Проект - праздник "Подведение итогов" (4 класс)

  • Культурные мероприятия
  • docx
  • 05.02.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Выпускной в начальной школе – это очень волнующий праздник. Дети выросли, им хочется показать, что они уже взрослые… Очень трудно подобрать нужные сова, песни, чтобы передать всю важность и необычность этого праздника. Предлагаемый праздник выстроен по принципу давно забытых, но любимых телепередач: «Колесо истории», «Пока все дома», «Фабрика звёзд», «Кумиры», «Итоги», «Ералаш». Разработкой данного праздника смогут воспользоваться учителя начальных классов. В сценарии использовано много интересных стихотворений, песен.
Иконка файла материала Подведение итогов.docx
Проект – праздник  по теме «Подведение итогов» Цель: создать условия для развития творческих способностей у детей через  активную деятельность при подготовке и проведении праздника. Задачи: ­ развитие творческих способностей; ­ воспитание ответственности, взаимопонимания, взаимопомощи, умения  сотрудничать; ­ создание атмосферы радости, удовлетворения от собственных результатов. Учитель: Добрый день, дорогие гости! Учитель:   Добрый   день,   дорогие   ребята,   уважаемые   учителя   и   наши любимые родители! Учитель: Мы приветствуем всех  на нашем празднике  Учитель  Четыре года пролетели как четыре дня. И вот настал день расставанья. Но жизнь­дорога, у которой нет конца, И мир познаний в ней неисчерпаем. Учитель Завершились контрольные работы. Оторвались родители от своих повседневных забот. Немного грустнее и задумчивее стали учителя, и посерьёзнее дети. Взволнованнее стали слова…  И острее почувствовалась тишина, точно перед  выходом… (пауза) Учитель   … перед выходом на сцену тех, кто, прощаясь с начальной школой, готов вступить в новую, более взрослую жизнь! Учитель  Встречайте, наши  выпускники! Дети:  Доставить радость вам, себе пришел 4 –А, 4­й «Б»! Добры и счастливы наши лица, душа поёт наперебой Нельзя в таких вот не влюбиться, не подивиться их красой. Дети:     Шустрые,  спортивные, смелые, активные, Сообразительные,  любознательные, В общем, привлекательные, Все ­ то  умные,  красивые, Лукавые, счастливые! Дети:Так о нас  другие говорят, а так мы  говорим о себе сами! 4 класс – это: Ученик:   Небольшой,   и   немаленький,     в   общем   –   то,   но   дружный коллектив. Ученик: Любители поговорить с соседом. Ученик: Возьмёмся за дело – делу несдобровать. Ученик: Ссоримся и тут же миримся. Ученик: Обожаем  писать записки на уроке. Ученик: Гордимся болтливой половиной класса, то есть девочками. Ученик:  Самый шумный класс на перемене. Ученик: Головная боль наших учителей. Ученик: Средний возраст – 10 ­ 11 лет, а общий – около пятисот.  Ученик:  Знак зодиака – Дева, коллектив был создан 1 сентября 2009 года.  Ученик: Любимые дни недели – суббота и воскресенье. Ученик: Любимое время года – лето! Ученик: Любимая школа – Лазурненская! Ученик: Учителя хотят видеть нас такими...(руки сложили) Ученик: Мамы хотят видеть нас такими...(подметают) Ученик: Папы хотят видеть нас такими...(показывают мускулы) Ученик:  Бабушки хотят видеть нас такими...(надувают щёки и гладят живот) Ученик: Девочки хотят видеть нас такими..(опускаются на одно колено и протягивают руку) Хором: А мы такие, какие мы есть!  Ученик: И вся правда в том, что мы наконец­то заканчиваем 4 класс! 1 вед: В школьном эфире телевизионная передача «Школьный Олимп». Сегодня в программе:    (Дети проходят перед зрителями, держа листы перед собой, как бегущая строка на телевидении)  Дети. Телепрограмма  «Колесо истории». Программа    «Пока все дома». Телепередача  «Фабрика звёзд». Программа  «Кумиры». Программа   «Итоги». Программа  «Ералаш» 1 вед: Ты знаешь, наш праздник, наверное, должен быть грустным. Ведь мы прощаемся с начальной школой, с нашими первыми учителями.2 вед: Ну,  я с этим не согласна: прощаемся образно, так как мы будем к ним приходить,  а первоклассники станут нашими друзьями. 