ПРоект на тему "Герои Великой Отечественной войны"
Оценка 4.6

ПРоект на тему "Герои Великой Отечественной войны"

Оценка 4.6
Занимательные материалы
docx
история
Детсад—8 кл
29.08.2018
ПРоект на тему "Герои Великой Отечественной войны"
Тип проекта: информационно-поисковый Цели проекта: - сохранение памяти о подвиге советского народа в Великой Отечественной войне; - воспитание у обучающихся гражданско-патриотических чувств, любви к Родине, через знакомство с судьбами героев; - ощущение чувство гордости за подвиг своего народа, прадедов в Великой Отечественной войне Задачи проекта:. - расширять и обобщать полученные знания о Великой Отечественной войне; - повысить интерес сверстников к теме Великой Отечественной войны; – уважать героические событиям прошлого, боевую славу героев Великой Отечественной войны;
Проект А.Талалихина.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 г.Вольска Саратовской области» Конкурс проектов Проект на тему:  «Герои Великой Отечественной войны» НОМИНАЦИЯ Выполнил: обучающийся 8 «А» класса  Талалихин Артем,  Руководитель: Иванова Е.Е.,  учитель математики г.Вольск 2018 Оглавление Введение Основная часть 1.1 1.2 1.3 1.4 «Они сражались за Родину» «Маленькие Герои большой войны»  «Мои прадеды ­ участники Великой Отечественной войны» «Современные школьники л Великой Отечественной войне» Заключение Список используемых источников и литературы КРАТКАЯ  АННОТАЦИЯ       Совсем скоро 9 мая 2018 года вся наша страна будет отмечать великий и светлый   праздник   –День   Победы   Советского   Союза   над   фашистской Германией. Все дальше и дальше уносит нас время от страшных военных лет. Уже третье послевоенное поколение живет на Земле. Уходят люди, видевшие страшное   лицо   войны.   Поэтому   всё   более   актуальным   становится   вопрос: «Почему мы, никогда не знавшие войны, спустя много лет, должны помнить о той войне и о тех, кто выстрадал Великую Победу?» Мы думаем, что каждый человек, будь он стар или молод, обязан помнить, что за эту Победу положили жизни миллионы людей, что война исковеркала бесчисленное количество судеб. Важно понимать и то, что, только благодаря им, нашим предкам, защищавшим Родину на фронте и в тылу, все мы живём в свободной стране! Великая   Отечественная   война   отразилась   на   жизни   всей   нашей   страны   и каждой отдельно взятой семьи. Именно семья – это то место, где лучше всего помнят фронтовиков и тружеников тыла. Время стерло многие подробности, но самые горькие и самые светлые моменты пока еще помнятся. Мы обязаны узнать и сохранить воспоминания о наиболее ярких моментах в судьбах наших родственников, переживших войну. Чтобы помнить самим, чтобы передать их нашим детям… Мы не должны забыть этот страшный урок истории. Как только люди забудут ужасы   этой   самой   кровопролитной   в   истории   человечества   войны,   нечто подобное может снова повториться на нашей земле. Я помню! Я горжусь! И преклоню колено  У мраморной стены…  У Вечного огня…  И многие, как я,  Склонятся непременно –  Ведь каждый кто погиб,  Погиб и за меня… Введение                  Всё дальше и дальше от нас годы Великой Отечественной войны. Сегодня за партами сидят правнуки тех, кто воевал, кто отдал свои жизни за мир, за свободу за то, чтобы мы жили на Земле.   Тема войны никогда не перестаёт   волновать   людей,   потому   что   в   ней   слились   воедино   история   и память.   Она   живёт   страшным,   горьким   воспоминанием.   Совсем   скоро   мы будем праздновать 73­х­летие Великой Победы. У каждого из нас есть свои любимые герои Великой Отечественной войны, о которых слагаются песни, легенды, были… Кто они? Я пытаюсь рассмотреть их лица.… Сколько их?! Герои войны… какие они?  Лица, лица, лица.… И судьбы.… Одна непохожая на другую. Среди этих лиц, судеб я встречаю, лица своих прадедов, земляков, маленьких героев большой ВОЙНЫ с удивительными судьбами. Утонченные черты лица, большие глаза, полные юношеского задора и огня… Их жизнь, короткая, но яркая и останется в памяти народа на века. В последнее время в средствах   массовой   информации   очень   часто   освящается   проблема патриотического воспитания подрастающего поколения. Нынешнее поколение в неоплатном долгу перед теми, кто остался на полях сражений, перед теми, кто вернулся, обеспечив  нам  мирную, спокойную  жизнь  на Земле. Именно поэтому   наш   долг   —   помнить   о   тех   суровых   днях   и   героях   войны.   Все стремительнее   уводит   нас   время   от   ужасов   войны.   Все   меньше   и   меньше остается в селах и городах ветеранов Великой Отечественной, тружеников тыла.   И   тем   значимее   для   нас,   молодого   поколения   XXI   века,   живые воспоминания свидетелей той суровой эпохи. Максим Горький говорил: «В жизни всегда есть место подвигу». В годы Великой Отечественной войны эти слова были особенно актуальны.  В данной работе я хочу рассказать о своих земляках,   о   маленьких   героях   большой   войны,   о   моих   прадедах,   которые своими   поступками   ковали   нелегкий   путь   победы   и   оставили   героический след в истории Советского Союза.  Цели проекта:             ­ сохранение памяти о подвиге советского народа в Великой Отечественной войне; ­ воспитание у подрастающего поколения гражданско­патриотических чувств, любви   к   Родине, героев; ­ ощущение чувство гордости за подвиг своего народа, прадедов   в Великой знакомство   с   судьбами     через   Отечественной войне Задачи  проекта:      ­ изучить литературу по данной теме; ­ расширять и обобщать полученные знания о Великой Отечественной войне;   ­ повысить интерес сверстников к теме Великой Отечественной войны; – уважать     героические событиям прошлого, боевую славу героев Великой Отечественной войны; ­ воспитывать  чувства патриотизма, гордости за Родину, одержавшую победу в Великой   Отечественной   войне   (1941­1945),   уважительно     к   относиться   пожилым   тыла; ­ развивать  у современных школьников сопричастность к делам, направленным труженикам   ветеранам   войны,   людям:   на сохранение в памяти ценных исторических событий; ­   изучить   семейные   архивы   о   прадедах­   участниках   Великой   Отечественной войны, об их вкладе в освобождении нашей страны от фашистов. Гипотеза: память о войне будет сохранена, если каждый человек будет знать и помнить о войне и передавать это по наследству. Актуальность: В Великой Отечественной войне погибло более 25 миллионов советских людей. За это время:  Сколько бы людей стали счастливыми?  Сколько бы детей родилось?  Сколько бы хлеба посадили и убрали?  Сколько бы домов построили?  Как далеко бы ушла наука, образование, медицина?  Как много бы выросло цветов и деревьев? Никто не знает ответов на эти вопросы. Потому­то виной всему стала война. Великая Отечественная война закончилась более 70 лет назад, а память о ней живет   до   сих   пор.   И   будет   жить   всегда.   Пока   мы   будем   о   ней   говорить, писать, рисовать и чтить память о погибших на этой войне. Объект   исследования:  мои   земляки­участники   ВОВ;   маленькие   герои большой войны; мои прадеды ­  участники Великой Отечественной войны. Методы исследования: теоретические и практические. I. Теоретические: ­ изучение информационных источников, фотодокументов; ­ систематизация; ­ обобщение II. Практические: ­ поиск; ­ описание; ­ сопоставление; ­ анализ; ­ осмысление. Передать   эстафету   памяти,   показать   обучающимся   школ   города   Вольска величие и самоотверженность подвига людей, завоевавших Победу – одна из задач проекта «Герои Великой Отечественной войны!» Проект направлен на развитие   нравственно­патриотического   воспитания   личности   обучающихся, любви к Родине, преданности, ответственности и гордости за неё.  Основная часть Герои Великой Отечественной войны 1.1 «Они сражались за Родину».      С каждым днем все дальше уходит в историю Великая Отечественная война. Много   ли   осталось   на   земле   людей,   помнящих   эту   войну?   