Проект "По необъятным просторам России"

  • Исследовательские работы
  • Образовательные программы
  • Презентации учебные
  • Разработки курсов
  • pdf
  • 04.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала Программа элективного курса_Туризм в России.pdf

Информационно-методический центр отдела образования  администрации городского округа город Буй  Костромской области

 

                                                             Утверждаю:     ____ Л.В. Бочагова,                                                             зав. ИМЦ  отдела образования                                                            администрации городского округа г. Буй

                                                             «______» _______________ 200___ г.

 

 

 

 

ПРОГРАММА

элективного курса

«Туризм в России»

для учащихся 8-х классов (14 – 15 лет)

 

Срок реализации программы: 6 месяцев (Всего 17 часов - 1 час в неделю)

 

  

 Место реализация программы: 

1.                Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 13 им. Р.А. Наумова городского округа город Буй Костромской области;

2.                Муниципальное образовательное учреждение для детей Межшкольный учебный комбинат городского округа город Буй Костромской области

 

 

Автор: Татаринцева Ирина

Валерьевна, методист Информационно-методического центра отдела образования администрации городского округа город Буй 

Костромской области

 

 

 

Пояснительная записка

 

         Сегодня             туризм            превратился   в массовое движение, охватившее десятки миллионов людей. Постоянно растущая потребность населения в туристическом отдыхе вывела его на одно из первых мест среди различных форм отдыха. В России имеются большие возможности для путешествий: разнообразие рельефа, климата, ландшафтов, наличие уникальных памятников истории и культуры, разветвленная сеть железных дорог, воздушных и автомобильных магистралей, морских и речных путей, туристско-экскурсионных учреждений. За короткий промежуток времени туристское движение превратилось в крупное социально-экономическое явление современности, а масштабы туристского обслуживания благодаря разветвленной сети маршрутов, турбаз, гостиниц, комплексу услуг уже давно дали основание называть туризм отраслью    хозяйства.                        

В туризме заложены огромные возможности для воспитания, повышения культурного и образовательного уровня людей. Поэтому он должен занимать значительное место и в жизни школьников. Туризм – это не только средство физического воспитания, но и средство расширения кругозора и обогащения духовной жизни людей, средство познания красоты природы. В туристических походах, путешествиях, поездках оживают и получают совершенно новое звучание многие знания, приобретенные на уроках географии, биологии, истории, литературы, которые подчас усваиваются формально.

Цель элективного курса – формирование у школьников знаний об особенностях важнейших центров и районов туризма России, Костромской области. Задачи курса:

-   углубление знаний учащихся о природных, культурных и исторических памятниках     России и родного края;   

-   определение возможностей Костромской области и своей местности в развитии     туризма;

-   выявление основных видов туризма;

-   определение месторасположения особо охраняемых территорий России и 

   Костромской области;                              

-   развитие навыков безопасного поведения в природе;

-   формирование желания сохранить природные, культурные и исторические памятники    своего края, России;

-   закрепление умений работы с основными средствами получения географической    информации.

         Содержание предпрофильного курса позволяет включить его в систему дисциплин как естественного, так и гуманитарного цикла. Занятия вводят учащихся в тот мир географии, который увлекает романтикой путешествий, научным поиском в решении проблем познания окружающего мира; знакомит с основными средствами получения и приемами обработки географической информации; основными методами географических исследований: описательным, картографическим, статистическим, методом проектов. Значительная часть учебного времени отводится на практические работы, направленные на становление субъективного опыта учащегося. Элективный курс «Туризм в России» построен на принципах интегративности, историзма, регионализации. Важной особенностью является изучение курса на трех уровнях: моя страна (Россия) – мой край (Костромская область) – мой город (город Буй). Программа элективного курса для учащихся 8-х классов «Туризм в России» рассчитан на 17 часов учебного времени (1 час в неделю) и включает теоретический материал и практические задания. На проектно-исследовательскую деятельность отводится 3 часа. Данный курс предполагает проведение практических работ не только в учебном кабинете, но и на местности, а также  экскурсию по культурно-историческим местам Костромского края. Программа включает четыре содержательных раздела: Введение – «Туризм глазами географа»; Раздел I – «География туризма России»; Раздел II – «География туризма Костромского края»; Раздел III – «Возможности своего населенного пункта в развитии туризма».

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Введение

 

Туризм глазами географа (2 часа)

 

         Возможности России в развитии туризма. Откуда появился туризм? Кто такие туристы? Путешественник – древняя профессия. Русские путешественники – исследователи, их вклад в освоение и изучение территории России. Трудности путешествий, эффект преодоления. Туризм в XX веке. Факторы, влияющие на развитие туризма. Рекреационная география. Туристские ресурсы, их классификация. Регионы России, где туристские ресурсы имеют общероссийское, межрайонное, местное значение. Территории малопригодные для планового туризма.

