Рабочая программа "Зелёна планета" ЛДП
Оценка 4.9

Рабочая программа "Зелёна планета" ЛДП

Оценка 4.9
Документация
docx
воспитательная работа
1 кл—8 кл
10.05.2018
Рабочая программа "Зелёна планета" ЛДП
Публикация является частью публикации:
РП Зелёная планета ЦДП 2017.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 13» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан Согласовано Начальник отдела образования администрации ГО г. Октябрьский РБ ________________ /И.З. Зиннатуллин/    Утверждаю Директор МБОУ «СОШ № 13 ___________/М.С. Богданова/         Приказ от «____»__________2017г № ____ ПРОГРАММА ЦЕНТРА ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДОБРЫЕ ДЕТИ МИРА» 1 смена      Составитель: Ширяева Ирина Михайловна, начальник ЦДП г. Октябрьский  2017 г. Основания ­ Конвенция о правах ребенка  Паспорт программы  1 для разработки программы ­ Конституция Российской Федерации ­ Закон Российской Федерации “Об образовании” ­ Федеральный закон от 21.12.04.№ 170 ФЗ «Об  основных гарантиях прав ребенка в Российской  Федерации»  ­ Приказ от 13 июля 2001 г. № 2688 (в ред. Приказа  Минобразования РФ от 28.06.2002 N 2479) «Об  утверждении порядка проведения смен профильных  лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха»  ­ Федеральный закон от 21.12.1996 № 159­ФЗ (ред. от  17.12.2009) "О дополнительных гарантиях по  социальной поддержке детей­сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей" (принят ГД ФС  РФ 04.12.1996); ­ "Трудовой кодекс Российской Федерации" от  30.12.2001 № 197­ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 29.12.2010) (с  изм. и доп.); ­ Постановление Главного государственного  санитарного врача Российской Федерации от 17.03.2003 №20 "О введении в действие санитарно­ эпидемиологических правил и нормативов СанПиН  2.4.4.1204­03" (вместе с "Санитарно­ эпидемиологическими правилами и нормативами  "Санитарно эпидемиологические требования к  устройству, содержанию и организации режима работы  загородных стационарных учреждений отдыха и  оздоровления детей" СанПиН 2.4.4.1204­03", утв.  Главным государственным санитарным врачом РФ  16.03.2003) (Зарегистрировано в Минюсте РФ  21.03.2003 № 4303); ­ Постановление Главного государственного  санитарного врача РФ от 18.03.2011 № 22 "Об  утверждении СанПиН 2.4.2.2842­11 "Санитарно­ эпидемиологические требования к устройству,  содержанию и организации работы лагерей труда и  отдыха для подростков" (Зарегистрировано в Минюсте  РФ 24.03.2011 № 20277); ­ Приказ Минобрнауки РФ от 27.03.2006 № 69 "Об  особенностях режима рабочего времени и времени  отдыха педагогических и других работников  2 образовательных учреждений" (Зарегистрировано в  Минюсте РФ 26.07.2006 № 8110); ­ Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ  Р 52887­2007 «Услуги детям в учреждениях отдыха и  оздоровления» ­ Положение «О центре дневного пребывания на базе  МБОУ «СОШ №13» Ширяева Ирина Михайловна, начальник центра  дневного пребывания (1 смена) Экологическая Создать   необходимые   психолого   –   педагогические условия для обеспечения активного, интеллектуального и эмоционально   насыщенного   летнего   отдыха   и всестороннего развития личности ребёнка на основе его включения   в   жизнедеятельность   ЦДП   путём   успешной организации экологического взаимодействия школьников с   природой   как   основополагающего   регулятора формирования экологической культуры личности.  Создать   целостный   подход   к   экологическому воспитанию   культуры   личности   в   условиях коллективной     деятельности, построенной на основе  «зоны доверия» детей и взрослых. (творческой)  Формировать у детей представление о социальной значимости   разумного   отношения   человека   к природе,   рационального использования   и   сохранения   по   принципам природной гармонии.   изучения,  Формировать   положительное   отношение   к общечеловеческим   ценностям,   определяющим единство   человека   и   природы   и   накопленным экологическим знаниям. ее    Развитие   творческих способностей воспитанников.   Включение   детей   в   различные виды деятельности с учетом их возможностей и интересов.    организация активного отдыха и оздоровления  детей. ­  Принцип   гармонизации  личности   и   среды   –   максимальную ориентация 3 воспитания на     Разработчик программы Направленность программы Цель программы Основные задачи программы Принципы реализации Принцип     режим   дня, ­  Принцип   гуманизации  дифференциации       самореализацию   личности, гармонизацию   ее устремлений и изменяющейся социально­политической реальности на основе активизации внутренних ресурсов человека (личности);    –   обеспечение благоприятных   условий   освоения   общечеловеческих социально­культурных   ценностей,   предполагающих создание   оптимальной   среды   для   воспитания,   труда, быта, отдыха детей;   ­ Альтернативность – обеспечение многообразия видов деятельности;   ­ Приоритетность – выбор приоритетных направлений деятельности;  воспитания        Принцип       предусматривает:   обеспечивающий разумное   сочетание   всех   видов   деятельности, взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематического дня.       