Проект " Путешествие в мир муравьев"(для детей 3-7лет)
Оценка 5

Проект " Путешествие в мир муравьев"(для детей 3-7лет)

Оценка 5
Занимательные материалы
docx
экология
Детсад
16.07.2018
Проект " Путешествие в мир муравьев"(для детей 3-7лет)
Проект по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.Этот проект будет полезен педагогам в воспитательной работе.Дети научатся бережно относится к природе, работать в команде, разовьются такие качества как любознательность , активность, воображение. Так же привлечение родителей к проекту поможет создать условия для познавательно-исследовательского интереса детей. Подробно расписаны этапы реализации проектной деятельности, план работы. К проекту прилагаются приложения(художественная литература для чтения, конспекты наблюдения, аппликации, лепки, стихи ,загадки,подвижные игры, опыты)
проект Путешествие в мир муравьев.docx
Проект «Путешествие в мир муравьев» Вид проекта: познавательно — исследовательский.  Срок реализации проекта: неделя Участники проекта: дети, воспитатели, родители. Актуальность проекта Проблема экологического воспитания относится к числу коренных проблем теории воспитания   и   имеет   первостепенное   значение   для   воспитательной   работы.   Педагоги прошлого столетия придавали большое значение природе как средству воспитания детей. Так, Я.И. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.   В   современных   условиях,   с   расширением   сферы   воспитательного   воздействия, проблема экологического воспитания особенно актуальна. С принятием законов РФ «Об охране   окружающей   природной   среды»,   «Об   образовании   в   РФ»   созданы   предпосылки правовой   базы   для   формирования   системы   непрерывного   экологического   образования, первым   звеном   которого   является   дошкольное   образование.   Поэтому   экологическое воспитание подрастающего поколения – одна из важнейших задач всей системы народного образования.  Дошкольный   возраст   ­   наиболее   благоприятный   период   эмоционального взаимодействия   ребенка   с   природой.     Отсюда   вытекает   задача   формирования   у   детей ответственного отношения к природе.  И чем раньше начнется работа по экологическому воспитанию, тем большим будет ее педагогическая результативность. Так, дети дошкольного возраста, познавая окружающий мир и   встречаясь с миром насекомых, реагируют по­разному. Одни боятся насекомых, другие губят их, потому что мало знают о пользе  насекомых. Объясняется это тем, что вовремя не был поддержан интерес   к   окружающей   природе   и   на   основе   здорового   интереса   их   не   познакомили   с жизнью   насекомых.   Дети   не   могут   самостоятельно   объяснить   интересующие   явления природы, поэтому это задача взрослых. Наблюдение   —   основное   средство   познания   природы.   Оно   дает   возможность познакомить  детей  с  природными  явлениями, взаимосвязью  живой  и неживой  природы. Именно наблюдение помогает дошкольникам  увидеть изменения, которые происходят с растениями   в   зависимости   от   условий   внешней   среды   или   созданных   человеком.     В результате наблюдения дети учатся анализировать и сопоставлять. Во время прогулки дети увидели муравья. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и интерес, другие – испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить его. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания о насекомых скудные. Таким образом, возникла проблема «Нужны ли муравьи? Пользу или вред они приносят?». Участие детей в проекте   позволит сформировать представления о насекомых,   их   пользе   или   вреде,   развить   творческие   способности   и   поисковую деятельность. Цели и задачи проекта. Цель: формирование представлений о жизни муравьев. Задачи :  Формировать у детей элементарные представления о муравьях , их строении,  способах передвижения. , познакомиться с циклом развития, способах питания,  образе жизни, защите от врагов;  Формировать умение сравнивать обычных и лесных муравьев;  Формировать навыки исследовательской деятельности.  Развивать эмоциональную отзывчивость.  Заложить основы экологического воспитания, вызвать удовольствие от общения с  природой. Воспитывать бережное отношение к живому, интерес к насекомым .  Воспитывать трудолюбие, дружелюбие. Этапы реализации проектной деятельности.  I этап ­Подготовительный  Диагностика экологических знаний о насекомых­муравьях.  Подбор энциклопедий, журналов, литературных произведений, иллюстративного  материала о насекомых, муравьях.   Подбор дидактических игр (лото, пазлы), игрушек  и атрибутов для игровой  деятельности.   Составление плана основного этапа. II этап ­Основной (реализация проекта)  Познавательные беседы по теме  Цель: знакомить с названиями частями тела муравья, знакомить со способами  питания, образом жизни, о пользе или вреде и значении для жизни других обитателей  природы.  Художественное слово, загадки о муравье, чтение сказки и просмотр мультфильма  В.Бианки «Как муравьишка домой спешил». Чтение басни И.Крылова «Стрекоза и  муравей».   Цель: познакомить детей с литературными произведениями о муравье.   Прогулка «Наблюдение за муравьями» (поиск муравейника: наблюдение за  насекомыми на прогулке, рассматривание частей тела через лупу).  Цель: закрепить знания о жилище муравья, способе охраны муравейников  НОД «Из жизни муравьев»   Цель: закрепить и уточнить знание детей об образе жизни муравьев, повадках, пользе, активизировать словарь детей «Муравей»(лепка).   Изодеятельность «Кто помог муравьишке добраться домой», «Муравейник»,   Цель: Закрепить изобразительные умения детей, изображать муравья.  Игра –драматизация по сказке В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»  Цель: закрепить знания детей о содержании сказки, развивать речь,   артистические способности.  Просмотр мультфильма «Стрекоза и муравей»  Подвижные игры «Медведь и пчелы», «День и ночь», «Муравей и дождик». III результативный этап Изготовление макета муравейника. Выставка творческих работ.  Методы и формы работы:         ­ наблюдения; ­ беседы; ­ рассматривание иллюстраций; ­ настольные игры; ­ подвижные игры; ­ пальчиковые гимнастики; ­ дидактические игры; ­ заучивание стихотворений.  Ожидаемый результат по проекту:  Для детей:  Бережное отношение детей к природе, в частности к муравьям  Развитие познавательной активности, любознательности  Для педагогов:  Развитие у детей коммуникативных навыков, умение работать в команде  Создание условий для проявления воображения  Расширение   кругозора   детей   через   чтение   художественной   литературы, знакомство с  пословицами, разучивание стихотворений.  Для родителей:  Совместное   чтение   художественной   литературы   о   муравьях,   просмотр мультфильма «Как муравьишка домой спешил»  Привлечение   к   сотрудничеству   по   созданию   условий   для   познавательно­ исследовательского интереса детей Планирования работы Работа с детьми Работа с родителями Дат а 1. Чтение рассказа В.  н ь л Бианки «Как  е д муравьишка домой  е н спешил»;  (Приложение  о п №1);                        к к 1. Беседа: «Почему  и и муравьи ­ защитники  н р леса?»; о т 2.Лепка муравьев и  в обыгрывание поделок;  1.Чтение рассказа А.  Тамбиева «Кто в  муравейнике живет?»;  (Приложение  №1);                       мультфильма «Путешествие муравьишки»; 2.Беседа: «Муравьи муравейника с  муравьями;  (Приложение №6);          г 1.Просматривание а Изготовление макета  а д е р с р е в т е ч ц и н т я п Оказание помощи в  подборе энциклопедий,  литературе, игр. Подбор информации для  беседы: «Почему муравьи  ­ защитники леса?»; Консультация «Как привить любовь к  природе » Наблюдение с родителями  в разных местах и в разное время за    муравьями. Помощь в подготовке  оборудования для  создания макета  муравейика. Вывод. Совершенствование предметно­ развивающей среды 1.Подбор художественной  литературы; 2.Подбор информации для беседы:  «Кто самый сильный из  насекомых?»; 1.Подготовка оборудования для  лепки (Доски для лепки, стеки,  салфетки, пластилин). 2.  Создание картотеки: «Загадки о  муравьях»; 1.Подбор художественной  литературы; 2. Изготовление атрибутов для  подвижной игры; 1.Подбор информации для беседы: «Муравьи и муравейник – предсказатели погоды»; 2. Изготовление атрибутов Подготовка оборудования: ДСП,  монтажная пена, краска, лак, сухие веточки, бусы для изготовления  муравьев. Проведя исследование, наблюдая за жизнью муравьев дети  узнают кто такие муравьи, каковы   условия   обитания,   из   чего   строятся   муравейники,   какие   функции   выполняет каждый   муравей,  какие   виды   существуют,  какова   роль   в   природе.  Тем   самым   у   детей появиться желание общаться с природой.  Дети научаться понимать необходимость бережного  отношения к природе. Муравьи ­ яркий   пример   трудолюбия,  взаимопомощи.  Они   интересны   своим   сложным   социальным поведением.   