ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Игры на знакомства
Интервью
Каждый по очереди рассказывает о себе. Затем ему задаются вопросы.
Интервью 2
Каждый рассказывает о себе не реальном, а выдуманном (кроме имени).
Например: Меня зовут Катя, я прилетела с Марса, все мои друзья роботы и т.д.
Снежный ком
Играющие сидят в кругу. Первый (вожатый) называет своё имя, второй называет имя первого и своё, третий – имя первого, второго и своё и т. д. пока очередь не дойдёт до первого, который называет всех.
Снежный ком с эпитетами (или характеристиками)
Великолепная Валерия
Всё то же самое, только говоря своё имя, участник называет ещё и эпитет на ту же букву, что и его имя (Коля – красивый, Шурик – шумный). Следующий перечисляет имена с эпитетами.
Перепись населения
Игра проходит, как эстафета. Участники бегут с одной стороны комнаты в другую, где приготовлен лист бумаги и маркер. Добежавший, записывает имя любого участника своей команды (кроме себя и уже записанных) и, взяв маркер, бежит обратно, передает ее другому участнику, и так продолжается до тех пор, пока последний не завершит список. Очень забавно смотреть, как последний участник усиленно вспоминает, чье имя еще не записано.
Совпадение
Каждому даётся ручка и лист бумаги, на котором участники игру будут писать ответы на вопросы: «Любимое имя, животное, растение, кино и т.д. и т.п.» Затем даётся задание найти в группе человека, с которым больше всего совпадений.
Рисуем лицо
Все участники пробуют нарисовать портрет любого из сидящих рядом. Затем листочки пускают по кругу, каждый на обратной стороне пишет, кого он узнал в этом портрете. Когда листочки по кругу вернутся к автору, он считает количество правильно угадавших, нарисованного человека. Побеждает самый хороший художник.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Законы лагеря
1.Закон «Наше имя – отряд!»
Отряд живет и работает по программе лагеря и режиму дня.
2.Закон « Здоровый образ жизни!»
Береги свое здоровье.
3. Закон «Территория»
Запрещается выходить за территорию лагеря без сопровождения педагогов.
4. Закон «Энергосбережения»
Береги электроэнергию «Уходя – гаси свет».
Береги воду «Не оставляй открытым кран».
Береги тепло.
5. Закон «Чистюля»
Соблюдай личную гигиену, содержи личные вещи и полученное имущество лагеря в чистоте и порядке.
Относись бережно к имуществу лагеря.
6. Закон Уважения
Если хочешь, чтобы уважали тебя, относись с уважением к другим.
Будь вежливым в общении с товарищами и взрослыми.
Не употребляй нецензурных выражений.
Твои действия не должны представлять угрозу окружающим.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Экологический марафон
«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
(в течение 1,5 мин задаются вопросы, на которые участники должны дать правильные ответы, 1 ответ - 1 балл)
Вопросы марафона:
1. Существуют ли действительно воздушные ямы? - нет
2. Сколько лет планете Земля? – от 3 до 4 млрд. лет
3. Самый большой океан? – Тихий
4. Сколько всего океанов? – 5
5. Была ли пустыня Сахара когда-нибудь дном моря? – нет, была джунглями
6. Атлантида-миф или реальность? – да, существовала
7. Сколько кв. км. составляет поверхность Земли? – около 510,2 млн. кв. км
8. Самая высокая вершина на Земле – гора Эверест
9. Самое крупное озеро в мире? – Каспийское море
10.Самая длинная река в мире? – Нил
11.Самое глубокое озеро? – Байкал
12.Сколько литров воды поглощает в день человек? -300-400 л
13.Назовите три состояния воды – жидкая, твердая (лед), пар
14.Какого цвета бывает золото в руках ювелира? – желтое, белое, красное, голубое
15.Откуда добывается жемчуг? – из раковин моллюсков
16.Существует разница между хрусталём и стеклом? –да
17.Сколько морей на планете Земля? – 54
18.Что такое море? – часть океана
19.Кипит ли вода? – да
20.Может ли солёная вода превратится в пресную? – при замерзании
21.Добывают из морей соль? – да.
22.Назовите моря с «цветными» названиями – Красное, Белое, Желтое, Черное.
23.Как называется самая большая волна? – цунами
24.Поверхность океана гладкая или нет? – не гладкая
25.Какое крупное млекопитающее живёт в океане? – кит
26.Бывают ли подводные штормы? - да
27.Что такое ураган? – буря
28.Есть ли разница между тайфуном и ураганом? – да
29.Называют ураганы именами людей? – да
30.Что такое цунами? – волны в океане
31.Что такое солнце? – большая звезда
32.Есть ли жизнь на Марсе? – нет
33.Что такое Луна? – спутник Земли
34.Есть ли арбуз без косточек? – да
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Викторина «Знаешь ли ты сказки?»
По стенам зала прикреплены красочные названия остановок: «Избушка», «Теремок», «Дворец».
