Проект "Особенности организации здоровьесберегающего пространства начального общего образования"
Оценка 5

Проект "Особенности организации здоровьесберегающего пространства начального общего образования"

Оценка 5
Руководства для учителя
doc
воспитательная работа
4 кл
12.06.2017
Проект "Особенности организации  здоровьесберегающего  пространства  начального общего образования"
Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма. Проблема здоровья интересовала многих педагогов. В.А.Сухомлинский утверждал, что “Забота о здоровье ребенка – это комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это прежде всего забота в гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”.
Особенности организации здоровьесберегаюго пространства.doc
Проект Особенности организации  здоровьесберегающего  пространства  начального общего образования                            Выполнила Холина Зоя Николаевна учитель начальных классов ВКК МКОУ Коротоякская СОШ  Острогожского района,  Воронежской области. 0 Острогожск                                                                                                                      ОГЛАВЛЕНИЕ. I. Введение…………………………………………………………………………..с.1 II.    I глава . Теоретические аспекты  формирования ЗОЖ младшего школьника в  урочной и внеурочной деятельности        2.1 Понятие и сущность «здорового образа жизни»…………………………с.4              2.2Условия формирования здорового образа жизни младших школьников в процессе обучения ……………………………………………………………с.6 III.  II  глава.  Особенности   организации   здоровьесберегающего    начального общего образования…………………………..……………….с.8   пространства  IV. III глава. Педагогический опыт по формированию здорового образа жизни.  Здоровьесберегающие технологии…………………………………………...с.18 V. Заключение……………………………………………………………………….с.22         Список используемой литературы………………………………………………с.26         Приложение  1 I.  ВВЕДЕНИЕ.       Будущее России, наши успехи зависят                                                     от образования и здоровья людей…  В.В.Путин. Сохранение   и   укрепление   здоровья   детей   –   одна   из   главных стратегических задач страны. Она регламентируется и обеспечивается такими Закон   об   образовании   в нормативно­правовыми документами, как  Российской   Федерации   ,   Федеральный   Государственный   Образовательный Стандарт начального Общего Образования.  Ухудшение состояния здоровья детей, подростков и молодежи России обусловлено социально­экономическим кризисом, снижением уровня жизни, недостатками   в   здравоохранении   и   внутренними   причинами   системы образования.   В   соответствии   с   этим   одним   из   ключевых   направлений современного   образования   являются   сохранение   и   укрепление   здоровья подрастающего   поколения,   разработка   и   внедрение   здоровьесберегающих технологий и организация здоровьесберегающего  пространства.             Важнейшим условием формирования здорового образа жизни является насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь. Федеральный   Государственный   Стандарт   ориентирован   на   становление личностных характеристик  выпускника  начальной  школы, одна  из  которых требует   воспитание   обучающегося,   выполняющего   правила   здорового   и безопасного для себя и окружающих образа жизни.  Особую   значимость   эта   проблема   приобретает   на   этапе   начального школьного   образования,   что   обусловливается   возрастными   особенностями младших   школьников   и   их   восприимчивостью   к   воспитательным   воздейст­ 2 виям.   Проблема   сохранения   здоровья   и   воспитания   культуры   здорового образа   жизни   у   детей   представляет   особый   интерес   для   исследователей   и является чрезвычайно актуальной.  Вопросы формирования и воспитания культуры здорового образа жизни детей   рассмотрены   в   многочисленных   работах   Н.П.   Абаскаловой,   Н.М. Амосова, В.К. Бальсевича, И.И. Брехмана, М.Я. Виленского, Г.К. Зайцева, А.Г. Комкова, Г.М. Соловьева, Л.Г. Татарниковой, О.Л. Трещевой и др.  Объект иссследования: образовательный процесс в начальной школе. Предмет   исследования:   условия   формирования   здорового   образа жизни Цель   исследования:  описание   педагогического   опыта   по   созданию необходимых условий для формирования у младших школьников ценностного отношения к здоровому образу жизни .  Раскрыть особенности организации здоровьесберегающего  пространства  начального общего образования. Задачи исследования:  Раскрыть сущность понятий «Здоровье», «Образ жизни», «ЗОЖ»;  Выявить   условия   формирования   здорового   образа   жизни   младших школьников в процессе обучения и воспитания;  Охарактеризовать здоровьесберегающие технологии в  начальной школе;  Описать   собственный   педагогический   опыт   по   формированию   здорового образа жизни младшего школьника в урочной и внеурочной деятельности.  Раскрыть   особенности   организации   здоровьесберегающего     пространства начального общего образования.                Методы исследования:  изучение и теоретический анализ литературы и педагогического опыта с целью выявления сущности данной проблемы;  педагогическое   наблюдение,   анкетирование,   метод   беседы   с   целью определения   уровня   сформированности   представлений   младших школьников о ЗОЖ; 3  метод словесных описаний с целью изучения самостоятельной деятельности детей по сохранению собственного здоровья. II.   ГЛАВА 1. Теоретические аспекты  формирования ЗОЖ младшего школьника         в урочной и внеурочной деятельности. 2.1 Понятие и сущность здорового образа жизни Согласно ФГОС начального общего образования система формирования культуры   здорового   и   безопасного   образа   жизни   в   Общеобразовательных учреждениях   должна   представлять   собой   комплексную   программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального   здоровья   обучающихся   на   ступени   начального   общего образования   как   одной   из   ценностных   составляющих,   способствующих познавательному   и   эмоциональному   развитию   ребенка,   достижению планируемых   результатов  освоения   основной   образовательной   программы начального общего образования.  Младший школьный возраст является одним из наиболее ответственных периодов   жизни   человека   в   формировании   личности.   Известно,   что   40% психических   и   физиологических   заболеваний   взрослых   закладываются   в детском   возрасте.   Именно   поэтому   школьное   воспитание   должно формировать уровень здоровья ребенка и фундамент физической культуры будущего   взрослого   человека.   