 

Раздел I

 

География туризма России (6 часов)

 

         Два крупнейших направления туризма. Классификация туризма. Важнейшие центры познавательного туризма. Основные районы оздоровительного и спортивного туризма. Природные святыни России: заповедники, национальные парки, заказники. Интересные объекты природы - создания живой и неживой природы. Характеристика и уникальность объектов всемирного наследия нашей родины: Золотые горы Алтая, Западный Кавказ, вулканы Камчатки, озеро Байкал, девственные леса Коми, природный комплекс центрального Сихотэ-Алиня, Московский Кремль и Красная площадь, исторический центр Санкт-Петербурга и дворцово-парковые комплексы его окрестностей, исторические памятники Великого Новгорода и его окрестностей, историко-культурный комплекс Соловецких островов, Белокаменные памятники Владимиро-Суздальской земли.

 

Практическая работа: Составление рекламных проспектов и разработка увлекательных туристских маршрутов к разнообразным объектам природного и культурного наследия России.

  

Раздел II

 

География туризма Костромского края (3 часа)

 

           Особо охраняемые территории и природные уникумы Костромской области: участки сосновых лесов в Межевском, Буйском, Кадыйском, Костромском, Чухломском, Мантуровском районах; низинные и верховые болота Буйского,

Сусанинского, Макарьевского и Островского районов; ресурсные заказники в Солигаличском районе. Кологривский лес - государственный памятник природы. Возможности их использования в рекреационных целях. Дворянские усадьбы

Костромского края – государственные памятники природы и архитектуры. Характеристика культурного наследия родного края: Галич, Нерехта, Чухлома, Красное – на - Волге, Щелыково, Следово и др. Кострома в составе городов туристского маршрута «Золотое кольцо России». Основные районы оздоровительного туризма. Использование подземные вод Костромской области в оздоровительных целях.

 

Практические работы: 

1.Нанесение на контурную карту особо охраняемых территорий, ресурсных заказников, памятников природы Костромской области.

2.Разработка турне «Золотое кольцо Костромской области». Экскурсия в музей-усадьбу А.Н.Островского (д. Щелыково).

 

Раздел III

 

Возможности своего населенного пункта в развитии туризма (3 часа)

 

           Заочная экскурсия по городу Бую. Места отдыха в окрестностях Буя. Святые места Буйской земли: Железноборовский монастырь, Ферапонтов монастырь на Монзе, Макариев монастырь на Письме и Макариева пустынь, Контеевские храмы и т.д. Значение культурно-исторических мест в окрестностях Буя в развитии познавательного туризма.  Поход – вид спортивного туризма, необходимый для организации досуга школьников. Организация похода. Азбука туризма – походная экипировка и снаряжение, разведение костра, определение сторон горизонта, ориентирование на местности, оказание первой помощи в экстремальной ситуации, природные лекарственные средства. Правила поведения в природе.

 

Практическая работа: 1.Построение плана местности с помощью маршрутной съемки.

 

           В каждом содержательном разделе общие цели курса реализуются через конкретные учебные задачи, которые в свою очередь выражаются через результаты обучения.

 

Формы занятий

 

1.      Лекция;

2.      Урок-практикум;

3.      Лекционно-практические занятия; 4. Урок-исследование;

5. Экскурсии.

 

Планируемые результаты обучения

 

Учащиеся должны знать:

 

виды туризма  и их отличительные особенности;

определения понятий «рекреационная география», «туристские ресурсы»; размещение памятников природного и культурного наследия в России; особо охраняемые территории и природные уникумы Костромской области; основные черты сходства и различия заповедников и национальных парков; достопримечательности города Буя; основы техники и тактики пешеходного туризма; правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:  определять по карте регионы, где туристские ресурсы имеют общероссийское, межрайонное, местное значение; 

определять по карте территории малопригодные для туризма;

определять   по        карте   степень          насыщенности          территорий           экскурсионнопознавательными объектами; 

давать оценку оздоровительным ресурсам России;  

давать оценку регионам России по степени их благоприятности для развития спортивного туризма;

разрабатывать туристские маршруты;

определять стороны горизонта по компасу и местным признакам; пользоваться природным материалом в походных условиях; составлять план местности с помощью маршрутной съемки.

Формы контроля

собеседование; практические работы с картами атласа;

практические работы в контурных картах;

творческие   работы            учащихся       (доклады,       сообщения     с          применением информационно-коммуникативных технологий, буклеты, рекламные проспекты и т.д.);

Предлагаемые темы творческих работ учащихся: 

Районы оздоровительного и спортивного туризма.

Важнейшие центры познавательного туризма.

