Педагогическое сопровождение детей проект на премию губернатора.docx
Педагогическое сопровождение детей
инвалидов.
ID: 591826
Номинант: Юдицкая Татьяна Витальевна
Род деятельности: Образование
Номинация: Больше, чем профессия
Муниципальное образование: Ступинский м.р.
Дата старта проекта: 01.09.2011
Цель проекта:
Цель: социальнопедагогическая адаптация и реабилитация детейинвалидов.
Задачи проекта:
Задачи: • создание благоприятных условий для развития личности ребенка: •
физического, социального, духовно нравственного, интеллектуального; •
оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации ; •
защита ребенка в его жизненном пространстве
Описание проекта:
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми
инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых
условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в
жизни общества, эффективной самореализации в различных видах
профессиональной и социальной деятельности.
Детиинвалиды –
равноправные члены сообщества людей, они требуют признания, уважения,
соблюдения их права на достойную жизнь в современном мире, а это не может
осуществляться без права на образование.
Слайд №1 Согласно Закону РФ "Об образовании", Закону МО "Об образовании",
Типовому положению о специальном (коррекционном) образовательном
учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии,
Уставу коррекционного учреждения, в МКС (К) ОУ школаинтернат VIII
вида созданы все условия для организации обучения и воспитания детей
инвалидов.
С 1 сентября 2011 года открыт класс для детей со сложными дефектам, в
котором обучаются 6 детейинвалидов.
Слайд №2
Все дети в классе имеют диагноз аутизм, либо присутствуют аутистические
черты характера, данное заболевание не является генетическим, и природа его
возникновения до сих пор не изучена. Согласно с данными Германии, Японии,
США и Швейцарии – ранний детский аутизм встречается в среднем в 12
случаях на 10000 детей. Данная статистика является основной причиной того,
что нужно обратить особое внимание на вопросы реабилитации разных форм
детского аутизма. Дети с РДА сильно отличаются ото всех остальных, они не
понимают обращенной к ним речи, не говорят, не могут выразить своих
желаний, очень агрессивны, не понимают, зачем им нужно выполнять те или
иные задания. Дети приходят абсолютно не подготовленными, в отличие от
детей с аутизмом зарубежом, где их начинают обучать и занимаются
корректировкой поведения сразу после постановки диагноза, а это около 3х
лет, то есть к школе такой ребенок уже подходит «наученным учиться». А у
нас образовательный процесс сильно затруднен. Ранее такие дети не
обучались, у нас не готовили специалистов по работе с аутистами, нет
программ для работы с такими детьми, поэтому пришлось обратиться к опыту
зарубежных педагогов, ознакомиться с Методами обучения и коррекции
поведения в АВА программе для детей с аутизмом. Окончить дистанционные
курсы по обучению терапистов Прикладного Анализа Поведения и активно
пользоваться данной программой, которая позволяет обучать детей с
аутизмом и корректировать их поведение. Программа обучения АВА
предполагает обучение необходимым навыкам в основных областях развития:
коммуникация, речь, навыки обучения, самостоятельности, академические
навыки, моторика, игровые навыки, социальные навыки, а так же работа над
уменьшением нежелательного поведения. Также специалистами разных стран проводятся работы в поиске новых и оптимизации старых программ для
обучения. Адаптируется ряд обучающих программ, таких как Монтессори,
Фребеля, и разрабатываются новые коррекционнопедагогические методики
для детей с аутизмом. Для обучения и развития особых детей у нас
применяется методика М.Монтессори, которая направлена на коррекцию
психомоторных и сенсорных функций, а так же рекомендуется родителям для
занятий дома. Итак, предметнопространственная развивающая среда по
методике Монтессори делится на ряд зон: Слайд №3
В зоне практической жизни расположены материалы, с помощью которых
ребенок учится следить за собой и своими вещами. Используя рамки с
застежками (пуговицы, кнопки, молнии, пряжки, булавки, шнурки, банты и
крючки), ребенок учится самостоятельно одеваться; пересыпать и переливать
(рис, воду); мыть стол и убирать за собой. Слайд №4
В зоне сенсорного развития расположен материал, который поможет
ребенку научиться различать высоту, длину, вес, цвет, шум, запах, форму
различных предметов; познакомиться со свойствами тканей, что также ему
необходимо в дальнейшей жизни. Слайд №5. В зоне языковой ребенок
получает шанс расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами,
обводя пальчиком шершавые буквы или рисуя на манной крупе, а также
научиться составлять слова с помощью подвижного алфавита. Кстати, такие
шершавые буквы и алфавит родители, вполне, могут сделать и в домашних
условиях. Зона математического развития содержит все необходимые
материалы для того, чтобы ребенок достаточно быстро и эффективно
научился операциям сложения, вычитания, освоил порядковый счет. Слайд
№6.
