Проект "По необъятным просторам России"
Оценка 5

Проект "По необъятным просторам России"

Оценка 5
Исследовательские работы +3
pdf
география +1
8 кл—11 кл +1
04.02.2017
Проект "По необъятным просторам России"
Публикация является частью публикации:
Конспекты занятий элективного курса_Туризм в России.pdf

Конспект занятия № 2

 

Тема: «Рекреационная география. Туристские ресурсы».

 

Форма занятия: лекционно-практическое занятие. Тип занятия: изучение нового материала.

 

Цели:

1.Образовательные:

-                     обеспечить в ходе урока усвоения учащимися основных понятий –  «рекреационная география», «рекреационные ресурсы», «туристские ресурсы»;

-                     сформировать представление школьников о видах туристских ресурсов; - продолжить формирование умения работать с картой.

2.Развивающие:

-                     развивать самостоятельность учащихся при работе с картами атласа; - развивать познавательный интерес учащихся к географии.  

3.Воспитательные:

-                     продолжить формирование научного мировоззрения школьников (на примере достижений науки в изучении рекреационных и туристских ресурсов); Оборудование: физ. карта России. Атласы (8кл.).

 

Ход занятия:

1.Изучение нового материала.

У: Географов, прежде всего, интересуют вопросы современного и перспективного рационального развития и размещения туризма по территории страны и ее регионам. Научной же географической основой познания проблем отдыха и туризма стало новое направление этой науки – рекреационная география. Рекреация – от латинского recreation – «восстановление» и соответствует понятию «отдых», «восстановление сил человека», израсходованных в процессе труда. В нашей стране одним из основоположников этого направления в географической науке стал профессор В.С.Преображенский. Рекреационная география возникла в конце 60-х – начале 70-х годов как география отдыха и туризма. Сейчас эта дисциплина преподается в ряде высших учебных заведений на географических факультетов, а в некоторых учебных заведениях открыли факультет «Туризм и сервис».

     Задача географов состоит в том, чтобы наряду с другими специалистами разрабатывать методику выявления, оценки  и картографирования рекреационных ресурсов, давать рекомендации по  рациональному использованию территории, охране природы и красоты ландшафта для рекреации, находить зоны рекреационной географии. Рекреационные ресурсы это ресурсы, способствующие восстановлению здоровья человека, создающие условия для хорошего отдыха. Понятия рекреационные и туристские ресурсы совпадают, но первое понятие более общее, а второе включает в себя набор объектов – от гор, лесов и вод до производственных сооружений и творений архитектуры. Туристские ресурсы – совокупность природных и созданных человеком  объектов и явлений окружающей среды, которые пригодны для туристскоэкскурсионной деятельности. Основу туристских ресурсов составляют оздоровительные и познавательные ресурсы. Первые связаны с природными факторами (природно-климатическими), вторые – с ресурсами культурноисторическими.

 

 

Туристские ресурсы

                                                       

            Природные      Социально-экономические   Непосредственные          Косвенные

 

Классификация природных ресурсов

 

Признаки

Виды природных ресурсов

По принадлежности к определенным компонентам природы.

Климатические, водные, лесные.

По функциональному назначении.

Оздоровительные, познавательные, спортивные.

По степени изученности

Не изучены, слабо изучены, достаточно изучены.

 

Классификация социально-экономических ресурсов

                                                                                                                             

Историко-культурные объекты   историко-культурные явления        финансовые

                                                                                                                    материальные                                                                                                                       трудовые

Памятники, музеи, памятные       этнографические, политические      места и т.д.                                     производственные и т.д.   

 

                                                              Классификация 

         непосредственных ресурсов                                  косвенных ресурсов

                                                                                                                                                

Красота ландшафта, лечебно-оздоровительные      Сырьевые, энергетические,  свойства местности, объекты познания и т.д.          финансовые, материальные,                                                                                        трудовые и т.д.