Муравьи   умеют   строить,   отыскивать   воду,   подавать   друг   другу   сигналы, ориентироваться  по  солнцу,  но  не умеют  жить  в  одиночку, как  и всякий  человек.  Так появилось желание получить больше информации о муравьях и других насекомых.  Значение муравьев в природе велико. Поэтому необходимо беречь и охранять. Приложение №1. Чтение рассказа В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».  Залез Муравей на березу. Долез до вершины, посмотрел вниз, а там, на земле, его родной муравейник чуть  виден.  Муравьишка сел на листок и думает: «Отдохну немножко — и вниз».  У муравьев ведь строго: только солнышко на закат, — все домой бегут. Сядет солнце, — и муравьи все ходы и выходы закроют — и спать. А кто опоздал, тот хоть на улице ночуй.  Солнце уже к лесу спускалось.  Муравей сидит на листке и думает: «Ничего, поспею: вниз ведь скорей».  А листок был плохой: желтый, сухой. Дунул ветер и сорвал его с ветки.  Несется листок через лес, через реку, через деревню.  Летит Муравьишка на листке, качается — чуть жив от страха. Занес ветер листок на луг за деревней  да там и бросил. Листок упал на камень, Муравьишка себе ноги отшиб.  Лежит и думает: «Пропала моя головушка. Не добраться мне теперь до дому. Место кругом ровное.  Был бы здоров — сразу бы добежал, да вот беда: ноги болят. Обидно, хоть землю кусай».  Смотрит Муравей: рядом Гусеница­Землемер лежит. Червяк червяком, только спереди — ножки  и сзади — ножки.  Муравьишка говорит Землемеру:   — Землемер, Землемер, снеси меня домой. У меня ножки болят.   — А кусаться не будешь?   — Кусаться не буду.   — Ну садись, подвезу.  Муравьишка вскарабкался на спину к Землемеру. Тот изогнулся дугой, задние ноги к передним приставил, хвост — к голове. Потом вдруг встал во весь рост, да так и лег на землю палкой. Отмерил на земле,  сколько в нем росту, и опять в дугу скрючился. Так и пошел, так и пошел землю мерить.  Муравьишка то к земле летит, то к небу, то вниз головой, то вверх.   — Не могу больше! — кричит. — Стой! А то укушу!   Остановился Землемер, вытянулся по земле. Муравьишка слез, еле отдышался.  Огляделся, видит: луг впереди, на лугу трава скошенная лежит. А по лугу Паук­Сенокосец шагает: ноги  как ходули, между ног голова качается.   — Паук, а Паук, снеси меня домой! У меня ножки болят.   — Ну что ж, садись, подвезу.  Пришлось Муравьишке по паучьей ноге вверх лезть до коленки, а с коленки вниз спускаться Пауку  на спину: коленки у Сенокосца торчат выше спины.  Начал Паук свои ходули переставлять — одна нога тут, другая там; все восемь ног, будто спицы, в глазах  у Муравьишки замелькали. А идет Паук не быстро, брюхом по земле чиркает. Надоела Муравьишке такая  езда. Чуть было не укусил он Паука. Да тут, на счастье, вышли они на гладкую дорожку.  Остановился Паук.   — Слезай, — говорит. — Вон Жужелица бежит, она резвей меня.  Слез Муравьишка.   — Жужелка, Жужелка, снеси меня домой! У меня ножки болят.   — Садись, прокачу.  Только успел Муравьишка вскарабкаться Жужелице на спину, она как пустится бежать! Ноги у нее  ровные, как у коня.  Бежит шестиногий конь, бежит, не трясет, будто по воздуху летит.  Вмиг домчались до картофельного поля.   — А теперь слезай, — говорит Жужелица. — Не с моими ногами по картофельным грядам прыгать.  Другого коня бери.  Пришлось слезть.  Картофельная ботва для Муравьишки — лес густой. Тут и со здоровыми ногами — целый день бежать.  А солнце уж низко.  Вдруг слышит Муравьишка, пищит кто­то:   — А ну, Муравей, полезай ко мне на спину, поскачем. Обернулся Муравьишка — стоит рядом Жучок­Блошачок, чуть от земли видно.   — Да ты маленький! Тебе меня не поднять.   — А ты­то большой! Лезь, говорю.  Кое­как уместился Муравей на спине у Блошачка. Только­только ножки поставил.   — Влез?   — Ну, влез.   — А влез, так держись.  Блошачок подобрал под себя толстые задние ножки ­, а они у него как пружинки, складные — да щелк! —  распрямил их. Глядь, уж он на грядке сидит. Щелк! — на другой. Щелк! — на третьей.  Так весь огород и отщелкал до самого забора.  Муравьишка спрашивает:   — А через забор можешь?   — Через забор не могу: высок очень. Ты Кузнечика попроси: он может.   — Кузнечик, Кузнечик, снеси меня домой! У меня ножки болят.   — Садись на загривок.  Сел Муравьишка Кузнечику на загривок.  Кузнечик сложил свои длинные задние ноги пополам, потом разом выпрямил их и подскочил высоко  в воздух, как Блошачок. Но тут с треском развернулись у него за спиной крылья, перенесли Кузнечика  через забор и тихонько опустили на землю.   — Стоп! — сказал Кузнечик. — Приехали.  Муравьишка глядит вперед, а там широкая река: год по ней плыви — не переплывешь.  А солнце еще ниже.  Кузнечик говорит:   — Через реку и мне не перескочить: очень уж широкая. Стой­ка, я Водомерку кликну: будет тебе  перевозчик.  Затрещал по­своему, глядь — бежит по воде лодочка на ножках.  Подбежала. Нет, не лодочка, а Водомерка­Клоп.   — Водомер, Водомер, снеси меня домой! У меня ножки болят.   — Ладно, садись, перевезу.  Сел Муравьишка. Водомер подпрыгнул и зашагал по воде, как посуху.  А солнце уж совсем низко.   — Миленький, шибче! — просит Муравьишка. — Меня домой не пустят.   — Можно и пошибче, — говорит Водомер.  Да как припустит! Оттолкнется, оттолкнется ножками и катит­скользит по воде, как по льду. Живо на том берегу очутился.   — А по земле не можешь? — спрашивает Муравьишка.   — По земле мне трудно, ноги не скользят. Да и гляди­ка: впереди­то лес. Ищи себе другого коня.  Посмотрел Муравьишка вперед и видит: стоит над рекой лес высокий, до самого неба. И солнце за ним  уже скрылось. Нет, не попасть Муравьишке, домой!   — Гляди, — говорит Водомер, — вот тебе и конь ползет.  Видит Муравьишка: ползет мимо Майский Хрущ — тяжелый жук, неуклюжий жук. Разве на таком коне  далеко ускачешь?   Все­таки послушался Водомера.   — Хрущ, Хрущ, снеси меня домой! У меня ножки болят.   — А ты где живешь?   — В муравейнике за лесом.   — Далеконько… ну, что с тобой делать? Садись, довезу. Полез Муравьишка по жесткому жучьему боку.   — Сел, что ли?   — Сел.   — А куда сел?   — На спину.   — Эх, глупый! Полезай на голову.  Влез Муравьишка Жуку на голову. И хорошо, что не остался на спине: разломил Жук спину надвое, два  жестких крыла приподнял. Крылья у Жука точно два перевернутых корыта, а из­под них другие крылышки лезут, разворачиваются: тоненькие, прозрачные, шире и длиннее верхних.  Стал Жук пыхтеть, надуваться: «Уф! Уф! Уф!»  Будто мотор заводит.   — Дяденька, — просит Муравьишка, — поскорей! Миленький, поживей!   Не отвечает Жук, только пыхтит: «Уф! Уф! Уф!»  Вдруг затрепетали тонкие крылышки, заработали. «Жжж! Тук­тук­тук!..» поднялся Хрущ на воздух.  Как пробку, выкинуло его ветром вверх — выше леса.  Муравьишка сверху видит: солнышко уже краем землю зацепило.  Как помчал Хрущ — у Муравьишки даже дух захватило.  «Жжж! Тук­тук­тук!» — несется Жук, буравит воздух, как пуля.  Мелькнул под ним лес — и пропал.  А вот и береза знакомая, и муравейник под ней.  Над самой вершиной березы выключил Жук мотор и — шлеп! — сел на сук.   — Дяденька, миленький! — взмолился Муравьишка. — А вниз­то мне как? У меня ведь ножки болят,  я себе шею сломаю.  Сложил Жук тонкие крылышки вдоль спины. Сверху жесткими корытцами прикрыл. Кончики тонких  крыльев аккуратно под корытца убрал.  Подумал и говорит:   — А уж как тебе вниз спуститься, — не знаю. Я на муравейник не полечу: уж очень больно вы, муравьи,  кусаетесь. Добирайся сам, как знаешь.  Глянул Муравьишка вниз, а там, под самой березой, его дом родной.  Глянул на солнышко: солнышко уже по пояс в землю ушло.  Глянул вокруг себя: сучья да листья, листья да сучья.  Не попасть Муравьишке домой, хоть вниз головой бросайся! Вдруг видит: рядом на листке Гусеница  Листовертка сидит, шелковую нитку из себя тянет, тянет и на сучок мотает.   — Гусеница, Гусеница, спусти меня домой! Последняя мне минуточка осталась — не пустят меня домой  ночевать.   — Отстань! Видишь, дело делаю: пряжу пряду.   — Все меня жалели, никто не гнал, ты первая!   Не удержался Муравьишка, кинулся на нее да как куснет!   С перепугу Гусеница лапки поджала да кувырк с листа — и полетела вниз.  А Муравьишка на ней висит — крепко вцепился. Только недолго они падали: что­то их сверху — дерг!   И закачались они оба на шелковой ниточке: ниточка­то на сучок была намотана.  Качается Муравьишка на Листовертке, как на качелях. А ниточка всё длинней, длинней, длинней делается: выматывается у Листовертки из брюшка, тянется, не рвется. Муравьишка с Листоверткой всё ниже, ниже,  ниже опускаются.  А внизу, в муравейнике, муравьи хлопочут, спешат, входы­выходы закрывают. Все закрыли — один, последний, вход остался. Муравьишка с Гусеницы кувырк­и домой!   Тут и солнышко зашло.       