о строении человека, географии, истории, растениях и животных. Перед
ребенком разворачивается общая картина мира, и он учится сознавать его
целостность и воспринимать себя как частицу этого многообразного
пространства. Слайд №7.
В космической зоне в доступной форме ребенок знакомится с теориями
Для развития речи и коммуникации в работе применяется методика учителя –
дефектолога высшей категории Галины Луговой из г. Тулы, на основе которой
составлена ее программа: Формирование навыка коммуникации посредством
письменной речи у детей с тяжёлыми речевыми нарушениями Индивидуально
ориентированная обучающая коррекционноразвивающая программа,
которая позволяет: сформировать речемыслительную деятельность этих
детей; развивать их высшие психические функции; устанавливать
взаимоотношения с ближайшим окружением; обучаться в образовательном
учреждении, что является ступенькой к их социализации; появиться
жизненной перспективе и отступить безысходности. Еще для развития
альтернативной коммуникации частично используются карточки PECS, что проще усваивается детьми, которым недоступно чтение. Картинкиэто слова,
с помощью которых дети могут общаться, выражать свои желания и мысли.
Слайд №8 Также используется очень успешно методика Л.Г.Нуриевой по
развитию речи у аутичных детей. Дает основные направления в развитии речи.
Слайд №9 В связи с тем, что в классе обучается ребенок дауненок, большую
помощь оказал «Благотворительный фонд Даунсайт Ап», они бесплатно
предоставили литературу, которая содержит сведения, как о самом синдроме
Дауна, так и о том, как надо работать с «Солнечными детишками». Слайд
№10 Дидактические материалы, методики по развитию речи, социальной
адаптации, формированию мелкой моторики, двигательных навыков, развитию
познавательной деятельности, советы родителям, что тоже очень важно, так
как родители наши полноправные партнеры в обучении детейинвалидов.
Педагог может лишь направить, подсказать, подобрать методику,
скорректировать, проконтролировать, научить, а основная работа по
отрабатыванию навыков, закреплению знаний и доведению до автоматизма
ложится на плечи родителей. Все учебные материалы распечатывают и
предоставляются родителям, они уже изготовляют из них пособия, альбомы с
буквами, темами, изготавливают карточки, наклеивают картинки, они
ежедневно занимаются с детьми, они учатся у педагога учить своих детей, они
находятся с ними 24 часа и в сутки и никто лучше родителей не может знать
своих детей. Они интуитивно чувствуют, что лучше для их деток, и как
донести до них знания. Любовь родителей и желание помочь своим детям
творят чудеса. Слайд №11. Еще одно из условий успешного обучения детей
инвалидов здоровьесберегающий режим, эти детишки очень быстро устают,
поэтому им предоставляется дополнительный выходной день, а в ходе
занятия часто меняется деятельность, проводятся физкультминутки,
гимнастика для глаз, пальчиковые гимнастики, дыхательные. Слайд №12. В
течение урока деятельность плавно перетекает изза парт на ковер и обратно,
все это позволяет подолгу удерживать их внимание и поддерживать
работоспособность. Очень помогают уроки рисования, и музыкальные
занятия, на которых так же продолжается обучение. Слайд №13
При отсутствии коррекционной работы в 70% случаев раннего детского
аутизма наступает глубокая инвалидность. Коррекционная работа должна
проводиться группой специалистов. В эту группу должны входить психиатры,
невропатологи, психологи, логопеды, педагогивоспитатели, музыкальные
работники. Главной их задачей есть восстановление основных сфер
активности ребенка, а именно: речевой, социальной, моторной и
эмоциональной. Слайд № 14.
