);
2.Кодексы РФ;
- Гражданский процессуальный кодекс РФ (с изменениями на 28 июня 2009 года);
- Семейный Кодекс РФ (с изменениями на 30 июня 2008 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2008 года);
- Трудовой кодекс РФ с изменениями и дополнениями;
- Кодекс РФ об административных правонарушениях;
- Уголовный кодекс РФ.
3. Федеральные законы:
- "Об образовании" от 10.06.92 № 3266-1 (в ред. Федерального закона от 13.01.96 №12- ФЗ) (4);
- "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" от 22 июля 1993 года № 5487-1 (в ред. Указа Президента от 24.12.93 № 2288, в ред. ФЗ от 02.03.98 № 30-ФЗ) (5);
- "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 24.07.98 № 125-ФЗ, 22.04.2003 № 47-ФЗ (6);
- "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.98 г. N 124-ФЗ (с изменениями от 20 июля 2000 г.) (7);
-"Об утверждении Федеральной программы развития образования" от 10.04.2000 г. № 51-ФЗ (8);
- - "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" от 17.09.98 г. № 157-ФЗ. (9);
- «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.1178-02». //Официальные документы в образовании. -№3.-2003. С. 18-59 (10);
- «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» СанПиН 2.4.5.2409–08 (11).
4. Постановления Правительства РФ:
- «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности» (с изменениями на 7 апреля 2008 года, редакция, действующая с 1 января 2009 года). Постановление Правительства РФ от 22 января 2007 года №30. (12);
- «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи». Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2001 года №916.// Официальные документы в образовании.-2002,№4.- с.66-69 (13).
5. Приказы и другие нормативно-правовые акты Министерства образования и науки РФ:
- «Об утверждении примерного положения о Центре содействия укреплению здоровья учащихся, воспитанников образовательного учреждения". Приказ Министерства образования Российской Федерации от 15 мая 2000 г. № 1418. // Вестник образования. -№ 12.-2000. С. 70-73 (14);
- «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации». Приказ Министерства образования Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Госкомспорта Росси и РАО от 16 июля 2002 г. № 2715/227/166/19. // Вестник образования России. -№ 18. -2002. С. 38-44 (15);
- «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях». Приказ Министерства образования Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 июня 1992 года № 186/272 //Вестник образования 1992 -№8 (16).
6. Инструктивные письма:
- "О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения" Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 г. № 27/901-6.
- «О создании безопасных условий жизнедеятельности учащихся в образовательных учреждениях». Письмо Министерства образования Российской Федерации от 12.07.2000 № 22-06-788 // Официальные документы в образовании.-23, 2000. (22);
- "Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения". Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.12.2000. № 2 //Официальные документы в образовании 6/2001. («%);
- «О проведении Всероссийского дня здоровья детей». Письмо Министерства образования Российской Федерации от 3 февраля 2003 года № 27/2573-6 //Официальные документы в образовании. № 6. -2003. С.38-41. (27);
7. Приказы и другие нормативно-правовые акты Министерства здравоохранения и социального развития РФ
- «КОНЦЕПЦИЯ охраны здоровья здоровых в Российской Федерации». Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2003 года № 113;
- «Об утверждении "Медицинской карты ребенка для образовательных учреждений». Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.07.2000 № 241.// Официальные документы в образовании. - № 18. - 2001. С. 66-95. (32);
8. Приказы и другие нормативно-правовые акты администрации свердловской области.
1.3. Цель и задачи проекта
Цель программы на 2020-2023 гг.: содействие всем участникам образовательного процесса по созданию условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья учащихся и приобретение знаний, умений, навыков, необходимых для формирования устойчивой мотивации к сохранению, укреплению здоровья и к здоровому образу жизни.
Для достижения стратегической цели должны быть решены следующие задачи:
ü совершенствование системы физкультурно-оздоровительной работы;
ü организация методической поддержки педагогам в реализации цели программы;
ü разработка, внедрение в практику лучшего опыта использования, совершенствования здоровье сберегающих инновационных технологий обучения и воспитания, адекватных возможностям детей;
ü обеспечение формирования у учащихся мотивации к стремлению заботиться о своем здоровье и умению вести ЗОЖ;
ü у педагогов - мотивации к валеологизации учебно-воспитательного процесса, освоению валеологических технологий в учебном процессе, к деятельности по сохранению собственного здоровья;
ü у родителей - мотивации совместной деятельности по вопросам формирования ЗОЖ детей через систему просветительской работы;
ü установление эффективных путей взаимодействия с родителями, различными специалистами в области здоровье обеспечения;
ü мониторинг отслеживания состояния здоровья детей.
