Информационно-методический центр отдела образования администрации городского округа город Буй Костромской области
Утверждаю: ____ Л.В. Бочагова, зав. ИМЦ отдела образования администрации городского округа г. Буй
«______» _______________ 200___ г.
ПРОГРАММА
элективного курса
«Туризм в России»
для учащихся 8-х классов (14 – 15 лет)
Срок реализации программы: 6 месяцев (Всего 17 часов - 1 час в неделю)
Место реализация программы:
1. Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 13 им. Р.А. Наумова городского округа город Буй Костромской области;
2. Муниципальное образовательное учреждение для детей Межшкольный учебный комбинат городского округа город Буй Костромской области
Автор: Татаринцева Ирина
Валерьевна, методист Информационно-методического центра отдела образования администрации городского округа город Буй
Костромской области
Пояснительная записка
Сегодня туризм превратился в массовое движение, охватившее десятки миллионов людей. Постоянно растущая потребность населения в туристическом отдыхе вывела его на одно из первых мест среди различных форм отдыха. В России имеются большие возможности для путешествий: разнообразие рельефа, климата, ландшафтов, наличие уникальных памятников истории и культуры, разветвленная сеть железных дорог, воздушных и автомобильных магистралей, морских и речных путей, туристско-экскурсионных учреждений. За короткий промежуток времени туристское движение превратилось в крупное социально-экономическое явление современности, а масштабы туристского обслуживания благодаря разветвленной сети маршрутов, турбаз, гостиниц, комплексу услуг уже давно дали основание называть туризм отраслью хозяйства.
В туризме заложены огромные возможности для воспитания, повышения культурного и образовательного уровня людей. Поэтому он должен занимать значительное место и в жизни школьников. Туризм – это не только средство физического воспитания, но и средство расширения кругозора и обогащения духовной жизни людей, средство познания красоты природы. В туристических походах, путешествиях, поездках оживают и получают совершенно новое звучание многие знания, приобретенные на уроках географии, биологии, истории, литературы, которые подчас усваиваются формально.
Цель элективного курса – формирование у школьников знаний об особенностях важнейших центров и районов туризма России, Костромской области. Задачи курса:
- углубление знаний учащихся о природных, культурных и исторических памятниках России и родного края;
- определение возможностей Костромской области и своей местности в развитии туризма;
- выявление основных видов туризма;
- определение месторасположения особо охраняемых территорий России и
Костромской области;
- развитие навыков безопасного поведения в природе;
- формирование желания сохранить природные, культурные и исторические памятники своего края, России;
- закрепление умений работы с основными средствами получения географической информации.
Содержание предпрофильного курса позволяет включить его в систему дисциплин как естественного, так и гуманитарного цикла. Занятия вводят учащихся в тот мир географии, который увлекает романтикой путешествий, научным поиском в решении проблем познания окружающего мира; знакомит с основными средствами получения и приемами обработки географической информации; основными методами географических исследований: описательным, картографическим, статистическим, методом проектов. Значительная часть учебного времени отводится на практические работы, направленные на становление субъективного опыта учащегося. Элективный курс «Туризм в России» построен на принципах интегративности, историзма, регионализации. Важной особенностью является изучение курса на трех уровнях: моя страна (Россия) – мой край (Костромская область) – мой город (город Буй). Программа элективного курса для учащихся 8-х классов «Туризм в России» рассчитан на 17 часов учебного времени (1 час в неделю) и включает теоретический материал и практические задания. На проектно-исследовательскую деятельность отводится 3 часа. Данный курс предполагает проведение практических работ не только в учебном кабинете, но и на местности, а также экскурсию по культурно-историческим местам Костромского края. Программа включает четыре содержательных раздела: Введение – «Туризм глазами географа»; Раздел I – «География туризма России»; Раздел II – «География туризма Костромского края»; Раздел III – «Возможности своего населенного пункта в развитии туризма».
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Возможности России в развитии туризма. Откуда появился туризм? Кто такие туристы? Путешественник – древняя профессия. Русские путешественники – исследователи, их вклад в освоение и изучение территории России. Трудности путешествий, эффект преодоления. Туризм в XX веке. Факторы, влияющие на развитие туризма. Рекреационная география. Туристские ресурсы, их классификация. Регионы России, где туристские ресурсы имеют общероссийское, межрайонное, местное значение. Территории малопригодные для планового туризма.