 

      Итак, туристические маршруты и учреждения располагаются там, где имеются непосредственные ресурсы. Ради этих ресурсов прибывают сюда туристы, будь то неповторимый природный ландшафт или уникальный исторический памятник. Существуют территории, где туристские ресурсы имеют общероссийское значение, а есть территории малоблагоприятные для туризма, хотя здесь имеются интересные природные объекты и красивые ландшафты. 

 

2.Практическая работа:

Задание: Определить по карте регионы России, где туристские ресурсы имеют общероссийское, межрайонное, местное значение; территории малопригодные для туризма. 

 

Результаты своих исследований запишите в таблицу:

 

Регионы, где туристские ресурсы

имеют общероссийское значение

Регионы, где туристские ресурсы имеют межрайонное значение

Регионы, где туристские ресурсы имеют местное значение

Территории малопригодные для планового туризма

У: Объясните, почему в различных регионах страны туристские ресурсы имеют разное значение? С чем это связано? 

Д: благоприятный климат и живописные ландшафты повышают «туристский» потенциал. К местам обжитым тяготеют туристские учреждения, транспорт, система маршрутов. Общероссийское значение имеют территории издавна обжитые человеком, которые хранят историю, традиции и памятники. Межрайонное и местное значение имеют территории удаленные от Центральной России. Из таких районов как Камчатка, Приморский край, Сахалин очень сложно добраться до Центра Европейской части страны, поэтому население в рекреационных целях использует свои родные места и соседние территории. Территории малопригодные для туризма, как правило, менее обжиты человеком и имеют суровые климатические условия.

У: итак, места, где с незапамятных времен обитал человек самые привлекательные, поэтому «если хотите найти самое красивое место, ищите самое древнее», - писал Н.Рерих.

 

 

Конспект занятия № 3

 

Тема: «Крупнейшие направления туризма. Классификация туризма».

 

Форма занятия: лекционно-практическое занятие. Тип занятия: изучение нового материала.

 

Цели:

1.Образовательные:

-                     обеспечить в ходе урока усвоения учащимися основных понятий – «туризм плановый и самодеятельный», «линейные, кольцевые, радиальные маршруты»; - сформировать представление о видах туризма  - продолжить формирование умения работать с картой.

2.Развивающие:

-                     развивать самостоятельность учащихся при работе с картами атласа; - развивать познавательный интерес учащихся к географии.

3.Воспитательные:

-                     продолжить формирование научного мировоззрения школьников (на примере достижений науки в изучении различных видов туризма); Оборудование: атласы (8 кл.). Физ. карта России.

 

Ход занятия:

1.Изучение нового материала.

У: современный туризм сложное, многоликое явление. Он различается по целевой направленности, способам передвижения, формам организации, построению маршрутов, продолжительности путешествий, составу участников и т.д. Туристы объединяются в группы, секции, федерации, проводят областные, республиканские, краевые и российские слеты и соревнования туристского мастерства, демонстрируя образцы смелости, выносливости, смекалки, взаимовыручки и дружбы.

      Сложилось два крупнейших направления туризма – туризм плановый и самодеятельный. О плановых туристах заботится туристическое учреждение. Путешественнику остается лишь выбрать маршрут и заплатить деньги. Ему обеспечены транспорт, жилье, питание, экскурсионное обслуживание. Самодеятельный же турист в основном заботится о себе сам. Но учреждения туризма могут помочь ему консультацией, дать на прокат снаряжение, иногда доставить его к началу маршрута и

т.д. В особенности это касается самодеятельных туристов-спортсменов, которые занимаются в туристских клубах и секциях. И именно эта «ветвь» туризма ближе к спорту, т.к. здесь не обойтись без специальной подготовки и тренировок. Плановые туристские маршруты делятся на линейные, кольцевые и радиальные.

Линейныеэто маршруты, действие которых начинается в одном туристском учреждении (городе) и заканчивается в другом с обязательными переездами организованно всей группой через промежуточные пункты. Большинство российских туристских маршрутов имеют линейную форму обслуживания.

