Методические рекомендации учителю
по постановке основополагающих и проблемных вопросов учебной темы
1. Что представляют собой проблемные вопросы учебной темы?
• Проблемные вопросы учебной темы направляют работу слушателей курсов над созданием учебного проекта и включают т.н. «основополагающие вопросы».
• Эти вопросы:
ü не имеют очевидного «правильного» ответа;
ü должны вызвать интерес у учеников;
ü требуют творческого подхода к изучаемому материалу.
2. В чем разница между основополагающими вопросами и проблемными вопросами?
• Основополагающие вопросы:
ü имеют широкий диапазон;
ü обеспечивают связь между дисциплинами и объектами изучения.
Пример: Как прошлое влияет на будущее?
• Проблемные вопросы учебной темы:
ü привязаны к конкретной учебной теме или объекту изучения;
ü поддерживают и обеспечивают ответ на основополагающий вопрос.
Примеры: Когда появился натюрморт как живописный жанр?
Каковы основные события Отечественной войны 1812 года?
Что общего между древнегреческой и древнеримской культурами?
3. Для чего нужны основополагающие вопросы?
Для того, чтобы нацелить учеников на более высокий уровень мышления, а именно
• требовать от школьников сравнения фактов, самостоятельных оценок событий, объяснения явлений, интерпретирования сведений и т.п.;
• связать изучение одной темы с другими дисциплинами и темами; • обсуждать вопросы, которые ученики будут вынуждены задавать учителю.
4. Как основополагающие вопросы помогают учителям?
• привносят смысл в изучение событий и тем, присутствующих в том или ином проекте или курсе, которые в противном случае казались бы произвольными и не связанными между собой;
• соответствуют учебной теме, являются интересными, вопросы написаны на понятном учащимся языке в соответствии с возрастной группой.
5. Как основополагающие вопросы помогают школьникам?
• стимулируют воображение учеников и связывают предмет изучения с их собственными идеями и опытом;
• заставляет учащихся исследовать множество различных вариантов - Не существует единственного, очевидного, «правильного» ответа;
• толкают на детальное обсуждение и исследование, готовят почву для дальнейшего поиска истины.
6. Несколько советов по постановке основополагающих вопросов
• Просто начните придумывать интересные вопросы… Не беспокойтесь о формулировках, их всегда можно поправить.
• Вспомните вопросы, которые задают Вам школьники, когда вы объясняете данную тему, и выберите то, что они находят самым интересным.
• Решите для себя, что из того, что Вы изучаете с ребятами, Вы бы хотели бы, чтобы они помнили лет через пять.
• Сначала напишите свой вопрос на «взрослом» языке, а потом «переведите» его на язык, понятный детям.
• Задайте свой вопрос вслух и произнесите фразу «Ну и что?» Если после Вашего вопроса такую фразу произнести нельзя, значит у Вас получилось!
7. Некоторые советы по разработке основополагающих вопросов:
• После самостоятельной работы и мозгового штурма поделитесь своими вопросами с коллегами и используйте новые идеи для доработки Ваших вопросов.
• Продолжайте возвращаться к Вашим вопросам и дорабатывать их в процессе работы над проектом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.