Проект "Мадам Пуговка"
Оценка 4.8

Проект "Мадам Пуговка"

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа +1
окружающий мир
Детсад
21.01.2018
Проект "Мадам Пуговка"
Данный проект рассказывает об истории пуговицы, её видах и роли в жизни человека разных веков и народов. Проект знакомит с современными видами пуговиц, учит детей, а также подбирать их по цвету и размеру. Благодаря проекту дети знакомятся с различными сферами деятельности человека. Направляющие вопросы 1. История возникновения пуговицы. 2. Виды пуговиц в различные эпохи. 3. Современные пуговицы. 4. Приметы, пословицы, поговорки связанные с пуговицами. 5. Художественное чтение. 6. Применение пуговиц. 7. Безопасность. 8. Коллекционирование пуговиц. 9. Мини – музей. План проекта Сроки реализации: ноябрь-май (2016 -2017 учебный год) 1. Подобрать методическую, познавательную и художественную литературу, иллюстративный материал по данной теме. 2. Представление проблемной ситуации. 3. Работа с родителями. 4. Обсуждение темы проекта. 5. Мультимедийная презентация воспитателя для выявления представлений и интересов детей. 6. Подобрать материалы для коллекции, игрушки, атрибуты для игровой деятельности. 7. Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей. 8. Самостоятельная исследовательская, поисковая деятельность детей и родителей в соответствии со своим заданием. 9. Конкурс «Чудо – пуговица» 10. Дидактические материалы 11. Игры с пуговицами 12. Оформление результатов проектной деятельности. 13. Продукт проекта: мини-музей пуговиц в группе. 14. Защита проекта. 15. Публикация проекта в СМИ Актуальность «Вы можете стать кем угодно, и никто не заметит этого. Но если у вас отсутствует пуговица, каждый обратит на это внимание». Э. М. Ремарк Мы живем во время стремительных скоростей и высоких технологий. С каждым годом увеличивается количество технических новинок, поражающих своими возможностями. Мир предметов, и без того огромный, пополняется и расширяется. Все это отражается на нашей повседневной жизни – мы уже не обращаем внимания на предметы, которыми пользуемся изо дня в день. А жаль, ведь некоторые из них, порой даже самые обычные, таят в себе много интересного. Подтверждением тому стала исследовательская деятельность, проведенная с воспитанниками и с участием родителей в МКДОУ «Детский сад №11» города Нижнеудинска Иркутской области в рамках проекта "Мадам Пуговка". Идея создания проекта возникла в ходе тематической недели "История вещей", организованной с целью развития познавательного интереса воспитанников к предметному миру. Для детей особенно важны навыки обследования предметов и умения находить сходства и отличия, делать выводы из полученной в ходе обследования информации. Основная цель проекта: -формировать у детей естественно-научные представления о предметах окружающего мира; -расширять кругозор посредством познавательно-исследовательской деятельности; -развивать мелкую моторику, связную речь, мышление и творческие способности детей. Исходя из поставленных целей были определены задачи проекта: • развивать стремления к поисково-познавательной деятельности; • развивать мыслительную активность и творческие способности; • обогащать сенсорный опыт детей; • развивать познавательные процессы и мелкую моторику рук; • развивать коммуникативные навыки и лексико-грамматический строй речи; • совершенствовать аналитическое восприятия, стимулирование интереса к сравнению предметов, познанию их особенностей и назначения. • поддерживать стремления старших дошкольников в обследовании предметов для выявления их особенностей; • поощрять самостоятельно применять детьми освоенных эталонов для анализа предметов, выделения их сходства и различия по нескольким основаниям; • формировать представление о многообразии видов пуговиц; • познакомить детей с различными способами пришивания пуговиц; • совершенствование аналитического восприятия, стимулирование интереса к сравнению предметов, познанию их особенностей и назначения. • воспитывать нравственно - волевые качества; применять полученные знания в жизнь. Участники проекта: дети второй младшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы. Задачи, реализуемые в ходе проекта: Организовывать совместную поисково-познавательную деятельность дошкольников, педагогов, родителей. Прогнозируемый результат Повышение уровня познавательных процессов и мелкой моторики рук. Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизации позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада. Первый этап. Цели: заинтересовать и увлечь детей идеей коллекционирования, развивать желание больше узнать о каком-либо объекте. Проект предусматривал определение уровня сформированности представлений дошкольников о пуговицах. Использовалась модель двух вопросов: "Что я знаю?" и "Что я хочу узнать?". Таким образом, были определены главные вопросы исследовательской деятельности: «Что означает слово "пуговица"?»; "Чем пользовались люди до изобретения пуговиц?"; "Какими были первые пуговицы?"; "Каких видов бывают пуговицы?"; "Из каких материалов делают пуговицы?"; "Какие есть способы пришивания пуговиц?"; "Для чего еще, помимо застежки, используют пуговицы?". Конкурс «Чудо - пуговица» После постановки целей и задач проекта я обсудила план работы над проектом с родителями, провела консультацию «Коллекция пуговиц – как средство развития познавательных психических процессов и мелкой моторики рук». Мы с детьми и родителями собрали коллекцию пуговиц. Дети приносили пуговицы, которые привлекли их внимание. Вместе с воспитателем обсуждали, где была найдена пуговица, почему она их заинтересовала, какая пуговица, из чего она сделана. Дети не только составляли описательный рассказ о находке, но и придумывали сказочные истории о найденных пуговицах. Собранные пуговицы мы рассортировали по группам: цвет, размер, материал изготовления, узоры. Полученную коллекцию мы использовали на занятиях по развитию речи, по изобразительной деятельности, развитию элементарных математических представлений в экспериментально- поисковой деятельности, проведении дидактических и сюжетных игр, исследовательской деятельности. На втором этапе были выбраны темы проектов, которые дети совместно с родителями должны были подготовить к четвертому этапу. Цели: расширять знания детей об окружающем мире; развивать мышление, активизировать речь; заинтересовать и увлечь детей идеей коллекционирования; развивать познавательную активность. Кроме того, определялись этапы исследовательской деятельности, обсуждались варианты поиска информации, продукты деятельности, которые дети планировали получить в конце проекта. Так, в результате реализации совместных проектов дошкольники подготовили литературное творчество, изготовили поделки, нарисовали для чего еще, помимо застежки, используют пуговицы, подобрали материал о видах пуговиц, систематизировали образцы по типу материала, цвету, размеру, структуре и форме. Кроме того, они не только узнали, что слово "пуговица" произошло от слова "пугать", но и нашли старинную пуговку-бубенчик. Третий этап строился на основе интеграции образовательных областей: "Познание", "Социализация", "Безопасность", "Здоровье", "Коммуникация", "Труд", "Чтение художественной литературы", "Художественное творчество". Цели: развивать познавательные процессы и мелкую моторику рук; развивать коммуникативные навыки и лексико-грамматический строй речи; совершенствовать аналитическое восприятия, стимулирование интереса к сравнению предметов, познанию их особенностей и назначения; поддерживать стремления старших дошкольников в обследовании предметов для выявления их особенностей; развивать творческие способности, воображение, фантазию, коммуникативные навыки; познакомить детей с различными способами пришивания пуговиц; воспитывать нравственно - волевые качества; применять полученные знания в жизнь. Образовательная деятельность осуществлялась педагогом в ходе режимных моментов и в процессе организации различных видов детской деятельности. Так, например, знакомство с пословицами и поговорками в основном происходило тогда, когда дети одевались, и им приходилось застегивать пуговицы. Если кто-то ошибался, то мог услышать: "Коли первую пуговицу застегнешь неправильно, то все остальные пойдут наперекосяк". В рамках трудовой деятельности, используя шнуровки, воспитанники учились пришивать пуговицы. Продолжением беседы о дизайне одежды стала игра "Мы дизайнеры", во время которой дети старались правильно подобрать пуговицы к вещам из разных материалов (пальто, блузке, детскому платью и т. п.). Во время художественного творчества они придумывали свои пуговицы. При посещении интернет-музея пуговицы дошкольники узнали, что царь Петр I приказал пришивать