Путем реализации программы раскрываются возможности образовательного учреждения в осуществлении здоровье сберегающей деятельности, в пропаганде здорового образа жизни, в формировании культуры здоровья учащихся.
Основная задача школы – создание необходимых условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья школьника. Иными словами, если задача медицины – воздействовать на причины болезни, то задача педагогики – воздействовать на причины здоровья. Школа может и должна заниматься изучением таких причин.
Создание активной среды, в которой обучение ребёнка происходит не за счёт ресурсов его здоровья, а вследствие специально организованной системы развития внутреннего потенциала школьника, становится актуальной задачей школы.
1.4. Планируемые результаты реализации проекта
Реализация проекта «ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ – НАШЕ БУДУЩЕЕ» рассчитана на три учебных года. По итогам реализации проекта планируется достижение следующих результатов:
· Апробация элементов методик по ранней диагностике, прогнозу и коррекции трудностей социальной адаптации, предрасположенности к вредным привычкам;
· Выработка форм поведения, помогающих избежать опасностей для жизни и здоровья.
· Повышение качества обучения за счет уменьшения негативного воздействия процесса обучения и воспитания на психофизиологический статус детей и подростков;
· Повышение компетентности родителей в вопросах здоровье сбережения школьников;
· Повышение качества обучения за счет уменьшения негативного воздействия процесса обучения и воспитания на психофизиологический статус подростков;
· Разработка рекомендации для родителей, администрации школы, учителей - предметников, позволяющие систематизировать работу по проблеме здоровье сбережения;
· Создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности;
· Создание компьютерного банка данных о состоянии здоровья каждого учащегося на всех ступенях образования, который будет пользоваться для совершенствования модели медико – психолого - педагогического сопровождения учащихся;
· Социальная адаптация детей с проблемами в развитии, ограниченными возможностями здоровья; детей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях.
· Формирование здорового образа жизни в школе и семье;
· Формирование осознанного отношения к своему здоровью и физической культуре.
2. Содержательный раздел
2.1. Основные этапы реализации проекта
Реализация проекта «Здоровые дети – наше будущее» реализуется в три этапа:
- Подготовительный;
- Основной;
- Итоговый.
На каждом этапе проводятся мероприятия, способствующие достижению цели и задач проекта.
Подготовительный этап
№ п/п |
Основные мероприятия |
Сроки |
Прогнозируемый результат |
1. |
Создание рабочей группы по разработке локальных актов, необходимых для организации деятельности школы по здоровьесбережению школьников |
сентябрь, 2020г. |
Рабочая группа из числа педагогического коллектива школы. |
2. |
Разработка локальных актов, мониторинговых карт и других документов, необходимых для реализации проекта |
2020-2021 уч.год |
Пакет документов, регламентирующих реализацию проекта |
3. |
Проведение медицинского осмотра учащихся для уточнения актуального состояния здоровья |
Октябрь 2020 года – февраль 2021 года |
Списки детей, имеющих отклонения от нормы, списки детей, имеющих медицинские показания к занятию в подготовительной и специальной группе по физической культуре, процент школьников, считающихся здоровыми по медицинским показаниям. |
4. |
Проведение анкетирования родителей с целью выявления запросов по организации здоровьесбережения учащихся в школе |
Февраль 2020 года - апрель 2020 года |
Социальный заказ родителей по организации здоровьесбережения учащихся в школе. |
5. |
Оснащение спортивным оборудованием зала ЛФК |
Ноябрь 2020 года –май 2021 года |
Зал ЛФК |
6. |
Заключение договора сетевого взаимодействия организацией, имеющей сенсорную комнату, соляную комнату. |
с Май 2021 года |
Договоры сетевого взаимодействия
|
7. |
Разработка рабочих программ по учебным предметам, факультативным курсам и внеурочной деятельности, учитывающих вопросы здоровьесбережения школьников. |
Январь-июнь 2021 года |
Разработанные рабочие программы по учебным предметам, факультативным курсам и внеурочной д
|
Основной этап
№ п/п |
Основные мероприятия |
Сроки |
Прогнозируемый результат |
1. |
Проведение учебных занятий в соответствии с СанПиН. |
В течение 2020-2021 учебного года |
Сохранение здоровья школьников |
2. |
Организация и проведение утренней зарядки и физкультминуток |
