проект разработан для детей старшей группы. Учит детей выделять проблему, доказывать гипотезу. Находить различные выходы из данной ситуации. Возникла проблема; Чем украсить ёлку на улице? Выяснили, что игрушками. Как можно, из чего сделать? Удобный способ, сделать из льда. Изготовили разноцветные льдинки и украсили ёлку.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ казенное ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ УстьТаркский детский сад «Солнышко»
12018
Детский исследовательский проект
Тема: «Цветные льдинки»
Авторы: старшая группа «Пчёлки»
Возраст: 56 лет
Руководитель: Семенова М.А
Сроки реализации проекта:
17 – 19.12.2018
Предмет исследования: вода и ее
свойства.
Объект исследования: влияние
холода на свойства воды.
Гипотеза: если мы подкрасим воду и заморозим ее, то получим цветные
льдинки.
Цель исследования: знакомство со свойствами воды и ее характерными
особенностями.
Задачи:
1.Выяснить, из чего появляется лед.
2.Узнать, почему лед бывает цветной.
3.Устанавливать простейшие связи между свойствами воды, краски и
температуры.
Методы исследования:
беседы;
чтение художественной литературы;
опыты;
наблюдения.
Стратегия реализации проекта
I этап – выявленение проблемы.
II этап планирование
III этап – запуск проекта
IV этап – практическая деятельность по проверке гипотезы
V этап – осмысление результатов
Технология реализации проекта
2Вычленение проблемы. Придя утром в
детский сад, Настя, Вика, Саша, Ульяна,
первые обратили внимание на различные
снежные фигуры. Кто главный символ
Нового года – ЁЛКА!
Возник вопрос, чем украсить ёлочки?
Сделать новогодние игрушки цветные
льдинки.
А как их сделать, разные по форме?
Этим вопросом заинтересовались и другие дети. У них возникло желание
тоже украсить свои ёлочки льдинками на участке.
2. Планирование.
Как получается лед?
Воду надо заморозить.
Как вы думаете, почему лед разноцветный?
Лед покрасили.
Как его покрасили? (ответы детей)
А мы можем с вами сделать такие льдинки? (ответы детей)
А как мы их сделаем? Что нам для этого нужно?
Если мы подкрасим воду и заморозим ее, то получатся цветные льдинки.
3. Карта «запуска» проекта
Что дети знают?
Что хотят узнать?
Что надо сделать,
чтобы узнать?
Я хотела бы узнать все.
Прочитать в книге.
Надо подумать, спросить
у когонибудь.
Прочитать, посмотреть в
магазине, спросить в
садике.
Спросить у взрослых.
Книжки почитать,
поиграть, спросить у
мамы, у воспитателя.
Узнать у взрослого.
Позаниматься в садике.
3
Вика : вода прозрачная и
холодная, бывает теплая.
Лед прозрачный, можно
кататься, под ним внизу
вода.
Саша : вода холодная в
ней плавают рыбы.
Как на нем катаются.
Все.
Лиза: водой поливают
цветы.
Дима: вода голубая.
Лед – это вода.
Ульяна: в воде живут
рыбы, дельфины, ее
можно пить.
Почему вода голубая.
Почему плавают.
Как живет щука под
льдом.
Как вода помещается во
льду.
Как превращается вВ садике узнать.
Спросить у родителей.
В книге посмотреть.
У папы и у мамы, у
сестры.
Можно в кране.
Спросить у мамы,
позаниматься в садике.
Спросить у мамы.
Откуда берется вода, как
река течет.
Зачем пьют воду.
большую льдину.
Когда лед растает
превратится в воду.
Илья:она капает. Можно
мыться и пить.
Ульяна: можно
купаться, когда
наступает зима, она
замерзает.
Можно кататься на
коньках.
Даня: вода, это которая
мыться и руки мыть.
Сергей: вода – это такие
капли, которые капают из
крана.
Коля: на льду катаются. Как разбить лед.
Как живут рыбы под
льдом.
Как цветок поливать.
Почему вода холодная.
Ренат: когда снег тает и
замерзает и превращается
в лед.
Как делают фигурки изо
льда.
Практическая деятельность по проверке
4.
гипотезы
Для проверки нашей гипотезы мы с детьми решили
провести опыт.
