Проект "Буддийская ступа Юндун Чойдон как символ мира"

  • Научно-исследовательская работа
  • doc
  • 06.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Значение «Юндун Чойдон» для буддистов огромно. Восстановив его, миролюбивые буряты показали свою истинную веру в мир, счастье, благополучие, согласие, своё сознание, благородные устремления. «Юндун Чойдон» напоминает нам о том, что как бы низко ни пал человек в начале пути, какие бы ошибки он ни совершал в прошлом, он способен очистить своё сердце и духовно раскрыться.
Иконка файла материала Юндун Чойдон как символ мира - копия.doc
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Токчинская общеобразовательная средняя школа» Тема: Буддийская ступа «Юндун Чойдон» как символ мира Выполнила: Тобоева Туяна, учащаяся 6 класса    Руководитель: Агванова Б.З.2 С. Токчин, 2017                   Буддийская ступа «Юндун Чойдон» как символ мира            К концу второго тысячелетия современной цивилизации все пять миллиардов живущих на земле людей верят. Одни верят в Бога, другие — в то, что Его нет; люди верят в прогресс, справедливость, разум. Вера является важнейшей   частью   мировоззрения   человека,   его   жизненной   позицией, убеждением,   этическим   и   нравственным   правилом,   нормой   и   обычаем,   по которым — точнее, внутри которых — он живёт: действует, мыслит                         Усиление   ценностных   аспектов   содержания   образования, актуализирующее   проблемы   качества   человека,   приводит   к   тому,   что образование должно передавать из поколения в поколение такие человеческие ценности, как  справедливость, уважение ко  всем людям, чувство  долга по отношению к обществу, заботу о ближнем, а также культурное наследие. В этом смысле наш интерес вызывает восстанавливающийся Агинский дацан, который   признан архитектурным и культурным памятником России. Буддийский   компонент   чаще   всего   выступает   символом   историко­ этнического   своеобразия   бурят.    До   1930­х   годов   в   комплексе   Агинского дацана насчитывалось 19 объектов.  В 2005 году восстановлена самая высокая 24­метровая   ступа   «Юндун   Чойдон».   Такие   культовые   сооружения,   как «Юндун Чойдон», способны задеть самое сокровенное в человеке, обогатить в нем   духовность.   Поэтому   так   важно  знать   о   том,   как   и   почему   был восстановлен   «Юндун   Чойдон»   ­       символ   мира,   духовности,   экологии, культурное   наследие   народа,   играющее   важную   роль   в   духовной   жизни жителей региона.3 Цель исследования  – выявить историческую значимость буддийской ступы «Юндун Чойдон» для жителей региона как символ мира, духовности, экологии. Задачи:  1. изучить архивные материалы, литературу по данной проблеме;  2.   способствовать   сохранению   исторической   памяти,   осознанию исторической значимости этнической культуры народа. Объект исследования: буддийская ступа «Юндун Чойдон» Предмет   исследования:   «Юндун   Чойдон»   как   символ   мира, духовности, экологии. По   окончании   гражданской   войны   в   пользу   Советов   на   территории проживания бурят образовалась единая Бурят­Монгольская АССР. С этого момента   здесь   развернулось   полномасштабное   культурное   строительство. Создавались национальные школы, боролись с неграмотностью, велись поиски путей и методов культурной революции. Однако при всём этом все традиции и   обычаи,   связанные   с   буддизмом,   классифицировались   как   враждебные советскому   обществу.   Именно   в   это   непростое   время,   в   1924   году, духовенством   Агинского   дацана   было   принято   решение   возвести восьмисаженную ступу «Юндун Чойдон» («юндун» (тиб.) – побуждающий к примирению, «чойдон» (тиб.) – ступа), основной целью которой должно было стать объединение и примирение всех живущих на этой земле (4) По этому поводу   существует   также   притча,   которая   гласит,   что   в   эти   годы   был «раскол»   между   «консерваторами»   и   «обновленцами»   в   дацанах.   