Проекттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттсрсрсрсррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррр
сви ииииииииииииииииииииири проеткткткткт тттс рмррмрсрсрсрсгвырсгругрсгкрсмм нмгркгрмгкрусгрнврумгкрмрр ррррррррррррррр рр ррррррррррррррррррррррр ррррррррррррр ррр рррр р рррррррррррррррррррр ррр р р ррррррр ррррр рррррррррр ррррррррррррррррррррррр ррррррррррррр мрмрррррррррррррррррр ррррррррррррр мормрм мрмр м м м м мм м м м м мм м мм м м м м
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Пгт Пышма, 2019
Пышминского городского округа «Пышминский детский сад №7»
Исполнители:
Семёнова К. Ю., воспитатель.
Проект
для детей
старшего
возраста
конструировани
дошкольного
по
ю
1Пояснительная записка
На современном этапе – значительных технических достижений, которые влекут за
собой весомые изменения во всех сферах человеческой жизнедеятельности, когда сложные
электронные, технические механизмы и объекты окружают человека повсеместно, все
большую популярность в дошкольных образовательных учреждениях в работе с
дошкольниками приобретает такой вид продуктивной деятельности, как LEGO
конструирование. Актуальность использования LEGO – педагогики в образовательном
процессе с дошкольниками:
LEGO – одна из самых известных и распространённых педагогических систем,
широкая использующая трёхмерные модели реального мира и предметноигровую среду
обучения и развития ребёнка;
Игра – важнейший спутник детства. LEGO позволяет детям учиться, играя и
обучаться в игре;
LEGOконструкторы на сегодняшний день незаменимые материалы для занятий в
дошкольных учреждениях. Дети любят играть в свободной деятельности;
В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями,
архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.
Начиная с простых фигур, ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а видя свои успехи,
он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу
обучения.
Так же, использование конструкторов LEGO при организации образовательного
процесса, дает возможность приобщать детей к техническому творчеству, что
способствует формированию задатков инженернотехнического мышления. Дает
возможность проявлять детям инициативу и самостоятельность, способность к
целеполаганию и познавательным действиям, что является приоритетным в свете введения
ФГОС ДО и полностью соответствует задачам развивающего обучения. Способствует
развитию внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков, умение
общаться со сверстниками, обогащению словарного запаса, формированию связной речи.
Образовательные области в детском саду не существуют в «чистом виде». Всегда
происходит их интеграция, а с помощью применения ЛЕГОконструирования легко можно
интегрировать познавательное развитие, куда и входит техническое конструирование с
художественноэстетическим развитием, а творческое конструирование с социально–
коммуникативным развитием и с другими образовательными областями.
В процессе освоения LEGOконструирования, которое объединяет в себе элементы
игры и экспериментирования так же дошкольники познают основы современной
робототехники, что способствует развитию технического творчества и формированию
научнотехнической ориентации у детей. LEGOконструирование с основами
робототехники объединяет: «Познавательное развитие» и «Художественноэстетическое
развитие», что дает возможность построения процесса с интеграцией образовательных
областей:
Способствуют развитию у детей сенсорных представлений, поскольку
используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета;
2Развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания,
мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез,
классификация, обобщение);
Является великолепным средством для интеллектуального развития
дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (речевое,
познавательное и социальнокоммуникативное развитие);
Позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в
режиме игры (учиться и обучаться в игре);
Формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально
активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
Объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью,
предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный
мир, проявлять инициативу и самостоятельность;
Сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу,
т.к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу
важность данного конструктивного решения.
Основные принципы использования LEGO – технологий:
Доступность и наглядность;
Последовательность и систематичность обучения и воспитания;
Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.
LEGOконструирование развивает детское творчество, поощряет к созданию разных
вещей из стандартных наборов элементов — настолько разных, насколько далеко может
зайти детское воображение. В отличие от компьютерных игр, быстрая смена сюжета,
картинок в которых перегружается психика ребенка, конструкторами LEGO дети играют
в том темпе, который им удобен, придумывают новые сюжеты вновь и вновь, собирая
другие модели. Разнообразие конструкторов LEGO позволяет заниматься с
воспитанниками разного возраста и различных образовательных возможностей: детали
разного размера, формы и цвета, люди разных профессий и наций, животные (домашние,
дикие, жаркий стран и т.д.), транспорт, различные механизмы и конструкции.