Туристы – пешеходники, горники, водники.

Москва – центр познавательного туризма.

Туристское Подмосковье.

Туризм на Байкале.

Приморье – важный туристский район Дальнего Востока.

Сахалинский район – островной туристский регион России.

Камчатка – страна вулканов и гейзеров.

Туризм на Урале.

Алтай – район оздоровительного и спортивного туризма.

Карельско-Кольский озерный край. 

Золотое кольцо России.

Загадки Белого моря.

Районы оздоровительного и познавательного туризма Костромской области.

Культурное наследие Костромского края.

Кострома – важнейший культурный центр области.

Исторические и культурные памятники Буйской земли.

Усадьба «Следово» - памятник культуры, истории и природы.

Разработка учащимися туристских маршрутов. Предлагаемые названия маршрутов:

«Вокруг Буй-городка»; 

«Золотое Кольцо Костромского края»;

«По озеру Селигер»;

«По Западному Кавказу»; «От Саян до Байкала»:

«По Телецкому озеру и Алтайской тайге»;

«По берегу Черного моря»;

«По древнерусским городам и Санкт-Петербургу»;

«По курортам Северного Кавказа»;

«По озерам Карелии»; «В край белых ночей»;

«По местам боевой славы»;

«По историческим местам Центра России»;

«По заповедным местам России»;

«Морские круизы на Соловецкие острова»;

«На плотах по Пинеге»;

«Речные круизы по Северной Двине»;

«Русский Север приглашает»;

«Речные путешествия по Волге»;

Теплоходный тур: «По морям и землям Дальнего Востока».

Тематическое планирование элективного курса «Туризм в России»

Раздел

Тема занятия

Практическая работа

Оборудование

Домашнее задание

1.

Введение Туризм глазами

географа (2

ч.)

География в науке путешествий.

 

Физ. карта России

Конспект

2.

 

Рекреационная география. Туристские ресурсы.

Определение по карте

регионов, где туристские ресурсы

имеют общероссийское, межрайонное, местное значение; территорий малопригодных для туризма.

Атласы (8 кл.). Физ. карта России.

Конспект

3.

Раздел I

Крупнейшие

Определение по карте

Атласы (8 кл.).

Конспект.

 

 

География туризма России(6 ч.)

направления туризма.

Классификация туризма.

степени насыщенности территорий экскурсионнопознавательными объектами. Оценка оздоровительных ресурсов России  и регионов по степени благоприятности для спортивного туризма.

Физ. карта России.

Творчески е работы о заповедни ках и нац. парках.

4.

 

Природные святыни России (заповедник, национальные парки).

 

Физ. карта России.

Атласы (8 кл.).

Видеофильм

«о.Врангеля».

Открытки «Заповедники России».

Творчески е работы на тему «Чудеса природы».

5.

 

Интересные объекты природы.

 

Физ. карта России.

Атласы (8 кл.).

Видеофильмы «Белое море – не белое пятно»,

«Пещера

Подмосковья», «Сибирь. Горная

Шория».

Конспект.

6.

 

Объекты Всемирного природного Наследия.

 

 Атласы (8 кл.).

Видеофильм

«Озеро Байкал». Физ. карта России. 

Подобрать

материалы о культурноисторичес ких центрах России.

7.

 

Объекты Всемирного культурного Наследия.

 

Физ. карта России.

Атласы (8 кл.). Презентация «СанктПетербург – один из красивейших городов мира». Слайды с видами С.

Подобрать материалы

об

объектах природног

о и

культурно го наследия.

 

 

 

 

 

Петербурга.

 

8.

 

Путешествие по России. 

 

П/р №1 «Составление рекламных проспектов и разработка туристских маршрутов к разнообразным объектам природного и культурного наследия России».

 

Физ. карта России. Атласы (8 кл.).

Справочники, путеводители,

энциклопедии , компактдиски, Интернетресурсы. 

Конспект.

9.

Раздел II География туризма

Костромског о края (3 ч.).

Особо охраняемые территории и природные уникуму Костромской области.

Возможности использования в рекреационных целях.

П/р №2 «Нанесение на контурную карту особо охраняемых территорий, ресурсных заказников, памятников природы

Костромской области».

Учебник

«География Костромской

обл.», контурная карта Костромской обл.

 

10

 

Районы

оздоровительного и познавательного туризма Костромской области.

 

Учебник

«География Костромской обл.» Слайды «Усадьба Следово».

Карта

Костромской обл.

Конспект.

11

 

Путешествие по Костромской области.

П/р №3 «Разработка турне «Золотое кольцо Костромской области».

Учебник

«География Костромской обл.» Карта

Костромской обл.

 

12

Раздел III

Возможност и своего населенного пункта в развитии туризма 

(3 ч.).

