Проект "Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде"
Оценка 5

Проект "Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде"

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
математика
2 кл
25.05.2017
Проект "Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде"
Проект "Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде" - учебный проект по математике. Его реализация рассчитана на обучающихся второго класса в учебное время. В ходе проекта дети: узнают, что такое посуда, историю появления и развития моделей посуды, какие народные умельцы есть в росписи посуды рассмотрят, какая посуда присутствует в нашей жизни, росписи посуды. Выполнят практические работы: 1. Создание альбома «Орнаменты и узоры на посуде». 2.Изготовление образцов посуды своими руками, используя геометрические орнаменты.
Проект. Узоры и орнаменты на посуде.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2 ГОРОДА РУДНЯ» Учебный проект по математике «Математика вокруг нас.  Узоры на посуде» Выполнили:  ученики 2­б класса Руководитель: Рогова  Наталья Николаевна 2 2016 год Содержание 1. Введение……………………………………………….………………………3 2. Основная часть……………………………………..……………...………….6             2.1. Что такое посуда? Посуда в нашей жизни …..………..….…………6 2.2. История появления и развития моделей посуды…….…...…………..8   2.3. Роспись посуды……...…………………………………………………10 2.4. Народные умельцы в росписи посуды………………………………13 2.5. Практические работы.…………………………………………………18            2.5.1. Практическая работа № 1.  Создание альбома  «Орнаменты и узоры на посуде»…...…………………………………….………………………..18            2.5.2. Практическая работа № 2. Изготовление образцов посуды своими руками, используя геометрические орнаменты. ….………….…………19            3. Заключение.…………….……………………………………………..…21           4. Источники …………….…...………….…………………………………22     5. Приложение………………………………………………………….........23 3 1. Введение Ежедневно каждый из нас сталкивается с различной посудой: чашками и стаканами, блюдцами и тарелками, кастрюлями и ведрами, вазами и чайниками. Мы уже не можем обойтись без нее.  Красивая посуда делает обычный обед:  приятной трапезой,  доставляет нам удовольствием (в том числе и эстетическое),  позволяет получать приятные эмоции,   украшает нашу жизнь. По теме проекта мы провели анкетирование учителей и учеников своего класса. Результаты анкетирования для родителей показали, что большинство детей и родителей считают, что только красивая посуда нужна в доме, т.к. она благоприятно влияет на человека. Посуду   создают   мастера,   в   том   числе   и   художники,   которые   часто расписывают   посуду   самыми   разнообразными   и   очень   красивыми   узорами   и орнаментами.  Узоры в нашей жизни встречаются на каждом шагу. Украшая части строений,   ландшафта   или   предметы   быта,   они   радуют   нас   своей неповторимостью и разнообразием. Узор   можно   прочесть.   Испокон   веку   с   помощью   самых   разнообразных   геометрических   линий   и   форм   человек   выражал   своё мировосприятие, свою культуру, своё отношение к действительности. Научиться   читать   узор   –   значит   научиться   понимать   язык   наших предков, значит не потерять живую связь с прошлым нашего народа. Цели проекта:  4  обучающая: закрепление изученного материала, выяснить, в какой   мере   каждый   из   учеников   класса   овладел   знаниями,   умениями,   которые формировались на предыдущих уроках;  развивающая:   развивать   умение   наблюдать,   анализировать, сравнивать, делать выводы,  расширять кругозор, осуществлять связь с жизнью, развивать   речь, качества учеников:  волю, эмоции, творческие   способности;   активизировать   воображение,   память;   развивать   личные  воспитательная:  прививать   интерес   к   математике,   как   к   науке; учить   культуре   общения     учеников   с   учителем,   ученика   с   учеником;    воспитании   положительных   качеств   личности   учеников;   активности, аккуратности, умению преодолевать трудности. Задачи проекта: • • • • • • • собрать информацию о посуде, ее назначении и разнообразии;  выяснить, что такое посуда, орнамент и узор; составить альбом «Орнаменты и узоры на посуде», изготовить образцы посуды своими руками;  учиться проводить мини­исследования; учиться делать выводы; учиться  выступать перед большой аудиторией;  развить интерес к теме;  • Сроки реализации проекта: 1 месяц. Этапы реализации проекта: № п/п Этапы Совместная деятельность Деятельност Самостоятельная ь учителя деятельность учащихся  учащихся и учителя 1. Подготовительны 1. Знакомство с й темой 2. Составление плана работы 5 Беседа с учащимися 3. Распределение заданий 2. Основной Учитель­консультант 1. подбирают информацию, Учащиеся: 1.Помощь в поиске и выборе информации. 