. У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. У каждого любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку, художники рисунок картины, тем самым прославляя город и увековечивая память о нем на многие годы. Мы хотим, чтобы город, в котором мы живем, стал для ребят любимым. Этот проект посвящается городу Томску – Малой Родине наших воспитанников.Воспитание у детей нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с родным городом и любви к своему родному городу, расширение кругозора.
Попробуйте ответить на следующие вопросы:
1. Можно ли назвать данный проект тематическим образовательным проектом?
2. Насколько актуальна и доступна для детей предложенная взрослым информация?
3. Адекватны ли интересам и возможностям детей способы получения и использования
информации по теме?
4. Соответствуют ли они принципам открытости, практической направленности,
диалогичности, рефлексивности?
Проект
«Город, в котором мы живем»
Автор проекта: воспитатели МБДОУ № 65 Мазюк Елена Александровна,
Втулкина Ольга Петровна.
Вид проекта – познавательнотворческий.
Краткосрочный – одна неделя (с 9 ноября по 16 ноября)
Участники проекта – дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников,
воспитатели группы, педагог дополнительного образования.
Проблема. Большое значение для познавательного, социальноличностного и
нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его
достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, улицы названные в честь
известных людей. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное
отношение к малой Родине. Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только
для нашего детского сада, но и для общества в целом.
Актуальность. У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего
любимым городом, является то место, где человек родился или провел много времени, где
промчалось детство человека, ведь именно с детством, у большинства людей возникают самые
добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какието моменты из
своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. У
каждого любовь к городу проявляется поразному. Например, поэты сочиняют стихотворения о
любимом городе, композиторы пишут музыку, художники рисунок картины, тем самым
прославляя город и увековечивая память о нем на многие годы. Мы хотим, чтобы город, в
котором мы живем, стал для ребят любимым. Этот проект посвящается городу Томску –
Малой Родине наших воспитанников.
Цель: Воспитание у детей нравственнопатриотических чувств в процессе знакомства с
родным городом и любви к своему родному городу, расширение кругозора.
Задачи:
Способствовать обобщению и закреплению знаний детей о родном городе: его истории,
символах, достопримечательностях.
Развивать умение ориентироваться по городу.
Воспитывать чувство гордости за свой город, его граждан, любовь к родному городу.
Расширять кругозор детей, воспитывать любознательность.
Привлечь и вовлечь родителей в образовательновоспитательный процесс для совместной
работы по теме проекта. Создать условия для нравственнопатриотического воспитания: пополнить методический
материал, картотеки «Легенда, стихи о Томске», символику, иллюстрации; альбом
«Памятники нашего города».
Ожидаемый результат
Систематизированы знания и представления детей о родном городе, об истории города и
его культурных ценностях.
Сформирован устойчивый интерес к изучению истории родного города.
Участие семей воспитанников в образовательновоспитательном процессе.
Расширен активный и пассивный словарь детей по теме;
Созданы условия для нравственнопатриотического воспитания.
Виды деятельности, которые используются в педагогическом процессе:
Игровая (дидактические игры);
Коммуникативная (ситуативный разговор, беседы, рассказывание, речевая ситуация,
рассмотрение иллюстраций);
Познавательноисследовательская (решение проблемных ситуаций, путешествие по
карте, коллекционирование, экскурсия);
Восприятие художественной литературы (чтение,
обсуждение легенд и
стихотворений, разучивание стихотворения);
Изобразительная (рисование, изготовление альбома «Памятники нашего города»);
Самообслуживание и (общественной полезный труд – сбор камней)
Механизм отслеживание результатов:
Презентация домашнего задания (продукта проекта) – рассказы детей о памятниках
нашего города, представление своих работ – странички к альбому.
Беседы с детьми.
Выставка детских работ.
Наблюдение.
Этапы работы над проектом (реализация проекта):
Подготовительный этап.
Подбор детской литературы, методической литературы, дидактических пособий;
Подбор и систематизация наглядного, дидактического и познавательного материала;
Разработка плана реализации проекта;
Привлечение родителей к осуществлению предлагаемой деятельности;
Вводная беседа – обсуждение проблемного вопроса.
Основной этап.
Беседы;
Ситуативный разговор;
Рассказ с дальнейшим обсуждением;
Экскурсия;
Просмотр фильма «Кружевные терема Томска»;
Образовательная ситуация «Художественное творчество»;
Чтение художественной литературы (стихи, легенды);
Игровая деятельность;
Заключительный этап.
