Проект для детей средней группы «Золотая осень!»
Руководители проекта: Воспитатели. Участники: дети, родители, воспитатели. Возраст детей: проект рассчитан на детей 4-5 лет
Направление проекта: художественно – эстетическое развитие; познавательное развитие; речевое развитие; социально – коммуникативное развитие.
Состав проектной группы: вся группа.
Продолжительность проекта: среднесрочный ( сентябрь – октябрь.).
Тип проекта: познавательно - творческий, детско-взрослый
Проблема. В среднем дошкольном возрасте дети только начинают познавать мир, явления природы. В этот период их жизни необходимо систематически передавать детям в увлекательной форме разнообразную информацию о времени года — осень, явлениях природы, происходящих осенью, создавать опору для фиксации наблюдений: собирать природный материал для развития творчества, иллюстрации. Участие детей в этом проекте позволит ознакомить их с представлением об осени — как времени года, её характерных признаках, развить творческие способности, поисковую деятельность, связную речь. Экологическая проблема является глобальной, от решения которой зависит будущее всего человечества. Поэтому формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет.
Актуальность. Эта тема очень интересна и всегда актуальна, можно много узнать о мире природы, расширить свой кругозор, создать творческие работы по этой теме. В связи с тем, что дети постоянно задают вопросы про время года - осень, их интересуют многие осенние явления, мы решили изучить эту тему. Мы постарались наладить более тесный контакт ребёнка с родителями (сбор природного материала, создание совместной творческой поделки). В условиях образовательного процесса в учреждении укрепляем и расширяем связь с природой, воспитываем бережное отношение к живой и неживой природе, приобщаем к совместной деятельности детей и родителей, как в саду, так и дома.
Цель проекта: Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о сезонных изменениях в природе, пополнение и обогащение знаний детей о времени года осень.
Задачи проекта:
· Пополнять и обогащать знания детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты».
· Способствовать формирования у детей умение вести наблюдения в неживой природе.
· Способствовать развитию умения делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.
· Способствовать развитию диалогической форме речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин; формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.
· Вызвать желание к стремлению импровизировать на несложные сюжеты песен; закреплять навыки организованного поведения в детском саду; формировать доброжелательное отношение друг к другу
· Обеспечить развития умения читать наизусть небольшие стихотворения; развивать умение драматизировать небольшие отрывки.
· Способствовать формированию умение передавать в рисунке красоту окружающей природы; обращать внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету; развивать умение ритмично наносить пятна, мазки; развивать эстетическое восприятие.
· Обеспечить развитие навыков художественного исполнения различных образов при пении; формировать эмоциональную отзывчивость на произведение.
· Способствовать развитию чувства сотрудничества родителя с ребёнком.
· Способствовать формированию начальных форм экологической культуры у детей дошкольного возраста; развивать познавательную активность; воспитывать любовь к природе.
Основные методы и формы реализации проекта:
· Определение темы, постановка цели и задачи. · Определение методов и приемов работы.
· Подбор методической и художественной литературы, дидактического материала.
· Подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности. · Подбор материала для творческого труда.
· Изготовление дидактических игр.
· Составление перспективного плана
Предполагаемый результат:
· Расширение и закрепление знаний и представлений детей об осени, её признаках и дарах;
· расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики;
· применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения;
· отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, вразличных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой);
· заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада.
· способность установления детьми причинно-следственных связей между погодными изменениями в природе, вести наблюдения за объектами неживой природы.
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный этап:
· Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями;
· Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми; · Подборка фотографий, литературы;
· Сбор листьев для работ, семян растений и косточек плодов; · Разучивание стихотворений об осени, овощах, фруктах;
· Раскрашивание раскрасок «Золотые краски осени»
2. Основной этап:
Мероприятия по работе с детьми:
· Чтение художественной литературы
· Беседы
· Разработка конспектов НОД
· Рассматривание альбомов и картин · Наблюдение
· Экспериментирование
· Сбор природного материала · Рисование
· Аппликация · Лепка
· Конструирование
· Дидактические игры · Пальчиковые игры
· Музыка
Мероприятия по работе с родителями:
· Выставка рисунков «Краски осени!»
· Организация выставок детских работ: рисунков, аппликаций, поделок из пластилина, природного материала;
· Консультация для родителей «Как сделать осеннюю прогулку интересной»;
· Конкурс семейных поделок из даров осени «Осенние чудеса»
· Мастер-класс с родителями «Осенняя картина» (нетрадиционное рисование)
3. Заключительный этап:
Продукт проектной деятельности:
Оформление выставки детских творческих работ «Осенние дары природы»; Семейные поделки из овощей, фруктов, природного материала «Осенние чудеса»; Выставка рисунков « Краски осени!»;
Пополнение предметно-развивающей среды дидактическими настольно – печатными играми, по теме «Осень».
