Физический эксперимент как средство повышения мотивации учения школьников разработан на основе рекомендательного письма министерства образования Омской области по повышению качества обучения физике. Проект направлен на развитие познавательного интереса к физике. С этой целью в проект включены такие формы как: физический эксперимент, начально-техническое моделирование, изучение физики посредством электронных программ и ресурсов.Проект по физике "Физический эксперимент как средство повышения мотивации учения школьников"
проект по физике .doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кейзесская средняя школа»
Седельниковского муниципального района Омской области
646486 Омская область, Седельниковский район, село Кейзес, улица Калинина №22;
тел.: 8 (38164)35437
Педагогический проект
Физический эксперимент как средство
повышения мотивации учения
школьников
Руководитель проекта:
Кропанева Ольга Викторовна,
Учитель МБОУ «Кейзесская СШ»
тел.: 8(38164) 35437
1 Кейзес — 2015г.
Содержание:
Глава 1. Введение
1. Пояснительная записка 3
2. Актуальность проекта 4
3. Цели и задачи проекта 5
4. Гипотеза проекта 5
Глава 2. Содержательная часть
1. Научная новизна и практическая значимость проекта 6
2. Механизм и поэтапный план реализации проекта 6
3. Диагностические основы деятельности 7
Глава 3. Заключительная часть 9
1. Предполагаемые результаты и перспектива проекта 9
2. Система управления проектом 11
Литература 13
Приложения 14
2 Глава 1. Введение
Пояснительная записка
Название проекта: Физический эксперимент как средство
повышения мотивации учения школьников
Дата начала и окончания реализации проекта: сентябрь 2015г.
– май2016г.
География проекта: с. Кейзес Седельниковского района Омской
области
Целевые группы:
В качестве целевой группы нами
рассматриваются обучающиеся школы.
Участники проекта: обучающиеся школы, социальный педагог,
психолог.
Краткое описание проекта: предлагаемый проект направлен на
развитие познавательного интереса к физике. С этой целью в проект
включены такие формы как: физический
эксперимент, начально
техническое моделирование, изучение физики посредством электронных
программ и ресурсов.
Реализация проекта позволит школьникам:
Углубить знания по физике посредством физического
эксперимента;
Мотивировать к изучению физики обучающихся младшего и
среднего школьного возраста.
3 Актуальность
В последние годы всё чаще обращается внимание на то, что снизилось
качество обучения физики, снизилось число выпускников, выбирающих
физику для сдачи экзамена, стало значительно меньше абитуриентов,
желающих получить техническое образование.
В первую очередь это связано с тем, что школьник, переходя из
начальной школы в основную, не мотивирован к изучению физики. Да и что
он слышал об этой науке? – «Вот начнётся в старших классах физика –
«съедешь» на тройки», «…Через годик физика начнётся, что же делать
будем?...» и т.п.
Ведь ребёнок, обучаясь в 16 классах даже не
представляет, насколько увлекательной может быть физика! Сколько
интересного он может сделать сам, изучая физику, стоит только захотеть.
Второй причиной сниженного интереса к обучению физики является
очень недостаточная материальная база: нет демонстрационного
оборудования практически по всем учебным разделам физики.
Не менее важным аспектом в процессе обучения физики является и
методическая составляющая: устаревшие методы обучения.
Выявляя уровень сформированности познавательного интереса и
мотивации, я изучила методическую литературу по данной теме, подробно
познакомилась с рядом диагностических методик. В своей практике
применила следующие из них:
1. Диагностика мотивации учебной деятельности (Методика М.
Лукьяновой). (Приложение1)
2. Наблюдение.
Проанализировав результаты диагностики, пришла к выводу, что у 27%
обучающихся было отрицательное отношение к изучению физики; у 40%
нейтральное отношение к учению (познавательный интерес не отсутствует,
но и не достигает высокого уровня. Проявлялись эмоциональные реакции
на занимательные опыты, интересные истории, факты, но интерес угасал
быстро. Обучающиеся не ставили перед собой определённых целей, не
возвращались к недоделанным заданиям).