2. Подготовка презентации 3. Заключительный      Обобщение полученных в ходе проектной работы результатов и подведение итогов. Оценка результатов систематизируют и оформляют ее, 2. изготавливают альбом узоров и орнаментов на посуде, 3. изготовление собственных образцов посуды Защита проекта                                                                                                                                                                                                                                 6 1. Основная часть 2.1. Что такое посуда? Посуда в нашей жизни Если б не было ее Было б кушать тяжело.  Некуда и суп налить  И котлетку положить. Посуда  —   обобщённое   название   предметов   быта,   используемых   для приготовления, приёма и хранения пищи.  Вспомогательная посуда  — судки для специй, салфетницы, ведерко для   колотого   льда,   подсвечники   и   т.д.   —   иногда   входит   в   состав   больших сервизов.   Однако   эти   предметы   всегда   можно   приобрести   отдельно. Оригинально выполненные, они станут украшением стола.  Благодаря посуде люди осуществляют:   приготовление пищи (тарелки, ложки, вилки, чашки и т.д.),  сервировку   стола   (тарелки,   ложки   и   вилки,   стаканы,   бокалы, салатницы, блюда и т.д.), и прочие емкости),   хранение (и консервирование) продуктов и блюд (контейнеры, банки украшение дома (декоративная посуда).  Сейчас   можно   найти   великое   разнообразие   посуды,   которая отличается:   размерами,  материалом   изготовления   (нержавеющая   сталь,   чугун,   керамика, пластик,   алюминий,   фарфор,   стекло,   медь   и   даже   бумага,   с   антипригарным покрытием), 7    дизайном,  предназначением,  функциональностью и т.д.  Вся посуда может быть разделена на несколько категорий [1]:  столовая посуда, столовые приборы,   столовая белье (Приложение 1.). 8 2.2. История появления и развития моделей посуды История возникновения  посуды берет свое начало еще в те давние времена, когда первобытные племена стали вести   оседлый   образ   жизни.   Еще   до   нашей   эры   стала использоваться   в   быту   посуда.   Эта   первая   утварь изготавливалась из глины или из дерева, так как эти материалы были наиболее доступны и легко подвергались обработке. Только в V веке до нашей эры стала появляться бронзовая утварь, а еще на два века позже в обращении появилась медная утварь.  Первые   тарелки   появились   почти   600   лет   назад   во   Франции   и   имели четырехугольную форму.  Не менее солидный возраст и у салфеток. Ими пользовались еще древние римляне. Изготовляли салфетки из алебастра. После обеда их не мыли, а, чтобы очистить, кидали в огонь. В России салфетки прижились при Петре I. 9 В   России   фарфоровая   посуда   появилась   значительно   позже,   чем   в европейских   странах.   Долгое   время   предпочтение   в   дворянских   домах отдавалось   посуде   из   серебра   и   золота.   Один   из   самых   больших   столовых сервизов   из   серебра,   весивший   более   двух   тонн,   подарила   своему   фавориту Григорию Орлову Екатерина II.  Столовые приборы начинали свой путь гораздо раньше   керамики.   Самым   древним   является   нож.   Его изготовляли   и   использовали   еще   первобытные   люди. Каменными   ножами   разделывали   туши   животных,   но   в   трапезе   никогда   не использовали.   В   эпоху   неолита   нож   изменил   свое   обличие,   стал   похож   на современный нож, длинным и тонким.  Неизвестно,   когда   именно   появились   первые столовые   приборы,   но   достоверно   известно,   что вторым   прибором   была   ложка.  Они   изготавливались   из скорлупы,   дерева,   глины,   и   лишь   позже   появились   бронзовые,   серебряные изделия. Металлические же ложки вошли в обиход только в XIX веке. Вплоть до XIX века во многих странах было принято ходить в гости со своей ложкой. Постепенно   столовые   приборы   превратились   в   настоящее   произведение искусства.   Набор   столовых   приборов   из   серебра   считался   признаком аристократизма, а комплектация на 12 персон была введена по числу апостолов – такой набор столовых приборов принято было дарить на рождение знатного младенца еще в XIX веке. Исходя из числа апостолов, формировались не только наборы столовых приборов, но и вообще наборы посуды.  Более двух веков назад появился первый набор посуды. Уже тогда в него входили кастрюли, сотейники, глубокие и плоские тарелки.  Вилка — самая молодая из собратьев по столу. Правда, в Древнем мире имелось   вилкоподобное   приспособление   для   вытаскивания   кусков   мяса   из котлов   или   жаровни,   но   оно   скорее   напоминало   двузубые   маленькие   вилы 10 (сельскохозяйственное орудие), чем современную вилку. Первое упоминание о вилке   встречаются   в   IX   веке   на   Среднем   Востоке. Существуют данные, что вилка родилась в 1072 году в Византии в городе Константинополе в императорском дворце. Она была изготовлена в одном экземпляре из золота, а ручка ее была украшена инкрустацией перламутром по слоновой кости. Предназначалась эта вилка для византийской принцессы Марии Иверской, которую можно считать изобретательницей вилки. Считая для себя унизительным есть руками, она сама ее придумала. Делалась вилка в то время с двумя прямыми зубцами, с помощью которых можно было только нанизывать, а не зачерпывать пищу. Первоначально она   была,   скорее,   своеобразным   показателем   престижа   монарха,   а   вовсе   не столовым   прибором. Приживалась   вилка   плохо,   и   еще   несколько   столетий считалась не просто ненужным, но и даже вредным и запрещенным предметом [2].  