творческой   индивидуальности: ­ творческая   индивидуальность   –   это   характеристика  личности,   которая   в   самой   полной   мере   реализует, развивает свой творческий потенциал. Принцип   демократичности   подростков   в   программе   способностей. Принцип   соответствия   типа   сотрудничества психологическим   возрастным   особенностям учащихся ведущей   деятельности  :результатом   деятельности воспитательного   характера   в   лагере   «Зелёный островок»   является   сотрудничество   ребенка   и взрослого,   которое   позволяет   воспитаннику   лагеря почувствовать себя творческой личностью. ­ тематические программы; ­ познавательные игры и викторины; ­ спортивные игры и соревнования; ­ психологические игры; ­ игровые тестирования, опросы, анкетирование; ­ беседы, семинары, исследовательская работа,  «круглые столы» по обсуждению достигнутых  результатов. ­ занятия на природе;  : участие   всех   детей   и развития   творческих и   типу     ­ программы Формы и методы   4 Ожидаемые результаты реализации программы Система организации контроля над исполнением программы Продолжительность программы Сроки и этапы реализации Критерии оценки ­ изготовление поделок, гербариев, выпуск школьной  газеты. ­ концерты, фестивали, акции. ­ Сведение до минимума возможности совершения  детьми правонарушений в летний период. ­ Повышение уровня социально­психологической  компетенции детей и подростков . ­ Повышение уровня экологической культуры. ­ Укрепление и оздоровление детского организма:  формирование полезных привычек (утренняя зарядка,  соблюдение правил личной гигиены), развитие  физических качеств (силы, ловкости, быстроты,  выносливости).  ­ Эмоциональная разгрузка, снятие напряжения после  учебного года. ­ Развитие творческой и исследовательской  активности каждого ребенка, творческий рост детей. ­ Приобретение детьми опыта общения со сверстниками в новых для них условиях. ­ Развитие лидерских качеств.  Контроль над исполнением программы осуществляется  начальником ЦДП. Программа является краткосрочной, будет реализована в  течение 1 смены. I этап.  Подготовительный – апрель – май 2017 г. II этап. Организационный – 01.06. 2017 г. III этап. Основной – 02.06 по 20.06. 2017 г.   IV этап. Заключительный – 21 .06. 2017 г. Увеличение количества детей, охваченных различными  формами занятости, отдыха, оздоровления в  каникулярное время. Укрепление здоровья, улучшение физического   развития, функционального состояния детей; Улучшение психологического климата в ЦДП,  Сформированность ценностных ориентаций детей. 5 Пояснительная записка. «Мы – хозяева нашей Родины и она для нас  кладовая солнца с великими сокровищами жизни» М. Пришвин В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных   целей   образования,   ориентированных   на   личность   и   ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летних оздоровительных лагерях. Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых. ЦДП   –   это   сфера   активного   отдыха,   разнообразная   общественно значимая   досуговая   деятельность,   отличная   от   типовой   назидательной, дидактической,   словесной   школьной   деятельности.   ЦДП   дает   возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и  самореабилитации.  Центр   с  дневным   пребыванием   обучающихся   призван создать оптимальные условия для полноценного отдыха детей. ЦДП является частью   социальной   среды,   в   которой   дети   реализуют   свои   возможности, потребности   в   индивидуальной,   физической   и   социальной   компенсации   в свободное время. В   условиях   современного   мира   человечеству   предстоит   решать проблему   огромной   значимости   –   как   выжить   на   Земле,   на   которой экологический кризис представляет реальную угрозу для планеты. Заботливое отношение   к   окружающему   миру   и   к   себе   –   части   этого   мира   должно формироваться   с   детских   лет.   Экология   сегодня   –   это   не   только биологическая наука о связях организмов с окружающей средой, а практика выживания   человека   в   сложных   экологических   условиях.   Экологическое образование     и   воспитание   должно   осуществляться   в   комплексе,   через различные   виды  деятельности   и систематически,  т.е.  во  время  учёбы   и во время отдыха детей.   Актуальность  программы   заключается   в   получении   новых   и закреплении   уже   имеющихся   знаний,   как   в   области   общего,   так   и дополнительного экологического образования. Смена учебной деятельности, на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в   рамках   ЦДП  экологического   направления,   позволяет   ребёнку   уйти   от 6 стереотипов   обучения,   что   делает   его   более   увлекательным,   мобильным   и повышает образовательный потенциал.  