Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Шаромская средняя школа»
Индивидуальный итоговый проект
Выращивание кристаллов в
домашних условиях
Руководитель:
учитель физики Ванке Е.Г.
Выполнил: ученик 7 класса
Тихонов Александр
с. Шаромы
2018 г. Содержание
Введение…………………………………………………………………… 3
1. Теоретическая часть…………………………………………..……4 – 5
1.1. Что такое кристаллы?.............................................................................4
1.2. Виды кристаллов……………………………………………………… 4
1.3. Кристаллы в нашей жизни. Применение кристаллов……………… 5
2. Практическая часть………………………………………………. 6 – 7
2.1. Выращивание кристаллов поваренной соли………………………. 6
2.2. Выращивание кристаллов поваренной соли, сахара и медного
купороса…………………………………………………………...…..6
2.3. Выращивание кристаллов на основе клея ПВА, мыла и их смеси.. 7
2.4. Выращивание кристалла из химической смеси (дигидрофосфат
аммония)из набора «Науки с буки. Японские опыты»……………..…. 7
Заключение………………………………………………………………. 8
Список использованных источников информации………………… 9
Приложение …………………………………………………….… 10 – 11
Рецензия
2 Введение
Актуальность проекта.
Когда я первый раз увидел коллекцию кристаллов, меня заинтересовало, как
они появляются, неужели можно самим создать такое чудо! Они были
красивые, разноцветные. И я решил выполнить проект и выяснить, как можно в
домашних условиях выращивать кристаллы. Выращивание кристаллов –
увлекательное занятие, самое простое, доступное и недорогое. Объясняется
интересом образования различных по форме кристаллов в любое время
года.Данная работа обладает аспектом новизны, поскольку мне никогда не
приходилось делать своими руками чтото оригинальное и необыкновенное. В
моем представлении «кристалл» это чудо природы. Получить кристалл – это
сотворить чудо. Для меня это новое и необычное дело, даже таинственное. Кто
знает, что у меня получится? Как будут выглядеть мои «авторские»
кристаллы?
Цель работы:
Вырастить кристаллы и определить, что влияет на рост кристалла. От чего
зависит их размер, цвет и форма? И можно ли создать кристаллы самому или
они встречаются только в природе?
Объект: кристаллы
Предмет: процесс кристаллизации
Гипотеза: мы предположили, что кристаллы могут появляться при создании
определенных условий; значит, если изменить условия кристаллизации и
растворить различные вещества, то можно получить кристаллы разной
формы и цвета в домашних условиях.
Задачи:
3 1. Собрать информацию о кристаллах.
2. Изучить процесс выращивания кристаллов.
3. Вырастить кристаллы поваренной соли, сахара и медного купороса.
4. Выявить наиболее благоприятные условия для роста кристаллов.
5. Провести работу по анализу выполненных экспериментов, сделать
выводы, создать презентацию по теме проекта и коллекцию кристаллов.
1. Теоретическая часть.
1.1. Кристаллы
Кристаллы – один из самых красивых и загадочных творений природы.
Мы живем среди кристаллов, ходим по ними широко используемых в нашей
повседневной жизни. Земная кора на 95% состоит из кристаллов. Мы добываем
кристаллы из земных недр, используем в лабораториях, в технике,
обрабатываем на фабриках, создаем изделия из кристаллических материалов.
Из литературы мы узнали
Кристаллы, в переводе с греческого языка «лёд», «горный хрусталь»;
Впервые о горном хрустале упомянул римский учёный Плиний;
Англичанин Джером Горсей рассказал в своих записках, как царь Иван
Грозный показывал ему свои драгоценные камни;
Кристалл — это твердое состояние вещества;
Изучением кристаллов занимается наука – кристаллография;
О применении кристаллов;
О способах выращивания кристаллов в домашних условиях.
1.2.Виды кристаллов.
Кристаллы льда и снега.
Кристаллы замёрзшей воды, т. е. лёд и снег, известны всем. Ледяной покров
реки, массив ледника или айсберга – это, конечно, не один большой кристалл.
Плотная масса льда обычно поликристаллическая, т. е. состоит из множества
отдельных кристаллов. Каждый отдельный кристаллик льда, каждая снежинка
хрупка и мала.
Кристаллы в облаках.