Достопримечательн ости г. Буя. Места

отдыха в окрестностях города.

 

Видеофильм о городе Буе. Карта

Костромской обл.

 

13

 

Поход – один из видов школьного спортивного туризма.

 

Компас.

Подготови

ть к уроку

принадлеж ности: линейку,

 

 

 

 

 

планшет, лист А-4, карандаш, ластик, тетрадь.

14

 

Маршрутная съемка местности.

П/р №4 «Построение

плана местности с помощью маршрутной съемки»

Компас, линейка, планшет, лист А-4, карандаш, ластик, тетрадь.

Оформить план местности.

15

16

Заключение

(3 ч.).

Проектноисследовательская деятельность.

Разработка проектов.

 

 

17

 

Представление авторских проектов.

 

 

 

 

 

Литература Книги:

Алексеев А.И., Николина В.В. География: население и хозяйство России: учебник для 9 кл. общеобразоват. учреждений. М.: «Просвещение», 2002 г., 333 с.

Бардин К.В. Азбука туризма (о технике пешеходных путешествий): пособие для учителей, руководителей туристских походов со школьниками. М.: «Просвещение»,

1981 г., 204 с.

Баринова И.И. География России. Природа: учебник для 8 кл. общеобразоват. учреждений. М.: «Дрофа», 1996 г., 288 с.

Бекенева Л.А., Белова В.В., Груздева Н.А., Лебедев В.П., Петрова Л.А.,  Рябинин А.Н. География Костромской области: учебное пособие для средней школы. Кострома, 1995 г., 127 с.

Белорусова О.М., Карвацкий Ю.П., Смирнов Ал. Н., Смирнов Ан. Н. Усадьба «Следово»- памятник культуры, истории и природы (межшкольный биоэкологический центр). Кострома, 30 с.

Белякова Е. Улицы города Буя. Буй (Буйский краеведческий музей им. Т.В.Ольховик), 2006 г., с.222.

Лукомские В.К. и Г.К. Кострома. Исторический очерк и описание памятников художественной старины. М.: «Прогресс-Плеяда», 2002 г., 512 с.

Пачулиа В.П. Черноморское побережье Кавказа: путеводитель для туристов. М.: «Профиздат», 1980 г., 240 с.

Путрик Ю.С., Свешников В.В. Туризм глазами географа. М.: «Мысль», 1986 г., 158 с.

Раковская Э.М. География: природа России: учебник для 8 кл. общеобразоват. учреждений. М.: «Просвещение», 2003 г., 301 с.

Сибирский меридиан: Туристско-краеведческий сборник по Западной Сибири / состав.: В.В.Ухов, В.С. Лихолитов. М.: «Профиздат», 1983 г., 144 с.

Симаков В.А. Семья идет в поход. М.: «Сов. Россия», 1987 г., 208 с.

Туристские маршруты / состав.: В.С.Волков, К.Е. Шапакина. М.: «Профиздат», 1985 г., 144 с. 

Флеров В.Н. Буйская земля. 1 часть. Кострома, 2002 г., 204 с.

Фролов М.П., Литвинов Е.Н. и др. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для 6 кл. общеобразоват. учреждений. М.: «Издательство АСТ», 2003 г., 206 с.

Энциклопедический словарь юного географа-краеведа: для среднего и старшего школьного возраста / состав. Карпов Г.В. М.: «Педагогика», 1981 г., 383 с.  Статьи из журналов:

Ветер странствий: Альманах. Вып. 21 / состав. Л.Г.Трипольский, Г.И.Анохин и др. М.: «Физкультура и спорт», 1986 г., 128 с.

Елисеев А.В. Российские исследователи Кавказа // География в школе № 1/200 г., с.3037.

Жогова М.Л. Изучение природных достопримечательностей России // География в школе № 1/1999 г., с.18-22.

Козаренко А.Е. Ловозерские тундры // География в школе № 7/2000 г., с.24-26.

Рудский В.В. Алтай – золотые горы // География в школе № 6/ 1999 г., с.44-50.

Соломин В.П., Финаров Д.П., Мосин В.Г., Любимов В.Ф., Любимова Т.А. Всемирное культурное и природное наследие // География в школе № 2/1999 г., с.20-27.

Приложение к программе элективного курса «Туризм в России»:

 

1.      Творческие работы учащихся:  исследовательский проект по разработке туристического маршрута «Золотое кольцо Костромского края»;

туристический маршрут «Загадки Белого моря»; туристический маршрут «Край Карельский – край родной»; туристический маршрут «Санкт-Петербург и его окрестности»;

«Туризм на Байкале»; туристический маршрут «По берегу черного моря».

 

2.      Конспекты занятий элективного курса «Туризм в России».