Повышением спроса родителей и детей на полноценный, организованный   питанием; Модернизацией старых форм работы и введением новых; Сбалансированным Использованием естественных оздоровительных факторов лета. Новизна в том, что весь период насыщен разноплановой интересной деятельностью, четким режимом  жизнедеятельности   и питания,   действует латентный характер помощи и поддержки детей лагеря.  Разработка программы продиктована: ● отдых школьников; ● ● ● Реализация  программы  происходит  как   в кратковременном   воздействии   на детей, так и на протяженном этапе организуемой совместной деятельности, и основывается на следующих принципах: ● Оздоровительный лагерь для ребёнка. ● Высшим показателем оценки работы пришкольного лагеря можно считать самочувствие в ней человека, каждого ребёнка и взрослого. ● личность ученика. ● творческое сотрудничество единомышленников. ● учителя воспитателя – важнейший признак педагогической культуры.,  ● Ни одно воспитательное средство не может быть хорошим или плохим, если оно взято в отрыве от целой системы влияний. Воспитание эффективно, если оно системно. ● воздействием   школы. запоминающимся, воспитывающим.  ребёнок не всё время находится под   Поэтому   воздействие   должно   быть   ярким, Воспитание эффективно, если оно целесообразно и нешаблонно. Творчество Главная  ценность и основной объект заботы для педагога и воспитателя – Взаимодействие   педагога,   воспитателя,   воспитанника   и   родителей   –   это Воспитательный процесс дискретен: Данная   программа   центра   дневного   пребывания   экологического направления является логическим продолжением образовательного процесса. Включает   в   себя   разноплановую   деятельность,   объединяет   различные направления   оздоровления,   отдыха   и   воспитания   детей   в   условиях оздоровительного лагеря. По   продолжительности   программа   является  краткосрочной,   т.   е. реализуется в течение I лагерной смены. В лагере отдыхают 115 обучающихся.        Основной состав лагеря – это обучающиеся   в возрасте 7 –18 лет. Обязательным   является   вовлечение   в   центр   ребят   из   многодетных   и малообеспеченных   семей,   ребят   из   «группы   риска»,   детей   из   семей, находящихся   трудной жизненной ситуации.  Деятельность воспитанников во время смены осуществляется в разновозрастных отрядах по 25 человек. 7 Концепция программы Россия   вошла   в  третье   тысячелетие,  имея   в  запасе   как   несомненные достижения   в   науке,   искусстве,   так   и   проблемы   в   различных   областях общественной жизни (загрязнённая экология, хронические заболевания и т.д.). Лето  –   наилучшая   пора   для   общения   с   природой,   постоянная   смена впечатлений,   встреча   с   неизвестными,   подчас   экзотическими   уголками природы,   здоровье.   Это   время,   когда   дети   имеют   возможность   снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное – рядом. В общении с природой заложен огромный потенциал для гармоничного развития личности. Активная экологическая   работа,   осуществляемая   в   летний   период   года,   позволяет формировать у детей установку на диалоговое отношение к природе. Экологическое воспитание в условиях центра дневного пребывания в   летний   перид   является   одной   из   наиболее   эффективных   форм,   так   как способствует   освоению   социализации   и   реализации   школьников   за   счет включения их в конкретно значимую природоохранную деятельность. Только непосредственное   включение   учащихся   в   природоохранную   и просветительскую   деятельность   необходимо   для   формирования   личности, способной   жить   в   гармонии   с   природой.  В   современном   мире   проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. Чем больше людей   будут   рассматривать   природу   как   объект   своей   заботы,   тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране. Все мы ­ дети Природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно   учиться   любить,   оберегать,   разумно   пользоваться,   быть действительно созидающей, а не губительной частью мира; умело отдохнуть с пользой на здоровье. Воспитание   экологической   культуры   –   долгий,   непрерывный   путь формирования правильных способов взаимодействия с природой.           Экологическая   культура   ­   неотъемлемая   часть   общечеловеческой культуры.   Одним   из   условий   формирования   экологической   культуры подрастающего поколения является создание единой системы теоретических и практических видов деятельности школьников: учебной, исследовательской, игровой,   пропагандистской,   общественно­полезной   по   изучению   и   охране природы.   