Ежедневно в течение 2020-2021 учебного года |
Укрепление здоровья школьников. |
3. |
Проведение факультативных курсов и занятий внеурочной деятельности по формированию ЗОЖ |
В соответствии с утвержденным расписанием на 2020-2021 учебный год |
Сформирована жизненная позиция, направленная на ЗОЖ, обучены волонтеры из числа учащихся и их родителей, дессиминирующие ЗОЖ в обществе. |
4. |
Проведение занятий ЛФК для учащихся, имеющих медицинские показания |
В соответствии с утвержденным расписанием на 2020-2021 учебный год |
Исправление сколиозов, плоскостопий у учащихся школы, укрепление позвоночника и скелета в целом. |
5. |
Проведение занятий спортивных секций |
соответствии с утвержденным расписанием на 2020-2021 учебный год |
Укрепление здоровья школьников. Формирование стойкого интереса к подвижному образу жизни. |
6. |
Проведение занятий для родителей «Школа здоровья» |
Ежемесячно по субботам в течение 2020- 2021 учебного года. |
Формирование объединения союзников «Вместе мы сила!»из числа родителей учащихся |
7. |
Посещение учащимися сенсорной комнаты В соответствии с договором, |
еженедельно в течение 2020- 2021 учебного года |
Психологический комфорт учащихся. |
8. |
Посещение учащимися соляной комнаты |
В соответствии с договором, еженедельно в течение 2020- 2021 учебного года |
Уменьшение количества школьников, имеющих острые респираторные заболевания, вирусные инфекции, заболевания дыхательных путей и т.д. |
9. |
Проведение недель здоровья для учащихся и педагогов |
1 раз в четверть в течение 2020- 2021 года |
Формирование позитивного отношения к своему здоровью. |
10. |
Организация здорового питания учащихся |
Август -сентябрь 2020 года |
Уменьшение количества учащихся, имеющих заболевания желудочнокишечного тракта, сохранение и укрепление здоровья у здоровых школьников. |
11. |
Организация и проведение окружных и городских акций по профилактике употребления ПАВ и пропаганде ЗОЖ |
1 раз в четверть в течение 2020- 2021 учебного года |
Формирование здоровой жизненной позиции, направленной на сохранение своего здоровья и распространение своих знаний среди ровесников. |
12. |
Размещение информации на сайте и в СМИ |
Ежемесячно в течение |
Информированность участников проекта о ходе реализации проекта реализации проекта приобретении положительного опыта. |
13. |
Подготовка методических рекомендаций для педагогов, администрации, родителей по организации здорорьесберегающей среды для учащихся. |
Апрель-май 2021 года |
Издание методических рекомендаций и презентация сборника для всех заинтересованных категорий. |
14. |
Мониторинг состояния здоровья школьников |
Ежеквартально в течение реализации проекта основного этапа. |
Создание базы данных состояния здоровья школьников, участников проекта. |
15. |
Проведение обучающих семинаров для педагогов по вопросам ЗОЖ школьников |
1 раз в четверть в течение 2020- 2021 учебного года. |
Компетентные педагогические работники, прошедшие соответствующую подготовку и переподготовку, в рамках реализации проекта, а также повышение квалификации педагогических работников
|
Итоговый этап
1. |
Проведение семинаров по распространению опыта по реализации проекта для образовательных организаций |
2 раза в год в течение 2021- 2023 учебного года, и в последующее время при социальном заказе образовательных организаций |
Диссеминация приобретенного опыта по реализации проекта в условиях средней общеобразовательной школы. Увеличение количества педагогической общественности, занимающейся укреплением и сохранением здоровья школьников. |
2. |
Анкетирование родителей по вопросам реализации |
1 раз в четверть в течение 2023 |
Выявление проблем при реализации проекта, определение необходимых проекта 2018 учебных лет дополнительных задач для совершенствования, реализуемого проекта, диагностирование сильных и слабых сторон проекта. |
3. |
Мониторинг состояния здоровья школьников |
В течение 2020-2023 учебных лет 1 раз в полугодие. |
Определение положительного или отрицательного влияния проекта на жизнедеятельность школьников. |
4. |
Публикация итогов реализации проекта |
В течение 2022-2023 учебного года. |
Издание и презентация методических рекомендаций по реализации проекта для учителей, издание и презентация методического сборника для родителей и учащихся по формированию и укреплению здорового образа жизни, проведение городского семинара по итогам реализации проекта, размещение информации по реализации проекта на сайте школы, видеоотчет через городскую телерадиокомпанию, отчет по результатам проекта через СМИ.