В   Программе   развития   УУД   для предшкольного   и   начального   общего   образования   сформулированы ценностные   ориентиры   начального   образования,   конкретизирующие   общие установки образования, одно из них: формирование нетерпимости и умения противодействовать   действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни,   личности   и   общества   в   пределах   своих здоровью   и   безопасности   4 возможностей. Улучшение состояния здоровья нового поколения – важнейшая задача современности, в комплексном решении которой невозможно обойтись без общеобразовательной школы. Вместе с тем, школа обязана сформировать у ребенка потребность быть здоровым, вести здоровый образ жизни.  Для   этого   педагогам   необходимо   иметь   четкие   представления   о сущности   понятий   "здоровье"   и   "здоровый   образ   жизни",   которые   широко используются в системе понятий современного образования. Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от  здоровья. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармонического  развития детского организма. Проблема здоровья интересовала многих  педагогов. В.А.Сухомлинский утверждал, что “Забота о здоровье ребенка –  это комплекс санитарно­гигиенических норм и правил… не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это прежде всего забота в гармоничной  полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является  радость творчества”. Известно, что уровень здоровья человека зависит от  многих факторов: наследственных, социально­экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения.  Признаками здоровья являются: ­ специфическая  (иммунная)   и  неспецифическая   устойчивость   к   действию повреждающих факторов; ­ показатели роста и развития; ­ функциональное состояние и резервные возможности организма; ­ наличие и уровень какого­либо заболевания или дефекта развития; ­ уровень морально­волевых и ценностно­мотивационных установок. Ребенка можно назвать здоровым, если он:   В физическом плане – умеет преодолевать усталость, его здоровье позволяет  ему действовать в оптимальном режиме;  5 В интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности,  любознательность, воображение, самообучаемость;  В нравственном плане – честен, самокритичен,  В социальном плане –  уравновешен, способен удивляться и восхищаться.  Понятие  «здоровье» неотделимо  от  понятия «образ  жизни», который определяется   как   устойчивый,  сложившийся   в   определенных   общественно­ экономических условиях способ жизнедеятельности людей, проявляющийся в их труде, досуге, удовлетворении материальных и духовных потребностей, нормах общения и поведения.  Здоровьесберегающие   технологии   –   система   мер   по   охране   и укреплению   здоровья   учащихся,   учитывающая   важнейшие   характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье ребенка. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями (ЗОТ) в   расширенном   смысле   можно   понимать   все   те   технологии,   использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся.  Формирование  ценности  здоровья  и  здорового  образа  жизни: ­воспитание  культуры  поведения; ­физическая культура; ­учебно­воспитательная работа; ­работа с родителями; ­лечебно­профилактические мероприятия; ­оздоровительные мероприятия. 2.2.   Условия   формирования   здорового   образа   жизни   младших школьников в процессе обучения. Одной из приоритетных задач системы образования  в соответствии со Стандартом  является   создание   условий   для   сохранения   и   укрепления физического   и   духовного   здоровья   обучающихся.  формирование   у   них отношения к здоровью как к главной человеческой ценности.  6 Основными направлениями охраны и укрепления здоровья обучающихся является   ­   формирование   ценности   здоровья   и   здорового   образа   жизни   в деятельности образовательного учреждения; нормализация учебной нагрузки; подготовка и повышение квалификации педагогических кадров; разработка и внедрение инновационных программ, направленных на охрану и укрепление здоровья детей, их полноценное развитие; создание   адаптивной   образовательной   среды   для   детей,   имеющие ограниченные возможности здоровья и проблемы в развитии; создание системы и механизмов совместной деятельности школы и семьи по формированию   культуры   здорового   образа   жизни   учащихся,  их   родителей, педагогов.   Принципы, на которых строится воспитание здорового образа жизни: 1.     Системный подход. ­ Человек представляет собой единство телесного и духовного. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально­волевую сферу, если не работать с душой и нравственностью ребенка ­Успешное решение задач валеологического воспитания возможно только при объединении воспитательных усилий школы и родителей. 2.     Деятельностный подход ­  Валеологическая   культура   осваивается   детьми   в   процессе   совместной деятельности   с   родителями.   Необходимо   не   направлять   детей   на   путь здоровья, а вести их за собой по этому пути. ­ Принцип «Не навреди!». ­  Предусматривает   использование   в   валеологической   работе   только безопасных   приемов   оздоровления,   апробированных   тысячелетним   опытом человечества и официально признанных. 3.     Принцип гуманизма. ­ В валеологическом воспитании признается самоценность личности ребенка. Нравственными   ориентирами   воспитания   являются   общечеловеческие ценности. ­ Принцип альтруизма. 7 ­   Предусматривает   потребность   делиться   освоенными   ценностями валеологической культуры: «научился сам – научи друга!». 4.     Принцип меры. ­ Для здоровья хорошо то, что в меру. Неправильно   организованный   труд   школьников   может   принести   вред здоровью.   Поэтому   большое   значение   имеет   налаживание   рационального образа жизни. Деятельность нашей   школы по формированию здоровьесберегающего образовательного   пространства   осуществляется   на   основе   следующих принципов:  1. Преемственности учебной и воспитательной деятельности, направленной на обучение средствам и методам использования возможностей своего организма для поддержания здоровья, сохранения и его укрепления;  2. Целенаправленного формирования мотивации на здоровый образ жизни;  3. Субъектного   подхода,   признающего   личные   интересы   обучаемого, особенности   его   физического,   психического,   социального   и   духовного развития;  4. Интеграции   направлений   здровьесберегающего   образовательного пространства;  5. Компетентного   использования   педагогическим   коллективом   обоснованных психолого­педагогической теорией и практикой подходов, методов и приемов;  6. Гибкости   и   динамичности,   которые   позволяют   перестроить,   ввести   новые компоненты,   образовательное пространство   в   соответствии   с   изменяющимися   потребностями   и здоровьесберегающее   расширяющие   особенностями личности.                                       