В работе представлен проект по снижению рисков при адаптации к ДОУ при взаимодействии педагога-психолога, воспитателя и родителей.Актуальность
Адаптационный период – серьезное испытание для ребёнка раннего возраста: из знакомой семейной обстановки он попадает в новые для него условия, что неизбежно влечет изменение поведенческих реакций ребенка, расстройство сна и аппетита.
В большинстве случаев поступление ребенка в ДОУ сопровождается проблемой его адаптации к новым нормам и правилам жизни, и далеко не все дети успешно с ней справляются. Возникновение у ребенка тяжёлой или дезадаптации является прямым следствием его психологической неготовности к выходу из семьи. Нередко родители, отмечая у своего ребенка слабое развитие навыков общения, стремятся отдать его в детский сад именно для того, чтобы он этому научился. Такая “учеба” зачастую оборачивается тяжелыми переживаниями самого ребенка, слезами и обидами других детей, претензиями и замечаниями воспитателей.статья
и снижение рисков при организации успешной адаптации детей
Оптимизация условий
к дошкольному учреждению
Психологопедагогический проект
Актуальность
Адаптационный период – серьезное испытание для ребёнка раннего возраста: из знакомой
семейной обстановки он попадает в новые для него условия, что неизбежно влечет изменение
поведенческих реакций ребенка, расстройство сна и аппетита.
В большинстве случаев поступление ребенка в ДОУ сопровождается проблемой его адаптации к
новым нормам и правилам жизни, и далеко не все дети успешно с ней справляются.
Возникновение у ребенка тяжёлой или дезадаптации является прямым следствием его
психологической неготовности к выходу из семьи. Нередко родители, отмечая у своего ребенка
слабое развитие навыков общения, стремятся отдать его в детский сад именно для того, чтобы
он этому научился. Такая “учеба” зачастую оборачивается тяжелыми переживаниями самого
ребенка, слезами и обидами других детей, претензиями и замечаниями воспитателей.
В целом проблема психологической неготовности ребенка к “выходу” из семьи представляется не
менее важной, чем проблема готовности к школьному обучению. Игнорирование ее порождает в
дальнейшем так называемого “несадовского” (а потом и “нешкольного”) ребенка, не умеющего и
не желающего принять иные, чем в семье, социальные нормы и выдвигающего в качестве
защитного механизма бесконечные соматические заболевания.
Организация работы по обеспечению благоприятных условий для адаптации детей к условиям
детского сада является одним из приоритетных направлений нашей деятельности, т.к. ежегодно
к нам в ДОУ приходят и участвуют в этом сложном процессе от 20 до 40 малышей.
Анализ деятельности нашего дошкольного учреждения в период адаптации показал, что
проблема адаптации детей раннего возраста насущна и актуальна, это обусловлено:
обновлением нормативной базы ДО (В Законе РФ «Об образовании» ст. 18 п. 1
определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить
основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в
детском возрасте. Положения ФГОС ДО делают акцент на создании наиболее
благоприятных для ребенка психологопедагогических условий, где особое внимание
уделяется условиям взаимодействия педагога и ребенка.
снижением возрастного порога начала посещения ДОУ В последнее время повышение
возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения с 1,5 лет до 3 лет, с
одной стороны, и усиление образовательной нагрузки, с другой стороны, делают
проблему привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада особенно
актуальной.
недостаточным уровнем профессиональной компетенции сотрудников ДОУ по
вопросам адаптации. Воспитатели групп не всегда готовы оказывать вновь поступившим
детям квалифицированную помощь и психологопедагогическую поддержку, часть из них
испытывают трудности при построении взаимоотношений с родителями.
недостаточным уровень психологопедагогических знаний и информационной
культуры родителей. Часть родителей относятся к периоду адаптации недостаточносерьезно, как к чемуто само собой разумеющемуся или склонны приписывать все плохой
работе воспитателей.
характер адаптации является прогностическим тестом для: характеристики динамики
состояния здоровья ребенка при его адаптации не только к детскому саду, но и к школе.
