Проект программы «Модель постинтернатного
сопровождения выпускников
школы-интерната «Ты не один»
Введение
Постинтернатная адаптация воспитанников школинтернатов является очень
важной проблемой, так как переход от периода детства к периоду взрослости
сложен для любого ребенка, тем более сироты, который вырос в детском
учреждении на полном государственном обеспечении в специфическом,
полуизолированном мире,
соприкасающемся с реальностью только
отдельными сторонами.
В результате у воспитанников в той или иной степени формируются
следующие черты:
иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, вопросов
собственности, экономики даже в сугубо личных, частных масштабов;
трудности в общении там, где это общение свободно, произвольно, где
требуется строить отношения;
инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание и неприятие самого
себя, как личность, неспособность к сознательному выбору своей судьбы;
перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями и
образами поведения – без достаточного противовеса положительных
ценностей, социальноприемлемых возможностей и образов успеха, которые
должны бы, но не дает сегодня интернат.
Правовая некомпетентность, возврат в непригодные и кризисные условия
проживания кровной семьи после выпуска из детского дома, неустойчивость
ценностных ориентаций, слабый внутренний локус контроля часто приводят к
девиантному и деликвентному поведению, нарушениям в коммуникативной
сфере. Умения,
которые приобретаются воспитанниками в школах
интернатах, не осознаются ими как жизненно необходимые, поэтому не
становятся значимыми. Это приводит к тому, что выпускник часто не имеет
проекта самостоятельной жизни, психологически не готов к ней, теряется в
незнакомой ситуации и не всегда решает возникшие проблемы законными
способами. постинтернатное сопровождение
В современном законодательстве
рассматриваемой категории молодежи разъясняется следующим образом:
— в широком смысле как комплекс мероприятий, реализуемых на основе
межведомственного взаимодействия участников сопровождения и
направленных на успешную социальную адаптацию выпускника учреждения
для детейсирот их самореализацию, снижение числа правонарушений и
преступлений, совершаемых как самими лицами указанной категории, так и
по отношению к ним;
— в узком смысле как деятельность постинтернатных воспитателей по
оказанию содействия лицам из числа детейсирот в получении образования,
трудоустройстве,
защите и обеспечению реализации прав на жилое
помещение, приобретении навыков адаптации в обществе, организации досуга,
а также по обеспечению физического, психического, нравственного и
духовного развития.
Отношения, возникающие в ходе реализации данного направления,
регулируются Семейным и Жилищным кодексами Российской Федерации,
Типовым положением об образовательном учреждении для детейсирот
федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159ФЗ «О дополнительных
гарантиях по социальной поддержке детейсирот», постановлением
Правительства Российской Федерации от 07.11.2005 г. № 659 «Об
утверждении норм материального обеспечения детейсирот, детей,
оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детейсирот, детей,
оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в
федеральных
государственных образовательных учреждениях…»,
постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2007 г. № 167
«Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета
в целях софинансирования расходов бюджетов субъектов Российской
Федерации на обеспечение жилыми помещениями детейсирот, детей,
оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой
(попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения».
Сопровождение, как вид социальнопедагогической деятельности имеет
несколько характерологических особенностей:
— оказание помощи всем без исключения воспитанникам, допуская при этом
их включение в ситуации, требующие волевого усилия для преодоления
негативного воздействия социума или сложившихся раннее убеждений и
ценностных установок;
— наличие партнерских отношений между воспитателем и воспитанниками,
предусматривающих равнозначность и демократичность участников с разным
их участием в проектировании, организации и осуществлении совместной
деятельности; — включение воспитанников в такие ситуации социального развития, которые
способствовали бы формированию субъективного образа мира —
представлению молодого человека о себе, своей судьбе и окружающем мире;
— стимулирование экзистенциальных размышлений юношей и девушек в
момент какихлибо жизненных событий, позволяющих им войти в зону
ближайшего социального развития, которая для них актуальна, но пока еще
недоступна;
— направленность на создание условий для саморазвития сущностных сфер
личности молодых людей.
Таким образом, мы ставим перед собой цель: помочь выпускнику
интернатного учреждения перейти из упрощенного и специфического «мирка»
школыинтерната в сложный и трудный современный мир, найти в нем свое
место и обрести самостоятельность в различных сферах жизни. Для
достижения
этой мы предлагаем создание центра постинтернатного
сопровождения воспитанников «Ты не один». Такая служба будет:
служить переходной формой из мира интерната во внешний мир;
создавать среду общения, положительные ценностные представления;
помогать делать в жизни первые самостоятельные шаги, обеспечивать их
успешность и запас положительного опыта;
вести работу по преодолению тяги к негативному образу жизни.
Перед центром постинтернатного сопровождения «Ты не один» встанет
решение ряда задач:
оказание социальной, психологической и медицинской помощи выпускникам
школинтернатов на начальном этапе их самостоятельной жизни;
защита прав и интересов выпускников школинтернатов;
сбор статистических материалов, характеризующих постинтернатную жизнь
воспитанников;
вскрытие причин неуспеха их самостоятельного обустройства в жизни;
разработка предложений по социальнопедагогической коррекции опыта
воспитанников с целью их подготовки к позитивному жизненному выбору. Центр постинтернатной адаптации «Ты не один»
Психолог, юрист, социальный
педагог, постинтернатный
воспитатель
Подготовительны
й
Адаптационны
й
Сопровождающи
й
1. Составление
портфолио
воспитанника;
2. Составление
индивидуальной
программы
сопровождения
выпускника;
3. Определение
места
жительства
выпускника;
4. Решение
вопросов
трудоустройства
выпускника
1. Оказание помощи в
решении
жилищного
вопроса, в
обзаведении
хозяйством;
2. Содействие в
трудоустройстве, в
налаживании
контактов на
работе,
консультирование и
обучение;
3. Изучение
возможностей и
создание условий
для продолжения
образования;
4. Реализация
проектов по
профориентации и
трудовой занятости
выпускников
1. Медико-
социальная и
психологическая
помощь;
2. Оказание помощи
молодым семьям и
матерям-
одиночкам из
числа
выпускников;
3. Предоставление
условий для
временного
проживания
выпускникам,
попавшим в
трудную
жизненную
ситуацию;
4. Участие в
проектах,
направленных на
проблемы
постинтернатной
адаптации;
5. Оказание
юридической Постинтернатное сопровождение детейсирот призвано создать условия,
способствующие актуализации проблемы обретения смысла жизни и
прогнозирования жизненных перспектив,
а также формированию
компетенций, необходимых для принятия ответственного решения и
самореализации в соответствии с ним.
Проект программы «Модель постинтернатного сопровождения выпускников школы-интерната «Ты не один»
Проект программы «Модель постинтернатного сопровождения выпускников школы-интерната «Ты не один»
Проект программы «Модель постинтернатного сопровождения выпускников школы-интерната «Ты не один»
Проект программы «Модель постинтернатного сопровождения выпускников школы-интерната «Ты не один»
Проект программы «Модель постинтернатного сопровождения выпускников школы-интерната «Ты не один»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.