Проект "Буддийская ступа Юндун Чойдон как символ мира"
Оценка 5

Проект "Буддийская ступа Юндун Чойдон как символ мира"

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
doc
религиоведение
5 кл
06.02.2017
Проект "Буддийская ступа Юндун Чойдон как символ мира"
Значение «Юндун Чойдон» для буддистов огромно. Восстановив его, миролюбивые буряты показали свою истинную веру в мир, счастье, благополучие, согласие, своё сознание, благородные устремления. «Юндун Чойдон» напоминает нам о том, что как бы низко ни пал человек в начале пути, какие бы ошибки он ни совершал в прошлом, он способен очистить своё сердце и духовно раскрыться.
Юндун Чойдон как символ мира - копия.doc
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Токчинская общеобразовательная средняя школа» Тема: Буддийская ступа «Юндун Чойдон» как символ мира Выполнила: Тобоева Туяна, учащаяся 6 класса    Руководитель: Агванова Б.З. 2 С. Токчин, 2017                   Буддийская ступа «Юндун Чойдон» как символ мира            К концу второго тысячелетия современной цивилизации все пять миллиардов живущих на земле людей верят. Одни верят в Бога, другие — в то, что Его нет; люди верят в прогресс, справедливость, разум. Вера является важнейшей   частью   мировоззрения   человека,   его   жизненной   позицией, убеждением,   этическим   и   нравственным   правилом,   нормой   и   обычаем,   по которым — точнее, внутри которых — он живёт: действует, мыслит                         Усиление   ценностных   аспектов   содержания   образования, актуализирующее   проблемы   качества   человека,   приводит   к   тому,   что образование должно передавать из поколения в поколение такие человеческие ценности, как  справедливость, уважение ко  всем людям, чувство  долга по отношению к обществу, заботу о ближнем, а также культурное наследие. В этом смысле наш интерес вызывает восстанавливающийся Агинский дацан, который   признан архитектурным и культурным памятником России. Буддийский   компонент   чаще   всего   выступает   символом   историко­ этнического   своеобразия   бурят.    До   1930­х   годов   в   комплексе   Агинского дацана насчитывалось 19 объектов.  В 2005 году восстановлена самая высокая 24­метровая   ступа   «Юндун   Чойдон».   Такие   культовые   сооружения,   как «Юндун Чойдон», способны задеть самое сокровенное в человеке, обогатить в нем   духовность.   Поэтому   так   важно  знать   о   том,   как   и   почему   был восстановлен   «Юндун   Чойдон»   ­       символ   мира,   духовности,   экологии, культурное   наследие   народа,   играющее   важную   роль   в   духовной   жизни жителей региона. 3 Цель исследования  – выявить историческую значимость буддийской ступы «Юндун Чойдон» для жителей региона как символ мира, духовности, экологии. Задачи:  1. изучить архивные материалы, литературу по данной проблеме;  2.   способствовать   сохранению   исторической   памяти,   осознанию исторической значимости этнической культуры народа. Объект исследования: буддийская ступа «Юндун Чойдон» Предмет   исследования:   «Юндун   Чойдон»   как   символ   мира, духовности, экологии. По   окончании   гражданской   войны   в   пользу   Советов   на   территории проживания бурят образовалась единая Бурят­Монгольская АССР. С этого момента   здесь   развернулось   полномасштабное   культурное   строительство. Создавались национальные школы, боролись с неграмотностью, велись поиски путей и методов культурной революции. Однако при всём этом все традиции и   обычаи,   связанные   с   буддизмом,   классифицировались   как   враждебные советскому   обществу.   