Образовательная ситуация с использование ИКТ «Мой город – Томск;
Презентация продукта проекта – рассказы детей о памятниках нашего города,
представление своих работ (страничек альбома).
Выставка детских работ.
Планирование деятельностипо реализации проекта
Мероприятие
Задачи
Ответственный
Срок
Вводная беседа
Рассказ
возникновение
Томска
о
Просмотр фильма
о
«кружевных
теремах»
Чтение
художественной
литературы
Дидактическая
игра
Рисование
«Кружевные
терема Томска»
Рисование «Город
будущего»
Экскурсия в парк
Беседа «Памятник
геологам»
умение
Способствовать обобщению и
закреплению знаний детей о
родном городе: его истории,
символах,
достопримечательностях.
Развивать
ориентироваться по городу.
Формировать знания о родном
городе и его истории.
Воспитывать чувство гордости
за свой город.
Познакомить
с
деревянным зодчеством города.
Воспитывать чувство гордости
за свой город.
со
Познакомить
стихотворениями,
учить
внимательно слушать, отвечать
на вопросы по содержанию.
Учить
описательный рассказ
фотографиям.
знания о родном городе.
составлять
по
Закреплять
детей
детей
детей
у
Формировать
навыки
правильного поведения в
общественных местах.
Воспитывать
детей
познавательный интерес к
достопримечательностях
города.
Познакомить
с
профессией геолога. Пополнить
лексический запас словами,
предметы,
обозначающие
действия,
признаки.
детей
Воспитатели
проведения
9 ноября
Воспитатели
12 ноября
Воспитатели
13 ноября
Воспитатели
Ежедневно
Воспитатели
Воспитатели –
педагог
дополнительного
образования
Воспитатели –
педагог
дополнительного
образования
Воспитатели
13 ноября
14 ноября
14 ноября
Воспитатели
15 ноябряВоспитатели
15 ноября
Воспитатели
16 ноября
Презентация
продукта проекта
(странички
к
альбому) – альбом
«Памятники
нашего Города»
с
Образовательная
ситуация
использованием
ИКТ
«Мой город –
Томск»
детей
Воспитывать любовь к природе
и тому, что нас окружает.
Привлечь
в
родителей
образовательный процесс для
совместной
работы;
Способствовать закреплению
знаний
о
достопримечательностях
(памятниках) родного города.
Способствовать обобщению и
закреплению знаний детей о
родном городе: его истории,
символах,
достопримечательностях.
Воспитывать
эмоциональное
отношения к городу, родной
природе.
Развивать
познавательный интерес и
любовь к родному краю.
Проект «Фотография»
Автор проекта: Р. Налбалдян, воспитатель МДОУ №1 «Тополек», ст. Незлобивая, Георгиевский
район, Ставропольский край
Образовательная область
Речевое развитие
Форма работы Виды совместной деятельности
Социально
коммуникативное развитие
Занятие «Моя
Родина –
Россия»
Социально
коммуникативное развитие
Составление
рассказов на
тему «Моя
семья»
Составление рассказов по фотографиям.
Составление альбома детских рассказов.
Составление алгоритма рассказов для
защиты проекта.
Обогащение и активизация словаря по
теме
Беседа о малой и большой Родине.
Рассматривание фотографий
Незлобливой, Георгиевска, городов,
природных зон России, Москвы.
Составление фотоальбомов «Города
России», «Георгиевск», «Окрестности
Незлобливой»
Рассматривание групповых и семейных
альбомов.
Установление родственных связей.
Традиции семьи.
Общий ход возрастного развития
человека и обобщение изображений по
возрастному признаку.
Многообразие социальных ролей,выполняемых взрослыми.
Элементарные представления о
многообразии народов мира.
Проявление интереса к эмоциям и
чувствам людей, осознание связи между
настроением взрослых и поведением
детей, понимание необходимости
учитывать настроение сверстника.
Оформление фотоальбомов Я расту», «Я
и мои друзья», «Наши эмоции».
Оформление генеалогического древа
Рассматривание различных
фотоаппаратов, предметов, помогающих
создать фотографию.
Классификация по времени изготовления,
материалу, размеру
Знакомство с профессией фотографа,
фотожурналиста.
