Сто бесед о вечности (о творчестве Сергея Ратмирова)
Оценка 4.8

Сто бесед о вечности (о творчестве Сергея Ратмирова)

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
doc
Междисциплинарный 6
10 кл
26.06.2020
Сто бесед о вечности (о творчестве Сергея Ратмирова)
реферат Стефанишина о ратмирове.doc

НОУ   ГИМНАЗИЯ  «ТАЛАНТ»

Кафедра гуманитарных наук

 

 

 

 

Исследовательская работа

по теме «Сто бесед о вечности»

в творчестве Сергея Ратмирова

(литература Приднестровья)

 

 

 

 

Автор.

Стефанишин Никита Алексеевич,

ученик 10а класса.

Научный руководитель

Заяц Сергей Михайлович, к.ф.н.

Кабанюк Людмила Петровна, высш. квалиф. категория

 

 

Тирасполь

2011

Содержание.

1.                                                                                                                                                                                                      Введение. (Краткая биографическая справка).

2.                                                                                                                                                                                                      Литературный анализ стихов:

2.1.  Мелодия дудуки

2.2.  Строка, рождённая над бездной

2.3.   Колокольный звон

2.4.   Какая грустная и чудная пора

2.5.   Люблю осеннею порою

2.6.   Глаза в глаза

        3. Заключение.

        4. Глоссарий

        5. Литература       

        6. Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эпиграф

 

 

 

 

Я за себя на небесах отвечу лично,

И сам с собой измерю бесконечность,

Господь мне выпишет последний мой больничный,

Под ним свою поставил подпись – вечность.

Так суждено поэтам в этом мире,

Писать печалью, слезой и кровью,

Чтоб там, в далёком поднебесье наградили,

Их всех одной большой, большой любовью.

 

Ю. Заяц

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.                                                                                                                                                                                                             Введение.

 

Целью работы является изучение стихов Сергея Ратмирова.

Задачи:

- прочитать стихи Сергея Ратмирова из сборника «Сто бесед о вечности»,  в альманахе «Взаимность»  25 лет, публикациях  газет Приднестровье;

-  знакомство с биографией С. Ратмирова;

- Найти периодические издания, статьи, посвящённые творчеству С. Ратмирова;

- проанализировать 5 стихов.

 

Методы:

- биографический метод, анкетирование;

-  анализ и синтез стихов.

 

Ратмиров Сергей Михайлович    родился 19 февраля 1967 г. в Тирасполе.

      Отец, Заяц Михайл Демьянович,  инженер – строитель, работал начальном 1 участка ЖБИ № 6  г. Тирасполь.

      В семье было три сына: Юра, Саша и Серёжа.  Саша в 5 лет погиб. Отец завещал Юре жить за двоих, он и живёт за двоих, за себя и за младшего брата Сашу.

      Мама, Заяц Тамила Ивановна (Иванюк), работает старшим преподавателем математики в  Приднестровском промышленно-экономическом техникуме. 

      Самая прекрасная, самая любимая женщина на Земле, вечно не стареющая.

      Сыновья её очень любят, а также внуки, внучка, а главное правнук!

Старший брат. Заяц Юрий Михайлович, поэт, литературный критик.

       Родился  30 марта 1961 года в Тирасполе.

       Окончил филологический факультет Тираспольского педагогического института им. Шевченко.

       Работал преподавателем литературы Приднестровского государственного университета им. Т. Г. Шевченко,    в лицее № 1, Гуманитарно - математической гимназии и средней школе № 5. Публикации в альманахах «Литературное Приднестровье», «Покровские чтения», журналах «Днестр», «Тирасполь – Москва», «Тирасполь; Педагогический поиск»; в газетах «Российский писатель», «Приднестровье»,            член лито «Взаимность с 2007 г.

   Сергей Ратмиров  литературную деятельность начал в 1983 г.,  лауреат  городского конкурса юных прозаиков и поэтов. Окончил филологический факультет Тираспольского пединститута им. Шевченко, аспирантуру при Стерлитамакской Государственной Педагогической Академии. В  феврале 2009 года защитил кандидатскую диссертацию «Мифологические и библейские образы в поэзии Максимилиана Волошина в контексте его духовных исканий» в МГГУ им. М.А. Шолохова  по специальности  русская литература. В мае 2009 года Президиум ВАК Российской Федерации присвоил ученую степень  кандидат филологических наук. Работает преподавателем в Республиканском украинском теоретическом лицее-комплексе и Гимназии «Талант», в которой обучаются и воспитываются дети, желающие быть ближе к Богу.

Ратмиров Сергей Михайлович является членом  ТО СПР с 2005 г и  МСПС,   Тираспольского городского лито «Взаимность» с 2006 г.
Публиковался в альманахах «Литературное Приднестровье», «Покровские чтения»;   в коллективном сборнике «На поэтической волне», в журналах «Тирасполь – Москва»,  «Поэзия» (Москва),  «Аспирантские тетради» (Петербург) , в серии «Филологические науки» (Стерлитамак - Уфа), в газетах «Православное Приднестровье», «Приднестровье», «Российский писатель»,  автор пособия «Методика преподавания русской литературы»  (2006). Выпустил авторский сборник «Сто бесед о вечности» (2004).
 Председатель литобъединения «Взаимность» с 2009 года.         

