Проект «Развитие речи детей раннего возраста через малые фольклорные формы»
Оценка 4.6

Проект «Развитие речи детей раннего возраста через малые фольклорные формы»

Оценка 4.6
Занимательные материалы
docx
воспитательная работа
Детсад
14.02.2017
Проект «Развитие речи детей раннего возраста через малые фольклорные формы»
Проект «Развитие речи детей раннего возраста через малые фольклорные формы» Паспорт проекта Вид проекта: практико- ориентированный Участники проекта: дети, воспитатель, родители. Проект: групповой, долгосрочный (1 год) Срок реализации проекта: сентябрь - май. Цель: развитие речи детей раннего возраста через малые фольклорные формы в период адаптации детей к условиям детского сада.
проект по фольклору Беспалова Н.И..docx
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Рябинушка» Проект «Развитие речи детей раннего возраста через малые фольклорные формы» Номинация: проект по работе с воспитанниками раннего возраста. Выполнила: Беспалова Н. И. Воспитатель 1 квалификационной категории р. п. Вача 2015г. Паспорт проекта Вид проекта: практико­ ориентированный Участники проекта: дети, воспитатель, родители.  Проект: групповой, долгосрочный (1 год) Срок реализации проекта: сентябрь 2013 г.­ май 2014 г. Содержание 1.  Введение 2. Актуальность выбранной темы 3.Содержание проблем и необходимость решения их проектным методом 4. Постановка цели и задачи проекта 5.  Система проектных мероприятий  6. Ресурсное обеспечение проекта 7 . Оценка эффективности реализации  проекта. 8. Ожидаемый результат 9. Список литературы 10.Приложения Введение Ранний дошкольный возраст­это период активного усвоения ребенком  разговорного языка, становления и развития­ всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Существенную роль в процессе развития речи детей раннего возраста  выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно  фольклорные произведения характеризуются богатством, наполненностью,  яркостью речи, интонационной выразительностью. Чем раньше мы начнем  знакомить ребенка с устным народным творчеством, тем больше шансов на то, что он раньше станет говорить, раньше научиться связно выражать свои  мысли, эмоции. Малые формы фольклора являются первыми художественными  произведениями, которые слышит ребенок. Поэтому в развитии речи детей  раннего возраста необходимо включать: колыбельные песенки, потешки,  сказки, и, тактично, с чувством меры, с  учетом доступности восприятия,  вводить их в повседневный разговор. Актуальность В дошкольном детстве происходит очень важный, уникальный для развития  ребенка процесс овладения родным языком. Успехи в языковом развитии  малыша в этот сравнительно короткий период поразительны. Я считаю, что  ценность  детского фольклора заключается в том, что с помощью его взрослые легко устанавливают с ребенком эмоциональный контакт, общение.  Интересное содержание , богатство фантазий, яркие художественные образы  привлекают ребенка, доставляют ему радость, и в то же время оказывают на малыша воспитательное , развивающее воздействие; незатейливые по  содержанию и простые по форме народные произведения таят в себе не малое  богатство­ смысловое, звуковое и речевое. Содержание проблем и необходимость их решения проектным методом. В этом учебном году в группе раннего возраста процесс адаптации детей к  новым условиям детского сада оказался более длительным, чем обычно. В  отличие от прошлых лет он занимает большую часть учебного года. И меня,  как воспитателя, беспокоит, что я не успею реализовать задачи  образовательной программы. Ведь в этом году ко мне в группу пришли дети,  возраст, которых от 1г.1м. до 2,6 лет. Где я и столкнулась с трудностью, как  пройдет адаптация детей к дошкольному учреждению, когда дети впервые  останутся без мамы и папы  в новой обстановке. Тогда­ то особую значимость  приобрело народное творчество ­ фольклор. Ведь в период адаптации к новой  обстановке, когда дети скучают по дому, маме, еще не могут общаться с  другими детьми, взрослыми важно найти подход к каждому ребенку. Поэтому в своей работе с детьми раннего возраста, я начала использовать малые  формы фольклорные формы: потешки, колыбельные песенки, позже загадки,  которые помогли установить контакт с ребенком, вызывали у него  положительные эмоции, симпатию к малознакомому человеку­ воспитателю!  