Увы,   живых участников событий осталась горстка. Из города Вольска на фронт ушло около 30 000 человек. Многие из них не вернулись с фронта, более 7,5 тысяч вольчан за боевые заслуги были удостоены высоких наград. Важный вклад в победу внесли   и   вольские   труженики   тыла,   выпускавшие   для   советской   армии медицинский гипс и химические грелки, гранаты, корпуса авиабомб, запчасти для "Катюш", железобетонные колпаки для ДОТов. С Вольском и Вольским районом связана судьба 105 героев Советского Союза. Это Виктор Талалихин, Василий Клочков, Зинаида Маресева, Саша Евсеев, Николай Балакин, Михаил Силантьев, Петр Анучкин, Михаил Теплов, Алексей Фадеев, Виктор Хальзов и многие другие. Наши земляки приняли участие в самых крупных сражениях, совершали  героические подвиги,  многие дошли до Берлина. Талалихин Виктор Васильевич Герой   Советского   Союза   Виктор   Васильевич   Талалихин   родился   в Саратовской   области,   в   селе   Тепловка,   18   сентября   1918   года   в   обычной крестьянской семье. Когда Виктору исполнилось 6 лет, семья переехала в районный   центр   Вольск.   Отец,   Василий   Талалихин,   стал   рабочим   на строящемся цементном заводе. Здесь прошли детские годы Виктора, и здесь впервые он столкнулся с бурным развитием советской авиации, когда стал встречать   на   улицах   городка   курсантов   военной   авиатехнической   школы, открывшейся в Вольске.  В   1933   году   семья   Талалихиных   переезжает   в   Москву.   Пятнадцатилетний Виктор   идёт   учиться   в   училище   при   мясном   комбинате,   после   окончания которого устраивается на работу в один из цехов комбината. Всё свободное время Виктор Талалихин посвящает планерно­лётной школе. Тем временем, два его старших брата уже посвятили свою жизнь с авиацией: Александр – бортовой механик, Николай — морской пилот. Отважному Виктору всегда хотелось совершить что­то героическое ­ и он решил стать лётчиком. По   направлению   ВЛКСМ,   Виктор   Талалихин   в   1937   году   на   время прохождения   армейской   службы   был   зачислен   в   авиационное   училище   в Борисоглебске (Воронежская область). После успешного завершения учёбы, ему присвоено звание младшего лейтенанта.  В   составе   третей   эскадрильи   27   –   ого   истребительного   авиаполка   В.В. Талалихин участвовал в советско ­ финской войне 1939­1940 годов. За это время он проявил себя смелым, самостоятельным и умеющим владеть собой лётчиком.   Талалихин   осуществил   полсотни   боевых   вылетов,   сбил   четыре вражеских самолёта, за что был награждён орденом Красного Знамени. После завершения войны с Финляндией, Виктор Талалихин окончил курсы командиров   авиационных   звеньев   и   вступил   в   новый   подмосковный   полк истребителей. В этом 177­ом авиационном полку и застало Талалихина 22 июня 1941 года. Лётчикам была поставлена цель охранять Москву с Юго ­ запада. С июля 1941 Виктор Талалихин становится заместителем начальника, а   потом   и   исполняющим   обязанности   начальника   первой   эскадрильи авиаполка. Он проявляет себя как очень требовательный, но и, в тоже время, чуткий и ответственный командир.  Ночью 7 августа 1941 года Виктор Талалихин совершает подвиг, за который уже на следующий день ему присвоено звание Героя Советского Союза. При полёте на истребителе И­16 над деревней Кузнечики под Подольском, Виктор Васильевич в ночном бое в воздухе одним из первых среди лётчиков Красной армии   применяет   таран   против   вражеского   самолёта.   Пилот   немецкого "Хейнкеля­111" попытался остановить нашего лётчика пулемётным огнём и даже   серьёзно   ранил,   но   Талалихин   сумел   довести   дело   до   конца   и   сбил немецкую   машину,   направив   на   неё   свой   истребитель.   Сам   Виктор   успел покинуть с парашютом падающий самолёт.  Таран в воздушной битве сродни самопожертвованию лётчика, так как шансов выбраться живым из искорёженного самолёта у решившегося на таран крайне мало. Желание остановить бомбардировщик врага любым способом, заставило Талалихина решиться на этот подвиг. В тот раз ему удалось спастись и войти в историю ВОВ первым лётчиком, применившим таран. Позже, в годы войны, у   героя   были   более   шестисот   последователей,   рискующих   жизнью   ради победы над фашистами. В сентябре­октябре 1941 года лётчик лично сбивает ещё 3 вражеских бомбардировщика. Виктор Талалихин погиб 27 октября 1941 году, сражаясь в воздушном бою возле Каменки (в 80 км от Москвы). В этой последней в своей жизни битве Виктор   Николаевич   лично   сбил  один   немецкий   истребитель   и  ещё   один   в составе группы. Получив ранение в голову, Талалихин потерял контроль над управлением,   и   истребитель   упал   на   землю.   Погибшему   лётчику   едва исполнилось 23 года. Героя с воинскими почестями похоронили в Москве на Новодевичьем   кладбище.   Мой   прадедушка   тоже   родом   из   села   Тёпловка Вольского   района.   Моя   прабабушка,   Талалихина   Вера   Андреевна,   в послевоенные годы работала в школе вожатой и рассказывала ребятишкам о подвиге Виктора Талалихина, их земляка. Клочков Василий Георгиевич Родился   в   1911   году   в   селе   Синодское   ныне   Саратовского   района Саратовской области. Русский. Член КПСС с 1939 года. Герой Советского Союза   (21.7.1942).   Награжден   орденом   Ленина,   двумя   орденами   Красного Знамени Имя Василия Клочкова стало легендой, оно воспето в стихах и песнях, о нем и   его   боевых   товарищах   написаны   книги,   картины,   созданы   кинофильмы. Народ воздвиг ему памятники. Морские просторы бороздит теплоход «Герои­ панфиловцы». Политрук Клочков зачислен навечно в списки воинской части. Что   же   совершил   Василий   Клочков,   что   оставил   такой   глубокий   след   на земле?   Сельский   парнишка,   активный   комсомолец.   До   войны   он   окончил строительный техникум. Работал, учился заочно в институте. Коммунистом стал   в   1939­м.   В   одной   из   служебных   характеристик   были   такие   слова: «Принимает активное участие в партийной и общественной работе в качестве агитатора, беседчика и председателя шефской комиссии. Политически развит, дисциплинирован». Младший политрук Клочков попал в 316­ю стрелковую дивизию, сформированную в Киргизии и Казахстане. В составе этой дивизии, позже   ставшей   8­й   гвардейской,   он   принял   боевое   крещение,   в   ней   и обессмертил имя свое. Осенью 1941 года гитлеровские полчища подступили к столице   нашей   Родины.   Над   Москвой   нависла   смертельная   опасность.         С беспредельной храбростью сражались под Москвой советские воины, обессмертили   свои   имена   и   воины   316­и   стрелковой   дивизии   16­й   армии Западного фронта, которой командовал генерал И. В. Панфилов. Только в течение   16   ноября   1941   года   эта   дивизия   отразила   несколько   яростных танковых атак гитлеровцев. У разъезда Дубосеково Волоколамского района Московской   области   бессмертный   подвиг   совершила   группа   истребителей танков   из   1075­го   стрелкового   полка.   Утром   того   дня   противник   подверг сильной   бомбежке   позиции   одной   из   рот.   Затем   на   горстку   бойцов направились 20 танков. Скрежеща гусеницами, они приближались к окопам роты.   Бойцы   приняли   бой.   О   той   первой   атаке   рассказали   ее   участники, оставшиеся   в   живых.   Из   воспоминаний   Героя   Советского   Союза   Г.   М. Шемякина: «Машина...  поднялась   над  траншеей. Я  резко  нагнулся  на  дно, чтобы не быть раздавленным. Схватил бутылку с горючей жидкостью, когда вражеский танк перевалил траншею, бросил на него. Помню страшный взрыв, а   потом...   потом   я   ничего   не   знаю...»Из   воспоминаний   Героя   Советского Союза   И.   Р.   Васильева:   «Пылали   фашистские   танки,   зажженные   нашими гранатами, все новые и новые товарищи выбывали из строя... Обвязавшись гранатами,   скрестив   на   груди   руки,   бесстрашно   шел   навстречу   смерти Кожебергенов.   Я   подбил   два   танка   и   вместе   с   Мусабеком   Сенгирбаевым бросился к третьему...» Отважные воины отразили танковую атаку, подбив 14 вражеских машин. Но вскоре снова послышался шум моторов. На горизонте появилось   уже   30   танков.   В   эти   критические   минуты   политрук   Клочков произнес слова, которым суждено было навсегда войти в боевую летопись Отечественной   войны:–  Велика   Россия,   а   отступать   некуда:   позади   – Москва!  