2.3. Роспись посуды Посуду   создают   мастера,   в   том   числе   и   художники,   которые   часто расписывают   посуду   самыми   разнообразными   и   очень   красивыми   узорами  и орнаментами.   И   в   каждом   доме   она   разная.   Кому­то   нравится   посуда   с цветочными орнаментами, а кому­то с геометрическими.  Мы узнали, что такое узор и орнамент. Узор – рисунок, являющийся сочетанием линий, красок, теней [3].  Орнамент  –   живописное,   графическое   или   скульптурное   украшение, узор из сочетания геометрических, растительных или животных элементов [3].  Орнаменты бывают: ­   антропоморфный   орнамент,   где   в   качестве   мотивов   применяются женские и мужские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека; 11 ­   растительный,   стилизующий   листья,   цветы,   плоды и   пр.   (лотос, папирус, пальметта, акант и т. д.); ­ геометрический  (точки, прямые, ломаные, зигзагообразные, сетчато­ пересекающиеся линии; круги, ромбы, многогранники, звёзды, кресты, спирали;                     более сложные специфически орнаментальные мотивы — меандр и т.п.); ­ меандровый ­ в виде беспрерывных ломаных линий ­   животный,   стилизующий   фигуры   или   части   фигур   реальных   или фантастических животных. 12 В   качестве   мотивов   используют   также   оружие,   архитектурные фрагменты,   различные   эмблемы   (гербы)   и   знаки.   Особым   видом   орнамента являются стилизованные надписи на объектах архитектуры (на среднеазиатских средневековых мечетях) или в книгах (вязь).  Имеются так же сложные комбинации различных мотивов: звериных и                               геометрических форм (тератология),  а так же растительных и геометрических (арабески) [4].                                   13 По расположению орнамент бывает: ­ ленточный (только полоса заполнена узором), ­ сетчатый (вся поверхность заполнена узором)  2.4. Народные умельцы в росписи посуды Человек   еще   с   древности   не   только   занимался   добычей   пищи,   но   и обустраивал свое жилище, украшал его. Гармоничное соединение с природой превращало дома, очаги, мебель, утварь, одежду, игрушки  из дерева, глины и кости, шерсти и льна, железа и серебра в настоящие произведения искусства.  Красивые формы дополнялись различными орнаментами и узорами. Так появилась   и   расцвела   роспись.  Роспись   следует   считать   одним   из   самых популярных   видов   декоративно­прикладного   искусства.   В   русском   народном творчестве   существует   большое   количество   разновидностей   этого   вида декоративно­прикладного искусства.  14 Художественная роспись  –  искусство   декорирования   красками   и кистью какой­либо поверхности. Вот некоторые ее виды: 1. Городецкая роспись. Ярко и красочно блестит городецкая роспись по дереву, в деревнях Нижегородской губернии, которые располагались в округе от города Городца.   На утвари изображаются то лихие всадники, то симпатичные дамочки, прогуливающиеся   с   галантными   кавалерами,   то   сценки   с   чаепитием,   то причудливые птицы.              Семеновские   шедевры.  Все   знают ложки,   прославившиеся   в   России с неповторимой традиционным «травным» орнаментом. росписью     2. деревянные особой   и Родиной семеновской   росписи   также   является Нижегородская   земля.   В   сюжетах преобладают   красный   цвет,   а   также и   синий   цвета, анилиновые краски.   и   используются 15 желтый 3.   Полхов­майданские   узоры.  Родиной   полхов­майданской   живописи является   село   Полховский   Майдан,   что   в   Нижегородской   области.   Полхов­ майданскую   роспись   отличают   и   орнаменты,   исполненные   сочностью,   и сюжетная   роспись   на   ярких   изделиях   семеновских   мастеров,   в   которых доминирующими красками являются зеленая с синей, желтая с красной.                  4. Живописная посуда из Хохломы. Посуда всегда была необходима, как на Руси, так и в наши дни. Но изготовленная из дерева она вскоре изнашивалась. Запросы на этот вид изделий народного промысла росли, а потому и география изготовления посуды расширялась. Хохломскую роспись можно узнать сразу по нарядному виду изделий. Хохломская роспись – это растительные изображения, которые в виде стеблей, лепестков,   ягод   и   цветов   словно   обвивают   стенки   сосудов,   переходя   и   на внутренние поверхности. 16 5. Мезенская роспись – дыхание гармонии. Адрес рождения следующего вида   росписи   сегодня   известен   всему   миру:   Архангельская   область,   село Палащелье, которое располагалось на Мезени – местной реке с живописными берегами. Наиболее   древняя   русская   художественная   роспись   считается использовалась   не   только   для   всех   бытовых   предметов,   но   и   в   оформлении интерьера избы и на фасаде. Самобытные орнаменты пестрят символикой, что притягивает взор и завораживает. Каждый элемент в виде ромбика, веточки, листика, птицы или животного находится в строгом порядке и в соответствии с определенными правилами, которые диктуются издревле [5].  