Проект-презентация по литературе на тему "Гибель человеческой души" (10 класс,литература)
Оценка 5
Презентации учебные
ppt
русская литература
10 кл
16.04.2018
На примере рассказа Антона Павловича Чехова « Ионыч » рассматриваются причины потери духовного начала в человеке. Гибель человеческой души волновала поэтов, писателей. АП.Чехов осуждал ограниченных, эгоистичных представителей интеллигенции, далеких от общественной жизни, часто равнодушных к окружающим и мечтающих только о мелком мещанском счастье.Проект-презентация к рассказу А.П.Чехова "Ионыч"
Гибель человеческой души в рассказе Чехова Ионыч р3.ppt
Проект-презентация по литературе на тему "Гибель человеческой души" (10 класс,литература)
МБОУ СОШ № 3
Выполнила
Ученица 10 класса
Зекунова Виктория
Руководитель
Учитель русского языка и литературы
Олешкевич Ольга Петровна
2015 год
Проект-презентация по литературе на тему "Гибель человеческой души" (10 класс,литература)
Берегите в себе
человека!
А. П. Чехов
Проект-презентация по литературе на тему "Гибель человеческой души" (10 класс,литература)
Актуальность нашего исследования:
Гибель человеческой души волновала поэтов,
писателей. АП.Чехов осуждал ограниченных,
эгоистичных представителей интеллигенции, далеких
от общественной жизни, часто равнодушных к
окружающим и мечтающих только о мелком мещанском
счастье.
Наша задача состоит в том, чтобы на примере рассказа
Чехова « Ионыч » показать причины потери духовного
начала в человеке.
Цель нашего исследования:
- проследить процесс духовной капитуляции
человека перед темными сторонами жизни;
- раскрыть трагизм повседневно-будничного
существования и духовного оскудения личности в
рассказе;
Проект-презентация по литературе на тему "Гибель человеческой души" (10 класс,литература)
• А.П. Чехов целиком
погружался в тревогу: он
чувствовал несоответствие
между словом и делом,
между обещанием и
выполнением.
• Чехов резко осуждал
ограниченных, эгоистичных
представителей
интеллигенции, далеких от
общественной жизни, часто
равнодушных к
окружающим и мечтающим
только о мелком
мещанском счастье.
Проект-презентация по литературе на тему "Гибель человеческой души" (10 класс,литература)
«Врагом Чехова была пошлость.
Он всю жизнь боролся с ней. Он
обладал искусством всюду
находить и оттенять пошлость,
искусством, которое доступно
только человеку высоких
требований в жизни, которая
создается горячим желанием
видеть людей простыми,
гармоничными и красивыми»
М. Горький
Проект-презентация по литературе на тему "Гибель человеческой души" (10 класс,литература)
• А.П. Чехов целиком
погружался в тревогу: он
чувствовал несоответствие
между словом и делом,
между обещанием и
выполнением.
• Чехов резко осуждал
ограниченных, эгоистичных
представителей
интеллигенции, далеких от
общественной жизни, часто
равнодушных к
окружающим и мечтающим
только о мелком
мещанском счастье.
Проект-презентация по литературе на тему "Гибель человеческой души" (10 класс,литература)
Чем объяснить такое пристальное
внимание Чехова к вопросу о духовной
деградации человека?
• В этих рассказах критика времен Чехова
• Он обостренно воспринимал новые
веяния времени и предчувствовал
зреющие в стране перемены. Только в
1898 году им были созданы рассказы
«Ионыч», «Человек в футляре»,
«Крыжовник», «О любви» и т.д.
заметила изменения в авторской
манере. «Всюду за фигурою
рассказчика, - писал А. Измайлов –
виден субъективист автор, болезненно
чувствующий жизненную нескладицу и
не имеющий силы не высказаться…
Объективное, спокойное изображение
действительности уступает место
тревожному философскому обсуждению
зол жизни, выступает на сцену не факт,
а философия факта».
Проект-презентация по литературе на тему "Гибель человеческой души" (10 класс,литература)
• Молодой врач Дмитрий
Ионыч Старцев приехал
в маленький уездный
городок Дележ. Все
жители советовали ему
познакомиться с самой
образованной семьей в
городе – семьей
Туркиных. Глава
семейства Иван
Петрович был душой
компании, знал много
анекдотов, постоянно
повторял одно и то же
слово «недурственно».
Его жена Вера
Иосифовна читала
гостям свои заурядные
романы, которые ничего
общего не имели с
жизнью.
Проект-презентация по литературе на тему "Гибель человеческой души" (10 класс,литература)
• Их дочь Катерина
Ивановна, Котик, как
называли ее родные,
готовилась к
поступлению в
московскую
консерваторию. Она
долго, по четыре часа в
день, упражнялась в игре
на фортепиано. Причем
ее игра напоминала
падение с горы камней.
Проект-презентация по литературе на тему "Гибель человеческой души" (10 класс,литература)
• Мы видим через
основные
художественные детали,
что в городе С. скучная,
однообразная жизнь. В
самой «приятной» семье
– люди бездарные,
неталантливые, ничем не
отличающиеся от
остальных жителей. Вера
Иосифовна пишет
романы о том, чего не
бывает в жизни.