Несколько   часов   бились   бойцы   с   новой   танковой   лавиной.   Они уничтожили 18 танков, много живой силы врага. Но гитлеровцы и на этот раз не прошли. А сам политрук, будучи тяжело раненным, бросился со связкой гранат под вражеский танк, взорвал его и погиб смертью героя. Их было всего 28 во главе с политруком Клочковым. Подвиг бесстрашных стал достоянием всей Красной Армии. Им всем посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.   Стойкость   панфиловцев   стала   нормой   боевого   поведения   тысяч   и тысяч бойцов и командиров К счастью, позже выяснилось, что четверо героев И. Р. Васильев, Г. М. Шемякин, Д. Ф. Тимофеев И. Д. Шадрин – не погибли в том бою. Герой Советского Союза В. Г. Клочков похоронен в братской могиле у   деревни   Нелидово   Волоколамского   района   Московской   области,   в   селе Синодском   Герою   установлен   памятник,   в   Нелидовском   сельском   клубе открыт   музей,   посвященный   героям­панфиловцам.   На   месте   их   подвига сооружен мемориал. Именем Клочкова названы улицы в Москве, Саратове, Вольске, а также судно Министерства морского флота СССР. Зинаида Ивановна Маресева           Зина Маресева родилась в с. Черкасском 23 июня 1923 года в семье колхозного   пастуха   Ивана   Маресева.   Семья   состояла   из   восьми   человек. Раннее детство Зины было не из легких. Маленькой девочкой она уходила с отцом пасти скот. Целый день в поле! Зина училась в Камышовской начальной школе, училась хорошо, с задором! Окончила семилетку в Черкасской школе в 1939 году. Зина решила учиться в фельдшерско­акушерском училище (ныне Вольский   медицинский   колледж).   Она   часто   говорила   матери   Анне Васильевне:   «Мамочка!   Ведь   нет   дела   почетнее,   чем   спасение   жизни человека».  В   городе   Вольске   ее   и   застала   война.   Вести   о   зверствах гитлеровцев,   об   угоне   фашистами   советских   юношей   и   девушек   из оккупированных областей, о ранении и гибели близких людей доходили до города Вольска. Отца Зины сразу взяли на фронт.  Через город проходили группы   эвакуированных.   Горе   простых   людей   стало   се   горем.   Возникло сильное желание идти на фронт, помогать фронтовику­отцу, товарищам, всем советским людям скорей прогнать врага с советской земли. Из­за тяжелого семейного   положения   Зина,   не   закончив   училища,   пошла   работать   на цементный завод «Большевик». Там как никогда требовались рабочие руки. Работая на заводе, Зинаида записалась на краткосрочные курсы медсестер, чтобы быстрее попасть на фронт. Подруги удивлялись, откуда у нее столько сил?! Училась Зина очень старательно. Был такой случай. Вспоминает бывшая сокурсница Зины Е.В. Клочкова: «Шли последние занятия, а тут проливной дождь. Мы должны  были отрабатывать упражнения «Вынос раненого с поля». Девчонки от дождя побежали в укрытие. «И на фронте будете ждать хорошей погоды?!»   ­   крикнула   Зина   подругам.   Она   бросилась   на   мокрую   землю, энергично   работая   руками   и   ногами,   поползла   за   «раненым»..   за   ней последовали все остальные девушки. Экзамен был сдан на «отлично».  Сохранилось   написанное   ею   заявление   на   имя   городского   военного комиссариата: «Прошу принять меня в ряды Рабочее­Крестьянской Красной Армии, так как хочу наравне со всеми защищать Родину и оказывать бойцам помощь. 3. Маресева».            19   ноября   1942   года   просьба   Зинаиды   об   отправке   на   фронт   была удовлетворена. Мать Зины Анна Васильевна вспоминает: «В ноябре 1942 года ко   мне   прибегает   соседка.   «Иди,   ­   говорит,   ­   в   сельсовет,   Зина   тебя   к телефону   зовет».   Бегу,   а   у   самой   сердце   заходится!   Схватила   трубку: «Зинушка!» А у нее голос такой радостный: «Приезжай! А то я на фронт ухожу!» Сердце тоской залилось. И чему радуется, глупая. Война – не танцы! В   ночь   сразу   и   пошла   в   Вольск.   Иду   по   дороге,   плачу.   Незаметно   ночь опустилась, а я в поле одна­одинешенька со своим горем. Вот так сорок пять километров   и отплакала, не видя ничего вокруг. Встретились с дочкой, а поговорить толком не смогли. Вечером она уезжала. Часы пробежали, как минута! На вокзале я не выдержала, разрыдалась. «Ну, мамочка, чего ты?! – утешала она меня, ­ с победой вернусь, успокойся. А хочешь, героем стану? Обязательно стану!» Поцеловала она меня, утешала. А сама такая веселая, довольная! Поезд тронулся, из вагонов неслась песня, а я все шла, глотая слезу, шептала: Береги себя, доченька! Возвращайся скорей!»           Первое боевое крещение Зина получила у стен Сталинграда. Здесь, на Волге,   развернулось   грандиозное   сражение.   Под   градом   пуль   и   разрывами снарядов   работали   медики.   Старший   сержант   Маресева   оказывала   первую помощь бойцам, выносила тяжелораненых на себе, доставляла их к переправе на   Волге.   Вскоре   Маресева   научилась   находить   выход   из   самых затруднительных   положений.   Не   было   шин   для   неподвижной   повязки   – использовала доски, ветки, даже винтовку раненого. На поле боя думалось лишь   об   одном:   хватит   ли   индивидуальных   пакетов,   бинтов,   жгутов.   Все смешалось, и дни, и ночи, а девушка словно бы не уставала: все ползла и ползла к передовой, спускалась к окопам, взваливала на спину бойца, снова ползла, чтобы доставить его в безопасное место.           С самого первого боя Зина стала своей в полку. Бойцы полюбили ее за храбрость, за смелость, за веселость, за песню. И все­таки очень нелегко было привыкнуть к боевой обстановке. Каждый бой приносил тяжкие испытания.      В одном из сборников, посвященном героям войны, авторы так описывают мужество и отвагу 3. И. Маресевой: «Закинув за спину санитарную сумку, Зина   быстро   перемахнула   через   бруствер   окопа   и   подползла   к   раненому бойцу. Вражеские пули стайками жужжащих ос проносились над ее головой. Они   уже   скосили   несколько   солдат...   Чтобы   не   причинять   острой   боли раненому, Маресева метр за метром тащила его в укрытие. А через несколько минут она снова была на поле боя. И для каждого раненого у нее находилось теплое слово»  .  С 10 по 31 января 1942 года шли упорные кровопролитные бои.   В   эти   дни   санинструктор   Маресева   спасла   жизнь   68   бойцам   и командирам. За мужество и отвагу 8 февраля 1943 г. она была награждена медалью «За боевые заслуги».  А в боях на Воронежском фронте с 6 по 27 июля она вынесла с поля боя 38 раненых бойцов и командиров, за что была награждена   орденом   Красной   Звезды.  После   ликвидации   фашистской группировки   под   Сталинградом,   часть,   где   служила   Зина,   вошла   в   состав Воронежского   фронта.   Ей   присвоили   гвардейской   звание.   Об   этом   Зина   с радостью   сообщила   в   письме   родным:  «Мамочка,   посылаю   комсомольский привет. Целую несчетное количество раз. Я жива и здорова. Кончились бои за Сталинград.   Мы   с   честью   выполнили   свой   долг.   Отстояли   Сталинград   и Волгу­матушку.   