Наблюдения за муравьями. Приложение №2. Цели: углублять и расширять знания об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях; учить  различать насекомых по внешнему виду, расширять знания о многообразии насекомых; развивать связную  речь; воспитывать бережное отношение к насекомым. В процессе наблюдения воспитатель просит вспомнить строение насекомого, способ передвижения,  название дома муравьев, рассмотреть строение муравейника. В хвойных лесах, достигших 50­70­летнего  возраста, чаще всего встречаются большие конусообразные жилища рыжих лесных муравьев. Они бывают  высотой до двух метров и такого же диаметра у основания.  Около муравейника снуют рыжие муравьи. Поднесите маленькую травинку ползущему муравью, он  крепко вцепится в нее. Муравей ­ самый сильный на земле, ведь он переносит тяжести, в 10 раз  превосходящие его собственный вес, а слон, самое большое животное, при весе в 5 тонн с трудом может  поднять 1,5 тонны. У муравьев есть усики, которыми они все время шевелят: чувствуют запах и осязают.  Встречаясь, они также трогают друг друга усиками, как будто здороваются, на самом деле они узнают  «своих» муравьев по запаху. Рассматривание частей тела муравья: утолщенное брюшко, грудь, голову, три  пары маленьких ножек. Примета: если вокруг муравейника много муравьев ­ к хорошей погоде. Пословица: «Муравей не велик, а горы копает».       Приложение №3 Загадки о муравьях. Тащит он соломинку,  К маленькому домику.  Всех букашек он сильней,  Наш трудяга…(Муравей.) Строят маленькие гномы  Новый домик из соломы,  И осиновой коры –  Не нужны им топоры.  Вот уже похож на холм  Удивительный их дом.      ( Муравейник.) Кто работает с утра:  Строит дом, несет дрова,   Тащит целый воз еды,  Мало ест, не пьет воды,  У него полно друзей.  Тот работник… (Муравей.) Приложение №4. Побежали по дорожке.  Чьи ­ то маленькие ножки!  А на ножках, посмотри,­  Груза больше раза в три!  И почти не вижу я,  Под поклажей ... (Муравья.) Заучивание стихов о муравье. ****** Муравей — трудяга редкий,  Все в лесу об этом знают,  Целый день таскает ветки,  Труд он очень уважает!  Ну, а если кто ленится ­  Муравей с таким не дружит,  Все обязаны трудится!  Лодырь — никому не нужен! ****** Муравей ползёт по лесу.  Нелегко тяжеловесу –  Он несёт тростинку в дом,  Залатать все дыры в нём. ****** Дом большой у муравья,  Как и вся его семья, Дружно носят хворостинки,                                                           На своих широких спинках. Приложение №5 Подвижные игры. «Муравьи и дождь». Цель: учить ориентировать в пространстве, действовать после сигнала. Ход игры: Дети ­ «Муравьишки» сидят в домиках (обручи). В другой стороне сидит «дождик». «Дождик»  дремлет, «муравьи» разбегаются в разные стороны. По команде: «Дождик начинается!», муравьи бегут в  свои домики, а «дождик» старается задеть рукой («замочить») каждого. Те, кого «дождик» задел рукой –  выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется самый ловкий «муравей». «Муравьи и слон». Цель: Развитие  внимания ,быстроты и ловкости. Ход игры:  Один водящий ­ слон, остальные муравьи. Слон: "Пусть гуляют муравьи и танцуют от души". Дети танцуют как хотят. Слон: " Расшумелись муравьи,               Надоели мне они.               Слон пошел гулять,               Муравьев топтать!" Муравьи разбегаются, слон пытается их поймать ­ дотронуться рукой до муравья. Из тех, кого не поймали, с помощью считалки выбирают слона­водящего. Приложение № 6 Изготовление макета «Муравейник» Выполнение макета поэтапно: 1 этап: сначала взяли пятилитровую пластмассовую бутылку разрезали пополам и на половину нанесли  монтажную пену. 2этап. Нарезали нитки черного, коричневого, зеленого цвета и палочки. 3этап. Вот мы и приготовили весь материал для работы. 4этап. Затем с помощью клея и ниток создаем форму муравейника.  5этап. Добавляем камушки, палочки. 6этап. Вокруг муравейника на клей посыпаем зеленые нитки, получилась трава. 7этап. Украсим травку цветами. бабочками из гофрированной бумаги и посадим в муравейник своих  муравьишек. Приложение к проекту "путешествие в мир муравьев" Примерная информация­сообщение, полученная исследовательским путём  .  Дом, где живут муравьи, не назовёшь теремок­теремок. Это самый настоящий небоскрёб! Возвышается он где­нибудь   в   чаще   леса   около   пня   или   ствола   дерева,   и   обитают   в   нём   десятки   тысяч   неутомимых тружеников. В тропических лесах муравьиные дома можно увидеть в кронах деревьев, где они их выгрызаются в толще древесных   ветвей   и   стволов;   в   пустынях,   саваннах   и   выжженных   солнцем   степях   ­   в   пещерах,   где муравьиным детям не угрожает опасность. Мексиканские муравьи строят свои дома на отмелях и пляжах. А вот на севере приходится обзаводиться и летней резиденцией и зимними убежищами. Чем дальше на север, чем прохладнее бывают летние дни, и чем глубже в леса забираются жить рыжие лесные муравьи, тем выше становятся их муравейники. Самые большие достигают в диаметре 10 метров, а в вышину 2,5 метра. Мы заметили, что в густом лесу или в зарослях травы, муравейник бывает больше и выше, чем на открытой поляне. Объясняется это тем, что солнце в потаённые лесные заросли пробивается с трудом, и муравейник тянется к солнцу. Как   мал   человек   рядом   с   египетскими   пирамидами,   так   мал   и   муравей   рядом   со   своим   жилищем   – муравейником. Рыжие лесные муравьи – одни из самых крупных наших муравьёв. Свои гнёзда они строят из хвоинок елей или сосен и маленьких веточек. Муравейник  пронизан  вентиляционными   каналами.  Это  непростое  инженерное   сооружение,   в  котором поддерживаются оптимальные (наиболее удобные для жизни) влажность и температура воздуха. Многие   муравейники   существуют   десятки   лет,   а   вот   жилища   кочевых   муравьёв   существуют   столько, сколько эти муравьи остаются на месте – три­четыре недели. И все, кто не мог или не успел убежать, убраться с пути кочевых муравьёв – от мелких насекомых до крупных зверей, ­ становятся их добычей.   Как устроена жизнь в большой муравьиной коммуне? Муравьи живут одной семьёй. На самом верхнем этаже живут господа – крылатые особи женского и мужского пола. Они вылетают из гнезда, чтобы сыграть свадьбы. Вскоре самец погибает, а самка, сбросив крылья, находит место для нового гнезда – поселения. Здесь она будет общепризнанной и уважаемой царицей. Царица без передышки откладывает и откладывает яйца­коконы для пополнения муравьиного рода. Её охраняют, лелеют и хорошо кормят. Муравьи­фуражиры наперебой приносят яйца, личинки или куколки других насекомых. Мелкие муравьи – няньки, ухаживают за ней. Этажом   ниже   располагаются   камеры   с   коконами.   Это   куколки,   из   которых   вот­вот   вылупятся   юные муравьи. Ещё ниже   муравьиные личинки (иногда их помещают в дупле дерева, к которому притулился муравейник). Это живые подвижные «червячки», которые через некоторое время превратятся в коконы. Ещё ниже – святая святых – апартаменты Царицы и помещения с яйцами.  А   основное   население   –   рабочие   и   сторожевые   муравьи,   муравьи­фуражиры   постоянно   снуют   между этажами, у них нет персональных квартир для отдыха. Самое   многочисленное   население   –   это   рабочие   муравьи.   Они   строят   муравейник,   добывают   пищу, вскармливают молодых. Муравейник лишь часть дома и предназначена она главным образом для отопления внутренних помещений. Зимой муравьи забираются глубже в землю и выше становятся их муравейники. Запасы пищи хранятся в подземных камерах у самой поверхности. Свежую траву нарезают небольшими кусочками и хранят в своих тёплых и сухих гнёздах. Муравьи – жнецы собирают опавшие зёрна, семена, которые после пережёвывания становятся муравьиным хлебом, спасая муравьёв зимой во время бескормицы. Другие рабочие муравьи приносят цветочный нектар, затем его проглатывают. Зимой другие обитатели колонии приходят к ним и получают из их рта достаточно еды. Примерная информация­сообщение группы, выполняющей работу по  художественному творчеству. Как выглядит муравей? Муравьи бывают коричневые, чёрные, красные, оранжевые. У них утолщённое брюшко, грудь, голова, три пары маленьких ножек. У муравья сильные челюсти, очень подвижные усики, выполняющие роль органов осязания. Мы узнали, что среди муравьёв есть карлики и великаны. Великаны­муравьи имеет длину тела до 4 см, муравьи­лилипуты – 2­3 мм. Муравьи   ­   великолепные   строители!   Своё   жилище   муравьи   строят   по   всем   правилам   муравьиной архитектуры.  Когда идёшь по смолистому сосновому бору, то там, то здесь видишь высокие терема муравейников. Я работаю в артели У корней лохматой ели. По буграм тащу бревно – Больше плотника оно. Не найдёшь у нас пилы. Не рубили мы стволы, Не стучали топором, ­ А кто самый сильный на земле?  А под елью вырос дом. Думаете ­ слон или бегемот? Нет самый сильный на земле – муравей, ведь он переносит тяжести, в 10 раз превышающие его собственный вес. Вот какой силач малютка­муравей!  