Проект по снижению рисков адаптации детей к ДОУ

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 29.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В работе представлен проект по снижению рисков при адаптации к ДОУ при взаимодействии педагога-психолога, воспитателя и родителей.Актуальность Адаптационный период – серьезное испытание для ребёнка раннего возраста: из знакомой семейной обстановки он попадает в новые для него условия, что неизбежно влечет изменение поведенческих реакций ребенка, расстройство сна и аппетита. В большинстве случаев поступление ребенка в ДОУ сопровождается проблемой его адаптации к новым нормам и правилам жизни, и далеко не все дети успешно с ней справляются. Возникновение у ребенка тяжёлой или дезадаптации является прямым следствием его психологической неготовности к выходу из семьи. Нередко родители, отмечая у своего ребенка слабое развитие навыков общения, стремятся отдать его в детский сад именно для того, чтобы он этому научился. Такая “учеба” зачастую оборачивается тяжелыми переживаниями самого ребенка, слезами и обидами других детей, претензиями и замечаниями воспитателей.статья
Иконка файла материала конспект.docx
и снижение рисков при организации успешной адаптации детей Оптимизация условий  к дошкольному учреждению Психолого­педагогический проект Актуальность Адаптационный период – серьезное испытание для ребёнка раннего возраста: из знакомой  семейной обстановки он попадает в новые для него условия, что неизбежно влечет изменение  поведенческих реакций ребенка, расстройство сна и аппетита. В большинстве случаев поступление ребенка в ДОУ сопровождается проблемой его адаптации к  новым нормам и правилам жизни, и далеко не все дети успешно с ней справляются.  Возникновение у ребенка тяжёлой или дезадаптации является прямым следствием его  психологической неготовности к выходу из семьи. Нередко родители, отмечая у своего ребенка  слабое развитие навыков общения, стремятся отдать его в детский сад именно для того, чтобы  он этому научился. Такая “учеба” зачастую оборачивается тяжелыми переживаниями самого  ребенка, слезами и обидами других детей, претензиями и замечаниями воспитателей. В целом проблема психологической неготовности ребенка к “выходу” из семьи представляется не менее важной, чем проблема готовности к школьному обучению. Игнорирование ее порождает в  дальнейшем так называемого “несадовского” (а потом и “нешкольного”) ребенка, не умеющего и  не желающего принять иные, чем в семье, социальные нормы и выдвигающего в качестве  защитного механизма бесконечные соматические заболевания. Организация работы по обеспечению благоприятных условий для адаптации детей к условиям  детского сада является одним из приоритетных направлений нашей деятельности, т.к. ежегодно  к нам в ДОУ приходят и участвуют в этом сложном процессе от 20 до 40 малышей. Анализ деятельности нашего дошкольного учреждения в период адаптации показал, что  проблема адаптации детей раннего возраста насущна и актуальна, это обусловлено:     обновлением нормативной базы ДО (В Законе РФ «Об образовании» ст. 18 п. 1  определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить  основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в  детском возрасте. Положения ФГОС ДО делают акцент на создании наиболее  благоприятных для ребенка психолого­педагогических условий, где особое внимание  уделяется условиям взаимодействия педагога и ребенка. снижением возрастного порога начала посещения ДОУ В последнее время повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения с 1,5 лет до 3 лет, с  одной стороны, и усиление образовательной нагрузки, с другой стороны, делают  проблему привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада особенно  актуальной. недостаточным уровнем профессиональной компетенции сотрудников ДОУ по  вопросам адаптации. Воспитатели групп не всегда готовы оказывать вновь поступившим детям квалифицированную помощь и психолого­педагогическую поддержку, часть из них  испытывают трудности при построении взаимоотношений с родителями. недостаточным уровень психолого­педагогических знаний и информационной  культуры родителей. Часть родителей относятся к периоду адаптации недостаточносерьезно, как к чему­то само собой разумеющемуся или склонны приписывать все плохой  работе воспитателей. ­характер адаптации является прогностическим тестом для: характеристики динамики  состояния здоровья ребенка при его адаптации не только к детскому саду, но и к школе. Каким же рискам подвержен ребенок, поступающий в детский сад? Трудности, возникшие у  детей в период адаптации могут привести к самой неблагоприятной ее форме  – дезадаптации. Признаками дезадаптации в детском саду являются:  Отрицательные эмоции. Неизбежные при адаптации к детскому саду. Отрицательные  эмоции могут быть легкими, а могут доходить до невротических состояний, в том числе и  до глубокой депрессии.  