Каким же рискам подвержен ребенок, поступающий в детский сад? Трудности, возникшие у
детей в период адаптации могут привести к самой неблагоприятной ее форме
– дезадаптации. Признаками дезадаптации в детском саду являются:
Отрицательные эмоции. Неизбежные при адаптации к детскому саду. Отрицательные
эмоции могут быть легкими, а могут доходить до невротических состояний, в том числе и
до глубокой депрессии.
Слезы. Испытывая отрицательными эмоциями, ребенок часто плачет – от временного
хныканья, до постоянного, почти непрекращающегося плача. А иногда даже плачет «за
компанию» с другими детьми.
Страх. Все дети, начиная детсадовскую жизнь испытывают его, пусть в разной степени
тяжести – тем не менее это неизбежная часть привыкания к саду. Чего же ребенок
боится? Многого: боится незнакомой обстановки, новых людей – воспитателей, порой и
сверстников, а больше всего боится – что родители не придут за ним, и не заберут его
домой.
И страхи эти – служат источниками стресса, спусковыми механизмами стрессовых реакций:
Гнев, капризы, агрессия. Это стрессовые реакции, выливающиеся во всевозможные
конфликты и даже драки между воспитанниками. Нужно понимать, что в это тяжелое для
себя время ребенок очень раним, поэтому вспышки гнева порой проявляются «из ничего»,
без поводов.
Развитие вспять. Часто бывает, что малыш, прекрасно обученный всем социальным
навыкам: самостоятельно есть, мыть руки, одеваться и справлять нужду в специально
отведенное для этого место – напрочь забывает о своих возможностях. Более того –
речевое развитие также не только тормозится, но и временно деградирует.
Сон и аппетит. Дневной сон, к которому малыш привык дома – в саду во время адаптации
сбивчив, порой ребенок не ложится спать вообще. Аппетит тоже оставляет желать
лучшего, если не отсутствует совсем.
Исходя из этого, в нашем ДОУ возникла необходимость в создании комплексной модели
психологопедагогического сопровождения детей раннего возраста к условиям ДОУ.
Объект изменений: адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ.
Предмет изменений: психологопедагогическое сопровождение процесса адаптации детей
раннего возраста.
Цель проекта: разработать модель психологопедагогического сопровождения процесса
адаптации воспитанников раннего возраста к условиям ДОУ.
Задачи:1. Проанализировать психологопедагогический передовой опыт по проблеме адаптации
детей раннего возраста к ДОУ.
2. Разработать психологопедагогическую модель по взаимодействию психолога, педагогов
и родителей для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ.
3. Разработать рекомендации для педагогов и родителей по психологопедагогическому
сопровождению адаптации детей раннего возраста к условиям образовательного
учреждения.
Целевая аудитория проекта – педагоги, родители и воспитанники раннего возраста поступившие
в ДОУ.
Сроки реализации проекта: январь 2017 декабрь 2018года.
Основные направления, механизмы, средства и способы реализации проекта
Подготовительный этап.
Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад
является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.
Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от
психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных
отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Таким образом, каждый ребенок
привыкает посвоему. В период адаптации у ребенка происходит перестройка ранее
сформированных привычек и уклада жизни.
Теоретический анализ работ Н.Д. Ватутиной, А.И. Баркан, А.И. Захарова, Р. Калининой, Л.
Семеновой, Г. Яковлевой, Т.А. Данилиной, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степиной и других выявил
основные психологопедагогические характеристики детей младшего дошкольного возраста и
специфику их эмоциональных состояний в период адаптации к ДОУ.
Эмоции играют важную роль в жизни ребенка, особенно в раннем возрасте. Они помогают
ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Основные эмоциональные состояния, которые
владеют ребенком в этот период в основном отрицательные: страх, печаль, гнев, но есть и
положительные, например, удивление, интерес от знакомства с новым – обстановкой,
деятельностью.
По своим результатам адаптация бывает разной: позитивной, негативной.
