Проект «Развитие художественно-творческих способностей с помощью дизайн-деятельности»

  • Исследовательские работы
  • doc
  • 09.11.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала проект дизайн.doc
МДОБУ «Новоарбанский детский сад «Радуга» Художественно­эстетическое  развитие детей дошкольного возраста в рамках работы над проектом  «Развитие художественно­творческих  способностей с помощью  дизайн­деятельности» Подготовила: воспитатель Воронкова  В.В.п. Новый Тип проекта: творческий Участники проекта: дети 5 лет, их родители Срок реализации проекта: 4 месяца Описание ситуации: Потребность общества в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей – постоянно возрастает по мере совершенствования социально­экономических   и   культурных   условий   нашей   жизни.   Эту   потребность можно реализовать через занятия дизайном в дошкольном возрасте. В связи с этим возникла необходимость в своей работе обратиться к этой новой на сегодняшний день деятельности – детскому дизайну. Введение этой деятельности в жизнь детей дошкольного возраста способствует развитию всех сторон личности ребенка, в том числе и развитию художественного творчества. Актуальность: Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач   педагогической   теории   и   практики   на   современном   этапе.   Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка. Цель проекта: Развитие художественно – творческого потенциала по­средством введения в продуктивную изобразительную деятельность детей элементов дизайна. Задачи: ­ развивать у детей интерес к дизайн – творчеству; ­ способствовать разностороннему развитию ребенка; ­   стимулировать   сотворчество   со   сверстниками   и   взрослыми   в   дизайн деятельности, используя результат творческой деятельности в быту, играх, декоре помещений в детском саду, дома; ­ установить тесную взаимосвязь с родителями для достижения едино­мыслия по данной проблеме. 2Методическое   обоснование: Диагностическое   обследование   художест­венно­ изобразительного   творчества   детей   показало,   что   работы   неинтересны, невыразительны, однотипны, у детей не развито воображение, фантазия. В результате анализа ситуации возникло противоречие между: необходимостью совершенствования программы ДОУ с целью формирования творческой личности и недостаточностью внимания к этой проблеме. Гипотеза: если будет разработана система работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием элементов дизайна, то творческий потенциал детей будет развиваться наиболее эффективно. Новизна   проекта: детская   дизайн­деятельность   –   это   новое   направление художественного воспитания детей дошкольного возраста, которое дает широкий простор   детскому   творчеству.   Эта   деятельность   нова   и   мало   изучена,   но   она обладает   несомненным   развивающим   потенциалом   для   всех   сфер   личности. Предлагаемые   в   проекте   новые   неклассические   формы   работы   с   детьми,   их родителями   в   совокупности   сформируют   гармонично   развитую,   творческую личность. Этапы проекта: ­ подготовительный   изучение литературы по теме проекта,   составление проекта: плана, диагностического материала;   вводное исследование творческих способностей детей;   презентация для родителей с целью знакомства с проектом; ­ основной     (реализация проекта )  Собираем с детьми гербарий  «Разноцветный листопад».  «Марийское волшебство».   «Рыбки и осминожки». коллективная работа.  «Праздничная скатерть». 3 «Соленые волны» Коллективная работа.  «Снежинка»  «Ёлочная игрушка»  "Собери бусы"  «Укрась (бабочку,вазу, варежку)  «Вот  такой»  «Машенькины наряды»  «Мозаика  «Оформитель витрин»  «Самодельные подарки»  "Сложи узор"  «Перепутанные линии»  «Длинный шнурок»  «Веселые прищепки» из обрезков». ­ заключительный   итоговое   исследование   творческих   способностей   детей,   анализ деятельности;  обобщение результатов работы;  беседа с родителями о результатах проекта Реализация основного этапа проекта осуществляется по двум разделам: ­ художественная аранжировка; ­ декоративно­прикладной дизайн; и направлениям: ­работа с детьми; ­работа с родителями. 