Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.Проект «Покормите птиц зимой» подготовительная группа.
Проект «Покормите птиц зимой» подготовительная
группа.
Актуальность.
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников
приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного
детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому
очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к
ней, научить беречь окружающий мир.
Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок,
отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В
холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные
вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше,
но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится
практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и
погибают.
Наша задача познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с
их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в
холодное зимнее время.
Тип проекта: информационнотворческий.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность: краткосрочный.
Возраст: 6 7 лет.
Участники: педагог, дети и родители подготовительной группы.
Этапы проекта
1 этап – подготовительный
обсуждение целей и задач воспитателями, детьми, родителями;
создание необходимых условий для реализации проекта;
перспективное планирование проекта.2 этап – основной (практический)
внедрение в воспитательно образовательный процесс методов и
приёмов на расширение знаний детей о зимующих птицах;
продуктивная деятельность детей.
3 этап – заключительный
презентация проекта,
отчёт о проведении акции – проекта «Помоги птицам!».
Реализация проекта.
1 этап
Цель: Формирование у детей желания вносить посильный вклад в дело
охраны природы родного края. Расширение и обогащение знаний о зимующих
птицах.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни
зимующих птиц.
2. Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей
воспитанников
3. Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних
условиях.
Ожидаемый результат:
1. Расширение кругозора детей о зимующих птицах.2. Улучшение предметноразвивающей среды.
3. Активное участие детей и родителей в выставке «Лучшая кормушка для
птиц»
2 этап
Основной (практический)
Мероприятие
Задачи
Формирование целостной
картины мира «Знакомые
незнакомцы», чтение Б.
Брехт «Зимний разговор
через форточку»
Наблюдение за воробьями.
Чтение С. Есенин «Поёт
зима – аукает»
Беседа «Птичья столовая»
Трудовая деятельность:
откармливание птиц.
Воспитывать заботливое отношение к птицам. Закрепить
знания о приспособленности птиц к зимнему периоду.
Учить устанавливать причинноследственные связи между
природными явлениями и жизнью птиц.
Уточнить представления детей о повадках воробьёв,
отметить, в какое время года они прилетают к кормушке,
какой корм предпочитают, как долго находятся на
кормушке. Предложить детям проверить правильность
народной приметы «Если воробей нахохлился – к морозу,
перышки приглажены – к теплу». Обсудить с детьми,
почему в морозы воробей сидит, нахохлившись.
Поговорить с детьми о важности их работы по подкормке
птиц; учить чувствовать себя причастным ко всему
живому. Воспитывать бережное отношение к птицам,
ответственность; поощрять стремление приносить пользу,
помогать птицам зимой.
Предложить желающим взять на себя ответственность за
очистку и наполнение кормушки, учить подбирать корм с
учётом того, какие птицы прилетают на участок.
Предложить пояснить, почему особенно важно
подкармливать птиц после сильного снегопада и гололёда.Работа в кружке
«Волшебный пластилин»:
«Птицы на ветках»
Конструирование: «Голуби»
(оригами)
Чтение В. Бианки «Птичий
год: зима», М. Н. Богданова
«Домашний воробей»
Рисование «Как мы
кормили птиц»
Настольные игры:
«Зимующие птицы»,
«Собери картинку», лото
«Птицы»
Подвижные игры: «Воробьи
и кошка», «Перелёт птиц»,
«Птички в гнёздышках»
Поощрять стремление заботиться о птицах.
Расширять представление детей о зимующих птицах, о
роли человека в жизни птиц. Учить передавать свои
наблюдения за живой природой в художественно
изобразительной деятельности, создавать картины из
тонких пластилиновых жгутиков. Научить изображать
снегиря и синицу, передавать особенности внешнего
облика. Развивать композиционные навыки.
Воспитывать у детей бережное отношение к птицам.
Закреплять знания детей о птицах, прилетающих на
участок. Вызвать желание сделать голубя в технике –
оригами. Закреплять умение детей работать с бумагой,
складывать лист в разных направлениях.
