Осознанно – правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении насекомых, правильную их оценку и адекватное реагирование.
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования Московской области
(Академия социального управления)
Проект
Непосредственно образовательной деятельности по
реализации части ООП, формируемой участниками
образовательных отношений.
Выполнила воспитатель
1 квалификационной категории
Сеченикова Виктория Юрьевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад № 46
2014 годСодержание
Пояснительная записка
Актуальность
Проблема значимая для детей
Цель проекта
Задачи проекта
Ожидаемые результаты
Основные методы и приемы
Этапы проекта
Полученные результаты
Используемая литература
ФотоматериалПояснительная записка
Проект «Насекомые нашего участка»
Продолжительность проекта: с 19 мая по 30 мая 2014 года
Тип проекта: поисковоисследовательский, краткосрочный.
Участники проекта: дети, родители, воспитатели.
Возраст детей: старшая группа.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные
впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него
формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются
начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном
условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической
культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу,
показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить
взаимоотношения с ним. Ознакомление дошкольников с природой является одной из
важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания
не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений. Дети
всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту
среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от
среды обитания.
Ребёнок учится распознавать совершенно иную, чем человеческая , форму жизни,
начинает видеть в насекомом живое существо.
К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все
доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Чувства и ум ребёнка развиваются соответственно тому, какой характер носят его
отношения с природой. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании
начальный этап дошкольного обучения, когда стихийные знания о культуре
взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются.
Дошкольник эмоционально восприимчив к миру природы, он удивляется,восторгается объектами природы, желает участвовать в нестандартных ситуациях, в
альтруистической деятельности. Дошкольнику присущи чувства сопереживания,
сочувствия, он любознателен.
Любовь к природе — великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее,
справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может лишь тот, кто ее знает,
изучает, понимает.
«Кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из
гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с
трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая
человечность» (В.А. Сухомлинский).
Детям свойственна доброта и любознательность, но не хватает опыта и знаний, поэтому
дошкольное учреждение занимает особое место в системе непрерывного
экологического образования,
экологической культуры детей.
где целенаправленно закладываются основы
Главная задача экологического образования дошкольников — формирование у них
экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания
неразрывной связи человеческого общества и природы, включающего систему
экологических знаний, умений, мышления.Актуальность
Экологическому воспитанию дошкольников в последнее время уделяется большое
внимание. Экологическая культура дошкольников может быть сформирована, если она
тесно взаимодействует с природой. Основным содержанием экологического
воспитания дошкольников является формирование у ребёнка правильного отношения к
природным явлениям и объектам, которые окружают его.
К сожалению, можно часто увидеть, как ребенок пытается топтать жука, оторвать
крылья бабочке, разрушить гнезда, муравейники, бессмысленно уничтожить живые
существа – именно поэтому, задача взрослых – воспитать устойчивое негативное
отношение к таким действиям.
Понимание важности заботы об окружающем мире, наряду с традиционными методами
и формами работы отдаётся предпочтение опытам, занятиям – исследованиям,
самостоятельной поисковой деятельности, проведению игр – занятий на развитие
фантазии и творческих способностей детей и т.д. В процессе работы дети овладевают
элементарными приемами наблюдения в природе, осваивают этические нормы
отношений к живому, учатся понимать и ценить красоту живой природы как источника
творческого вдохновения.Проблема значимая для детей.
Формирование навыков правильного поведения детей в природе.
Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так
как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный
путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни
ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного
совершенствования физических и психических возможностей, начало становления
личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления,
сознания, экологической культуры.
Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое
значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического
образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает
хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического
образования.
Цель проекта: Развитие познавательного интереса у дошкольников в изучении
особенностей мира насекомых и формирование начал экологической культуры.
Итак, экологически ориентированная активность позволит дошкольникам овладеть
умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребёнок накапливает
нравственноценностный опыт отношения к миру, что придаёт его деятельности
гуманный характер.Задачи
Для детей
• расширять и систематизировать знания детей о насекомых, местах их обитания,
характерных особенностях;
формировать познавательный интерес к насекомым;
формировать у дошкольников
•
•
бережное отношение к природе;
•
формировать навыки исследовательской
работы во время прогулки.
Для родителей
повысить заинтересованность родителей к совместной деятельности с детьми в
детском саду и дома.
Для педагогов
создать педагогические условия для развития познавательных и творческих
способностей детей.Ожидаемые результаты.
Для детей
расширятся и систематизируются знания детей о насекомых;
сформируется познавательный интерес к насекомым;
сформируется бережное отношение к природе;
сформируются навыки исследовательской
работы во время прогулки.
Для педагогов
создание педагогических условий для развития познавательных и творческих
способностей детей.
Для родителей
повышение заинтересованности родителей к совместной деятельности с детьми в
детском саду и дома.
Основные методы и приемы:
* одномоментность (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми
средствами выразительности)
* метод обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций, картин, альбомов,
видеофильмов, презентаций и т. д.
* словесный (беседа, использование художественного слова, пояснения)
* практический (самостоятельное выполнение детьми работы, использование различных
инструментов и материалов для изображения)* проблемномотивационный (стимулирует активность детей за счет включения
проблемной ситуации в ходе занятия)
* сотворчество (взаимодействие педагога или родителя и ребенка в едином творческом
процессе).
Этапы реализации проекта.
1 этап. Подготовительный.
Изучение литературы, материалы интернетсайтов по данной теме;
Определение целей и задач, перспективное планирование по теме;
Подбор нагляднодидактических пособий, демонстрационного материала.
2 этап. Практический.
• Устройство клумбы и посадка цветов для привлечения
бабочек и пчел, благоустройство участка.
• Организация выставки детских книг по теме «Насекомые».
•
•
Чтение художественной литературы.
Наблюдения за бабочками, муравьями, шмелями, стрекозами, божьими
коровками, кузнечиками,
какие цветы нравятся пчелам больше всего.
Рисование насекомых гуашью.
•
• Лепка из пластилина насекомых способом размазывания
пластилина по бумаге.
• Ознакомление с окружающим миром «Путешествие в страну насекомых».
• Просмотр сказки «Стрекоза и муравей».
• Просмотр мультфильма «Букашки»
• Выпуск стенгазеты «Насекомые».
3 этап. Заключительный.
• Выставка детских работ на тему: «Насекомые нашего участка»• Выпуск стенгазеты «Насекомые»
Взаимодействие с родителями.
• изготовление насекомых из различных материалов для украшения участка;
• консультации «Если ребёнок боится насекомых?», «Первая помощь при укусах
насекомых»;
• рисунки насекомых со стихами и загадками о них.
Полученные результаты.
Дети
• Сформировался устойчивый интерес детей к природе и навыки
исследовательской деятельности;
Повысился уровень экологической грамотности воспитанников;
•
• У детей воспиталось чувство сопереживания и желания помочь маленьким
обитателям.
Родители
повысилась заинтересованность родителей к совместной деятельности с детьми в
детском саду и дома.
Педагоги
созданы педагогические условия для развития познавательных и творческих
способностей детей.Используемая литература:
1. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме:
«Весна. Насекомые. Перелетные птицы.» М.: «Издательство Скрипторий 2003»,
2009.
2. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада.
Экология. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
3. Потапова Л. М. детям о природе. Экология в играх детей 510 лет. Ярославль:
Академия развития: Академия К: Академия Холдинг, 2000.
4. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому
воспитанию. М.: ВАКО, 2008.
5. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М.:
Новая школа, 1995.
6. Танасийчук В. Энтомология в картинках. М.: Издательство «Детская литература»,
1980.
7. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М.: ТЦ
«Сфера», 2003.