Проект ФГОС и семья: партнерские отношения
Оценка 4.8

Проект ФГОС и семья: партнерские отношения

Оценка 4.8
Работа с родителями
docx
воспитательная работа
8 кл
30.04.2017
Проект ФГОС и семья: партнерские отношения
Проект отражают тему сотрудничества семьи и школы. Материалы проекта, предназначенные классным руководителям, учителям-предметникам, родителям обучающихся, могут оказать помощь в формировании эффективных условий создания доверительных отношений между участниками проекта. В приложении содержатся практические материалы: анкеты для родителей, тексты лекций, тексты сообщений.
проект ФГОС и семья.docx
Проект  ФГОС и семья: партнерские взаимоотношения  Чтобы узнать ребёнка,  надо хорошо узнать его семью.  В.А. Сухомлинский Тема: сотрудничество семьи и школы (классного руководителя, учителей­предметников и родителей обучающихся класса).  Проблемный   вопрос:  можно   ли   построить   продуктивные   партнерские   взаимоотношения   между семьей и школой в деле воспитания и образования детей? Цель   проекта:  создание   эффективных   условий   для   формирования   партнерского   взаимодействия школы и семьи. Установление доверительных  партнерских отношений с родителями.       Задачи:   ­выявить интересы, потребности участников взаимодействия и определить       необходимые условия для организации успешной совместной деятельности. ­диагностирование родительских качеств и стилей воспитания в семье;   ­выявление готовности семьи к активному взаимодействию со школой;  ­повышение педагогической культуры родителей. ­оказание   психолого­педагогической,   методической и организационной помощи семье.   информационно­правовой,   учебно­образовательной, ­ организация совместных мероприятий с родителей и учащимися; Участники проекта:  учителя, родители, учащиеся. Пояснительная часть. С 1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 №273­ФЗ «Об образовании в  Российской Федерации».  Среди новых подходов определения стратегических целей ФГОС  (Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования) для создания  эффективных условий формирования партнерского взаимодействия школы и семьи необходимо  выделить следующий: • Обеспечение повышения качества образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования. Стандарты ­ общественный договор между семьей, обществом и государством: СЕМЬЯ • Личностная успешность • Социальная успешность • Профессиональная успешность ОБЩЕСТВО • Безопасность и здоровье • Свобода и ответственность • Социальная справедливость • Благосостояние ГОСУДАРСТВО • Национальное единство • Безопасность • Развитие человеческого  потенциала • Конкурентоспособность Основная   цель   образования:  Воспитание,   социально­педагогическая   поддержка   становления   и развития   высоконравственного,   ответственного,   творческого,   инициативного,   компетентного гражданина России. Эффективность   воспитания   ребенка   зависит   от   того,   насколько   тесно   взаимодействуют   школа   и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько родители понимают политику, проводимую школой по отношению   к   воспитанию,   обучению   детей,   и   участвуют   в   ее   реализации.   Функции   классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников ­ важное направление его деятельности. Психолого­педагогическая деятельность классного руководителя:  ­ наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, деловые игры, тренинги; ­   психолого­педагогическое   просвещение   родителей   и   корректирование   семейного   воспитания, проведение   педагогического   лектория,   организация   информационного   стенда   для   родителей, привлечение специалистов различных направлений;  ­формирование   у   родителей   понимания   принадлежности   к   школьному   образовательно­ воспитательному пространству и вовлечение родителей в учебно­воспитательный процесс, знакомство родителей с традициями учреждения, его историей и достижениями, с планом воспитательной работы, с системой контроля, критериями оценки деятельности воспитанников во внеучебной деятельности,  ­ привлечение родителей к участию в творческой жизни их детей (дни творчества родителей и детей, открытые уроки и внеклассные мероприятия, укрепление материально­технической базы). Этапы реализации проекта 1. Организационно­подготовительный.  