Значение «Юндун Чойдон» для буддистов огромно. Восстановив его, миролюбивые буряты показали свою истинную веру в мир, счастье, благополучие, согласие, своё сознание, благородные устремления. «Юндун Чойдон» напоминает нам о том, что как бы низко ни пал человек в начале пути, какие бы ошибки он ни совершал в прошлом, он способен очистить своё сердце и духовно раскрыться.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Токчинская общеобразовательная средняя школа»
Тема: Буддийская ступа «Юндун Чойдон» как символ мира
Выполнила: Тобоева Туяна, учащаяся 6 класса
Руководитель: Агванова Б.З.2
С. Токчин, 2017
Буддийская ступа «Юндун Чойдон» как символ мира
К концу второго тысячелетия современной цивилизации все пять
миллиардов живущих на земле людей верят. Одни верят в Бога, другие — в
то, что Его нет; люди верят в прогресс, справедливость, разум. Вера является
важнейшей частью мировоззрения человека, его жизненной позицией,
убеждением, этическим и нравственным правилом, нормой и обычаем, по
которым — точнее, внутри которых — он живёт: действует, мыслит
Усиление ценностных аспектов содержания образования,
актуализирующее проблемы качества человека, приводит к тому, что
образование должно передавать из поколения в поколение такие человеческие
ценности, как справедливость, уважение ко всем людям, чувство долга по
отношению к обществу, заботу о ближнем, а также культурное наследие.
В этом смысле наш интерес вызывает восстанавливающийся Агинский
дацан, который признан архитектурным и культурным памятником России.
Буддийский компонент чаще всего выступает символом историко
этнического своеобразия бурят. До 1930х годов в комплексе Агинского
дацана насчитывалось 19 объектов. В 2005 году восстановлена самая высокая
24метровая ступа «Юндун Чойдон». Такие культовые сооружения, как
«Юндун Чойдон», способны задеть самое сокровенное в человеке, обогатить в
нем духовность. Поэтому так важно знать о том, как и почему был
восстановлен «Юндун Чойдон» символ мира, духовности, экологии,
культурное наследие народа, играющее важную роль в духовной жизни
жителей региона.3
Цель исследования – выявить историческую значимость буддийской
ступы «Юндун Чойдон» для жителей региона как символ мира, духовности,
экологии.
Задачи:
1. изучить архивные материалы, литературу по данной проблеме;
2. способствовать сохранению исторической памяти, осознанию
исторической значимости этнической культуры народа.
Объект исследования: буддийская ступа «Юндун Чойдон»
Предмет исследования: «Юндун Чойдон» как символ мира,
духовности, экологии.
По окончании гражданской войны в пользу Советов на территории
проживания бурят образовалась единая БурятМонгольская АССР. С этого
момента здесь развернулось полномасштабное культурное строительство.
Создавались национальные школы, боролись с неграмотностью, велись поиски
путей и методов культурной революции. Однако при всём этом все традиции
и обычаи, связанные с буддизмом, классифицировались как враждебные
советскому обществу. Именно в это непростое время, в 1924 году,
духовенством Агинского дацана было принято решение возвести
восьмисаженную ступу «Юндун Чойдон» («юндун» (тиб.) – побуждающий к
примирению, «чойдон» (тиб.) – ступа), основной целью которой должно было
стать объединение и примирение всех живущих на этой земле (4) По этому
поводу существует также притча, которая гласит, что в эти годы был
«раскол» между «консерваторами» и «обновленцами» в дацанах. И совет
старейшин Агинского дацана вынес решение срочно построить на своей
территории субурган, посвященный Сангхе – Единой общине буддистов для
примирения всех лам. Субурган построили небывалый: всего на несколько
сантиметров был он ниже Цокчен дацана – главного храма монастыря.