Изучив литературу о жизни муравьёв, выполнив наблюдения, эксперименты, мы пришли к выводу, что между человеком и муравьями очень много общего. Но человек – существо разумное. А о разуме муравьёв, даже в зачаточном состоянии, говорить не приходиться. По крайней мере, в человеческом понимании. А размеры? Мы ведь можем нечаянно раздавить муравья, даже не заметив этого. Примерная информация­сообщение группы, выполняющей работу в библиотеке. Внимательное изучение жизни муравьёв навело нас на мысль о поразительном сходстве общественной жизни человека и этих насекомых. Наука, изучающая жизнь муравьёв называется мир мекология. Это мы узнали в процессе исследования жизни   этих   необыкновенных   насекомых.   И   как   бы   ни   трудно   было   вообразить   ­   существуют   тысячи различных видов муравьёв. Единственно место, где невозможно их встретить, ­ это вершины очень высоких гор.  Исследователи муравьиных сообществ не перестают удивляться их трудолюбию, разумной работой на благо их огромной семьи. Специальные   пастухи   ухаживают   за   стадами   травяных   тлей.   Муравьи   их   «доят»,   получая   сладкие выделения. Если же тля перестаёт «доится», её забивают на «мясо». Для этих «домашних» животных строят навесы, перегоняют на лучшие «пастбища» и охраняют от вражеских набегов. Муравьи­портные   сшивают   листья   растений,   чтобы   сделать   из   них   гнездо.   Для  этого  они   используют шёлковую   нить,   выделяемую   слюнными   железами   своих   личинок.   Шеренга   рабочих­портных выстраивается на кромке листа и притягивает к нему при помощи челюстей край другого листа. Другие портные приносят личинок и водят ими поперёк шва до тех пор, пока он не будет стянут шелковыми нитями. Есть   у   муравьёв   и   подсобные   сельскохозяйственные   «предприятия».   Под   муравейником   обычно сооружена грибница. Агротехника выращивания грибов на высшем уровне. В грибнице чисто, «крестьяне» регулярно пропалывают огород от сорняков и по необходимости вносят удобрения. Муравьи соблюдают свои правила уличного движения. Чтобы не заблудиться и скорее попасть домой, они, ориентируются по солнцу   и   помечают   свои   дороги   специальным   пахучим   веществом.   Попав   на   него,   муравей   уже   не потеряется. Но есть недостатки   у этих дорог. На них не обозначено направление движения. Словно по железнодорожным рельсам в степи, ты можешь бежать к муравейнику или столь же уверенно в обратную сторону. Никаких ориентиров. Муравьи преодолевают дорогу длиной в 700 метров, а если попадают в водоём, то под водой могут находиться до 6 минут. Муравьи   с   момента   рождения   и   до   самой   смерти   как   бы   находятся   в   системе   общественных взаимоотношений, где каждый прекрасно знает и исполняет свои функции. Что это, как не цивилизация! Сладко пахнет сосновой смолою Разогретые тёмные пни. Из иголочек высохшей хвои Строят терем лесной муравьи. Будут в тереме малые дети Мирно спать под напевы дождей. Для того и встаёт на рассвете Работящий лесной муравей. Примерная   информация­сообщение   группы,   выполняющей   работу   в   музыкальном   зале (разучивание песни «Не обижайте муравья!».. Мы   обращаемся   ко   всем   людям:   «Будете   в   лесу,   присядьте   возле   муравейника   на   пенёк,   наберитесь терпения и понаблюдайте за этими интереснейшими насекомыми и уж, конечно, ни в коем случае не разрушайте муравейник, не тревожьте покой маленьких существ, наших соседей по планете».  Примерная   информация­сообщение   группы,   выполняющей   работу   в   медицинском   кабинете детского сада. От медицинской сестры ДОУ дети узнали, что у муравьёв имеются свои лекари, которые ухаживают за больными, и каждый день проводят осмотр, иногда проводят хирургические операции. В основном муравьи ни на кого не нападают, но свою территорию охраняют строго. Случается, что по близости   располагаются   дружеские   муравейники.   С   хорошими   соседями   отношения   товарищеские   – обмениваются пищей, свободно ходят друг к другу в гости. Но для любого чужака вход на охраняемую территорию надёжно закрыт. Обязанность   муравьёв­солдат   защищать   муравейник.   Попробуйте   потревожить   небольшую   группу муравьёв на куполе муравейника, и вы увидите, как от этой группы волнами расходится возбуждение, а ещё   через   несколько   секунд   из   входов   в   гнездо   начинают   появляться   толпы   агрессивно   настроенных муравьёв.   Потревоженный   муравей   принимает   оборонительную   позу   и   «выстреливает»   из   резервуара струйку жидкости, состоящей главным образом из муравьиной кислоты. Это ядовитые муравьи. Они жалят свою добычу,   впрыскивая яд. В состав яда входит муравьиная кислота (у неё специфический запах). Кислота обжигает кожу противника и парализует его. Бывают случаи нападения колонии муравьёв одного вида на колонию муравьёв другого вида. Напав,  они уводят в рабство часть населения.   В наших домах часто появляются маленькие муравьи, так называемые домовые, хотя настоящее их имя – фараоновы муравьи. Считают, что родина фараоновых муравьёв – Египет, но, очевидно, всё­таки пришли они из тропической Африки и расселились по свету, а так как любят тепло, то и живут в жилищах людей. Муравьи очень полезны. Они питаются многими видами насекомых­вредителей лесных и садовых деревьев и кустарников. За один день они могут уничтожить от десяти до тридцати тысяч насекомых, большая часть которых  ­ вредители леса. А ещё муравьи разрыхляют почву,  помогают расселяться лесным растениям, разносят их семена. Из собственных наблюдений, из рассказов знакомых, родственников мы узнали, что животные используют муравьёв в качестве лекарей. Например, один натуралист рассказывает об увиденном в лесу: «Подлетела ворона,   удобно   устроилась   на   муравейнике,   опустив   лапки   и   хвостик   в   муравейник,   и   тихонько покачиваясь,   как   на   волнах,   приняла   муравьиную   ванну».   Таким   нетрадиционным   способом   она избавлялась от паразитов, проживающих в её оперении. Пожилая женщина поделилась с нами рецептом лечения домашних цыплят. Им в пищу время от времени в качестве лечебных пищевых добавок примешивали погибших муравьёв. А медведь сам о себе заботится: выложит мощный язык на муравейник и позволяет муравьям вволю порезвиться на тёплой влажности поверхности. После чего облизнётся и был таков: вкусно, полезно и совсем без вреда для муравьёв­лекарей.  Скачать публикацию 10 фактов о муравьях  1. Муравьи — коренные жители каждого континента, исключение составляет разве что Антарктика. Расселяются  они по Земле по сей день. Например, аргентинских муравьев не устраивала перспектива провести всю жизнь в  Южной Америке и они расселились по всему миру, «переезжая» на самолетах, кораблях, грузовиках…          Кстати, «аргентинцы» очень агрессивны, они могут разорвать на кусочки муравья в разы больше их самих. Но,  несмотря на то, что они уничтожили многие виды муравьев, со своими собратьями из Японии этот вид ладит  отлично. Наверное, это потому что они дальние родственники.        2. Муравьи могут быть очень агрессивными по отношению к тем, кто представляет угрозу муравейнику или  просто встает на их пути. Но особенную агрессивность они проявляют к другим видам муравьев и даже могут  поработить их.         Например, муравьи вида Protomognathus americanus совершают набеги на колонии муравьев меньших по  размеру (Temnothorax). Они крадут муравьят и заставляют их нянчиться со своими детенышами. Естественно Temnothorax не единственный порабощенный вид. Но они единственные, кто поднимает бунт против  насилия над их волей. В этом случае пленники организованно забивают своих рабовладельцев.       3. Муравьи чрезвычайно сообразительны и у них развито «чувство локтя». Например, если кормодобывающей  группе нужно перейти препятствие в виде щели от ветки к ветке — а для них она целая пропасть — муравьи  построят мост из своих тел, чтобы добытчики смогли по ним пройти        Подобный опыт был проведен в лаборатории. Муравьям Panamanian установили деревянный брусок с  просверленными отверстиями — устроили муравьям бег с препятствиями. Как с этим справились подопытные?  Некоторые насекомые закрывали дырки своими телами, организовывая мост, а другие — «примеряли» дыру на себя, пытаясь определить тело подходящего размера, которое может заполнить отверстие.      4. У каждой муравьиной семьи своя специализация. К примеру, одни — солдаты, а другие — фермеры. Так вот  последние выращивают древесный гриб на кусках растений, заранее собранных в определенном месте. Фермеры  употребляют гриб в пищу.        А вид Allomerus decemarticulatus тоже культивирует древесный гриб, но с другой целью: они собирают волокна  и кусочки растений и склеивают их этим грибом — так муравьи готовят ловушку. В результате получается пористая масса, в дырочках которой и прячутся муравьи до появления жертвы. А когда насекомое попадает в расставленные  «силки», они нападают на добычу, убивая ее своими укусами. Потом охотники расчленяют насекомое и уносят с  собой.            5. Но муравьи не всегда свирепы и беспощадны. Они могут быть весьма великодушны, если это, конечно, им  нужно.         Эти насекомые очень любят нектар (он же медвяная роса), выделяемый тлей. Для них это сродни пища богов.  