III. ГЛАВА II. Особенности   организации   здоровьесберегающего   начального общего образования.   пространства 8 Начальная   ступень   образования   сегодня   приоритетной   задачей   определяет сохранение здоровья детей, создание здоровьесберегающего пространства на протяжении всего дня, на каждом уроке.  Что же может сделать учитель для создания условий здоровьесберегающей среды в школе?   Изучив опыт работы других педагогов, я включила в свою практику следующее. Первое, на что я обращаю внимание, ­ это   создание благоприятной,   среды:   наличие   соответствующей   мебели, вещно   ­   пространственной   соответствие температуры и влажности воздуха, освещение класса и доски     составление расписания уроков.  Для санитарно­гигиеническим требованиям,    того, чтобы  дети не перегружались, в начале учебного года, при составлении расписания   уроков,   учитываю   то,   что   каждому   предмету   присваивается определенное   количество   баллов   по   сложности.   Затем   считаю   количество баллов за день. При составлении расписания нужно помнить о том, что в течение недели должно быть 1или 2 повышения в баллах (желательно 1 или в среду или в четверг), понедельник и пятница самые разгруженные.  Правильно составленное расписание учебного дня школьника предупреждает появление переутомления. Шкала трудности предметов для младших классов. Предмет Балл Математика Иностранный язык Русский язык Природоведение Литературное чтение  Рисование  Музыка Труд Физкультура 11 10 7 7 7 1 2 4 5     9 Важная   составная   часть   здоровьесберегающей   работы   учителя   –   это   рациональная организация урока.   От правильной организации урока, уровня его   гигиенической   рациональности   во   многом   зависит   функциональное состояние   учащихся   в   процессе   учебной   деятельности,   возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоко уровне и предупреждать   преждевременное   утомление.   Показателями   рационально организованного урока являются:   объём  учебной нагрузки на уроке;  нагрузка от дополнительных упражнений на уроке;  занятия   активно­двигательного   характера:   динамические   паузы, физминутки и т.д.        Образовательный процесс должен носить   . Включение ребенка   в   творческий   процесс,   поиск   решений   служит   развитию   человека,  творческий характер   снижает наступление утомления. Это достигается использованием:  ­   игровых   ситуаций   на   уроках,     проведением   нестандартных   уроков (урок – сказка, урок – практикум, урок – деловая игра, урок ­ путешествие); ­   драматизации   диалогов   с   движением,   разыгрыванием   сценок литературных сюжетов; ­ разноуровневого обучения; ­ занимательных упражнений; ­ фантазирования;  ­ творческого характера домашних заданий (составить задачу, пример, нарисовать иллюстрацию к произведению, придумать загадку на тему).   Все   это   способствует   развитию   коммуникативных   навыков,   воображения,   концентрации   внимания, двигательной   активности, познавательных   способностей,   снижает   психоэмоциональное   напряжение, повышает интерес к уроку. 10 У   учащихся   начальных   классов   особенно   чувствительной   является нервная система, поэтому важным во время урока является: а)  Чередование   различных   видов   учебной   деятельности:  опрос учащихся,   письмо,   чтение,   слушание   ,   рассказ   ,рассматривание   наглядных пособий, ответы на вопросы, решение задач, работа в группах, работа в парах. Норма 4­7 видов за урок.  б)  Использование   различных   методов,  способствующих   активизации инициативы   и   творческого   самовыражения   самих   обучающихся:   метод свободного   выбора   (беседа,   свобода   творчества,   выбор   действия,   выбор способа   действия);   активные   методы   (обучение   действием,   обсуждение   в группах, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание, саморазвитие (интеллект, эмоции, воображение, общение, самооценки). Это снимает утомительную нагрузку, связанную с необходимостью поддержания рабочей позы. Функциональное   состояние   школьников   в   процессе   учебной деятельности во многом зависит и от соблюдения гигиенических и психолого­ педагогических условий проведения урока. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия мышечного статического напряжения я провожу физкультминутки (примерно через 15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной   Кроме   этого   определяю   и   фиксирую части   учащихся   класса). психологический   климат   на   уроке,   организую   при   необходимости эмоциональную   разрядку;   строго   слежу   за   соблюдением   учащимися правильной   осанки,   позы   за   столом,   за   её   соответствие   видам   работы   и чередованием в течение урока. Физкультминутки   провожу,   учитывая   специфику   предмета,   зачастую   с музыкальным   сопровождением,   с   элементами   самомассажа   и   другими 11 средствами,   помогающими   восстановить   оперативную   работоспособность детей.  Соблюдаю требования к проведению физкультминуток:   Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, следовательно, их результативность;   Физминутки   должны   проводиться   на   начальном   этапе   утомления, выполнение   упражнений   при   сильном   утомлении   не   даёт   желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой;  Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц. В состав упражнений для физкультминуток включаю, кроме общеразвивающих: 1. Упражнения   для     формирования   правильной     осанки. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) Осанка – это превратившаяся в стойкую привычку манера держать своё тело уверенно и красиво. Правильная осанка придаёт человеку красивый внешний вид  и создаёт лучшие условия  для развития и деятельности всего организма. Один раз в месяц меняю местами учеников, не нарушая принципов правильной осанки. Такая смена мест, во­первых, исключает одностороннюю ориентацию головы   и   туловища   относительно   доски;   во­вторых,   создает   более равномерные   условия   освещения.       