Два крупнейших направления туризма. Классификация туризма. Важнейшие центры познавательного туризма. Основные районы оздоровительного и спортивного туризма. Природные святыни России: заповедники, национальные парки, заказники. Интересные объекты природы - создания живой и неживой природы. Характеристика и уникальность объектов всемирного наследия нашей родины: Золотые горы Алтая, Западный Кавказ, вулканы Камчатки, озеро Байкал, девственные леса Коми, природный комплекс центрального Сихотэ-Алиня, Московский Кремль и Красная площадь, исторический центр Санкт-Петербурга и дворцово-парковые комплексы его окрестностей, исторические памятники Великого Новгорода и его окрестностей, историко-культурный комплекс Соловецких островов, Белокаменные памятники Владимиро-Суздальской земли.
Практическая работа: Составление рекламных проспектов и разработка увлекательных туристских маршрутов к разнообразным объектам природного и культурного наследия России.
Особо охраняемые территории и природные уникумы Костромской области: участки сосновых лесов в Межевском, Буйском, Кадыйском, Костромском, Чухломском, Мантуровском районах; низинные и верховые болота Буйского,
Сусанинского, Макарьевского и Островского районов; ресурсные заказники в Солигаличском районе. Кологривский лес - государственный памятник природы. Возможности их использования в рекреационных целях. Дворянские усадьбы
Костромского края – государственные памятники природы и архитектуры. Характеристика культурного наследия родного края: Галич, Нерехта, Чухлома, Красное – на - Волге, Щелыково, Следово и др. Кострома в составе городов туристского маршрута «Золотое кольцо России». Основные районы оздоровительного туризма. Использование подземные вод Костромской области в оздоровительных целях.
Практические работы:
1.Нанесение на контурную карту особо охраняемых территорий, ресурсных заказников, памятников природы Костромской области.
2.Разработка турне «Золотое кольцо Костромской области». Экскурсия в музей-усадьбу А.Н.Островского (д. Щелыково).
Заочная экскурсия по городу Бую. Места отдыха в окрестностях Буя. Святые места Буйской земли: Железноборовский монастырь, Ферапонтов монастырь на Монзе, Макариев монастырь на Письме и Макариева пустынь, Контеевские храмы и т.д. Значение культурно-исторических мест в окрестностях Буя в развитии познавательного туризма. Поход – вид спортивного туризма, необходимый для организации досуга школьников. Организация похода. Азбука туризма – походная экипировка и снаряжение, разведение костра, определение сторон горизонта, ориентирование на местности, оказание первой помощи в экстремальной ситуации, природные лекарственные средства. Правила поведения в природе.
Практическая работа: 1.Построение плана местности с помощью маршрутной съемки.
В каждом содержательном разделе общие цели курса реализуются через конкретные учебные задачи, которые в свою очередь выражаются через результаты обучения.
1. Лекция;
2. Урок-практикум;
3. Лекционно-практические занятия; 4. Урок-исследование;
5. Экскурсии.
Учащиеся должны знать:
виды туризма и их отличительные особенности;
определения понятий «рекреационная география», «туристские ресурсы»; размещение памятников природного и культурного наследия в России; особо охраняемые территории и природные уникумы Костромской области; основные черты сходства и различия заповедников и национальных парков; достопримечательности города Буя; основы техники и тактики пешеходного туризма; правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь: определять по карте регионы, где туристские ресурсы имеют общероссийское, межрайонное, местное значение;
определять по карте территории малопригодные для туризма;
определять по карте степень насыщенности территорий экскурсионнопознавательными объектами;
давать оценку оздоровительным ресурсам России;
давать оценку регионам России по степени их благоприятности для развития спортивного туризма;
разрабатывать туристские маршруты;
определять стороны горизонта по компасу и местным признакам; пользоваться природным материалом в походных условиях; составлять план местности с помощью маршрутной съемки.
собеседование; практические работы с картами атласа;
практические работы в контурных картах;
творческие работы учащихся (доклады, сообщения с применением информационно-коммуникативных технологий, буклеты, рекламные проспекты и т.д.);
Предлагаемые темы творческих работ учащихся:
Районы оздоровительного и спортивного туризма.
Важнейшие центры познавательного туризма.
Туристы – пешеходники, горники, водники.
Москва – центр познавательного туризма.
Туристское Подмосковье.
Туризм на Байкале.
Приморье – важный туристский район Дальнего Востока.
Сахалинский район – островной туристский регион России.
Камчатка – страна вулканов и гейзеров.
Туризм на Урале.
Алтай – район оздоровительного и спортивного туризма.
Карельско-Кольский озерный край.
Золотое кольцо России.
Загадки Белого моря.