Определить тему проекта, его цель и основные задачи. Определить содержание проекта. Составить план взаимодействия с родителями и  педагогами. Провести диагностическую работу с целью изучения состояния семьи. Подобрать наглядную информацию. 2. Планирование.                Организационно­практический этап. Формулировка задач в работе с родителями и педагогами для согласования их деятельности. Определение основных принципов взаимодействия семьи и школы. Оформление социального паспорта семьи учащихся класса.  Подготовка совместных мероприятий с родителями учащихся. Организация  совместной    и  самостоятельной     деятельности  детей  по ознакомлению   с  семейными ценностями. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми.  Выработка критериев эффективности проделанной работы, способов оценивания результатов. Исследование.  Обобщающе­аналитический этап. 3. Этапы работы с родителями. 1 этап – ежегодно в начале учебного года проводится обследование родительского контингента и анализируется его состав.  2 этап – выявление семей, находящихся в социально опасном положении и детей, имеющих те или иные проблемы психологического плана.  3 этап – анализ полученных данных и составление базы данных для плана взаимодействия классного руководителя с родителями на текущий год. 4. Выводы. Показатели результативности проведенной работы.  1) Уменьшение социальной дистанции между родителями и детьми.  2) Изменения стиля общения с родителями.  3) Дети чувствуют защищенность и поддержку со стороны родителей.  4) Наметились положительные стили воспитания.  5. Представление  (отчет). Оценка результата и процесса. Ожидаемые результаты: Объединение усилий семьи и школы в решении проблем ребенка. Создание единого образовательного пространства. Формирование   устойчивой   положительной   мотивации   к   сотрудничеству   между   родителями   и педагогами. Таким образом, использование новых форм в сотрудничестве помогут педагогам и родителям освоить методы воспитания, основанные на взаимоуважении, демократическом и гуманистическом подходах. 1. Анкета для родителей «Взаимоотношения в семье». Приложения     Предлагаемая анкета поможет определить взаимоотношения в семье, выявить семейные конфликты и наметить пути их устранения. 1. Вы считаете взаимоотношения в вашей семье: 1) очень хорошими;   2) хорошими;   3) не очень хорошими;  4) плохими.  2. Считаете ли вы свою семью дружным семейным коллективом? 1) Да;      2) не совсем;     3) нет. 3.   Какие   семейные   традиции   способствуют   укреплению   вашей   семьи?     (перечислите   эти традиции) 4. Как часто ваша семья собирается вместе? 1) ежедневно;     2) по выходным дням;      3) редко. 5. Что делает ваша семья, собравшись вместе? 1) решаете сообща жизненные проблемы;   2) занимаетесь семейно­бытовым трудом; 3) работаете на приусадебном участке;  4) вместе проводите досуг, смотрите телепередачи; 5) обсуждаете вопросы учебы детей;  6) делитесь впечатлениями о прожитом дне, о своих успехах и неудачах;   7) каждый занимается своим делом;    8) допишите... 6. Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты? 1) да;        2) часто;       3) иногда;      4) редко;      5) не бывают. 7. Чем обусловлены ссоры, конфликты?                                                                            1)непониманием членами семьи друг друга; 2) нарушением этики взаимоотношений (грубость, неверность, неуважение ...);     3) отказом участвовать в семейных делах, заботах; 4) разногласиями в вопросах воспитания детей;    5) злоупотреблением алкоголем; 6) другими обстоятельствами (укажите какими). 8. Каковы способы разрешения нравственных конфликтов в вашей семье? 1) примирение;     2) обсуждение ситуации и принятие обоюдного решения; 3) прекращение конфликтов на некоторое время;  4) обращение за помощью к другим людям (родителям, соседям, друзьям, учителям); 5) конфликты практически не разрешаются, имеют затяжной характер. 9. Бывают ли дети свидетелями или участниками семейных конфликтов между взрослыми? 1) да;      2) нет;     3) иногда. 10. Как реагируют дети на семейные конфликты? 1) переживают, плачут;   2) становятся на сторону одного из родителей;   3) пытаются помирить; 4) уходят из дома;   5) замыкаются в себе;   6) относятся безразлично;   7) становятся озлобленными, неуправляемыми;    8) пытаются найти поддержку в других людях. 11.   