Исследовательская работа по теме « Изучение страниц истории математики как средство гражданского – патриотического воспитания обучающихся», учителя математики МБОУ «СОШ№18» г. Энгельса: Пастуховой Н.А.
Цель исследовательской работы:
1. На материале по истории математики, изучаемом в 5и 7 классах на уроках математики, воспитывать у детей патриотические чувства, любовь к родине и истории русского народа.
2. Повышение мотивации обучения и интереса к изучению истории математики.
Задачи:
1. Создать проект по теме «Надо ли знать старинные русские меры длины, объема, веса?» с учащимися 5а,б и 7в классов.
2. Создать копилку материала по русским ученым математикам.
3. Проанализировать результаты исследовательской деятельности по повышению мотивации к изучению страниц истории математики.
В рамках исследовательской работы был создан проект «Надо ли знать старинные русские меры длины, объема, веса?».
Провели социологический опрос пятиклассников по вопросам:
1) Надо ли знать старинные русские меры длины, объема, веса?
2) Используешь ли ты их в разговорной речи?
3) Встречаются ли они тебе в практической деятельности?
4) Интересуешься ли ты их величинами, если они встречаются в литературных произведениях?
Получили следующие результаты
Возникла проблема: плохое знание материала по истории математики, связанного со старинными русскими мерами длины, объема, веса.
Выдвинули гипотезы:
1) Знать старинные русские меры длины, объема, веса не надо, так как мы с ними уже не встречаемся.
2) Старинные русские меры длины, объема, веса надо знать, чтобы лучше понимать устное народное творчество и произведения русских писателей, в которых мы встречаемся с этими мерами.
Задачи:
1) Изучить историю возникновения и развития старинных русских мер длины, объема, веса. Собрать поговорки, пословицы, содержащие старинные русские меры длины, объема, веса.
2) Создать презентацию: «Старинные русские меры длины»
3) Создать презентацию: «Старинные русские меры объема, веса»
4) Собрать цитаты из произведений русских писателей, русских народных сказок, содержащие старинные русские меры длины, объема, веса. Создать презентацию – игру «Восстанови цитату. Возможно ли это?». Изучить материал по истории русской ярмарки. Создать сюжетную презентацию «Русская ярмарка».
5) Защитить проекты: «Старинные русские меры длины. Пословицы и поговорки», «Старинные русские меры длины, веса, объема на Русской ярмарке».
Это информационный межпредметный проект: объединяющий математику, литературу и историю; проект групповой для учащихся 5а, 5б, 7в классов.
Продолжительность проекта: 4 четверти.
Вывод:
Старинные русские меры длины, объема, веса надо знать, чтобы лучше понимать устное народное творчество и произведения русских писателей, в которых мы встречаемся с этими мерами. Надо помнить язык наших дедов и прадедов, беречь его, украшать, а не уродовать.
Учащиеся 7в класса собрали копилку материала по русским ученым математикам.
Вывод исследовательской работы:
1. Учащиеся 5а, 5б и 7в классов лучше стали знать старинные русские меры длины, объема, веса.
2. Повысился интерес детей к изучению страниц истории математики.
3. Повысился интерес к истории русского народа.
Работа над проектом включает четыре этапа:
- планирование;
- аналитический этап;
- этап обобщения информации;
- этап представления полученных результатов работы над проектом.
I. Планирование.
1. Коллективное обсуждение, обмен мнениями и согласованиями интересов учащихся; выдвижение первичных идей на основе уже имеющихся знаний и разрешения спорных вопросов. Стимулирования потока идей методом мозговой атаки.
2. Определение общего направления исследовательской работы; выделение наиболее удачных; определение сроков, необходимых для получения конечных результатов; формулируются 5-6 связанных друг с другом подтем и формируются группы, работающие по одной подтеме. Каждый участник проекта выбирает подтему для будущего исследования. Таким образом формируются группы, работающие по одной подтеме: «Старинные русские меры длины», «Старинные русские меры объема, веса», «Старинные русские меры в пословицах и поговорках», «Старинные русские меры в произведениях русских писателей», «Русская ярмарка».
II. Аналитический этап.
Каждый ученик уточняет и формулирует собственную задачу, исходя из цели проекта в целом и задачи своей группы в частности; ищет и собирает информацию, учитывая собственный опыт; результат обмена информацией с другими учащимися, учителями, родителями; сведения, полученные из специальной литературы, Интернета; анализирует и интерпретирует полученные данные.
Последовательность работы:
1. Уточнение и формулировка задач.
2. Поиск и сбор информации.
3. Обработка полученной информации.
III. Этап обобщения информации.
Учащиеся систематизируют полученные данные; объединяют в единое целое полученную каждой группой информацию; выстраивают общую логическую схему выводов для подведения итогов: создать презентации: «Старинные русские меры длины», «Старинные русские меры объема, веса»; «Старинные русские меры длины, объема, веса в пословицах и поговорках», создать презентацию – игру «Восстанови цитату»; создать презентацию «Русская ярмарка».
IV. Представление полученных результатов работы.
1). Учащиеся представляют не только полученные результаты и выводы, но и описывают приемы, при помощи которых была получена и проанализирована информация; демонстрирует приобретенные знания и умения; рассказывают о проблемах, с которыми пришлось столкнуться в работе над проектом.
Учащиеся готовят итоговое представление результатов работы над проектом: создают сюжетную презентацию «Русская ярмарка», готовят костюмы, сценарий, реквизит.
2). Защита проектов, оппонирование.
3). Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.
3. Анализ результатов исследовательской деятельности по повышению мотивации обучающихся к изучению страниц истории математики; проанализировать ответы учащихся по теме «Старинные русские меры длины, объема, веса», встречающиеся в тестировании на молодежном математическом чемпионате по математике и в математической игре «Кенгуру».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.