Я считаю, что целенаправленное и систематическое использование  произведений фольклора в детском саду, позволит заложить фундамент  психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность  его  общего развития в дошкольный период детства. И еще, что не мало важно,  именно устное, народное творчество представляет собой прекрасный речевой  материал, который можно использовать в непосредственно ­ образовательной  и совместной деятельности. Цель:  развитие речи детей раннего возраста через малые фольклорные  формы в период адаптации детей к условиям детского сада. Задачи: 1)формирование  раннего восприятия звуковой культуры речи  на основе ритмико ­ мелодической структуры языка в малых формах  фольклора. 2)обогащение активного словаря 3)развитие звуковой и интонационной культуры речи,  фонематического слуха 4)формирование грамматического строя речи, монологической и  диалогической речи. 5)воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к совместной  деятельности в режимных моментах 6)воспитание интереса к художественной культуре, формирование  способности к целостному восприятию произведений разных жанров,  усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости. Система работы по театрализованной деятельности и использование народного творчества фольклора Период Содержание работы Цели и задачи проводимой работы сентябрь Колыбельная песенка : «Баю­ баю­баюшки, прискакали  заюшки» Хороводная игра:  «Заинька,походи!» Цель: познакомить детей с новым  жанром; помочь понять  содержание, напевность, особый  ритм. Цель: помочь детям понять  содержание русской­народной  песенки, формирование умения  вставать в круг,выполнять те  движения,которые в тексте Потешка: «Водичка, водичка!» Цель: развитие представления  детей о реальном использовании  воды, ее предназначении,  побуждение к проговариванию  слов потешки. октябрь Колыбельная песенка: «Баю­ баю­баю­бай! Ты, собачка, не  Цель: способствует формированию чувства языка, использовать лай!» Хороводная игра: «Заинька,  топни ножкой!» Потешка: «Козонька ­  рогатая!» ноябрь Колыбельная песенка:  «Каравай» Хороводная игра: «Мыши  водят хоровод» Загадка: «Живет в норке,  грызет корки» Потешка: «Эй, бычок ­  толстый бочок.» разную интонацию, пропевая  песенку более строгим голосом Цель: впечатлить малышей уже  знакомым героем(зайкой),  способствовать умению держаться  за руки и отпускать руки,  выполняя те движения, которые в  тексте. Цель: развитие представлений  малышей о домашнем животном,  побуждение к повторению и  договариванию за взрослым:  ногами(топ­топ), глазами(хлоп­ хлоп) Цель: формирование интереса к  обрядовой поэзии. Вызвать  эмоциональный отклик и желание  водить хоровод. Цель: способствовать огромному  потенциалу физического развития,  эмоциональному положительному  овладению речью. Цель: направить внимание на  предметы и явления, побуждать  вникнуть глубже в смысл загадки  понять содержание. Цель: развитие воображения,  активности ребенка, когда он  самостоятельно выполняет  движения, в такт прочтения. декабрь Колыбельная песенка: «Люли,  Цель: обеспечить эффективность  формирования самостоятельной люлюшки, люли ,прилетели к  нам гули» Хороводная игра: « По лесной  лужайке» речи, напевность колыбельной,  желание пропевать вместе со  взрослым. Цель: способствовать умению  осваивать простые движения,  координировать и соотносить свои  движения с движениями других  детей. Потешка: «Как у нашего кота» Цель: формирование у малышей  понимания содержания потешки,  рассказывая наизусть,  не просто  передавая содержание, а войти в  роль «кота» (у которого и шубка  хороша, и усы удивительные) и т.  