Часто наблюдались
отрицательные эмоции: скука, неуверенность, боязнь отрицательной
4 отметки. Задания выполнялись по образцу, наблюдалась пассивность в
новых ситуациях.
Лишь 33 % учеников проявляли интерес к изучению физики:
стремились решать задания более сложного уровня, вступали в диалог с
учителем при объяснении нового материала, делились рассуждениями,
акцентировали внимание класса на какихлибо фактах, явлениях. 0020
Не смотря на всё вышеперечисленное, нужно повысить интерес
обучающихся к предмету. Но, как это сделать?
Считаю, что во многом решить данную проблему поможет именно
творчество. Воспитание творческой активности учащихся в процессе
изучения ими физики является одной из актуальных задач, стоящих перед
учителями физики в современной школе. Основными средствами такого
воспитания и развития способностей учащихся являются
экспериментальные исследования и задачи. Решение нестандартных задач и
проведение занимательных экспериментальных заданий способствует
пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к физике. [2]
Опираясь на всё вышесказанное, мною был разработан проект
«Физический эксперимент как средство повышения мотивации учения
школьников», связанный с внеурочной деятельностью по физике.
Цель проекта: повышение мотивации обучающихся к изучению
физики посредством физического эксперимента.
Для достижения цели поставила перед собой следующие задачи:
Исследовать и проанализировать методическую литературу по
Разработать образовательную программу, организовать кружковую
данному направлению;
деятельность технической направленности;
Апробировать разработанную программу;
Проанализировать полученные результаты.
Гипотеза проекта: внедрение экспериментальной и исследовательской
деятельности по физике, а именно изобретение обучающимися самодельных
приборов, простейших моделей и использование их при изучении
конкретных физических явлений, повысит мотивацию школьников к
изучению физики, позволит углубить знания по предмету.
5 Глава 2. Содержательная часть
Научная новизна и практическая значимость проекта заключается
в следующем:
В изобретении приборов и моделей самими обучающимися, с помощью
которых можно изучать целые разделы физики не только ребятам
кружковцам, но и всем остальным школьникам;
Оригинальность нового вида зачётной работы – соревнование, защита
проекта, демонстрация.
Ситуация успеха для каждого ученика: не успел выполнить работу во
время занятия – доделай в удобное для тебя время.
Механизм и поэтапный план реализации проекта
Этап
Организа
ционный
этап
Основной
этап
Деятельность по проекту
1. Обсуждение актуальных проблем на педагогическом
совете школы.
2. Изучение методической литературы по методике
преподавания физики, рассмотрение опыта учителей
других школ в виртуальных сообществах, например
«инфоурок», «мультиурок».
3. Сбор и обработка информационного материала
работы
исследовательской
1.Презентация
обучающимися «Физика на воздушных шарах».
2.Проектирование образовательной программы по
техническому направлению.
3. Апробация проекта.
4. Участие обучающихся во Всероссийской интернет
олимпиаде школьников.
5. Участие школьников в творческих конкурсах
Сроки
реализации
Февраль
апрель
2015г.
20152016
учебный год.
6 инженерной направленности.
6. Участие школьников в предметной неделе физики.
1. Мониторинг учебной деятельности
2. Анализ обратной связи педагога и обучающихся,
подведение итогов
Заключит
ельный
этап
Научнометодические разработки, обеспечивающие реализацию
проекта:
Май 2016 г.
Научноисследовательская работа обучающихся. (Приложение 3)
Программа внеурочной деятельности «Лаборатория Самоделкина».
(Приложение 2.)
Программа факультативного курса: «Думаем на языке физики».
Диагностические основы деятельности:
В ходе реализации проекта на каждом её этапе предполагается
проведение диагностик:
Мотивации учения (Методика Лукьяновой – приложение 1).
Диагностика мотивации учения планируется в конце учебного года. Цель
проведения данной методики два раза в год – проанализировать результаты
деятельности по проекту.