1 вед: Ты помнишь, когда мы были первоклассниками? 2   вед:   Первый   раз   в   первый   класс?     Конечно,   я   хорошо   помню   1 сентября 2009 года! 1 вед: И напомнить нам о времени поступления в первый класс пришли ученики нынешних первых классов. 2 вед:   В эфире передача  «Колесо истории» На сцене появляются первоклассники. 1­й ученик. Вы помните? Было вокруг море цветов и звуков, Из тёплых маминых рук Учитель взял твою руку.  Он вёл тебя в первый класс  Торжественно и почтительно И школа, и первый звонок  И всё было так волнительно! 2­й ученик.  Здесь было всё,  как  в чудной сказке ново: Нарядный светлый класс и трель звонка,  И первое прочитанное слово,   И первая неровная строка. 1 вед:  Да, не одну тетрадку исписали мы за 4 года учёбы.   А помнишь,  как было трудно начинать, как звали мы тогда на помощь палочки – выручалочки. 2 вед: Просто не верится, что мы были такими же маленькими… А как трудно было учиться некоторым ребятам! 1 вед: Каким ребятам? 2 вед: Как каким? Тем, кто всегда учился только на отлично или на 4 и  1 вед:  И вновь в  эфире передача «Колесо истории» Песенка отличников  (отличники и качественники) (на мотив «В нашем доме поселился …) 2 вед: Встречайте,  для выпускников  ­  Фабрика звёзд –  выступление ребят 1   класса Мы никак усидеть не смогли, К вам на праздник сегодня пришли. Мы не просто Серёжа и Лена: Представляете, мы – ваша смена.Посмотрите на нас,  Ведь недавно совсем Вы такими же были, как мы. Вы пришли в первый класс, Трудно было вам всем, А теперь вы сильны и стройны.   Ты представляешь, вот этот дядя  Был таким же, как я! Завтра он с парты той пересядет – Парта будет моя!     А вот эта тётя с большими глазами Тоже девочкой была? Не верю я! Посудите сами, Как вырасти так могла? С окончанием начальной школы  Вас мы поздравляем И в этот весенний день Сердечно пожелаем: Чтоб росли вы людьми хорошими! Были добрыми и пригожими! Вам много ещё нужно в жизни узнать Старайтесь, чтоб всё получалось на 5. 1 вед:  Всё в жизни начинается со школьного звонка … В  далёкий путь отчаливают парты. Там, впереди, покруче будут старты И посерьёзней. А пока … 2 вед:  Итак,  вновь «Колесо истории» 1 вед: Вот  так иногда у нас проходили уроки.  Ученик:      В нашем классе тишина                      Почему­то не слышна!                      То линейка упадёт,                      То резинка пропадет,                      То вдруг Витя Миль под партой                      Чью­то варежку найдёт.                      «Успокойтесь! Сели ровно!»­                      Говорит учитель снова, ­«Будем слушать тишину…»                      Я чего – то, как вздохну…                      Засмеялся Дима сзади.                      «Тише, тише», ­ шепчет Настя.                      Ничего опять не вышло!                      Тишины у нас не слышно. 2 вед: А сейчас новая передача ­ «Колесо истории» плюс «Ералаш» СЦЕНКА КУДА ВСЕ ДЕЛОСЬ? Учитель: Здравствуйте ребята! Садитесь! Достаньте тетради,  учебники. Хорошо… (… тянет руку) Что там у тебя …..? …. (роется в портфеле): Вера Николаевна, а мне бабушка забыла тетрадь  положить! Она старенькая… Учитель: Пора, …., тебе за бабушкой ухаживать, а не наоборот! Вот тебе  тетрадь. И чтобы такого больше не было… Итак,  открыли тетради…  Хорошо… (…. снова тянет руку)  Что, ….? ….: Вера Николаевна, а дедушка мой учебник дома оставил… Учитель:  При чём тут дедушка? Ты уже сам большой. Как не стыдно! Вот  учебник, но в последний раз… Итак , взяли карандаши… …. (роется в портфеле): Вера Николаевна! Мама обещала положить, но,  наверное, забыла… Учитель: Да что же это такое? Из­за тебя мы никак не можем начать урок!  