После   уничтожения   Сталинградской   группировки правительство высоко оценило наш труд и присвоило нам звание гвардейцев, а поэтому   я   буду   драться   по­гвардейски   и   это   звание   оправдаю   с   честью... Милая мамочка, пройдут года, залечатся раны. На месте развалин снова будут заводы и фабрики. В один из дней, он будет самый счастливый, теплый и солнечный (хотя бы и зимой) – я вернусь домой. Я дерусь за Родину, за тебя, милая мама, за сестру, за братьев. Ах, как мне хочется жить, мама, чтобы увидеть другую жизнь. Мы движемся на Запад, мама»  После   уничтожения   Сталинградской   группировки   правительство   высоко оценило   наш   труд   и   присвоило   нам   звание   гвардейцев,   а   поэтому   я   буду драться по­гвардейски и это звание оправдаю с честью. Солдатский долг звал вперед. Первого августа 1943 года 214­й гвардейский полк получил приказ форсировать Северный Донец южнее Белгорода. Здесь, между   селами   Соломино   и   Топлинка,  противник   сосредоточил   части   двух пехотных дивизий и большое количество артиллерии. Гитлеровцы занимали оборону   на   высотах   правого   берега,   господствующих   над   окружающей местностью. Подступы к реке находились под прицельным артиллерийским и минометным огнем. Правый берег был густо заминирован. Однако гвардейцы в первый же день форсировали Северный Донец и после ожесточенного боя заняли небольшой плацдарм на правом берегу. Фашисты шли в контратаки против   наших   наступающих   войск,   цеплялись   за   каждый   дом,   за   каждый рубеж. Маресева принимала участие во всех боях своего подразделения. Ее всегда видели на поле сражения. Винтовку раненого, иногда палки, ветки, доски она использовала для наложения шины, неподвижной повязки, чтобы поврежденная конечность находилась в покое. Неразлучный спутник — фляга с водой — была всегда с ней. Каким спасительным в такие минуты был для раненого глоток воды! Переправа через реку и клочок земли на правобережье, занятый   советскими   воинами,   находились   под   непрерывным   огнем противника. На головы гвардейцев сыпались тысячи снарядов, сотни бомб. Но полк продолжал наступление. Вражеские позиции проходили гораздо выше, это позволяло немцам хорошо просматривать и держать под обстрелом всю местность. Очень много раненых, плохо с боеприпасами, их получали только ночью из­за постоянного обстрела. Санинструктор Маресева в этих трудных условиях своевременно оказывала помощь раненым. Пренебрегая опасностью, она   все   время   находилась   на   линии   огня,   ползком   пробиралась   к   тяжело раненным,   делала   перевязки,   выносила   их   в   укрытия.   А   с   наступлением темноты, когда на переднем крае затихала ружейно­пулеметная перестрелка, она   переправляла   раненых   на   левый   берег   реки.  Зине   вместе   с  санитаром Бузыкановым приходилось оказывать помощь даже на воде. По прибытию на берег тот, кто мог держаться на ногах, сам ковылял в тыл, тяжелораненых грузили на машины и подводы, которые присылал начальник медсанбата. На следующий   день   контратаки   противника   на   участке   1­го   батальона   были особенно сильными и настойчивыми, но все они были отбиты с большими для него   потерями.   К   исходу   дня   враг   предпринял   восьмую   контратаку.   При поддержке   сильного   огня   артиллерии   гитлеровцам   удалось   обойти   левый   Оборонявшаяся   здесь   группа   бойцов   после фланг   батальона. продолжительного неравного боя стала отходить к реке. Инстинктивно Зина почувствовала изменение в ходе боя. Подняла голову и обомлела: наши бойцы отходили к реке. В её голове пронеслась тревожная мысль о судьбе раненых, которые в ожидании эвакуации на левый берег реки были укрыты в траншеях и   блиндажах.   Зина   вскочила   и   бросилась   на   перерез   бойцам.   Сняла санитарную сумку, решительно поднялась во весь рост, с пистолетом в руке и с   криками:   «Ура!   Вперед!   За   Родину!»   ­   устремилась   вперед.   Бойцы, воодушевленные и даже пристыженные смелостью Зины, пошли за ней. Зина нас повела в атаку, Мы пробились по черной ржи, По воронкам и буеракам, Через   смертные   рубежи…   Положение   на   угрожаемом   участке   было восстановлено.   В   жаркой   схватке,   которой   руководила   Маресева,   было уничтожено более 150 гитлеровцев, захвачено 8 пулеметов, 2 миномета и 20 гранатометов.   После   того   как   контратака   была   отбита,   Зина   продолжала перевязывать раненых и выносить их с поля боя. К исходу 2 августа саперами через реку был построен пешеходный мост. По этому мостику Маресева под огнем противника всю ночь переправляла на левый берег Северного Донца раненых   солдат   и   офицеров.   К   утру   мостик   был   разбит   артиллерией противника. Зина продолжала переправлять раненых на лодке. В ночь со 2 на 3 августа 1943г. под вражеским обстрелом Зине удалось сделать два рейса. За двое суток Маресева вместе с санитаром Бузыкановым вынесла с поля боя 64 раненых, 52 из них, с личным оружием, эвакуировала через реку. Несколько контратак противника отбили наши части. Однако враг наседал и угрожал зайти во фланг. Под ливнем вражеских пуль и снарядов Зина перевязывала раненых   воинов.   Перебегая   от   одного   к   другому,   усталая,   но   с   твердой решимостью честно и до конца выполнить свой воинский долг, заботливо, по­ матерински   ласково   утешая   раненого,   она   делала   перевязки.   Вдруг   она услышала   слабый   крик   и,   заметив,   что   недалеко   упал   раненый   командир, бросилась к нему. Ночью 3 августа 1943 г. во время третьего рейса, когда 3. И.   Маресева   переправляла   раненых   на   другой   берег,   когда   до   берега оставалось   несколько   метров,   рядом   с   лодкой   разорвалась   мина,   взлетел фонтан воды. Зина упала на раненого, прикрыв его своим телом. Множество осколков впилось ей в спину. Несколько минут она находилась в забытьи, но постепенно   сознание   вернулось.   Первое,   что   увидела–   свою   кровь, сочившуюся из ран. Собрав силы, поползла к берегу. Возле переправы раненых положили   в   машину.   Зина   оказалась   рядом   с   командиром,   которого   она последним вынесла с поля боя. «Как тебя зовут?» – тихо спросил он. «Зина Маресева». «Запомню и расскажу всем, о таких, как ты, люди непременно должны знать». В селе Пятницком Курской области ей сделали операцию, из тела извлекли более тридцати осколков. 6 августа, не приходя в сознание, Зина умерла. Весть об этом мгновенно разнеслась по полку. Зина геройски погибла, спасая жизнь своего командира батальона. Ей было двадцать лет. Над   ее   могилой   солдаты   и   офицеры   214­го   Воропоновского   гвардейского полка   73­й   Сталинградской   гвардейской   стрелковой   дивизии   поклялись беспощадно   мстить   врагу.   Отважная   патриотка   была   похоронена   в   с. Пятницкое Белгородской области, здесь находится её могила. Короткий залп, словно   солдатский   реквием,   прозвучал   над   свежей   могилой,   вырытой   на разогретой   солнцем   землей.   Неполных   восемь   месяцев   воевала   Зина,   но сколько солдат и офицеров были обязаны ей жизнью. «За гвардейский подвиг, совершенный в борьбе с немецкими захватчиками форсировании Северный     при   р. Донец Президиум   Верховного Совета СССР указом от 22   февраля   1944г. присвоил Зинаиде   Ивановне   Маресевой   высшую   степень   отличия   –   звание   Героя   Советского Союза»  Пролетело много лет. В далеком селе Пятницкое стоит на площади обелиск с фотографией Зины. (В 1953 году на ее могиле установлен памятник.) Родители   героини Иван   Петрович   и Анна   Васильевна     в жили селе Черкасское. Их часто навещали пионеры из школы,   в   которой   А пионерский   отряд   школы   носил   имя   3.   И.   Маресевой.   В   апреле   1964   г. училась   Зина. лаборатории завода «Большевик» г. Вольска, где работала З. И. Маресева, присвоено   ее   имя.   Герой   Советского   Союза   Зинаида   Ивановна   Маресева навечно зачислена в списки рабочих этого предприятия. В нашем селе улица Кирпичная   переименована   в   улицу   Зины   Маресевой.   В   городе­герое Волгограде имя Зинаиды Маресевой вот уже сорок лет носит одна из улиц Кировского района. Когда­то здесь была установлена и мемориальная доска, которая со временем потеряла свой вид и была демонтирована. Восстановить ее,   сохранив   память   о   юной   защитнице   Сталинграда,   просили   ветераны района. Городские власти нашли такую возможность, и сегодня, на доме № 15 установлена   новая   мемориальная   доска.   Высеченная   на   граните   надпись гласит:   «Эта   улица   названа   в   честь   Героя   Советского   Союза   Маресевой Зинаиды Ивановны». Александр Евсеев. СЫН ПОЛКА. Отечественной.   Они   в   свои   тринадцать­четырнадцать   лет   уже   не   играли   в солдатиков   ­   они   ими   были.   Сколько   юных   героев   осталось   на   полях сражений… Нелегкая солдатская судьба выпала и на долю Саши Евсеева. Он родился в рабочей семье в Саратовской области 16 сентября 1928 года, но вскоре вместе с родителями переехал в Туркменистан, в приграничный город Кушка. В 5 лет мальчик потерял родителей, и на воспитание его взял отряд пограничников. В начале войны Саша только­только окончил шесть классов. Будучи подопечным пограничных войск НКВД СССР, он очень хотел попасть на фронт. В октябре 1941 года Саша стал воспитанником артиллерийского подразделения.   