Паспорт проекта «Что такое снег?»
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится…
(И.З.Суриков)
Вид проекта: групповой познавательно-исследовательский, информационный.
Продолжительность: краткосрочный.
Срок реализации проекта: декабрь-январь-февраль
Участники проекта: дети, воспитатели, родители, логопед, музыкальный руководитель.
Возраст детей: 5-7 лет.
Форма проведения: беседы, практические работы, опыты, экскурсии, сообщения, подготовленные детьми в виде презентаций мини - проектов.
Актуальность проблемы: Вы замечали, как дети обращают внимание на волшебные вещи, мимо которых мы, взрослые, привыкли проходить мимо? Действительно, снег, ледяные узоры на стекле и особенно снежинки, парящие в небе, - для детей всё это в диковинку. Интерес к такому зимнему волшебству не иссякает долгое время.
Дети старшего дошкольного возраста отличаются пытливостью в исследовании окружающего мира. Именно в этом возрасте поисковая и исследовательская деятельность занимает ведущее место и помогает в удовлетворении потребностей детей в познании окружающего мира. Исследовательская деятельность помогает детям расширять свой кругозор, развивать продуктивные формы мышления.
В процессе экспериментирования результат уточняется, проясняется и наглядно виден детям. Всякий опыт – это активный процесс, система определённых действий, при помощи которых ребёнок получает ответы на стоящие перед ним вопросы.
Все дети любят зиму, зимние развлечения и забавы. Детям предлагается задуматься над вопросом что такое снег, как образуется снег. Детям предоставляется возможность в течение месяца работать над одной темой, чтобы получить ответы на интересующие их вопросы.
С.П. Проект Что такое снег2.docx
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города
Новосибирска «Детский сад №422 «Сибирячок» комбинированного вида»
630136, Новосибирск, ул.Киевская, 19, т. 3418812, email:ds_422_nsk@nios.ru
Экологический проект
«Что такое снег!»
Подготовила:
воспитатель 3 лог. гр.
Шумкина С.П.
1 г. Новосибирск
Содержание
1.Паспорт проекта «Что такое снег?»
1.1. Краткая аннотация проекта…………………………..…
3
1.2. Актуальность проблемы……………………………..…..4
1.3. Краткое описание организации…………………….....5
1.4. Цель и задачи проекта…………………………..…...…7
1.5. Практическая значимость………………………………8
1.6. Ожидаемые результаты……………………………….9
2. Этапы реализации проекта
2.1. I этап –
подготовительный……………………………….10
2.2. II этап – основной (практический)………………..….…11
2.3. III этап заключительный………………………….……...11
Результаты реализации проекта……………………………..16
Методическое обеспечение проекта
Приложение
2 Паспорт проекта «Что такое снег?»
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится…
(И.З.Суриков)
Вид проекта: групповой познавательноисследовательский,
информационный.
Продолжительность: краткосрочный.
Срок реализации проекта: декабрьянварьфевраль
Участники проекта: дети, воспитатели, родители, логопед,
музыкальный руководитель.
Возраст детей: 57 лет.
Форма проведения: беседы, практические работы, опыты,
экскурсии, сообщения, подготовленные детьми в виде
презентаций мини проектов.
3 Актуальность проблемы: Вы замечали, как дети обращают
внимание на волшебные вещи, мимо которых мы, взрослые,
привыкли проходить мимо? Действительно, снег, ледяные
узоры на стекле и особенно снежинки, парящие в небе, для
детей всё это в диковинку. Интерес к такому зимнему
волшебству не иссякает долгое время.
Дети старшего дошкольного возраста отличаются
пытливостью в исследовании окружающего мира. Именно в
этом возрасте поисковая и исследовательская деятельность
занимает ведущее место и помогает в удовлетворении
потребностей детей в познании окружающего мира.
Исследовательская деятельность помогает детям расширять
свой кругозор, развивать продуктивные формы мышления.