Районы оздоровительного и познавательного туризма Костромской области.
Культурное наследие Костромского края.
Кострома – важнейший культурный центр области.
Исторические и культурные памятники Буйской земли.
Усадьба «Следово» - памятник культуры, истории и природы.
Разработка учащимися туристских маршрутов. Предлагаемые названия маршрутов:
«Вокруг Буй-городка»;
«Золотое Кольцо Костромского края»;
«По озеру Селигер»;
«По Западному Кавказу»; «От Саян до Байкала»:
«По Телецкому озеру и Алтайской тайге»;
«По берегу Черного моря»;
«По древнерусским городам и Санкт-Петербургу»;
«По курортам Северного Кавказа»;
«По озерам Карелии»; «В край белых ночей»;
«По местам боевой славы»;
«По историческим местам Центра России»;
«По заповедным местам России»;
«Морские круизы на Соловецкие острова»;
«На плотах по Пинеге»;
«Речные круизы по Северной Двине»;
«Русский Север приглашает»;
«Речные путешествия по Волге»;
Теплоходный тур: «По морям и землям Дальнего Востока».
Тематическое планирование элективного курса «Туризм в России»
|
Раздел |
Тема занятия |
Практическая работа |
Оборудование |
Домашнее задание |
1. |
Введение Туризм глазами географа (2 ч.) |
География в науке путешествий. |
|
Физ. карта России |
Конспект |
2. |
|
Рекреационная география. Туристские ресурсы. |
Определение по карте регионов, где туристские ресурсы имеют общероссийское, межрайонное, местное значение; территорий малопригодных для туризма. |
Атласы (8 кл.). Физ. карта России. |
Конспект |
3. |
Раздел I |
Крупнейшие |
Определение по карте |
Атласы (8 кл.). |
Конспект. |
|
География туризма России(6 ч.) |
направления туризма. Классификация туризма. |
степени насыщенности территорий экскурсионнопознавательными объектами. Оценка оздоровительных ресурсов России и регионов по степени благоприятности для спортивного туризма. |
Физ. карта России. |
Творчески е работы о заповедни ках и нац. парках. |
4. |
|
Природные святыни России (заповедник, национальные парки). |
|
Физ. карта России. Атласы (8 кл.). Видеофильм «о.Врангеля». Открытки «Заповедники России». |
Творчески е работы на тему «Чудеса природы». |
5. |
|
Интересные объекты природы. |
|
Физ. карта России. Атласы (8 кл.). Видеофильмы «Белое море – не белое пятно», «Пещера Подмосковья», «Сибирь. Горная Шория». |
Конспект. |
6. |
|
Объекты Всемирного природного Наследия. |
|
Атласы (8 кл.). Видеофильм «Озеро Байкал». Физ. карта России. |
Подобрать материалы о культурноисторичес ких центрах России. |
7. |
|
Объекты Всемирного культурного Наследия. |
|
Физ. карта России. Атласы (8 кл.). Презентация «СанктПетербург – один из красивейших городов мира». Слайды с видами С. |
Подобрать материалы об объектах природног о и культурно го наследия. |
|
|
|
|
Петербурга. |
|
8. |
|
Путешествие по России.
|
П/р №1 «Составление рекламных проспектов и разработка туристских маршрутов к разнообразным объектам природного и культурного наследия России».
|
Физ. карта России. Атласы (8 кл.). Справочники, путеводители, энциклопедии , компактдиски, Интернетресурсы. |
Конспект. |
9. |
Раздел II География туризма Костромског о края (3 ч.). |
Особо охраняемые территории и природные уникуму Костромской области. Возможности использования в рекреационных целях. |
П/р №2 «Нанесение на контурную карту особо охраняемых территорий, ресурсных заказников, памятников природы Костромской области». |
Учебник «География Костромской обл.», контурная карта Костромской обл. |
|
10 |
|
Районы оздоровительного и познавательного туризма Костромской области. |
|
Учебник «География Костромской обл.» Слайды «Усадьба Следово». Карта Костромской обл. |
Конспект. |
11 |
|
Путешествие по Костромской области. |
П/р №3 «Разработка турне «Золотое кольцо Костромской области». |
Учебник «География Костромской обл.» Карта Костромской обл. |
|
12 |
Раздел III Возможност и своего населенного пункта в развитии туризма (3 ч.). |
Достопримечательн ости г. Буя. Места отдыха в окрестностях города. |
|
Видеофильм о городе Буе. Карта Костромской обл. |
|
13 |
|
Поход – один из видов школьного спортивного туризма. |
|
Компас. |
Подготови ть к уроку принадлеж ности: линейку, |
|
|
|
|
|
планшет, лист А-4, карандаш, ластик, тетрадь. |
14 |
|
Маршрутная съемка местности. |
П/р №4 «Построение плана местности с помощью маршрутной съемки» |
Компас, линейка, планшет, лист А-4, карандаш, ластик, тетрадь. |
Оформить план местности. |
15 16 |
Заключение (3 ч.). |
Проектноисследовательская деятельность. |
Разработка проектов. |
|
|
17 |
|
Представление авторских проектов. |
|
|
|
Литература Книги:
Алексеев А.И., Николина В.В. География: население и хозяйство России: учебник для 9 кл. общеобразоват. учреждений. М.: «Просвещение», 2002 г., 333 с.