Самой   удачной   формой   реализации   экологического   воспитания является   работа   экологического   центра   дневного   пребывания,   который позволяет осуществлять переход от учебной деятельности к начальному этапу детской исследовательской работы. Работа ЦДП при школе наиболее полно способствует   так   же   расширению   и   углублению   знаний   о   природе; вырабатывает умения оценивать состояние окружающей среды, формирует и развивает умения реальной природоохранной деятельности. Центр дневного пребывания экологического направления “Зелёная планета” как раз и поможет неторопливо и бережно ввести ребенка в мир природы, 8 дать   ему   необходимые   знания   о   ней,   пробудить   интерес   к   её   явлениям, изменениям,   многообразию.   Непосредственное   включение   учащихся   в природоохранную   и   просветительскую   деятельность   необходимо   для формирования личности, способной жить в гармонии с природой. Программа   “Зелёная   планета”   предусматривает:   нестандартную организацию смены, максимальное включение ролевых игр.   Однако,   истина   гласит,   что   только   здоровый   человек   с   хорошим самочувствием,   психологической   устойчивостью,   высокой   нравственностью способен   активно   жить,   успешно   преодолевая   различные   трудности   и достигая   успехов   в   любой   деятельности.   Поэтому   родителей,   педагогов волнуют вопросы воспитания здорового физически крепкого ребёнка. Понятие   «здоровый   образ   жизни»   необходимо   закладывать   ещё   в детстве.   По   опросам   детей,   родители   многих   из   них   ищут   спасение   в медикаментах, недооценивая силу воздействия на организм и эффективность таких факторов, как двигательная активность, закаливание, основы массажа и др. Учитывая   всё   вышесказанное,   педагогический   коллектив   центра дневного пребывания ставит перед собой следующие цель и задачи. Цель:  создать   необходимые   психолого   –   педагогические   условия   для обеспечения   активного,   интеллектуального   и   эмоционально   насыщенного летнего  отдыха  и  всестороннего   развития   личности   ребёнка  на   основе   его включения   в   жизнедеятельность   ЦДП   путём   успешной   организации экологического   взаимодействия   школьников   с   природой   как основополагающего   регулятора   формирования   экологической   культуры личности. Задачи:  Создать   целостный   подход   к   экологическому   воспитанию   культуры личности   в   условиях   коллективной   (творческой)   деятельности, построенной на основе «зоны доверия» детей и взрослых.  Формировать   у   детей   представление   о   социальной   значимости разумного отношения человека к природе, ее изучения, рационального использования и сохранения по принципам природной гармонии.  Формировать   положительное   отношение   к   общечеловеческим ценностям, определяющим единство человека и природы и накопленным экологическим знаниям.  Развитие творческих способностей воспитанников. Включение детей в различные виды деятельности с учетом их возможностей и интересов.  организация активного отдыха и оздоровления детей; Основное содержание программы 9 Любая деятельность   ЦДП должна быть посильной и конкретной для личности   каждого   ребёнка.   Она   должна   быть   привлекательной, соответствовать   интересам   личности,   иметь   чётко   выраженный   результат, содержать эффект новизны, способствовать творчеству и самостоятельности, допускать возможность вариативности в выборе способов достижений целей, удовлетворять потребности личности в самоутверждении. № п\п 1 Краткое содержание Название блока Организация   Здоровым   быть модно 2 Природа и мы       оздоровления   учебные   экскурсии,     Организуемая   спортивно   детей посредством   занятий   спортом,   закаливания,   организации развития   навыков   гигиены, полноценного рационального питания, приобщения   их   к   здоровому   образу   жизни; посещения   бассейна;   вовлечение   детей   в спортивно­оздоровительную активную деятельность. ­ оздоровительная  деятельность  – это  совместная деятельность ребенка и педагога, направленная, с одной   стороны,   на   оздоровление   ребенка,   а   с другой – на изменение ценностного отношения к собственному здоровью и усвоение способов его сохранения.  Образовательная   часть   включает   теоретические занятия,   проведение исследовательской работы.            Теоретическая   часть   программы   ЦДП способствует   не   только   систематизации   и обобщению знаний по экологии, но и формирует у учащихся   обязательный   минимум   знаний, необходимых   для   понимания   основных закономерностей   функционирования   биосферы, места и роли в ней человека.     