Формирование   правильной   осанки   – сложный и длительный процесс. Чтобы достичь положительных результатов, необходимо   заботиться о правильном положении тела учащихся с детского возраста, сидя, стоя, при ходьбе, шире использовать физические упражнения, обязательно включать специальные упражнения на осанку в гимнастику до занятий, физкультминутки.  Задачи данных упражнений :   научить учеников заботиться о правильном положении тела;  координация движений;  правильное сочетание движений с дыханием.  2.Упражнения для укрепления мышц кистей рук. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) 12 Практически   доказано,   что   на   основе   двигательного   анализатора   Даже   несущественная формируется   речедвигательный   анализатор. дисфункция двигательной сферы в коре головного мозга, особенно в области мелкой, тонкой моторики, приводит к вторичному недоразвитию действий, необходимых   для   рисования,   письма,   конструирования,   что   ведет   к нарушениям   речевой   сферы   коры   головного   мозга.  Поэтому   работа   по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном и младшем школьном возрасте имеет особое значение.  Задачи:  стимуляция развития речи у детей раннего возраста;  подготовка   руки   к   письму   у   старших   дошкольников   и   младших школьников;  тренировка внимания;  координация движений;  адаптация маленьких левшей в мире праворуких. Условия проведения: Комплекс упражнений гимнастики для пальчиков рук включает в себя 6­8 упражнений, выполняемых в такой последовательности: кончики пальцев, кисть,   предплечье,   плечо.   По   мере   привыкания   к   комплексу   в   него включаются   новые   упражнения   или  усложняются  условия   выполнения  уже разученных ранее упражнений.  2. Упражнения на релаксацию  (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)  Упражнения на мышечное расслабление  необходимо применять  на практике с целью уметь   управлять   процессами   возбуждения   детей   при   эмоциональном напряжении,   когда   у   ребёнка   возникает   избыточное   напряжение   в отдельных   группах   мышц.   Упражнения   на   мышечное   расслабление способствуют   профилактике   заболеваний   органов   кровообращения, облегчают   дыхание,   способствуют   нормальной   работе   органов 13 пищеварения.   Упражнения   на   релаксацию   можно   проводить   на   любом уроке в течение 3­5 минут. 3. Упражнения,   направленные   на   выработку   рационального дыхания. (ПРИЛОЖЕНИЕ 4) В   основу   организации   физкультминуток   с   младшими   школьниками   А.Н.   Стрельниковой. можно   положить   дыхательную   гимнастику   Дыхательную гимнастику можно выполнить у парт до занятий и в середине урока. Суть гимнастики – в активном, направленном коротком вдохе, который тренирует все мышцы дыхательной системы детей. Выдох после активного вдоха происходит как бы сам собой. Особенностью этой методики является сочетание   дыхательных   циклов   с   движениями   тела   ребёнка.   Упражнения дыхательной гимнастики Стрельниковой активно включают в работу все части тела:   руки,   ноги,   голову,   брюшной   и   плечевой   пояс   и   вызывают   общую физиологическую реакцию всего детского организма. 5.    Упражнения   для   профилактики   плоскостопия. (ПРИЛОЖЕНИЕ 5) 6.  «Оживлялки».  (ПРИЛОЖЕНИЕ 6)   Эти   простые   интегративные   дыхательные,   массажные   и   физические упражнения,   которые   в   короткий   срок   мобилизуют   биоэнергетический потенциал человека, снимают напряжение и усталость в процессе умственных занятий.  7. Псохологические паузы     Психологические паузы – упражнения, игры, снимающие мышечное и эмоциональное   напряжение.   Их   можно   разделить   на   несколько   различных направлений: «Я и моё тело» (упражнения направлены на преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей, а также двигательное раскрепощение). 14 «Я   и   мой   язык»   (игры   и   упражнения   направлены   на   развитие   языка жестов, мимики и пантомимики). «Я   и  мои   эмоции» (игры   и  упражнения   направлены   на  знакомство   с эмоциями   человека,   осознания   своих   эмоций,   а   также   на   распознавание эмоциональных реакций других людей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.) «Я   и   я»   (упражнения   направлены   на   развитие   внимания   ребёнка   к самому себе, своим чувствам, переживаниям).      Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный   эмоциональный   фон.   Выполнение   упражнений   нехотя,   со скучающим видом, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот. В   последние   годы,     в   связи   с   внедрением   информационно­ коммуникационных технологий в  образовательный процесс начальной школы,   появилась   возможность   использовать  электронные  физкультминутки  для глаз   или,   как   их   ещё   называют,     офтальмотренажёры.   Образцы   таких физкультминуток учусь создавать   сама с помощью программы PowerPoint или   пользуюсь   материалами   библиотеки   Сети   творческих   учителей (http://www.it­n.ru/  Сообщество   «ИКТ   в   начальной   школе»).   Такие физкультминутки   могут    быть  проведены  на  уроках  математики,  русского языка, окружающего мира, чтения, при работе на компьютере всё с той же целью: сохранение зрения, снятие усталости с глаз во время работы на уроке, повышение работоспособности, настроения.            Особым   режимным   моментом   в   начальной   школе   является динамическая пауза.         Цель динамической паузы: после продолжительных учебных занятий, вызывающих умственную и физическую усталость, вернуть ребёнку   работоспособность,   внимание,   снять   мышечное   и   умственное утомление,   предупредить   нарушение   осанки,   повысить   эмоциональный 15 уровень учащихся.     Динамическая пауза проводится после третьего урока. Активный отдых на динамической паузе может быть самым разнообразным. Это и подвижные игры, и физические упражнения, прыжки, эстафеты. Важно, чтобы дети на динамической паузе пользовались полной свободой выбора игр и развлечений (из числа рекомендуемых), чтобы сами включались в них.  Для организованного   проведения   динамической   паузы   предъявляются общепедагогические требования: 1. Они должны соответствовать возрастным особенностям детей. 2. 3. Не утомлять и не возбуждать их излишне. Быть доступными и увлекательными как по содержанию, так и по форме.         Регулярное питание ­    одно из условий нормального развития организма   ребёнка.   Мозг младшего школьника, особенно во время учёбы, нуждается в   для   усвоения   знаний. достаточном   количестве   питательных   веществ            Для профилактики простудных заболеваний   используем  “чесночницы” (коробочки из­под “киндер­сюрпризов”, внутри которой находятся лук или чеснок), в кабинете в нескольких местах на тарелках лежит разрезанный лук или   чеснок.   