Проект на тему "Буква Я".

  • Домашняя работа
  • docx
  • 11.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Буква Я - тридцать третья и последняя буква русского алфавита. Буква Я в начале слов, после гласного звука, а также после ь и ъ обозначает два звука: [Й][А]. Буква Я после согласной смягчает эту согласную и обозначает гласный звук [А]. Слова, начинающиеся на букву Я: яблоко, ясли, ягуар, ястреб ... Буква Я в середине слов: клятва, слякоть, мякоть, мята ... Буква Я в конце слов: семья, типография, гимназия ...
Иконка файла материала проект буква я.docx
Буква Я ­ тридцать третья и последняя буква русского алфавита.  Буква Я в начале слов, после гласного звука, а также после ь и ъ обозначает два звука: [Й] [А].  Буква Я после согласной смягчает эту согласную и обозначает гласный звук [А]. Слова, начинающиеся на букву Я: яблоко, ясли, ягуар, ястреб ... Буква Я в середине слов: клятва, слякоть, мякоть, мята ... Буква Я в конце слов: семья, типография, гимназия ... Яблочко растёт на ветке, Его любят наши детки. Яблочко люблю и я ­ С ним запомню букву ...  Букву за бока кусают, В море с корабля бросают,  Ею змеи зло творят,  Люди — речи говорят.  Ответ: буква Я (яблоко, якорь, яд, язык) Произносите не вдруг вы Это слово ­ эту букву! О себе рассказ начнете, Вот ее и назовете! Яхта легка и послушна моя,  Я бороздить на ней буду моря.Ящерка на ялике  Яблоки на ярмарку  В ящике везла. Ярослав и Ярославна Поселились в Ярославле. В Ярославле живут славно Ярослав и Ярославна. Учил я когда­то одну маленькую девочку читать и писать. Девочку звали Иринушка, было  ей четыре года пять месяцев, и была она большая умница. За десять дней мы одолели с ней  всю русскую азбуку, могли уже свободно читать и «папа», и «мама», и «Саша», и «Маша»,  и оставалась у нас невыученной одна только, самая последняя буква – «я». И тут вот, на  этой последней букве, мы вдруг с Иринушкой и споткнулись. Я, как всегда, показал ей букву, дал ей ее рассмотреть и сказал: ­ А это вот, Иринушка, буква «я». Иринушка с удивлением на меня посмотрела и говорит: ­ Ты? ­ Почему «ты»? Что за «ты»? Я же сказал тебе: это буква «я»! ­ Буква ты? ­ Да не «ты», а «я»! Она еще больше удивилась и говорит: ­ Я и говорю: ты. ­ Да не я, а буква «я»! ­ Не ты, а буква ты?­ Ох, Иринушка, Иринушка! Неужели ты не понимаешь, что это не я, а что это буква так  называется: «я»? ­ Нет, – говорит, – почему не понимаю? Я понимаю. ­ Что ты понимаешь? ­ Это не ты, а это буква так называется: «ты». Фу! Ну в самом деле! Как же ей объяснить, что я – это не я, ты – не ты, она – не она и что  вообще «я» – это только буква. «Ладно, ладно!, – решил я. – Забудем о ней. Начнем  следующий урок с чтения. Может быть, так лучше будет». И на другой день, когда Иринушка, веселая после игры, пришла на урок, я посадил ее за  букварь, открыл первую страницу и сказал: ­ Почитайте мне что­нибудь. И она прочла: ­ Тыкову дали тыблоко. От удивления я даже на стуле подскочил: ­ Что такое? Какому Тыкову? Какое тыблоко? Что еще за тыблоко? Посмотрел в букварь, а там написано: «Якову дали яблоко». Вам смешно? Я тоже, конечно, посмеялся. А потом говорю: ­ Яблоко, Иринушка! Яблоко, а не тыблоко!  Она удивилась и говорит: ­ Яблоко? Так значит, это буква «я»? Я уже хотел сказать: «Ну конечно, «я»! А потом подумал: «Нет! Если я скажу «я» – значит – опять пошло­поехало. И я сказал:­ Да, правильно. Это буква «ты». Конечно, не очень хорошо говорить неправду. Даже очень нехорошо говорить неправду. Но  что же поделаешь! Если бы я сказал «я», а не «ты», кто знает, чем бы все это кончилось. И,  может быть, Иринушка так всю жизнь и говорила бы – вместо «яблоко» – тыблоко, вместо  «ярмарка » – тырмарка, вместо » якорь » – тыкорь и вместо «язык» – тызык. А Иринушка, выросла уже большая, выговаривает все буквы все буквы правильно, и пишет  мне письма без одной ошибки. Ястреб­ перепелятник Ястреб­перепелятник (Accipirer nisus) принадлежит к числу мелких видов семейства  ястребиных. У старых птиц верхняя сторона тела – черновато­серая, нижняя – белая с  ржаво­красными линиями. В Европе и Средней Азии перепелятник водится, по­видимому,  повсеместно, избирая леса, особенно в гористых местностях, и, не избегая человека, охотно селится в непосредственной близости от деревень и городов. Это настоящий тип бродячего  вора или разбойника на большой дороге и по своим привычкам существенно отличается от  других соколиных. Любопытно его замечательное искусство притворяться, и часто, чтобы  обмануть мелких птиц, он перенимает полет сойки. Голос перепелятника слышен лишь  изредка, обыкновенно вблизи гнезда. Для гнезда выбирается высокое дерево в  малодоступной чаще леса; оно устраивается или небрежно из древесных веток, или  аккуратно и красиво из прутьев, мха, листьев и земли. В мае и начале июня можно уже  видеть самку, высиживающую свои 3–5 небольших яиц.МБОУ ГИМНАЗИЯ № 35 Подготовил__ Учени__ 1 «__» класса: ____________________Махачкала