Кольцевые маршруты начинаются и заканчиваются в одном и том же туристском учреждении. Например, автобусный маршрут «Золотое кольцо», теплоходный маршрут Кострома-Астрахань-Кострома.

Радиальные маршрутыэто когда туристы весь срок, указанный в путевке,  отдыхают на одном месте. Например, на турбазах Черноморского побережья Кавказа, турбазах Алтая и др. Туристы по желанию принимают участие в походах, прогулках, экскурсиях, знакомятся с достопримечательностями района, природными богатствами, музеями, памятниками и т.д.

     Сложность и пестрота явления туризма нуждаются в систематизации, создании классификаций. В их основу могут быть положены саамы различные признаки. 

 

Классификация туризма

 

Признаки

Виды туризма

По функциональному назначению

Оздоровительный, познавательный, спортивный.

По основному занятию

Поход, катание на лыжах, транспортное путешествие, экскурсия.

По способу передвижения

Пешеходный, лыжный, водный, с использованием вьючных и верховых животных, железнодорожный, автобусный.

По сезонности

Летний, зимний, межсезонный.

По составу туристов

Молодежный, школьный, семейный.

По продолжительности

Туризм выходного дня или отпускного периода.

По характеру нагрузок

Пассивный, активный.

-

«Внутренний» (национальный), международный.

 

У: естественно, что классификация по таким признакам – вещь условная, т.к. все они находятся в сложном взаимоотношении и взаимопроникают один в другой. Важно обнаружить ведущий признак и рассмотреть его в сочетании с сопутствующим.

Сегодня мы выясним, каковы возможности нашей страны в познавательном, оздоровительном и спортивном туризме.

 

2.Практическая работа.

Задание: определить по карте степень насыщенности территорий России экскурсионно-познавательными объектами. Выделить регионы России благоприятные и малоблагоприятные для оздоровительного и спортивного туризма. 

 

Результаты своих исследований запишите в таблицу:

 

Степень насыщенности регионов России экскурсионно-

 

Регионы оздоровительного туризма

 

Регионы спортивного туризма

познавательными объектами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У: в выводе укажите, какой вид туризма наиболее приемлем для России и почему?

Д:      наиболее     приемлем      для     территории     России      познавательный      туризм.

Продолжительность благоприятного времени для спортивного туризма невелика, т.к. в некоторых регионах страны часты непогоды с сильными дождями, снегом и ветрами, а высокогорьях после сильных снегопадов возникают лавины. Во время весенних половодий и летних паводков водные походы по крупным рекам усложняются из-за мощного течения и водоворотов.

У: Возможности для развития туризма в нашей стране огромны. Это касается и его «объекта» - туристских ресурсов, и «внутренних» социальных причин, служащих росту армии туристов. Десятки миллионов людей ежегодно отправляются в путешествия, чтобы при непосредственном наблюдении и общении познать природу, народы, культуру других районов России. 

 

 

Конспект занятия № 8

Тема: «Путешествие по России».  Форма занятия: урок-практикум. Тип занятия: обобщение изученного материала.

 

Цели:

1.Образовательные: 

-                     учить самостоятельно работать с различными источниками информации (учебником, картами, схемами); 

-                     учить самостоятельно составлять туристские маршруты и давать оценку уже существующим маршрутам;

-                     обобщить и систематизировать знания о районах познавательного, спортивного и оздоровительного туризма в России.

2.Развивающие:

-                     развивать практические навыки работы с картами и с другими источниками информации; - развивать познавательный интерес к географии.

3.Воспитательные:

-                     способствовать эстетическому воспитанию школьников через организацию работы по оформлению презентаций, рекламных проспектов, буклетов, открыток и т.д.

Оборудование: Физ. карта России. Атласы (8 кл.). Справочники, путеводители, энциклопедии, компакт-диски, Интернет-ресурсы.

 

Ход занятия:

1.Практическая работа.