Родителям   я   рекомендую,   чтобы   дети   употребляли   витамины “Алфавит”,   “Ревит”,   “Аскорбиновая   кислота”.   Также   рекомендовано упорядочить   режим   дня   школьников,   ограничить   время,   проводимое   у телевизоров и компьютеров, больше времени проводить с детьми на свежем воздухе, больше уделять внимание занятием спортом.    Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт   школьников   во   время   урока.   С   одной   стороны,   таким   образом решается   задача   предупреждения   утомления   учащихся,   с   другой   — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. 16 Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому   высказыванию,   позитивная   реакция   учителя   на   желание   ученика выразить   свою   точку   зрения,   тактичное   исправление   допущенных   ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или   небольшое   историческое   отступление   —   вот   далеко   не   весь   арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.                  Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной   приподнятости   работоспособность   класса   заметно повышается,   что   в   конечном   итоге   приводит   и   к   более   качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.   Важным направлением здоровьесберегающей деятельности учителя я считаю работу по формированию здорового образа жизни учащихся,  как в рамках содержания   предметной   области,   так   и   во   внеклассной   воспитательной работе. Семья может и должна стать объектом влияния школы, реализующей здоровьесберегающее   образование,   основанном   на   взаимодействии, использовании   воспитательного   потенциала   самой   семьи.  При   этом посредником  между семьей и  школой становится ребенок. Работа с семьей  ведется по следующим направлениям: 1.   Привлечение   родителей   к   обучению       детей   здоровому   образу   жизни (проведение   тематических   родительских   собраний   и   конференций, индивидуальные беседы,     приглашения на открытые уроки и классные часы, инструктажи по     организации закаливания в семье и т.д.). 2. Привлечение родителей к проведению мониторинга состояния   здоровья детей. 3. Приучение   школьников   (сначала   с   помощью   родителей,   а   затем   – самостоятельно) к самонаблюдениям и самоконтролю за своим здоровьем.  17 4. Участие   в   конкурсах   и   выставках   (поделок,   стихотворений,   плакатов «Скажи наркотикам «НЕТ», «Разговор о правильном питании»). 5. Организация досуга учащихся и собственного (дни здоровья, соревнования, помощь в проведении мероприятий летнего  лагеря). 6. Проведение совместных праздников («Папа, мама, я – спортивная семья»).         Не   маловажную   роль   в   оздоровлении   детей   играют  внеклассные мероприятия спортивной направленности.   Во все мероприятия и праздники включаются подвижные игры, задания на ловкость, силовые упражнения, в которых с интересом принимают участие не только дети, но и родители. При проведении   внеклассных   мероприятий   находится   простое,   посильное   дело каждому:   учителю,   ученику   и   родителю.   Дети   чувствуют   поддержку родителей и становятся более уверенные в выполнении, какого либо дела.    Например,   в   2014­2015   учебном   году   мною   были   запланированы   и проведены следующие классные часы на тему «Профилактика и сохранение здоровья  младших школьников»: Сентябрь.  Наш режим дня. Октябрь. Личная гигиена и гигиена жилья. Ноябрь. Советы доктора Воды. Декабрь. Как сохранить хорошее зрение. Январь. Правильная осанка. Февраль. Почему болят зубы? Март. Профилактика простудных заболеваний. Апрель. Вредные привычки. Май. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.                               IV. III глава. Педагогический опыт по формированию здорового образа жизни.       Здоровьесберегающие технологии. 18 В школе разработана и введена в действие Программа формирования экологической   культуры   и   ценности   здоровья   и   здорового   образа   жизни младших школьников в соответствии с определением Стандарта. Программа обеспечивает:  Побуждение в детях желания заботиться о своем здоровье путем соблюдения правил   здорового   образа   жизни   и   организации   здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;  Формирование установок на использование здорового питания;  Использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;  Соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;  Формирование   негативного   отношения   к   факторам   риска   здоровью детей( сниженная двигательная активность, курение , алкоголь, наркотики, инфекционные заболевания);  Становление   умений   противостояния   вовлечению   к   табакокурению, употребление алкоголя, наркотических веществ;  Формирование   потребности   ребенка   безбоязненно   обращаться   к   врачу   по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;  Формирование   основ   здоровьесберегающей   учебной   культуры:   умений организовывать   успешную   учебную   работу,   создавая   здоровьесберегающие условия,   выбирая   адекватные   средства   и   приемы   выполнения   заданий   с учетом индивидуальных особенностей. При   выборе   стратегии   воспитания   культуры   здоровья   в   младшем   учитывая   психологические   и школьном   возрасте   необходимо, психофизиологические   характеристиками   возраста,   опираться   на   зону актуального развития, исходя того, что формирование ценности здоровья и здорового   образа   –   необходимый   и   обязательный   компонент здоровьесберегающей   работы   школы,   требующий   соответствующей 19 здоровьесберегающей организации всей жизни образовательного учреждения, включая   ее   инфраструктуру,   создание     благоприятного   психологического климата,   обеспечение   рациональной   организации   учебного   процесса,   физкультурно­оздоровительной   работы,   рационального эффективной   питания. Рациональная   организация   учебной   и   внеучебной   деятельности  направленная   на   повышение   эффективности   учебного обучающихся, процесса,  снижение   при   этом   чрезмерного   функционального   напряжения   и утомления,   создание   условий   для   снятия   перегрузки,   нормального чередования труда и отдыха, ­ включает:  соблюдение   гигиенических   норм   и   требований   к   организации   и   объему учебной   и   внеучебной   нагрузки   (выполнение   домашних   заданий,  занятия   в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения;  использование   здоровьесберегающих   технологий   обучения,   адекватных возрастным возможностям и особенностям учащихся;  введение   любых   инноваций   в   учебный   процесс   только   под   контролем специалистов;  строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудио­визуальных средств;  индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей развития: темпа   развития   и   темпа   деятельности),   работа   по   индивидуальным программам начального общего образования. Эффективная организация физкультурно­оздоровительной работы  ­обеспечивает  рациональную организацию двигательного режима учащихся, ­ нормальное физическое развитие и двигательную  подготовленность детей,  ­повышение адаптивных возможностей организма,  ­ сохранение и укрепление здоровья обучающихся.                    