В процессе экспериментирования результат уточняется,
проясняется и наглядно виден детям. Всякий опыт – это
активный процесс, система определённых действий, при
4 помощи которых ребёнок получает ответы на стоящие перед
ним вопросы.
Все дети любят зиму, зимние развлечения и забавы. Детям
предлагается задуматься над вопросом что такое снег, как
образуется снег. Детям предоставляется возможность в
течение месяца работать над одной темой, чтобы получить
ответы на интересующие их вопросы.
Краткое описание организации
5 МКДОУ города Новосибирска «Детский сад № 422
«Сибирячок» комбинированного вида» представляет собой
образовательное учреждение с осуществлением
физического и психического развития, коррекции и
оздоровления всех воспитанников.
Детский сад функционирует с 1980 года и располагается
по адресу:
630136, г.Новосибирск136, ул. Киевская19,
телефон/факс 3418812, э/п ds422@onlaine.nsk.su.
Категория образовательного учреждения – первая.
Учреждение в своей деятельности обеспечивает
достижение следующих задач:
охрана жизни воспитанников;
охрана физического и психического здоровья детей
дошкольного возраста;
воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей
в возрасте от 1,5 до 7 лет;
создание оптимальных условий для физического,
эмоциональноволевого, нравственного, интеллектуального,
социальноличностного развития дошкольников.
В учреждении созданы следующие условия: групповые
комнаты, музыкальный, физкультурный залы, ингаляторий,
кабинеты заведующей, логопедов, педагогапсихолога,
методический кабинет, медицинский, пищевой блоки.
Общая площадь здания 4004 кв.м., общее количество групп –
14, в том числе 1 группа раннего развития, 4 группы для
детей с нарушениями речи, 9 общеразвивающих групп.
Общее количество воспитанников в настоящее время – 328
детей.
Общее число сотрудников 71 человек, из них педагогов 34,
медицинских работников – 2, младший и обслуживающий
персонал – 35 человека.
6 Коллектив ДОУ является ежегодным участником районных
и городских конкурсов: «Инновации в образовании»,
«Детский сад года», «Маленькие фантазёры», на
фестивале детского творчества «Семицветик», «Питание и
здоровье», «Экобэби», «УЧСИб», «Воспитатель года».
Новизна проекта
Проводится более углубленная работа по знакомству детей
со свойствами снега.
Цель:
Формирование представлений детей, что такое снег,
изучение его свойств.
Для достижения данной цели поставлены
следующие
Задачи:
7 Учить детей приобретать новую информацию через
экспериментирование.
Узнать, как образуется снег.
Познакомить с разнообразием форм снежинок.
Изучить свойства снега (почему снег белый и почему скрипит
иногда)
Можно ли иней считать снегом.
Определить чистоту снега.
Формировать умения детей делать выводы и
умозаключения,
Воспитывать интерес к окружающему миру, стремление
узнавать чтото новое.
Проблема проекта
Во время прогулки дети увидели пушистые хлопья снега.
Дети выразили радость и неподдельный интерес. Были
такие ребята, которые ловили снег ртом и говорили, что это
сладкая вата и её надо есть. Другие говорили, что снег есть
нельзя, будет болеть горло. Мнения разделились. В ходе
беседы выяснилось, что знания дошкольников
о снеге(снежинках) очень скудные. Таким образом,
возникла проблема: «Что такое снег?»Участие детей
в проекте позволит сформировать представления о снеге.
Гипотеза: Если мы узнаем, как образуется снег, то поймем,
почему он падает на землю.
Практическая значимость
Данный проект можно использовать в любом детском саду и
в практике семейного воспитания.
Методы исследования:
Беседа с детьми: «Что мы знаем о снеге».
спросить у взрослых как образуется снег.
8 найти информацию про снег, о его свойствах в Интернете,
в детской энциклопедии «Все обо всем».
эксперимент «Испарение воды в мороз»
эксперимент «Свойства снега»
эксперимент «Что такое иней»
эксперимент «Исследование чистоты снега»
эксперимент «Тепло или холодно»
Результаты анкетирования детей:
Снег – что это такое?