|
2.2. Основные блоки реализации проекта
2.2.1. Педагогический блок
Здоровьесбережение не может выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия, одной из задач достижения главной цели. Педагогические технологии отвечают на вопрос «как учить?» С точки зрения здоровьесбережения, ответом на этот вопрос будет: учить, не нанося вреда здоровью субъектов образовательного процесса — учащихся и педагогов. Таким образом, здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения.
Цель педагогического блока: создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся через внедрение в процесс обучения инновационных здоровьесберегающих технологий. Необходимо выстроить систему действий, способствующих созданию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся. В связи с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:
- Выстроить систему действий, способствующих созданию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся;
- Использовать в педагогической деятельности дифференцированный и индивидуальный подход в организации образовательного процесса, направленного на создание индивидуальной образовательной траектории каждого обучающегося, на развитие и формирование творческой социально-адаптивной личности.
Содержание блока
№ пп |
Наименование мероприятия |
Сроки реализации |
Ответственный
|
1 |
Физкультминутки, утренняя зарядка, зарядки для глаз, минутки релаксации |
ежедневно |
Учителя - предметники
|
2 |
Система классных часов по здоровье сбережению |
1 раз в месяц |
Классные руководители |
3 |
Работа спортивных кружков и секций |
По отдельному расписанию
|
учителя физической культуры
|
4 |
Школа здоровья для родителей |
1 раз в четверть |
Классные руководители, педагог-психолог |
5 |
Занятия внеурочной деятельности (футбол) |
По отдельному расписанию |
педагоги внеурочной деятельност |
6 |
Проведение «Дней здоровья», «Дней футбола» и других спортивно- массовых мероприятий |
В соответствии с планом работы школы |
зам. директора по ВР, учителя физкультуры |
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать.
Здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на четыре основные группы:
1. Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса.
2. Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников.
3. Разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.
4. Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности.
Таким образом, главная задача реализации здоровьесберегающих технологий - такая организация образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.
2.2.2. Психолого – педагогический блок
Согласно профессиональному стандарту современный педагог должен участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.
Одной из задач, которые должны решать учителя в образовательных учреждениях - создание психолого-педагогических и организационно - педагогических условий, обеспечивающих психическое здоровье и комфорт учащихся.
Главными критериями успешности этой работы в школе - успешная адаптация школьников к условиям образовательного процесса в школе и полноценное психическое и личностное развитие ребенка в разные возрастные периоды.
Работа психологической службы школы базируется на решении следующих задач:
- организация работы социально-психологической службы и ПМПК ( психолого - медико- педагогический консилиум);
- разработка программ индивидуальной коррекционной работы с учащимися;
- разработка программы воспитательных мер по коррекции отклоняющегося поведения;
- консультирование учителей, воспитателей, классных руководителей, родителей в вопросах обучения, воспитания в решении конфликтных ситуаций;
- предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов, создание благоприятного психологического климата для всех участников педагогического процесса;
- выявление детей групп социального риска;
- социальная зашита ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах;
- организация отдыха детей, санаторно-курортного лечения;
- обеспечение правовой поддержки детей.
Этапы работы педагога – психолога по реализации проекта:
1. Этап. Диагностический: Выявление уровней сформированности составляющих здоровый образ жизни.
Цель этапа: выявление особенностей актуального уровня развития мотивации здорового образа жизни у учащихся.
Задачи этапа:
- Провести изучение актуального уровня развития мотивации к здоровому образу жизни среди учащихся (улучшение и поддержание здоровья;
- Разработать общую программу формирования составляющих мотивацию здорового образа жизни для учащихся в образовательном учреждении;
- Разработать индивидуальные программы формирования составляющих мотивацию здорового образа жизни для отдельных учащихся образовательного учреждения.
2. Этап. Формирующий : Программа формирования мотивационной составляющей здорового образа жизни.