Слезы. Испытывая отрицательными эмоциями, ребенок часто плачет – от временного  хныканья, до постоянного, почти непрекращающегося плача. А иногда даже плачет «за  компанию» с другими детьми.  Страх. Все дети, начиная детсадовскую жизнь испытывают его, пусть в разной степени  тяжести – тем не менее это неизбежная часть привыкания к саду. Чего же ребенок  боится? Многого: боится незнакомой обстановки, новых людей – воспитателей, порой и  сверстников, а больше всего боится – что родители не придут за ним, и не заберут его  домой. И страхи эти – служат источниками стресса, спусковыми механизмами стрессовых реакций:  Гнев, капризы, агрессия. Это стрессовые реакции, выливающиеся во всевозможные  конфликты и даже драки между воспитанниками. Нужно понимать, что в это тяжелое для себя время ребенок очень раним, поэтому вспышки гнева порой проявляются «из ничего»,  без поводов.  Развитие вспять. Часто бывает, что малыш, прекрасно обученный всем социальным  навыкам: самостоятельно есть, мыть руки, одеваться и справлять нужду в специально  отведенное для этого место – напрочь забывает о своих возможностях. Более того – речевое развитие также не только тормозится, но и временно деградирует.  Сон и аппетит. Дневной сон, к которому малыш привык дома – в саду во время адаптации  сбивчив, порой ребенок не ложится спать вообще. Аппетит тоже оставляет желать  лучшего, если не отсутствует совсем. Исходя из этого, в нашем ДОУ возникла необходимость в создании комплексной модели  психолого­педагогического сопровождения детей раннего возраста к условиям ДОУ. Объект изменений: адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Предмет изменений: психолого­педагогическое сопровождение процесса адаптации детей  раннего возраста. Цель проекта: разработать модель психолого­педагогического сопровождения процесса  адаптации воспитанников раннего возраста к условиям ДОУ. Задачи:1. Проанализировать психолого­педагогический передовой опыт по проблеме адаптации  детей раннего возраста к ДОУ. 2. Разработать психолого­педагогическую модель по взаимодействию психолога, педагогов  и родителей для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ. 3. Разработать рекомендации для педагогов и родителей по психолого­педагогическому  сопровождению адаптации детей раннего возраста к условиям образовательного  учреждения. Целевая аудитория проекта – педагоги, родители и воспитанники раннего возраста поступившие в ДОУ. Сроки реализации проекта: январь 2017 ­ декабрь 2018года. Основные направления, механизмы, средства и способы реализации проекта Подготовительный этап. Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад  является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.  Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от  психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных  отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Таким образом, каждый ребенок  привыкает по­своему. В период адаптации у ребенка происходит перестройка ранее  сформированных привычек и уклада жизни. Теоретический анализ работ Н.Д. Ватутиной, А.И. Баркан, А.И. Захарова, Р. Калининой, Л.  Семеновой, Г. Яковлевой, Т.А. Данилиной, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степиной и других выявил  основные психолого­педагогические характеристики детей младшего дошкольного возраста и  специфику их эмоциональных состояний в период адаптации к ДОУ. Эмоции играют важную роль в жизни ребенка, особенно в раннем возрасте. Они помогают  ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Основные эмоциональные состояния, которые  владеют ребенком в этот период в основном отрицательные: страх, печаль, гнев, но есть и  положительные, например, удивление, интерес от знакомства с новым – обстановкой,  деятельностью. По своим результатам адаптация бывает разной: позитивной, негативной. Учеными (Р. Калинина, Л. Семенова, Г. Яковлева) было выявлено три фазы адаптационного  процесса: 1) острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом  состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным  заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в  среднем один месяц); 2) подострая фаза характеризуется неадекватным поведением ребенка, т.