Проект "Алгоритм успеха или учим учиться математике" (ФГОС)
Оценка 5

Проект "Алгоритм успеха или учим учиться математике" (ФГОС)

Оценка 5
Работа с родителями
docx
математика
5 кл
01.04.2017
Проект "Алгоритм успеха или учим учиться математике" (ФГОС)
Публикация является частью публикации:
Проект_Алгоритм успеха_текст_Джура Е Н.docx
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №8 Города Ханты­Мансийска ХМАО­ЮГРЫ  Педагогический проект  на тему: «Алгоритм успеха или учим учиться математике» (проект для родителей обучающихся 5 класса  в условиях внедрения ФГОС) Автор проекта Учитель математики МБОУ «СОШ №8»  г. Ханты­Мансийска Джура Елена Николаевна г.Ханты­Мансийск, 2016 Содержание Введение…………………………………………………………………………3   1. Теоретические   основы   использования   ситуаций   успеха   в   учебно­ воспитательном процессе   1.1   Понятие   ситуации успеха……………………………………………….5 1.2 Создание ситуации успеха на уроках…………………………………..7 1.3 Создание ситуации успеха во внеурочной деятельности…………….18 1.4 Работа с родителями…………………………………………………….19 2. Анализ результатов педагогической деятельности ………………………21 Заключение………………………………………………………………………27 Литература………………………………………………………………………29 Приложения Введение   Главная   задача   современной   школы –   это   раскрытие   способностей каждого   ученика, высокотехнологичном, конкурентном мире.      воспитание   личности,   готовой   к   жизни   в Ребенок,   идя   в   школу,   надеется   добиться   признания   и   рассчитывает заслужить   любовь   и   уважение   со   стороны   учителей   и   одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема обучения. Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Почему же он теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую   роль   при   этом   играет   учитель?   Может   ли   учитель   сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего?   В новой школе нужны новые технологии, дифференциация содержания образования, использование активных методов обучения, пересмотр отметки и способов   оценки   знаний.   Необходимо   стремиться   строить   образовательный процесс,   ориентируясь   на   создание   наиболее   оптимальных   условий   для развития   личности   ребёнка.         Одним   из   таких   условий   является   создание ситуации успеха.     Задача учителя – создать каждому учащемуся ситуацию успеха,   помочь   обрести   уверенность   в   собственных   силах,   получить возможность самореализации, чтобы ребёнок был заинтересован в получении новых знаний, тогда будет происходить саморазвитие личности. Учитель,   используя   профессионально­личностный   потенциал,   способен создать   условия,   в   которых   ребенок   испытывал   бы   уверенность   в   себе   и внутреннее удовлетворение.    Внимание этой проблеме уделяли в своих работах В. А. Сухомлинский,      Ш.А. Амонашвили, А. С. Белкин, В.Ю Титюков, Н.Е Щуркова. В   их   педагогических   трудах   выделены   условия,   способствующие       созданию   ситуаций   успеха,   своеобразие   ситуаций   успеха   и   пути   их реализации. Однако процесс создания ситуаций успеха изучен недостаточно. В этой связи тема имеет актуальное значение.      В качестве объекта исследования выступает организация ситуации успеха в педагогическом процессе. Предмет:  создание  ситуаций  успеха в  учебно­воспитательном  процессе, влияющих на формирование познавательного интереса учащихся. Цель заключается в том, чтобы теоретически обосновать и практически  подтвердить эффективность влияния организации ситуации успеха на  успешное обучение младших школьников. В соответствии с целью, объектом и предметом, были сформулированы следующие задачи:  ­  раскрыть понятие “успеха” и “ситуации успеха”; ­ выявить   возможность   использования   ситуаций   успеха   в   учебно­ воспитательном процессе; ­ определить влияние ситуации успеха на обучение учащихся; Для реализации задач использовался комплекс методов: теоретический анализ научной литературы; ­ ­ наблюдение за деятельностью учащихся на уроках и внеурочное время; ­ проведение психологической и педагогической диагностик; ­ анкетирование и тестирование учащихся; Гипотеза: преодоление трудностей в обучении возможно при создании  условий: ­ создание ситуации успеха; ­ учет индивидуальных особенностей Глава 1. Теоретические основы использования ситуаций успеха в учебно­воспитательном процессе                                      1.1. Понятие ситуации успеха Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства – это первая заповедь воспитания. Радость или, точнее, её ожидание должны пронизывать всю жизнь и деятельность ребенка. Для школьника ожидание радости – источник его движения вперёд. Радость сама по себе не возникает. Её горючее – успех. Обязательный и непременный успех, который окрыляет человека. А ребёнка тем более.       