4В осуществлении проекта использовались следующие формы работы с детьми: игровые   занятия,   экспериментирование,   дидактические   игры   и   упражнения, экскурсии, наблюдения, выставки, беседы, рассматривание, досуги, презентации. А   также   формы   работы   с   родителями:   выпуск   памяток   и   методических рекомендаций, библиотечка по теме проекта, публикация статей по теме проекта в сети   интернет,   школа   дизайна   для   родителей,   конкурсы   совместного   с   детьми творчества,  мастер­классы, консультации. Ожидаемые результаты: ­ проявление устойчивого интереса к дизайн­творчеству, повышение творческой активности, инициативности и художественной самостоятельности; ­ сформированность у детей способностей последовательно осуществлять свой замысел и умело обращаться с материалами и инструментами; ­   умение   создавать   и   использовать   в   оформлении   аранжировки   из   разных материалов;   атрибуты   для   игр   и   спектаклей,   праздничных   утренников, благоустраивать интерьер; ­ установление тесной взаимосвязи с родителями и воспитателями. Для   выявления   динамики   развития   детей   художественного   творчества   был проведен   вступительный   и   заключительный   мониторинг.   Анализ   результатов показал положительную динамику. У детей сформировался устойчивый интерес к дизайн­деятельности, появилась способность к целеполаганию и мотивации своей   инициативность   и деятельности. художественная   самостоятельность.   Дети   научились   создавать   и   использовать   в   Повысилась   творческая   активность, оформлении аранжировки из разных материалов, атрибуты для игр, подарки для близких людей, благоустраивать интерьер. Выводы: В результате проектной деятельности были выделены эффек­тивные способы   решения   данной   проблемы,   которые   способствовали   повышению творческого потенциала детей. Востребованность проекта: Материалы исследования были использованы при разработке программы дополнительного образования. 5Результатом работы стало создание в ДОУ дополнительной услуги по дизайн­ деятельности кружок «Фантазеры», с целью развития творческого потенциала детей дошкольного возраста. Список литературы: 1. Грибовская А. А. Коллективное творчество дошкольников.­ М., 2004  2. Лыкова И.А. Чудо­писанки – шедевры миниатюрной живописи// Дошкольное воспитание. – 2007. ­ № 3. – С. 46­52.  3. Лялина Л. А  Дизайн и дети: из опыта методической работы.­ М., ТЦ Сфера, 2006.  4. Пантелеев Г. Детский дизайн. – М.: КАРАПУЗ­ДИДАКТИКА, 2006. – 192 с., ил.  5. Ярыгина А. Графический дизайн// Дошкольное воспитание. – 2005. ­ № 2. – С. 35­41.  6. Ярыгина   А.   Дети   и   дизайн:   фитодизайн,   флористика,   аранжировки   из природных материалов// Дошкольное воспитание. – 2006. ­ № 2. – С. 65­71.  7. Туфкрео Р. А., Кудейко М.В. Коллекция идей – Линка –Пресс, М., 2004.  8. Чен Н.В. Замечательные поделки своими руками – Харьков, 2008.  9. Тайбнер   Армин   Прикольные   поделки   из   цветной   бумаги.   –   Академия развития, 2007.  10. Давыдова Г.Н. Поделки из бросового материала. Цветы. – М.: Издательство 6«Скрипторий 2003», 2008.  11. Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем. Занятия с дошкольниками. ­ М.: ТЦ Сфера, 2003.  12. Дубровская   Н.В.   Чудесные   тарелочки.   Поделки   из   тарелок.   Для дошкольников и младших школьников. ­ СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2009.  7ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1. Мониторинг результатов художественно­творческих способностей детей дошкольного возраста. Критерии оценки и показатели уровня художественного – творческого развития детей дошкольного возраста Показатели Качественные и количественные характеристики показателей по уровням Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень 3 балла 2 балла 1 балл развития 8частей Расположение предмета немного   искажено. Есть ошибки в изображении пространства   Части предмета расположены   неверно. Отсутствие ориентировки изображения. Ребёнок   детализирует художественное изображение   лишь   по просьбе взрослого   не Изображение детализировано. Отсутствует стремление к   более   полному раскрытию замысла правильно Умение   передавать пространственное положение   предмета   и его частей Разработанность содержания изображения   образа, Эмоциональность созданного предмета, явления Самостоятельность   и оригинальность замысла     на Части предмета расположены   верно. Правильно   передаёт   в рисунке   пространство (близкие   предметы   – ниже   бумаге, дальние­выше, передние­   ­   крупнее равных по размерам, но удалённых) Стремление к наиболее полному   раскрытию замысла. У ребёнка есть потребность самостоятельно дополнить изображение подходящими по смыслу   предметами, деталями (создать новую   комбинацию   из усвоенных ранее элементов) Яркая   эмоциональная выразительность.       Проявляет самостоятельность   в замысла. выборе   Содержание   работ разнообразно.   Замысел оригинальный.   Задания выполняет самостоятельно Умение   отразить   в рисунке   сюжет   в соответствии с планом Сюжет   соответствует предварительному рассказу о нём   Уровень воображения развития Способен экспериментировать   со штрихами   и   пятнами, видеть   в   них   образ   и дорисовывать   штрихи до образа.         