И   совет старейшин   Агинского   дацана   вынес   решение   срочно   построить   на   своей территории субурган, посвященный Сангхе – Единой общине буддистов для примирения всех лам. Субурган построили небывалый: всего на несколько сантиметров   был   он   ниже   Цокчен   дацана   –   главного   храма   монастыря. Золотой шпиль субургана виднелся издалека, сосредотачивая мысли путника4 на теме единства – главной теме того времени. И раскола в Агинском дацане удалось избежать (7)           Буддийская доктрина: космология, психотехника, метафизика, этика – существует как самостоятельная научная философская система. Она может существовать в виде религиозных догматов, обрядовой культовой системы, этических   принципов   вероучения,   а   также   в   виде   символов   и   предметов культового   назначения.   Ступа   (санскр.   –   макушка,   куча   камней,   земляной холм)   –   в   буддийской   архитектуре   культовое   каменное   или   облицованное камнем сооружение полусферической формы без внутреннего пространства. В Тибете   ступы   назывались   чортенами,   а   в   Монголии   и   у   других   народов Центральной Азии – субурганами. Обычно ступы воздвигались как хранилища буддийских   реликвий,   а   также   в   честь   событий   или   лиц,   связанных   с буддизмом. Форма ступы воплощает структуру Вселенной, отождествляется с небесным   сводом.   Центр   Вселенной   символизируется   шпилем,   венчающим ступу. В экзотерическом плане ступа символизирует пять стихий, на которые распадается   тело   человека   после   смерти.   Квадратное   основание символизирует   твердость   земли,   то   есть   субстанцию   Земли;   сферическая часть   в   виде   капли   –   субстанцию   воды;   суживающаяся   кверху   часть, напоминающая   язык   пламени   –   Огонь;   полумесяц   в   виде   перевернутого небосвода   –   Воздух­Ветер;   шар   с   заостренным   навершием   в   виде поднимающегося   к   небу   языка   пламени   –   Пространство.   Эти   элементы соответствуют   также   Четырем   Деяниям,   а   именно   «спокойному   (Земля)», «расширяющему   (Вода)»,   «привлекающему   (Огонь)»   и   «разрушающему (Ветер­Воздух)».   Помимо   космогонических   представлений   ступа символизирует   элементы   вселенской   мандалы,   то   есть   чистую   сферу местонахождения божеств. Ступа – это не только реликварий, но         еще и вертикальная   модель   космоса.   Это   ось   бытия,  мистическое   дерево   Бодхи, древо   Пробуждения,   своеобразная   духовная   лестница.   В   своей   жизни практикующий   буддист   всегда   находится   на   одной   из   ее   ступеней;   он   то5 продвигается вверх, то опускается вниз и наконец проходит все ступени и достигает Нирваны(1). Обычно буддисты, совершая религиозные церемонии и ритуалы, обходят ступу вокруг, для чего возле неё предусмотрен круговой обход. «Духовная практика представляет собой простейший метод развития некоторых   качеств   ума:   культивируются   отсутствие   алчности,   отсутствие ненависти   и   заблуждения,  развиваются   сосредоточенность,  внимательность, уравновешенность и сострадание» (Дж.Корнфилд). Лейтмотив буддийской духовности – это идея единства микрокосмоса Человека и макрокосма Вселенной. «Все – в едином, и одно – во всем, и все в малом», ­ говорил Будда. Подобно тому как микрочастица заключает в себе всю Метагалактику, личность вмещает весь мир. Подобно тому как малые возмущения на микроуровне влияют на поведение системы на макроуровне, малые человеческие дела имеют космическое измерение. В мире происходит так,   потому   что   мы   есть.   Мы   есть,   потому   что   так   устроена   Вселенная, неотъемлемой частью которой и является человек. Между микрокосмомосом и макрокосмосом, между локальными и глобальными процессами существует максимальная   согласованность   ритмов   эволюции.   «Совершенствуя   себя, человек совершенствует Вселенную», ­ говорит Будда (9). После   двухлетнего   строительства   в   1929   году   ступа   была   освящена Цанид   Хамбо­ламой   Агваном   Доржиевым.     Позже   начались   гонения   на ламаистское   духовенство,   объявленное   «агентурой   кулачества   и   ноенов,   с одной стороны, и внешней контрреволюции, с другой». Весной 1935 г. на лам, как на «социально опасный элемент», обрушилась первая волна репрессий. К концу 30­х годов церкви всех вероисповеданий были разрушены, а имущество разграблено. До наших дней чудом сохранились действующий белокаменный дацан, построенный русскими православными мастерами, и основное здание Цогчин­дацана,   выполнявшего   незавидные   функции   военного   госпиталя, профилактория   для   больных   туберкулёзом.   