Проект "Незабудки"
Оценка 4.9

Проект "Незабудки"

Оценка 4.9
Раздаточные материалы +1
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
13.01.2018
Проект "Незабудки"
Публикация является частью публикации:
Я - исследователь 4 класс Карпова.doc
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Гусинская средняя общеобразовательная школа Краснинского района Смоленской области  «Рассмотрено» Руководитель МО _____________/_______________/                      ФИО «Согласовано» Заместитель   руководителя   по   ВР МБОУ Гусинская СОШ        _____________/_________________/                      ФИО Протокол от «__» __________20___г.   №   ___   Протокол            №  «__»____________20___г. «Утверждаю» Руководитель   МБОУ   Гусинская СОШ   _____________/______________/                        ФИО Приказ № _____  от «__»_________20___г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Кружка  «Я­ исследователь» 4 «А» класс                                                                                составила   Карпова Елена Васильевна,  учитель высшей  категории 2013 ­ 2014  учебный год Пояснительная записка Новые  стандарты   образования  предполагают  внесение  значительных  изменений   в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен   быть  ориентирован   на   нахождение   общего   способа   решения   задач   (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой  действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.  Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.  Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.            Особенно это актуально для учащихся   начальной   школы,   поскольку   именно   на   этом   этапе   учебная   деятельность является   ведущей   и   определяет   развитие   главных   познавательных   особенностей развивающейся   личности.   Результатом   этой   деятельности   является   формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.     Исследовательская   практика   ребенка   интенсивно   может   развиваться   в   сфере дополнительного   образования   на   внеклассных   и   внеурочных   занятиях. Исследовательская   деятельность   позволяет   привлекать   к   работе   разные   категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития   творческих   способностей,   предоставляет   возможность   для   отдыха   и удовлетворения своих потребностей.         Ценность программы заключается в том, что учащиеся   получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.                 Ее  актуальность  основывается   на   интересе,   потребностях   учащихся   и   их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и   развитие,   эмоциональное   благополучие   детей   и   взрослых.   Она   способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в   действии,   побуждает   к   наблюдениям   и   экспериментированию,   опирается   на собственный   жизненный   опыт,   позволяет   чередовать   коллективную   и   индивидуальную деятельность. 2 Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения   требует   использования   в   образовательном   процессе   технологий деятельностного типа, методы проектно­исследовательской деятельности определены как одно  из  условий   реализации  основной   образовательной  программы  начального  общего образования.  Современные развивающие  программы  начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности.  Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания   и   умения,   необходимые   для   организации   проектной   и   исследовательской деятельности,   в   будущем   станут   основой   для   организации   научно­исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа   позволяет   реализовать   актуальные   в   настоящее   время компетентностный, личностно ­ ориентированный,  деятельностный подходы.          Основные принципы реализации программы – научность, доступность,  добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность,  результативность, партнерство, творчество и успех.    Срок реализации программы  «Я – исследователь» ­ 2013­2014 г.         Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ  исследовательской деятельности.         Задачи программы:  формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;   обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных  исследований;  формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;  развивать познавательные потребности и способности, креативность. Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе   с   тем   его   относят   к   педагогическим   технологиям  XXI  века.   Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей   элементарным   приёмам   совместной   деятельности   в   ходе   разработки   проектов. Занятия   составлены   с   учётом   постепенного   возрастания   степени   самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Большинство видов работы, особенно на первых  уроках цикла,  представляет  собой новую интерпретацию  уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они всё больше приобретают специфические черты собственно проектной  деятельности.  Несложность   проектов обеспечивает   успех  их  выполнения  и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов. Программа «Я­ исследователь» рассчитана на  34 часа  в год (1 час в неделю) 3 Личностные   и   метапредметные результаты результаты личностные формируемые  умения средства формирования формировании у детей мотивации развитие познавательных   к обучению, о помощи им в  самоорганизации и саморазвитии.  навыков учащихся, умений  самостоятельно конструировать  свои знания, ориентироваться в  информационном пространстве,  развитие критического и  творческого мышления.  