Задание I:

1.Разработать туристский маршрут, в котором необходимо указать:

а) название маршрута;

б) вид маршрута по функциональному назначению;

в) пункты размещения туристов (название городов, название теплохода, туристской базы, гостиничного комплекса и т.д.);

г) общую продолжительность туристского маршрута, и пребывание в каждом городе или на каждой стоянке в днях;

д) вид транспорта, с помощью которого осуществляются переезды из одного пункта

(города) в другой;

е) разработать программу пребывания туристов на каждый день (различные экскурсии, прогулки, походы, развлечения, концертные программы и т.д.)

 

Задание II:

1.Разработать рекламные проспекты, открытки, буклеты, объявления и т.д., где необходимо указать:

а) информацию о каждом пункте размещения туристов (описание туристской базы, гостиницы,  теплохода, туристической деревни и т.д.);

б)  дать описание мест, которые указаны в программе пребывания туристов (рассказать об истории возникновения данного места, достопримечательностях, исторических,  культурных и природных памятниках, заповедных местах и т.д.).

Примечание: разрабатывая рекламные проспекты необходимо использовать фотографии, картинки, открытки, свои рисунки. Описание мест пребывания туристов можно выполнить в форме презентации или доклада. Информацию о туристском маршруте и о пунктах размещения туристов можно указать в рекламных проспектах.

 

Домашнее задание: оформить и представить разработанный маршрут в форме творческой работы (презентации, веб-сайта, буклета и т.д.).

 

 

Конспект занятия № 9

Тема: «Особо охраняемые территории и природные уникуму Костромской области. Возможности использования в рекреационных целях».  

Форма занятия: лекция, урок – исследование. Тип занятия: изучение нового материала.

 

Цели:

1.Образовательные:

-  сформировать представление о памятниках природы, интересных объектах природы, ресурсных заказников, особо охраняемых территориях Костромской области; -           определить    возможности           использования          памятников   природы,        охраняемых территорий в рекреационных целях;

-  продолжить формирование умения работать с контурной картой, учебником и атласом.

2.Развивающие:

-  развивать самостоятельность учащихся при работе с контурной картой, учебником;

-  развивать познавательный интерес учащихся к географии через показ фотографий о природе усадьбы Следово.

3.Воспитательные:

-  способствовать эстетическому воспитанию школьников через показ фотографий о природе усадьбы Следово;

.- воспитывать чувство патриотизма, уважение к природе родного края;  - способствовать экологическому воспитанию школьников.

Оборудование: учебник «География Костромской обл.», карта административного деления Костромской обл., контурные карты Костромской обл.; альбом «Усадьба Карцевых в Следово».  Ход занятия:

1.Изучение нового материала:

У: Территория Костромского края расположена в лесной зоне, в подзоне южных хвойных лесов. Основной тип растительных сообществ нашей территории – леса. В настоящее время лесами покрыто около 70% территории Костромского края. Эталонным участком коренных природных лесов подзоны южной тайги является «Кологривский лес» - государственный памятник природы. Уникальность участка заключается в отсутствии следов антропогенного влияния на жизнь растительного сообщества. Ель составляет в сообществе 65%. Возраст деревьев достигает 350-400 лет, высота 40-45 м, диаметр ствола – 80-120 см.

     Площадь сосновых лесов в нашем крае сократилась более чем в два раза. Сохранились лишь небольшие участки сосновых лесов. Они взяты в нашей области под охрану. Одно из таких растительных сообществ площадью 538 га находится в Кадыйском районе. Сосна занимает 50% в составе сообщества. Деревья достигают высоты 40-50 м. Охраняемые участки сосновых лесов выделены в Межевском, Буйском, Костромском, Чухломском, Мантуровском районах.  

    Среди других хвойных пород нашего края следует назвать пихту, лиственницу, можжевельник. Можжевельник обыкновенный в нашей области взят под охрану. В Солигаличском районе встречается уникальная популяция древовидной формы этого вида на площади 36 га.