Вот карандаш! Все! Взяли линейки… …. (роется в портфеле): Вера Николаевна, у меня папа за линейку отвечает… Учитель: Ужас! Бабушка, дедушка, мама, папа, а где же ты, … – ученик? Или у всех ………….. память плохая? …: Нет, память у нас у всех хорошая… И вчера они при мне портфель  собирали… Куда все делось? Учитель: Так что же, у тебя портфель вообще пустой? (….с удивлением достает из портфеля детский пистолет, пирожок, кубики,  ботинок… одноклассники смеются, больше всех Олег) Олег:  Как в кино! Ну и ,,,,,,,,,,! Вот за мной никто из взрослых не смотрит, и  все у меня есть! Учитель: …у тебя дневник хотя бы с собой? … Сейчас посмотрю (радостно вынимает помятый дневник) Вот! (несет  учителю) Учитель: Дневник ученика 4­го «б» класса… Рукавишникова  Олега… (все в недоумении. Потом взрыв смеха). Учитель: Олег, а на твоем дневнике что написано? (Олег достает из такого же портфеля дневник, читает) Олег: Дневник ученика 4­го «б» класса …Мой портфель в коридоре взял! Бери свои игрушки! Из­за тебя мне попало… Я же, Вера Николаевна, говорил, что сам видел, как мне портфель вечером  собирали! Эх, Олег! И не стыдно? 1 вед: Да, уважаемые родители, вот такими бывают иногда наши дети…. 2 вед: Интересное открытие сделали ученики нашего класса. Они обнаружили, что всё хорошее начинается с буквы "К". Кино, конфеты, каникулы, качели,  клубника, капитал, клад, киндер­сюрприз.  1 вед:  А вот буква "Д" отличается в обратную сторону: драка, двойка,  дневник, долг, домашнее задание. 2 вед:  и вновь сюжеты  из передачи  «Ералаш».                                             Сценка 1. Аня:   Вы   слыхали?   Учитель   поставила   кляксу   в   журнале!   На   самую главную страницу! Я сама видела! Дима: Вот бы на мою двойку! Алёна: Или на мою! Артем: Ой, только бы не на мою троечку!                                                   Сценка 2. Папа: Ну как, сынок, чем же вы сегодня занимались в школе?  Сын: Мы искали орфограммы в словах  Папа: Орфограммы в словах?! Постой, дай ­ ка вспомнить!  Там мы их тоже искали, когда я учился в школе….. Это же надо,  тридцать лет прошло! Неужели до сих пор не нашли!                                                 Сценка 3. Учитель:  Илья, ты подсказываешь Павлу,         За подсказку «2» тебе поставлю! Ученик:     «2»?! Но я подсказывал и Ире.   Может быть,  поставите «4»?                                               Сценка 4. ­ Папа, поздравляю тебя! ­ С чем, сынок? ­ Тебе не придётся тратиться на новые учебники. Я остался на второй                                              Сценка 5. ­ Витя, что ты опять натворил в школе? Меня вызывает учительница. ­ А что я мог натворить? Меня сегодня вообще не было в школе!                                            Сценка 6. год.Мама.  Сыночек,   ты   уже   исправил   ту   двойку,   что   получил   по математике?   Сын.  Исправил,  мама,  но   только  в  дневнике.  В  журнале   не  удалось,  ведь учительница на перемене из класса не выходит, а если и выходит, то прячет  журнал.                                             Сценка 7. Мама. Сыночка! Почему в дневнике записано, что ты на уроке ничего не делал? Сын. Как это – ничего не делал?! А Алёнку кто толкал?                                              Сценка 8. Сын.  Мам, сегодня учительница рассказывала, что у мухи есть хобот. Правда ли это? Мама. Ох уж мне эти учителя! Вечно из мухи слона делают. 1 вед:  Да, неповторимы школьные года. Памятны они и уроками, и школьной дружбой,   и   многим   таким,   что   не   объяснишь   словами.   И,   конечно   же, соперничеством между девочками и мальчиками. Поиграем в игру: Я буду начинать   предложение,   а   вы   продолжать.   