Учеными (Р. Калинина, Л. Семенова, Г. Яковлева) было выявлено три фазы адаптационного
процесса:
1) острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом
состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным
заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в
среднем один месяц);
2) подострая фаза характеризуется неадекватным поведением ребенка, т.е. все сдвиги
уменьшаются и регистрируются по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа
развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 35
месяцев);
3) фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу
учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.Выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная
удовлетворенность); внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять
требования среды).
Изучив состояние проблемы адаптации детей раннего возраста, мы выявили, что разная степень
влияния на определенные условия улучшает адаптацию.
Эмоциональные проблемы малыша требуют разрешения в первые же дни его пребывания в
группе. От успешности деятельности педагогов и специалистов в этом направлении зависит
дальнейшая жизнь ребенка, и не только в детском саду. Отрицательный опыт адаптации может
сыграть негативную роль в первом классе школы.
Для оптимального осуществления периода адаптации переход ребенка из семьи в дошкольное
учреждение необходимо сделать по возможности более плавным.
Что же лежит в основе разных вариантов адаптации ребенка к ДОУ? Это ряд факторов,
определяющих, насколько успешно ребенок раннего возраста справится с предстоящими ему
изменениями в привычном образе жизни. Эти факторы связаны и с физическим, и с
психологическим состоянием ребенка, они тесно переплетены и взаимно обусловлены.
состояние здоровья и уровень развития. Здоровый, развитый по возрасту малыш
обладает лучшими возможностями системы адаптационных механизмов, он лучше
справляется с трудностями.
возраст, в котором малыш поступает в детское учреждение. С ростом и развитием
ребенка изменяется степень и форма его привязанности к постоянному взрослому.
Третьим фактором, сугубо психологическим, является степень сформированности у
ребенка общения с окружающими и предметной деятельности. В раннем возрасте на
смену ситуативноличностному общению приходит ситуативноделовое, в ходе которого
формируются особые связи с окружающими людьми. Психологи выявили чёткую
закономерность между развитием предметной деятельности ребёнка и его привыканием
к яслям. Легче всего адаптация протекает у малышей, которые умеют длительно,
разнообразно и сосредоточенно играть с игрушками. Впервые попав в ясли, они быстро
откликаются на предложение воспитательницы поиграть, с интересом исследуют новые
игрушки. В случае затруднения такие дети упорно ищут выход из ситуации, не стесняясь,
обращаются за помощью. Они любят вместе с воспитательницей решать предметные
задачи: собрать пирамидку, матрёшку, элементы конструктора. Для ребёнка, умеющего
хорошо играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым
психологические особенности родителей, особенно матери, и характер
взаимоотношений в семье. Если мать тревожномнительна и слишком опекает ребенка,
аффективно реагирует на все его состояния, если она обладает конфликтным
характером и предпочитает авторитарный стиль воспитания, если родители испытывают
трудности в общении с окружающими, если в семье часто происходят ссоры, все это
может явиться причиной невротизации ребенка и его трудной адаптации к дошкольному
учреждению.
Гендерные факторы. Наблюдения показывают, что в младшем дошкольном возрасте (34
лет) мальчики хуже адаптируются с новыми социальными условиями, чем девочки.Они
более уязвимы в плане социальной адаптации, поскольку в период наиболее
интенсивного эмоционального развития в большей степени привязаны к матери и более
ранимо реагируют на разлуку с ней, чем девочки.Ощутимые затруднения в адаптации испытывают левши, особенно те, кто был переучен в
первые годы жизни. Левшество подразумевает преобладание активности правого полушария,
более чувствительного к воздействию отрицательных эмоциональных факторов.
За основу своей работы мы взяли модель составленную Н.Д. Ватутиной модель взаимодействия
специалистов ДОУ и семьи в период адаптации, цель которого становление активной
педагогической позиции родителей.
1 этап Ознакомительный. Сбор информации о потенциальных воспитанниках ДОУ,
информирование.
Первичная диагностика, сбор информации. Цель первого этапа определить факторы, которые
могут затруднить адаптацию, и сильные стороны развития ребёнка, его адаптационные
возможности. Получив информацию о составах групп раннего возраста, воспитатели
приглашают родителей с будущими воспитанниками на «Первичное визитирование». На данном
этапе во время проведения родительского собрания с участием администрации и специалистов
происходит подробное знакомство родителей с условиями детского сада, с организацией
распорядка дня малышей, с меню детского сада, с характеристикой возрастных возможностей и
показателями развития детей раннего возраста.