6 ребёнка Замёрзшая вода.
3 ребёнка Не знают.
Артём Б. Рыхлый, белый, непрозрачный, тает, холодный,
мягкий.
Зачем нужен снег?
Рома Б.: «Можно кататься на санках».
Ксюша Л..: «Играть в снежки».
Вика С.: «Чтоб была зима».
Митя Д.: «Из снега можно лепить снежные фигуры».
Ожидаемые результаты:
-Формирование у детей разносторонних знаний о
взаимосвязи живой и неживой природы в зимний
период.
9 -Воспитание бережного отношения к природе.
-укрепление исследовательского интереса к природе.
-Привлечение родителей воспитанников к
сотрудничеству и взаимодействию.
-Усиление ресурсного обеспечения группы.
- Приобщение детей к здоровому образу жизни.
Формы реализации проекта:
Занятия.
Беседы.
Наблюдения.
Досуговая деятельность.
Игровая деятельность.
Продуктивная деятельность детей.
Чтение художественной литературы.
Исследовательская деятельность.
Работа по реализации проекта предполагает 3 этапа.
I этап – подготовительный:
10 Поставили цель и задачи, определили методы работы,
предварительную работу с детьми и их родителями,
воспитателями, выбрали материалы и оборудование.
«Что мы знаем о снеге?»
«Что снег блестящий, а снежинки – это блестки»
(Вика)
«Зимой бывает снег и лед» (Артём)
«Что снег холодный» (Никита)
«Елочки зимой укрываются снегом, чтобы не
замерзнуть» (Ксюша)
«Что мы хотим узнать?»
«Зачем зимой снег?» (Митя)
«Я хочу узнать, откуда берется снег и лед?» (Кирилл)
«Почему нельзя есть снег?» (Рома Б.)
«Почему зимой деревьям тепло?» (Рома Л.)
«Где мы можем найти информацию?»
Найти в компьютере, по телевизору, в книжках,
энциклопедиях, от родителей, от воспитателей.
11 II этап – основной исследовательский:
Поиск ответов на поставленные вопросы.
Разработка и накопление методических материалов.
Сбор информации: составление бесед, конспектов НОД,
подготовка наглядного материала, подбор дидактических и
подвижных игр, подбор детской художественной
литературы для чтения.
Создание в группе предметноразвивающей среды:
дидактические игры, наглядный материал, спортивный
инвентарь в спортивный уголок.
III этап Заключительный этап:
Обобщение результатов работы, их анализ, закрепление
полученных знаний, формулировка выводов.
Работа по данной теме спланирована по блокам.
1 блок: «Познавательное развитие»
1. Наблюдение за состоянием погоды.
2. Наблюдение за снегом (сыпучий, мягкий, липкий).
3. Опыты со снегом и льдом.
12 4. Наблюдение за явлениями природы, типичными для
зимы (иней, снег, гололед, метель).
«Беседа о зимних явлениях природы».
Цель: Дать представление детям о том «Почему снег
скрипит?»
Проведение опытов со снегом: «Откуда взялась
вода», «Куда спрятался снег»,«Определение
чистоты снега», «Сравнение снега и льда», «Наблюдения за
сосульками»;«Почему снег белый?»; «Снег
хрустит»; «Лепитсяне лепится»» «Снежинки, какие
они?»; «Снега многоводы мало».
2 блок: «Речевое развитие»
Рассматривание картин с изображением зимних пейзажей.
Составление описательных рассказов по картинам о зиме.
Заучивание стихотворений о зиме, снежинках.
Использование пословиц, поговорок о зиме, объяснение их
смысла.
Чтение художественной литературы
Произведения фольклора: «Как на тоненький
ледок…», «Полно, беленький снежочек…»,«Снегурочка» (р.
н. с., «Морозко» (р. н. с.)
Поэзия:, «Вот, север, тучи нагоняя…»; К.