 

 

 

 

 

2.     Литературный анализ стихов.

 

 

 

 

 

 

Звучит мелодия дудуки.                                                      
             Ведет в земную жизнь Христа,
    И я так чувствую разлуку,
     Как будто было все вчера.
          
  Звучит мелодия дудуки.
         Жизнь совершается с листа.
             И веришь, что кому-то нужен,
          Что все проходит неспроста.
        
   Звучит мелодия дудуки,
     Но слышу важные слова,
   И нет отчаянья и скуки,
     Полна Неведомым душа.
 
                           Звучит мелодия дудуки,                    
          Как будто древняя мольба,
        Уже не чувствую разлуки,
        Вся суть вещей изменена. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            Мелодика стиха, мелодика ритма,
                      Мелодика жизни – как неизбежность,
                      Признание мысли – как неизбежность,
                      Дыхание Света в круге потрясающих будней.

 


       «Стих должен быть мелодичен и мелодику определяет во многом его ритм. Тот, кто не слышит музыку стиха, не в силах понять мелодику жизни, которая является как неизбежность. Мысль – жизнь; она одаривает каждого из нас дыханием Света и позволяет выжить в суете буден. Так творчество и жизнь С. Ратмирова сливаются в единое целое. Во многом он поэт – мифотворец, творит миф о себе, но этот миф – не легенда, а правда о себе», -  говорит Ю. Заяц о творчестве  Сергея Ратмирова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           Его строка рождается над Бездной,
                                           И в этом вижу смысл Бытия,
                                            Когда соприкоснувшись крестно,
                                            Стихи вплетаются в Слова.


«Слово, рождённое над бездной, на грани борьбы двух начал, живущих в человеке – Божественного и демонического - всегда найдёт ответное слово, идущее от Бога, чтобы мир преобразить».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           Песня. Молитва. Небесная проповедь.
    В сердце заходит и стынет в слезе.
      Бог мой явился. Словесное видимо
Переродило мой путь на кресте.

 ***
   Ночь. Развернутый глобус в крови.
                              Вертится мозг, как юла. Затененность и тишина…
Как на погосте, хорошо на душе,
              Здесь Богословие и полная ясность ума. 
                                      
      ***

            Огоньки… Слепота! .. Суета!.. Бог и я!

           ***

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Колокольный звон прольётся,
Покаянный день настал,
Может быть, душа проснется –
Батюшка канон читал.
 
В куполах разверзлось небо,
Наступил Великий пост.
Наконец-то Русь взмолилась,
Вспомнив, что она лишь гость.
 
Неужели осознали?
Выпрямляем свой излом?
Возвращаем, что теряли
В там далёком и былом?
 
Над страною звон несется –
Торжествует Благовест.
Неужели всё вернется?
Или это смена вех?
                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стихи Сергея Михайловича Ратмирова можно назвать духовными.


                                       Какая грустная и чудная пора,
                                       Закатный вечер обрамляет ставни.
                                       А я иду, иду, и купола
                                       Снимают с душ сомненье и усталость.


«Пора грустная и чудная – это сочетание не случайно, грусть – не просто грусть, она граничит с ощущением чуда закатного вечера, чуда пути в церковь, к Богу. Именно поэтому купола как символ воцерквлённости мира снимают с душ сомнения и усталость», - пишет Ю. Заяц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Люблю осеннею порою
 Ходить печальною дорогою в ночи,
 Чтоб растворить себя с прошедшею любовью
 И с лунным светом оказаться в небеси.
 
Люблю шуршащею листвою
Пропеть свои рожденные стихи
И разговаривать с самим собою
О выбранном от юности пути.
 
Люблю, обнявшись со звездою,
Стать частью этой Красоты,
Чтобы потом заснуть у изголовья
Твоей Первосозданной Тишины. 
                                    

  
           ***

Осень. Тополиная листва шуршит под ногами.

Длинеет алая щель зари, хочется прыгнуть в нее,

Обняв, завернуться в дыму.
 И нестись, нестись на лету!
 Там тишина, там, видимо, Бог!

 

«Поэтический мир, поэтическая индивидуальность Сергея Ратмирова – это разговор со временем, с Вечным о себе, о постижении ценностей, без которых немыслим человек Его слова наполнены не только самоценностью реального смысла, они по сути своей всегда многозначны и воспринимаются в различных ипостасях, но одно остаётся неизменным – они одухотворены», -  пишет о его творчестве Ю. Заяц.

 

 

 

 

 

 

 

Глаза в глаза. Я вижу радость бытия!

Восторг  и святость обнимают суть Вселенной,

Я вновь пою твои бессмертные века,

И жизнь теперь не кажется мгновенной.

 

Стихи Сергея Ратмирова пронизаны желанием слияния с Богом. Эта жажда во многом определяет его личность, его творчество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.     Заключение.