Мониторинг личностных и метапредметных результатов
Мониторинг личностных и метапредметных результатов проводится в
течение всего учебного года. В целях отслеживания динамики подводить
итоги мониторинга следует один раз в четверть. Основные параметры
мониторинговой таблицы отслеживаются методом наблюдения (таблица1).
Портфолио внеурочной деятельности обучающихся.
Портфолио позволит обучающимся проанализировать результаты
собственной деятельности, наметить дальнейшие цели, пути их достижения.
7 Фамилия,
Имя
обучающег
ося
Сформир
ованност
ь
мотиваци
и к
познавате
льной
деятельн
ости
Сформи
рованно
сть
творчес
кой
активно
сти в
предмет
ной
техноло
гическо
й
деятель
ности
ение
интерес
а к к
культур
е своей
Родины,
к
истокам
народно
го
творчес
тва
Личностные результаты
Проявл
Сформиро
ванность
коммуника
тивной
Освоение
социальн
ых норм
и
деятельнос
ти в
общении и
сотруднич
естве
воспитан
ие
трудолюб
ия,
аккуратн
ости,
усидчиво
сти
Таблица 1.
Метапредметные результаты
Средни
й балл
Сформи
рованно
сть
творчес
ких
способн
остей
Самос
тоятел
ьность
плани
рован
ия и
осуще
ствлен
ие
познав
ательн
ой
деятел
ьности
Умение
осущест
влять
контрол
ь своей
деятель
ности
Умение
соотноси
ть
действия
и
планируе
мые
результат
ы
Проявлен
ие
нестанда
ртного
подхода
к
решению
задач в
процессе
конструи
рования
и
моделиро
вания
изделия и
технолог
ического
процесса
Средн
ий
балл
Умение
осознан
но
использ
овать
алгорит
мы,
таблицы
, схемы
в
соответ
ствии с
поставл
енной
задачей
8 Глава 3. Заключительная часть
Предполагаемые результаты и перспектива проекта:
1.Повышение познавательного интереса к физике.
2. Успешная самореализация учащихся в учебной деятельности.
3. Развитие компетенций учащихся
Планируемые результаты в рамках ФГОС
Личностными результатами являются:
интересов,
познавательных
развитость
интеллектуальных
и
творческих способностей учащихся;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости
разумного
использования достижений науки и технологии для
дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам
науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой
культуры;
самостоятельность в приобретении более широких познаний и
практических умений;
готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными
интересами
и возможностями;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе
личностно ориентированного подхода;
формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам
открытий и изобретений, результатам обучения. [4]
К метапредметным результатам обучения относятся:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний,
организации
понимание различий между исходными фактами и гипотезами,
выдвигаемыми для
их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами;
овладение универсальными учебными действиями: выдвижение
гипотез для объяснения известных фактов, экспериментальная
проверка выдвигаемых гипотез, разработка теоретических моделей
процессов или явлений;
формирование умения воспринимать, перерабатывать и предъявлять
информацию в словесной, образной, символической формах,
полученную информацию в
анализировать
соответствии с поставленными задачами,
выделять основное
содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на
поставленные вопросы и излагать его;
перерабатывать
и
9 приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора
информации с использованием различных источников и новых
информационных технологий для решения познавательных задач;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать
свои мысли и способности выслушать собеседника, понять его
точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение
эвристическими методами решения проблем;
формирование умения работать в группе с выполнением различных
социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и
убеждения, вести дискуссию. [4]
Этап
Организационн
ый этап
Основной этап
Результаты работы по проекту
Достигнутые результаты
На педагогическом совете обсуждался вопрос о снижении
качества обучения физике, рекомендовано применить
методики, повышающие интерес школьников к физике.
Изучена методическая литература по поставленной
проблеме, выбраны направления работы по повышению
интереса к физике.
Обучающимися проведена презентация исследовательской
работы «Физика на воздушных шарах».
Эксперименты с воздушными шарами широко
применяются на уроках физики, вызывая у школьников
эмоциональное отношение к изучаемым явлениям.
Разработана программа внеурочной деятельности
«Лаборатория Самоделкина».