Ведущий: С самого раннего детства вы знакомы со сказками. Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки мамы или бабушки. Потом вы пошли в школу и сами научились их читать. Читая сказки, вы попадаете в чудесный, загадочный, таинственный мир. В сказках происходят самые невероятные чудеса: то Змей Горыныч уносит красавицу-царевну в свои владения, то яблонька награждает трудолюбивую девочку золотыми и серебряными яблочками, то хитрая лиса всех обманывает.
И вот сегодня мы совершим путешествие в этот загадочный мир сказок. Мы начинаем свое путешествие со станции «Избушка».
Перед вами избушка на курьих ножках. Давайте вспомним известную всем нам сказку и ответим на вопрос:
• Кто живет в этой избушке? (Баба Яга.)
• Правильно ли стоит избушка? (Нет.)
• Какие слова надо сказать, чтобы она повернулась? («Избушка-избушка, встань к лесу задом, а ко мне передом».)
Ведущий: Чтобы вырваться нам из цепких рук Бабы Яги и отправиться дальше в путешествие, необходимо отгадать 3 ее загадки.
Баба Яга (девочка в соответствующем костюме).
• В каких сказках живет Баба Яга? («Финист — Ясный сокол», «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», «Баба Яга».)
• Какие волшебные вещи есть в русских сказках? (Топор, клубок, дубинка, дудочка, шапка-невидимка.)
• На чем передвигаются герои сказок? (Ковер-самолет, сапоги-скороходы...)
Ведущий. И вот мы убежали от Бабы Яги и продолжаем путь к следующей остановке. Но чтобы дорога была интересной и веселой, поиграем в игру «Ромашка».
Участники по очереди отрывают «лепестки» от «ромашки»,
читают вслух вопросы или задания и отвечают.
1. Угадайте название сказки по отрывку. Отвечает золотая рыбка: «Не печалься, ступай себе с богом. Будет тебе новое корыто». («Сказка о рыбаке и рыбке».)
2. Назовите 3 сказки с главным героем Иваном? («Сивка-Бурка», «Конек-горбунок», «Иван — крестьянский сын», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди».)
3. Где спрятался седьмой козленок? (Под печкой.)
4. Где баба взяла муку на колобок? (Наскребла по сусекам.)
5. Из чего фея сделала Золушке карету? (Из тыквы.)
6. Кто одолел тараканище из сказки Корнея Чуковского «Тараканище»? (Воробей.)
7. Какого цвета были волосы у Мальвины? (Голубые.)
8. Кто доставил доктора Айболита в Африку? (Орел.)
9. Назовите, из какой сказки эти слова:
Маленькие дети!
Ни за что на свете
Не ходите в Африку,
В Африку гулять! («Бармалей».)
Ведущий. Мы прибываем на станцию «Теремок». Здесь нас тоже ожидают интересные задания. Герои сказок предлагают провести викторину «Знаешь ли ты сказки».
Дети должны угадать название сказки.
1. Сел на коня и полетел, что твой сокол, прямо к палатам Елены-царевны. («Сивка-Бурка».)
2. А журавль клюет себе и клюет, пока не съел. («Лиса и журавль».)
3. — Тук-тук! Кто в тереме живет? — Я, мышка-норушка, я, лягушка-квакушка. А ты кто? («Терем-теремок».)
4. Часы стали бить полночь. Она вскочила и упорхнула, как птичка. («Золушка».)
5. Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он, сам того не ведая,
Несет ее домой. («Маша и медведь».)
6. Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка.
(«Дюймовочка».)
7. В сказке небо синее,
В сказке птицы страшные. Реченька, спаси меня. («Гуси-лебеди».)
8. Ах ты, Петя — простота, Сплоховал немножко. Не послушался кота, Выглянул в окошко.
(«Петушок — Золотой гребешок».)
9. Вымолвил словечко — покатилась печка Прямо из деревни к царю да царевне.
И за что, не знаю, повезло лентяю.
(«По щучьему велению».)
10. Нет ни речки, ни пруда,
Где воды напиться.
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».)
11. Не лежалось на окошке — покатился по дорожке. («Колобок».)
12. Ночь настала, месяц всходит.
Поле всё Иван обходит,
Озираючись кругом, и садится под кустом.
Звезды на небе считает
И краюшку уплетает. («Конек-горбунок».)
Ведущий. Наше путешествие продолжается. Впереди у нас еще одна остановка. В дороге мы будем играть в игру «Нарисуем Буратино».
Представитель каждой команды должен с закрытыми глазами
нарисовать Буратино.
Ведущий. А теперь вам нужно ответить на вопросы:
• Как в сказке называют лису? (Лисичка-сестричка, кумушка, Лиса Патрикеевна, лисонька.)
• Кто помог девочке выручить своего братца, унесенного гусями? (Печь, яблонька, речка.)
• Самые маленькие по росту герои сказок? (Липунюшка, Мальчик-с-пальчик, Дюймовочка.)
• Кто и кого угощал горохом, пшеницей, орехами? (Лиса угощала петушка.)
• В какой сказке есть такие слова: «Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная?» («Морозко».)