Сначала мы взяли баночки и наполнили их
водой.
Дети выбрали по желанию краску и
развели ее в воде.
4 Затем разлили цветную воду по формочкам, опустили веревочки и
вынесли на холод.
В течение прогулки наблюдали за процессом
замерзания воды. Когда вода полностью
замерзла, получились льдинки.
Мы на несколько минут занесли их
в теплое помещение, чтобы они
отошли от формочек.
Затем
каждый ребенок взял свою льдинку
и украсил ёлочку.
Дети заметили, что некоторые
льдинки отличают друг от друга по
цвету (ярче бледнее). Обсудили
ситуацию, и пришли к выводу, чем больше краски добавляем в воду, тем
ярче становятся льдинки.
5. Заключение
В результате исследования мы узнали:
1. Вода растворяет в себе краску,
2. Чем больше краски, тем интенсивней цвет воды.
3. При воздействии низких температур вода превращается в лед и
приобретает необходимую форму.
Наша гипотеза подтвердилась, что когда мы подкрасили и заморозили воду,
получились цветные льдинки.
Литература:
1. Пашкевич Т.Д. Таинство педагогического проектирования в ДОУ.
Методическое пособие. – Барнаул, 2009.
2. Рыжова Н.А. Волшебница вода. Учебнометодический комплект по
экологическому образованию дошкольников. — М.: ЛинкаПресс, — 1997.
5ИНФОРМАЦИОННОМЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ЗАГАДКИ ПРО ЛЕД
На дворе — горой,
А в комнате — водой?
(Лед)
За окошком снег идёт
Очень близок новый год
А речушка не течёт
Ведь сковал речушку … (лёд)
Не драгоценный камень, а
светится.
(Лед)
Он холодный и блестит,
Стукнешь – сразу захрустит.
Из воды свой род берет,
Ну конечно, это … (лед)
Рыбам зиму жить тепло:
Крыша – толстое стекло.
(Лед)
Вода по воде плавает.
(Лед)
С морозами, пургой и снегом
Зимаволшебница придет.
И все речушки и озера
Покроет скользкий толстый …
(лёд)
Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост как синее стекло!
Скользко, весело, светло!
(Лед)
Видно, речка замерзала
И укрылась одеялом,
Он когдато был водой,
Но сменил вдруг облик свой.
И теперь под Новый год
На реке мы видим … (лёд)
Он сковал большую реку,
Гладкий, ровный красота!
Он поможет человеку
Обходиться без моста.
А в каникулы, зимой,
В эти славные деньки
Приглашает нас с тобой
Поскорей надеть коньки.
6Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно.
(Лед)
Зимнее стекло
Весною потекло.
(Лед)
Чист, ясен, как алмаз,
Но дорог не бывает,
От матери рожден
И сам ее рождает.
(Лед)
В круглом окне днем стекло
разбито,
К вечеру вставлено.
(Прорубь)
Очень холодно, не так ли?
Все дорожки замело.
Лишь вчера была я каплей,
А сегодня как стекло.
Я Снежинкина сестрица,
Затвердевшая водица.
(Льдинка)
(Лёд)
Когда зимой мороз и стужа,
Покрыты им и пруд, и лужа.
(Лёд)
Голубой, как небосвод,
На реке замёрзший …
(Лёд)
А раскрыться вряд ли сможет,
Если солнце не поможет.
Но когда весна придёт,
Одеяло пропадёт.
(Лёд на реке)
В огне не горит, а в воде не
тонет.
(Лед)
Не в темницу, а в светлицу
Запирал мороз девицу.
До весны девице
Не открыть светлицы.
(Лёд на реке)
Бежала – шумела,
Заснула – заблестела.
Что это?
(Река летом и зимой)
Всю зиму лежал у плетня за
избой
В серебряных ножнах кинжал
голубой.
(Замёрзший ручей зимой)
Изо льда плывёт гора
В мореокеане.
От неё не жди добра,
Берегись, "Титаник".
(Айсберг)
7ЗАГАДКИ ПРО СОСУЛЬКИ
Зима на крыши серые
Бросает семена —
Растит морковки белые
Под крышами она.
(Сосульки)
Снега первого я ждал,
Бегал, прыгал и играл.