Боевой   путь   его   начался   на   Центральном   фронте, продолжился на Сталинградском и Западном. С марта 1944 года Александр в составе   3­й   гвардейской   минометной   артиллерийской   дивизии   прорыва резерва главнокомандования 3­го Белорусского фронта. 14­летний подросток, старший сержант Евсеев был артиллерийским разведчиком. Отчаянно смелый, смышленый паренек выслеживал расположение огневых точек противника и передавал сведения минометчикам. В боях под Витебском артиллерийские корректировщики   дивизиона   работали   непосредственно   на   передовой.   При отступлении наших войск были ранены. Однако Саша Евсеев, находившийся вместе   с   ними,   не   бросил   товарищей   и   вывез   их   из­под   вражеского   огня. Вскоре бои развернулись у деревни Старина, где Саша с рацией за плечами снова зорко наблюдал за неприятелем. Под сильным артиллерийским огнем противника, рискуя собственной жизнью, он выявил 6 станковых пулеметов противника   и   передал   информацию   о   местах   их   расположения   в артиллерийский   дивизион.   Следуя   этой   корректировке,   советские   орудия накрыли вражеские огневые точки и обеспечили возможность продвижения для пехоты. Приказом по  12­му минометному полку  от 19 мая 1944 года старший сержант А.А.Евсеев был награжден медалью «За отвагу». В составе полка Саша Евсеев дошел до Кёнигсберга. За три дня боев в окрестностях и внутри   города­крепости   12   минометный   полк   уничтожил   батарею   75­мм пушек,   батарею   шестиствольных   минометов,   6   станковых   и   9   ручных пулеметов. В ночь с 9 на 10 апреля минометчики совместно с частями 84­го гвардейского  стрелкового   полка   участвовали  в  захвате  форта   №7 «Герцог фон   Хольштайн».   Враг   оказывал   упорное   сопротивление   и   вел   шквальный огонь,  укрывшись   за   стенами   крепости.  Перед   бойцами   взвода   управления была поставлена задача ­ овладеть восточным фортом. В бой подразделение повел заместитель комполка подполковник Петр Гаврилович Зубец. Вместе с однополчанами в атаку пошел и Саша Евсеев. Участвуя в штурме форта, он смело двигался на врага с оружием в руках впереди пехотных подразделений. Дерзкая   атака   минометчиков   помогла   84­му   гвардейскому   полку   майора Тимошенко почти без потерь захватить форт и заставить противника сложить оружие. Было пленено более 250 человек. За этот бой Александр Евсеев был представлен к награждению орденом Славы III степени. Но награду он так и не получил. 13 апреля в районе Наутцвинкель, расположенном в 13 км от Кенигсберга,   разыгрались   трагические   события.   Через   эту   местность проходил внешний оборонительный обвод укрепленного района города. Около 16   часов   дня   противник   силами   до   200   человек   пехоты   при   поддержке самоходных   установок   и   бронетехники   предпринял   контратаку.   В   это   же время   командир   минометного   дивизиона   и   командиры   батарей   со   своими взводами управления меняли свои наблюдательные пункты. Их было всего около тридцати человек. Силы были неравными. Но минометчики приняли бой. Когда кончились боеприпасы, отряд предпринял попытку отступления. Александр   вызвался   отступление   прикрывать.   Заняв   высотку,   он   меткими автоматными   очередями   сражал   окружавших   его   гитлеровцев.   Был   ранен. Силы покидали молодого героя, но он продолжал отстреливаться ­ товарищам надо   было   помочь   уйти!   Когда   гитлеровцы   окружили   Сашу,   они   с   лютой злобой набросились на юношу. Били прикладами, сапогами, кололи штыками ослабевшего   от   ран   бойца.   11   ножевых   ранений   насчитали   потом   на   его истерзанном  теле!   Но  гибель  Александра  не была   напрасной ­ с собой  он забрал 37 фашистов! Его подвиг позволил командиру дивизиона добраться до нового   наблюдательного   пункта   и   связаться   с   огневыми   позициями подразделения.   Вскоре   минометчики   открыли   огонь   и   отбили   контратаку противника.   Беспримерный   подвиг   старшего   разведчика   управления   2­го дивизиона   12­го   минометного   полка   (43­й   миномётной   бригады   3­й гвардейской артиллерийской дивизии 5­го артиллерийского корпуса прорыва 43­й   армии   3­го   Белорусского   фронта)   Александра   Евсеева   получил высочайшую оценку Родины. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года старшему сержанту А.А.Евсееву было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Ему было всего 16 лет. Иван Матвеевич Поляков Иван Матвеевич Поляков родился 11 сентября 1919 года в уездном городе Вольске   Саратовской   губернии   РСФСР,   в   семье   рабочего   Матвея Михайловича Полякова. Русский. Окончил 7 классов средней школы и школу фабрично­заводского ученичества. До призыва на военную службу работал слесарем   на   Вольском   цементном   заводе   «Большевик».   Одновременно занимался в Вольском аэроклубе. В ряды Рабоче­крестьянской Красной Армии И. М. Поляков был призван в 1938 году. После окончания в 1940 году Энгельсской военной авиационной школы пилотов он служил в ней пилотом­инструктором. В первые годы войны Иван Матвеевич занимался обучением молодых пилотов. Его многочисленные рапорты об отправке на фронт были удовлетворены только в конце 1943 года. В   декабре   1943   года   он   был   направлен   лётчиком­истребителем   в   907­й истребительный авиационный полк особого назначения 148­й истребительной авиационной   дивизии   ПВО  9­го   истребительного   корпуса   ПВО,   который   в конце марта 1944 года был включён в состав Северного фронта ПВО. Воевал на истребителе Ла­5. В   апреле   1944   года   Генеральный   штаб   Красной   Армии   приступил   к разработке   оперативного   плана   операции   «Багратион».   Успех   летней кампании   1944   года   во   многом   зависел   от   скрытной   подготовки   к предстоящей   операции.   Напротив,   немецкое   командование   в   преддверии предстоящего   летнего   наступления   Красной   Армии   в   мае­июне   1944   года активизировало   разведывательную   работу,   сделав   ставку   на   радио —   и авиационную разведку. Немецкие самолёты­разведчики регулярно появлялись над   крупными   железнодорожными   узлами   в   тылу   советских   войск.   Перед истребительной   авиацией   ПВО   руководством   Красной   Армии   была поставлена задача по их перехвату и уничтожению. 13 мая 1944 года немецкий самолёт­разведчик Ю­88 был замечен на подлёте к крупному   железнодорожному   узлу   Коростень.  На   его   перехват   с   полевого аэродрома   под   Коростенем   взлетел   самолёт   старшего   лейтенанта И. М. Полякова.   На   высоте   8000   метров   Иван   Матвеевич   обнаружил противника и двумя очередями сбил вражеский самолёт. Это была первая личная   победа   лётчика.   1   июня   1944   года   другой   немецкий   Ю­88   сумел прорваться   к   железнодорожному   узлу   Киев,   и   уклонившись   искусным манёвром от зенитного огня, сделал фотографии важных военных объектов. Упустить самолёт­разведчик было нельзя. В 6 часов 25 минут на его перехват поднялся самолёт И. М. Полякова. В 7 часов 30 минут в районе села Базар Народичского   района   Житомирской   области   на   высоте   8000   метров   Иван Матвеевич обнаружил немецкий самолёт и вступил с ним в бой. «Юнкерс», ведомый опытным экипажем, несколько раз уклонялся от выстрелов пушек советского   истребителя.   Пытаясь   оторваться   от   Ла­5,   немецкий   лётчик бросил свою машину в пике. Поляков бросился за ним, однако боезапас его орудий закончился. Когда оба самолёта вышли из пике, Поляков сделал горку и обрушил свою машину на вражеский самолёт. Обломки Ла­5 и Ю­88 упали в районе хутора Россоховский. Экипаж немецкого самолёта и советский лётчик погибли. Однополчане похоронили Ивана Матвеевича в городе Коростень в парке имени Н. А. Островского. Указом   Президиума   Верховного   Совета   СССР   от   18   ноября   1944   года старшему   лейтенанту   Полякову   Ивану   Матвеевичу   было   присвоено   звание Героя Советского Союза посмертно.  