Можно смело утверждать, что в тот день, когда ребёнок впервые скажет себе   пушкинское:   “Ай   да   я,   молодец!”   –   свершится   самый   нужный педагогический акт, в котором творец­ребёнок, вдохновитель и организатор – Учитель.       Главный   смысл   деятельности   Учителя   состоит   в   том,   чтобы   создать каждому воспитаннику ситуацию успеха.       Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех результат подобной ситуации. Ситуация   успеха   –   это   переживание   субъектом   своих   личностных достижений.         Создание   ситуаций   успеха   является   созидающим   приёмом педагогического воздействия, т.к. практическая организация этих ситуаций оказывает положительное влияние на развитие ребёнка. Важно иметь в виду, что   даже   разовое   переживание   успеха   может   коренным   образом   изменить психологическое   самочувствие   ребёнка,   резко   изменить   стиль   и   ритм   его деятельности, взаимоотношений с окружающими. Ситуация   успеха   может   стать   спусковым   механизмом   дальнейшего движения личности. Особенно если это касается учебы.     Успех – понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку. Точка зрения 1.Социально­психологическая 2. Психологическая 3. Педагогическая Характеристика успеха Соотношение между ожиданиями  окружающих, личности и результатами её деятельности. Когда ожидания  личности совпадают или превосходят  ожидания окружающих. Переживание состояния радости,  удовлетворения оттого, что результат  совпал с ожиданиями, надеждами  личности, либо превзошёл их. Это результат продуманной,  подготовленной стратегии, тактики  учителя, семьи.  Умственный труд ученика, успехи и неуспехи в учении – это его       духовная жизнь, его внутренний мир.        Ребёнок не только узнает что­то, усваивает материал, но и переживает  свой труд, высказывает глубоко личное отношение к тому, что ему удается и  не удается. Младший школьник не столько осознает, сколько переживает. 1.2.  Создание ситуации успеха на уроке    Свою работу в 1 классе начинаю традиционно – с изучения личности ребёнка, условий жизни учеников, знакомства с семьёй, её проблемами. На основе   педагогического   наблюдения   составляю   на   каждого   ученика «Психолого­педагогическую карту» (Приложение 1).   Эта карта включает в себя   все   уровни   социализации   ученика   в   деятельности   и   общении.     По проведенным мною исследованиям в 1 классе (2009г.) оказалось, что из 12 учащихся: у 0 уч­ся умения практически не сформированы; у 2 уч­ся сформировано частично; у 4 уч­ся ­почти сформировано; у 12  уч­ся устойчивое владение. (Приложение 2) Были определены виды деятельности, в которых реален успех ученика и на этой основе проектировала личностное развитие.  Важным  принципом  моей   работы   является   принцип   комфортности   и стремление утвердить ребёнка в мысли, что тот хорошо учится на данном этапе обучения. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы на уроке необходимо для того, чтобы учащийся ощущал себя на занятиях комфортно и учился   с   удовольствием.   Ведь   если   человек   занят   делом,   которое действительно   нравится,   результаты   будут   самыми   наилучшими.       Все ситуации   успеха   были   направлены   на   получение   максимально   высокого результата в обучении, воспитании и развитии личности.   Первый блок: Индивидуализация в процессе обучения          1. Коррекционные занятия: ­   ликвидация   пробелов   (использование   различных   диагностических материалов и коррекция знаний каждого ребёнка); ­ опережающие задания (предварительное изучение с ребёнком сложного материала, так называемая репетиция). 2. Индивидуализация обучения во фронтальной работе с классом: ­иная   форма   объяснения   (использование   вариативного   изложения материала с помощью более доступных слов и выражений); ­ многократные повторения (повторение сказанного более тихим голосом, индивидуальное обращение); ­ разнообразные разно уровневые вопросы (использование для отдельных детей так называемых подсказывающих вопросов); ­ предоставление возможности выполнить задание (важно, показать то, что ученик знает); ­   диадическое   общение   (общение   один   на   один,   предполагающее   более тесный контакт с конкретным ребёнком); 3. Индивидуальные задания на уроке: ­ разно  уровневые  (предоставление  возможности   выбора  задания  разной степени сложности); ­ предельной сложности (оказание помощи в выборе задания, лежащего в зоне ближайшего развития данного ребёнка). 