А теперь я пью микстурку,
Потому что съел … (сосульку)
Белая морковка
Зимой растет.
(Сосулька)
Морковка бела,
Всю зиму росла.
Солнышко пригрело —
Всю морковку съело.
(Сосулька)
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет —
Заплачет она и умрет.
(Сосулька)
Зацепилась за карниз,
Головой свисает вниз.
Акробаткакрохотулька,
Зимний леденец – … (сосулька)
Висит за окошком
Кулек ледяной.
Он полон капели
И пахнет весной.
(Сосулька)
Не сосите, сорванцы,
Ледяные леденцы!
Сам глотаю я пилюльки,
Потому что ел … (сосульки)
Детки сели на карниз
И растут все время вниз.
(Сосульки)
Солнце выглянет – заплачет.
Солнца нет – слезинки прячет.
(Сосулька)
У нас под крышей
Белый гвоздь висит.
Солнце взойдет –
Гвоздь упадет.
(Сосулька)
Что вниз вершиной растет?
(Сосулька)
Зимнею порой бывает
Очень разною погода.
То вдруг солнышко нагрянет,
То бушует непогода.
В оттепель всегда приходим
Очень мокрые с прогулки.
А потом в мороз свисают
8С крыш огромные …
(сосульки).
Я живу под самой крышей,
Даже страшно глянуть вниз,
Я могла бы жить и выше,
Если б крыши там нашлись.
(Сосулька)
Уцепившись за карниз
Капельки бросает вниз
Не игрушка, не свистулька,
А прозрачная … (сосулька)
Знает парень молодой,
Знает дедушка седой,
Знают все бабульки,
Знает каждый и любой:
Что растет вниз головой?
Это же … (сосульки)
Если снег на крышах тает,
То сестрицы вырастают.
Эти зимние сестрёнки
Холодны, прозрачны, звонки,
А растут макушкой вниз.
Ты под них не становись!
(Сосульки)
9СТИХИ ПРО ЛЕД
Сокрушается народ:
заболел весною лёд!
Поднялась температура,
тает прямо на глазах!
Срочно ищется микстура
заболевший лед спасать.
Под окошками у Юли
слезы льются у сосули,
как из полной кружицы
накопилась лужица.
Всем вчера сказала Гала:
Льда на речке стало мало!
Ваня и Алеша знают:
Тает крепость ледяная!
В младшей группе у Егорки
на площадке след от горки.
Как спасти остатки льда?
Может, кликнуть холода?
Срочно позвонить Морозу,
Полюс Северный позвать?
Все серьезные вопросы
надо маме задавать!
Та сказала: Не годится
нам весной со льдом возиться.
Пусть растает без следа.
Татьяна Ильина Антуфьева
Всем вокруг нужна вода!
Гляньте, бойкие синицы
норовят в той луже мыться!
Там, где "крепость" утечет,
мигом травка прорастет.
Тото будут скоро рады
муравьи и муравьята.
А река растопит льдины
их отдаст в моряглубины.
И по морю корабли
будут плыть на край земли.
Поняли! Болезни льда
радость всем, а не беда!
10СТИХИ О БЕЗОПАСНОСТИ НА ЛЬДУ
Познакомьте детей с опасными ситуациями, которые могут им
встретиться зимой и весной на замерзших водоемах. Учите детей
беречь свою жизнь и здоровье, избегая опасных ситуаций.
Весной от речки прочь беги!
Зима! Скорее на коньки!
Какие славные деньки!
Но выходить на лёд нельзя,
Пока непрочен он, друзья,
Когда есть трещины на нём,
Когда вдруг потеплело днём…
Провалишься – придёт беда:
Зимой холодная вода…
На замёрзших озёрах
Лёд бывает непрочен,
И ходить по такому
Безответственно очень!
Водоёмы опасны:
Может лёд провалиться,
И спасать вас напрасно
Вся округа примчится…
Ведь почти невозможно
К полынье подобраться –
Из воды будет сложно
Вас вытаскивать, братцы…
Ура! Весна и ледоход!
Плывёт, плывёт по речке лёд…
Глядят ребята там и тут,
Как льдины по воде плывут.
Ну чем тебе не корабли!
Но нет! – не уходи с земли!
На лёд коварный не ступай,
Опасно это — так и знай!