д. Загадка: « Зеленая, пушистая,  нарядная, душистая» январь Колыбельная песенка: « А  котики серые, а хвостики  белые…» Цель: направляет внимание на  предметы и явления, побуждает  вникать глубже в смысл, пытаться  самостоятельно отгадать загадку. Цель: создание у детей  предпосылок для воспитания  интереса к явлениям жизни,  доступные их пониманию. Хороводная игра: «Топ, топ,  башмачок, приударь,  каблучок» Цель :активизировать  двигательную и  речевую  активность. Загадка: «Под соснами, под  елками…» Цель: помочь детям четко  выделить характерные ,  выразительные признаки  животного, понять с чем  сравнивают ежа. Потешка: «Киска, киска,  Цель: формирование понимания брысь!» февраль Колыбельная песенка: «Темна  ноченька ­не спится, моя  Танечка боится!» содержания потешки, звуковой и  фонематической культуры речи,  восприятие потешки на слух. Цель: помочь малышам услышать  напевность,  обогащать словарь и  побуждать к самостоятельному  пропеванию. Хороводная  игра: «Зеркало» Цель :формировать у детей  Загадка: «Ночью он совсем не  спит,  дом от мышек  сторожит» интерес к устному народному  творчеству, способствовать  развтию речи. Цель: помочь детям усвоить  грамматический строй русской   речи , заставляя сосредоточиться  на звуковой форме и  анализировать ее, развивать  мышление. Потешка: «Заинька, попляши!» Цель: развитие речевого слуха  март Колыбельная песенка: «Шея  длинная у птицы, клювом  ущипнуть боится» Хороводная игра: «Ночь  пришла ­темноту привела...» Загадка: « Желтый, но не  солнышко, круглый, но не  мяч…» ребенка, выполнять все движения,  в соответствии с текстом,  различение звуков, близкие по  звучанию. Цель: употребляя в загадке  метафорический  образ различных  средств выразительности, что  способствует формированию  образности речи. Цель: помочь понять содержание  текста колыбельной, обогащать  словарь за счет широкого круга  сведений об окружающем мире и  прежде всего о явлениях, уже  знакомых детям. Цель :побуждать малышей ко всем  мыслительным психологическим  процессам (память ,логическое  мышление, восприятие, Потешка: «Тили ­ бом! Тили ­  бом!» апрель Колыбельная песенка: « Ветер  горы облетает, баю – бай, над  горами солнце тает, баю­ бай…» Хороводная игра: «Мы на луг  ходили, хоровод водили…» Потешка: «Ладушки ­  хлопошки» Май Колыбельная песенка: «Ночь  пришла, темноту привела…» Хороводная игра: «Ровным  кругом друг за другом…» воображение и наконец, речь). Цель: позволить детям наглядно  представить картину «Пожара»,  следить за воспроизведением  сценок с несколькими героями,  запоминать их. Цель: эта колыбельная  способствует формированию вкуса и чувства языка, в ее пропевании  используется разная интонация и  сила голоса. Цель: активизирует двигательную  активность ,закрепление умения,  держась за руки, идти по кругу,  развивать творчество, встречая  различных зверей (зайца, волка,  медведя) ит.д.; входить в образ,  сопровождая  его речью. Цель: выполнение упражнений и  ритмических  движений  поочередно ладонями, пальцами  рук, кистями обеих рук, приводя к  возбуждению в речевых центрах  головного мозга и резкому  усилению согласованной  деятельности речевых зон, а  именно, проговаривание,  договаривание – ясное, четкое,  понятное. Цель: способствование пониманию  содержание мелодичности  колыбельной, формирование вкуса и чувства языка, в ее пропевании  используется разная интонация и  сила голоса. Цель: формирование умения идти  по кругу, обогащение и  активизация словаря посредством  игры, интонационной  выразительности. Потешка: «Лиска, лисонька,  лиса!» Загадка: «Рук много, а нога  одна» Цель: формирование у детей не  просто понять содержание  потешки, а отметить особенности  внешнего вида, повадок и  поведения лисы, активное  проговаривание. Цель: оказание влияния на  разностороннее развитие речи  детей, способствует  формированию образности речи. Ресурсное обеспечение проекта Для реализации проекта необходимо следующее ресурсное обеспечение: 1.Планирование   ­разработка   перспективного   комплексно­тематического   плана непосредственной образовательной деятельности,                                        ­ разработка   конспектов   НОД,   презентаций,   наглядно­демонстрационного, раздаточного и дидактического материала с применением ИКТ; 2.Кадровые ресурсы: воспитатель, подменный воспитатель 3.. Программно – методическое обеспечение:   Примерная общеобразовательная Программа дошкольного образования от   рождения   до   школы   Н.Е.Вераксы,   Т.С.Комаровой,   М.А.Васильевой, Издательство Мозаика Синтез Москва 2014 год.  Антипина   Е.   Н.   Издательство   «Сфера»,2009г,серия   журнала: «Воспитатель ДОУ»,  Маханева М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду»­ пособие для работников ДОУ. Издательство «Сфера»,2001г.  «Кукольный   театр   ­   малышам»,   Н.   Ф.   Сорокина   и   Л.   Г.   