Разработана и внедрена в образовательный процесс
программа факультативного курса по физике «Думаем на
языке физики».
Программа успешно проходит апробацию.
Обучающимися уже созданы первые простейшие модели,
которые применены на уроках физики в 8 классе, вызвав
живой интерес у ребят.
Обучающиеся активно регистрируются для участия во
всероссийской интернет олимпиаде по физике.
Обучающиеся работают над исследовательскими работами
по выбранным темам.
10 Перспективой данного проекта является:
работы в направлении технического творчества для
Продолжение
обучающихся основного образовательного уровня.
Открытие группы начального технического моделирования для обучающихся
1011 лет (с сентября 2016г.).
Система управления проектом
Админис
трация
школы
Учитель
физики
Проект
Социаль
но-
психолог
ическая
служба
школы
Родите
ли
Обучаю
щиеся
11 Учитель физики выполняет ведущую функцию по проекту: разработка
программ, внедрение в практику, организация мероприятий в рамках проекта.
Администрация школы: контроль за деятельностью внутри проекта,
методическая помощь и помощь при организации мероприятий.
Социальнопсихологическая служба: проведение и анализ диагностик.
Родители: контроль за посещаемостью мероприятий детьми, поддержка
детей при участии в различных мероприятиях, обеспечение необходимыми
материалами (канцелярия).
Обучающиеся: выполнение различных социальных ролей внутри
коллектива.
12 ЛИТЕРАТУРА
Ковтунович М.Г. Домашний эксперимент по физике: пособие для учителя/ М.Г.
Приложение к газете «Первое сентября» научнометодическая газета для учителей
1.
Ковтунович. – М.: ВЛАДОС, 2007г.
2.
физики и астрономии «ФИЗИКА» №3, 2011г.
3.
Байбородова Л. В. Организация внеурочной воспитательной работы в сельской
школе в условиях реализации Федерального общеобразовательного стандарта второго
поколения: учебнометодическое пособие. – Ярославль: Департамент образования
Ярославской области, 2011. 149 с.
13 4.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – 2е изд. – М.,
2011.
5.
Мониторинг эффективности реализации образовательным учреждением Программы
воспитания и социализации обучающихся. Методическое пособие. – Смоленск, ГАУ ДПОС
«СОИРО», 2013.
6.
Владимир: 2010.
7.
8.
«Педагогический поиск»2002г
9.
Занимательные опыты Свет и звук. Майкл Ди Специо. М.: АСТ: Астрель, 2008г.
Приёмы и формы в учебной деятельности . Лизинский В.М. М.: Центр
Физика в занимательных опытах и моделях. Дженис Ванклив М.: АСТ: Астрель;
https://infodiaghilev.files.wordpress.com
Приложение1
Учебная мотивация. Методика М. Лукьяновой.
Мотивация определяется как совокупность причин психологического
характера, объясняющих поведение человека, его направленность и
активность.
14 Анализ мотивации учения (качественную характеристику всех ее
показателей) целесообразно проводить, начиная с подросткового возраста, с
7го класса. Разработаны анкеты для учащихся 7го, 9го и 11го классов.
Каждая из предлагаемых диагностических методик включает шесть
содержательных блоков: личностный смысл учения, сформированность
целеполагания, различные виды мотивов, внешние или внутренние мотивы,
тенденции на достижение успеха или избегание неудачи в учении, реализация
мотивов учения в поведении. Каждый блок в анкете представлен тремя
вопросами.
Анкета
Дорогой друг! Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение
и все варианты ответов к нему. Подчеркни два варианта ответов, которые
совпадают с твоим мнением.
I.
1. Обучение в школе и знания нужны мне для…
а) хороших оценок;
б) продолжения образования, поступления в институт;
в) поступления на работу;
г) чтобы получить хорошую профессию;
д) чтобы быть образованным и интересным человеком;
е) солидности.
2. Я бы не учился, если бы не …
а) было школы;
б) не было учебников;
в) родителей;
г) хотелось учиться;
д) было интересно;
е) мысли о будущем;
ж) школа и долг перед Родиной;
з) хотел поступить в вуз и иметь хорошее образование.