Тля, в свою очередь, питается соком растений и ведет довольно пассивный образ жизни, а потому является легкой  добычей. А муравьи охраняют их от хищников, обеспечивая надежную защиту и получая в награду вкуснейшее  «блюдо» в их рационе.           6. Что бы вы подумали, увидев человека без сознания? Как минимум предположили бы, что он еще жив, верно? Не в пример муравьям, надо сказать, особенно аргентинским. Потому что когда они считают своего товарища  мертвым, то волокут его в мусорную кучу, даже если несчастное создание до сих пор шевелится. Дело в том, что они ориентируются по запаху, выделяемому муравьями, обладающему определенным  химическим составом. Если запах исчезает, то муравей автоматически считается мертвым, и место его на свалке.             7. Все животные учатся друг у друга. Но муравьи Temnothorax единственные на этой планете (после человека, разумеется), кто подошел к обучению осознанно.         У каждого учителя один подопечный, с которым он возится весь день. Вместе они делают вылазки, в которых  ученик должен изучить и запомнить новую местность. Вместе они и добывают еду, несмотря на то, что сам учитель  сделал бы это раза в четыре быстрее. Но муравьи и люди давно знают, что преподавание требует огромного  терпения.             8. Зато мухи­горбатки отомстили муравьям за все, что они сделали и не сделали, захватив власть над их  разумом в прямом смысле слова. Но возмездие касается почему­то только огненных муравьев.        Дело в том, что эта муха высаживает яйца прямо в тело муравья, откуда ее личинки пробираются в голову  оккупируемого и заставляют его покинуть гнездо. Спустя некоторое время личинки выводятся, а муравей остается  без головы.              9. Муравьи Mycocepurus smithii уникальны, потому что им не нужны самцы для размножения. Впрочем, ни  одного самца этого вида найдено не было, и, судя по всему, самки смирились. Они размножаются исключительно  путем клонирования королевой самой себя. Кстати, не без участия половых органов, чтобы вы не подумали, что  размножаются они почкованием. Так что все они клоны. И подобное явление само по себе очень редкое.           Кстати, эти феминистки научились выращивать не только древесный гриб, но и некоторые зерновые культуры.          10. Более 200 видов муравьев из­за агрессивного поведения классифицируются как «армия». Многие  предпочитают кочевую жизнь оседлой, их королевы бескрылы и атакуют врагов вместе со всеми. Почему так  сложилось — загадка, зато известно, что муравьиная армия терроризирует мир уже более 100 млн. лет.             Наше творчество : аппликация "Муравей" с детьми ясельной группы.   Безусловно, маленькому человечку, чтобы запомнилось увиденное, необходима сопутствующая  деятельность. На прогулке можно собрать палочки, для того чтобы потом сделать  аппликацию муравья и муравейника.            Сделать заготовки геометрических фигур (овалы, кружки большие и маленькие) разных цветов  (красные, синие, жёлтые, зелёные) и бесцветные силуэты на альбомных листах составленных из этих  геометрических фигур муравьёв (овал, большой круг и маленький). Таким образом, дети сначала  соотносять геометрические фигуры с контурными изображениями ­ раскладывают фигурки ­ развитие  восприятия формы.Можно использоать цветную бумагу ­ самоклейку для фигур и клей ­ карандаш для приклеивания ножек и усиков. "Облегчение" инструментария в данном случае необходимо, чтобы дети не  потеряли интерес.    Любое творчество желательно сопровождать художественным словом.             О. Аленкина Вот домик муравья. К нему подсела я. Смотрю, а муравьишко Листок несет в домишко. И кажется, что он Шагает под зонтом. По травинкам, по листочкам, По канавкам и по кочкам Рыжий муравей бежит, По делам своим спешит. Он как солнышка кусочек, Тоже золотистый очень. Не смотри, что кроха он, Он могучий словно слон. Не боится он труда, Не ленится никогда. *** Е. Николаева Долго дом из хворостинок Собирали для семьи, Не жалея ног и спинок, Непоседы муравьи. Наше творчество: аппликация "Муравейник" С детьми младшего возраста. Материалы, которые понадобятся: 1. Разрезанные шерстяные нитки. 2. Палочки ­ веточки, собранные накануне. 3. Фон для композиции. Можно  выбрать уже готовое изображение поляны с насекомыми. 4. Клей ­ карандаш. Творческую работу можно начять  с просмотра мультфильма про муравьишку, который спешит назад  к своему муравейнику, а также с  изучения свойств материалов: шерстяных ниток и палочек ­ сравнивали  на ощупь мягкие нитки и твёрдые веточки.    Затем намазать клеем место, где по задумке должен располагаться муравейник, и выложить нитки и  палочки.    Занятие (непосредственная образовательная деятельность) "Муравей" в средней группе Задачи: Познакомить детей с образом жизни муравья и устройством муравейника. Развивать мышление. Воспитывать любознательность, интерес к насекомым, желание узнать о них что­то новое. Оборудование: Картинки с изображением муравья, муравейника, яйца, личинок, куколок. Вырезанный из бумаги силуэт муравья (длина 33 см). Ход занятия: ­Ребята, сегодня мы с вами начнем занятие с викторины. Д/и «Самые­самые» Самый хитрый зверь, это … (лиса). Самый трусливый зверь, это … (заяц). Самый большой любитель меда, это лесной зверь … (медведь). Самая длинная шея у … (жирафа). Самая маленькая птица, это … (колибри). Самые крупные яйца несет … (страус). Самые горбатые обитатели пустынь, это … (верблюды). Самая маленькая лошадка, это ­ … (пони). Самый быстрый зверь, это … (гепард). Самые умные животные, это … (обезьяны). Самое долгоживущее животное, это … (черепаха). ­Ребята, а вы знаете, кто на земле самый сильный? Нет, не слон, не бегемот. Самый сильный на земле – муравей! Ведь он может переносить на себе тяжести в  10 раз тяжелее его собственного веса.      Если представить, что ……(вызывается ребенок) – муравей, то он сможет унести на себе 10 ребят.  (Вызываются 10 человек). Сможет наш ….. поднять и нести всех этих ребят? Нет. А муравей может нести  на себе груз, в 10 раз тяжелее его самого. Муравей, хоть и маленький, а настоящий силач. Устройство муравейника      ­ А еще муравьи – великолепные строители. Какие прекрасные дома­муравейники они строят!  Муравейник – это многоэтажный дом с множеством квартир, теплый, уютный, с хорошей вентиляцией, с  кладовочками, со спальнями, с детскими комнатами, с мусоросборником и туалетом. Муравьи содержат  свои дома в идеальной чистоте.       Все входы и выходы пропускают свежий воздух вглубь муравейника. Все эти входы и выходы  охраняются муравьями­солдатами.      Сверху муравьи делают на муравейнике покрытие из иголок и веточек. Оно защищает жилище от  превратностей погоды, ремонтируется и обновляется рабочими муравьями.        Под этим покрытием есть комната, которая хорошо прогревается солнечными лучами. Туда муравьи  забегают погреться весной.           Есть комната­кладбище, куда рабочие муравьи относят умерших собратьев и мусор. Есть специальная зимняя спальня. Взрослые муравьи в тесноте, да не в обиде проводят зиму в этом  помещении. Закрывают все ходы­выходы в муравейнике, сбиваются в кучу в зимней спальне и засыпают.           В хлебном складе муравьи хранят зерна.           В мясную кладовку муравьи приносят гусениц и другую добычу.         Есть специальный коровник. Конечно, в нем живут не настоящие коровы, а тли. Тля – тоже насекомое, которое, к радости муравьев, выделяет сладкое вещество. Муравьям оно очень нравится, поэтому они  охраняют тлей от вредителей, уносят самок на зиму в муравейники, весной переносят тлей на наиболее  сочные молодые побеги. Как люди разводят и ухаживают за коровами, так муравьи заботятся о тлях.       В царских покоях живет муравьиная царица­матка. Каждый день она откладывает огромное количество яиц (до 1500). За ней ухаживают рабочие муравьи.     Есть в муравейнике детские комнаты с яйцами, личинками и куколками. Ведь каждое насекомое,  прежде чем стать взрослым бывает сначала яйцом, затем личинкой, потом куколкой. И только после этого  – взрослым. (Показ карт инок с изображением яйца, личинки, куколки и взрослого муравья). Д/упр «Расставь картинки по порядку» Воспитатель перемешивает картинки и предлагает детям выставить их последовательно. Можно  предложить четырем детям взять в руки картинки и выстроиться в нужном порядке. Динамическая пауза и зрительная гимнастика «Муравьи» Дети находят глазами картинку, соответствующую тексту. Картинки расположены в углах комнаты под  потолком. Матка в муравейнике яйца отложила, Их заботою родня тут же окружила. Ну а рост муравья дальше продолжается, И личинки из яиц вскоре появляются. Ждут с надеждой муравьи в каждом закоулке, Что личинки муравьев превратятся в куколки Вот из куколки своей Вышел новый муравей.       Дети делятся на «муравьев» и «муравейник». Муравейник: дети берутся за руки и образуют круг.  