Цель этапа: формирование мотивации здорового образа жизни у учащихся.
Задачи этапа:
- Научить самодиагностике и самооценке своего психоэмоционального состояния;
- Обучить самоанализу и выбору индивидуального способа оздоровления, раскрытия ресурсов оздоровления личности;
- Обучить на практике приемам саморегуляции;
- Сформировать активную действенную позицию по укреплению своего здоровья у учащихся.
3. Этап Констатирующий: выявление изменений уровней сформированности составляющих здоровый образ жизни, в результате проведения психолого-педагогической работы с обучающимися.
Цель этапа: выявление особенностей актуального уровня развития мотивации здорового образа жизни у учащихся.
Задачи этапа:
- Разработать общую программу по дальнейшему укреплению здоровья учащихся в образовательном учреждении;
- Разработать индивидуальные программы дальнейшего укрепления здоровья учащихся образовательного учреждения.
Направления деятельности педагога-психолога:
- Научно-методическое: создание системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на укрепление здоровья и профилактику заболеваний учащихся.
Данное направление включает в себя:
· внедрение опыта и технологий психологической науки о здоровом образе жизни в образовательный процесс;
· обучение педагогов и психологов профилактике сезонных заболеваний;
· обучение педагогов и психологов работе по диагностике составляющих здорового образа жизни.
Направление реализуется посредством проведения: вебинаров, мастер-классов, семинаров, публикаций в научно-методических изданиях, разработка и апробация новых диагностических, профилактических и коррекционных программ в оздоровлении учащихся, курсов повышения квалификации по проблеме здорового образа жизни, работу с родителями по оздоровлению в семье.
- Информационно-аналитическое - психологическое сопровождение образовательного процесса, направленное на профилактику заболеваемости учащихся, диагностику психофизиологического и эмоционального состояния учащихся, эффективность учебно - воспитательных мероприятий с использованием компьютерных технологий и Интернета. Включает: выявление оздоровительных потребностей участников образовательного процесса; систематизацию материалов психолого - педагогического изучения, обобщение психолого-педагогической информации.
Осуществляется через: ведение документации психолого - педагогической службы, базы данных по возрастным категориям, обработку и интерпретацию результатов индивидуальных и групповых обследований учащихся, планирование диагностической, профилактической, просветительской, коррекционно-развивающей работы, обеспечение участников образовательного процесса необходимыми.
- Диагностическое - получение достоверной информации об индивидуальных психологических и физиологических особенностях учащихся, выявление их интересов, склонностей, ресурсов и возможностей в плане оздоровления.
Включает: диагностику психофизиологических особенностей учащихся; диагностика мотивационной сферы и динамику ее развития; диагностику эмоционально-волевой сферы и динамику ее развития у учащихся; диагностика личностной сферы и динамику ее развития в процессе реализации программы.
Обеспечение адаптации к школе, выявление детей испытывающих трудности в обучении. Мониторинг личностных особенностей учащихся.
- Коррекционно-развивающее - обеспечение полноценного психологического становления личности, реализация индивидуальных возможностей личностного роста и профессионального самоопределенияю.
Включает в себя: коррекцию межличностных отношений, содействие формирование навыков здорового образа жизни, реализацию психолого-педагогических, медико-реабилитационных программ сопровождения учащихся, входящих в группу особого внимания, коррекцию познавательных интересов и мышления по формированию здорового образа жизни.
- Консультативное - оказание помощи участникам образовательного процесса в реализации здорового образа жизни по вопросам психолого-педагогического сопровождения.
Включает: консультирование участников образовательного процесса по вопросам ценности жизни и здорового образа жизни. Осуществляется через: групповые консультации, консультации по индивидуальному запросу.
- Просветительское - повышение уровня психологической культуры участников образовательного процесса в процессе реализации индивидуальных программ здорового образа жизни.
Включает в себя: транслирование знаний и формирование психологической культуры здорового образа жизни.
Осуществляется через: педагогические советы, психолого - педагогические консилиумы, родительские собрания, тематические вечера, классные часы, сайт образовательного учреждения и т.д.
Социально-диспетчерское - обеспечение получения участниками образовательного процесса помощи, выходящей за рамки школьной психологической службы.
Включает в себя: мониторинг проблем участников образовательного процесса, организацию междисциплинарного и межведомственного взаимодействия, поддержание контактов со специализированными медицинскими, психотерапевтическими и оздоровительными учреждениями.