• Где находится Кощеева смерть? (На конце иглы, игла — в яйце. Яйцо — в утке...)
• Какие слова приговаривают в сказках перед очень серьезным делом? (Утро вечера мудренее.)
Ведущий. Наконец мы на станции «Дворец». Сказочные персонажи оставили телеграммы и некоторые свои вещи. Давайте угадаем, кто прислал нам телеграммы.
• Я от дедушки ушел, Я от бабушки ушел, Скоро буду у вас. (Колобок.)
• Золотое яйцо снесла, Скоро простое снесу. (Курочка Ряба.)
• Спасите, нас съел серый волк! (Семеро козлят.)
• Нам не страшен серый волк! (Три поросенка.)
Ведущий. Теперь угадайте по предметам, какие сказочные персонажи побывали в нашем дворце:
• корзина с пирожками (Красная Шапочка);
• туфелька (Золушка);
• ступа и метла (Баба Яга);
• сапоги (Кот в сапогах);
• стрела (Царевна-лягушка).
Ведущий. Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие. Я вижу, что все вы любите сказки и очень хорошо знаете их.
Подведение итогов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Страна «Читалия»
Игра
• Правила игры аналогичны правилам интеллектуальной телевизионной игры «Кто хочет стать миллионером».
• Проводится 3 игры по 15 вопросов в каждой.
• После правильных ответов на первые пять вопросов участник получает приз, на 10 — другой (более значимый), на все 15 вопросов — главный приз.
• Отборочные туры можно провести заранее.
Первая игра
Задание отборочного тура: расположите меры длины в порядке возрастания: километр, миллиметр, метр, сантиметр {мм, см, м, км).
Вопросы
1. На чем плыли и солдатик и Герда в сказках X. К. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» и «Снежная королева»:
а) плот; в) бревно;
б) лодка; г) лист?
2. Куда посадили и пустили по океану Гвидона и его мать в «Сказке о царе Салтане...» А. С. Пушкина:
а) таз; в) бочка;
б) корабль; г) баржа?
3. Кто является хозяйкой Артемона в сказке А. Толстого «Золотой ключик»:
а) Мальвина; в) Золушка;
б) Алиса; г) Дюймовочка?
4. Кто был обладателем волшебного цветка в сказке В. Катаева «Цветик-семицветик»:
а) Алеша; в) Элли;
б) Женя; г) Герда?
5. Какое прозвище было у дяди Стёпы из стихотворения С. Михалкова:
а) Каланча; в) Ходуля;
б) Длинновязый; г) Шпала?
6. Какое из перечисленных животных не живет в тайге:
а) волк; в) лиса;
б) жираф; г) медведь?
7. Как звали дедушку Дарёнки в сказке П. Бажова «Серебряное копытце»:
а) Ваня; в) Федул;
б) Фома; г) Кованя?
8. Как звали галчонка из сказки «Дядя Фёдор, пес и кот»:
а) Путалка; в) Хватайка;
б) Ктотам; г) Васька?
9. Корабельщики, прибывшие к Гвидону на остров, объехали весь свет. Чем они торговали:
а) соболями, черно-бурыми лисами; в) чашами златыми да серебром;
б) тканями, золотом расписанными; г) кораблями?
10. Как называется детский врач:
а) педиатр; в) ларинголог;
б) стоматолог; г) терапевт?
11. Назовите имя главной героини повести «Королевство кривых зеркал»:
а) Маша; в) Оля;
б) Катя; г) Юля?
12. Назовите место обитания Гингемы из сказочной повести А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»:
а) замок; в) конура;
б) пещера; г) дом?
13. Назовите мне священное слово, секрет которого раскрыл калифу Хасиду ученый Мелим из сказки В. Гауфа «Калиф-аист»:
а) батароб; в) борамур;
б) мурабут; г) мутабор!
14. На чем играл осел из сказки братьев Гримм «Бременские музыканты»:
а) гитара; в) барабан;
б) балалайка; г) труба?
15. Кто автор сказки «Конек-горбунок»:
а) Шварц; в) Ершов;
б) Хармс; г) Перро?
Вторая игра
Задание отборочного тура: расположите меры веса в порядке возрастания: миллиграмм, тонна, килограмм, пуд (мг, кг, пуд, т).
Вопросы
1. Кто написал «Сказку о рыбаке и рыбке»:
а) Маршак; в) Лермонтов;
б) Пушкин; г) Успенский?
2. Что являлось гордостью старика Хоттабыча:
а) борода; в) халат;
б) чалма; г) тапочки?
3. Что первое попросил старик у золотой рыбки:
а) корыто; в) ведро;
б) бочку; г) крыльцо?
4. Какой по счету месяц март в году:
а) 5; в) 3;
б) 7; г) 2?
5. О ком поведала повариха персонажам «Сказки о царе Салтане...»:
а) лисичка; в) медведь;
б) волк; г) белка?
6. На сколько лет превратили в лягушку Василису Премудрую:
а) 1 год; в) 3 года;
б) 5 лет; г) 7 лет?