Как показывает практика, организация такой деятельности лежит в основе
деятельностного подхода, который в области LEGOконструирования и робототехники не
получил широкого распространения, как в игровой, продуктивной, проектной и опытно
экспериментальной видах детской деятельности.
Цель: включение воспитанников подготовительной группы в деятельность кружков
по робототехнике для формирования технического конструирования, обеспечивающих
быструю ориентацию и адаптацию к новым условиям научнотехнического прогресса.
Задачи:
Внедрение LEGOконструирования в образовательный процесс;
Организация проектной деятельности, позволяющей активно вовлекать учащихся
во все этапы технологического процесса;
Формирование умения определять, различать и называть детали конструктора
LEGO WeDo, конструировать по схеме, модели, по условиям, заданным взрослым и
замыслу;
3
Развитие умения работать в группе (договариваться о совместной работе,
планировать общую работу, действовать согласно плану, конструировать в соответствии с
общим решением).
Участники проекта: студенты 4 курса специальности 44.02.01. Дошкольное образование
Пушкарёва А. А., Семёнова К. Ю.;
Руководитель проекта: Шаркова Елена Валерьевна;
Деятельность по реализации проекта
Этапы реализации проекта:
1. Мотивационный этап
Определение и обсуждение идей, создание эмоциональноположительного
настроя.
2. Планирующий (подготовительный, проектировочный) этап
• Определение темы, связанной с применением конструктора LEGO WeDo;
• Определение цели и задач;
• Формирование рабочей группы;
• Составление плана работы.
3. Информационнооперационный этап
• Поиск, изучение, обобщение информации по LEGO WeDo 1.0;
• Знакомство с деталями конструктора LEGO WeDo 1.0;
• Знакомство детей с терминологией, особенностями деталей конструктора LEGO
WeDo 1.0;
4. Практический (моделирующий) этап
Создание картотеки образцов, схем робота Стэнли и планеты Сатурн из деталей
конструктора LEGO WeDo 1.0;
Рассмотрение и анализ схем изготовления робота Стэнли и планеты Сатурн
(выделение основных частей, определение размера деталей и их название, определение
порядка строительных действий);
Организация деятельности детей
Деление на группы;
Распределение обязанностей в каждой группе;
Создание модели робота Стэнли и планеты Сатурн из конструктора LEGO WeDo
1.0. К созданию модели приложена история о планете Сатурн и о роботе Стэнли. Где
говорится о планете Сатурн, что случилось на этой планете, какими функциями обладает
робот, и какова его задача.
5. Контрольнокоррекционный этап
Создание выставки творческих работ «Спаси свою Вселенную» из конструктора
LEGO WeDo;
6. Рефлексивнооценочный этап
Выставка творческих работ «Спаси свою Вселенную» из конструктора LEGO
WeDo;
Фотоотчет.
4Возраст: дети 7 года жизни;
Время работы над проектом: 4 месяца;
Тип проекта: познавательноигровой;
Режим работы: внеурочный;
Основные формы и приемы работы с воспитанниками:
• Беседа;
• Ролевая игра;
• Познавательна игра;
• Задания по образцу (с использованием инструкции);
• Творческое моделирование (создание модели рисунка);
• Проект.
Формы подведения итогов реализации программы:
• Организация выставка моделей;
• Представление проекта;
• Наблюдение за работой детей на занятиях; участие детей в проектной деятельности; в
выставках творческих работ дошкольников.
Уровни развития:
1. Навык подбора необходимых деталей (по форме, цвету)
Высокий: может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать необходимые детали.
Средний: может самостоятельно, но медленно, без ошибок выбрать необходимую деталь,
присутствуют неточности.
Низкий: не может без помощи воспитателя выбрать необходимую деталь.
2. Умение правильно конструировать модель по замыслу
Высокий: ребенок самостоятельно создает развернутые замыслы конструкции, может
рассказать о своем замысле, описать ожидаемый результат.
Средний: способы конструктивного решения находит в результате практических поисков.
Может создать условную символическую конструкцию, но затрудняется в объяснении ее
особенностей.
Низкий: неустойчивость замысла – ребенок начинает создавать один объект, а получается
совсем иной и довольствуется этим. Объяснить способ построения ребенок не может.
3. Умение проектировать по образцу и по схеме
Высокий: может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать по образцу.
Средний: может самостоятельно, исправляя ошибки, в среднем темпе проектировать по
образцу, иногда с помощью воспитателя
Низкий: не видит ошибок при проектировании по образцу, может проектировать только
под контролем воспитателя.