Дети­«муравьи» заходят в круг. По сигналу «утро» дети­«муравейник» поднимают руки вверх, а  дети­«муравьи» выходят из круга и отправляются на работу; по сигналу «вечереет» дети­«муравейник»  медленно опускают руки, дети­«муравьи» спешат попасть в круг до сигнала «ночь», когда  дети­«муравейник» опустят руки вниз. Жизнь муравьев Муравьи живут в муравейнике одной большой и дружной семьей. В одном муравейнике муравьев  столько, сколько людей в большом городе.       Правит в муравейнике муравьиная царица. В молодости у нее были небольшие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но, потом, став почтенной матерью большого муравьиного семейства, муравьиха  отгрызает себе крылья и с этих пор живет в муравейнике. Она откладывает яички, из которых позже  появятся личинки. О личинках будут заботиться рабочие муравьи: кормить и ухаживать за ними. Муравьи, появившись на свет, не растут. Какими родились, такими и пригодились.     Как у всех насекомых, у муравьев есть усики­антенны, с помощью которых муравей получает  информацию о запахе, вкусе  и сообщает о ней своим собратьям.       Муравьи умеют ходить по гладким или наклонным поверхностям. Ведь на каждой лапке у муравья два коготка, между ними подушечка, выделяющая клейкую жидкость,  которая и позволяет муравью не падать.     Муравьи больше всего любят лакомиться пядью – так называется вещество, выделяемое тлями. А еще  едят муравьи других насекомых, особенно любят кузнечиков. Даже поговорка есть про это: «Лучший  подарок муравью – ножка кузнечика». Еще едят грибы, сок и семена растений.      Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса».       Некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям, которые очищают птицу от  многочисленных паразитов, смазывают ей перья муравьиной кислотой.    Есть у муравьев и враги. Муравьями питаются многие  птицы, земноводные и пресмыкающиеся, а также  барсуки, лисы, медведи и другие звери. Гнезда рыжих лесных муравьев используются как места зимних  ночевок кабанами.      Самые крупные муравьи живут в Африке. Взгляните, какого размера они бывают. (Показ вырезанного  силуэта муравья, длиной 33 см). Вопросы по содержанию занятия: 1. Почему муравьев считают самыми сильными? 2. Что такое муравейник? 3. Как устроен муравейник? Какие в нем есть «помещения»? 4. Почему муравьи заботятся о тлях? 5. Как появляются на свет муравьи? 6. Кто в муравьиной семье самая главная? Чем она занимается? 7. Зачем муравьям усики? 8. Почему муравьи не падают, когда ходят по гладкой и вертикальной поверхности? 9. Чем питаются муравьи? 10.Назовите врагов муравьев. 11.Почему муравьев называют «санитарами леса»? Дополнительный материал для чтения и рассказывания детям  «Муравьиный терем» Сладко пахнут сосновой смолою Разогретые темные пни. Из иголочек высохшей хвои Строят терем лесной муравьи. Расторопно, с рабочей сноровкой Ставят балки и бревна кладут. Дело спорится бойко и ловко, Будут в доме тепло и уют! Будут в тереме малые дети Мирно спать под напевы дождей. Для того и встает на рассвете Работящий лесной муравей.                                   (Т. А. Шорыгина) «Пень­муравейник»    Есть старые пни в лесу, все покрытые, как швейцарский сыр, дырочкам и  сохранившие прочную свою  форму… Если. Однако, придется сесть на такой пень, то перегородки между дырочками, очевидно, разрушаются, и чувствуешь, что немного осел, то вставай немедленно: из каждой дырочки этого пня под  тобой выползает множество муравьев, и ноздреватый пень окажется весь сплошным муравейником,  сохранявшим обличие пня.                                                                                 (М. Пришвин) «Жалейкин и муравьи»     Увидел Жалейкин плакат "Муравьи ­ друзья леса". Прочитал и ахнул: как же он этого раньше не знал!  По незнанию собственными руками не раз муравейники разорял, по доброте муравьиными яйцами рыб  прикармливал.    А сколько раз видел, как раскапывали муравейники зелёные дятлы. Видел и не вмешивался ­ дятлов  жалел.    Раз застал на муравейнике большой тетеревиный выводок. Тетеревята принимали на муравейнике  солнечные ванны и склёвывали муравьёв. И он их даже не прогнал!      "А уж как, наверное, вредят открытым муравейникам ветры и проливные дожди! Но теперь больше  этому не бывать! Я защищу полезных муравьёв. За дело!"    Все муравейники на опушке Жалейкин завалил зелёной травой. Стали они похожи на стожки сена.    Муравейники в лесу Жалейкин надёжно укрыл еловым лапником. Как шалашики стали. Дятлы и  тетерева теперь до них не доберутся, рыболовы их не найдут, а ветры и ливни не повредят. Радуйтесь,  муравьи!    Но муравьи что­то не радуются. Под лапником и травой завелись на муравейниках сырость и плесень.  Муравьи стали болеть, куколки их не прогревались на солнце.    ­ Что же ты, Жалейкин, наделал? ­ поймал его за ухо лесник. ­ Ты что, плакаты мои не читал? Дожди и  ветры муравьям не помеха: купол муравейника ­ надёжная крыша. Птицы и звери для них полбеды. А вот  твои стожки и шалашики ­ беда непоправимая. И если ты им добра хочешь, не мешай им по­своему жить.  Они ведь друзья леса!                                                                              (Н. И. Сладков) Примета: Муравьи прячутся в гнезда – к грозе. Загадки: Шли плотнички без топоров, Срубили избу без углов.     (Муравьи) Кто они? Откуда? Чьи? Льются черные ручьи: Дружно маленькие точки Строят дом себе на кочке.      (Муравьи) Я работаю в артели У корней лохматой ели. По буграм тащу бревно – Больше плотника оно.           (Муравьи) В лесу у пня Суетня, беготня: Народ рабочий Весь день хлопочет, Себе город строит.     (Муравьи и муравейник) Погляди на молодцов: Веселы и бойки. Волокут со всех концов Материал для стройки. Вот один споткнулся вдруг Под тяжелой ношей – И спешит на помощь друг. Тут народ хороший. Без работы, хоть убей, Жить не может … (муравей). За пнем бугорок, а в нем – городок.      (Муравейник) На поляне возле елок Дом построен из иголок, За травой не виден он, А жильцов в нем миллион.    (Муравейник). Пословицы и поговорки: Муравью роса – ливень. Самую злую змею может одолеть куча муравьев. На муравейнике долго не усидишь. Лучший подарок муравью – ножка кузнечика. Муравей не по себе ношу тащит, да никто спасибо не скажет, а пчела по искорке носит, да людям  угождает. Спотыкаются не о гору, а о муравейник. Муравей в геральдике – символ трудолюбия и покорности.   «Про меня и муравья» Нёс однажды муравей Две травинки для дверей, Вдруг ему навстречу кот Вышел грозно из ворот. Не обижайте муравья, Его обидеть просто: Он очень ма…, он очень ма… Он маленького роста. Закричал коту я: Брысь! ГАВ­ГАВ­ГАВ! Поберегись! И разбойничьи усы Сразу спрятались в кусты. В муравьиный дом теперь Мне всегда открыта дверь. Только жаль, что для меня Дверь мала у муравья. Не обижайте муравья, Его обидеть просто: Он маленького роста. (Степанов Владимир Александрович) "О муравьях".      Один раз я пришла в кладовую достать варенья. Я взяла банку и увидала, что вся банка полна  муравьями. Муравьи ползали и в средине, и сверху банки, и в самом варенье. Я вынула всех муравьёв  ложечкой, смела кругом с банки и поставила банку на верхнюю полку. На другой день, когда я пришла в  кладовую, я увидала, что муравьи с полу приползли на верхнюю полку и опять заползли в варенье. Я взяла  банку, опять очистила, обвязала верёвкой и привесила на гвоздик к потолку.       Когда я уходила из кладовой, я посмотрела ещё раз на банку и увидала, что на ней остался один  муравей, он скоро бегал кругом по банке. Я остановилась посмотреть, что он будет делать. Муравей  побегал по стеклу, потом побежал по верёвке, которой была обвязана банка, потом вбежал на верёвочку,  которой была привязана банка. Вбежал на потолок, с потолка побежал по стене вниз и на пол, где было  много муравьёв.      Верно, муравей этот рассказал другим, по какой дороге он пришёл из банки, потому что сейчас же  много муравьёв пошли друг за другом по стене на потолок и по верёвочке в банку, по той же самой дороге, по которой пришёл муравей. Я сняла банку и поставила её в другое место. Муравейник ­ дом муравья        Кажется, что проще муравьиной кучи. Навалена она, как миниатюрный стожок сена, внутри копошатся муравьи  и все! Но это впечатление ошибочное. Куча, или конус муравейника, сложена из многочисленных хвоинок и палочек. Какое значение имеет конус? Прежде всего конус — отличная крыша, дождь скатывается по нему во все стороны.  Конус возвышается над растениями. Не будь его, муравьиному жилищу не видать солнца, а муравьям было бы негде  греться. Поэтому, чем гуще трава и больше падает тени на муравейник, тем он выше и как бы тянется к солнцу. Без  солнца жизнь рыжего муравья невозможна: он обязательно должен прогревать своих личинок и куколок. Для этого в  солнечные дни их укладывают в самые верхние камеры, расположенные с южной стороны. Ну и, наконец, рыхлый  конус — отличное летнее убежище для всех жителей муравейника. В нем и воздух хорошо вентилируется, в зной не  жарко, в заморозки — не холодно. Конус муравейника покоится на кольцевом вале из земли. Земляной вал  прорастает корешками растений, очень крепок и служит своеобразным фундаментом. Кроме того, если случится  большой ливень, вода не просочится под конус, так как путь ей преградит, как дамба, кольцевой вал. Под конусом  начинается переплетение норок­ходов, которые опускаются на глубину почти в полтора метра. Почва, пронизанная  земляными ходами, всегда сухая, так как ее защищает от влаги конус. В земляных ходах муравьи только зимуют.  