Медаль «Золотая Звезда» (18.11.1944, посмертно);  орден Ленина (18.11.1944, посмертно). Вот они лица наших героев, мужественных, отважных, стойких, смелых,  отверженных, тех, кто, не жалея сил, отдал свою жизнь за наше светлое  будущее. Они настоящие ГЕРОИ! ГЕРОИ ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ. О  НИХ БУДУТ ПОМНИТЬ ВСЕГДА    1.2. МАЛЕНЬКИЕ ГЕРОИ БОЛЬШОЙ ВОЙНЫ После   изучения   информации   о   героях­земляках,    меня   переполняло чувство гордости за советский народ, и я  решил изучить  подвиги  маленьких героев   большой   войны.   Меня   восхитила   история   о   юных   партизанах   – пионерах, комсомольцах – героях Великой Отечественной войны ­  это Валя Котик,   Лёня   Голиков,   Зина   Портнова,   Костя   Кравчук   и   многие   другие. Двенадцать из нескольких тысяч примеров беспримерного детского мужества­ Юные герои Великой Отечественной войны — сколько их было? Если считать —   а   как   же   иначе?!   —   героем   каждого   мальчишку   и   каждую   девчонку, которых   судьба   привела   на   войну   и   сделала   солдатами,   матросами   или партизанами, то — десятки, если не сотни тысяч. По официальным данным Центрального архива Министерства обороны (ЦАМО) России, в годы войны в боевых частях числились свыше 3500 военнослужащих в возрасте до 16 лет. При   этом   понятно,   что   далеко   не   каждый   командир   подразделения, рискнувший взять на воспитание сына полка, находил в себе смелость заявить о воспитаннике по команде. Понять, как старались скрыть возраст маленьких бойцов их отцы­командиры, которые и в самом деле многим были вместо отцов,   можно   по   неразберихе   в   наградных   документах.   На   пожелтевших архивных   листках   у   большинства   несовершеннолетних   военнослужащих указан явно завышенный возраст. Реальный выяснялся гораздо позже, через лет. десять, сорок то через   а       и     А   ведь   еще   были   дети   и   подростки,  воевавшие   в   партизанских   отрядах   и состоявшие в подпольных организациях! И там­то их было гораздо больше: в партизаны порой уходили целыми семьями, а если и нет, то почти у каждого подростка,   оказавшегося   на   оккупированной   земле,   было,   за   кого   мстить. Так   что   «десятки   тысяч»   —   это   далеко   не   преувеличение,   а   скорее, преуменьшение.   И,   видимо,   точного   числа   юных   героев   Великой Отечественной   войны   мы   не   узнаем   уже   никогда.   Но   это   не   причина   не помнить о них. Самым младшим из всех известных маленьких солдат — во всяком   случае,   согласно   документам,   хранящимся   в   военных   архивах,   — можно   считать   воспитанника   142­го   гвардейского   стрелкового   полка   47­й гвардейской стрелковой дивизии Сергея Алешкина. В архивных документах можно   найти   два   свидетельства   о   награждении   мальчишки,  родившегося   в 1936 году и оказавшегося в армии с 8 сентября 1942 года, вскоре после того, как каратели расстреляли его мать и старшего брата за связь с партизанами. Первый документ от 26 апреля 1943 года — о награждении его медалью «За боевые заслуги» в связи с тем, что «Тов. АЛЕШКИН любимец полка» «своей жизнерадостностью, любовью к части и окружающим в чрезвычайно трудных моментах вселял бодрость и уверенность в победе». Второй, от 19 ноября 1945 года, о награждении воспитанников Тульского суворовского военного училища медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»: в списке из 13 суворовцев фамилия Алешкина стоит первой. Но все же столь юный солдат — исключение даже для военного времени и для страны,   где   на   защиту   Родины   поднялся   весь   народ,   от   мала   до   велика. Большинству же юных героев, воевавших на фронте и в тылу врага, было в среднем по 13–14 лет. Самые первые из них были защитниками Брестской крепости, а один из сыновей полка — кавалер ордена Красной Звезды, ордена Славы III степени и медали «За отвагу» Владимир Тарновский, служивший в 370­м артполку 230­й стрелковой дивизии, — оставил свой автограф на стене Рейхстага   в   победном   мае   1945­го… Эти  четыре имени — Леня Голиков, Марат  Казей,  Зина  Портнова  и Валя Котик  — вот уже более 70 лет являются самым знаменитым  символом героизма юных защитников нашей Родины. Воевавшие в разных местах и совершившие разные   по   обстоятельствам   подвиги,   все   они   были   партизанами   и   все посмертно удостоены высшей награды страны — звания Героя Советского Союза. Двоим — Лене Голикову и Зине Портновой — к тому моменту, когда им довелось проявить небывалое мужество, исполнилось по 17 лет, еще двоим —   Вале   Котику   и   Марату   Казею   —   всего   по   14   лет. Леня Голиков был первым из четверки, кто удостоился высшего звания: указ о присвоении был подписан 2 апреля 1944 года. В тексте сказано, что звания Героя   Советского   Союза   Голиков   удостоен   «за   образцовое   выполнение заданий   командования   и   проявленные   мужество   и   героизм   в   боях».   И действительно, менее чем за год — с марта 1942­го по январь 1943­го — Леня Голиков   успел   поучаствовать   в   разгроме   трех   вражеских   гарнизонов,   в подрыве   десятка   с   лишним   мостов,   в   захвате   немецкого   генерал­майора   с секретными документами… И геройски погибнуть в бою под селом Острая Лука,   не   дождавшись   высокой   награды   за   захват   стратегически   важного «языка». Зине Портновой и Вале Котику звания Героев Советского Союза были присвоены  через 13 лет  после  Победы,  в 1958 году. Зина  удостоена награды   за   мужество,   с   которым   она   вела   подпольную   работу,   потом выполняла обязанности связной между партизанами и подпольем и в конце концов вынесла нечеловеческие муки, попав в руки к гитлеровцам в самом начале 1944 года. Валя — по совокупности подвигов в рядах шепетовского партизанского отряда имени Кармелюка, куда он пришел после года работы в подпольной   организации   в   самой   Шепетовке.   А   Марат   Казей   удостоился высшей награды только в год 20­летия Победы: указ о присвоении ему звания Героя Советского Союза был обнародован 8 мая 1965 года. Почти два года — с ноября 1942­го по май 1944­го — Марат провоевал в составе партизанских соединений   Белоруссии   и   погиб,   подорвав   последней   гранатой   и   себя,   и окруживших его гитлеровцев. За последние 70 лет обстоятельства подвигов четверки героев стали известны всей стране: на их примере выросло не одно поколение   советских   школьников,   да   и   нам   нынешнему   поколению непременно рассказывают о них. Но и среди тех, кто не удостоился высшей награды, было немало настоящих героев — летчиков, моряков, снайперов, разведчиков и даже музыкантов. Я задаю себе вопрос, а как бы я поступил на их месте. И даю ответ­ также, так как считаю себя патриотом своей Родины. Изучив подвиги маленьких героев, мне захотелось создать брошюру о них, чтобы обучающиеся не только среднего звена, но и начальной школы могли узнать о них, гордиться их подвигами и стремиться быть такими же как они (см. приложение). 1.3. МОИ ПРАДЕДЫ ­ УЧАСТНИКИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ    В наше время многие считают, что патриотом быть не в моде. Они, конечно, ошибаются, особенно молодежь и мои ровесники. Я себя считаю истинным патриотом моей страны. Почему? Во­первых, я родился в огромной и великой стране   России.   Еще   я   считаю   себя   патриотом,   потому   что   в   Великую Отечественную   войну   мои   прадеды:   Талалихин   Павел   Александрович, Новичков Иван Трифонович были участниками этой страшной войны. Они защищали   нашу   Родину   от   врагов.   Вернулись   с   войны   героями,   как   все советские   солдаты.   Я   горжусь   своими   прадедами.   Они   настоящие,   Герои Великой Отечественной войны и истинные патриоты своей Родины.  Мой прадед Талалихин  Павел Александрович родился 30.09.1910 года. Всю жизнь   прожил   в  селе   Тепловка   Вольского   района.    На   войну   был  призван Вольским военкоматом 25.08.1941 года.  Служил в 311 стрелковой Двинской дивизии. 4 апреля 1945 года был представлен к медали «За боевые заслуги». Медаль «За боевые заслуги» Приказ подразделения №: 54/н от: 04.04.1945 Издан: 311 сд Архив: ЦАМО Фонд: 33 Опись: 687572 Ед.хранения: 143 № записи: 39246322  После войны прадедушка работал в колхозе с.Тепловка. Мой прадед,  Талалихин П.А., НАСТОЯЩИЙ ГЕРОЙ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ  ВОЙНЫ!!!  