Мальчики   говорят   только   слово “мальчишки” или   «мальчики», а девочки слово “девчонки” или «девочки». Будьте внимательны! На розыгрыш по мотогонкам стремятся лишь только … Играют в бантики и мишки конечно, только лишь … Любой ремонт устроят тонко конечно, только лишь … Весной венки из одуванчиков плетут, конечно, только … Болты, шурупы, шестерёнки найдёшь в кармане у … Себе завязывают бантики из разных лент, конечно, … Коньки на льду чертили стрелочки, в хоккей весь день играли … При всех померяться силёнкой, конечно, любят лишь …         2 вед: Четыре года незаметно пролетели,  Все было: солнце, ветер, гром.  Но прежде, чем уйдем, сказать нам надо. Спасибо всем, кто рядом с нами шел!  1 вед:  Дорогие, любимые учителя, эта программа посвящается вам! 2 вед:  В эфире программа ­ «Кумиры». Ученик  Среди людей немеркнущих профессий, На вечность предъявляющих права,Учителям, как вдохновенным песням, Жить на Земле, пока Земля жива. Ученик  Учитель! Верный спутник детства. Он нам как мать, как старший брат! И добротой большого сердца Он согревает всех ребят! Ученик  В этот майский день чудесный Признаемся в любви к учителям. Прекрасней с вами мир и интересней, Вы отдаете свое сердце нам. Ученик  Спасибо вам огромное, наши дорогие первые учителя: Лобанчук Вера Николаевна, Голубаева Юлия Алексеевна. Ученик  Дорогие ребята, все четыре года рядом с нашими  первыми  учителями трудились и другие учителя. Вместе они воспитывали нас и учили доброму, светлому   и   хорошему.   Это   Ватолина   Зоя   Рафаиловна,   Никитина   Наталья Владимировна,     Якупова   Лариса   Анатольевна,   Сафиева   Екатерина Анатольевна. Ученик    Спасибо за то, что в работе пытливы, Что к нам, непоседам, всегда терпеливы, За то, что без нас вы прожить не смогли бы, Спасибо, родные! Все (хором). Большое спасибо! 1 вед:  Встречайте, для учителей начальных классов ­   Фабрика звёзд – выступление ребят 2 А класса 2 вед:  И вновь  программа ­ «Кумиры». Ученик  Любовь Петровна, не можем не понять,         Как трудно быть директором и власть в руках держать.         Проверки и комиссии Вас часто достают,         Но в школе Ваша миссия ­ создать комфорт, уют,         Понять проблемы каждого, ободрить, поддержать,      Быть твердою, отважною, честь школы защищать! УченикМы очень благодарны заместителю директора по учебной части  Курбатовой Галине Петровне и  заместителю директора по воспитательной  работе Киреевой Надежде Платоновне Галина Петровна! Вы наша надежда! Вы такая добрая, кто же нас поддержит? Вы прощаться рано с нами не спешите, В пятом классе выжить вы нам помогите! Знаем — с нами трудно, но мы обещаем Приложить все силы, мы не подкачаем! Знаем мы — не ангелы, но мы обещаем Вас не опозорим, мы не подкачаем! Ученик  Надежда Платоновна, завуч уважаемый! Мы хотим признаться Вам в чувствах несгораемых. Вы прощаться рано с нами не спешите, В пятый класс напутствием вы нас проводите. 1 вед:  На   сцене   очередная   передача   «Фабрика   звёзд»     ­   выступление учеников 2 Б класса И снова ­   программа  «Кумиры». Ученик  Уважаемая Ирина Филипповна! Мы спик инглиш шпрехен дойч  Позабыть не в силах. Их впитала даже кровь, Та, что в наших жилах. И теперь мы без труда «Сникерс» прочитаем. Где он сделан и когда, Лишь потом съедаем. Ученик.  Ученик.  Нашей дорогой Галине Викторовне, учителю ИЗО и труда Я рисовал, как курица лапой, Как я страдал, не знал даже папа! Но, вы пришли и научили К искусству дорогу мне проложили! Ученик  Дорогой Александр Сергеевич!  