Золотой шпиль субургана виднелся издалека, сосредотачивая мысли путника4
на теме единства – главной теме того времени. И раскола в Агинском дацане
удалось избежать (7)
Буддийская доктрина: космология, психотехника, метафизика, этика –
существует как самостоятельная научная философская система. Она может
существовать в виде религиозных догматов, обрядовой культовой системы,
этических принципов вероучения, а также в виде символов и предметов
культового назначения. Ступа (санскр. – макушка, куча камней, земляной
холм) – в буддийской архитектуре культовое каменное или облицованное
камнем сооружение полусферической формы без внутреннего пространства. В
Тибете ступы назывались чортенами, а в Монголии и у других народов
Центральной Азии – субурганами. Обычно ступы воздвигались как хранилища
буддийских реликвий, а также в честь событий или лиц, связанных с
буддизмом. Форма ступы воплощает структуру Вселенной, отождествляется с
небесным сводом. Центр Вселенной символизируется шпилем, венчающим
ступу. В экзотерическом плане ступа символизирует пять стихий, на которые
распадается тело человека после смерти.
Квадратное основание
символизирует твердость земли, то есть субстанцию Земли; сферическая
часть в виде капли – субстанцию воды; суживающаяся кверху часть,
напоминающая язык пламени – Огонь; полумесяц в виде перевернутого
небосвода – ВоздухВетер; шар с заостренным навершием в виде
поднимающегося к небу языка пламени – Пространство. Эти элементы
соответствуют также Четырем Деяниям, а именно «спокойному (Земля)»,
«расширяющему (Вода)», «привлекающему (Огонь)» и «разрушающему
(ВетерВоздух)».
Помимо космогонических представлений ступа
символизирует элементы вселенской мандалы, то есть чистую сферу
местонахождения божеств. Ступа – это не только реликварий, но еще и
вертикальная модель космоса. Это ось бытия, мистическое дерево Бодхи,
древо Пробуждения, своеобразная духовная лестница. В своей жизни
практикующий буддист всегда находится на одной из ее ступеней; он то5
продвигается вверх, то опускается вниз и наконец проходит все ступени и
достигает Нирваны(1). Обычно буддисты, совершая религиозные церемонии и
ритуалы, обходят ступу вокруг, для чего возле неё предусмотрен круговой
обход. «Духовная практика представляет собой простейший метод развития
некоторых качеств ума: культивируются отсутствие алчности, отсутствие
ненависти и заблуждения, развиваются сосредоточенность, внимательность,
уравновешенность и сострадание» (Дж.Корнфилд).
Лейтмотив буддийской духовности – это идея единства микрокосмоса
Человека и макрокосма Вселенной. «Все – в едином, и одно – во всем, и все в
малом», говорил Будда. Подобно тому как микрочастица заключает в себе
всю Метагалактику, личность вмещает весь мир. Подобно тому как малые
возмущения на микроуровне влияют на поведение системы на макроуровне,
малые человеческие дела имеют космическое измерение. В мире происходит
так, потому что мы есть. Мы есть, потому что так устроена Вселенная,
неотъемлемой частью которой и является человек. Между микрокосмомосом
и макрокосмосом, между локальными и глобальными процессами существует
максимальная согласованность ритмов эволюции. «Совершенствуя себя,
человек совершенствует Вселенную», говорит Будда (9).
После двухлетнего строительства в 1929 году ступа была освящена
Цанид Хамболамой Агваном Доржиевым. Позже начались гонения на
ламаистское духовенство, объявленное «агентурой кулачества и ноенов, с
одной стороны, и внешней контрреволюции, с другой». Весной 1935 г. на лам,
как на «социально опасный элемент», обрушилась первая волна репрессий. К
концу 30х годов церкви всех вероисповеданий были разрушены, а имущество
разграблено. До наших дней чудом сохранились действующий белокаменный
дацан, построенный русскими православными мастерами, и основное здание
Цогчиндацана, выполнявшего незавидные функции военного госпиталя,
профилактория для больных туберкулёзом. Как рассказывают ламы,
Агинский Цогчиндуган остался невредимым благодаря ступе «Юндун6
Чойдон»: при разрушении она унесла с собой всю отрицательную энергию,
витавшую в то время в воздухе.