Такой корабль перевернётся,
На части может расколоться
Иль унесёт на центр реки…
11КРУГЛЫЙ ГОД – ГЛАДКИЙ ЛЕД
(Из сборника коротких рассказов "Зима на колёсах")
Михаил Садовский
Зимой мы часто скучаем по теплу и солнцу, хочется позагорать,
поплавать! А летом скучаем по снежным горкам и каткам!
Но теперь люди так сделали, что и зимой можно плавать и
нырять в бассейне, а летом кататься на коньках и играть в хоккей.
И вот как.
Построили прекрасное здание Дворец спорта. Трибуны для
зрителей с четырёх сторон. Посредине ровная площадка, бетонный
пол. Но не простой пол: в нём трубы проложены, и спускаются они
вниз, в подвал, к специальным холодильным машинам. Накрыт пол
деревянным настилом. Играют здесь в баскетбол и волейбол, штангу
поднимают и гимнастикой занимаются.
А когда надо в хоккей играть, снимают настил и заливают пол
водой. В подвале включают холодильную установку, и начинает она
по трубам гнать холодную жидкость рассол. Трубы становятся
холоднее, холоднее, и весь пол охлаждается.
Пройдёт несколько часов, вода застыла вот и готов каток!
Лёд гладкий как зеркало! Блестит!
Играйте, хоккеисты! Тренируйтесь, фигуристы, круглый год!
Пусть на улице оттепель здесь отличный лёд! Пусть на улице
лето, жара здесь отличный лёд! И зрителям хорошо: всегда тепло во
Дворце спорта и нет ни дождя, ни снега, ни ветра.
Теперь строят искусственные катки не только для хоккеистов
и фигуристов, но и самые настоящие беговые дорожки для
конькобежцевскороходов.
Тренируются круглый год и прославленные спортсмены, и
начинающие фигуристы, и хоккеисты будущие мастера.
Не надо ждать морозной погоды, не надо тосковать по льду
летом. Круглый год гладкий лёд!
НА КАТКЕ
В.А. Осеева
День был солнечный. Лёд блестел. Народу на катке было мало.
Маленькая девочка, смешно растопырив руки, ездила от скамейки к
скамейке. Два школьника подвязывали коньки и смотрели на Витю.
12Витя выделывал разные фокусы то ехал на одной ноге, то
кружился волчком.
Молодец! крикнул ему один из мальчиков.
Витя стрелой пронёсся по кругу, лихо завернул и наскочил на
девочку. Девочка упала. Витя испугался.
Я нечаянно... сказал он, отряхивая с её шубки снег.
Ушиблась?
Девочка улыбнулась:
Коленку... Сзади раздался смех.
"Надо мной смеются!“ подумал Витя и с досадой отвернулся
от девочки.
Эка невидаль коленка! Вот плакса! крикнул он, проезжая
мимо школьников.
Иди к нам! позвали они.
Витя подошёл к ним. Взявшись за руки, все трое весело
заскользили по льду. А девочка сидела на скамейке, тёрла
ушибленную коленку и плакала.
ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ
Налейте немного воды в формочку для льда, и пусть кроха
собственноручно поместит ее в морозилку. Через пару часов
вытащите формочку и убедитесь, что вместо воды в ней появился
лед. Что за чудо, откуда он взялся? Сможет ли малыш сам в этом
разобраться? Неужели твердый лед это та же вода? А может, это
мама придумала какойто хитрый фокус и подменила формочки в
морозилке? Хорошо, давай проверим! В тепле кухни лед быстро
растает и превратится в обычную воду. Вот вам и удивительное
открытие: на холоде жидкая вода замерзает и превращается в
твердый лед. Но вода может превратиться не только в лед. Вылейте
талую воду в кастрюльку, поставьте на огонь, и пусть малыш
внимательно за ней наблюдает, пока вы заняты своими делами. Когда
вода закипит, обратите внимание малыша на поднимающийся пар.
Аккуратно поднесите к кастрюльке зеркальце и покажите крохе
образовавшиеся на нем капельки воды. Значит, пар это тоже вода!
Да, это крошечные капельки воды. Если кастрюлька покипит
достаточно долго, то вся вода из нее исчезнет. Куда же она делась?
Превратилась в пар и разлетелась по всей кухне.
1314