7. Какие слова «изнуряли» Винни-Пуха:
а) длинные; в) короткие;
б) скучные; г) веселые?
8. Какой цветок называют «звонким»:
а) анютины глазки; в) нарцисс;
б) колокольчик; г) георгин?
9. Как звали крысу старухи Шапокляк:
а) Маруська; в) Фроська;
б) Машка; г) Лариска?
10. Кому принадлежало имя Чиль в сказке Р. Киплинга «Маугли»:
а) шакал; в) слон;
б) пантера; г) коршун?
11. Какую посуду перепутал однажды человек рассеянный с головным убором:
а) кастрюля; в) сковорода;
б) чайник; г) таз?
12. Что закинул старик из сказки А. С. Пушкина:
а) удочку; в) сеть;
б) невод; г) сумку?
13. Как называется несуществующий зверь, придуманный Совой из повести «Винни-Пух и все-все-все»:
а) щасвирнус; в) щасприйду;
б) щаскакдам; г) щасидиты?
14. Кого называют «глазастым охотником»:
а) варан; в) стрекоза;
б) лягушка; г) волк?
15. Кого на свете больше всех:
а) животные; в) люди;
б) насекомые; г) птицы?
Третья игра
Задание отборочного тура: расставьте правильно месяцы: февраль, октябрь, август, апрель (февраль, апрель, август, октябрь).
Вопросы
1. На чем разъезжал Емеля в сказке «По щучьему велению»:
а) велосипед; в) карета;
б) печь; г) конь?
2. Где жили старик со старухой в «Сказке о золотой рыбке» А. С. Пушкина:
а) лачуга; в) землянка;
б) избушка; г) пещера?
3. Как звали хитрющего кота из сказки А. Толстого «Золотой ключик»:
а) Матилиус; в) Базилио;
б) Василий; г) Баюн?
4. Назовите фамилию дяди Стёпы из стихотворения С. Михалкова «Дядя Стёпа»:
а) Степанов; в) Михайлов;
б) Иванов; г) Сидоров?
5. Какое слово позволило герою арабской сказки «Али-Баба и сорок разбойников» открыть дверь пещеры, в которой были спрятаны несметные сокровища:
а) зам-зам в) гир-гир;
б) сим-сим; г) нур-нур?
6. Какой волшебный предмет вы попросили бы у девочки Элли из повести А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»:
а) башмачки; в) волшебная палочка;
б) спички; г) дудочка?
7. На каком музыкальном инструменте играл герой былины «Садко» в подводном царстве:
а) балалайка; в) шарманка;
б) бубен; г) гусли?
8. Кто спас героиню повести А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»:
а) Слава; в) Алёша;
б) Серёжа; г) Саша?
9. Как звали мальчика, который подружился с джинном в сказочной повести Л. Лагина «Старик Хоттабыч»:
а) Колька; в) Борька;
б) Волька; г) Петька?
10. Как звали сестру доктора Айболита:
а) Евдокия; в) Мария;
б) Федора; г) Варвара?
11. Какая из перечисленных змей не ядовита:
а) гадюка; в) кобра;
б) уж; г) гюрза?
12. На чем спал пушкинский Балда:
а) сено; в) солома;
б) трава; г) лавка?
13. Кто автор повести-сказки «Дядя Фёдор, пес и кот»:
а) Успенский; в) Маршак;
б) Барто; г) Остер?
14. Как звали старшего сына царя в «Сказке о молодильных яблоках и живой воде»:
а) Иван; в) Фёдор;
б) Яков; г) Алексей?
15. Царевич убил злого коршуна. Сколько дней он должен был после этого быть голодным:
а) один; в) два;
б) три; г) четыре?
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Опыты с воздухом “Воздух-невидимка”
Опыт 1 «Воздух»
Материал: баночка с водой, стакан
Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку с водой. Стакан нужно держать очень прямо. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Опыт 2 «Пузырьки воздуха»
Материал: баночка с водой, стакан
Опустить стакан в банку с водой, но держать его, немного наклонив. Что появляется в воде? Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.
Опыт 3 «Ветер - это движение воздуха»
Материал: две свечи, спички
В холодную погоду приоткройте дверь на улицу. Зажгите две свечи. Держите одну свечу внизу, а другую вверху образовавшейся щели. Определить: куда наклоняется пламя свечей (пламя нижней направлено внутрь комнаты, верхней - наружу). В комнате теплый воздух. Он легко путешествует, любит летать. В комнате такой воздух поднимается и убегает через щель вверху. Ему хочется поскорее вырваться наружу и погулять на свободе. А с улицы к нам вползает холодный воздух. Холодный воздух - тяжелый, неповоротливый, поэтому предпочитает оставаться у земли. Вверху дверной щели пламя свечи наклоняется от теплого воздуха, а внизу - от холодного. Получается, что теплый воздух движется вверху, а навстречу ему, внизу, ползет холодный. Там, где двигаются и встречаются теплый и холодный воздух, появляется ветер. Ветер - это движение воздуха.