3. Мне нравится, когда меня хвалят за…
а) хорошие отметки;
б) усилия, трудолюбие;
в) мои способности;
г) хорошую работу;
д) выполнение домашнего задания;
е) мои личные качества.
II.
4. Мне кажется, что цель моей жизни…
а) получить высшее образование;
б) я пока не знаю;
в) стать отличником;
15 г) состоит в учебе;
д) получить хорошую профессию;
е) принести добро моей родине.
5. Моя цель на уроке…
а) слушать и запоминать всё, что сказал учитель;
б) усвоить материал, понять тему;
в) получить новые знания;
г) сидеть тихо как мышка;
д) внимательно слушать;
е) получить пятёрку.
6. Когда я планирую свою работу, то…
а) смотрю классную работу и вспоминаю урок;
б) думаю;
в) анализирую задание, стараюсь понять суть;
г) составляю план своей работы;
д) внимательно читаю задание;
е) стараюсь сделать сразу всё;
ж) открываю «готовые домашние задания»;
з) сначала отдыхаю.
III.
7. самое интересное на уроке…
а) разные игры по теме;
б) объяснение учителя;
в) новая тема;
г) устные задания;
д) побольше читать;
е) общаться с друзьями;
ж) стоять у доски, то есть отвечать.
8. Я изучаю материал добросовестно, если…
а) он мне нравится;
б) он лёгкий;
в) он мне интересен;
г) я его хорошо понимаю;
д) меня не заставляют;
е) не дают списать;
ж) надо исправить двойку.
9. Мне нравится делать уроки, когда…
а) они лёгкие и их мало;
б) остаётся время погулять;
в) они интересные;
г) есть настроение;
д) есть «готовые домашние задания»;
16 е) всегда, так как это необходимо для глубоких знаний.
IV.
10. Учиться лучше меня побуждает…
а) мысли о будущем;
б) родители и (или) учителя;
в) покупка желаемой вещи;
г) низкие оценки;
д) желание знаний;
е) высокие оценки.
11. Я более активно работаю на уроках, если…
а) ожидаю похвалы;
б) мне интересна выполняемая работа;
в) мне нужна отметка;
г) хочу больше узнать;
д) хочу, чтобы меня заметили;
е) изучаемый материал мне нужен.
12. «Хорошие отметки» это результат…
а) хороших знаний;
б) везения;
в) добросовестного выполнения домашних заданий;
г) помощи друзей;
д) упорной работы;
е) помощи родителей;
V.
13. Мой успех в выполнении заданий на уроке зависит от…
а) настроения;
б) трудности заданий;
в) моих способностей;
г) приложенных усилий;
д) везения;
е) внимания к объяснению учителя.
14. Я буду активным на уроке, если…
а) хорошо знаю тему и понимаю материал;
б) смогу справиться;
в) почти всегда;
г) не будут ругать за ошибку;
д) уверен, что отвечу хорошо;
е) довольно часто.
15. Если какойлибо учебный материал мне не понятен (труден для меня),
то я:
а) ничего не предпринимаю;
б) прибегаю к помощи других;
17 в) мирюсь с ситуацией;
г) стараюсь разобраться во что бы то ни стало;
д) надеюсь, что пойму потом;
е) вспоминаю объяснения учителя и просматриваю записи на уроке;
VI.
16. Ошибившись в выполнении задания, я…
а) делаю его снова;
б) теряюсь;
в) нервничаю;
г) исправляю ошибку;
д) бросаю это задание;
е) прошу помощи.
17. Если я не знаю, как выполнить какоелибо действие, то я…
а) анализирую его снова;
б) огорчаюсь;
в) спрашиваю у учителя или родителей;
г) откладываю его;
д) обращаюсь к учебнику;
е) не делаю его, потом списываю.