Что   вы   намерены   делать   для   укрепления   семейно­бытовых   отношений   и   улучшения микроклимата в вашей семье? 2. Родительский лекторий.  Лекция «Проблемы современной семьи». Содержание лекции: В словаре В.И. Даля дается следующее определение – «семья ­  группа близких родственников (родители, дети и др.), живущих совместно». Психологический словарь определяет семью   как   «малую   социальную   группу,   основанную   на   браке,   кровном   родстве,   члены   которого связаны общностью быта, взаимной материальной и моральной ответственностью».  В философском словаре «семья» определяется как «вид социальной общности, важнейшая форма организации   личного   быта,   основанная   на   супружеском   союзе   и   родственных   связях,   то   есть   на многочисленных отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство».  В социологии популярно определение семьи как «основанной на единой общесемейной деятельности общности людей, связанных узами супружества ­ родительства ­ родства».  А.Г.   Харчев   определяет   семью   как   «исторически   конкретную   систему   взаимоотношений   между супругами,   между   родителями   и   детьми,   как   малую   социальную   группу,   члены   которой   связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения». В эпоху глобальных перемен, охвативших все мировое сообщество, в том числе и российский социум, приоритетным становится вопрос о ценностях, формирующихся «в условиях семейного социума». Новые социально­экономические условия и демографический кризис в России породили множество проблем   в   сфере   семейного   воспитания   и   подготовки   растущего   человека   к   осознанному родительству, формированию собственной семьи: ослаблены нравственные представления о браке и семье;   у   молодежи   в   значительной   степени   утрачено   традиционное   восприятие   родительства   и детства;   для   современной   семьи   характерным   является   приоритет   материальных   ценностей   над духовными. Снижена социальная значимость отцовства и материнства.                                  В исследованиях отечественных ученых установлено, что ценность семьи и семейных отношений у молодежи   падает   в   связи   с   формированием   системы   ценностей,   основанной   на   приоритете индивидуалистического «Я», утратой семейных традиций и обычаев, разрушением семейного уклада, низ   ким   уровнем   представлений   о   базовой   социально­психологической   функции   человека   – родительстве (материнство или отцовство). Пройдя длительный путь исторического развития, семья видоизменялась, трансформировалась, менялись социальные роли. В связи с ухудшением и кризисным развитием института семьи в современной России возникли проблемы в семейном воспитании.  И.П. Подласый выделяет следующие модели отношений родителей и детей: 1. Семьи, уважающие детей. Детей в таких семьях любят. Родители знают, чем они интересуются, что их беспокоит. Уважают их мнение, переживания, стараются тактично помочь. Развивают интересы детей. 2.   Отзывчивые   семьи.   Отношения   между   взрослыми   и   детьми   нормальные,   но   существует определенная дистанция, которую ни родители, ни дети стараются не нарушать. 3. Материально ориентированные семьи. Основное внимание уделяется материальному благополучию. Детей с раннего возраста приучают смотреть на жизнь прагматически, во всем видеть свою выгоду. 4. Враждебные семьи. В семье царят неуважение, недоверие к младшим, слежка, телесные наказания. Дети растут скрытными, недружелюбными, неуважительно относятся к родителям, не ладят между собой и со сверстниками. 5. Антисоциальные семьи. Это скорее не семьи, а временные пристанища для детей, которых здесь не ждали, не любят, не приемлют. Родители, как правило, ведут аморальный образ жизни.  