17 6.   Гжель.  Первоначально   "Гжелью"   называлась   местность   на   юго­ востоке   Московской   области,   богатая   глиной.   Жители   этих   сел   были прекрасными   мастерами   гончарного   дела,   поэтому   со   временем   народное творчество,   вышедшее   из   этого   региона,   получило   название   в   честь   этого местечка. Мастера   использовали   краски   3­х   основных   цветов:   белого   (фон изделия), синего и голубого (сам рисунок).           7.   Жостовская   роспись.  В   начале   19   века   в   нескольких   соседних деревнях   бывшей   Троицкой   волости   (ныне   Мытищинский   район   Московской области)   возникали   ремесленные   мастерские,   которые   занимались изготовлением   расписных   декоративных   изделий   из   папье­маше,   покрытых лаком.   Художники   расписывали   шкатулки,   портсигары,   сахарницы   и металлические   подносы.   Основными   мотивами   росписи   являются   цветочные букеты [6].                  18 8.  Петриковская роспись. Петриковская роспись основывается на реальных форм местной флоры и создании на этой основе фантастических, несуществующих в природе цветов (например,   «лучка»   или   «кучерявки»).   Широкое   применение   имеют   мотивы цветов   и   ягод,   изображение   листвы,   бутонов   и   перистой   ажурной   листвы. Чрезвычайно   точный   глазомер   и   удивительная   ловкость   руки (все   мастера рисуют   без   предварительно   намеченного   контура,   не   пользуясь   ни   одним измерительным   инструментом)   характерен   для   мастеров   этой   росписи. Виртуозность выполнения достигается письмом с помощью тоненькой кисточки из кошачьей шерсти, стеблей, щепочек, а просто пальца [7]. Вывод: С древних пор люди используют в своем обиходе посуду. Она бывает различная по применению, материалов изготовления, использования; меняется в процессе жизни.  19 В   русском   народном   творчестве   существует   большое   количество разновидностей этого вида декоративно­прикладного искусства. Художники используют   различные   узоры   и   орнаменты   при   росписи   посуды,   которые берутся ими из окружающего мира.    2.5. Практические работы   2.5.1. Практическая работа № 1.  Создание альбома  «Орнаменты и узоры на посуде» Нами   создан   альбом  «Орнаменты   и   узоры   на   посуде»,   в   котором размещены   фотографии   различных   узоров,   которые   мы   объединила   в тематические   группы  (Приложение   2).  В   альбом   поместили   фотографии   и рисунки наиболее красивых узоров, которые мы увидели у себя дома, у друзей, в магазине. Работали по плану: 1. Распределение видов работы – как будем работать, кто какую часть работы будет выполнять каждый.  20 Предположение:   будет   нам   необходимы   помощь   и   консультации родителей, бабушек, дедушек, учителя по вопросам, где можно найти тот или иной узор и как лучше его сфотографировать, оформить. 2. Установление срока окончания выполнения проекта. 3. Собор материала (как можно больше). Сравнение собранных узоров по форме, по использованным элементам, рассмотрите, как составлены узоры.  4.  Оформление   отобранного   материала   в  виде   фотографий   в  альбоме (Приложение. 5. Изготовить  свои образцы посуды с использованием орнаментов для украшения посуды. 6.   Оценка   результатов   работы   –   представление   альбома   ученикам, родителям. 2.5.2.   Практическая   работа   №   2.   Изготовление   образцов   посуды своими руками, используя геометрические орнаменты. Мы попробовали себя в роли художников – мастеров посуды и создали свои   модели   посуды,   используя   геометрические   узоры   и   орнаменты (Приложение 3). План работы: Шаг   1.   Подготовка   материалов,   инструментов   и   приспособлений   для работы:  цветная бумага, белая бумага, бумага с узорами,  ножницы, линейка, циркуль, кисточка, краски,  простой  карандаш, баночка для воды, тряпочка. Шаг 2. Приготовим заготовки тарелок, чашек, чайников, кастрюль и пр. для нанесения орнамента. Шаг 3. Составление ленточного и сетчатого орнаментов. 21 Шаг 4. Оценка. Что получилось и над чем еще нужно работать. В ходе работы по изготовлению собственных моделей посуды мы провели мини­исследования «Геометрия на посуде». По   фотографиям   посуды   нужно   было   определить,   какие геометрические фигуры содержат орнаменты на ней. В ходе работы мы установили, что орнаменты на посуде содержат:  квадраты,   прямоугольники,   ромбы,   четырехугольники, многогранники,  лучи, прямые, отрезки, ломаные,  круги, овалы, точки, элепсы, полукруги (Приложение 4). При изготовлении одинаковых деталей мы использовали следующую технологию:    Разметить линии сгиба.   Сложить бумажную полоску пополам и гармошкой.   Нарисовать на ней половину одну деталь.   Развернуть заготовку.  Сразу получается несколько одинаковых деталей. Мы   придерживались   Памяткам   работы   с   бумагой,   клеем,   ножницами (Приложение 5.).  