Осуществляется через: направление участников образовательного процесса в специализированные учреждения для выявления социальнопсихологических, физиологических и медицинских проблем.
Профилактическое (общая и специальная профилактика) - предупреждение отклоняющегося от здорового образа жизни поведения.
Включает в себя: формирование мотивов ценности жизни и здоровья, ориентирование на здоровый образ жизни. Развитие навыков здорового образа жизни, пропаганда общечеловеческих ценностей.
Реализуется через лекции, классные часы, мастер-классы и тренинги для педагогов и родителей.
Методы психолого-педагогического сопровождения формирования здорового образа жизни участников образовательного процесса:
- Диагностические
- Технологии личностно-ориентированной терапии.
- Реабилитационные психотехнологии.
- Организационные.
- Информационные.
2.2.3. Оздоровительный блок
Закон РФ «Об образовании» определяет охрану здоровья учащихся как приоритетное направление деятельности образовательного учреждения. Одна из целей образования - подготовка учащихся к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире с сохранением собственного здоровья.
Идея здоровьесбережения учащихся в образовании является основной задачей национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов.
Основной целью новых стандартов является личность
самого ребенка и происходящие с ним изменения в период обучения в школе.
Формирование здорового образа жизни должно проходить непрерывно и целенаправленно.
ФГОС впервые определяет такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве
одного из важнейших результатов образования, сохранение и укрепление здоровья —
в качестве одного из направления деятельности школы. С внедрением ФГОС
приоритетным направлением деятельности педагога становится формирование
культуры здорового и безопасного образа жизни детей, что включает как урочную,
так и внеурочную деятельность. Новый Стандарт определяет требования к тому, как
школа выстраивает свою образовательную деятельность и создаёт
материально-технические, информационные условия его реализации. Предъявляет
требования к созданию высокого уровня информационно-образовательной среды.
Оздоровление школьников - одна из важнейших задач проекта,
которая предполагает коррекцию не только уже имеющихся отклонений в здоровье
школьников, но и профилактику заболеваний в период обучения в школе. Основными
направлениями работы данного блока являются повышение двигательной активности
школьников через занятия физической культурой в соответствии с рекомендациями
медицинского работника, посещение спортивных секций, занятий по внеурочной
деятельности.
Работа ведется по 5 блокам:
1 блок: создание благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья, с учетом психофизических особенностей разных возрастов.
Цель: пропаганда, реклама здорового образа жизни, занятий спортом.
Задачи:
- раскрыть перед учащимися значимость физических упражнений, занятий спортом, в жизнедеятельности человека;
-сформировать у учащихся потребности в двигательной активности.
Использование дифференцированного подхода при оценивании на уроках. Формирование двигательной активности осуществляется через три формы организации учебно-воспитательного процесса: уроки, оздоровительные мероприятия в режиме дня и внеклассные формы оздоровительных мероприятий, валеологизация учебно-воспитательного процесса. В течении года проводится мониторинг по сдаче нормативов .
Мероприятия:
Участие во всех соревнованиях проводимых в районе
Вовлечение учащихся в спортивные секции
Проведение «Дней здоровья»
Соревнования по различным видам спорта
Лыжные прогулки
Участие в кроссах
Проведение единого Дня футбола
Проведение эстафет
Участие в военно- спортивных играх
2 блок: работа с родителями
Цель: привлечь общественность в работу по профилактике вредных привычек, в общешкольную работу за здоровый образ жизни.
Задачи:
- повышение психолого-педагогических знаний;
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
- участие родителей в управлении школой.
Мероприятия:
Проведение родительских лекториев
Проведение родительских собраний с определенной тематикой
Анкетирование родителей : питание школьников, режим дня школьника
Привлечение родителей в проведение Дней здоровья, спортивных соревнований
Участие в спартакиадах
Обсуждение вопросов охраны здоровья учащихся на заседании совета школы
Встречи с работниками больницы на родительских собраниях
Выпуск буклетов
Организация родительских патрулей.
3 блок: творчество
Цель: повышение творческой активности детей и подростков
Задачи:
- развитие творческих способностей детей
-сплочение коллектива
-повышение качества знаний
-решение проблем досуговой занятости.
