Тема проекта – «Зимняя сказка. Синтез искусств».
1. Основная образовательная область – «Художественно-эстетическое развитие».
2. Вид проекта – творческий.
3. Участники проекта – дети старшего дошкольного возраста, родители, музыкальный руководитель, воспитатель группы.
4. Срок реализации проекта - долгосрочный - 1 год.
5. Проблема- недостаточные знания детей произведений классической музыки, умений определять характер музыки, и способах ее передачи.
6. Цель проекта - развитие свободной творческой личности ребёнка, углубление эмоционально-эстетического восприятия родной природы в поэтическом слове, музыке, живописи.
7. Задачи проекта.
Образовательные:
· Формировать у детей устойчивый интерес к слушанию музыки, вырабатывать навыки грамотного, вдумчивого прослушивания музыкального произведения.
· Учить понимать художественную выразительность музыки, особенности её языка.
Развивающие:
· Развивать музыкальные способности детей через восприятие музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения.
· Способствовать развитию у детей познавательных интересов, творческих способностей.
· Развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, доброжелательность.
· Развивать речь детей, пополнять литературный багаж стихотворениями известных поэтов о времени года.
Воспитательные:
· Воспитывать художественный вкус и любовь к музыке, поэзии, живописи детей старшего возраста.
· Привлекать родителей к музыкально-эстетическому воспитанию в семье.
· Воспитывать самостоятельность и целенаправленность в музыкальной и художественной деятельности.
8. Этапы проекта.
Первый «Вводный»:
· Моделирование ситуации, позволяющей выявить проблему и определить детские цели проекта
«Модель трех вопросов»
- что знаем? - что хотим узнать? - что нужно сделать, чтоб узнать?
· Анализ семейного воспитания по данному вопросу: индивидуальные беседы с родителями;анкетирование родителей на тему «Музыка в нашей семье»;
· Педагогическая диагностика - (начальное) выявление уровня знаний по теме.
Второй этап «Основной»:
1. Сбор информации: Совместная работа музыкального руководителя, воспитателей, родителей: поиск репродукций художников-пейзажистов о времени года – «Зима»; сбор атрибутов для танцев; практическая мастерская (изготовление афиш и приглашений);
- выставка детских рисунков;
2. Совместная деятельность музыкального руководителя и воспитателя с детьми:
- прогулки и наблюдения в природе за погодой и сезонными явлениями; - беседы о музыке с рассматриванием картин художников, составление рассказов по теме; - знакомство с музыкальным репертуаром и поэзией о времени года - «Зима»; - пение, слушание, игра на музыкальных инструментах, выполнение музыкально-ритмических движений и упражнений;
- рисование по произведениям;
Третий «Заключительный»:
1. Совместная деятельность музыкального руководителя и воспитателей с детьми: обсуждение результата полученного в ходе проекта, выяснение причин успехов и неудач, совместное определение перспективы; оформление альбома с рисунками детей «Зимняя сказка»;
2. Совместная деятельность музыкального руководителя, воспитателя, детей и родителей:
- музыкально-театрализованное представление по мотивам сказок «Морозко», «12 месяцев»;
3. Деятельность музыкального руководителя и воспитателя:
- Педагогическая диагностика детей (повторная): Что мы узнали по теме?
9. Состав участников - педагоги (музыкальный руководитель, воспитатели), дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет) родители воспитанников, социум (Преподаватели и учащиеся Детской музыкальной школы).
10. Технологическая карта
Образовательные области |
Виды детской деятельности |
Содержание деятельности |
Формы организации |
Художественно-эстетическое развитие
|
Музыкальная: Восприятие музыки
Музыкально-ритмические движения, Пение
Игра на детских муз. инструментах Изобразительная деятельность. Чтение худ. литературы. |
- Восприятие и понимание смысла: «Зима» М. Крутицкого. Концерт «Зима», 1 и 2 части из цикла «Времена года» А. Вивальди. «Зимнее утро» П. Чайковский. «Зима» из «Альбома для детей» Г. Свиридов. «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик». «Тройка» из муз. иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель» Г. Свиридов. «Колокольчики звенят» В.А. Моцарт. «Танец снежинок», «Зимушка» - двигательная импровизация. «Зимняя сказка» В. Шаинского, «Сказки зимнего леса» П. Ермолаева, «Зимняя пляска» М. Старокадомского, «Зимушка-затейница» З. Качаевой. Дид. упражнение «Что звучит».