Позиция взаимоотношений родителей и ребенка Позиция ребенка Педагогически  оправданная позиция «Заласканное детство» «Равнодушное детство» «Задавленное детство» «Загубленное детство» Отношение родителей Заботливость, любовь в сочетании  с требовательностью, дружба,  доверие, поощрение  самостоятельности  Слепое обожание, мелочная опека, потакание всем желаниям, ребенок – «кумир семьи», неоправданная  идеализация его родителями  Отчужденность, пренебрежение интересами ребенка, равнодушие,  попустительство,  бесконтрольность Запреты как система воспитания,  чрезмерная требовательность,  жесткость в обращении, нотации,  чрезмерная опека, излишняя  строгость, грубые проявления  родительской власти Аморальный пример родителей, полная бесконтрольность,  безнадзорность, ребенок – объект  постоянных ссор, каждый  стремится привлечь его на свою  сторону Последствия в развитии личности Нормальное развитие личности, адекватная самооценка Замедление социализации,  несамостоятельность, эгоизм,  инфантильность, своеволие, упрямство,  капризность, ложь, завышенная самооценка  Обостренное самолюбие, замедление  эмоционального развития,  агрессивность, отчаяние, недоверие к  взрослым, озлобленность,  разочарование, уход в собственный мир Проблемы в социализации, подавленные  желания, страх, неуверенность в себе,  коварство, мстительность, обидчивость, озлобленность, попадание под влияние  более «сильных», заниженная  самооценка, приспособленчество, угодничество Признание силы кулака, формирование  отрицательного идеала, оправдание  собственных недостатков, лицемерие,  злость, агрессивность, скепсис, неверие  в будущее, приспособленчество, недисциплинированность, неверие  взрослым, разочарование, уход в себя,  стремление отгородиться от других, в  собственный мир    правовая   безграмотность, Какие проблемы мы можем вычленить: –Демографические. Происходит трансформация возрастной модели рождаемости, сдвиг ее к более старшим возрастам. –Родительская   некомпетентность   (отстранѐнность, педагогических навыков, незнание детской психологии развития) –Многообразие   классификаций,   что   затрудняет   работу   специалистов   в   поиске   и   определении «правильных технологий» по оказанию помощи семье. –Социально­экономические проблемы: –Здоровье детей. Оно желает ожидать лучшего. Ученые, занимающиеся проблемами здоровья (Д.И. Фельдштейн), выявили, что за последние годы резко снизилось когнитивное развитие детей, снизилась энергичность детей, их желание активно действовать. При этом возрос эмоциональный дискомфорт. Отмечается   сужение   уровня   развития   сюжетно­ролевой   игры   дошкольников,   что   приводит   к недоразвитию   мотивационно­потребностной   сферы   ребенка,   а   также   его   воли   и   произвольности; фиксируется   неразвитость   внутреннего   плана   действия   и   сниженный   уровень   детской любознательности   и   воображения;   неразвитость   тонкой   моторики   руки   старших   дошкольников, отсутствие графических навыков. Отмечается недостаточная социальная компетентность у 25% детей   отсутствие младшего   школьного   возраста,   их   беспомощность   в   отношениях   со   сверстниками,   неспособность разрешать простейшие конфликты.  Прослеживается   опасная   тенденция,   когда   более   30%   самостоятельных   решений,   предложенных детьми, имеют явно агрессивный характер, еще одна проблема обеднение и ограничение общения детей,   в   том   числе   и   подросткового   возраста,   со   сверстниками,   рост   явлений   одиночества, отвержения,   низкий   уровень   коммуникативной   компетентности,   включая   несформированность мотивов сотрудничества и кооперации у значительной части растущих людей.  У   детей   подросткового   возраста   происходят   регрессивные   изменения   в   мозговом   обеспечении познавательной   деятельности,   а   обусловленная   гормональным   процессом   повышенная   активность подкорковых структур приводит к ухудшению механизмов произвольного регулирования.                     Наблюдается  неблагоприятное, проблемное течение психического развития.  Имеется значительное число   детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья,   где   общее   психическое   недоразвитие (олигофрения)   отмечается   у   22,5%;   задержанное   психическое   развития   –   у   19,8%;   дефицитарное психическое развитие – у 27,5%; а дисгармоническое развитие (психопатии) отмечается у 26,5%.  Увеличивается   категория   одаренных   детей,   требующих   особого   внимания   со   стороны   педагогов, психологов и родителей. У современных детей подросткового возраста выходят на передний план не развлечения, а поиск смысла жизни, возрастает их критичность по отношению к взрослым, то есть фиксируются   новые   характеристики   в  их   социальном  развитии.   