Архитектура ступы может меняться от страны к стране, но всегда
остаются пять составляющих её частей: основание, лестница (ступени), купол
(полушарие), шпиль и навершие. Духовное влияние ступы столь велико, что
те, кто её почитает, кто принимает участие в строительстве, а также те, кто
живёт поблизости от неё, воспринимают её позитивные воздействия как
источник мира, счастья и благополучия. (6)
Внутрь «Юндун Чойдон» были заложены:
специальные подарки Его Святейшества Далайламы XIV: субурган
(41 см.), статуэтка Белой Тары (21 см.), статуэтка Будды (20 см.);
подарок Хамболамы Дамбы Аюшиева: статуэтка Цзонхавы (13 см.);
подарки ДидХамболамы Цырена Дондукбаева: статуэтка Бадма
Самбавы (15 см.), тибетские пилюли, лекарства, восхваления;
подарок Хамболамы Чойжамсо из Монголии: священные книги
«Ганжур» (103 тома);
подарок Цыреновой Лхамажаб.: янтарные четки, подаренные ей
Хамболамой ЕшиДоржи Шираповым;
статуэтки Цзонхавы (10 см.) и Цыбегмит богини, удлиняющей
жизнь (7 см.), найденные на месте строительства субургана, когдато
помещённые в первый субурган;
пиала, из которой пил XX Бандидо Хамболама ЖимбаЖамсо
Эрдынеев;
фотографии Хамболам: Гомбоева, Эрдынеева, Ширапова;
фотографии шэрээтэ лам Агинского дацана: Тугулдурова, Галданова,
Данжинова;
фотография и одежда Данжин Жамсо доромбо;
все лекарственные растения, растущие на территории округа;
аршаны, взятые со всех источников округа;7
вода из Байкала, Ганги (место рождения Будды), из рек Ангары,
Онона, Аги…
камни со священных мест – обоо, из Алханая, из Цынгыда;
восхваления;
подарок бабушки из Чиндалея, родившей и вырастившей 17 детей:
золотая медаль «Матьгероиня»;
небольшие глиняные ступы, сделанные жителями Челутая, Сахюрты,
Амитхаши, ЦоктоХангила, АгаХангила, Судунтуя из глины, взятой вблизи
Зугалая, Судунтуя, Сахюрты;
также подношения жителей Агинского округа и прихожан дацана.
Высота ступы «Юндун Чойдон» 24 метра. (II) Эта самая высокая ступа
на территории России. В таком варианте исполнения подобной ступы не найти
нигде в мире.
На освящении (Рамнай) ступа «ожила», открылась «труба», появилась
нить, связанная с космосом. Она вознеслась на земле Агинской, простираясь
сквозь пространство от земли до небес, неся в себе плоды жизни.
Значение «Юндун Чойдон» для буддистов огромно. Восстановив его,
миролюбивые буряты показали свою истинную веру в мир, счастье,
благополучие, согласие, своё сознание, благородные устремления. «Юндун
Чойдон» напоминает нам о том, что как бы низко ни пал человек в начале
пути, какие бы ошибки он ни совершал в прошлом, он способен очистить своё
сердце и духовно раскрыться.8
Библиографический список
1. Буддизм. Каноны. История. Искусство. – М.: ИПЦ «Дизайн.
Информация. Картография», 2006.
2. Грушевицкая Т.Г., Гузик М.А., Садохин А.П..Словарь по мировой
художественной культуре. М.: Academa. 2001. .9
3. Далайлама XIV. Доброта, чистота помыслов и проникновение в
сущность. М.: Международная ассоциация «Мир через культуру». 1993.
4. Дагбаева Ц. «Эхэ зургаан зYйлдэ аша туhатай субарганууднай» /
«ТОЛОН». 1 декабря 2007.
5. Дугаржапова Е. «Ещё раз о ступе»./ «Агинская правда». 27 августа
2005. № 103.
6. Историкокультурный АТЛАС Бурятии. М.: «Дизайн. Информация.
Картография». 2001.
7. ГАЧО, ф.1(0), оп.1,д.153, л.9 об.
8. Дождь из цветов.(Бурятские буддийские притчи). Центр русско
азиатских исследований «Агарти» совместно с издательством Л.Г.Мухановой.
М.,2005.
9. Мантатов В.В., Мантатова Л.В. Экологическая этика буддизма.//
Материалы международного симпозиума 1014 сентября 2001. – Чита, 2001.
10. Сверкунов И. Буддийское искусство в Агинском дацане // Изучайте
родной край. – Чита; Владивосток, 1924.
11. Солодовников Ю.А. Человек в мировой художественной культуре.
М.: Просвещение. 2001.
12.. Цыбиков Г. Буддист – паломник у святынь Тибета. Новосибирск.:
«Наука». 1991.