Бальмонт «Снежинка»; А. Фет «Мама! Глянька из окошка…
В. Бианки «Книга зимы», «Кто чем пишет? Кто как читает?»;
Г. Скребицкий «Зима»; Л. Воронкова «Снег идет», В.
Одоевский «Мороз Иванович». Е. Благинина «Снег, А.
Дэви «Зима», «Снежинка», Т. Новицкая «Белый снег
пушистый», А. Мельников «Художник картину всю ночь
рисовал», М. ЛеснаРаунио «Мы снежинки, мы пушинки»; О.
Высотская «На санках», В. Берестов «Гололедица», М.
Познанская «Снег идет», Д. Чуяко «Сосульки», Н.
Мигунова «Снежинки», А. Барто «Снег сегодня белый
13 белый…»; сказки: «Зимовье зверей», «Рукавичка», «Лиса и
волк»; «Снегурочка»
Драматизация сказки «Заячья избушка»;
3 блок: «Художественно – эстетическое развитие»
Танец «Снежинки»;
Слушание песни «Метелица»
Рисование: «Деревья в снегу»,
«Снежный лес», «Снежинки».
Постройки из снега «Горка», «Тоннель».
Лепка из снега (искусственного) на тему «Снегурочка».
Вырезывание снежинок из бумаги.
Лепка «Снежинка»
4 блок «Социально –коммуникативное развитие»
Уборка снега на участке.
Безопасность
Беседа на тему: «Если хочешь быть здоров…»,
«Снег может быть опасным» (нельзя подходить к домам, на
крышах которых висят большие снеговые козырьки; нельзя
брать снег в рот, т. к. может заболеть горло).
5 блок. «Физическое развитие».
Подвижные игры «Мороз красный нос»,
«Снежинки и ветер», «Снежки».
Игровые упражнения «Снежинки кружатся», «Поймай
снежинку»,
«По снежному лабиринту».
Дыхательная гимнастика «Снежинки летят».
Спортивный праздник «Снежная карусель».
Оформление выставки «Не боимся мы мороза» по
результатам проекта.
Ходьба по снежному валу. Игра в снежки. Катание на
санках.
14 Планируемые результаты.
Расширение представления о снеге.
Расширение словарного запаса.
Развитие у детей интереса к исследовательской
деятельности, творческих способностей, познавательной
активности.
Активное участие воспитанников в проведении опытов и
исследований.
Развитие умения ставить конкретную задачу, находить ее
решение и делать соответствующий вывод.
Просмотр мультфильма «Снегурочка»
Драматизация сказки «Заячья избушка»;
Танец «Снежинки»;
Слушание песни «Метелица»
Беседы
«Беседа о зимних явлениях природы».
Цель: Дать представление детям о том «Почему снег
скрипит?»
Беседа на тему: «Если хочешь быть здоров…», «Опасный
лед»; «Почему нельзя есть снег».
Продуктивная деятельность:
Рисование: «Деревья в снегу»,
«Снежный лес», «Снежинки».
Постройки из снега «горки», «крепость», «лабиринт».
15 Лепка из снега снеговиков, из пластилина «снежинки»,
«Снегурочка».
Вырезывание снежинок из бумаги.
Сюжетноролевые игры «Путешествие в зимний
лес»; «Снежная королева»;«Следопыты».
Выполнение самостоятельных и совместно с родителями
творческих работ из снега.
Меры предосторожности.
Беседа на тему: «Если хочешь быть здоров…», «Опасный
лед»; «Почему нельзя есть снег». Снег может быть
опасным» (нельзя подходить к домам, на крышах которых
висят большие снеговые козырьки).
Заключение
Снег – образуется из мелких кристалликов льда (снежинок).
Снег, как и вода испаряется. Когда испарившегося снега и
льда наберётся много, выпадает снег.
Снег белого цвета, непрозрачный, холодный, в теплую
погоду хорошо лепится, в тепле быстро тает.
Иней – это пар, который замерз на стекле, железе, ветках
деревьев и других предметах.