Имеют   место   отдельные Изображение   лишено элементы   эмоциональной эмоциональной выразительности выразительности Замысел   не   отличается Замысел   стереотипный. оригинальностью и   Ребёнок изображает отдельные, не связанные самостоятельностью. между   собой   предметы. Обращается за помощью к педагогу.   Ребёнок   по Выполняет   работу   так, как указывает взрослый, педагога просьбе проявляет не дополняет рисунок инициативы деталями и самостоятельности. Существенные расхождения изображения предварительным рассказом о нём Рисунки типичные: одна и   та   же   фигура, предложенная для рисования, превращается   в   один   и тот элемент изображения   (круг   – «колесо») Частичное экспериментирование. Видит но   дорисовывает   только   до схематического образа Не   полное   соответствие изображения предварительному рассказу о нём образ,   же с           9Уровень развития художественно­творческих способностей дошкольников на начало сентября 2018 года Высокий уровень По результатам диагностика были получены следующие результаты: 51% детей имеют высокий уровень ориентировки в пространстве, только 21 % детей могут раскрыть замысел творческой работы, 26% детей проявляют яркую эмоциональную выразительность, у 17% детей высокий уровень самостоятельности и оригинальности, 26% детей могут отразить сюжет творческой работы, у 20% детей высокий уровень развития творческого воображения.Уровень развития художественно­творческих способностей  дошкольников на конец декабря 2018 года По результатам диагностика были получены следующие результаты: 72% детей имеют высокий уровень ориентировки в пространстве, только 51 % детей могут раскрыть замысел творческой работы, 60% детей проявляют яркую эмоциональную выразительность, у 38% детей высокий уровень самостоятельности и оригинальности, 55% детей могут отразить сюжет творческой работы, у 56% детей высокий уровень развития творческого воображения. 112 3 4 5 6 7 8 9 «Самодельные подарки» "Сложи узор" «Перепутанные линии» 10 «Длинный шнурок» 11 «Веселые прищепки» Дидактические игры, направленные на развитие творческих способностей старших дошкольников (5­6 лет) Приложение 2 № 1 название "Собери бусы" краткое описание игра на развитие логического и алгоритмического мышления у дошкольников. Детям  необходимо  ­  продолжить  логическую  цепочку  из бусинок. (бабочку, Развитие  умения  ориентироваться  на  плоскости,  отрабатывать «Укрась вазу, варежку) приемы   композиционного   построения   узора   и   принципа симметрии. Дошкольникам предлагается придумать и выложить узор. Печатные альбомов фигурки для из аппликации, «Вот  такой  (зайчик, Дед мышонок)» Мороз, представляющих  собой  черно­белое  изображение  и  цветные элементы   частей   изображения.   Приклеивание   деталей   на изображение. Подбор  платья  по  цвету,  «создание  ткани»  для  Машиных нарядов. «Машенькины наряды» «Мозаика обрезков». «Оформитель витрин» Закрепление   различных   лексических   тем,   ориентировка   в из Составление композиции из обрезков картона или бумаги. построение, восстановить а также ребенка Попросит двух­трех). композиционное пространстве, цветосочетание и другие творческие способности. Создание  открытке  (с  аппликацией)  бабушке,  картинки  из различной крупы, бус, рамки для фотографий. Необходимо составить дорожку или узор из фигур (начинайте с трех­четырех  элементов,  когда  ребенок  освоится  с  такими заданиями, увеличьте количество). Ребенок смотрит на дорожку и отворачивается. Педагог меняет расположение одной фигуры (потом первоначальное  расположение  фигур  на  дорожках  (узорах). Усложненный   вариант:   убрать   дорожку   (узор)   с   поля. Предложить восстановить самостоятельно. Прослеживание  взглядом  какой­либо  линии  от  ее  начала  до конца, особенно когда она переплетается с другими линиями, способствует  развитию  сосредоточенности  и  концентрации внимания. Из шнурка можно выкладывать разные фигуры: геометрические (круг, овал, треугольник, квадрат и т.д.); цифры, буквы; облако, цыпленка, яблоко и т.д. Наденьте прищепки на связанную в кольцо веревку и предложите детке снять их. Предложите малышу прикреплять лучики (желтые прищепки) к солнышку (желтому кругу, вырезанному из картона). Можно прикреплять колючки (прищепки) на спинку ежика (картонный силуэт). Приготовьте вытянутый трапециевидный картонный силуэт (ствол елки) и на него с разных сторон прикрепляйте шишки (прищепки). Можно вешать на новогоднюю елку (картонный силуэт елки) игрушки (прищепки). Из прищепок можно конструировать самолетик, 12длинную змею, крокодила Приложение 3. 1314

Посмотрите также