Миланович Айрис­ пресс, 2007г.,  Щеткин А. В. под редакцией Е. Ф. Горбуновой, М. Мозаика ­ Синтез «Театрализованная деятельность в д.с»­ 2007г.  Создание соответствующей развивающей предметно – пространственной среды в образовательной области «Речевое развитие» (по ФГОС ДО): Содержательный компонент  образовательный области  (направление  образования) Речевое  развитие:  развитие речи Направление  развития  ребенка Описание  содержания и  использования Звук, слог,  слово Пособие «Логико ­ Малыш»(аналоги) Лото Дидактические развивающие  игровые средства,  оборудование, элементы  развивающей предметно­  пространственной среды Планшет с набором  тематических карточек с  логическими заданиями для  развития произносительной  стороны речи и обогащение  словарного запаса. Игры:  «Киска, брысь!», «Кто  пришел?», «Кто стучит?» Картинные лото для  произношения звуков, развития  фонематического слуха,  обогащения и активизация  словарного запаса. Игры­  задания для поиска парных  изображений и родовидового  обобщения Наборы карточек Наборы предметных карточек  для развития произносительной стороны речи и обогащения  словарного запаса Тематические картинки, книги  и игрушки для активизации  речевого общения детей друг с  другом. Наглядно ­  дидактические  пособия Связная речь Наборы карточек Наборы карточек для  Набор предметов,  игрушек употребления частей речи и  построения фраз или ответов на вопросы Различные предметы для  имитации действий людей,  движений животных («Покажи,  как поливают из леечки», Домино «Походи, как медвежонок») Наборы из карточек с  картинками, из которых в ходе  игры строится связный сюжет,  комментируемый детьми Речевое  развитие:  приобщение к  художественной  литературе Произведения  детской  литературы Художественные  произведения,  книги Наборы игрушек Книги(народные песенки,  сказки, авторские произведения, потешки) с яркими красивыми  иллюстрациями для  рассматривания Персонажи сказок и потешек  (люди и животные) для  наглядного сопровождения  произведения во время  слушания, разыгрывания  сюжета  Информационные ресурсы:  ­ сеть интернет,  ­   использование   печатной   продукции   (газета,   памятки,   буклеты, информационные стенды), ­ методические бюллетени, сайт образовательного учреждения,  электронная  почта, методическая копилка, специальные  периодические издания,  материалы работы РМО  педагогов ОУ  Оценка эффективности реализации проекта  Карта     нервно  ­психического  развития  детей    группы    раннего возраста 2013­ 2014 учебный  год Пониман ие речи Активна я речь Итог Лунькова  Ж. Коноплева  Л. Квасов И. Алясева А. Светлышев  А. Раков Е. Комогорце в И. Чебуркова  А. Петряева  Л. Пантелеева П. Тарабакин  Р.     я п я п я я п п п п п я п я п п п п п п п п Я П Я П П П П П П П П Я­4 П­7 Н­0 Я­2 П­9 Н­0 Я­2 П­9 Н­0 Условные  обозначения: «Я»­ярко выражено «П»­практически  «Н»­не выражено Ожидаемый результат: 1. Высокий уровень эмоциональной сферы, развитие речевой активности и  желание самостоятельно использовать малые формы фольклора в играх. 2. Прочные знания об окружающем мире и его многообразии образов,  красок, звуков. 3. Интеллектуальное развитие детей : умение думать, анализировать,  сравнивать. 4. Увеличение пассивного и активного словаря, высокий уровень развития  речи. Улучшение диалогической и монологической речи. 5. Примерная общеобразовательная Программа дошкольного образования от рождения до школы Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, Литература Издательство Мозаика Синтез Москва 2014 год. 6. Антипина   Е.   Н.   Издательство   «Сфера»,2009г,серия   журнала: «Воспитатель ДОУ», 7. Маханева М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду»­ пособие для работников ДОУ. Издательство «Сфера»,2001г. 8. «Кукольный   театр   ­   малышам»,   Н.   Ф.   Сорокина   и   Л.   Г.   Миланович Айрис­ пресс, 2007г., 9. Щеткин А. В. под редакцией Е. Ф. Горбуновой, М. Мозаика ­ Синтез «Театрализованная деятельность в д.с»­ 2007г. Приложение Для малышей потешки очень интересны Театрализованная деятельность Игровая деятельность Русские народные сказки любим мы читать «Репку» помогают рассказать мне малыши Баю-бай! Дочка засыпай Киска, киска, брысь, брысь! Покачаю доченьку, куколку мою нос Кран откройся, умойся! Каравай, каравай, кого любишь выбирай!