Второй мой прадед, Новичков Иван Трифонович, родился 10 марта 1909 года в с. Балтай Балтайского района Саратовской области. Детство было трудное. В семье было трое детей: 2 брата и сестра. Отец умер рано, поэтому мой прадед, будучи подростком, пошел работать в колхоз. В декабре   1942   года,   он   был   призван   Балтайским   военкоматом   на   фронт. Служил связистом на Белорусском фронте. В июле 1943 года был контужен, после   чего,   комиссован,   остался   без   глаза.  Он   очень   много   о   событиях Великой Отечественной войны рассказывал моей маме, а маме рассказала уже мне. После войны всю жизнь трудился на цементном заводе «Большевик». Мой ПРАДЕД НАСТОЯЩИЙ ГЕРОЙ! Память о моих прадедах всегда будет сохранена в нашей семье, так как это незабываемых подвиг наших предков во имя мирной жизни в нашей стране. 1.4. Современные школьники о Великой Отечественной войне.              Кто   хранит   память   о   Великой   Отечественной   войне   в   современной России? Что о войне знаем мы ­ современная молодежь? К счастью в нашем городе есть молодые люди, которые интересуются, не только сиюминутными проблемами,   компьютером   и   телевизором,   но   и   своей   историей.   Историей великих   подвигов   советского   народа,   своих   прадедов.   Среди   своих одноклассников и обучающихся 7­ 9 классов я провел анкетирование на тему «Великая   Отечественная   война».   В   опросе   участвовали   65   обучающихся (выборка была случайная). Респондентам предлагалось ответить на вопросы, посвященные Великой Отечественной войне. 100% (65 чел.)  знают дату начала Великой Отечественной войны.   На   вопрос:  «Кто   в   вашей   семье   был   участником   Великой   Отечественной войны?» респонденты ответили следующим образом: прадедушка ­ 72,3% (47 чел.);   27,7%   (18   чел.)   не   имеют   родственников,   участвовавших   в   Великой Отечественной войне. Все респонденты знают подвиги героев Великой Отечественной войны­ это В.Талалихин, В.Клочков, З.Маресева, А.Маресьев, А.Матросов, И.Поляков и многие, многие другие. Обучающиеся нашей школы знают о подвигах героев: В.Талалихин­ совершил первый ночной таран; А.Матросов закрыл своим телом амбразуру     ДЗОТа; И.Поляков совершил таран вражеского самолета; З Маресева – переправляла через реку раненых; В.Клочков – оборонял позиции под Москвой, совершил подвиг у разъезда Дубосеково. На вопрос: «Какие фильмы о Великой Отечественной войне Вы смотрели?» респонденты   ответили   следующим   образом:   «Битва   за   Севастополь»,   «28 панфиловцев», «А зори здесь тихие», «Блокада Ленинграда», «Сталинград», «Батальоны просят огня».  Впечатление на обучающихся произвели следующие фильмы: «А зори здесь тихие», «28 панфиловцев», «Батальоны просят огня». В настоящее время настораживает тот факт, что некоторые мои ровесники, не знают маленьких героев Большой войны, какие подвиги они совершили.   На вопрос:   «Назовите   маленьких   героев   Большой   войны?»   ответы   были следующие: В.Котик, Л.Голиков, З.Портнова. 86,1% (56 чел.) считают, что в их семьях сохраняется память о предках­  участниках Великой Отечественной войны: имеется информация о них,  участие в акции «Бессмертный полк», имеются медали участников. На вопрос: «Почему мы должны помнить о героях войны?» ответы были  следующие: их подвиг обеспечил нам жизнь; память о героях воодушевляет  нас на подвиг; многие из героев пожертвовали жизнями ради наших жизней;  это урок будущему поколению; у человека, не знающего своей истории и  истории родной страны – не может быть будущего. Подводя итог можно сказать, современная молодежь не всё знает и помнит о событиях военных лет. Далеко не все участники опроса смогли ответить на вопросы.   Основным источником информации о событиях военных лет для сегодняшней   молодежи   становятся   художественные   фильмы   о   Великой Отечественной   войне.  Следует   отметить,   что   фильмы,   снятые   в   советское время   правдивые,   реалистичные,   достоверные.   Но   учебники   истории   по­ прежнему   остаются   важным   информационным   источником.   По   фильмам, снятым в последние годы, большинство  молодых людей судят о событиях Великой Отечественной войны.  Большая часть молодежи относится с уважением к событиям и участникам Великой Отечественной войны, но, к сожалению, сегодня мы воспоминаем о воинах­ветеранах только в преддверии праздника Победы.  Я   считаю,   что   ветераны   ВОВ   наделены   особенным   мышлением.   У   них психология победителей. И пока у нас есть возможность перенять все лучшее от наших предков, мы должны ей воспользоваться.  Для этого нужно беседовать с участниками Великой Отечественной войны. Ветераны   приходят   в   школы,   рассказывают   школьникам   о   своих   военных годах. Крайне важно, чтобы осталась память о Великой Отечественной войне в сердце у каждого гражданина нашей страны. Она должна передаваться от старших поколений к младшим. Посредством интервьюирования ветеранов мы сможем не только выслушать их рассказы, но и принести пользу нашим героям.  К тому же, ветеранам будет просто приятно осознавать, что молодому поколению они не безразличны и все их лишения были не напрасны. Заключение Работая над проектом, мы поняли, что для нас война –  это память, это люди, ставшие хранителями того самого грозного и страшного времени, это живая память, это люди, сделавшие невозможное. Невозможное – для нас, нынешних. Им­то все было по плечу… Годы Великой Отечественной войны, когда страна воевала от мала до велика, не   забудутся   никогда.   Ведь   это   наша   история,   память   сердца.   Хочется поклониться   всем   тем,   кто   воевал   и   умирал   на   фронтах   Великой Отечественной   войны   для   того,  чтобы   продолжалась   мирная   жизнь,  чтобы спокойно   спали   дети,   чтобы   радовались,   любили,   были   счастливы   люди. Выдвинутая   нами   гипотеза   доказана.,   память   о   войне   сохранена,   каждый человек т знает и помнит о войне и будет передавать это по наследству. Исследовательская   работа   помогла   собрать   и   изучить   информацию   об участниках   Великой   Отечественной   войне,   об   их   вкладе   в   победу   над немецкими   захватчиками,   систематизировать   собранный   материал.   Данная работа   отражает   жизнь   героев   на   примере   конкретных   людей,   развивает интерес к истории нашей Родины; чувство гордости за свою малую родину. Самое главное я понял, что все уходит в историю: страдания людей, разруха, голод   в   военные   и   послевоенные   годы.   Наше   поколение   имеет   еще возможность узнать о войне из воспоминаний живых свидетелей того времени. Я ПОМНЮ! Я ГОРЖУСЬ!   Я всегда буду помнить о тех и гордиться теми, кто воевал в годы войны, кто не жалея сил пытался победить фашистов, и он это сделал.  Можно с уверенностью сказать, что как бы ни менялись за последние годы оценки   и даже   факты   нашей   истории,   тема   Великой Победы   в   Великой Отечественной   войне останется   для   каждого   из   нас   неизменной   святыней. Ведь во имя неё отданы жизни, пролиты кровь и пот миллионов людей, среди которых   есть   люди,   особенно   дорогие   нам   и   нашим   семьям   – это наши ближайшие родственники.  Данный   материал   можно   использовать   для   проведения   классных   часов   и   Будем   рады,   если   нашей других   мероприятий,   посвященных   войне. информацию будут использовать для проведения мероприятий. Мы родились, когда все было в прошлом, Победа нашей не один десяток лет,  Но как нам близко то, что уже в прошлом. Дай Бог Вам, ветераны, долгих лет! Список литературы: 1. Сайт «Память Народа» https  ://   pamyat      ­  naroda    .  ru   / 2.Сайт « Виктор Талалихин» ordenrf.ru›geroi­rossii/geroi…talalikhin­viktor… 3.Маленькие дети большой войны  «https://www.saratov.kp.ru/daily/26695.3/3718177/» 4. «Боевые звезды Вольска» под. Ред.С.В.Постникова 5. Очерк о З.Маресеврй   http://mareseva.volsk­ cherkasskoe.edusite.ru/p10aa1.html 6. И.М,Поляков https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BB %D1%8F%D0%BA%D0%BE%D0%B2,_ %D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD_%D0%9C %D0%B0%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87