18. Мне не нравится выполнять задания, если они…
а) сложные и большие;
б) с лёгким решением;
в) письменные домашние;
г) не требуют усилий;
д) только теоретические или только практические;
е) неинтересные, которые можно выполнять по «шаблону». [8]
18 19 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Приложение 2
Рабочая программа кружка по физике «Лаборатория Самоделкина»
составленная на основе Фундаментального ядра содержания общего образования,
Требований к результатам освоения основного общего образования, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.
Программа представлена в общеинтеллектуальном направлении внеурочной
деятельности образовательного учреждения.
Занятия способствуют развитию и поддержке интереса учащихся к предмету
физике, дает возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе
учебы, и создает условия для всестороннего развития личности. Занятия кружка являются
источником мотивации учебной деятельности учащихся, дают им глубокий эмоциональный
заряд. Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими физики
является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями физики в современной
школе. Основными средствами такого воспитания и развития способностей учащихся
являются экспериментальные исследования и задачи. Умением решать задачи
характеризуется в первую очередь состояние подготовки учащихся, глубина усвоения
учебного материала. Решение нестандартных задач и проведение занимательных
экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию у них устойчивого
интереса к физике.
Рабочая программа кружка рассчитано на 1 час в неделю.
Целью программы:
Углубить и расширить знания учащихся, полученные в курсе физики средствами
лабораторнопрактической деятельности
Задачи:
1. Образовательные: способствовать самореализации кружковцев в изучении конкретных тем
физики, развивать и поддерживать познавательный интерес к изучению физики как науки,
знакомить учащихся с последними достижениями науки и техники, развитие
познавательных интересов при выполнении экспериментальных исследований с
использованием самостоятельно изготовленных приборов и приспособлений.
2. Воспитательные: воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в
необходимости разумного использования достижений науки и техники, воспитание уважения
к творцам науки и техники,
отношения к физике как к элементу
общечеловеческой культуры.
3. Развивающие: развитие умений и навыков учащихся самостоятельно работать с научно
популярной литературой, умений практически применять физические знания в жизни,
развитие творческих способностей,
активности и
самостоятельности, инициативы. Повышение культуры общения и поведения.
формирование у учащихся
Программа рассчитана на обучающихся 69 классов, обладающих определенным
багажом знаний, умений и навыков, полученных на уроках окружающего мира в начальной
школе, физики в 78 классе.
Сроки реализации программы – 1 учебный год.
20 Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной деятельности,
соответствует курсу «Физики» , не требует от учащихся дополнительных физических
знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей,
содержит полезную и любопытную информацию, интересные физические факты,
полученные в процессе проведения опытов и экспериментов.
В методике проведения занятий учитываются возрастные особенности и возможности
детей среднего школьного возраста.
Цели и образовательные результаты представлены на личностном, метапредметном и
предметном уровнях.
Личностными результатами являются:
развитость познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей учащихся;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного
использования достижений науки и технологии для дальнейшего развития
человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике
как элементу общечеловеческой культуры;
самостоятельность в приобретении более широких познаний и практических
умений;
готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами
и возможностями;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно
ориентированного подхода;
формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и
формирование умения
навыками
самостоятельного
изобретений, результатам обучения.
К метапредметным результатам обучения относятся:
овладение
организации
понимание различий между исходными фактами и гипотезами, выдвигаемыми для
их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами; овладение
универсальными учебными действиями: выдвижение гипотез для объяснения
известных фактов, экспериментальная проверка выдвигаемых гипотез,
разработка теоретических моделей процессов или явлений;
приобретения
новых
знаний,
и
воспринимать,
перерабатывать
предъявлять
информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и
перерабатывать
полученную информацию в соответствии с поставленными
задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем
ответы на поставленные вопросы и излагать его;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с
использованием различных источников и новых информационных технологий
для решения познавательных задач;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли
и способности выслушать собеседника, понять его точку зрения, признавать
право другого человека на иное мнение;
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях,
эвристическими методами решения проблем;
овладение
формирование умения работать в группе с выполнением различных социальных
ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
21 ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рабочая программа предусматривает использование следующих форм и методов:
Традиционные:
лекция
демонстрация
семинар
конкурс
выставка
Нетрадиционные:
Презентация
Игра
Круглый стол
УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема занятия
Колво
часов
В том числе
Теория Практика
Вводное занятие. Инструктаж по охране труда.