Эта песня  ­ для Вас! Дети исполняют песню  для учителю физкультуры (на мотив  "Песни Извозчика"):2 вед: А на сцене очередная передача «Фабрика звёзд» ­ выступают ребята 3 А класса Встречайте  ­   программа  «Кумиры». Ученик  Дорогие наши няньки, дорогие наши мамки Больше всех мы вам вредили Больше всех мы вам следили А вы всю школу убирали До утра все отмывали За это честь вам и хвала! Галине Николаевна и Татьяне Александровне  – ура! Ученик  Стены, лестница дрожит – Завтракать наш класс бежит. Стол толпою окружили, Стол в момент опустошили. Очень сытно, очень вкусно – Вы готовите искусно! За это честь вам и хвала! Нашим поварам – ура! Ирина Николаевна, Надежда Николаевна, спасибо вам большое за ваш труд! 1 вед: Встречайте ­  «Фабрики звёзд» ­  выступают ребята 3 Б  класса Ученик  Спасибо всем, кто нас учил.  Кто просто в класс к нам заходил,   Чтоб похвалить, иль пожурить,  Иль на концерт нас пригласить.  Кормил и охранял,  Ушибы мазал, бинтовал. Ученик    К кому бежали мы вприпрыжку   Взять нужную к уроку книжку.   Кто мыл за нами, подметал,   Чтоб в классе было чисто и красиво.   Всем, кто нас добру учил, И тем, кто просто нас любил,    Мы говорим « Огромное спасибо!» Вед. 1:А   сейчас   самое   время   поговорить   о   наших   родителях.   Ведь   все   эти годы, каждый день, из урока в урок, из четверти в четверть вместе с нами заново учились наши мамы и папы.  Они, как и мы, а может быть, и больше нас, волновались, переживали неудачи, радовались нашим победам...  Вед 2:    Добрым советом, мудрым наказом направляли они нас. Как грустнели их глаза, когда порой мы приносили плохую отметку в дневнике! Какие искорки зажигались в них, когда у нас всё получалось!  Какое счастье, что у нас такие замечательные родители!  Вместе с нами они сейчас здесь на празднике, и всем им мы говорим огромное... Все (хором). Спасибо! Вед. 1: На «Школьном Олимпе» ­ программа  ­  «Пока все дома». На сцену приглашаются родители выпускников. Родителям учитель зачитывает правила ухода за выпускником. Уважаемые родители! К торжественной клятве приготовиться! Клятва родителей Ведущий 1.  Давайте попробуем подвести итоги прожитых вместе лет. Да, я не ошибся, именно прожитых вместе лет. Ведь все это время мы были одним большим коллективом, одной семьей, где радости и беды становились равнозначными для всех, где радость труда и радость отдыха шагали вместе. Ведущий 2. И теперь, когда близится час расставания, мы уверены, что традиции нашего коллектива будут продолжены и дальше, мы уверены, что труд учителя начальных классов не пропадет. Слово директору школы Директор: Властью, данной мне народом, Объявляю я о том, Что курс начальной школы Вами, дети,  завершён. Я, директор Лазурненской  средней школы, Объявляю вам приказ: Ученики четвёртых классов Переходят в пятый класс! Клятва учеников.  Вед   1:  Итак,   все   наши   дети   и   родители   переведены   в   5­й   класс. Единственными   второгодниками   являются   учителя   Голубаева   Юлия Алексеевна, Лобанчук Вера Николаевна,  которые в очередной раз оставлены на повторный курс обучения. Учитель:  Уважаемые   будущие   классные   руководители,   школьные   мамы   наших детей. Мы передаём вам самое ценное и дорогое, что у нас было. Это наши дети. И вручаем вам золотые ключики от их сердец. ОЖЕРЕЛЬЕ ИЗ ирисок.Вед 2: А сейчас   передача «Итоги»  Ученик: Звучит звонок веселый, Уходим в пятый класс. Спасибо вам, начальные, Мы не забудем вас!  Ученик: Пройдут года, и прозвенит Звонок в последний раз. Сегодня репетиция – Прощай, четвёртый класс. Ученик: Вы всех нас одинаково любили, Любовь свою, всем поровну деля. За то, что вы из нас людей лепили. Хором: Учитель, не забудем  мы тебя!  Ученик: За вечную таблицу умноженья, За то, что нам подарена Земля, За то, что все мы – ваше продолженье. Хором: Спасибо вам учителя! Песня «Дорогою добра» Разговор «Что происходит на сцене?» Вед 1:  Вот настала минута прощанья Вед 2: Будет кратка наша речь Вед 3: Говорим мы до свидания Вед 4: До счастливых, новых встреч!!! А сейчас для всех учителей начальной школы мы исполняем песню  В.А.