е. все сдвиги  уменьшаются и регистрируются по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа  развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3­5  месяцев); 3) фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу  учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.Выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная  удовлетворенность); внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять  требования среды). Изучив состояние проблемы адаптации детей раннего возраста, мы выявили, что разная степень  влияния на определенные условия улучшает адаптацию. Эмоциональные проблемы малыша требуют разрешения в первые же дни его пребывания в  группе. От успешности деятельности педагогов и специалистов в этом направлении зависит  дальнейшая жизнь ребенка, и не только в детском саду. Отрицательный опыт адаптации может  сыграть негативную роль в первом классе школы. Для оптимального осуществления периода адаптации переход ребенка из семьи в дошкольное  учреждение необходимо сделать по возможности более плавным. Что же лежит в основе разных вариантов адаптации ребенка к ДОУ? Это ряд факторов,  определяющих, насколько успешно ребенок раннего возраста справится с предстоящими ему  изменениями в привычном образе жизни. Эти факторы связаны и с физическим, и с  психологическим состоянием ребенка, они тесно переплетены и взаимно обусловлены.      состояние здоровья и уровень развития. Здоровый, развитый по возрасту малыш  обладает лучшими возможностями системы адаптационных механизмов, он лучше  справляется с трудностями. возраст, в котором малыш поступает в детское учреждение. С ростом и развитием  ребенка изменяется степень и форма его привязанности к постоянному взрослому. Третьим фактором, сугубо психологическим, является степень сформированности у  ребенка общения с окружающими и предметной деятельности. В раннем возрасте на  смену ситуативно­личностному общению приходит ситуативно­деловое, в ходе которого  формируются особые связи с окружающими людьми. Психологи выявили чёткую  закономерность между развитием предметной деятельности ребёнка и его привыканием  к яслям. Легче всего адаптация протекает у малышей, которые умеют длительно,  разнообразно и сосредоточенно играть с игрушками. Впервые попав в ясли, они быстро  откликаются на предложение воспитательницы поиграть, с интересом исследуют новые  игрушки. В случае затруднения такие дети упорно ищут выход из ситуации, не стесняясь,  обращаются за помощью. Они любят вместе с воспитательницей решать предметные  задачи: собрать пирамидку, матрёшку, элементы конструктора. Для ребёнка, умеющего  хорошо играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым психологические особенности родителей, особенно матери, и характер  взаимоотношений в семье. Если мать тревожно­мнительна и слишком опекает ребенка,  аффективно реагирует на все его состояния, если она обладает конфликтным  характером и предпочитает авторитарный стиль воспитания, если родители испытывают  трудности в общении с окружающими, если в семье часто происходят ссоры, ­ все это  может явиться причиной невротизации ребенка и его трудной адаптации к дошкольному  учреждению. Гендерные факторы. Наблюдения показывают, что в младшем дошкольном возрасте (3­4 лет) мальчики хуже адаптируются с новыми социальными условиями, чем девочки.Они  более уязвимы в плане социальной адаптации, поскольку в период наиболее  интенсивного эмоционального развития в большей степени привязаны к матери и более  ранимо реагируют на разлуку с ней, чем девочки.Ощутимые затруднения в адаптации испытывают левши, особенно те, кто был переучен в  первые годы жизни. Левшество подразумевает преобладание активности правого полушария,  более чувствительного к воздействию отрицательных эмоциональных факторов. За основу своей работы мы взяли модель составленную Н.Д. Ватутиной модель взаимодействия  специалистов ДОУ и семьи в период адаптации, цель которого становление активной  педагогической позиции родителей. 