Мероприятия:
- Проведение традиционных школьных праздников
- Вовлечение детей и подростков в проведение классных часов и других мероприятий
- Проведение различных конкурсов
- Реализация проектов
4 блок: профилактика
Цель: привлечение детей и подростков для работы по пропаганде здорового образа жизни.
Задачи: Снижение риска приобщения детей и подростков к употреблению наркотиков, алкоголя, табакокурению.
Проведение общешкольные мероприятия, посвященных данной тематике.
- Лекции
-Встреча с медработниками
-Встреча с работниками милиции
-Проведение уроков здоровья
- Проведение месячника оборонно-массовой работы
Блок 5: социально-психологическая поддержка
Цель: оказание психологической помощи детям и подросткам, переживающих кризисные состояния, находящихся в конфликтных ситуациях в микро и макросредах, профилактика и предупреждение девиантного поведения.
Проведение индивидуальной работы с детьми, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Блок 6: здоровье сберегающая среда
Цель: Формирование правильного представления о роли здоровья в реализации личностного потенциала человека, в его гражданском становлении.
Задачи: создание здоровье сберегающей среды.
Для эффективной реализации оздоровительного блока необходим систематический контроль за самочувствием учащихся со стороны медицинского работника и родителей.
3. Организационный раздел
3.1. Условия реализации проекта
3.1.1. Материально – технические условия реализации проекта
Материально-техническая база – необходимое условие функционирования образовательного учреждения и реализации целевой программы развития. В школе имеется прекрасная спортивная база: спортивный зал, оснащенный спортивным инвентарем, футбольное поле с искусственным покрытием, волейбольное поле и беговые дорожки.
Все кабинеты оснащены компьютерной техникой с интерактивными досками. Имеются оборудованные кабинеты психолога, логопеда и кабинет врача. Дальнейшее совершенствование материально-технического обеспечения образовательного учреждения современным учебным и спортивным оборудованием, информационно-техническими средствами.
Материально-техническая база дает возможность организовать дополнительные образовательные услуги, учебно-воспитательную деятельность, проводить культурные, спортивно-оздоровительные мероприятия и т.д. Поддержание и развитие материально-технической базы образовательного учреждения является одним из основных условий успешного осуществления учебного процесса.
2. Анализ материально-технического, информационно-методического, учебно-лабораторного оснащения образовательного процесса:
- обеспеченность учащихся учебной литературой -100%;
- количество компьютеров, применяемых в учебном процессе - 101шт.
- количество учащихся на 1 компьютер, применяемый в учебном процессе - 9 чел.;
-имеется возможность пользования сетью Интернет обучающимися и педагогическим работникам;
-доля учителей, прошедших курсы компьютерной грамотности —100 %;
-электронные пособия и учебные материалы — да;
-наличие функционирующего электронного журнала, обеспечивающего через Интернет доступ к информации об образовательных результатах, достижениях детей — да;
-сайт школы регулярно обновляется в соответствие с положением о ведении сайта — да.
Материальная база школы включает: учебные кабинеты, оборудованные необходимым для занятий ТСО. Мастерские, спортивный зал, спортивная площадка, элементы полосы препятствий.
В здании школы имеются: библиотека, учебные кабинеты, административные помещения, учительская, спортивный зал, медицинский кабинет, служебные помещения, кабинет технологии (мальчики, девочки), актовый зал, 2 кабинета педагога- психолога, кабинет логопеда.
Информационно-техническое оснащение образовательного процесса
Помещения |
Использование в ходе образовательного процесса |
Учебные кабинеты |
Учебный процесс, проведение занятий по программам дополнительного образования, общение, проведение свободного времени. |
Актовый зал |
Занятия детских объединений дополнительного образования. |
Спортивный зал |
Спортивные мероприятия: командные соревнования, матчи, эстафеты, семейные праздники; занятия спортивных секций |
Для организации полноценного программно-методического обеспечения учебного процесса, создания оптимальных условий соответствующих гигиеническим стандартам привлекаются внебюджетные средства. Создан попечительский совет школы, который осуществляет ряд мероприятий по обеспечению школы оргтехникой, спортивным, музыкальным оборудованием, компьютерным и цифровым оборудованием кабинетов школы.
3.1.2. Финансовое обеспечение реализации проекта
Для финансового обеспечения реализации проекта потребуются дополнительные средства на приобретение дополнительного количества спортивного инвентаря, средства на организацию и проведение профилактических и культурно-массовых мероприятий. Данные денежные средства будут изысканы из внебюджетных средств школы а также грантовые средства.