Эксперимент и его виды.
Планирование и наблюдение. Планирование и
проведение эксперимента.
Обобщённые планы понятий
Самодельные физические приборы и алгоритм
работы с ними.
Работа с самодельными приборами
Проектная деятельность. Разработка и защита
минипроектов
Подведение итогов
ИТОГО:
1
3
2
1
10
12
5
1
34
2
1
1
3
4
1
1
1
7
8
4
0,5
12,5
0,5
21,5
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Что такое эксперимент. Виды экспериментов (наблюдение, опыт, домашний опыт,
лабораторная работа). Структура эксперимента. Формы описания эксперимента.
Обобщённые планы понятий. Самодельные физические приборы. Алгоритм изготовления
приборов. Изготовление приборов по инструкции учителя. Изготовление приборов без
инструкции учителя. Выполнение экспериментов, лабораторных работ с изготовленными
приборами. Выводы по экспериментам.
22 Мониторинговая карта определения личностных и метапредметных результатов
Мониторинг личностных и метапредметных результатов проводится в течение всего учебного года. В целях отслеживания динамики
подводить итоги мониторинга следует один раз в четверть (в месяц). Основные параметры мониторинговой таблицы отслеживаются методом
наблюдения.
Фамили
я,
Имя
обучаю
щегося
Сформиров
анность
мотивации
к
познаватель
ной
деятельност
и
Сформиров
анность
творческой
активности
в
предметной
технологич
еской
деятельност
и
Личностные результаты
Сформиров
Освоени
Сформиров
анность
творческих
способност
ей
анность
коммуникат
е
социаль
ивной
деятельност
и в общении
и
ных
норм и
воспита
ние
сотрудниче
стве
трудолю
бия,
аккурат
ности,
усидчив
ости
Сред
ний
балл
Самостояте
льность
планирован
ия и
осуществле
ние
познаватель
ной
деятельност
и
Проявл
ение
интере
са к к
культу
ре
своей
Родины
, к
истока
м
народн
ого
творче
ства
Метапредметные результаты
Умение
соотнос
Проявлени
е
Умение
осущест
влять
контрол
ь своей
деятель
ности
ить
действи
я и
планиру
емые
результ
аты
Умение
осознан
но
использ
овать
алгорит
мы,
таблицы
, схемы
в
соответ
ствии с
поставл
енной
задачей
нестандарт
ного
подхода к
решению
задач в
процессе
конструир
ования и
моделиров
ания
изделия и
технологич
еского
процесса
Сред
ний
балл
23 Критерии оценивания
Параметр чётко выражен – 3б.
Параметр проявляется – 2 б.
Параметр проявляется слабо – 1 б.
Параметр не проявляется – 0б.
Инструментарий
3. Комплексная методика анализа и оценки уровня воспитанности обучающихся.
4. Диагностика мотивации учебной деятельности (Методика Н.Лускановой).
5. Диагностика познавательной сферы личности (тест Амтхауэра)
6. Наблюдение (экран активности, карты достижений)
ОПИСАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Методическое обеспечение:
1. Рабочая программа кружка
2. Методические рекомендации по выполнению лабораторных и практических
работ
Материальнотехническое обеспечение
1. Компьютер
2. Мультимедийный проектор
3. Лабораторное оборудование по физике
4. Подручные материалы (пластиковые бутылки, картон, пенопласт, воздушные
шары и т.д.)
24 Приложение 3.
25
Проект по физике
Проект по физике
Проект по физике
Проект по физике
Проект по физике
Проект по физике
Проект по физике
Проект по физике
Проект по физике
Проект по физике
Проект по физике
Проект по физике
Проект по физике
Проект по физике
Проект по физике
Проект по физике
Проект по физике
Проект по физике
Проект по физике
Проект по физике
Проект по физике
Проект по физике
Проект по физике
Проект по физике
Проект по физике
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.