Бардин К.В. Азбука туризма (о технике пешеходных путешествий): пособие для учителей, руководителей туристских походов со школьниками. М.: «Просвещение»,
1981 г., 204 с.
Баринова И.И. География России. Природа: учебник для 8 кл. общеобразоват. учреждений. М.: «Дрофа», 1996 г., 288 с.
Бекенева Л.А., Белова В.В., Груздева Н.А., Лебедев В.П., Петрова Л.А., Рябинин А.Н. География Костромской области: учебное пособие для средней школы. Кострома, 1995 г., 127 с.
Белорусова О.М., Карвацкий Ю.П., Смирнов Ал. Н., Смирнов Ан. Н. Усадьба «Следово»- памятник культуры, истории и природы (межшкольный биоэкологический центр). Кострома, 30 с.
Белякова Е. Улицы города Буя. Буй (Буйский краеведческий музей им. Т.В.Ольховик), 2006 г., с.222.
Лукомские В.К. и Г.К. Кострома. Исторический очерк и описание памятников художественной старины. М.: «Прогресс-Плеяда», 2002 г., 512 с.
Пачулиа В.П. Черноморское побережье Кавказа: путеводитель для туристов. М.: «Профиздат», 1980 г., 240 с.
Путрик Ю.С., Свешников В.В. Туризм глазами географа. М.: «Мысль», 1986 г., 158 с.
Раковская Э.М. География: природа России: учебник для 8 кл. общеобразоват. учреждений. М.: «Просвещение», 2003 г., 301 с.
Сибирский меридиан: Туристско-краеведческий сборник по Западной Сибири / состав.: В.В.Ухов, В.С. Лихолитов. М.: «Профиздат», 1983 г., 144 с.
Симаков В.А. Семья идет в поход. М.: «Сов. Россия», 1987 г., 208 с.
Туристские маршруты / состав.: В.С.Волков, К.Е. Шапакина. М.: «Профиздат», 1985 г., 144 с.
Флеров В.Н. Буйская земля. 1 часть. Кострома, 2002 г., 204 с.
Фролов М.П., Литвинов Е.Н. и др. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для 6 кл. общеобразоват. учреждений. М.: «Издательство АСТ», 2003 г., 206 с.
Энциклопедический словарь юного географа-краеведа: для среднего и старшего школьного возраста / состав. Карпов Г.В. М.: «Педагогика», 1981 г., 383 с. Статьи из журналов:
Ветер странствий: Альманах. Вып. 21 / состав. Л.Г.Трипольский, Г.И.Анохин и др. М.: «Физкультура и спорт», 1986 г., 128 с.
Елисеев А.В. Российские исследователи Кавказа // География в школе № 1/200 г., с.3037.
Жогова М.Л. Изучение природных достопримечательностей России // География в школе № 1/1999 г., с.18-22.
Козаренко А.Е. Ловозерские тундры // География в школе № 7/2000 г., с.24-26.
Рудский В.В. Алтай – золотые горы // География в школе № 6/ 1999 г., с.44-50.
Соломин В.П., Финаров Д.П., Мосин В.Г., Любимов В.Ф., Любимова Т.А. Всемирное культурное и природное наследие // География в школе № 2/1999 г., с.20-27.
Приложение к программе элективного курса «Туризм в России»:
1. Творческие работы учащихся: исследовательский проект по разработке туристического маршрута «Золотое кольцо Костромского края»;
туристический маршрут «Загадки Белого моря»; туристический маршрут «Край Карельский – край родной»; туристический маршрут «Санкт-Петербург и его окрестности»;
«Туризм на Байкале»; туристический маршрут «По берегу черного моря».
2. Конспекты занятий элективного курса «Туризм в России».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.