3.1.3. Кадровые условия реализации проекта
Кадровый ресурс составляют директор школы и его заместители, педагогический коллектив, медицинский работник.
Для повышения эффективности кадрового ресурса необходимо провести деятельность по повышению квалификации педагогического коллектива по вопросам организации здорового образа жизни.
В школе составлено и утверждено штатное расписание сотрудников, которое позволяет учесть потребности реализации программы, в рамках имеющегося финансирования школы, поэтому дополнительных затрат на заработную плату не потребуется.
Педагогический коллектив школы обладает достаточной степенью профессиональной подготовленностью к реализации инновационного проекта и обладает опытом проектной деятельности.
3.1.4. Информационно - методическое обеспечение проекта
Одним из основных информацинно-методических ресурсов школы является школьный сайт. Сайт школы представляет собой набор web-страниц, выдержанных в одном стиле и связанных между собой гиперссылками и соответствует статье 29 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Школьная библиотека, имеющая доступ к информационным ресурсам Интернета, учебной, художественной литературе, наличие методической литературы по воспитанию учащихся, формированию у них ценностного отношению к здоровью. Формирование в школьной библиотеке подборки научно– методической литературы по тематике «Здоровый образ жизни».
Наличие в школе множительной техники для тиражирования учебных и методических тексто-графических и аудио-видеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся. Накопление, трансляция различных форм и методов оптимального управления процессом мотивации ЗОЖ в школе. Разработка методических пособий, памяток, конспектов по вопросам сохранения и укрепления здоровья. Подготовка пособий для классных руководителей (конкретные технологии проведения классных часов, индивидуальный маршрут здоровья, программы здоровья в школе и т.д.)
Методическое обеспечение программы:
1. Создание банка здоровьесберегающих педагогических технологий.
2. Разработка методических рекомендаций, дидактических материалов по вопросам здоровья и здорового образа жизни.
3. Включение в план методической работы школы мероприятий по проблеме здоровьесбережения.
4. Распространение информации среди учащихся и родителей о здоровьесберегающих технологиях посредством школьного сайта, информационных стендов, памяток, буклетов.
5. Проведение мониторинга удовлетворенности учащихся и их родителей посредством опроса в форме анкетирования.
Развитие информационно-методического обеспечения:
- Усиление ресурсов библиотеки (оснащение компьютерной и цифровой техникой);
- Создание автоматизированной информационной библиотечной системы и электронного каталога системы сбора информации
- Создание и использование школьной видеотеки по проблемам наркомании, СПИДа, алкоголизма и курения и др. негативных явлений.
- Разработка методических пособий, памяток, конспектов по вопросам сохранения и укрепления здоровья.
- Разработка индивидуальных маршрутов здоровья, программы здоровья в школе и т.д.).
3.2. Вероятные риски и пути их снижения
№ пп |
Прогнозируемые риски |
Путь снижения факторов риска |
1. |
Невозможность выполнения отдельных пунктов программы силами школы |
Привлечение к решению данной проблемы иных специалистов |
2. |
Возникновение трудностей у учителей при реализации проекта |
Проведение учебных семинаров, индивидуальных консультаций, тренингов по проблемам ЗОЖ |
3. |
Недостаточное количество учителей, имеющих подготовку для работы с детьми с ОВЗ |
Курсы повышения квалификации, внедрение в учебно воспитательный процесс современных образовательных технологий |
4. |
Непонимание со стороны отдельных представителей родительской общественности в необходимости внедрения проекта |
Индивидуальная разъяснительная работа со стороны администрации школы, информирование средствами школьной газеты, сайта школы, публичного отчета. |
5. |
Отсутствие у коллектива четких представлений о ходе реализации проекта |
Обязательная и своевременная систематизация полученных результатов, их аналитическое обобщение, мониторинг. |
6. |
Недостаточное финансирование отдельных пунктов проекта |
Поиск спонсоров, участие в грантах, использование форм сетевого взаимодействия. |
7. |
Конкуренция других школ микрорайона |
Формирование положительного имиджа школы в глазах потенциальных потребителей образовательных услуг. Мероприятия по закреплению социального статуса школы: постоянное информирование общественности о результативности работы ОУ, проведение ежегодных публичных докладов. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.