пуговицы к рукавам солдатских мундиров для того, чтобы те после еды не вытирали рукавами рот и нос. А в средние века стоимость некоторых пуговиц была выше стоимости шубы. На страницах интернет-музея дети также смогли увидеть, какими были первые пуговицы, пуговицы царских особ, мундирные или форменные пуговицы, дизайнерские. Полученные знания закреплялись в ходе игровой деятельности. Игры "Найди пару", "Какая лишняя?" позволили детям запомнить, из каких материалов изготавливают пуговицы, какими бывают пуговицы по структуре и принадлежности к одежде. В ходе самостоятельной деятельности дошкольники рассматривали пуговицы на одежде и пришли к выводу, что эти детали очень различаются и пришиты по-разному. Воспитанники с удовольствием выкладывали узоры из пуговиц. Получилась так называемая пуговичная мозаика. Таким образом, на данном этапе дошкольники узнали интересные факты из истории пуговицы, пословицы и поговорки об этой детали одежды, получили представление о способах пришивания пуговиц (в т. ч. дизайнерских) и их значении. Четвертый этап. Цели: развивать познавательные процессы и мелкую моторику рук; развивать коммуникативные навыки и лексико-грамматический строй речи; совершенствовать аналитическое восприятия, стимулирование интереса к сравнению предметов, познанию их особенностей и назначения; поддерживать стремления старших дошкольников в обследовании предметов для выявления их особенностей; развивать творческие способности, воображение, фантазию, коммуникативные навыки; познакомить детей с различными способами пришивания пуговиц; воспитывать нравственно - волевые качества; применять полученные знания в жизнь. Формы и методы работы с детьми - игровая деятельность. Дидактические игры: «На что похожа пуговица?», «Найди пару», «Чудесный мешочек», «Сосчитай-ка», «Составь картинку», «Подбери правильно», «Подбери по цвету». Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Магазин», «Ателье». Продуктивная деятельность. «Нарисуем пуговицу», «Печатаем узор» (пуговица-штамп) Составление из пуговиц узоров на пластилине. «Бабочка», «Гусеница», «Вол- шебный цветок». Конструирование. Создание объемных конструкций из пуговиц с использованием проволоки, пластилина - «Гусеница», «Домик», «Пирамидка», «Весёлые человечки». Выкладывание из пуговиц мозаичных изображений. Экспериментально-поисковая деятельность - Рассматривание пуговиц под лупой. Знакомство с качествами и свойствами материалов, из которых сделаны пуговицы. Коммуникация. Составление описательных рассказов о пуговицах. Речевые упражнения «Какая пуговица?», «Подбери и расскажи». Придумывание сказок и историй. Формы и методы работы с родителями. Беседы с родителями о важности данной проблемы. Привлечение родителей к пополнению группового мини-музея новыми экспонатами. Смотр-конкурс поделок, выполненных совместно с родителями. На четвертом этапе на основе полученной в ходе исследования информации в группе был создан мини-музей и собраны коллекции пуговиц. В группе появились образцы пуговиц, сгруппированные по видам: "Детские пуговицы", "Металлические и форменные пуговицы", "Пуговицы для верхней одежды", "Пуговицы-украшения". В мини-музее есть пуговица, которую трогательно назвали "прабабушкой" пуговиц, т. к. именно такими пользовались во времена прабабушек. Особую гордость коллекции представляют форменные пуговицы 50-60-х годов XX в. В собрании также есть пуговицы, украшающие морскую форму, форму военных и почтальонов. Принадлежность некоторых пуговиц удалось установить с помощью классификатора исторических пуговиц сайта коллекционеров. Создание мини-музея и коллекции позволило не только представить разнообразие видов пуговиц, определить их принадлежность, но и узнать, из каких материалов их делают. Знания, полученные в ходе оформления коллекции, закреплялись педагогом с помощью разнообразных игр. В качестве примера в приложении представлен перечень дидактических игр и упражнений по теме проекта "История пуговицы". На этапе продуктивной деятельности воспитанники вместе с педагогами изготовили аппликации, панно и другие поделки. Оказалось, что из пуговиц можно сделать массу красивых вещей. Девочки с удовольствием демонстрировали интересные украшения: браслеты, бусы из пуговиц, ободки для волос. 5 этап. Определение задач для новых проектов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2018