4. Индивидуальные задания вне урока:  анонсирование (предварительное обсуждение того, что ребёнок должен сделать,   помочь   ему   подобрать   литературу,   определить   тему сообщения,   выслушать   первый   вариант   сочинения;   своего   рода репетиция для «сомневающихся»). Второй блок: Использование нестандартных форм и методов работы с детьми привело к повышению творческой активности, интереса к учению, повышало качество знаний.   Работа учащихся в парах;  Работа в группах;  Проблемное   обучение   –   создание   специальных   ситуаций интеллектуального затруднения и их разрешение.  Приём   «выбор».   Ученик   иногда   может   выбрать   себе   домашнее задание по предмету, наметить количество примеров, задач, которые должен будет решить за урок и т.д.  Метод   опорных   схем.     Это   вид   обобщения   и   «подсказки»   для учеников, которым не всегда удаётся успешно освоить тему.           Математические   тренажёры   для   совершенствования   вычислительных   навыков. Очевидно, что чем выше скорость вычислений, тем выше уровень образованности по математике. Третий блок: Повышение статуса ребёнка в коллективе 1.     В 5­6   классах я практикую  полное или   частичное и выборочное комментирование. Стараюсь внимание сосредотачивать не на ошибках, а на удачах,   победах,   пусть   даже   очень   маленьких.   2.  Диалог.  Не   добивалась немедленного   принятия   нужной   формулировки,   а   выслушивала   самые разнообразные, даже неожиданные суждения. К выводу ученики приходили сами   путём   коллективного   творчества.   Диалог   доступен   и   «слабому»,   и «сильному» ученику. Тем самым в классе создавалась гуманная атмосфера, развивающая мышления и способствующая самовыражению каждого.  3.  Сотворчество.  Были   в   классе   ребята,   у   которых   не   развито воображение. Учила ребят сотворчеству. На уроках При проверке домашнего задания   дети работали в парах постоянного состава. При этом если задано выучить правило наизусть, они рассказывали его друг другу полностью, а если задачу, то её вначале рассказывал один ученик, а затем – другой. То же самое и с заданием  отвечать на вопросы. По окончании работы задавала вопрос: «Кто хочет сказать доброе слово об ответе товарища?» Затем спрашивала: «А кто   считает,   что   ваш   товарищ   так   хорошо   подготовился,   что   его   должен послушать весь класс?» Выступление у доски становилось для ребят особой честью и все старались изо всех сил, чтобы этой чести добиться.  Четвёртый блок: Технологические приёмы взаимодействия учителя и учащихся,   направленные   на   осуществление   успеха   в   учебной деятельности: 1. «Эмоциональное поглаживание» (особенно для «сомневающихся»). 2. «Упреждающий контроль» Заранее предупреждала о предстоящей проверке знаний, советовала, как подготовиться. 3. «Содержательное оценивание». 4. «Я в тебя верю».  (Оптимистическая гипотеза). 5.   «Позитивное   рецензирование».   Перечень   достоинств   работы,   но   с соблюдением чувства меры, чтобы ученик не переоценил свои возможности. 6. «Скорая помощь». Разумная помощь при выполнении задания «слабыми» учениками. 7. «Отсроченная отметка». Постановка более высокого балла за ответ, но при некоторых условиях.  8. «Похвала». Хвалю исполнителя, критикую исполнение. 9. «Престижная отметка». Иногда ставлю только ту отметку, которую желал получить ребёнок. (Например, при проверке знания таблицы умножения) 10. Обращение к ребёнку только по имени. 11. Опора на психические особенности личности ребёнка. Хвалила детей за то,   что   у   них   лучше   получается:   одних   за   быстроту   реакции,   скорость выполнения   задания,   других   –   за   сосредоточенность,   вдумчивость, ответственность.  12. Поощряла стремление к самовыражению и самореализации в творческих делах. 13. В начале каждого урока сообщала детям, какие нам предстоят важные дела. Иногда план урока, если это нужно, писала на доске. Старалась, чтобы записи познавательных   задач  по  своим формам  вызывали   у детей  интерес. Иногда предлагала выбирать, с какого задания начнём урок. 14. Когда урок проходил особенно напряжённо, в познавательной борьбе, я чувствовала внутреннее удовлетворение, то в конце урока выражала детям благодарность, объясняла им, чему они меня научили. 