В верхних слоях атмосферы водяные пары или капли воды могут долго
сохраняться в переохлаждённом состоянии. Переохлаждение в облаках
доходит до 300С. Но как только в эти переохлаждённые облака врывается
летящий самолёт, тот час, же начинается бурная кристаллизация. Мгновенно
самолёт оказывается облеплённым грудой быстро растущих кристаллов льда.
4 Кристаллы в пещерах.
Очень интересна кристаллизация подземных вод в пещерах. Капля за каплей
просачиваются воды и падают со сводов пещеры вниз. Каждая капелька при
этом частично испаряется и остаётся на потолке пещеры вещество, которое
было в ней растворено. Так постепенно образуется на потолке пещеры
маленький бугорок, вырастающий затем в сосульку. Эти сосульки сложены из
кристалликов, они вытягиваются, а навстречу им начинают расти вверх такие
же длинные столбы сосулек со дна пещеры. Иногда сосульки, растущие сверху
(сталактиты) и снизу (сталагмиты), встречаются, срастаются вместе и образуют
колонны.
Кристаллы магмы.
Более 95% всех горных пород, из которых сложена земная кора, образовались
непосредственно при кристаллизации природного расплава, т. е. магмы.
Кристаллизация магмы – явление очень сложное. Магма представляет собой
смесь многих веществ, у которых разные температуры кристаллизации. При
остывании и затвердевании магма разделяется на части: первыми в магме
возникают и начинают расти кристаллы того вещества, у которого температура
кристаллизации самая высокая, затем те, у которых пониже и т. д. Влияя друг
на друга, начинают кристаллизоваться и остальные вещества, между тем как
ранее образовавшиеся кристаллы тоже продолжают расти. Так образуются
горные породы.
Кристаллы во Вселенной.
Метеориты, посланцы из звёздного мира, тоже состоят из кристаллов. В них
встречаются кристаллы, известные на Земле, и кристаллы минералов, на Земле
не встречающихся.
Значит, нет такого места, где бы не было кристаллов, где бы не происходили
всё время возникновение, рост и разрушение кристаллов. В облаках, в глубинах
Земли, на вершинах гор, в песчаных пустынях, в озёрах, морях и океанах, в
аппаратах химических заводов, в научных лабораториях, в клетках растений, в
живых и мёртвых организмах – везде мы встречаем кристаллы.
1.3. Кристаллы в нашей жизни. Применение кристаллов.
Из кристаллов делают много нужных вещей и их область применения
достаточно велика. Кристаллы сыграли важную роль во многих технических
новинках 20 века.
1. В оптике их используют для изготовления линз и призм.
2. В часовой промышленности используют искусственных кристаллы рубина
или сапфира, также кристаллы рубина используются в лазерах. Оказалось,
что кристалл рубина усиливает свет. Применяется в глазной хирургии.
5 3. В акустике их применяют для воспроизведения, записи и передачи звука.
4. Самый твердый из природных материалов – алмаз. Благодаря своей
твердости он играет огромную роль в технике: буровые инструменты,
алмазные пилы, сверла, граверные инструменты
5. Компьютеры, системы связи, солнечные батареи – это лишь небольшая
область применения полупроводниковых кристаллов.
6. Кристаллы нашли свое применение в ювелирной промышленности. Зайдя в
любой ювелирный салон можно найти огромный выбор украшений с
камнями, перед которыми не могут устоять как женщины, так и мужчины.
2. Практическая часть.
Выполнение эксперимента по выращиванию кристалла:
а) в зависимости от количества соли
1. Для экспериментамы налили в стаканы холодную воду, после чего в один
стакан насыпали 3 ложки соли, в другой 5 ложек, а в третий 7 ложек.
2. К палочкам привяли нитки, на которые потом будут собираться кристаллы.
Опустили их в раствор с солью.
3. Через 5 дней были получены результаты, в сосуде с меньшим количеством
соли, кристаллы не выросли.
4. Быстрее всего кристаллы соли образовываются в насыщенном растворе
поваренной соли. (Приложение 1, фото 1).
б) в зависимости от температуры
1. Кристаллы соли растут медленнее в стакане с водой с меньшей
температурой, чем в стакане с горячей водой.
2. В горячей воде кристаллы выросли за 7 дней большего размера, чем
кристаллы холодной воды. (Приложение 1, фото 2)
3. При соприкосновении кристаллов соли с водой, они растворяются.