Встреча с фотографом
Рассматривание фотографий с
изображением объектов природы.
Сравнение фотографий с живописью.
Организация фотовыставки «Чудное
мгновенье».
Опыты, эксперименты: изготовление
простейшего фотоаппарата из коробки.
Создание рисованных фильмов.
Ознакомление с разными видами
архитектуры: промышленной,
общественной, жилой и т.д.
Сюжетно0ролевые игры «Фотосалон»,
«Киностудия», «Фотожурналисты»
Рассматривание фотоальбомов
«Ориентировка в пространстве»,
«Сравнение множеств», «Ориентировка
во времени», «Сравнение по росту»
Чтение энциклопедий, специальной
литературы, заучивание стихов,
загадывание загадок
Познавательное развитие
Познавательное развитие
Познавательное развитие
Исследование
Художественно
эстетическое развитие
Рисование
семейных
портретов
Познавательное развитие
Художественно
эстетическое развитие
ВХЛ иФ
Проанализируйте тематический проект «Моя Родина – Россия» и ответьте на вопросы:
1. Какова история возникновения проекта? Что явилось мотивом для начала проектной
деятельности по данной теме?
2. Каковы первые действия педагогов? Предпринимается ли попытка определить
имеющиеся представления у детей по теме, выясняются ли их ожидания, или
осуществляется традиционное планирование, основанное на отстраненном от детей
отборе содержания и форм работы?3. Какую проблему решали (могли решить) дети и взрослые в рамках проекта все вместе и
каждый в отдельности?
4. Насколько задачи, сформулированные педагогами, совпадают с реальными интересами и
потребностями детей?
5. Какие способы используются для того, чтобы сохранить историю проживания проекта
конкретными детьми: ведется ли запись высказываний, идей и предложений, фиксируется
ли выбор, отслеживаются ли результаты выбора?
6. Как обеспечивается индивидуализация образовательной деятельности?
7. Каким образом в проект вовлечены родители?
8. На что направлены основные усилия педагогов?
9. Какое событие стало финалом проекта?
10. Как можно оценить эффективность проекта?
«Моя Родина – Россия»
1. Возникновение проекта связано с желанием педагога соответствовать традиции и
современным требованиям – нужно возродить (усилить) патриотическое воспитание –
отразить тему в современной форме. Дети в выборе темы не участвовали. Актуальность
темы описана с позиции воспитателя.
2. Первые действия педагога – традиционное отстраненное планирование образовательного
процесса, основанное на линейности содержания (наборе форм). Дети участив
планировании не принимали. Стартовый уровень представлений о своей семье, о Родине,
особенности восприятия детьми родного края, чувства детей не изучались. Возможности
поработать на рефлексию (осознание) таких понятий, как Родина, малая родина, родной
край. Семья, не использовались. Ожидания и желания детей не учитывались.
3. В ходе проекта педагоги могли активизировать имеющиеся у детей представления о
своем городе и расширить их в том направлении которое для них актуально, но сделали
это условно.
4. Цель сформулирована следующим образом: «Формировать у детей представления о
России, воспитывать любовь к семье, родному городу, краю». Закономерно
предположить, что, не выявив стартового уровня представлений по теме. Можно говорить
только о наборе случайных (традиционных) знаний, которые могут быть совершенно
неактуальны для развития детей.
Задачи проекта:
Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. (Не
решена)
Формировать представления детей о семье, малой родине (Практически не решена) Семье
посвящена подборка семейных фотографий и рисование; формирование понятия «родной
город» осталось без внимания.
Дать представление о достопримечательностях, культуре, традициях и многонациональном
составе нашей страны.
5. Какие способы используются для того, чтобы сохранить историю проживания проекта
конкретными детьми? Фотоснимки, запечатлевшие отдельных детей во время
деятельности, инициированной педагогами, рассказы детей по темам, косвенноотносящимся к проекту (о перелете птиц, о жителях планеты Земля, поздравления
родителей с праздниками).
6. Индивидуализация образовательной деятельности не прослеживается.
7. Родители вовлечены в качестве наблюдателей и источника получения семейных
фотографий.
8. Основные усилия педагогов направлены на организацию различных событий – занятий,
экскурсий; на оформление стендов и плакатов.
9. Финальное событие проекта отсутствует.
10.Эффективность проекта можно оценить как условную, не очевидную.