Именно   в   это   непростое   время,   в   1924   году, духовенством   Агинского   дацана   было   принято   решение   возвести восьмисаженную ступу «Юндун Чойдон» («юндун» (тиб.) – побуждающий к примирению, «чойдон» (тиб.) – ступа), основной целью которой должно было стать объединение и примирение всех живущих на этой земле (4) По этому поводу   существует   также   притча,   которая   гласит,   что   в   эти   годы   был «раскол»   между   «консерваторами»   и   «обновленцами»   в   дацанах.   И   совет старейшин   Агинского   дацана   вынес   решение   срочно   построить   на   своей территории субурган, посвященный Сангхе – Единой общине буддистов для примирения всех лам. Субурган построили небывалый: всего на несколько сантиметров   был   он   ниже   Цокчен   дацана   –   главного   храма   монастыря. Золотой шпиль субургана виднелся издалека, сосредотачивая мысли путника 4 на теме единства – главной теме того времени. И раскола в Агинском дацане удалось избежать (7)           Буддийская доктрина: космология, психотехника, метафизика, этика – существует как самостоятельная научная философская система. Она может существовать в виде религиозных догматов, обрядовой культовой системы, этических   принципов   вероучения,   а   также   в   виде   символов   и   предметов культового   назначения.   Ступа   (санскр.   –   макушка,   куча   камней,   земляной холм)   –   в   буддийской   архитектуре   культовое   каменное   или   облицованное камнем сооружение полусферической формы без внутреннего пространства. В Тибете   ступы   назывались   чортенами,   а   в   Монголии   и   у   других   народов Центральной Азии – субурганами. Обычно ступы воздвигались как хранилища буддийских   реликвий,   а   также   в   честь   событий   или   лиц,   связанных   с буддизмом. Форма ступы воплощает структуру Вселенной, отождествляется с небесным   сводом.   Центр   Вселенной   символизируется   шпилем,   венчающим ступу. В экзотерическом плане ступа символизирует пять стихий, на которые распадается   тело   человека   после   смерти.   Квадратное   основание символизирует   твердость   земли,   то   есть   субстанцию   Земли;   сферическая часть   в   виде   капли   –   субстанцию   воды;   суживающаяся   кверху   часть, напоминающая   язык   пламени   –   Огонь;   полумесяц   в   виде   перевернутого небосвода   –   Воздух­Ветер;   шар   с   заостренным   навершием   в   виде поднимающегося   к   небу   языка   пламени   –   Пространство.   Эти   элементы соответствуют   также   Четырем   Деяниям,   а   именно   «спокойному   (Земля)», «расширяющему   (Вода)»,   «привлекающему   (Огонь)»   и   «разрушающему (Ветер­Воздух)».   Помимо   космогонических   представлений   ступа символизирует   элементы   вселенской   мандалы,   то   есть   чистую   сферу местонахождения божеств. Ступа – это не только реликварий, но         еще и вертикальная   модель   космоса.   Это   ось   бытия,  мистическое   дерево   Бодхи, древо   Пробуждения,   своеобразная   духовная   лестница.   В   своей   жизни практикующий   буддист   всегда   находится   на   одной   из   ее   ступеней;   он   то 5 продвигается вверх, то опускается вниз и наконец проходит все ступени и достигает Нирваны(1). Обычно буддисты, совершая религиозные церемонии и ритуалы, обходят ступу вокруг, для чего возле неё предусмотрен круговой обход. «Духовная практика представляет собой простейший метод развития некоторых   качеств   ума:   культивируются   отсутствие   алчности,   отсутствие ненависти   и   заблуждения,  развиваются   сосредоточенность,  внимательность, уравновешенность и сострадание» (Дж.