     Смешанные леса имеют значительное распространения на территории Костромского края. Кроме обычных видов берез в нашем крае обнаружена карликовая береза – реликт ледяного периода. В начале 60-х годов в Костромском крае была обнаружена карельская (узорчатая) береза, имеющая мировую известность по рисунку древесины. Взятые под охрану популяции этих деревьев имеются в Костромском, Судиславском, Нерехтском районах. 

     Практически во всех районах и особенно в Солигаличском выделены ресурсные заказники с большим обилием черники, брусники, груздей, белых грибов. Всего выделено 337 таких заказников.

     Различные виды деревьев и кустарников выращивались когда-то в дворянских усадьбах. К сожалению, многие из них исчезли с Костромской земли вместе с памятниками архитектуры. Большинство сохранившихся дендропарков в настоящее время охраняется государством. Из 221 государственного памятника природы на территории Костромского края значительное место занимают старинные посадки деревьев часто вместе с прудами, иногда с уцелевшими архитектурными сооружениями, церквами.

      Широко известен парк – усадьба Щелыково у дома-музея А.Н.Островского (Островский район). На территории дворянских усадеб особенно хорошо сохранились липовые аллеи (Галичский, Нерехтский, Шарьинский районы). В Межевском районе липовые аллеи в д. Кузьминки были посажены в XVIII в. В этом же районе у д.

Колодезное сохранилась лиственничная роща (посадки XVIII в.). Роща сибирской лиственницы имеется также в с. Чернопенье Костромского района. Значительным разнообразием видов отличается парк в санатории им. Трифоныча Костромского района (сосна сибирская, кипарис, туя и др.).

      Богат памятниками природы Парфеньевский район. Из старинных памятников следует назвать парк с церковью «Воскресенья Христова» на соборной горе в с. Парфеньево, кладбищенский парк с деревянной церковью в с. Ефремье. Уникальные памятники в этом районе – плодоносящие сибирские (кедровые) сосны в возрасте 120 лет (д. Сокирино, с. Парфеньево), дуб в возрасте 270 лет (д. Фролово).

      Парк из серебристого тополя и липы частично сохранился на территории бывшей усадьбы Высоково, заросли сирени и липовые аллеи – в усадьбе Павловское (Островский район).  Павловское на лесной речке Яхруст принадлежало профессору геологии Казанского университета Б.К.Поленову. Это прародина памятного в русской науке и искусстве рода Поленовых. Здесь также находился дом-мастерская художника Б.М.Кустодиева, напоминающая своей затейливой архитектурой старинный русский терем.. Бесконечное разнообразие природы Костромского края Кустодиев запечатлел на многих своих полотнах.

      Живописным местечком, памятником природы является усадьба «Следово» в

Судислвском районе. Усадьба «Следово» основана в 1730 году Степаном Ивановичем Карцевым, одним из представителей старинного дворянского рода. Сейчас там создан межшкольный биоэкологический центр г. Костромы. С северной стороны усадьбы можно прогуляться по старому парку, в котором под охраной государства находятся  многовековые липы, семенные деревья пихты. Силами школьников в Следово посажен молодой парк. Сотни сибирских и корейских кедров, сосен, можжевельников, елей обрели здесь вторую родину. Четыре года ушло на создание следовского альпинария. Более 5000 камней были найдены, погружены и уложены на свое место. Среди этих камней растут камнеломки, шиловидные флоксы, карликовые сосны, можжевельник, ели, кипарисовики, туи и др. Летом на территории усадьбы располагается цветник, где произрастают разные виды гладиолусов и роз, рододендрон, жасмин, клематисы, ирис, орхидея и другие растения. В 1996 году провели полную реконструкцию пруда (чистили, вырубали деревья). 

      На первом этаже старого усадебного дома создан аквариумный комплекс. Рядом с ним создается террариумный комплекс и комната для птиц. Таким образом, первый этаж спланирован как уголок живой природы.

     Поднимаясь на второй этаж, на стене межлестничного марша можно увидеть герб рода Карцевых и портретную галерею. На втором этаже оборудованы учебные классы по зоологии и ботанике. В зоологическом классе размещена уникальная коллекция беспозвоночных животных (более 1000 видов). В холле представлена интересная коллекция комнатных растений.