1 этап Ознакомительный. Сбор информации о потенциальных воспитанниках ДОУ,  информирование. Первичная диагностика, сбор информации. Цель первого этапа определить факторы, которые  могут затруднить адаптацию, и сильные стороны развития ребёнка, его адаптационные  возможности. Получив информацию о составах групп раннего возраста, воспитатели  приглашают родителей с будущими воспитанниками на «Первичное визитирование». На данном  этапе во время проведения родительского собрания с участием администрации и специалистов  происходит подробное знакомство родителей с условиями детского сада, с организацией  распорядка дня малышей, с меню детского сада, с характеристикой возрастных возможностей и  показателями развития детей раннего возраста. При этом используется анкетирование родителей, (приложение­ прогноз адаптации; анкеты для  родителей). На основе ответов родителей на вопросы анкеты составляют психологический  портрет ребёнка с точки зрения особенностей его темперамента. Данные анкетирования  дополняют беседой с родителями и наблюдениями воспитателей в первые дни пребывания  ребёнка в ДОУ, и анализом медицинской карты ребёнка медсестрой. По полученным  результатам определяют прогноз адаптации. Кроме того, родителей информируют об особенностях адаптационного периода детей раннего  возраста и разъясняют влияющие на его процесс факторы используя интерактивные методы. На сайте ДОУ в разделе «Для Вас родители» представлены рекомендации: «Как родители могут  помочь своему ребенку в период адаптации к ДОУ», «Как помочь ребенку снять эмоциональное и мышечное напряжение?», «Что можно сделать, чтобы облегчить этот сложный период?». Важно, что рекомендации даются с учетом возраста поступающих воспитанников. Зачастую родители  знают к какому воспитателю они идут. Педагог­психолог имеет личный сайт, адрес которого  указан на сайте ДОУ. На сайте ДОУ размещена информация по адаптации и режиме дня группы. На всех этапах проходит интерактивное общение в разделе «Вопрос­ответ», «Обратная связь»  на сайте ДОУ, сайтах воспитателей и педагога­ психолога. Показательно, что такой вид общения становится популярным. 2 этап Социально­ гигиенический скрининг семьи. Приглашаем родителей с ребенком прийти на консультацию. О необходимости встречи с  психологом родителей предупреждает воспитатель. Проявляют ли родители инициативу и  договариваются ли самостоятельно о времени консультации – это первый критерий прогноза.  Как правило, инициативу проявляют родители, настроенные на конструктивное сотрудничество,  с такими родителями интересно и легко работать, их дети обычно быстро привыкают к детскому  саду. Встреча с психологом может занять около часа, о чем родителей предупреждают заранее. Во время первой встречи психолог проводит не только консультацию, но и диагностику.  Исследует развитие социальных навыков ребенка и определяет особенности семейного  воспитания.На этом этапе составляется адаптационный прогноз, осуществляется медицинское,  педагогическое и социальное анкетирование. Анкеты родители получают заранее при  “Первичном визитировании” и приходят на встречу с уже заполненной анкетой, либо заполняют  ее на первой встрече в кабинете. Анализ анкет знакомит с условиями, мнениями, наблюдениями  родителей за своими детьми в семье, по поводу готовности их детей посещать ДОУ.  Анкетирование выявляет воспитанников с повышенной тревожностью. В дальнейшем данные  анкетирования позволяют грамотно построить профилактическую и консультативную работу с  родителями. На основании анкетирования дается предварительная оценка (прогноз)  адаптационного периода каждого ребенка; выявляется круг детей, нуждающихся в помощи при  прохождении адаптации. 3 этап Реализация модели комплексного психолого­педагогического сопровождения  адаптации вновь поступивших детей. На данном этапе предполагается активное взаимодействие специалистов ДОУ (педагог­ психолог, воспитатели) и родителей ребёнка. Цель данного этапа: психолого­педагогическое  просвещение родителей по вопросам адаптации ребенка к ДОУ, психолого­педагогическое  просвещение педагогов, создание условий для успешной работы, облегчение процесса  адаптации детей к условиям ДОУ через создание положительной атмосферы в группе, снятия  внутреннего напряжения. Каждый год мы сталкиваемся с разными детьми, поэтому составляется график посещения для каждого ребенка в группу приходит не более 4­5 детей в неделю (не  более 1 ребенка с тяжелой адаптацией в неделю). Введение в