Знакомить детей с новыми литературными
произведениями, продолжать формировать умение
поддерживать беседу по содержанию прочитанного,
воспитывать у детей любовь к окружающему, желание
помочь птицам.
Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам.
Закреплять знания о приспособленности птиц к зимним
условиям. Развивать самостоятельность в выборе
изобразительных средств (цветные карандаши, краски,
восковые карандаши). Развивать композиционные умения.
Закреплять представление о зимующих птицах, их
внешнем виде.
Формировать представление о птицах и их повадках.
Упражнять в прыжках на двух ногах. Развивать
координацию движений, умение ориентироваться на
площадке.
Дидактическая игра «Что
хорошо, что плохо?
Воспитывать у детей бережное отношение к птицам,
желание заботиться и них, помогать им.Работа с родителями:
Выпуск листовок, буклетов: «Покормите птиц зимой!», «Помоги птицам»
Организация выставки «Лучшая кормушка для птиц».
3 этап заключительный
Оформление результатов проекта в виде презентации,
представление отчёта по проведению акции «Помоги птицам!»
Отчёт о проведении акции проекта «Помоги птицам!»
В акции приняли участие: воспитатели Ниязбекова Жанар Мантаевна,
Красникова Татьяна Николаевна, дети подготовительной группы №1,
родители воспитанников.
На территории я/с №15 воспитателями и детьми первой группы было
развешано 10 кормушек, изготовленных детьми совместно с воспитателями и
родителями из различных материалов: деревянные кормушкидомики,
кормушки из коробок, из пластиковых бутылок.
В период проведения акции проводилась следующая работа:
Ежедневное кормление птиц;
Наблюдение за их поведением;
Использование разных кормов;
Учет количества птиц, их видов.Освоение кормушек первыми начали синички. Сначала они подлетали с
опаской к кормушкам, долго оглядывались, но постепенно освоились и
перестали бояться детей. Воробьи прилетали небольшой стайкой. На
кормушке они дрались за корм, чирикали. Если к кормушке прилетали
синицы – воробьи улетали, как бы уступая им место. Редко на кормушках
можно было увидеть снегирей. Они вели себя настороженно и при малейшем
приближении детей улетали прочь. Сороки и вороны прилетали по одиночке,
на кормушки не садились. Они собирали корм внизу, под кормушками.
Прилетали стайкой голуби. Корм собирали под кормушками, иногда
подходили к детям на расстояние до двух метров. За время проведения
акции к кормушкам прилетали: синицы, снегири, воробьи, вороны, сороки,
голуби.
В результате проведенной работы дети узнали:
Какие виды птиц остаются зимовать в наших краях, а какие
прилетают к нам на зиму;
Как различить птиц по окраске;
Какие корма предпочитают птицы.
Были сделаны следующие выводы:
Птицы становятся заметными и более активными в теплую погоду, в
морозы птиц на кормушках меньше;
В ветреные дни птицы не прилетают;
Из кормов голуби и воробьи предпочитают семечки, а синицы – сало;
Воробьи, голуби прилетают стайками, синицы по 3 4, сороки,
вороны – по одиночки;
Кормушку посетили 6 видов птиц; За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому
подкормку необходимо продолжить.
Наблюдения проведенные в период проекта.
Наблюдение 1. «За птицами»
Цель: Учить детей, рассматривая птиц, различать их по размеру, краске
оперения, издаваемым звукам.
Наблюдение 2. «Наблюдение за птичьими следами на снегу».
Цель: Расширять знания о зимующих птицах, узнавать по следу, какой
птице он принадлежит.
Наблюдение 3. «Как птицы передвигаются по земле?» (Задание детям для
самостоятельного наблюдения.)
Цель: Учить детей замечать особенности передвижения птиц по земле:
ворона ходит большими шагами — у нее ноги длиннее, чем у воробья и
голубя, воробей скачет на двух ножках; голубь делает частые шаги,
оставляя на снегу красивую цепочку «крестиков»; следы могут внезапно
обрываться, это означает, что птица взлетела, оставив следы от
раскрытых крыльев и хвоста.
Наблюдение 4: «Как птицы летают?»