Формирование культуры здоровья, ­ включает: 20 ­полноценную и эффективную работу с учащимися  всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т.п.); ­   рациональную   и   соответствующую   организацию   уроков   физической культуры и занятий активно­двигательного характера на ступени начального общего образования; ­организацию   часа  активных   движений   (динамической   паузы)   между 3 и 4 уроками; ­организацию   динамических   перемен,   физкультминуток   на   уроках, способствующих   эмоциональной   разгрузке   и   повышению   двигательной активности; ­организацию   работы   спортивных   секций   и   создание   условий   для   их эффективного функционирования; ­регулярное   проведение   спортивно­оздоровительных   мероприятий   (дней спорта, соревнований, олимпиад  и т.п.). Реализация   образовательной   программы, исследовательской деятельности  предусматривает:   экскурсионной   и ­ координация рабочих программ по предметам учебного плана образовательного  учреждения по темам,  направленным на формирование ценности здоровья и  здорового образа жизни;  ­  организация работы научного общества учащихся, разработка проектов  и  исследований по проблемам сохранения здоровья;по проблемам экологического  характера ­ проведение «Дней здоровья», конкурсов, праздников  Просветительская работа с родителями (законными представителями) ­  включает:   лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и  развития ребенка, его здоровья, факторов положительно и отрицательно  влияющих на здоровье детей и т.п.; 21  приобретение для родителей (законных представителей) необходимой научно­ методической литературы;  организация   совместной   работы   педагогов   и   родителей   (законных представителей)   по   проведению   спортивных   соревнований,   дней   здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т.п.  Участвуя   в   различных   праздниках,   родители   имеют   возможность наблюдать   своего   ребенка   в   коллективе   сверстников,   сравнивать   его физическую   подготовку   с   подготовкой   других   детей.   Они   видят,   какую радость и пользу приносят ребёнку динамические игры, состязания. Весёлая атмосфера Дней здоровья передаётся и взрослым, способствует пробуждению у   них   интереса   к   общению   со   своими   детьми.   Повышению   активности родителей   способствуют   дни   открытых   дверей,   где   предоставляется возможность   присутствовать   на   утренней   гимнастике,   физкультурных занятиях, занятиях в бассейне. Решение   проблемы   сохранения   здоровья   школьников   в   процессе обучения   носит   комплексный   характер,   включая   в   себя   анализ   и преобразование всех сторон жизнедеятельности ребенка в школе.     Существует   восемь   основных   моментов   школьной   жизни,   которые   учитываются   мною   при   организации   работы   по   формированию   здорового образа жизни : 1.     Продолжительность урока. 2.     Продолжительность учебного дня и учебной недели. 3.     Организация самого урока. 4.     Расписание уроков. 5.     Перемены. 6.     контрольные работы. 7.     Общественно­полезный труд школьников. 8.     Каникулы.                                            IV.   ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22 Опыт показывает, что организации здоровьесберегающего  пространства в   начальной   школе  позволяет   учащимся   более   успешно   адаптироваться   в образовательном   и   социальном   пространстве,   раскрыть   свои   творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения,   активнее   приобщать   родителей   школьников   к   работе   по укреплению и сохранению здоровья детей.   Понятие   «здоровьесберегающие   технологии»   объединяет   в   себе   все направления   деятельности   учреждения   образования   по   формированию, сохранению   и   укреплению   здоровья   учащихся.   Здоровьесберегающая технология – это: условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность   требований,   адекватность   методик   обучения   и   воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными,   индивидуальными   особенностями   и   половыми, гигиеническими требованиями);   соответствие   учебной   и   физической   нагрузки   возрастным возможностям   ребенка;   необходимый, организованный двигательный режим.    достаточный   и   рационально Внедрение   в   обучение   здоровьесберегающих   технологий   ведёт   к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детском коллективе. Учителю, освоившему эти технологии, легче и интереснее   работать,   поскольку   исчезает   проблема   учебной   дисциплины, происходит   раскрепощение   учителя,   открывается   простор   для   его педагогического творчества. Можно с уверенностью утверждать, что здоровьесберегающее обучение  направлено   на   обеспечение   физического   и   психического   здоровья учащихся;  опирается   на   принципы   природосообразности, вариативности, прагматичности (практической ориентации);   преемственности, 23  приводит к повышению мотивации  учебной деятельности; предотвращению усталости и утомляемости; приросту учебных достижений;  достигается   через   учёт   особенностей   класса   (изучение   и   понимание человека);   создание   благоприятного   психологического   фона   на   уроке; использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся. Актуальность темы, рассматриваемой в данной работе, в наши дни все более   возрастает   и   одним   из   ключевых   направлений   современного образования   являются   сохранение   и   укрепление   здоровья   подрастающего поколения,   разработка   и   внедрение   здоровьесберегающих   технологий   в учебный   и   воспитательный   процесс,   организация   здоровьесберегающего пространства. В данной работе решался ряд педагогических задач:  Раскрыть сущность понятий «Здоровье», «Образ жизни», «ЗОЖ»; Решая   данную   задачу,   раскрыты   понятия   «здоровье»,   «образ   жизни», «здоровый образ жизни». С помощью психолого­педагогической литературы удалось выяснить, что Здоровый образ жизни – это стиль жизнедеятельности, соответствующий   наследственным   особенностям   организма,   условиям существования   человека,   ориентированный   на   культуру   сохранения, укрепления   и   восстановления   здоровья,   необходимого   для   выполнения личностно   и   общественно   значимых   функций.   