Вот такой сплав труда и терпения педагогов и родителей, различных
методик и творчества – является залогом хороших результатов в
обучении. Мы постоянно двигаемся вперед, находим чтото новое,
полезное нашим детям, в планах дальнейшее приобретение Монтессори
материалов, оснащение кабинета компьютерной техникой, что значительно
расширит возможности обучения таких трудных детишек, сделает их занятия
еще более интересными, увлекательными, и полезными.
Опыт работы классов для детей со сложным дефектом был представлен на
Областной научнопрактической конференции по теме: «Социально
педагогическая реабилитация детей – инвалидов».
Мероприятия в рамках проекта:
Проектнаядеятельность, обучение , участие в конкурсах, выступления на
педсоветах, конференции.
Охват проекта:
В проекте участвовали 7 детей инвалидов и их родители. Возраст детей от 7
до 10 лет.
Затраченные ресурсы:
Проект осущетвлялся в течении 4 лет , на личные средства был
отремонтирован класс, была организована предметнообучающая среда,
куплены учебные пособия, развивающие игры, наглядный материал,
методическая литература, на личные средства были закончены дистанционные
курсы по АВА терапии, были привлечены средства благотворителей.
Достигнутые результаты:
Уровень овладения учащимися знаниями, умениями, навыками. Уровень
подготовки к обучению грамоте, письму.На конец четвёртого года обучения
Правильно назвали печатные буквы 5 Леворукие дети 1 Условно обучаемы,
согласно решения ПМПК 2 Учат стихотворение наизусть с помощью
педагога4 Научились скатывать подобие шарика, колбаски 100%;
Раскрашивают, обводят самостоятельно 100%; Научились самостоятельно писать буквы 3 Читают, смысл прочитанного понимают 1 Читают, смысл
прочитанного понимают частично 1 Пересказывают 1 Овладели навыком
письма 2 Печатают 2 Списывают, пишут под диктовку 1 Овладели прямым
счето до 10 4 совершают счетные операции в пределах 10 на наглядном
материале с помощью педагога 4 Учавствовали в конкурсах ИЗО 4, имеют
сертификат участника. Привиты навыки хоз.бытового труда7
Литература:
1. Закон РФ "Об образовании".
2. Устав коррекционного учреждения.
3. Письмо Министерства образования РФ от 03.04.2003 №27/27226 «Об
организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект».
Дата старта проекта: 01.09.2011 Фотографии проекта:
Проект "Педагогическое сопровождение детей-инвалидов".
Проект "Педагогическое сопровождение детей-инвалидов".
Проект "Педагогическое сопровождение детей-инвалидов".
Проект "Педагогическое сопровождение детей-инвалидов".
Проект "Педагогическое сопровождение детей-инвалидов".
Проект "Педагогическое сопровождение детей-инвалидов".
Проект "Педагогическое сопровождение детей-инвалидов".
Проект "Педагогическое сопровождение детей-инвалидов".
Проект "Педагогическое сопровождение детей-инвалидов".
Проект "Педагогическое сопровождение детей-инвалидов".
Проект "Педагогическое сопровождение детей-инвалидов".
Проект "Педагогическое сопровождение детей-инвалидов".
Проект "Педагогическое сопровождение детей-инвалидов".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.