Вывод:  в ходе работы нами создан альбом  «Орнаменты и узоры на посуде»,   мы   создали   свои   образцы   посуды,   учились   работать   с   бумагой, ножницами, клеем, красками. Совместное творчество помогло за короткое время   изготовить   сложное   большое   изделие,   учит   договариваться, укрепляет дружбу. (Лист самооценки успешности работы над проектом в группе. Приложение 6.) 22 3. Заключение В результате выполнения проектной работы мы:   узнали, что такое узор и орнамент, узнали, какие геометрические фигуры используются в орнаментах на посуде,  учились   подбирать   материалы,   инструменты,   приспособления   для практической работы в ходе проекта и работать с ними,       научились использовать различные технологии при работе с бумагой, собрали альбом «Орнаменты и узоры посуде», научились составлять орнаменты, создали образцы своей посуды, учились работать самостоятельно в группе, учились выступать перед большой аудиторией,  23  применяли   творческую   фантазию   и   воображение   при   создании образцов посуды. Таким   образом,   если   тщательно   изучить   нужную   информацию, проанализировать   и   обобщить   необходимые   факты,   то   можно   не   только пополнить и расширить свои знания, но и развивать творческие способности и способности к самостоятельному труду. 4. Источники 1. http://www.studfiles.ru/preview/5906301/page:14/ http     ://   xvatit 2. tableware  .  html   3. Ожегов   С.И.   Толковый   словарь   русского   языка.  /82734­  case    /  compet      .  com   /  school    /  sch   ­  online    ­  history    ­  М.:   Мир   и Образование, Оникс, 2011. – 736 с.  4. 5. 6. 7. http://subscribe.ru/group/zhivi­raduyas/8248295/ семейный сайт www.list7i.ru http://www.kulturologia.ru/blogs/060216/28329/ ttps://ru.wikipedia.org/wiki/Художественная_роспись 24 25

Проект "Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде"

Проект "Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде"

Проект "Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде"

Проект "Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде"

Проект "Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде"

Проект "Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде"

Проект "Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде"

Проект "Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде"

Проект "Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде"

Проект "Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде"

Проект "Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде"

Проект "Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде"

Проект "Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде"

Проект "Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде"

Проект "Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде"

Проект "Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде"

Проект "Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде"

Проект "Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде"

Проект "Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде"

Проект "Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде"

Проект "Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде"

Проект "Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде"

Проект "Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде"

Проект "Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде"

Проект "Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде"

Проект "Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде"

Проект "Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде"

Проект "Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде"

Проект "Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде"

Проект "Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде"

Проект "Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде"

Проект "Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде"

Проект "Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде"

Проект "Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде"

Проект "Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде"

Проект "Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде"

Проект "Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде"

Проект "Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде"

Проект "Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде"

Проект "Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде"

Проект "Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде"

Проект "Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде"

Проект "Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде"

Проект "Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде"

Проект "Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде"

Проект "Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде"

Проект "Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде"

Проект "Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.05.2017