Понятия   «здоровье»   и «здоровый образ жизни» образуют между собой связи, обозначение которых позволяет   обобщенно   выразить   их   содержание   и   использовать   его   в педагогической практике.  Выявить   условия   формирования   здорового   образа   жизни   младших школьников в процессе обучения и воспитания; Решая вторую задачу, выявлено, что одной из приоритетных задач системы образования  в соответствии со Стандартом  является создание условий для сохранения и укрепления  физического и духовного здоровья обучающихся, 24 формирование   у   них   отношения   к   здоровью   как   к   главной   человеческой ценности. Большое значение имеет налаживание рационального образа жизни младшего школьника.   Охарактеризовать   здоровьесберегающие   технологии   в   современной начальной  школе;   Решая   третью   задачу,   я   убедилась,   что   наиболее   эффективным   путем формирования   ценности   здоровья   и   здорового   образа   жизни   является направляемая   и   организуемая   взрослыми   (учителем,   воспитателем, психологом,   взрослыми   в   семье)   самостоятельная   работа,   способствующая активной и успешной социализации ребенка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать свое состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены; что формирование ценности здоровья и здорового образа   –   необходимый   и   обязательный   компонент   здоровьесберегающей работы   школы,   требующий   соответствующей   здоровьесберегающей организации   всей   жизни   образовательного   учреждения,   включая   ее инфраструктуру,   создание     благоприятного   психологического   климата, обеспечение   рациональной   организации   учебного   процесса,   эффективной физкультурно­оздоровительной работы, рационального питания.  Описать собственный педагогический опыт по формированию здорового образа жизни младшего школьника в урочной и внеурочной деятельности.   Результаты   контрольного   этапа   экспериментальной   работы   доказывают эффективность   проведенной   работы   по   формированию   ценностного отношения   к   здоровому   образу   жизни   у   младших   школьников   в   учебном процессе.  Раскрыть пространства  начального общего образования. Мой   опыт   работы   показывает,   что   организация   здоровьесберегающего здоровьесберегающего организации   особенности     пространства в школе ведет к снижению показателей заболеваемости детей, 25 улучшение   психологического   климата   в   детских   коллективах,   активно приобщает   родителей   школьников   к   работе   по   укреплению   их   здоровья. Учителям   становится   и   легче   и   интереснее   работать,   поскольку   исчезает проблема учебной дисциплины. Весь потенциал, экономический, творческий, высокий уровень жизни народа, науки, культуры – всё это будет достигнуто, если наше молодое поколение будет здоровым и работоспособным.                   СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 1. Амонашвили   Ш.А.,   Плексин   А.Г.   и   др.   Педагогика   здоровья.   –   М.: Педагогика, 1990. 2. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М., 1987. 3. Амосов   М.В.   Смирнов   Н.К.   «   Здоровьесберегающие   образовательные технологии в работе учителя и школы» ­ М.: АРКТИ, 2003. 26 4. Антропова   М.В.   Режим   дня,   работоспособность   и   состояние   здоровья школьников. – М., 1983. 5. Бабенкова Е.А. Как помочь детям стать здоровыми: Методическое пособие. М.: ООО «Издательство «Астрель», 2004.  6. Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь Здоровья. Москва, 1995. 7. Безруких   М.   М.,   Сонькина   В.Д.,   Т.А.:   Методические   рекомендации: Здоровьесберегающие   технологиии   в   общеобразовательной   школе: методология анализа, формы, методы,опыт применения. М.:«Триада­Фарм», 2002. 8. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. Москва , 2004. 9. Безруких   М.М.,   Филиппова   Т.А.,   Макеева   А.Г.   Разговор   о   правильном питании: Методическое пособие для учителя. М.:«Нестле» « ОЛМА­ПРЕСС», 2005. 10.Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. – 2­е изд. – М.: Физкультура и спорт, 1990. 11.Брехман И.И. Введение в валеологию ­ науку о здоровье. Л., 1987.  12. Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб, 1993. 13. Всероссийский   съезд   «здоровое   поколение   –   здоровая   Россия». Здоровьесберегающее   образование.   Анализ   проведения   урока   с   позиций здоровьесбережения. http://www.zpzr.ru/healthcare_education/4169.html 14. Дереклеева   Н.   И.   «Родительские   собрания   1­4   классы»   »//   Педагогика. Психология. Управление. – М.: «ВАКО», 2005. 15. Закон об образовании в Российской Федерации – ФЗ от 29.12.2012г № 273  16. Здоровое   поколение   –   основа   качественного   образования:   Материалы всероссийской научно – практической конференции. – Ульяновск: УлГТУ, 2009 17. Здоровый образ жизни ­ залог здоровья / под ред. Ф.Г.Мурзакаева. Уфа, 1987. 27 18.Калинова   Г.С.,   Мягкова   А.Н,   Учебная   нагрузка   и   здоровье   школьников// Человек. Культура. Здоровье. – М.: Генезис,1997. 19.Каштанова   Г.В,   Мамаева   Е.Г.   «Медицинский   контроль   за   физическим развитием дошкольников и младших школьников»// Развитие и воспитание. – М. «Аркти», 2007. 20.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. Москва, 2004 . 21.Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер»// Педагогика. Психология. Управление. – М.: «ВАКО», 2007. 22.Маханева М.Д. Воспитание здорового ребёнка. Москва,  2000 . 23.Методические   рекомендации:   Здоровьесберегающие   технологии   в общеобразовательной   школе:   методология   анализа,   формы,   методы,   опыт применения./ Под редакцией М.М. Безруких, В.Д.Сонькина. – М., 2002. 24.Мониторинг и коррекция физического развития школьников.// Методика. – М.: «Айрис пресс», 2006. 25.Подвижные игры 1­4 классы.// Мозаика детского отдыха.­ М.: «ВАКО», 2007. 26.Федеральный   Государственный   Образовательный     Стандарт   начального общего образования, М.:  Просвещение, 2012 . 28