Рисование иллюстраций для альбома «Зимняя сказка». Выразительное чтение стихов о времени года - «Зима» по содержанию музыкальных произведений. |
Музыкальные занятия, Занятие по изодеятельности Совместная деятельность детей и воспитателя.
|
Социально-коммуникативное развитие
|
Коммуникативная
Элементарный бытовой труд
|
- Общение с социумом. -Подготовка к музыкально-театрализованному представлению по мотивам сказок «Морозко», «12 месяцев» - Общение с родителями в процессе сбора информации. - Подготовка атрибутов для музыкально-двигательных импровизаций (ленты, снежинки, колокольчики, султанчики) - Оформление альбома с рисунками детей «Зимняя сказка» |
Встреча с учащимися и преподавателями ДМШ. Совместная работа детей и родителей. Совместная деятельность детей и воспитателя. |
Познавательное развитие
|
Восприятие художественной литературы и фольклора.
Познавательно-исследовательская деятельность. |
- Знакомство со стихотворениями: «Волшебница Зима» С.Есенина, «Под голубыми небесами», «Зимний вечер» А.Пушкин. «В осинах серебрится иней» Н.Некрасова, «Первый снег» И.Бунин, «Чародейкою зимою» Ф.Тютчев. - Закреплять понятия (время года, месяцев года, характеров музыки, темпов, динамики, жанров музыки). -Анализ средств музыкальной выразительности (характер, темп, динамика, инструменты) - Дидактическое упражнение «Веселые человечки». - Развитие творческих проявлений. - Рассматривание репродукций картин художников: «Иней» С. Никореев, «Русская зима» Л.Бродская, «Зимний пейзаж», «Февральская лазурь» И.Грабарь, «Первый снег» А.Пластов. |
Занятия по познавательному развитию.
Музыкальные занятия. Режимные моменты
Самостоятельная деятельность детей. Занятие по изодеятельности Режимные моменты.
|
Речевое развитие
|
Восприятие художественной литературы и фольклора.
|
- Беседы на занятии о прослушанной музыке. - Составление рассказов по картинам. - Заучивание стихотворений о времени года «Зима»
|
Музыкальные занятия, занятия по развитию речи. Совместная работа детей и родителей. |
Физическое развитие |
Упражнение |
Двигательная импровизация под музыку «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.Чайковского |
Совместная работа с воспитателем. Режимные моменты. |
11. Ожидаемые результаты (продукт проектной деятельности).
- Устойчивый интерес, проявление любви к музыке.
- Развитие эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения разного характера.
- Расширение представлений о музыке, поэзии, живописи о времени года - «Зима».
- Создание альбома детских работ.
- В ходе работы над проектом будет создана атмосфера сотворчества педагогов и детей.
12. Итоговое мероприятие: Музыкально-театрализованное представление по мотивам сказок «Морозко», «12 месяцев».
13. Методическое обеспечение проектной деятельности
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.,1991
2. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Художественная культура. Интегрированные занятия с детьми 5-7 лет. М.,2001.
3. Зорка, Л.К., Справникова, И.Н. Использование современных форм взаимодействия с родителями в процессе музыкального образования дошкольников/ Л.К. Зорка, И.Н. Справникова // Справочник музыкального руководителя. - №2.- 2015.
4. Гогоберидзе,А.Г. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие /Научн. ред. Гогоберидзе,А.Г.-СПб.: Детство-Пресс, 2011.
5. Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет (теория и диагностика). Екатеринбург, 2001.
6. Корчаловская Н.В., Посевина Г.Д. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. Методическое пособие. Ростов н/Д: «Феникс», 2003.
7. Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка, Л.,1983.
8. Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Дети слушают музыку: Методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки. М.,2001.
9. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. – М., 1971.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.