Курбатова «Дорогой на учитель» (песню исполняют выпускники и  учитель 4 класса) Приложение № 1.Песенка отличников  (отличники и качественники) (на мотив «В нашем доме поселился …) Целый день с утра до ночи я уроки всё учу, Даже если сильно очень я на улицу хочу. И куда бы я ни ехал, и куда бы я ни шёл, Никогда я не забуду, как спрягается глагол. Припев:  Мам, пап, пожалейте, мам, пап! Пожалейте мам, пап, дайте погулять! Ночью лишь глаза закрою, и прилягу на кровать, Вмиг таблицу умноженья начинаю вспоминать. А когда сажусь обедать, вечно думаю о том, Почему темнеет небо и куда впадает Дон. Припев:  Иногда сижу, мечтаю, что счастливый день придёт. И меня Иван Сусанин в лес с собою заберёт. Буду там играть на воле, буду прыгать и скакать, И таблицу умноженья потихоньку забывать.  Припев:Приложение № 2. Дети исполняют песню  для учителя физкультуры (на мотив  "Песни Извозчика"): Только звякнет на любимый наш урок звонок, И учитель физкультуры на пути, Выбегаем мы из школы со всех ног, И попробуй ты нас только догони. Ну, подружка верная, физкультура древняя, Стать стройнее помоги, Сделать ноги крепкими, а движенья – меткими, Нам, учитель, помоги.Приложение № 3. Правила ухода за выпускниками 1. 2. Устраивать головомойку данному изделию не рекомендуется. Гладить разрешается, и как можно чаще, не обращая внимания на его поведение. 3. Использовать   изделие   «Выпускник»   только   по   его   прямому назначению: кормить, поить, прогуливать, развлекать и дать отоспаться после четырёх лет недосыпания и прочих неудобств жизни в начальной школе. 4. Если вы не будете бережно обращаться с изделием “Выпускник”, то оно может испортиться: от гнева и обиды у него покраснеет лицо, задрожат губы, и изделие утратит свою первоначальную привлекательность.Приложение № 4. Клятва родителей Детям в ученье поможем всегда. – Да. Чтобы детьми была школа горда. – Да. Нас не пугает задач чехарда. – Да. Формулы вспомнить для нас ерунда. – Да. Клянемся детей не лупить никогда. – Да. Только слегка пожурить иногда. – Да. Будем спокойны, как в речке вода. – Да. Мудрыми будем, как в небе звезда. – Да. Будем вставать по утрам в холода. – Да. Чтобы успеть и туда и сюда. – Да. Когда ж завершится учебы пора, Вместе с детьми погуляем тогда! – Да. Мы,   нижеподписавшиеся   родители   сегодняшних   выпускников начальной школы, выдаём расписку в том, что мы действительно получаем в 2013 году своих детей, сданных в школу в 2009 году на хранение, воспитание и обучение. Отмечаем   одно   обстоятельство:   мы   сдавали   на   хранение   детей мелкоформатных,   а   получаем   крупногабаритных.   Их   сложнее   прокормить, одеть,   обуть   в   условиях   рыночных   отношений.   Тем   не   менее,   глядя   на довольные и сытые, красивые и одухотворённые лица детей, мы надеемся на то, что полученные в начальной школе знания наши дети умножат на благо общества,   а   общество,   глядишь,   от   этих   благ   что­нибудь   выделит   и родителям. За сим благодарим и подписываемся: мамы, папы, дедушки и бабушки.Приложение № 5. Разговор «Что происходит на сцене?» ­ Что происходит на сцене? ­ У нас выпускной. Бал выпускной, мы уходим из школы начальной… Знать, поступили сюда мы с тобой не случайно. Знаний огромный багаж мы уносим с собой. ­ Что было вроде б недавно? ­ А был первый класс. Нас привели к вам за ручку и папы, и мамы. Вместе учились, ведь сложные нынче программы… Будем мы эти деньки вспоминать и не раз. ­ Чем же всё это закончилось? ­ Стали умней. Первый учитель, за всё Вам большое спасибо! К нашим проделкам Вы были всегда терпеливы. В жизни желаем Вам светлых и радостных дней. ­ Что же из этого следует? ­ Дальше пойдём. Ведь впереди ещё пятый класс, а не десятый. Думать о будущем, кажется, нам рановато. Будем стараться, учителя не подведём!