При этом используется анкетирование родителей, (приложение прогноз адаптации; анкеты для
родителей). На основе ответов родителей на вопросы анкеты составляют психологический
портрет ребёнка с точки зрения особенностей его темперамента. Данные анкетирования
дополняют беседой с родителями и наблюдениями воспитателей в первые дни пребывания
ребёнка в ДОУ, и анализом медицинской карты ребёнка медсестрой. По полученным
результатам определяют прогноз адаптации.
Кроме того, родителей информируют об особенностях адаптационного периода детей раннего
возраста и разъясняют влияющие на его процесс факторы используя интерактивные методы. На
сайте ДОУ в разделе «Для Вас родители» представлены рекомендации: «Как родители могут
помочь своему ребенку в период адаптации к ДОУ», «Как помочь ребенку снять эмоциональное и
мышечное напряжение?», «Что можно сделать, чтобы облегчить этот сложный период?». Важно,
что рекомендации даются с учетом возраста поступающих воспитанников. Зачастую родители
знают к какому воспитателю они идут. Педагогпсихолог имеет личный сайт, адрес которого
указан на сайте ДОУ. На сайте ДОУ размещена информация по адаптации и режиме дня группы.
На всех этапах проходит интерактивное общение в разделе «Вопросответ», «Обратная связь»
на сайте ДОУ, сайтах воспитателей и педагога психолога.
Показательно, что такой вид общения становится популярным.
2 этап Социально гигиенический скрининг семьи.
Приглашаем родителей с ребенком прийти на консультацию. О необходимости встречи с
психологом родителей предупреждает воспитатель. Проявляют ли родители инициативу и
договариваются ли самостоятельно о времени консультации – это первый критерий прогноза.
Как правило, инициативу проявляют родители, настроенные на конструктивное сотрудничество,
с такими родителями интересно и легко работать, их дети обычно быстро привыкают к детскому
саду. Встреча с психологом может занять около часа, о чем родителей предупреждают заранее.
Во время первой встречи психолог проводит не только консультацию, но и диагностику.
Исследует развитие социальных навыков ребенка и определяет особенности семейного
воспитания.На этом этапе составляется адаптационный прогноз, осуществляется медицинское,
педагогическое и социальное анкетирование. Анкеты родители получают заранее при
“Первичном визитировании” и приходят на встречу с уже заполненной анкетой, либо заполняют
ее на первой встрече в кабинете. Анализ анкет знакомит с условиями, мнениями, наблюдениями
родителей за своими детьми в семье, по поводу готовности их детей посещать ДОУ.
Анкетирование выявляет воспитанников с повышенной тревожностью. В дальнейшем данные
анкетирования позволяют грамотно построить профилактическую и консультативную работу с
родителями. На основании анкетирования дается предварительная оценка (прогноз)
адаптационного периода каждого ребенка; выявляется круг детей, нуждающихся в помощи при
прохождении адаптации.
3 этап Реализация модели комплексного психологопедагогического сопровождения
адаптации вновь поступивших детей.
На данном этапе предполагается активное взаимодействие специалистов ДОУ (педагог
психолог, воспитатели) и родителей ребёнка. Цель данного этапа: психологопедагогическое
просвещение родителей по вопросам адаптации ребенка к ДОУ, психологопедагогическое
просвещение педагогов, создание условий для успешной работы, облегчение процесса
адаптации детей к условиям ДОУ через создание положительной атмосферы в группе, снятия
внутреннего напряжения. Каждый год мы сталкиваемся с разными детьми, поэтому составляется
график посещения для каждого ребенка в группу приходит не более 45 детей в неделю (не
более 1 ребенка с тяжелой адаптацией в неделю). Введение в группу практически всех детей в
течение месяца становится возможным за счет большой предварительной работы, как
сотрудников детского сада, так и семьи.