Как только наступает лето, муравьи переселяются наверх, в конус, а зимовочные ходы пустуют до глубокой осени.  Таким образом, муравьи имеют две квартиры: зимнюю и летнюю. Молодой муравейник строится особенно охотно  около пня. Пень очень выручает маленький конус: в нем можно проточить ходы, спрятать самку и детей, а если он  высох — на самой макушке — прогревать куколок. Когда муравейник становится большим, то пень служит опорой  конусу. Вот почему внутри старых муравейников часто находится пень. На конус муравьи всегда приносят большие  и мелкие кусочки смолы. Некоторые муравейники бывают очень густо переслоены смолою. За ней муравьи  специально ходят на стволы деревьев и подолгу трудятся над тем, чтобы оторвать от смоляного натека кусочек для  своего дома. Муравьи, обитающие в березовых и осиновых лесах, не могут достать смолы, поэтому они с  величайшим усердием собирают смолистые чешуйки с почек и покрывают ими весь муравейник. Для чего  муравейнику смола? По­видимому, она препятствует загниванию хвоинок и палочек, из которых сложен  муравейник. В смоле ведь содержатся вещества, убивающие бактерии. Заготовляется не всякая смола, а только  сухие ее кусочки. Надавишь на такой кусочек, и он рассыпается на мелкие крошки. А может быть, смола, лежащая  на муравейниках, высохла под лучами солнца? Вряд ли. Впрочем, это не трудно проверить. Возьмем с дерева липкий кусочек смолы и положим на муравейник. Как он хорошо пахнет скипидаром. Но муравьям не нравится этот запах.  Один за другим они подскакивают к кусочку липкой смолы и скорее обратно: неровен час и прилипнешь. Пояснения к картинке «Муравейник в разрезе» 1. Покрытие из иголок и веточек. Защищает жилище от превратностей погоды, ремонтируется и  обновляется рабочими муравьями. 2. "Солярий" ­ камера, нагреваемая лучами солнца. Весной обитатели забегают сюда погреться. 3. Один из входов. Охраняется солдатами. Служит вентиляционным каналом. 4. "Кладбище". Сюда рабочие муравьи относят умерших собратьев и мусор. 5. Зимовальная камера. Насекомые собираются здесь, чтобы пережить холода в состоянии полуспячки. 6. "Хлебный амбар". Здесь муравьи хранят зерна. 7. Царская камера, где живет матка, откладывающая до полутора тысяч яиц в день. За ней ухаживают  рабочие муравьи. 8. Камеры с яйцами, личинками и куколками. 9. "Коровник", где муравьи содержат тлей. 10. "Мясная кладовка", куда фуражиры приносят гусениц и другую добычу. Как сделать муравейник искусственно ЧТО ВАМ БУДЕТ НУЖНО: • целая банка соды; • большая банка (отлично подойдут для этого случая большие банки из­под арахисовой халвы); • немного земли; • влажные губка или ватный шарик; • несколько муравьев (возьмите из одного муравейника, иначе они будут драться друг с другом); • кусок ткани, достаточно большой, чтобы прикрыть отверстие банки; • круглая резинка; • черная бумага из конструктора; • скотч; • кусочки фруктов, хлеб, смоченный в сладкой воде, или крошки сухого корма для животных.        1. Поместите баночку с содой в середину большой банки. Заполните пространство между банками  слегка уплотненной землей.        2. Поверх соды положите влажную губку. Сохраняйте губку влажной, вынимая ее по мере  необходимости и смачивая, отжимая излишки влаги.         3. Положите муравьев в землю.        4. Закройте отверстие банки тканью и крепко завяжите резинкой, чтобы муравьи не смогли вылезти.      5. Заверните банку в черную бумагу и обмотайте лентой. Вы можете раздвигать бумагу, чтобы  понаблюдать за муравьями. Потребуется время, чтобы вы заметили их ходы.        6. Каждый день давайте муравьям немного крошек сухого корма для животных. Опыт «Муравьиная дорожка» ­ Неглубокая картонная коробка с крышкой Потребуются: ­ Кусок стекла или оргстекла, полностью   закрывающий коробку ­ Белая краска и кисточка ­ Клейкая лента ­ Ножницы ­ Садовая лопатка или тяпка ­ Банка с крышкой ­ Садовые перчатки ­ Блюдце ­ Кусок банана ­ Сахарный песок ­ Возможно, тебе случалось наблюдать за цепочкой муравьев, идущих от твоего бутерброда, положенного в траву во время пикника. Как муравьи нашли бутерброд? Ответ подскажет этот проект.   Схема работы: 1. Сними с коробки крышку и покрась коробку изнутри в белый цвет. 2. Вырежи из крышки коробки длинную полосу шириной, равной глубине коробки. Сделай в ней два выреза на расстоянии примерно 15 см один от другого. 3. Отогнув края, закрепи полосу клейкой лентой так, чтобы она делила коробку ровно пополам. 4. Найди на улице муравейник. Надень перчатки и возьми садовой лопаткой немного земли, копнув  довольно глубоко, примерно в 5 см от входа в муравейник. Быстро пересыпь землю в банку и закрой банку крышкой. 5. Положи на блюдце кусочек банана, посыпь его сахарным песком и смочи небольшим количеством воды.  Поставь блюдце в левую половину коробки недалеко от угла. 6. Сними крышку с банки и быстро пересыпь землю с муравьями в другую половину коробки. Сразу закрой коробку куском стекла. Результат:  Сначала муравьи будут просто суетиться и беспорядочно бегать в разных направлениях. Но примерно  через 20 минут они успокоятся и начнут исследовать свой новый дом. Скоро несколько муравьев найдут  вырезы в перегородке и переползут на половину коробки, где находится банан. Примерно через час ты  увидишь одну или несколько длинных муравьиных цепочек, движущихся к угощению и обратно. Объяснение: Муравьи воспринимают сложную систему информации, используя специальные химические вещества ­  феромоны, выделяемые их телами. Стоит одному муравью найти пищу, в нашем случае банан, как он  начинает оставлять за собой феромоновый след, по которому за ним идут другие муравьи. Чем больше  муравьев идут по следу, тем сильнее становится сигнал. Интересно наблюдать, как муравьи в точности  повторяют след самого первого муравья, даже если он выбирает длинную дорогу, например, обползает камешек. Поиски еды ­ это только одна из многих функций феромонов. Феромоны передают сложную химическую  информацию. Если ты напугаешь муравья, он сразу подаст другим муравьям сигнал, предупреждающий об  опасности. При этом муравьи, находящиеся близко, по этому сигналу будут убегать, а муравьи­солдаты,  находящиеся дальше, наоборот, приготовятся к нападению. Совет по подготовке отчета: Покажи на выставке свою коробку с муравьиными цепочками. Если нужно, добавляй муравьям еды.  Помни, что муравьи могут жить в неволе без своей королевы несколько дней, потом их надо осторожно  вернуть на прежнее место, иначе все они погибнут. Знаешь ли ты? С помощью химических сигналов общаются не только муравьи, но и многие другие насекомые. Например,  мотылек­самец чувствует самку за несколько километров благодаря своим хеморецепторам ­ участкам  усиков, воспринимающим запах. Устройство муравейника ­ А еще муравьи – великолепные строители. Какие прекрасные дома­муравейники они строят! Муравейник – это многоэтажный дом с множеством квартир, теплый, уютный, с хорошей вентиляцией, с кладовочками, со спальнями, с детскими комнатами, с мусоросборником и туалетом. Муравьи содержат свои дома в  идеальной чистоте. Все входы и выходы пропускают свежий воздух вглубь муравейника. Все эти входы и  выходы охраняются муравьями­солдатами. Сверху муравьи делают на муравейнике покрытие из иголок и  веточек. Оно защищает жилище от превратностей погоды, ремонтируется и обновляется рабочими  муравьями. Под этим покрытием есть комната, которая хорошо прогревается солнечными лучами. Туда муравьи  забегают погреться весной. Есть комната­кладбище, куда рабочие муравьи относят умерших собратьев и  мусор. Есть специальная зимняя спальня. Взрослые муравьи в тесноте, да не в обиде проводят зиму в этом  помещении. Закрывают все ходы­выходы в муравейнике, сбиваются в кучу в зимней спальне и засыпают. В  хлебном складе муравьи хранят зерна. В мясную кладовку муравьи приносят гусениц и другую добычу. Есть специальный коровник. Конечно, в нем живут не настоящие коровы, а тли. Тля – тоже насекомое,  которое, к радости муравьев, выделяет сладкое вещество. Муравьям оно очень нравится, поэтому они  охраняют тлей от вредителей, уносят самок на зиму в муравейники, весной переносят тлей на наиболее  сочные молодые побеги. Как люди разводят и ухаживают за коровами, так муравьи заботятся о тлях. В царских покоях живет муравьиная царица­матка. Каждый день она откладывает огромное количество  яиц (до 1500). За ней ухаживают рабочие муравьи. Есть в муравейнике детские комнаты с яйцами, личинками и куколками. Ведь каждое насекомое, прежде  чем стать взрослым бывает сначала яйцом, затем личинкой, потом куколкой. И только после этого –  взрослым.