Опыт 4 «Ветер»
Материал: тонкие полоски бумаги или легкой ткани
Прикрепить над батареями тонкие полоски бумаги или легкой ткани. Открыть форточку. Какой воздух над батареями - теплый или холодный? Теплый воздух стремится вверх. Открываем форточку и впускаем холодный воздух с улицы. Холодный воздух из форточки будет опускаться вниз, а теплый - от батареи подниматься вверх. Значит, они встретятся. Что тогда появится? Ветер. И этот ветер заставит двигаться полоски бумаги.
Опыт 5 «Волны»
Материал: мисочки с водой для каждого ребенка, акварель
Приготовьте на столиках мисочки с водой для каждого ребенка. В каждой мисочке - свое «море». Красное, черное, желтое (подкрасьте воду акварельной краской). Дети - это ветры. Они дуют на воду. Что получается? Волны. Чем сильнее дуть, тем выше волны.
Опыт 6 «Буря»
Материал: парусные кораблики, вода, таз
Опустите парусные кораблики на воду. Дети дуют на паруса, кораблики плывут. Так и большие парусные корабли движутся благодаря ветру. Чтопроисходит с корабликом, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее кораблекрушение.
Опыт 7 «Ветер - это движение воздуха»
Материал: веер, таз с водой
Для этого опыта используйте веера. Дети машут веером над водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. Ветер - это движение воздуха.
Опыт 8 «Ветер»
Материал: веер
А теперь помашем веером перед лицом. Что мы чувствуем? Для чего веер? А чем мы заменили веер в нашей жизни?
Опыт 9 «Песок путешествует по пустыне»
Материал: стеклянная банка с сухим песком и резиновым шлангом
Поставьте перед каждым ребенком стеклянную банку с сухим песком и резиновым шлангом. Песок в банке - это личная пустыня каждого ребенка. Опять превращаемся в ветры: несильно, но довольно долго дуем на песок. Что происходит? Сначала появляются волны, похожие на волны в мисочке с водой. Если дуть подольше, то песок из одного места переместится на другое. У самого добросовестного «ветра» появится песчаный холмик. Вот такие же песчаные холмы, только большие, можно встретить и в настоящей пустыне. Их создает ветер. Называются эти песчаные холмы барханами. Когда ветер дует с разных сторон, песчаные холмы возникают в разных местах. Вот так, с помощью ветра, песок путешествует по пустыне.
Опыт 10 «Гром и молния»
Материал: два надутых продолговатых воздушных шарика, шерстяная варежка
Предложите ребятам познакомиться с молнией, вернее, с се родственницей. Опыт проводить в темной комнате. Понадобятся два надутых продолговатых воздушных шарика. Шарики натрите чем-нибудь шерстяным, например, варежкой или шарфиком. Постепенно приближайте один шарик к другому, оставляя небольшой промежуток. Между ними проскакивают искры - как молния в небе, вспышки, слышится несильное потрескивание, как гром.
Опыт 11 «Летающие семена»
Материал: летающее и нелетающее семя (фасоль, клен)
Дайте детям по одному летающему и по одному нслетающему семени. Пусть они одновременно отпустят из рук эти семена - например, фасолинку и семечко клена. Чем с большей высоты опускаются семена, тем нагляднее разница в скорости их падения. Если вы будете бросать семена с очень маленькой высоты, то желаемого результата не достигнете. Семена клена можно немного «подкрутить», тогда они будут падать, как в природе. Летающие семена падают медленнее.
Опыт 12 «Пламя загрязняет воздух»
Материал: свеча, спички, стекло (фарфоровая чашка)
Зажгите свечу. Горит пламя. Может ли оно загрязнять воздух? Подержите над пламенем свечи (на расстоянии 1-2 см) стекло или фарфоровую чашку, одним словом, предмет из материала, который не расплавится, не загорится и не нагреется быстро. Через некоторое время вы увидите, что этот предмет снизу почернел - покрылся слоем копоти.
Опыт 13 «Живая змея»
Материал: змея из тонкой бумаги, емкость с горячей водой
Вырежи из тонкой бумаги змею. Подвесь ее над кастрюлей с горячей водой. Змея начнет подниматься вверх. Горячий воздух легче холодного: поднимаясь, он увлекает за собой и бумагу.
Опыт 14 «Стакан-непроливайка»
Материал: карты, стакан с водой
Положи карту на стакан с водой. Придерживая карту рукой, быстро переверни стакан и убери руку: карта будто приклеилась к стакану.
Опыт 15 «Прыгающая монетка»
Материал: бутылочка, горячая вода, монета
Положи на бутылку монету и поставь ее в очень горячую воду. Монета подпрыгнет. Объем нагреваемого воздуха быстро увеличивается. Не умещаясь в бутылке, он с силой давит на монету.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Путешествие в страну Электричество
Задачи: закреплять знания об электроприборах, о правилах безопасного поведения с бытовыми электроприборами; стимулировать развитие познавательных процессов внимания, памяти, мышления, воображения и речи; развивать умение классифицировать предметы бытовой техники; поддерживать желание детей соблюдать игровой сюжет, помогать игровому персонажу проявлять сообразительность, находчивость, доброжелательность; воспитывать бережное, экономное отношение к электроэнергии, природным ресурсам.