15. Просила оценить урок, какие задания больше всего понравились, какие нет, почему; у кого какие возникли проблемы; что они хотят посоветовать мне. 16. Если урок прошёл неудачно, то признавалась перед детьми, что наш урок не был таким содержательным, увлекательным, при возможности объясняла причину. Сообщала, какие у меня были пожелания к ним. 17.Часто обращалась к детям с просьбой помочь мне: подготовить задания (кроссворды, вопросы), найти презентации на такую­то тему, такого­то автора для наших будущих уроков, составить сообщение. 18. При оценке работы ребёнка особое значение придавала: ­   стараниям,   упорству,   труду,   которые   были   потрачены   при   выполнении задания независимо от того, справился он с ним или нет; ­ достигнутому успеху, ­его отношению к учению; ­его личным позициям, точкам зрения; ­его возможностям достичь большего успеха. 19.   Поощряла   в   каждом   ребёнке:   смелость   ума,   умение   сомневаться, разумный риск, стремление к самостоятельности, готовность защищать свою точку   зрения,   обдумывание,   постановку   сложных   вопросов,   пытливость, любознательность,   самоконтроль,   стремление   находить   и   исправлять   свои ошибки.  20. Старалась придать общественную значимость успехам ребёнка: ­ говорила об этом детям как о радостном для всех событии; ­при всех поздравляла ребёнка с успехом, жала ему руку в знак уважения; ­сообщала   родителям   –   как   и   в   чём   ребёнок   порадовал   нас   всех,   какую трудность он преодолел, какой добрый и честный поступок он совершил. Использовала методику недописанного тезиса: «Мне на уроке хорошо, когда …», «Мне на уроке плохо, когда …». У детей в основном наблюдалась связь   с   отметками.   Отметки   рождают   в   них   тревожность,   страх   перед оценкой.     В   целях   правильного   понимания   школьниками   успеха   в   учении дополняла   и   корректировала   отметочные   стимулы   содержательным оцениванием,   которое   позволяло   отметить   конкретные   достижения   или неудачи ученика, объяснить их причины, развернуть дальнейшую перспективу. В 5 классе провела анкету для выявления соотношения оценки учителей и самооценки   ученика   (Приложение   4).     На   основании   проведенной   анкеты, можно было сделать следующие выводы: Данное   анкетирование   играло   не   только   диагностирующую,   но   и формирующую   роль:   побуждало   детей   задуматься   над   мотивами   своих действий – рефлексии. Я делаю всё, чтобы мои ученики воспринимали изученное на уроках, как полезное и во всех отношениях приятное занятие.  В этом – залог успеха. 1.3. Работа с родителями Невозможно создать ситуацию успеха для ребенка без активного участия   планировали   С   родителями   анализировали   проблемы, родителей. деятельность,   проводили   совместные   мероприятия.   Родители   помогали   в оформлении   класса,   в   изготовлении   костюмов,   в   проведении   конкурсов   и затей. Проводила родительские собрания на темы: «Как раскрыть способности своего   ребенка»   (о   вовлечении   детей   в   классные   дела,   о   необходимости посещения   занятий   (кружков,   секций)   по   интересам);   «Алгоритм   создания ситуаций успеха в семье», «Роль самооценки в формировании личности» и др. В   начале   каждого   года   обучения   на   родительских   собраниях   давала методические рекомендации по организации самостоятельной работы детей дома. Кроме   общих   родительских   собраний   были   встречи   отдельных родителей   с   учителем.   Некоторым   было   предложено   встретиться   с психологом. Вывод:   в   классе   заметно   улучшился   социально­психологический климат. Хотя, конечно, бывали и срывы, но их стало меньше.             Видеть радость в глазах учеников, наблюдать их восхождение в гору познания   для   меня   очень   важно.   Пожалуй,   это   в   какой­то   степени   и послужило толчком к тому, что я стала искать более «безболезненный» путь обучения. Ситуация успеха особенно была важна в работе с детьми, поведение которых   осложнено   рядом   внешних   и   внутренних   причин,   поскольку позволяла снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность. Я сталкивалась и с другой проблемой – когда благополучный и, в общем­то, успевающий   ученик,   считая,   что   успех   ему   гарантирован   предыдущими заслугами,   переставал   прилагать   усилия   в   учёбе,   пускал   всё   на   самотёк. Приходилось создавать ситуацию неуспеха вместе с ситуацией успеха.