Как   рассказывают   ламы, Агинский   Цогчин­дуган   остался   невредимым   благодаря   ступе   «Юндун6 Чойдон»: при разрушении она унесла с собой всю отрицательную энергию, витавшую в то время в воздухе.  Архитектура   ступы   может   меняться   от   страны   к   стране,   но   всегда остаются пять составляющих её частей: основание, лестница (ступени), купол (полушарие), шпиль и навершие.  Духовное влияние ступы столь велико, что те, кто её почитает, кто принимает участие в строительстве, а также те, кто живёт   поблизости   от   неё,   воспринимают   её   позитивные   воздействия   как источник мира, счастья и благополучия. (6) Внутрь «Юндун Чойдон» были заложены: ­ специальные подарки Его Святейшества Далай­ламы  XIV: субурган (41 см.), статуэтка Белой Тары (21 см.), статуэтка Будды (20 см.); ­ подарок Хамбо­ламы Дамбы Аюшиева: статуэтка Цзонхавы (13 см.); ­   подарки   Дид­Хамбо­ламы   Цырена   Дондукбаева:   статуэтка   Бадма Самбавы (15 см.), тибетские пилюли, лекарства, восхваления; ­   подарок   Хамбо­ламы   Чойжамсо   из   Монголии:   священные   книги «Ганжур» (103 тома);   ­   подарок   Цыреновой   Лхамажаб.:   янтарные   четки,   подаренные   ей Хамбо­ламой Еши­Доржи Шираповым;          ­ статуэтки Цзонхавы (10 см.) и Цыбегмит ­ богини, удлиняющей жизнь   (7   см.),   найденные   на   месте   строительства   субургана,   когда­то помещённые в первый субурган; ­   пиала,   из   которой   пил  XX  Бандидо   Хамбо­лама   Жимба­Жамсо Эрдынеев; ­ фотографии Хамбо­лам: Гомбоева, Эрдынеева, Ширапова; ­ фотографии шэрээтэ лам Агинского дацана: Тугулдурова, Галданова, Данжинова; ­ фотография и одежда Данжин Жамсо доромбо; ­ все лекарственные растения, растущие на территории округа; ­ аршаны, взятые со всех источников округа;7 ­   вода   из   Байкала,   Ганги   (место   рождения   Будды),   из   рек   Ангары, Онона, Аги… ­ камни со священных мест – обоо, из Алханая, из Цынгыда; ­ восхваления; ­ подарок бабушки из Чиндалея, родившей и вырастившей  17 детей: золотая медаль «Мать­героиня»;  ­ небольшие глиняные ступы, сделанные жителями Челутая, Сахюрты, Амитхаши, Цокто­Хангила, Ага­Хангила, Судунтуя из глины, взятой вблизи Зугалая, Судунтуя, Сахюрты; ­ также подношения жителей Агинского округа и прихожан дацана. Высота ступы «Юндун Чойдон» ­ 24 метра. (II) Эта самая высокая ступа на территории России. В таком варианте исполнения подобной ступы не найти нигде в мире. На освящении (Рамнай) ступа «ожила», открылась «труба», появилась нить, связанная с космосом. Она вознеслась на земле Агинской, простираясь сквозь пространство от земли до небес, неся в себе плоды жизни.  Значение «Юндун Чойдон» для буддистов огромно. Восстановив его, миролюбивые   буряты   показали   свою   истинную   веру   в   мир,   счастье, благополучие, согласие, своё сознание, благородные устремления.   «Юндун Чойдон» напоминает нам о том, что как бы низко ни пал человек в начале пути, какие бы ошибки он ни совершал в прошлом, он способен очистить своё сердце и духовно раскрыться.8 Библиографический список     1. Буддизм. Каноны. История. Искусство. – М.: ИПЦ «Дизайн.  Информация. Картография», 2006.  2.  Грушевицкая Т.Г., Гузик М.А.,  Садохин А.П..Словарь по мировой художественной культуре.­ М.: Academa. 2001. .9 3.   Далай­лама  XIV.   Доброта,   чистота   помыслов   и   проникновение   в сущность. ­ М.: Международная ассоциация «Мир через культуру». 1993. 4.  Дагбаева   Ц.   «Эхэ   зургаан   зYйлдэ   аша   туhатай   субарганууднай»   / «ТОЛОН». 1 декабря 2007.             5. Дугаржапова Е. «Ещё раз о ступе»./ «Агинская правда». 27 августа 2005. № 103.             6. Историко­культурный АТЛАС Бурятии.­ М.: «Дизайн. Информация. Картография». 2001.             7. ГАЧО, ф.1(0), оп.1,д.153, л.9 об.              8. Дождь из цветов.(Бурятские буддийские притчи).­ Центр русско­ азиатских исследований «Агарти» совместно с издательством Л.Г.Мухановой. М.,2005.              9. Мантатов В.В., Мантатова Л.В. Экологическая этика буддизма.// Материалы международного симпозиума 10­14 сентября 2001. – Чита, 2001.             10. Сверкунов И. Буддийское искусство в Агинском дацане // Изучайте родной  край. – Чита; Владивосток, 1924.       11. Солодовников Ю.А. Человек в мировой художественной культуре. ­ М.: Просвещение. 2001.       12..  Цыбиков Г. Буддист – паломник у святынь Тибета.­ Новосибирск.: «Наука».  1991.