План работы с детьми по осуществлению проекта «Золотая осень»
Образовательные области |
Формы работы с детьми |
Познавательное развитие |
Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени. РМП: д\и «Выложи узор из листьев», «Посчитай сколько…», «Где спрятались листочки. Ознакомление с окружающим: « Что нам осень принесла?» «У медведя во бору грибы, ягоды беру» «Прохождение экологической тропы» Конструирование из природного материала: «Лебедь», «Бабочка» (из листьев) Беседы: «Что мы знаем о лесе и его жителях», «Что такое листопад», «Осенние хлопоты людей», «Осень. Что ты о ней знаешь?» Цикл наблюдений: - за изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём) -за красотой и богатством осенних красок - за цветником - за перелетными птицами - за насекомыми - за деревьями, растущими на территории детского сада Целевые прогулки: «Деревья и кустарники нашего детского сада», «Ищем приметы осени» Экспериментирование: «Опыты с глиной и песком» Ситуативная беседа: «Почему медведь зимой спит, а заяц – нет?» «Почему я люблю (не люблю) осень?» |
Речевое развитие |
- Рассматривание иллюстраций об осени. Заучивание стихов и загадок «Наступила осень», «Листопад», «Золотой дождь». Словесные игры: «Опиши словами осень!», «Осень в лесу», «Вспомни – назови», «Один – много», «Осенние деревья», «Оденем куклу на прогулку». Чтение художественной литературы: Пословицы, поговорки, загадки об осени; «Война грибов и ягод» обр. В Даля, «Воробьишка» М. Горького, «Заяц и еж » Бр. Гримм, «Листопад» (отрывок) И Бунин, «Уж небо осенью дышало…» (отрывок) А. Пушкин, «Осенние листья по ветру летят» А. Майков, Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи» |
|
Чтение сказки «Осень на пороге» Н. Сладкова, «Как птицы и звери к зиме готовятся» Г. Снигерев. Чтение рассказа "Последний лист" П. Молчанова |
Социально – коммуникативное развитие |
Сюжетно-ролевые игры: «Семья – Собираемся на прогулку в лес», «Магазин «Овощи и Фрукты»» Дидактические игры: «Грибная полянка», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «Целое - часть», «С какой ветки детки?», «Парные картинки». Игры – драматизации: «Репка», «Под грибом» Настольно – печатные игры: «Времена года», «Что к чему…», Трудовая деятельность: участие в субботнике «Чистый детсад» сбор природного материала на прогулке (сбор шишек, семян, листочков для гербария) уборка опавшей листвы Беседа: «Осенние хлопоты человека осенью» Беседы по ОБЖ: «Почему в лесу нельзя ничего пробовать?» «Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья?» «Почему нельзя бегать с ветками и палками» |
Художественно-эстетическое развитие |
Аппликация: «Что нам осень принесла?!» « Осеннее дерево» Рисование: «На яблоне поспели яблоки», «Золотая осень» Лепка: «Яблоки и ягоды», «Большие и маленькие моркови», «Огурец и свекла» Рассматривание картины Левитана «Золотая осень»; «Осень в деревни».
Слушание музыкальных произведений: П. И. Чайковский «Осенняя песнь» А. Вивальди «Осень» |
|
Досуги, развлечения: « Веселый огород», Осенний праздник для детей.
|
Физическое развитие |
Беседы: «Как одеваться осенью?» «Если хочешь быть здоров!» Подвижные игры: «Съедобное - несъедобное!», «Осенние листочки», «Вороны и собачка», «Перелёт птиц», «Гуси – лебеди», «Вершки - корешки», «Овощи - фрукты»; Физкультминутки: «Клён», «Листопад», «Грибы», «Осень», «Дождь», «Птички». Пальчиковая гимнастика: «Листья», «Дождик, дождик», «Ветер», «Овощи к обеду», «Варим мы компот», «Мы капусту рубим…», «Огород»; |
Аналитический этап
Анализ эффективности работы по проекту, обобщение опыта.
Внедрение проекта ввоспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание, активизировать исследовательскую деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени у детей средней группы, а также способствовать творческому выражению впечатлений детей в создании декоративных композиций. Поспособствовало накапливанию у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их сознания, обогащения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе. Работа по проекту помогла развить у них художественный вкус, эстетическую восприимчивость. Все свои наблюдения в природе, новые знания и впечатления ребята передавали в рисунках. Сделанная нами подборка игр на развитие двигательных способностей, психологических этюдов, игр - инсценировок дали возможность развивать чёткую выразительную речь, мимику, движения. У детей значительно улучшилось развитие мелкой моторики рук, они получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.
Результаты проектной деятельности:
· в результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров;
· на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас;
· появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие рассказы об осени, иллюстрировать их, работать сообща над общим проектом;
· большинство родителей приняли активное участие в реализации проекта.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.