     На территории усадьбы для учеников 32-ой школы г. Костромы открыт летний экологический лагерь труда и отдыха, в котором за сезон бывает свыше 400 детей. Ребята приезжают сюда отдохнуть, поработать в саду, цветниках, альпинарии. Кроме того, в Следово организуют однодневные экскурсии для всех желающих посмотреть ботанический сад, парки, живописные природные ландшафты.  

Просмотр фотографий в альбоме «Усадьба  Карцевых в Следово».

 

У: итак, все описанные выше природные места и объекты можно использовать в рекреационных целях. 

     Важнейшей частью ландшафта Костромского края являются болота. Примеры охраняемых верховых болот: Дудинское (Макарьевский район), Чистое (Буйский район), Половчиновское (Островский район). Среди охраняемых низинных болот следует назвать известное Сусанинско-Исуповское болото в Сусанинском районе (2505 га), Заветлужское в Вохомском районе (3200 га.). Из других водных объектов, в перечень особо охраняемых вошли 24 реки, Костромской разлив, Галичское и Чухломское озера.

     Памятниками природы в настоящее время объявлены некоторые объекты подземных вод:

-     источники минеральной воды, в том числе сероводородной воды в Буйском районе;

-     родник на территории санаторно-лесной школы на Козловых горах;

-     родники в Межевском, Шарьинском, Октябрьском, Судиславском, Солигаличском,

Поназыревском районах;

-     Святой ключик в Парфеньевском районе.

     Еще одно местечко в Костромской области, которое часто посещают экскурсионные группы - это лосеферма в д. Сумароково Красносельского района. Лосеферма была создана в 1965 году на р. Покше. Здесь разрабатываются методы одомашнивания лосей. Во время экскурсии туристам дают возможность собственноручно покормить лосей. 

 

2.Практическая работа. 

Задание: используя записи в тетради, учебник «География Костромской области, карты приложения, нанести на контурную карту с помощью условных знаков особо охраняемые территории, ресурсные заказники, памятники природы Костромской области.

 

У: Имеются ли возможности для развития туризма в Костромской области? Какой вид туризма по функциональному назначению наиболее приемлем для нашего региона?

Д: Костромская область имеет огромные возможности для развития познавательного и оздоровительного туризма. На территории области расположено множество исторических и природных памятников, способствующих развитию туризма.  У: Природные ландшафты отражают лучшие свойства человека, его культуру, его национальные особенности. Неслучайно именно на территории Костромской области разрабатывают маршрут «Малое Золотое кольцо России». Сюда войдут города, районные центры, где находятся природные, исторические и культурные памятники. А, мы с вами обязательно посетим музей - усадьбу А.Н.Островского в д. Щелыково.

 

Конспект занятия № 2 Тема: «Рекреационная география

Конспект занятия № 2 Тема: «Рекреационная география

Основу туристских ресурсов составляют оздоровительные и познавательные ресурсы

Основу туристских ресурсов составляют оздоровительные и познавательные ресурсы

Задание: Определить по карте регионы

Задание: Определить по карте регионы

Оборудование: атласы (8 кл.).

Оборудование: атласы (8 кл.).

По способу передвижения

По способу передвижения

У: Возможности для развития туризма в нашей стране огромны

У: Возможности для развития туризма в нашей стране огромны

Задание II: 1.Разработать рекламные проспекты, открытки, буклеты, объявления и т

Задание II: 1.Разработать рекламные проспекты, открытки, буклеты, объявления и т

Оборудование: учебник «География

Оборудование: учебник «География

Трифоныча Костромского района (сосна сибирская, кипарис, туя и др

Трифоныча Костромского района (сосна сибирская, кипарис, туя и др

У: итак, все описанные выше природные места и объекты можно использовать в рекреационных целях

У: итак, все описанные выше природные места и объекты можно использовать в рекреационных целях
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.02.2017