группу практически всех детей в  течение месяца становится возможным за счет большой предварительной работы, как  сотрудников детского сада, так и семьи. Перспективы работы: Взаимодействие с родителями воспитанников 1. Разработать и реализовать план по взаимодействию психолога, педагогов и родителей для  успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ в рамках клуба «Мы вместе». Цель: создание оптимальных условий для обеспечения взаимодействия МБДОУ с семьей как  механизма повышения качества дошкольного образования в условиях реализации ФГОС  дошкольного образования. Встречи по программе клуба будут проводиться один раз в месяц с  сентября по май. В программе встреч предполагается участие педагога­психолога, воспитателей, учителя логопеда и родителей. На заседаниях будут использоваться следующие методы работы с родителями и педагогами: ­ проведение родительских собраний с использованием методов коучинга; ­ мастер­классы; ­ направленные беседы; ­ групповые консультации; ­ использование ИКТ (презентации, методические рекомендации, видеоматериалы и т.д.). Темы для собраний клуба: «Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к детскому саду»,  «Особенности адаптации ребенка к детскому учреждению», «Игры и развивающее оборудование для занятий с детьми дома», «Показатели адаптированности ребенка к ДОУ», «Наличие у детей  навыков, облегчающих адаптационный период при поступлении в детский сад».2. Консультации педагога­психолога по запросу родителей (индивидуальные и групповые). 3. Оформление уголка родителей в группах и стенда психолога («Особенности развития детей 3­ года жизни», «Живу по расписанию», «Я играю целый день, мне играть совсем не лень»,  «Сильные, смелые, здоровые, умелые», «Взяли в руки карандаш»). Взаимодействие с педагогами 1. Групповое и индивидуальное консультирование педагогов по вопросам адаптации и развитию  детей 3­го года жизни («Первые дни ребенка в детском саду», «Игры с детьми в адаптационный  период», «Особенности адаптации детей к ДОУ»). Консультирование педагогов начинается до  начала приёма детей в группы ДОУ. 2. Консультативная помощь в организации предметно­развивающей среды и психологических  уголков в группах ДОУ. Взаимодействие с воспитанниками 1. Участие педагога­психолога в ежедневном приёме детей в группу. Проведение игр. 2. Диагностика и анализ проведённой работы. Проводится диагностика адаптации К.Л.  Печоры. Проводится анализ процесса адаптации. Ожидаемые результаты проекта: 1. Положительная динамика увеличения числа детей раннего возраста с лёгкой степенью  адаптации. 2. Педагоги и родители повысят уровень знаний об особенностях адаптационного периода и способах общения с детьми в соответствии с их возрастом. 3. Педагоги освоят новые приёмы взаимодействия с родителями и детьми в период их  адаптации к условиям ДОУ. Способы предоставления результатов: Аналитическая справа по результатам диагностики адаптации детей раннего возраста к  условиям ДОУ. План работы родительского клуба « Мы вместе» по взаимодействию психолога,  педагогов и родителей для успешной адаптации воспитанников к ДОУ. Критерии оценки результатов реализации проекта Рост числа детей показавших лёгкую степень адаптации к условиям ДОУ на 40%. Ресурсное обеспечение Для реализации проекта дополнительное кадровое, материально­техническое, информационно­ методическое ресурсное обеспечение не потребуется. Список используемой литературы: 1. Бабенко А. Помочь ребёнку адаптироваться в детском саду // Дошкольное воспитание. ­  1990. ­ №11. ­ с. 32­34 2. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие.  Воспитателям и родителям. ­ Ярославль: Академия, 2001.3. Ватутина Н.Д. Ребёнок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей детского  сада. ­ М.: Просвещение,1983. ­ 80с. 1. Галанов А.С. Я иду в детский сад: Пособие для родителей и воспитателей. ­ М.: Школьная  Пресса,2002. ­ 120с. 2. Калинина Р. Ребёнок пошёл в детский сад… К проблеме адаптации детей к условиям  жизни в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание. ­ 1998. ­ №4. ­ с. 2­9 3. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста // Дошкольное  воспитание. ­ 2006. ­ №1. ­ с. 34­36 4. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. ­ СПб: Речь,2002. ­  306с. 5. Харитонова Н. Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего  возраста // Дошкольное воспитание. ­ 2006. ­ №6. ­ с. 3­