Игровое оборудование: дидактическая коробка «Определи на ощупь!», карточки со схематическим изображением игрушки, картинки для игры «История лампочки» (солнце, костер, лучина, свеча, керосиновая лампа, современная электрическая лампочка), наборы счетных палочек.
Ход игрового комплекса
Ведущий: Ребята, прислушайтесь... Здесь кто-то плачет?
Дети подходят к закрытой коробке. Воспитатель заглядывает в нее.
Ведущий: Отгадайте, что я увидела в этой коробке:
Ярко солнышко светило,
Но когда ушло оно,
Сразу стало нам уныло,
Очень мрачно и темно.
Только я не унываю —
И скорее свет включаю.
В вазе солнышко живет,
Ваза свет чудесный льет!
Можно вечером играть,
И читать, и рисовать...
Вот оно — магическое
Солнце электрическое!
Кто поможет нам ответить,
Что за вазочка нам светит?
(По К. Нефёдовой)
Дети: Это лампа! (Дети находят в коробочке модель лампочки.)
Ведущий: Лампочка, почему ты здесь оказалась? Почему плачешь? Ребята, как вы думаете, что могло случиться с этой Лампочкой? (Она потерялась, её забыли, она осталась одна и т.д.) Давайте спросим у нее самой.
Лампочка: Ах, я несчастная... Меня все забыли, бросили, оставили... Я жила в доме с большой и дружной семьей: девочкой Аней, мальчиком Ваней, их мамой и папой, бабушкой и дедушкой. Но меня они очень обижали...
Ведущий: Девочка Аня ходила в детский сад и была ужасная трусиха.
Ведущий: Дети, как вы думаете, за что могла Лампочка обижаться на девочку Аню? (Девочка Аня боялась темноты, не выключала свет в комнате даже днем.)
— Ребята, а вы боитесь темноты? Что может быть страшного в темноте? (Можно упасть, удариться, пораниться; можно испугаться незнакомого предмета и т.д.)
— Давайте попробуем представить себя на месте этой девочки и поиграем.
Игра «Темная комната»
Цель: развивать умение узнавать знакомые предметы в затемненном помещении; стимулировать развитие зрительного и тактильного восприятия, развивать умение соотносить схематичное изображение с предметом.
Игровые действия: узнать предмет на ощупь и назвать его.
Ведущий: Иногда на электростанции случается авария — обрыв электролинии. Людям в домах приходится что-то делать в темноте. Например, находить свечку, спички. А вы когда-нибудь пробовали вечером выключить свет во всём доме? Что вы чувствовали? Что делает человек в таком случае?
Дети: Сразу становится темно, неуютно и даже немного страшно. Ходить приходится, вытянув руки перед собой, чтобы не наткнуться на мебель, словно вы ослепли. Даже когда глаза привыкают к темноте, вы не можете найти любимую игрушку, не можете читать, рисовать, спотыкаетесь там, где днем никогда бы не оступились... Хочется поскорее включить свет.
Ведущий: Представьте, что вы оказались в темной комнате. Вот эта коробка — большая темная комната для ваших рук. Там находятся разные предметы. Каждый из вас получит карточку, на которой изображен один из предметов. Вам надо найти на ощупь такой же предмет в этой «темной комнате».
Ребята, вижу, вы совсем не боитесь темноты! Молодцы! Что мы можем посоветовать девочке, чтобы Лампочка больше на нее не обижалась? (Включать свет только при необходимости.)
Лампочка: Ну как, ребята, удобно ли без света играть, читать, работать? Вы поняли, для чего нужна электрическая лампа? (Она нужна для того, чтобы давать свет везде, где находится человек, — дома, на улице, в транспорте и других местах.) Древние люди жили в пещерах и обходились без электрического света. Как они освещали свое жилище? (Жгли костры.) А знаете ли вы, как наши предки освещали свое жилье в разные времена?
Ведущий: Ребята, давайте расскажем Лампочке ее историю!
Словесная игра «История лампочки».
Цель: закрепить представления детей об истории появления электрической лампочки; стимулировать развитие связной речи.
Игровые действия: подобрать карточки в соответствии с появлением предмета в жизни людей, составить цепочку и рассказать о предмете.
Материал: картинки для игры «История лампочки».
Ход игры
Ведущий: Дорогие дети! А теперь скажите мне, чем освещалось человеческое жилье до появления электрического света? Вспомните свои рассказы об истории лампочки, которые вы сочиняли.
(Рассказы детей.)
Ребенок выставляет первую картинку — «Солнце»: «До того как человек научился пользоваться огнем, единственным источником света для него было солнце. Но когда наступала ночь, людям грозили дикие звери, которые хорошо видели в темноте и могли напасть на человека. Если ночь заставала людей в лесу, они могли заблудиться и не найти дороги домой».