4. Умение конструировать по пошаговой схеме
Высокий: может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать по пошаговой
схеме.
Средний: может конструировать по пошаговой схеме в медленном темпе исправляя
ошибки под руководством воспитателя.
Низкий: не может понять последовательность действий при проектировании по пошаговой
схеме, может конструировать по схеме только под контролем воспитателя.
56№
Ф.И
ребенка
Умение
подбирать детали
по (форме, цвету)
Умение правильно
конструировать поделку
по замыслу
Умение
проектировать по
образцу
Умение
проектировать по
схеме
Диагностическая карта
Умение
конструировать
по пошаговой
схеме
С
в
с
н
В
с
Н
В
с
н
В
с
н
в
н
Внутренние ресурсы
Творческая
группа
студентов/руководителе
й проекта
Ресурсное обеспечение
Технические
ресурсы
Информационные
ресурсы
Наимен
ование
Экономические ресурсы
Цена
Колво Стоимость
Персональный
компьютер;
Проектор;
Аудиоколонки;
Фотоаппарат;
Конструктор LEGO
WeDo…
Информационно
библиотечный центр;
Интернетресурсы;
Медиатека;
Методические
рекомендации.
Итого
78Планируемые результаты реализации проекта:
Ребенок овладевает
LEGOконструированием,
проявляет инициативу в
познавательноисследовательской и технической деятельности;
Ребенок способен выбирать технические решения, участников команды, малой
группы (в пары);
Ребенок обладает установкой положительного отношения к – LEGO
конструированию, к разным видам технического труда, другим людям и самому себе,
обладает чувством собственного достоинства;
Ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в
совместном конструировании, техническом творчестве имеет навыки работы с
различными источниками информации;
Ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,
сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в
том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах
исследовательской и творческотехнической деятельности, в строительной игре и
конструировании;
Ребенок владеет разными формами и видами творческотехнической игры, знаком с
основными компонентами конструктора LEGO WeDo 1.0;
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, способен объяснить
техническое решение, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и
желаний, построения речевого высказывания в ситуации творческотехнической и
исследовательской деятельности;
У ребенка развита крупная и мелкая моторика, он может контролировать свои
движения и управлять ими при работе с конструктором;
Ребенок способен к волевым усилиям при решении технических задач, может
следовать социальным нормам поведения и правилам в техническом соревновании, в
отношениях со взрослыми и сверстниками;
Ребенок может соблюдать правила безопасного поведения при работе с
конструировании
необходимыми при
инструментами,
электротехникой,
робототехнических моделей;
Ребенок проявляет интерес к исследовательской и творческотехнической
деятельности, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно
следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения технические
задачи; склонен наблюдать, экспериментировать;
Ребенок обладает начальными знаниями и элементарными представлениями о
робототехнике, создает действующие модели роботов на основе конструктора LEGO
WeDo 1.0 по разработанной схеме; демонстрирует технические возможности роботов;
9 Ребенок способен к принятию собственных творческотехнических решений,
опираясь на свои знания и умения, самостоятельно создает авторские модели роботов на
основе конструктора LEGO WeDo 1.0.
Планируемые итоговые результаты по «LEGOконструирование и
робототехники в ДОУ»:
У детей сформированы конструктивные умения и навыки, умения анализировать
предмет, выявлять его характерные особенности, основные части, устанавливать связи
между их назначением и строением;
Развито умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций;
Развита познавательная активность детей. Воображение, фантазия и творческая
инициативность;
Совершенствованы коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе,
распределении обязанностей;
Сформированы предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться,
выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое
дело до конца, планировать будущую деятельность;
Сформированы умения собирать и программировать простых LEGOроботов,
используя компьютерные приложения;
Имеются представления о деталях конструктора и их названиях, способах их
соединении. Об устойчивости моделей, их подвижности в зависимости от ее формы,
назначении и способов крепления ее элементов.
10Список литературы
1. Новые педагогические и информационные технологии в Н 76 системе образования:
учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М. В.
Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. — 3е изд., испр. и доп. — М.: Издательский
центр «Академия», 2008 — 272 с. ISBN 9785769547881;
2. Программа по легоконструированию «Легоша» для детей старшего дошкольного
возраста (57 лет) автор Шалина Ольга Георгиевна, старший воспитатель МАДОУ №41;
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
(утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 14 ноября 2013
г. №30384).
11