ПРоект на тему "Герои Великой Отечественной войны"

ПРоект на тему "Герои Великой Отечественной войны"

ПРоект на тему "Герои Великой Отечественной войны"

ПРоект на тему "Герои Великой Отечественной войны"

ПРоект на тему "Герои Великой Отечественной войны"

ПРоект на тему "Герои Великой Отечественной войны"

ПРоект на тему "Герои Великой Отечественной войны"

ПРоект на тему "Герои Великой Отечественной войны"

ПРоект на тему "Герои Великой Отечественной войны"

ПРоект на тему "Герои Великой Отечественной войны"

ПРоект на тему "Герои Великой Отечественной войны"

ПРоект на тему "Герои Великой Отечественной войны"

ПРоект на тему "Герои Великой Отечественной войны"

ПРоект на тему "Герои Великой Отечественной войны"

ПРоект на тему "Герои Великой Отечественной войны"

ПРоект на тему "Герои Великой Отечественной войны"

ПРоект на тему "Герои Великой Отечественной войны"

ПРоект на тему "Герои Великой Отечественной войны"

ПРоект на тему "Герои Великой Отечественной войны"

ПРоект на тему "Герои Великой Отечественной войны"

ПРоект на тему "Герои Великой Отечественной войны"

ПРоект на тему "Герои Великой Отечественной войны"

ПРоект на тему "Герои Великой Отечественной войны"

ПРоект на тему "Герои Великой Отечественной войны"

ПРоект на тему "Герои Великой Отечественной войны"

ПРоект на тему "Герои Великой Отечественной войны"

ПРоект на тему "Герои Великой Отечественной войны"

ПРоект на тему "Герои Великой Отечественной войны"

ПРоект на тему "Герои Великой Отечественной войны"

ПРоект на тему "Герои Великой Отечественной войны"

ПРоект на тему "Герои Великой Отечественной войны"

ПРоект на тему "Герои Великой Отечественной войны"

ПРоект на тему "Герои Великой Отечественной войны"

ПРоект на тему "Герои Великой Отечественной войны"

ПРоект на тему "Герои Великой Отечественной войны"

ПРоект на тему "Герои Великой Отечественной войны"

ПРоект на тему "Герои Великой Отечественной войны"

ПРоект на тему "Герои Великой Отечественной войны"

ПРоект на тему "Герои Великой Отечественной войны"

ПРоект на тему "Герои Великой Отечественной войны"

ПРоект на тему "Герои Великой Отечественной войны"

ПРоект на тему "Герои Великой Отечественной войны"

ПРоект на тему "Герои Великой Отечественной войны"

ПРоект на тему "Герои Великой Отечественной войны"

ПРоект на тему "Герои Великой Отечественной войны"

ПРоект на тему "Герои Великой Отечественной войны"

ПРоект на тему "Герои Великой Отечественной войны"

ПРоект на тему "Герои Великой Отечественной войны"

ПРоект на тему "Герои Великой Отечественной войны"

ПРоект на тему "Герои Великой Отечественной войны"

ПРоект на тему "Герои Великой Отечественной войны"

ПРоект на тему "Герои Великой Отечественной войны"

ПРоект на тему "Герои Великой Отечественной войны"

ПРоект на тему "Герои Великой Отечественной войны"

ПРоект на тему "Герои Великой Отечественной войны"

ПРоект на тему "Герои Великой Отечественной войны"

ПРоект на тему "Герои Великой Отечественной войны"

ПРоект на тему "Герои Великой Отечественной войны"

ПРоект на тему "Герои Великой Отечественной войны"

ПРоект на тему "Герои Великой Отечественной войны"

ПРоект на тему "Герои Великой Отечественной войны"

ПРоект на тему "Герои Великой Отечественной войны"

ПРоект на тему "Герои Великой Отечественной войны"

ПРоект на тему "Герои Великой Отечественной войны"

ПРоект на тему "Герои Великой Отечественной войны"

ПРоект на тему "Герои Великой Отечественной войны"

ПРоект на тему "Герои Великой Отечественной войны"

ПРоект на тему "Герои Великой Отечественной войны"

ПРоект на тему "Герои Великой Отечественной войны"

ПРоект на тему "Герои Великой Отечественной войны"

ПРоект на тему "Герои Великой Отечественной войны"

ПРоект на тему "Герои Великой Отечественной войны"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.08.2018