Проект для дошкольников "Насекомые нашего участка"

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 23.01.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Осознанно – правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении насекомых, правильную их оценку и адекватное реагирование.
Иконка файла материала проект Насекомые печатный.docx
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области  (Академия социального управления) Проект Непосредственно ­ образовательной деятельности по реализации части ООП, формируемой участниками образовательных отношений. Выполнила воспитатель  1 квалификационной категории Сеченикова Виктория Юрьевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад № 46 2014 годСодержание  Пояснительная записка  Актуальность  Проблема значимая для детей  Цель проекта  Задачи проекта  Ожидаемые результаты  Основные методы и приемы  Этапы проекта  Полученные результаты  Используемая литература  ФотоматериалПояснительная записка Проект «Насекомые нашего участка» Продолжительность проекта: с 19 мая по 30 мая 2014 года Тип проекта: поисково­исследовательский, краткосрочный. Участники проекта: дети, родители, воспитатели. Возраст детей: старшая группа.           Именно   на   этапе   дошкольного   детства   ребенок   получает   эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются   первоосновы   экологического   мышления,   сознания,   закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии:   если   взрослые,   воспитывающие   ребенка,   сами   обладают   экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают   маленькому   человеку   прекрасный   мир   природы,   помогают   наладить взаимоотношения с ним.  Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.   Ребёнок   учится   распознавать   совершенно   иную,   чем   человеческая   ,  форму   жизни, начинает видеть в насекомом живое существо. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Чувства и ум ребёнка развиваются  соответственно тому, какой характер  носят его отношения   с   природой.   Именно   поэтому   так   важен   в   экологическом   воспитании начальный   этап   дошкольного   обучения,   когда   стихийные   знания   о   культуре взаимоотношений   с   природной   средой   систематизируются   и   обобщаются.     Дошкольник   эмоционально   восприимчив   к   миру   природы,   он   удивляется,восторгается объектами природы, желает участвовать в нестандартных   ситуациях, в альтруистической   деятельности.     Дошкольнику   присущи   чувства   сопереживания, сочувствия, он любознателен.   Любовь к природе — великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может лишь тот, кто ее знает, изучает, понимает. «Кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом   достучится   чувство   прекрасного,   чувство   поэзии,   а   может   быть,  и   простая человечность» (В.А. Сухомлинский). Детям свойственна доброта и любознательность, но не хватает опыта и знаний, поэтому дошкольное   учреждение   занимает   особое   место   в   системе   непрерывного экологического   образования, экологической культуры детей.   где   целенаправленно   закладываются   основы   Главная задача экологического образования   дошкольников — формирование у них экологической   культуры,   ответственного   отношения   к   природе,   понимания неразрывной   связи   человеческого   общества   и   природы,   включающего   систему экологических знаний, умений, мышления.Актуальность Экологическому   воспитанию   дошкольников   в   последнее   время   уделяется   большое внимание. Экологическая культура дошкольников может быть сформирована, если она тесно   взаимодействует   с   природой.   Основным   содержанием   экологического воспитания дошкольников является формирование у ребёнка правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его.  К сожалению, можно часто увидеть, как ребенок пытается топтать жука, оторвать крылья   бабочке,   разрушить   гнезда,   муравейники,   бессмысленно   уничтожить   живые существа   –   именно   поэтому,   задача   взрослых   –   воспитать   устойчивое   негативное отношение к таким действиям.  Понимание важности заботы об окружающем мире, наряду с традиционными методами и   формами   работы   отдаётся   предпочтение   опытам,   занятиям   –   исследованиям, самостоятельной   поисковой   деятельности,   проведению   игр   –   занятий   на   развитие фантазии и творческих способностей детей и т.д. В процессе работы дети овладевают элементарными   приемами   наблюдения   в   природе,   осваивают   этические   нормы отношений к живому, учатся понимать и ценить красоту живой природы как источника творческого вдохновения.Проблема значимая для детей. Формирование навыков правильного поведения детей в природе. Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так  как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна:  первые семь лет в жизни  ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления  личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления,  сознания, экологической культуры.     Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое  значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического  образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает  хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического  образования.    Цель проекта: Развитие познавательного интереса у дошкольников в изучении особенностей мира насекомых и формирование начал экологической культуры. Итак,   экологически   ориентированная   активность   позволит   дошкольникам   овладеть умением   экологически   целесообразно   вести   себя   в   природе.   Ребёнок   накапливает нравственно­ценностный   опыт   отношения   к   миру,   что   придаёт   его   деятельности гуманный характер.Задачи Для детей • расширять и систематизировать знания детей о насекомых, местах их обитания,  характерных особенностях;  формировать познавательный интерес к насекомым;  формировать у дошкольников  • • бережное отношение к природе;  •  формировать навыки исследовательской  работы во время прогулки. Для родителей повысить заинтересованность  родителей к совместной деятельности с детьми в  детском саду и дома. Для педагогов создать педагогические условия для развития познавательных и творческих  способностей детей.Ожидаемые результаты. Для детей  расширятся и систематизируются знания детей о насекомых;  сформируется познавательный интерес к насекомым;  сформируется бережное отношение к природе;   сформируются навыки исследовательской  работы во время прогулки. Для педагогов создание педагогических условий для развития познавательных и творческих  способностей детей. Для родителей повышение заинтересованности  родителей к совместной деятельности с детьми в  детском саду и дома. Основные методы и приемы: * одномоментность (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми  средствами выразительности) * метод обследования, наглядности  (рассматривание иллюстраций, картин,  альбомов,  видеофильмов, презентаций и т. д. * словесный (беседа, использование художественного слова, пояснения) * практический (самостоятельное выполнение детьми работы, использование различных инструментов и материалов для изображения)* проблемно­мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения  проблемной ситуации в ходе занятия) * сотворчество (взаимодействие педагога или родителя и ребенка в едином творческом  процессе). Этапы реализации проекта. 1 этап. Подготовительный.  Изучение литературы, материалы интернет­сайтов по данной теме;  Определение целей и задач, перспективное планирование по теме;  Подбор наглядно­дидактических пособий, демонстрационного материала. 2 этап. Практический. • Устройство клумбы и посадка цветов для привлечения                                              бабочек и пчел, благоустройство участка. • Организация выставки детских книг по теме «Насекомые».  • •  Чтение художественной литературы.  Наблюдения за бабочками, муравьями,  шмелями, стрекозами, божьими  коровками, кузнечиками,                                                                                                 какие цветы нравятся пчелам больше всего.  Рисование насекомых гуашью. • • Лепка из пластилина насекомых способом размазывания пластилина по бумаге. • Ознакомление с окружающим миром «Путешествие в страну насекомых». • Просмотр сказки «Стрекоза и муравей». • Просмотр мультфильма «Букашки» • Выпуск стенгазеты «Насекомые». 3 этап. Заключительный. • Выставка детских работ на тему: «Насекомые нашего участка»• Выпуск стенгазеты «Насекомые» Взаимодействие с родителями. • изготовление насекомых из различных материалов для украшения участка; • консультации «Если ребёнок боится насекомых?», «Первая помощь при укусах  насекомых»; • рисунки насекомых со стихами и загадками о них. Полученные результаты. Дети • Сформировался устойчивый интерес детей к  природе и навыки  исследовательской деятельности;  Повысился уровень экологической грамотности воспитанников;  • • У детей воспиталось чувство сопереживания и желания помочь маленьким  обитателям. Родители повысилась заинтересованность  родителей к совместной деятельности с детьми в  детском саду и дома. Педагоги созданы педагогические условия для развития познавательных и творческих  способностей детей.Используемая литература: 1. Скоролупова   О.А.   Занятия   с   детьми   старшего   дошкольного   возраста   по   теме: «Весна.   Насекомые.   Перелетные   птицы.»     М.:   «Издательство   Скрипторий   2003», 2009.  2. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.  3. Потапова   Л.   М.   детям   о   природе.  Экология   в   играх   детей  5­10  лет.   Ярославль: Академия развития: Академия К: Академия Холдинг, 2000. 4. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию. М.: ВАКО, 2008. 5. Николаева   С.Н.   Воспитание   экологической   культуры   в   дошкольном   детстве.   М.: Новая школа, 1995. 6. Танасийчук В.  Энтомология в картинках. М.: Издательство «Детская литература», 1980. 7. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М.: ТЦ «Сфера», 2003.