Проект "Особенности организации здоровьесберегающего пространства начального общего образования"

Проект "Особенности организации  здоровьесберегающего  пространства  начального общего образования"

Проект "Особенности организации здоровьесберегающего пространства начального общего образования"

Проект "Особенности организации  здоровьесберегающего  пространства  начального общего образования"

Проект "Особенности организации здоровьесберегающего пространства начального общего образования"

Проект "Особенности организации  здоровьесберегающего  пространства  начального общего образования"

Проект "Особенности организации здоровьесберегающего пространства начального общего образования"

Проект "Особенности организации  здоровьесберегающего  пространства  начального общего образования"

Проект "Особенности организации здоровьесберегающего пространства начального общего образования"

Проект "Особенности организации  здоровьесберегающего  пространства  начального общего образования"

Проект "Особенности организации здоровьесберегающего пространства начального общего образования"

Проект "Особенности организации  здоровьесберегающего  пространства  начального общего образования"

Проект "Особенности организации здоровьесберегающего пространства начального общего образования"

Проект "Особенности организации  здоровьесберегающего  пространства  начального общего образования"

Проект "Особенности организации здоровьесберегающего пространства начального общего образования"

Проект "Особенности организации  здоровьесберегающего  пространства  начального общего образования"

Проект "Особенности организации здоровьесберегающего пространства начального общего образования"

Проект "Особенности организации  здоровьесберегающего  пространства  начального общего образования"

Проект "Особенности организации здоровьесберегающего пространства начального общего образования"

Проект "Особенности организации  здоровьесберегающего  пространства  начального общего образования"

Проект "Особенности организации здоровьесберегающего пространства начального общего образования"

Проект "Особенности организации  здоровьесберегающего  пространства  начального общего образования"

Проект "Особенности организации здоровьесберегающего пространства начального общего образования"

Проект "Особенности организации  здоровьесберегающего  пространства  начального общего образования"

Проект "Особенности организации здоровьесберегающего пространства начального общего образования"

Проект "Особенности организации  здоровьесберегающего  пространства  начального общего образования"

Проект "Особенности организации здоровьесберегающего пространства начального общего образования"

Проект "Особенности организации  здоровьесберегающего  пространства  начального общего образования"

Проект "Особенности организации здоровьесберегающего пространства начального общего образования"

Проект "Особенности организации  здоровьесберегающего  пространства  начального общего образования"

Проект "Особенности организации здоровьесберегающего пространства начального общего образования"

Проект "Особенности организации  здоровьесберегающего  пространства  начального общего образования"

Проект "Особенности организации здоровьесберегающего пространства начального общего образования"

Проект "Особенности организации  здоровьесберегающего  пространства  начального общего образования"

Проект "Особенности организации здоровьесберегающего пространства начального общего образования"

Проект "Особенности организации  здоровьесберегающего  пространства  начального общего образования"

Проект "Особенности организации здоровьесберегающего пространства начального общего образования"

Проект "Особенности организации  здоровьесберегающего  пространства  начального общего образования"

Проект "Особенности организации здоровьесберегающего пространства начального общего образования"

Проект "Особенности организации  здоровьесберегающего  пространства  начального общего образования"

Проект "Особенности организации здоровьесберегающего пространства начального общего образования"

Проект "Особенности организации  здоровьесберегающего  пространства  начального общего образования"

Проект "Особенности организации здоровьесберегающего пространства начального общего образования"

Проект "Особенности организации  здоровьесберегающего  пространства  начального общего образования"

Проект "Особенности организации здоровьесберегающего пространства начального общего образования"

Проект "Особенности организации  здоровьесберегающего  пространства  начального общего образования"

Проект "Особенности организации здоровьесберегающего пространства начального общего образования"

Проект "Особенности организации  здоровьесберегающего  пространства  начального общего образования"

Проект "Особенности организации здоровьесберегающего пространства начального общего образования"

Проект "Особенности организации  здоровьесберегающего  пространства  начального общего образования"

Проект "Особенности организации здоровьесберегающего пространства начального общего образования"

Проект "Особенности организации  здоровьесберегающего  пространства  начального общего образования"

Проект "Особенности организации здоровьесберегающего пространства начального общего образования"

Проект "Особенности организации  здоровьесберегающего  пространства  начального общего образования"

Проект "Особенности организации здоровьесберегающего пространства начального общего образования"

Проект "Особенности организации  здоровьесберегающего  пространства  начального общего образования"

Проект "Особенности организации здоровьесберегающего пространства начального общего образования"

Проект "Особенности организации  здоровьесберегающего  пространства  начального общего образования"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.06.2017