Корнфилд). Лейтмотив буддийской духовности – это идея единства микрокосмоса Человека и макрокосма Вселенной. «Все – в едином, и одно – во всем, и все в малом», ­ говорил Будда. Подобно тому как микрочастица заключает в себе всю Метагалактику, личность вмещает весь мир. Подобно тому как малые возмущения на микроуровне влияют на поведение системы на макроуровне, малые человеческие дела имеют космическое измерение. В мире происходит так,   потому   что   мы   есть.   Мы   есть,   потому   что   так   устроена   Вселенная, неотъемлемой частью которой и является человек. Между микрокосмомосом и макрокосмосом, между локальными и глобальными процессами существует максимальная   согласованность   ритмов   эволюции.   «Совершенствуя   себя, человек совершенствует Вселенную», ­ говорит Будда (9). После   двухлетнего   строительства   в   1929   году   ступа   была   освящена Цанид   Хамбо­ламой   Агваном   Доржиевым.     Позже   начались   гонения   на ламаистское   духовенство,   объявленное   «агентурой   кулачества   и   ноенов,   с одной стороны, и внешней контрреволюции, с другой». Весной 1935 г. на лам, как на «социально опасный элемент», обрушилась первая волна репрессий. К концу 30­х годов церкви всех вероисповеданий были разрушены, а имущество разграблено. До наших дней чудом сохранились действующий белокаменный дацан, построенный русскими православными мастерами, и основное здание Цогчин­дацана,   выполнявшего   незавидные   функции   военного   госпиталя, профилактория   для   больных   туберкулёзом.   Как   рассказывают   ламы, Агинский   Цогчин­дуган   остался   невредимым   благодаря   ступе   «Юндун 6 Чойдон»: при разрушении она унесла с собой всю отрицательную энергию, витавшую в то время в воздухе.  Архитектура   ступы   может   меняться   от   страны   к   стране,   но   всегда остаются пять составляющих её частей: основание, лестница (ступени), купол (полушарие), шпиль и навершие.  Духовное влияние ступы столь велико, что те, кто её почитает, кто принимает участие в строительстве, а также те, кто живёт   поблизости   от   неё,   воспринимают   её   позитивные   воздействия   как источник мира, счастья и благополучия. (6) Внутрь «Юндун Чойдон» были заложены: ­ специальные подарки Его Святейшества Далай­ламы  XIV: субурган (41 см.), статуэтка Белой Тары (21 см.), статуэтка Будды (20 см.); ­ подарок Хамбо­ламы Дамбы Аюшиева: статуэтка Цзонхавы (13 см.); ­   подарки   Дид­Хамбо­ламы   Цырена   Дондукбаева:   статуэтка   Бадма Самбавы (15 см.), тибетские пилюли, лекарства, восхваления; ­   подарок   Хамбо­ламы   Чойжамсо   из   Монголии:   священные   книги «Ганжур» (103 тома);   ­   подарок   Цыреновой   Лхамажаб.:   янтарные   четки,   подаренные   ей Хамбо­ламой Еши­Доржи Шираповым;          ­ статуэтки Цзонхавы (10 см.) и Цыбегмит ­ богини, удлиняющей жизнь   (7   см.),   найденные   на   месте   строительства   субургана,   когда­то помещённые в первый субурган; ­   пиала,   из   которой   пил  XX  Бандидо   Хамбо­лама   Жимба­Жамсо Эрдынеев; ­ фотографии Хамбо­лам: Гомбоева, Эрдынеева, Ширапова; ­ фотографии шэрээтэ лам Агинского дацана: Тугулдурова, Галданова, Данжинова; ­ фотография и одежда Данжин Жамсо доромбо; ­ все лекарственные растения, растущие на территории округа; ­ аршаны, взятые со всех источников округа; 7 ­   вода   из   Байкала,   Ганги   (место   рождения   Будды),   из   рек   Ангары, Онона, Аги… ­ камни со священных мест – обоо, из