Вторая картинка — «Костер»: «Когда человек научился добывать огонь и сохранять его, костер стал для него и светом, и теплом. Он горел в пещере, давая свет и тепло, служил защитой от хищников».
Третья картинка — «Лучина»: «Потом люди освещали свои жилища лучинами. Это самая обычная щепка, только заостренная на конце. Обычно лучину делали из березы: это дерево лучше других горит. Один конец лучины закрепляли, а другой зажигали. От лучины мало света, она быстро сгорает и сильно коптит, ее надо было часто менять, следить, чтобы не случился пожар».
Картинка «Свеча»: «Из пчелиного воска люди научились делать свечи, которые горели дольше лучины. Внутри свечи есть фитиль, сделанный из ниток. Это очень удобное изобретение используют и сегодня.
Ведущий: Как вы думаете, чем неудобна свеча?
Дети. Ею можно обжечься, от нее может быть пожар, она коптит, дает мало света.
Картинка «Керосиновая лампа»: «Постепенно люди научились добывать разные полезные ископаемые: уголь и нефть. Тогда появились керосиновые лампы, в которых можно делать пламя сильнее или меньше по желанию хозяина. Это было экономно и удобно. За стеклянной колбой пламя становилось безопасным».
Ведущий: Удобной ли была керосиновая лампа? Почему?
Дети: Керосиновая лампа плохо освещала комнату, в нее постоянно надо было наливать керосин. Если кто-то нечаянно опрокидывал лампу, керосин разливался и вспыхивал огонь.
Картинка «Электрическая лампочка»: «Когда человек узнал об электричестве, он придумал электрическую лампочку. Она и сейчас освещает наши квартиры и улицы. Теперь в наших домах много разных красивых светильников — какие вы знаете? (Люстры, бра, настольные лампы, торшеры.)
Лампочка: Спасибо, ребята, мне так приятно вас слушать! Вы, оказывается, знаете обо мне немало...
Ведущий: (обращаясь к Лампочке). Что же ты опять загрустила?
Лампочка: Многие люди знают об электричестве, о моей истории, но... не жалеют меня, не умеют правильно пользоваться. Вот, например, у мальчика Вани было очень много игрушек на батарейках. Но он их все разломал...
Ведущий: За что Лампочка могла обидеться на мальчика Ваню? (Когда не видели родители, Ваня выкручивал из игрушек лампочки.) Ребята, почему нельзя этого делать? (Портится игрушка, лампочка может испортиться, разбиться, это действие опасно для детей и т.д.) А где еще мы можем встретить Лампочку?
Игра «Где живет Лампочка?».
Цель: закреплять представления детей об электроприборах, стимулировать развитие связной речи.
Игровые действия: выбрать картинки с изображением предметов, у которых имеется лампочка, обозначить место ее на предмете с помощью маленького символа, объяснить ее назначение.
Материал: картинки с изображением разных предметов; красный картонный кружочек.
Ход игры
Ведущий: Найдите на картинках только те предметы, в которых может быть электрическая лампочка. Обозначьте эту картинку красным кружочком. Объясните, для чего в этом предмете нужна электрическая лампочка.
предлагаем детям картинки, на которых изображены: холодильник, стол, телевизор, книжная полка, пылесос, шуба, телефон, ваза, кухонная плита, книга, утюг, ковёр, игрушки на батарейках, фонарик, компьютер, магнитофон, радиоприемник, проигрыватель, прибор сигнализации, миксер и др.
Ведущий: Лампочка — необходимый элемент любого электроприбора.
Лампочка. Мама в этой семье целый день трудится на работе, а чем же ей приходится заниматься дома? (Стирать, готовить еду, убирать, шить и т.д.)
Ведущий: За что могла Лампочка обидеться на маму Ани и Вани? (Потому что она включает одновременно много электроприборов.)
Лампочка: Ребята, как вы думаете, всегда ли надо пользоваться электроприбором в быту? Можно ли использовать механические приборы? Почему?
Ведущий: Дорогая Лампочка, мы сейчас поиграем с ребятами в игру, в которой можешь участвовать и ты!
Игра «Найди подходящие предметы».
Цель: закреплять представления детей о способах действия с различными электрическими приборами; стимулировать развитие мыслительных логических операций, связной речи.
Игровые действия: выбираются две команды. Команда «Хорошо» называет положительные стороны использования того или иного бытового прибора. Команда «Плохо» находит отрицательные моменты в использовании того же прибора.
Материал: картинки с изображением разнообразных бытовых приборов и аналогичных бытовых предметов.
Ход игры
Ведущий: Выберите из набора картинок пары предметов, подходящих друг другу по действию. Например, пылесос, выбивалка, веник (см. схему).