Проект "Алгоритм успеха или учим учиться математике" (ФГОС)

Проект "Алгоритм успеха или учим учиться математике" (ФГОС)

Проект "Алгоритм успеха или учим учиться математике" (ФГОС)

Проект "Алгоритм успеха или учим учиться математике" (ФГОС)

Проект "Алгоритм успеха или учим учиться математике" (ФГОС)

Проект "Алгоритм успеха или учим учиться математике" (ФГОС)

Проект "Алгоритм успеха или учим учиться математике" (ФГОС)

Проект "Алгоритм успеха или учим учиться математике" (ФГОС)

Проект "Алгоритм успеха или учим учиться математике" (ФГОС)

Проект "Алгоритм успеха или учим учиться математике" (ФГОС)

Проект "Алгоритм успеха или учим учиться математике" (ФГОС)

Проект "Алгоритм успеха или учим учиться математике" (ФГОС)

Проект "Алгоритм успеха или учим учиться математике" (ФГОС)

Проект "Алгоритм успеха или учим учиться математике" (ФГОС)

Проект "Алгоритм успеха или учим учиться математике" (ФГОС)

Проект "Алгоритм успеха или учим учиться математике" (ФГОС)

Проект "Алгоритм успеха или учим учиться математике" (ФГОС)

Проект "Алгоритм успеха или учим учиться математике" (ФГОС)

Проект "Алгоритм успеха или учим учиться математике" (ФГОС)

Проект "Алгоритм успеха или учим учиться математике" (ФГОС)

Проект "Алгоритм успеха или учим учиться математике" (ФГОС)

Проект "Алгоритм успеха или учим учиться математике" (ФГОС)

Проект "Алгоритм успеха или учим учиться математике" (ФГОС)

Проект "Алгоритм успеха или учим учиться математике" (ФГОС)

Проект "Алгоритм успеха или учим учиться математике" (ФГОС)

Проект "Алгоритм успеха или учим учиться математике" (ФГОС)

Проект "Алгоритм успеха или учим учиться математике" (ФГОС)

Проект "Алгоритм успеха или учим учиться математике" (ФГОС)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2017