Отмечаются   серьезные   изменения ценностных ориентаций детей, подростков, юношества на первый план выдвигаются интеллектуальные (1 место), волевые (2 место) и соматические (3 место) ценностные ориентации. Весьма тревожно, что эмоциональные   и   нравственные   ценности   –   чуткость,   терпимость,   умение   сопереживать   занимают последние места в этой иерархии.  Все это порождает новые проблемы в семье. Но мы с вами, родители и педагоги, можем и должны стараться решать эти проблемы. Потому что только в семье у детей формируется опыт семейной жизни, отношение к ней как важнейшей социальной и духовной ценности. 3. Тема «Приоритеты семейной политики в современном мире. Традиционные и инновационные формы работы с родителями». Тезисы   выступления:   «Выделим   наиболее   важные   положения,   отражающие   приоритеты   семейной политики в современном мире: ­ утверждение ценности семьи, уважение и защита всех типов семей независимо от их национальных, культурных, региональных различий, недопущение их дискриминации; ­   обеспечение   лучших   условий   жизнедеятельности   семьи,   создание   предпосылок   для   здорового развития общества, социального и экономического прогресса в интересах семьи; ­ осуществление специальных мер социальной и экономической поддержки бедных семей, семей с особыми проблемами (инвалидность ее членов, наличие иждивенцев, престарелых, многодетные семьи, молодые, неполные семьи и др.); ­ оказание семьям поддержки в гармоничном сочетании ее членами профессиональных и семейных обязанностей; ­ содействие полноценному физическому и умственному развитию девушек и юношей, подготовка их к материнству и отцовству; ­ предупреждение насилия, злоупотреблений и эксплуатации внутри семьи в отношении ее членов, в том числе скрытых форм этих явлений, осуществление мер по усилению защиты членов семьи; ­   предоставление   помощи   семьям,   столкнувшимся   с   проблемами   наркомании,   алкоголизмом, преступностью, агрессией, принятие мер по их искоренению; ­ формирование позитивного для семьи информационного пространства. Выделяют следующие формы работы с родителями:   1. Коллективные    2. Групповые         3. Индивидуальные Выступление на школьном методическом объединении классных руководителей.  Коллективные традиционные формы: ­ работа в Совете учреждения,    Коллективные нетрадиционные формы: ­ интернет­собрания (семейный сайт), ­ родительские собрания,     ­ родительские лектории,          ­ конференции по обмену опытом,    ­ вечера вопросов и ответов,  ­ диспуты,   ­ дискуссии,     ­ дни открытых дверей. Групповые традиционные формы: – работа с родительским комитетом,   – педагогические тренинги,   – групповые дискуссии, – наглядная педагогическая пропаганда. Индивидуальные традиционные формы: ­ индивидуальные беседы,   ­ консультирование,  ­ педагогическая и психологическая помощь,   ­ выполнение индивидуальных поручений,  ­ совместный поиск решения проблемы,   ­ переписка                                                                                                                                                                                                                                                                        ­ презентация семейного совета,    ­ семейный КВН,  ­ театральная пятница,   ­консультационный центр «Наш собеседник»,  ­ обучающие семинары с родителями. Групповые нетрадиционные формы:   – альбомная педагогика,      – семейный вернисаж,    – ток­шоу,  – родительское кафе,       – семейная гостиная,     – собрания проблемных групп,  – родительский кружок,     – библиотерапия (книжная терапия),    – педагогические тренинги. Индивидуальные инновационные формы: ­ семейный музей,   ­ семейный архив,   ­ педагогическая мастерская, ­ «разговор по душам» или задушевный разговор,  ­ консультация­размышление.

Проект ФГОС и семья: партнерские отношения

Проект ФГОС и семья: партнерские отношения

Проект ФГОС и семья: партнерские отношения

Проект ФГОС и семья: партнерские отношения

Проект ФГОС и семья: партнерские отношения

Проект ФГОС и семья: партнерские отношения

Проект ФГОС и семья: партнерские отношения

Проект ФГОС и семья: партнерские отношения

Проект ФГОС и семья: партнерские отношения

Проект ФГОС и семья: партнерские отношения

Проект ФГОС и семья: партнерские отношения

Проект ФГОС и семья: партнерские отношения

Проект ФГОС и семья: партнерские отношения

Проект ФГОС и семья: партнерские отношения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2017