Снег – накопитель загрязняющих веществ, поэтому снег есть
нельзя никакой.
Снег защищает растения и животных от мороза.
Отличительным свойства снега: белый, мягкий, пушистый,
непрозрачный, может быть рыхлым, липким.
Организация работы с родителями.
Выставка детских рисунков на тему «Зимушка зима».
Консультации: «Как сделать прогулку зимой интересной».
Оформление фотовыставки «Не боимся мы мороза».
Консультации для родителей «Снег может быть опасным»
16 Результаты реализации проекта:
Дети приобрели углубленные знания о сезонных
изменениях в природе в зимнее время года, представление о
природе родного края.
Развили исследовательскую деятельность дошкольников в
ходе совместной практической деятельности детей с
педагогом.
Развили монологическую, диалогическую и связную речь
детей, обогатили словарь по теме.
Развили творческие способности детей.
Расширили картотеки игр зимней направленности
(дидактические, подвижные, пальчиковые, и употребление
их детьми в свободной деятельности.
Развили память детей, посредством запоминания
стихотворений о зиме.
Сформировали интерес, желание развивать свои
физические качества, регулярно и активно заниматься
физической культурой и спортом.
17 Познакомились с правилами безопасного поведения на
природе;
разработали рекомендации для родителей;
Приобщение родителей в творческую работу с детьми,
укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским
садом.
В ходе реализации проекта наряду с поставленными
задачами, у детей параллельно развились следующие
положительные моменты: дети научились понимать красоту
природы, высказанную словами (стихи), а так же с помощью
кисти художника. Научились сопереживать «братьям нашим
меньшим», стали более чуткими и внимательными к
зимующим птицам. Таким образом, проект выявил
положительные результаты в работе с детьми. Полностью
справился со своей задачей и может быть рекомендован для
использования в других группах детского сада.
Методическое обеспечение проекта:
1. Данюкова А. Вы любите проекты? //Обруч. 2001.№4.с.
1113.
2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В.
Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты
для дошкольников. М.: ТЦ «Сфера», 2001. 192с.
3. Круглова О. С. Технология проектного обучения. //Завуч.
1999. № 6.с. 9194.
4. Источник: http://signorina.ru/1657igrysosnegomdlya
doshkolnikov.html
5. Проектный метод в деятельности
дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и
практических работников ДОУ. /Авт. сост.: Л. С. Киселева и
др. М.: АРКТИ, 2003. 96 с.
18 6. Рагулина Л., Крюкова Н., Каргопольцева Л. Бизнес проект
в ДОУ. //Обруч. 2002. № 6. С. 79.
7. Савенков А. И. Учебное исследование в детском саду:
вопросы теории и методики. //Дошкольное воспитание.
2000. № 2. С. 817.
19 ***
Первый снег — это шикарное явление!
Сначала долгодолго его ждёшь,
а затем с восторгом наблюдаешь за тем,
как снежинки укутывают мир белой пеленой.
И я затаился, почти не дыша…
Ах, зимняя сказка, как ты хорош.
***
Как вы думаете, во что превращается снег, когда тает?
— Конечно в воду.
— Неверно! Он превращается в весну.
***
Снег пушистый, серебристый
Мягким стелется ковром,
И снежинки, как пушинки,
Вьются весело кругом.
***
«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму»
Китайская пословица
20 21
Проект "Что такое снег"
Проект "Что такое снег"
Проект "Что такое снег"
Проект "Что такое снег"
Проект "Что такое снег"
Проект "Что такое снег"
Проект "Что такое снег"
Проект "Что такое снег"
Проект "Что такое снег"
Проект "Что такое снег"
Проект "Что такое снег"
Проект "Что такое снег"
Проект "Что такое снег"
Проект "Что такое снег"
Проект "Что такое снег"
Проект "Что такое снег"
Проект "Что такое снег"
Проект "Что такое снег"
Проект "Что такое снег"
Проект "Что такое снег"
Проект "Что такое снег"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.