Проект " Путешествие в мир муравьев"(для детей 3-7лет)

Проект " Путешествие в мир муравьев"(для детей 3-7лет)

Проект " Путешествие в мир муравьев"(для детей 3-7лет)

Проект " Путешествие в мир муравьев"(для детей 3-7лет)

Проект " Путешествие в мир муравьев"(для детей 3-7лет)

Проект " Путешествие в мир муравьев"(для детей 3-7лет)

Проект " Путешествие в мир муравьев"(для детей 3-7лет)

Проект " Путешествие в мир муравьев"(для детей 3-7лет)

Проект " Путешествие в мир муравьев"(для детей 3-7лет)

Проект " Путешествие в мир муравьев"(для детей 3-7лет)

Проект " Путешествие в мир муравьев"(для детей 3-7лет)

Проект " Путешествие в мир муравьев"(для детей 3-7лет)

Проект " Путешествие в мир муравьев"(для детей 3-7лет)

Проект " Путешествие в мир муравьев"(для детей 3-7лет)

Проект " Путешествие в мир муравьев"(для детей 3-7лет)

Проект " Путешествие в мир муравьев"(для детей 3-7лет)

Проект " Путешествие в мир муравьев"(для детей 3-7лет)

Проект " Путешествие в мир муравьев"(для детей 3-7лет)

Проект " Путешествие в мир муравьев"(для детей 3-7лет)

Проект " Путешествие в мир муравьев"(для детей 3-7лет)

Проект " Путешествие в мир муравьев"(для детей 3-7лет)

Проект " Путешествие в мир муравьев"(для детей 3-7лет)

Проект " Путешествие в мир муравьев"(для детей 3-7лет)

Проект " Путешествие в мир муравьев"(для детей 3-7лет)

Проект " Путешествие в мир муравьев"(для детей 3-7лет)

Проект " Путешествие в мир муравьев"(для детей 3-7лет)

Проект " Путешествие в мир муравьев"(для детей 3-7лет)

Проект " Путешествие в мир муравьев"(для детей 3-7лет)

Проект " Путешествие в мир муравьев"(для детей 3-7лет)

Проект " Путешествие в мир муравьев"(для детей 3-7лет)

Проект " Путешествие в мир муравьев"(для детей 3-7лет)

Проект " Путешествие в мир муравьев"(для детей 3-7лет)

Проект " Путешествие в мир муравьев"(для детей 3-7лет)

Проект " Путешествие в мир муравьев"(для детей 3-7лет)

Проект " Путешествие в мир муравьев"(для детей 3-7лет)

Проект " Путешествие в мир муравьев"(для детей 3-7лет)

Проект " Путешествие в мир муравьев"(для детей 3-7лет)

Проект " Путешествие в мир муравьев"(для детей 3-7лет)

Проект " Путешествие в мир муравьев"(для детей 3-7лет)

Проект " Путешествие в мир муравьев"(для детей 3-7лет)

Проект " Путешествие в мир муравьев"(для детей 3-7лет)

Проект " Путешествие в мир муравьев"(для детей 3-7лет)

Проект " Путешествие в мир муравьев"(для детей 3-7лет)

Проект " Путешествие в мир муравьев"(для детей 3-7лет)

Проект " Путешествие в мир муравьев"(для детей 3-7лет)

Проект " Путешествие в мир муравьев"(для детей 3-7лет)

Проект " Путешествие в мир муравьев"(для детей 3-7лет)

Проект " Путешествие в мир муравьев"(для детей 3-7лет)

Проект " Путешествие в мир муравьев"(для детей 3-7лет)

Проект " Путешествие в мир муравьев"(для детей 3-7лет)

Проект " Путешествие в мир муравьев"(для детей 3-7лет)

Проект " Путешествие в мир муравьев"(для детей 3-7лет)

Проект " Путешествие в мир муравьев"(для детей 3-7лет)

Проект " Путешествие в мир муравьев"(для детей 3-7лет)

Проект " Путешествие в мир муравьев"(для детей 3-7лет)

Проект " Путешествие в мир муравьев"(для детей 3-7лет)

Проект " Путешествие в мир муравьев"(для детей 3-7лет)

Проект " Путешествие в мир муравьев"(для детей 3-7лет)

Проект " Путешествие в мир муравьев"(для детей 3-7лет)

Проект " Путешествие в мир муравьев"(для детей 3-7лет)

Проект " Путешествие в мир муравьев"(для детей 3-7лет)

Проект " Путешествие в мир муравьев"(для детей 3-7лет)

Проект " Путешествие в мир муравьев"(для детей 3-7лет)

Проект " Путешествие в мир муравьев"(для детей 3-7лет)

Проект " Путешествие в мир муравьев"(для детей 3-7лет)

Проект " Путешествие в мир муравьев"(для детей 3-7лет)

Проект " Путешествие в мир муравьев"(для детей 3-7лет)

Проект " Путешествие в мир муравьев"(для детей 3-7лет)

Проект " Путешествие в мир муравьев"(для детей 3-7лет)

Проект " Путешествие в мир муравьев"(для детей 3-7лет)

Проект " Путешествие в мир муравьев"(для детей 3-7лет)

Проект " Путешествие в мир муравьев"(для детей 3-7лет)

Проект " Путешествие в мир муравьев"(для детей 3-7лет)

Проект " Путешествие в мир муравьев"(для детей 3-7лет)

Проект " Путешествие в мир муравьев"(для детей 3-7лет)

Проект " Путешествие в мир муравьев"(для детей 3-7лет)

Проект " Путешествие в мир муравьев"(для детей 3-7лет)

Проект " Путешествие в мир муравьев"(для детей 3-7лет)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.07.2018