Проект «Развитие речи детей раннего возраста через малые фольклорные формы»

Проект «Развитие речи детей раннего возраста через малые фольклорные формы»

Проект «Развитие речи детей раннего возраста через малые фольклорные формы»

Проект «Развитие речи детей раннего возраста через малые фольклорные формы»

Проект «Развитие речи детей раннего возраста через малые фольклорные формы»

Проект «Развитие речи детей раннего возраста через малые фольклорные формы»

Проект «Развитие речи детей раннего возраста через малые фольклорные формы»

Проект «Развитие речи детей раннего возраста через малые фольклорные формы»

Проект «Развитие речи детей раннего возраста через малые фольклорные формы»

Проект «Развитие речи детей раннего возраста через малые фольклорные формы»

Проект «Развитие речи детей раннего возраста через малые фольклорные формы»

Проект «Развитие речи детей раннего возраста через малые фольклорные формы»

Проект «Развитие речи детей раннего возраста через малые фольклорные формы»

Проект «Развитие речи детей раннего возраста через малые фольклорные формы»

Проект «Развитие речи детей раннего возраста через малые фольклорные формы»

Проект «Развитие речи детей раннего возраста через малые фольклорные формы»

Проект «Развитие речи детей раннего возраста через малые фольклорные формы»

Проект «Развитие речи детей раннего возраста через малые фольклорные формы»

Проект «Развитие речи детей раннего возраста через малые фольклорные формы»

Проект «Развитие речи детей раннего возраста через малые фольклорные формы»

Проект «Развитие речи детей раннего возраста через малые фольклорные формы»

Проект «Развитие речи детей раннего возраста через малые фольклорные формы»

Проект «Развитие речи детей раннего возраста через малые фольклорные формы»

Проект «Развитие речи детей раннего возраста через малые фольклорные формы»

Проект «Развитие речи детей раннего возраста через малые фольклорные формы»

Проект «Развитие речи детей раннего возраста через малые фольклорные формы»

Проект «Развитие речи детей раннего возраста через малые фольклорные формы»

Проект «Развитие речи детей раннего возраста через малые фольклорные формы»

Проект «Развитие речи детей раннего возраста через малые фольклорные формы»

Проект «Развитие речи детей раннего возраста через малые фольклорные формы»

Проект «Развитие речи детей раннего возраста через малые фольклорные формы»

Проект «Развитие речи детей раннего возраста через малые фольклорные формы»

Проект «Развитие речи детей раннего возраста через малые фольклорные формы»

Проект «Развитие речи детей раннего возраста через малые фольклорные формы»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2017