в) в зависимости от наличия примеси
1. Примесь только окрашивает кристалл, но не изменяют его структуру, не
влияет на рост кристалла.
6 2. Примеси влияют на форму кристалла.(Приложение 1, фото 3)
г) в зависимости от рода вещества
1. Мы поставили 3 стакана, первый с медным купоросом, второй с сахаром , а
третий с солью, мы налили горячую воду и после 2 недель, соль выросла 4.5
см в длину и 1.3 см в ширину, медный купорос в длину 1.5 см, а в ширину 0.8
см, сахар к сожалению не пророс. (Приложение 1, фото 4)
д) в зависимости от вещества раствора
1. После этого мы начали выращивать кристаллы на основе клея ПВА, мыла и
их смеси, выращенные друзы очень хрупкие.
2.В стакан мы залили горячую воду после чего охладили и закинули наши
ингредиенты, после 30 минут кристаллы уже появились на листочках, а через
2 дня они стали красивыми и индивидуальными.(Приложение 1, фото 5)
е) в зависимости от раствора химической смеси и затравки
1. Потом мы начали выращивать цветные кристаллы уже с затравкой.
2. Мы пересыпали в 1 стакан фосфат аммония и добавили к нему на кончике
ложки краситель нужного цвета.
3. Мы перелили 50 мл горячей воды и поставили кристаллы расти.
4. Через 3 дня у нас получились красивые кристаллы. (Приложение 1, фото 6)
7 Заключение.
1. Эксперимент показал, что кристаллы можно вырастить самому в домашних
условиях. Кристаллы растут в насыщенном растворе при постепенном
испарении жидкости. Кристаллы соли и медного купороса растут быстрее, а
кристаллы сахара медленнее. Кристаллы растут намного быстрее, когда
много тепла и света. Весь процесс происходит за 23 недели. Кристаллы
можно выращивать разного цвета и размера.
2. Освоена методика выращивания кристаллов, и они были получены из
поваренной соли, медного купороса, фосфата аммония, клея ПВО и мыла.
3. Цвет выращенных кристаллов соответствует цвету веществ, которые были
использованы для приготовления растворов.
4. Полученные кристаллы подтвердили опытным путем справедливость
выдвинутой гипотезы о возможности выращивания кристаллов в домашних
условиях.В домашних условиях можно вырастить кристаллы при
необходимых условиях: наличие насыщенного раствора и ниточки с
затравкой.
5.
Выращивать кристаллы – очень увлекательное занятие.Выращенные
кристаллы можно использовать как наглядный материал на уроках физики.
8 Список литературы:
1. Афонькин С.Ю. Минералы и драгоценные камни. Школьный путеводитель.
СПб.: «БКК», 2012 г. – 96 с.
2. Белов Н.В. Энциклопедия драгоценных камней и кристаллов. Минск:
«Харвест», 2009 г. – 159 с.
3. Шалаева Г.П. Современная энциклопедия начальной школы. Издательство
АСТ, 2010 г. 768 с.
4. Шаскольская М.П.. Кристаллы. М.: Наука, 1978 г. – 208 с.
Интернет ресурсы:
1. http://www.geologiazemli.ru/articles/112 Геология Земли .
2. http://ru.wikipedia.org/wiki/E519 ВикипедиЯ – свободная энциклопедия.
3. http://www.kristallov.net/mineraly.html Кристаллов.NET.
4.http://mirkristallov.com/ Мир кристаллов.
9 Приложение 1
ФОТО 1
ФОТО 2
10 ФОТО 3
ФОТО 4
ФОТО 5
ФОТО 6
11 ФОТО 7
12
Проект по теме "Выращивание кристаллов в домашних условиях"
Проект по теме "Выращивание кристаллов в домашних условиях"
Проект по теме "Выращивание кристаллов в домашних условиях"
Проект по теме "Выращивание кристаллов в домашних условиях"
Проект по теме "Выращивание кристаллов в домашних условиях"
Проект по теме "Выращивание кристаллов в домашних условиях"
Проект по теме "Выращивание кристаллов в домашних условиях"
Проект по теме "Выращивание кристаллов в домашних условиях"
Проект по теме "Выращивание кристаллов в домашних условиях"
Проект по теме "Выращивание кристаллов в домашних условиях"
Проект по теме "Выращивание кристаллов в домашних условиях"
Проект по теме "Выращивание кристаллов в домашних условиях"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.