 

Максимилиан Волошин писал: «Искусство живёт пониманием и творится пониманием. Искусство – это таинственное зеркало, которое отражает лица тех, кто хочет видеть в нём себя. Ничего, кроме своего собственного лица, никто не может никогда увидеть в зеркале искусства. Но лицо это будет всегда ново и неожиданно для смотрящего.
Надо хотеть увидеть, чтобы увидеть лицо, а не пустую глубину».

       

 

        Одной из важнейших составляющих литературы, безусловно, является поэзия. Стих рождает откровение и  мысль, рождает свободу, значит, помогает проявить человеческую личность, выявить только ему присущие духовные особенности.

Что такое поэзия?

Ты вопрошаешь

Глаза твои детски, чисты.

Что такое поэзия?

Разве не знаешь?

Поэзия – это Ты!

                                                                Ю. Заяц.

         Каждый поэт всегда наедине с вечностью.  И он в ответе всегда за всех, живущих на Земле.

 

 

 

 

 

 

4.      Глоссарий

 

      Благовест,  вид православно-уставного звона; производится с целью призыва христиан в храм на молитву, а также для оповещения о начале вечернего, утреннего и дневного богослужения. Характеризуется мерными ударами в один из колоколов. В зависимости от церковного календаря регламентируется по продолжительности, темпу и употреблению того или иного колокола.

      Богословие, или теоло́гия (калька греч. θεολογία учение о Боге) — учение о религиозных догматах и заключённое в их рамки философское мышление, призванное эти догматы защищать и обосновывать.

      Вопрошать,  спрашивать, задавать вопрос.

      Дудук – дудуки – духовой музыкальный инструмент, небольшая трубка с 9 игровыми отверстиями и двойной тростью.

      Ипостась,  в  христианстве (в значении форма проявления, способ бытия) служит для обозначения каждого из лиц триединого Бога, означает особенность каждого Лица

      Мелодика стиха - система распределения восходящих и нисходящих интонаций в стихе

      Миротворец , кто способствует примирению, устанавливает мир. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

      Покаянный день, день покаяния, благодарения и единения сближал сердца людей, очищал души, готовил к встрече с Небесами. И в этот день каждый зажигал лампаду или свечу, молился о светлом будущем и вспоминал о забытых понятиях: честь и совесть. Радостно становилось в такие дни. Многие семьи объединялись в торжественной молитве, пели гимны и Ангелы подпевали им.

      Ритм  - это основа основ стихосложения. Собственно - единственное - что отделяет стихи от прозы - это ритм. Все системы стихосложения у всех народов основаны на ритме.

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Литература.

1. «Взаимность» 25 лет.  Литературный альманах. Тирасполь, «Литера», 2009.

2. Газета «Приднест ровье»

3. Приднестровский  сайт в интернете «Взаимность».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Приложение.

 

1. Презентация. Наедине с вечностью.

 

 

2. Фото С. Ратмиров

 

 

9

 

3.     Фото

 Сергей с  папой, мамой и братом Юрой в детстве.

 

 

 

 

IMG_0471.JPG


НОУ ГИМНАЗИЯ «ТАЛАНТ»

НОУ ГИМНАЗИЯ «ТАЛАНТ»

Содержание. 1. Введение

Содержание. 1. Введение

Эпиграф Я за себя на небесах отвечу лично,

Эпиграф Я за себя на небесах отвечу лично,

Введение. Целью работы является изучение стихов

Введение. Целью работы является изучение стихов

Старший брат. Заяц Юрий Михайлович , поэт, литературный критик

Старший брат. Заяц Юрий Михайлович , поэт, литературный критик

Литературный анализ стихов.

Литературный анализ стихов.

Мелодика стиха, мелодика ритма,

Мелодика стиха, мелодика ритма,

Его строка рождается над Бездной,

Его строка рождается над Бездной,

Песня. Молитва. Небесная проповедь

Песня. Молитва. Небесная проповедь

Колокольный звон прольётся,

Колокольный звон прольётся,

Стихи Сергея Михайловича Ратмирова можно назвать духовными

Стихи Сергея Михайловича Ратмирова можно назвать духовными

Люблю осеннею порою Ходить печальною дорогою в ночи,

Люблю осеннею порою Ходить печальною дорогою в ночи,

Ю. Заяц. Глаза в глаза

Ю. Заяц. Глаза в глаза

Заключение. Максимилиан Волошин писал : «Искусство живёт пониманием и творится пониманием

Заключение. Максимилиан Волошин писал : «Искусство живёт пониманием и творится пониманием

Глоссарий • Благовест, вид православно-уставного звона; производится с целью призыва христиан в храм на молитву, а также для оповещения о начале вечернего, утреннего и дневного…

Глоссарий • Благовест, вид православно-уставного звона; производится с целью призыва христиан в храм на молитву, а также для оповещения о начале вечернего, утреннего и дневного…

Литература. 1. «Взаимность» 25 лет

Литература. 1. «Взаимность» 25 лет

Приложение. 1. Презентация

Приложение. 1. Презентация

Фото Сергей с папой, мамой и братом

Фото Сергей с папой, мамой и братом

Сто бесед о вечности (о творчестве Сергея Ратмирова)

Сто бесед о вечности (о творчестве Сергея Ратмирова)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.06.2020