Метапредметные  результаты регулятивные • учитывать выделенные учителем  ориентиры действия в новом учебном  материале в сотрудничестве с  учителем; планировать свое действие в  • соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе  во внутреннем плане • осуществлять итоговый и пошаговый  контроль по результату;  творческих задач и навыках поиска,  анализа и интерпретации информации. умения учиться: навыках решения познавательные организация на занятии парно­групповой работы • в сотрудничестве с  учителем ставить новые  учебные задачи; • преобразовывать  практическую задачу в  познавательную; проявлять  • познавательную инициативу  в учебном сотрудничестве осуществлять  расширенный информации поиск с     4 коммуникативные  добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную  работу. •осуществлять поиск необходимой  информации для выполнения учебных  заданий с использованием учебной  литературы; ­ основам смыслового чтения  художественных и познавательных  текстов, выделять существенную  информацию из текстов разных видов;  осуществлять анализ объектов с  выделением существенных и  несущественных признаков;  Учиться выполнять различные роли  в группе (лидера, исполнителя,  критика).  умение координировать свои усилия с усилиями других.  • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к  общему решению в совместной  деятельности, в том числе в ситуации  столкновения интересов; задавать вопросы; • допускать возможность  существования у людей различных  точек зрения, в том числе не  совпадающих с его собственной, и  ориентироваться на позицию партнера  в общении и взаимодействии;  учитывать разные мнения и  стремиться к координации различных  позиций в сотрудничестве использованием   ресурсов библиотек и Интернета  учитывать разные мнения и интересы и обосновывать  собственную позицию;  понимать  относительность мнений и  подходов к решению  проблемы;  аргументировать свою  позицию и координировать  ее с позициями партнеров в  сотрудничестве при  выработке общего решения  в совместной деятельности;  продуктивно разрешать  конфликты на основе учета интересов и позиций всех  его участников;  с учетом целей  коммуникации достаточно  точно, последовательно и  полно передавать партнеру  необходимую информацию  как ориентир для  построения действия Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации  программы: – иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации,  составлении доклада, публичном выступлении; 5 – знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования; – уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать  определения понятиям, работать с текстом, делать выводы; – уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать  собственную точку зрения; – владеть планированием и постановкой эксперимента Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки: Должны научиться Сформированные действия Обучающиеся должны научиться  видеть проблемы;  ставить вопросы;  выдвигать гипотезы;  давать определение понятиям;  классифицировать;  наблюдать;  проводить эксперименты;   делать   умозаключения   и ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ выводы; ■ ■ сообщений; ■ защищать свои идеи.  структурировать материал;   готовить   тексты   собственных   доказывать   и   объяснять, Планировать (составлять план своей  Целеполагать (ставить и удерживать  В ходе решения системы проектных задач у  младших школьников могут быть  сформированы следующие способности:  Рефлексировать (видеть проблему;  анализировать сделанное – почему получилось,  почему не получилось, видеть трудности,  ошибки);  цели);  деятельности);  Моделировать (представлять способ  действия в виде модели­схемы, выделяя все  существенное и главное);  способа (способов) решения задачи;  (взаимодействовать при решении задачи,  отстаивать свою позицию, принимать или  аргументировано отклонять точки зрения  других). Проявлять инициативу при поиске  Вступать в коммуникацию      По окончании программы учащиеся смогут продемонстрировать:  •          действия,   направленные   на   выявление   проблемы   и определить   направление исследования проблемы; •         зададутся основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти; •         обозначится граница исследования; •         разработается гипотеза или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи; •         деятельность по самостоятельному исследованию выберутся методы исследования; •         поведется последовательно исследование; 6 •         зафиксируются полученные знания (соберется и обработается информация); •         проанализируются и обобщатся полученные материалы; •         подготовится отчет – сообщение по результатам исследования; •         организуются публичные выступления и защита с доказательством своей идеи; •         простимулируется исследовательское творчество детей с привлечением родителей; •         обучатся правилам написания исследовательских работ  •         организуется  экспресс – исследование, коллективное и индивидуальное;  •         продемонстрируются  результаты на мини­ конференциях, семинарах  •          сформируются   представления   об   исследовательском   обучении и   КАК   СТАТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ!  •          активизируется   интерес   учащихся   к   приобретаемым   знаниям,   полученным   ими   в совместной творческой, исследовательской и практической работе.  7 Содержание занятий. Тема 1. Научные исследования и наша жизнь ­1ч. Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими глазами». Тема 2­3. Как выбрать тему исследования? Обсуждение и выбор тем исследования – 2ч. Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему». Тема 4. Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) – 1ч. Задания на выявление общих интересов. Групповая работа. Тема 5­6. Какими могут быть  исследования? – 2ч. Знакомство с видами исследований. Работа в группах. Тема 7­8. Формулирование цели, задач исследования, гипотез – 2ч. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения  поставленной цели. Выдвижение гипотез. Тема 9­10. Планирование работы – 2ч. Составление плана работы над проектом. Игра «По местам». Тема 11­13. Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии – 2ч. Познакомить с методами и предметами исследования. Определить предмет исследования в  своём проекте. Эксперимент как форма познания мира. Тема 14­15. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию – 2ч. Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах. Тема 16­18. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования – 2ч. Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме исследования. Тема 19­21.  Анализ прочитанной литературы – 2ч. Чтение и выбор необходимых частей текста для исследования. Учить правильно записывать используемую литературу. Тема 22­23. Исследование объектов – 2ч. Практическое занятие,  направленное на исследование объектов. Тема 24­25. Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное – 2ч. Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составить рассказ по готовой концовке. Тема 26­27. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы – 2ч. Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание,  направленное на развитие  анализировать свои действия и делать выводы. Тема 28. Как сделать сообщение о результатах исследования – 1ч. Составление плана работы. Требования к сообщению. Тема 29­30. Оформление работы – 1ч. Выполнение рисунков, поделок и т.п. Тема 31­32. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации – 2ч. Работа на компьютере – создание презентации. Тема 33. Мини конференция по итогам собственных исследований – 1ч. Выступления учащихся с презентацией своих исследований. Тема 34. Анализ исследовательской деятельности – 1ч. Анализ учениками своей деятельности. Тематическое планирование  4 класс (34 часа) Тема Кол­во часов Научные исследования и наша жизнь. Как выбрать тему исследования? Обсуждение и выбор тем исследования. Как   выбрать   друга   по   общему   интересу?   (группы   по интересам) Какими могут быть  исследования? Формулирование цели, задач исследования, гипотез. Планирование работы. Знакомство с методами и предметами исследования.  Эксперимент познания в действии. Обучение анкетированию, социальному опросу,  интервьюированию. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление  списка литературы по теме исследования. Анализ прочитанной литературы. Исследование объектов. Основные   логические   операции.   Учимся   оценивать   идеи, выделять главное и второстепенное. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. Как сделать сообщение о результатах исследования Оформление работы.  Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. Мини конференция по итогам собственных исследований Анализ исследовательской деятельности. 1 2 1 2 2 2 3 2 3 3 2 2 2 1 2 2 1 1 № 1 2­3 4 5­6 7­8 9­10 11­13 14­15 16­18 19­21 22­23 24­25 26­27 28 29­30 31­32 33 34 Итого 34 часа 9 Календарно­тематическое планирование кружка «Я ­ исследователь» 4 класс (34 часа в год) Название раздела и темы Дата проведения Факт План Причины корректировки № п/п 1 2 3 4 Научные исследования и наша жизнь. Как   выбрать   тему   исследования?   Обсуждение   и выбор тем исследования. Как   выбрать   тему   исследования?   Обсуждение   и выбор тем исследования. Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) Какими могут быть  исследования? 5 Какими могут быть  исследования? 6 Формулирование цели, задач исследования, гипотез. 7 Формулирование цели, задач исследования, гипотез. 8 Планирование работы. 9 10 Планирование работы. 11 Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии. Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии. Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии. 12 13 14 Обучение анкетированию, социальному опросу,  интервьюированию. 15 Обучение анкетированию, социальному опросу,  16 17 18 интервьюированию. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и  составление списка литературы по теме  исследования. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и  составление списка литературы по теме  исследования. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и  составление списка литературы по теме  исследования. 19 Анализ прочитанной литературы. 20 Анализ прочитанной литературы 21 Анализ прочитанной литературы 22 Исследование объектов. 23 Исследование объектов. 24 Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. 25 Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. 10 26 Анализ   и   синтез.   Суждения,   умозаключения, выводы. 27 Анализ   и   синтез.   Суждения,   умозаключения, выводы. 28 Как сделать сообщение о результатах исследования 29 Оформление работы.  30 Оформление работы. 31 Работа в компьютерном классе. Оформление  презентации. Работа в компьютерном классе. Оформление  презентации. 32 33 Мини конференция по итогам собственных  исследований 34 Анализ исследовательской деятельности. Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников: 11 альбом,  газета, гербарий,      журнал, книжка­раскладушка,   коллаж,   коллекция,   костюм,  макет,   модель,   музыкальная подборка,   наглядные пособия,  паспарту,  плакат,  план,  серия иллюстраций,  сказка,  справочник,  стенгазета,  сувенир­поделка, сценарий праздника,  учебное пособие,            фотоальбом,   экскурсия 12 Материально­техническое обеспечение  компьютер, принтер, сканер, микроскоп Учебно ­ методическое обеспечение образовательного процесса 1. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература. 2. Интернет  ­ ресурсы

Проект "Незабудки"

Проект "Незабудки"

Проект "Незабудки"

Проект "Незабудки"

Проект "Незабудки"

Проект "Незабудки"

Проект "Незабудки"

Проект "Незабудки"

Проект "Незабудки"

Проект "Незабудки"

Проект "Незабудки"

Проект "Незабудки"

Проект "Незабудки"

Проект "Незабудки"

Проект "Незабудки"

Проект "Незабудки"

Проект "Незабудки"

Проект "Незабудки"

Проект "Незабудки"

Проект "Незабудки"

Проект "Незабудки"

Проект "Незабудки"

Проект "Незабудки"

Проект "Незабудки"

Проект "Незабудки"

Проект "Незабудки"

Проект "Незабудки"

Проект "Незабудки"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.01.2018