Алханая, из Цынгыда; ­ восхваления; ­ подарок бабушки из Чиндалея, родившей и вырастившей  17 детей: золотая медаль «Мать­героиня»;  ­ небольшие глиняные ступы, сделанные жителями Челутая, Сахюрты, Амитхаши, Цокто­Хангила, Ага­Хангила, Судунтуя из глины, взятой вблизи Зугалая, Судунтуя, Сахюрты; ­ также подношения жителей Агинского округа и прихожан дацана. Высота ступы «Юндун Чойдон» ­ 24 метра. (II) Эта самая высокая ступа на территории России. В таком варианте исполнения подобной ступы не найти нигде в мире. На освящении (Рамнай) ступа «ожила», открылась «труба», появилась нить, связанная с космосом. Она вознеслась на земле Агинской, простираясь сквозь пространство от земли до небес, неся в себе плоды жизни.  Значение «Юндун Чойдон» для буддистов огромно. Восстановив его, миролюбивые   буряты   показали   свою   истинную   веру   в   мир,   счастье, благополучие, согласие, своё сознание, благородные устремления.   «Юндун Чойдон» напоминает нам о том, что как бы низко ни пал человек в начале пути, какие бы ошибки он ни совершал в прошлом, он способен очистить своё сердце и духовно раскрыться. 8 Библиографический список     1. Буддизм. Каноны. История. Искусство. – М.: ИПЦ «Дизайн.  Информация. Картография», 2006.  2.  Грушевицкая Т.Г., Гузик М.А.,  Садохин А.П..Словарь по мировой художественной культуре.­ М.: Academa. 2001. . 9 3.   Далай­лама  XIV.   Доброта,   чистота   помыслов   и   проникновение   в сущность. ­ М.: Международная ассоциация «Мир через культуру». 1993. 4.  Дагбаева   Ц.   «Эхэ   зургаан   зYйлдэ   аша   туhатай   субарганууднай»   / «ТОЛОН». 1 декабря 2007.             5. Дугаржапова Е. «Ещё раз о ступе»./ «Агинская правда». 27 августа 2005. № 103.             6. Историко­культурный АТЛАС Бурятии.­ М.: «Дизайн. Информация. Картография». 2001.             7. ГАЧО, ф.1(0), оп.1,д.153, л.9 об.              8. Дождь из цветов.(Бурятские буддийские притчи).­ Центр русско­ азиатских исследований «Агарти» совместно с издательством Л.Г.Мухановой. М.,2005.              9. Мантатов В.В., Мантатова Л.В. Экологическая этика буддизма.// Материалы международного симпозиума 10­14 сентября 2001. – Чита, 2001.             10. Сверкунов И. Буддийское искусство в Агинском дацане // Изучайте родной  край. – Чита; Владивосток, 1924.       11. Солодовников Ю.А. Человек в мировой художественной культуре. ­ М.: Просвещение. 2001.       12..  Цыбиков Г. Буддист – паломник у святынь Тибета.­ Новосибирск.: «Наука».  1991.

Проект "Буддийская ступа Юндун Чойдон как символ мира"

Проект "Буддийская ступа Юндун Чойдон как символ мира"

Проект "Буддийская ступа Юндун Чойдон как символ мира"

Проект "Буддийская ступа Юндун Чойдон как символ мира"

Проект "Буддийская ступа Юндун Чойдон как символ мира"

Проект "Буддийская ступа Юндун Чойдон как символ мира"

Проект "Буддийская ступа Юндун Чойдон как символ мира"

Проект "Буддийская ступа Юндун Чойдон как символ мира"

Проект "Буддийская ступа Юндун Чойдон как символ мира"

Проект "Буддийская ступа Юндун Чойдон как символ мира"

Проект "Буддийская ступа Юндун Чойдон как символ мира"

Проект "Буддийская ступа Юндун Чойдон как символ мира"

Проект "Буддийская ступа Юндун Чойдон как символ мира"

Проект "Буддийская ступа Юндун Чойдон как символ мира"

Проект "Буддийская ступа Юндун Чойдон как символ мира"

Проект "Буддийская ступа Юндун Чойдон как символ мира"

Проект "Буддийская ступа Юндун Чойдон как символ мира"

Проект "Буддийская ступа Юндун Чойдон как символ мира"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2017