Цель: Обратить внимание детей на то, что птицы в полете выглядят иначе,
чем на земле: у них широко раскрыты крылья, хвост, шея и ноги вытянуты;
птицы летают. Потому что машут крыльями, отталкиваясь ими от воздуха;
птицы могут летать и не размахивая крыльями планировать, в этом случае
они теряют высоту и постепенно снижаются; садясь на землю, деревья,
крышу дома, птица складывает крылья и хвост, чтобы они не мешали.
Наблюдение 5. «Когда птицы бывают заметны?»
Цель: Познакомить детей с явлением затаивания птиц, с их маскировочной
окраской: птицы хорошо видны на фоне неба, снега, когда летят или ходят;
их трудно заметить, когда они затаиваются, сидя на ветках деревьев,
кустарников, особенно незаметными становятся воробьи.Наблюдение 6. «За синичкой и воробьем»
Цель: закрепить знания о внешнем виде синицы и воробья, об особенностях
поведения птиц на кормушке.
Наблюдение 7. «За вороной и сорокой»
Цель: закрепить знания о внешнем виде сороки и вороны, об особенностях
поведения.
Проведены следующие мероприятия:
1 Беседа о зимующих и перелетных птицах.
Цель: формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных
птицах.
2 Беседа: «Птицы на кормушке».
Цель: закрепить знания детей, чем могут питаться птички зимой;
познакомить с видами кормушки, из какого материала можно сделать.
3 Дидактическая игра: «Птичья столовая».
Цель: продолжать учить детей доброте и приучать заботиться о птицах.
4 Оформление плаката: «Снегири на ветках рябины».
Цель: учить передавать внешний вид снегирей.
5 Оформление картотеки загадок и стихов о птицах.
Цель: приучать детей к поиску информации.
Стихи прочитанные детям.
Синица
Ты с модницей этой,
Конечно, знаком:
Вертушке
На месте
Никак не сидится —
Все хвастаетСиним своим сюртуком
И шапочкой синей
Гордится
Синица.
Е. Ильина.
Снегирь
От простуд он не страдает,
Не страшится злобных вьюг
И к зиме не улетает
На далекий знойный юг.
Пусть покроют снега груды
И пригорок,
И пустырь —
Рад красавец красногрудый
Житель севера —
Снегирь.
Е. Ильина.
Воробушки
Воробушки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
А во дворе метелица
Ковром шелковым стелется.
Да больно холодна.
С. Есенин
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите их в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Мы кормушки смастерили
Мы столовую открыли.Воробей, снегирь сосед
Прилетели на обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду
Мы же ждали их к обеду.
А в четверг со всех краёв
Стаи жадных воробьёв.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог
Налетело семь сорок.
Рекомендация для родителей.
Как изготовить кормушку своими руками.
Построить простейшую кормушку можно из любого подручного материала. В
дело можно пустить и пустые пластиковые бутылки или коробки, пакеты из
под сока или молока, а если немного пофантазировать, то и из старой
строительной каски тоже можно сделать превосходную кормушку. Но важно
помнить основные правила: У кормушки обязательно должна быть крыша,
иначе корм может быть засыпан снегом. Отверстие в кормушке должно быть
настолько широким, чтобы птица могла спокойно проникнуть внутрь
кормушки и покинуть ее.Фотоотчет.
«Кормушка. Наши пернатые соседи».
Цель: подвести к понятию о том, что зимой птицам не хватает корма, их
нужно подкармливать.
Наглядный материал: кормушки для птиц.
Воспитатель:
Что это?
Зачем нужна кормушка?
Для кого они нужны?
Ребята, давайте помогать птицам, которые остались зимовать. Повесим
кормушку, насыплем крошек, зерен, положим каши, кусочек сала, зерен и
посмотрим, кто прилетит полакомиться.
Что ест голубь, воробей, синичка?
Так зачем подкармливать птиц зимой?
Давайте вспомним правила подкормки.
«Птицы наши пернатые друзья» (по рассказу)
Цель: дополнить знания о птицах, помощи им зимой.
Наглядный материал: картинки с изображением птиц у кормушки.На участке детского сада.