Перспективы работы:
Взаимодействие с родителями воспитанников
1. Разработать и реализовать план по взаимодействию психолога, педагогов и родителей для
успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ в рамках клуба «Мы вместе».
Цель: создание оптимальных условий для обеспечения взаимодействия МБДОУ с семьей как
механизма повышения качества дошкольного образования в условиях реализации ФГОС
дошкольного образования. Встречи по программе клуба будут проводиться один раз в месяц с
сентября по май. В программе встреч предполагается участие педагогапсихолога, воспитателей,
учителя логопеда и родителей.
На заседаниях будут использоваться следующие методы работы с родителями и педагогами:
проведение родительских собраний с использованием методов коучинга;
мастерклассы;
направленные беседы;
групповые консультации;
использование ИКТ (презентации, методические рекомендации, видеоматериалы и т.д.).
Темы для собраний клуба: «Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к детскому саду»,
«Особенности адаптации ребенка к детскому учреждению», «Игры и развивающее оборудование
для занятий с детьми дома», «Показатели адаптированности ребенка к ДОУ», «Наличие у детей
навыков, облегчающих адаптационный период при поступлении в детский сад».2. Консультации педагогапсихолога по запросу родителей (индивидуальные и групповые).
3. Оформление уголка родителей в группах и стенда психолога («Особенности развития детей 3
года жизни», «Живу по расписанию», «Я играю целый день, мне играть совсем не лень»,
«Сильные, смелые, здоровые, умелые», «Взяли в руки карандаш»).
Взаимодействие с педагогами
1. Групповое и индивидуальное консультирование педагогов по вопросам адаптации и развитию
детей 3го года жизни («Первые дни ребенка в детском саду», «Игры с детьми в адаптационный
период», «Особенности адаптации детей к ДОУ»). Консультирование педагогов начинается до
начала приёма детей в группы ДОУ.
2. Консультативная помощь в организации предметноразвивающей среды и психологических
уголков в группах ДОУ.
Взаимодействие с воспитанниками
1. Участие педагогапсихолога в ежедневном приёме детей в группу. Проведение игр.
2. Диагностика и анализ проведённой работы. Проводится диагностика адаптации К.Л.
Печоры. Проводится анализ процесса адаптации.
Ожидаемые результаты проекта:
1. Положительная динамика увеличения числа детей раннего возраста с лёгкой степенью
адаптации.
2. Педагоги и родители повысят уровень знаний об особенностях адаптационного периода и
способах общения с детьми в соответствии с их возрастом.
3. Педагоги освоят новые приёмы взаимодействия с родителями и детьми в период их
адаптации к условиям ДОУ.
Способы предоставления результатов:
Аналитическая справа по результатам диагностики адаптации детей раннего возраста к
условиям ДОУ. План работы родительского клуба « Мы вместе» по взаимодействию психолога,
педагогов и родителей для успешной адаптации воспитанников к ДОУ.
Критерии оценки результатов реализации проекта
Рост числа детей показавших лёгкую степень адаптации к условиям ДОУ на 40%.
Ресурсное обеспечение
Для реализации проекта дополнительное кадровое, материальнотехническое, информационно
методическое ресурсное обеспечение не потребуется.
Список используемой литературы:
1. Бабенко А. Помочь ребёнку адаптироваться в детском саду // Дошкольное воспитание.
1990. №11. с. 3234
2. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие.
Воспитателям и родителям. Ярославль: Академия, 2001.3. Ватутина Н.Д. Ребёнок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей детского
сада. М.: Просвещение,1983. 80с.
1. Галанов А.С. Я иду в детский сад: Пособие для родителей и воспитателей. М.: Школьная
Пресса,2002. 120с.
2. Калинина Р. Ребёнок пошёл в детский сад… К проблеме адаптации детей к условиям
жизни в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание. 1998. №4. с. 29
3. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста // Дошкольное
воспитание. 2006. №1. с. 3436
4. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. СПб: Речь,2002.
306с.
5. Харитонова Н. Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего
возраста // Дошкольное воспитание. 2006. №6. с. 3