Екатерина Ивановна не
вкладывает в свою игру
ни капли истинного
чувства, трудно
представить, что она
имеет хоть какое-то
отношение к музыке как
искусству. Иван
Петрович пользуется
давно заученным
набором острот и
анекдотов.
Проект-презентация по литературе на тему "Гибель человеческой души" (10 класс,литература)
• Герой стал бывать у Туркиных чаще.
Ходил пешком в город и напевал
строчки из классического
стихотворения Дельвига: «Когда еще
я не пил слез из чаши бытия» или
романс на слова А.С.Пушкина «Твой
голос для меня и ласковый и
томный». Но уже здесь Чехов
показывает, что его
«интеллигентный» герой внутренне
готов слиться с обывательской
средой. Писатель "бросает"
отдельные замечания: «своих
лошадей у него еще не было», но они
обязательно будут. Или, возвращаясь
от Туркиных, Старцев повторил
любимое слово Ивана Петровича
«недурственно» и улыбнулся.
Проект-презентация по литературе на тему "Гибель человеческой души" (10 класс,литература)
Как и многие писатели А.П. Чехов
испытывает своих героев
любовью.
• Катерина Ивановна
привлекала героя своей
грацией, свежестью,
уверенностью. Он мог
говорить с ней о литературе
и искусстве. Старцев
влюбился в Котика. Встречи
героя с ней проходили в
осеннем саду.
Проект-презентация по литературе на тему "Гибель человеческой души" (10 класс,литература)
• Она назначила герою свидание ночью на
кладбище.
• Кладбище кажется не самым веселым местом на
земле, но именно здесь Старцев был живым. Он
провел на кладбище четыре часа, но всего за эти
четыре часа он окончательно превратился в
«Ионыча». Бывают в жизни человека минуты,
когда он внутренне выбирает свою дорогу. По
идее герой должен выйти из этого пространства
обновленным. Но Старцев не послушал свое
сердце, а доверился обывательскому
«благоразумию».
Проект-презентация по литературе на тему "Гибель человеческой души" (10 класс,литература)
• В конце Старцев уже свой,
такой же, как все жители.
В городе его зовут уже
просто Ионычем. Чехов не
оставляет своему герою
никакой надежды вновь
почувствовать себя
человеком
Проект-презентация по литературе на тему "Гибель человеческой души" (10 класс,литература)
• Старцев пополнел,
раздобрел. Его
раздражает безделье
обывателей, а сам он
играет в карты по три-
четыре часа с
наслаждением. Каждый
день Ионыч считает
разноцветные бумажки,
«добытые практикой», от
которых пахло «духами,
уксусом, ладаном,
ворванью».
• Ионыч не замечает
течения времени,
изменений, происшедших
в нем самом.
• От жадности герой
занимает сразу две
должности.
Проект-презентация по литературе на тему "Гибель человеческой души" (10 класс,литература)
В рассказе «Ионыч» словно звучит
голос Чехова, обращенный к нам,
читателям:
• не поддавайтесь губительному влиянию
уродливой среды!
• вырабатывайте в себе силу сопротивления
обстоятельствам!
• не предавайте светлых идеалов молодости!
• не предавайте любви!
• берегите в себе человека!
Проект-презентация по литературе на тему "Гибель человеческой души" (10 класс,литература)
«Какое наслаждение
уважать человека!»
писал А. П. Чехов.
-
Проект-презентация по литературе на тему "Гибель человеческой души" (10 класс,литература)
Чтобы наслаждение не
утерять – надо беречь
в себе человека!
Проект-презентация по литературе на тему "Гибель человеческой души" (10 класс,литература)
Заключение:
• Художественная мысль Чехова движется в рассказе от частного к
общему: судьба Старцева, превратившегося в Ионыча, - проявление
общей неустроенности. Писатель показывает, что решение
неустроенности, личных проблем невозможно без решения проблем
общественных. Автор мастерски изображает нравственное
изображение человека. А началось все, казалось бы, с
незначительных недостатков в характере героя: стремление к выгоде
в любви, недостаточная чуткость к людям, раздражительность,
непоследовательность в своих убеждения, неспособность их
отстаивать, лень и нежелание бороться с пошлостью.
• Бездуховная жизнь, на которую сознательно обрек себя Старцев,
исключила его из числа живых людей, лишила способности думать и
чувствовать. Из рассказа следует вывод: если человек подменяется
сила обстоятельств и в нем постепенно гаснет способность к
сопротивлению, приходит омертвление человеческой души – самое
страшное возмездие, которое жизнь воздает за приспособленчество.
Ограждение себя от активной жизни оборачивается для Старцева
катастрофой: отступал перед действительностью, он всем своим
существом врастает в зло, приходит к тем, от кого в начале уходит и
кого ненавидит.
Проект-презентация по литературе на тему "Гибель человеческой души" (10 класс,литература)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.