«ПЫЛЕСОС, ВЫБИВАЛКА, ВЕНИК
Хорошо |
Плохо |
«Пылесос» |
|
Чистит быстро, легко, собирает мусор и пыль внутрь в специальный мешочек |
Тратит электроэнергию, шумит, без электричесва не работает |
«Веник, выбивалка» |
|
Не тратит электроэнергию |
Требуется сила человека, много движения, пыль и мусор летят в разные стороны, громкий звук ударов по ковру мешает другим людям и т.п. |
• Холодильник — кладовка, погреб;
• Электрочайник — обычный чайник;
• Стиральная машина — стиральная доска и таз с водой;
• Посудомоечная машина - кухонная раковина;
• Миксер электрический, миксер механический, венчик;
• Тостер — сковорода — мангал и т.д.
Ведущий: Теперь вы поняли, какое огромное значение имеет лампочка в нашей жизни? Без нее весь стал бы темным и мрачным. Чтобы наш мир освещало электричество, мы должны относиться к нему бережно, экономно, быть внимательными, вовремя выключать свет и электроприборы, чтобы не тратить зря электроэнергию.
Лампочка: Папа в этой семы любит чинить домашние электроприборы. В кладовой их накопилось множество.
Ведущий: Ребята, поможем ему «починить» все приборы?
Игра «Выложи из палочек»
Цель: упражнять детей в самостоятельных поисках путей составления фигур на основе предварительного обдумывания хода решения.
Игровые действия: составлять из счетных палочек контур предмета в соответствии с предложенным силуэтом; высказывать предположения по преобразованию фигуры.
Материал: наборы счетных палочек.
Ход игры
Ведущий: Дорогие, дети, рассмотрите картинку — на что это похоже? (Это лампа.) Папа никак не может отремонтировать эту лампу. Помогите ему правильно расположить элементы из счетных палочек. (Задание выполняют вместе.) Сейчас каждый из вас может выбрать себе понравившуюся лампу. (Показывает силуэты разных видов ламп.) Назовите их.
Дети: Торшер, бра, люстра, настольная лампа, фонарь и др.
Ведущий: Каждый из вас выбрал один из этих силуэтов. Решите сначала, из каких геометрических фигур он состоит. Затем самостоятельно выложите такую же лампу из счетных палочек.
Лампочка: Молодцы, ребята! Какие разные и красивые лампы у вас получились! Среди них есть и новые — экономичные лампочки. А вот дедушка и бабушка Ани и Вани не меняют старые лампочки накаливания на новые — энергосберегающие.
Ведущий: Ребята, как вы думаете, почему? Вспомните, как мы с вами в проекте исследовали отличия обычной лампы накаливания от энергосберегающей. Давайте попробуем убедить дедушку и бабушку в необходимости заменить старые лампочки.
Игра «Закончи предложение»
Цель: закрепить представления детей о способах экономии электроэнергии; стимулировать развитие логического мышления, связной речи.
Игровые действия: придумывать разнообразные ответы на заданный вопрос, заканчивать предложение, начатое педагогом.
Материал: конверт, карточки с вопросами, незаконченными предложениями.
Ход игры
Ведущий: У меня конверт от бабушки и дедушки с вопросами. Давайте попробуем ответить на них.
— Новая энергосберегающая лампочка лучше, потому что... (Светит дольше обычной лампы накаливания, экономит электроэнергию, менее отрицательно воздействует на природу и т.д.)
— Папа с мамой заменили старые лампочки на энергосберегающие, потому что... (Дети отвечают.)
— Выходя из комнаты, надо выключать свет потому, что...
— Электроэнергию надо беречь, так как...
— Нельзя одновременно включать много электроприборов, потому что...
— Если не выключать свет днём и ночью, то...
— Если во всём доме вдруг погасли электрические лампочки, то...
— Фонари на улице перестали светить, поэтому... И т.д.
Лампочка: Вы, ребята, молодцы, правильно ответили на вопросы.
Ведущий: Ребята, мы можем передать этой семье наши памятки, как обращаться с электроприборами, как беречь электроэнергию: «Уходя, гасите свет!», «Берегите электричество!», «Сделайте правильный выбор!», «Не освещай пустые комнаты!», «Не включай одновременно много электроприборов!»
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
ЛЕТОПИСЬ ЛАГЕРЯ
В городе Мозыре
Школьный лагерь есть.
Весь покрытый зеленью,
Абсолютно весь.
Там живут веселые
Дети – светлячки,
Свет школе экономят,
В глазах их огоньки.
Дети энергичные
Пляшут и поют,
Школьную энергию
При этом берегут.
Вечно суетливые,
Что-то мастерят.
Но при этом в школе
Минимум затрат…
Ребята бережливые
Воду берегут.
Все краны закрывают,
Когда воды попьют.
Законы экономии
Светлячки блюдут.
Проект по сбрежению
В социум несут.
1 отряд
2 отряд
Наши руки не знают скуки…
Вместе весело играть
Мы со спортом очень дружим…
Встреча с Амперчиком, Светиком и Вольтиком
«В гостях у электрической лампочки»
Профилактика правонарушений и преступлений
Главное – БЕЗОПАСНОСТЬ!
Здоровый образ жизни
Экскурсии
Наше творчество
Мы рисуем …
Хоть свет наш слаб и мы малы,
Но мы дружны и тем сильны!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.