Практическая   часть   предусматривает проведение различных экскурсий, путешествия по заповедным   местам, защиту   рефератов, разработку   экологических   проектов,   конкурсы плакатов, рисунков, рассказов, стихов о природе. Особое   внимание   уделяется   выработке практических умений и навыков, направленных на сохранение   и   умножение   природных   богатств: участие в благоустройстве и озеленение школы.        Программа работы способствует воспитанию 10 3 Необычное обычном   в 4   Социально психологическое сопровождение – любви к малой Родине и ее богатствам, выработке у   детей   и   подростков   экологического мировоззрения в целом. Мероприятия подобраны с учётом тематики ЦДП и возрастных особенностей детей.       Творческая деятельность – это особая сфера человеческой   активности, в которой личность не преследует   никаких   других   целей,   кроме получения удовольствия от проявления духовных и   физических   сил.   Основным   назначением творческой   деятельности   в   лагере   является развитие креативности детей и подростков. Работа строится по следующей схеме:     обоснование   программы     Определение Подготовительный этап  (от 14 до 21 дня до начала   лагерной   смены).   Цель:   Обеспечение квалифицированным   персоналом   воспитателей, разработка психологической поддержки   всех   членов   лагерной   дружины, психологическое общих мероприятий. Этап   формирования   отрядов  (с   первого   по третий   день   от   начала   смены).   Цель: Распределение   детей   по   отрядам,   определение лидеров, организация интенсивного знакомства. Этап   адаптации  (с   третьего   по   шестой   день пребывания).Цель: детей, нуждающихся   в   психологической   коррекции. Выявление   личностных   особенностей   детей. Разработка индивидуальных воздействий. Этап   индивидуализации  (с   шестого   по   12­й день   пребывания   в   лагере).   Цель:   Контроль   и коррекция психологического климата в отрядах. Индивидуальная   работа   с   выявленным контингентом. Формирование психотерапевтических групп. Этап   интеграции  (с   12­й   по   18­й   день пребывания   в   лагере).   Цель:   Направление коллективной   деятельности   отрядов   и   работы психотерапевтических     Коррекция отрицательных состояний,   вызванных длительным отсутствием дома. групп. психических   программ         11 Этап подготовки к расставанию  (с 18­го   по 24­й   день   от   начала   смены).   Цель:   Повышение дисциплинированности,   анализ   происшедших перемен,   разработка   программы   дальнейшей деятельности персонала и самовоспитания ребят. Так   же,   с   целью   антинаркотической пропаганды   и   первичной   профилактикой наркомании, с целью профилактики асоциального поведения   среди   детей   и   подростков,   в   рамках программы,   воспитателями   ЦДП   будет осуществляться   комплекс   мероприятий   по профилактике   употребления   психоактивных веществ.   При   этом   все   мероприятия   будут проводиться в увлекательных и интересных для детей   и   подростков   формах   и   с   учётом   их возрастных особенностей. 5. Дополнительное образование       с сформировать Большинство   мероприятий   имеют   игровой характер,   однако   позволяют   повысить   уровень социально­психологической   компетенции   детей подростков, снизить вероятность их вовлечения в   психоактивными экспериментирование веществами, позитивное отношение   к   сотрудникам   правоохранительных органов. Организация   досуга   детей   в   ЦДП   требует наличия студий по интересам. Для детей занятия в   студиях   являются   хорошей   возможностью попробовать   свои   силы   в   различных   сферах деятельности.  Дополнительное представлено следующими направлениями: Общеинтеллектуальное    образование   в   ЦДП  объединение «Зелёная планета» Общекультурное   студия «Домисолька»;  клуб «Мастерица» Спортивно ­ оздоровительное:   студия «Азбука здоровья» Социальное   Курс «Тропинка к своему Я»;  Отряд ЮИД Духовно – нравственное  12 6 Самоуправление  курс «Чтобы знали и помнили»;  клуб «Доброе сердце» Студии   по   интересам   дети   выбирают самостоятельно исходя из своих предпочтений.  Реализация   программы   предусматривает активное   участие   в   планировании   и   проведение смены органов самоуправления  Совет смены  — детский, исполнительный орган самоуправления,   состоящий   из   представителей детского   коллектива.   Собирается   1   раз   в   день, подводит   итоги   дня,   осуществляется   обмен информацией,   занимается   подготовкой   общих КТД,   контролирует   работу   отрядов   в   течение дня. В Совет смены входят: Совет   лидеров  ­   в   состав   совета   входят выбранные   в   каждом   отряде   командиры.   Они полноправно   участвуют   в   планировании   всех мероприятий,   проходящих   на   территории   ЦДП, вносят   свои   предложения,   рекомендации.   Через них   осуществляется   взаимосвязь   с   остальными детьми.   Отряды   делегируют   им   часть   своих полномочий, в частности, принимать решения от имени   всех   ребят.   Руководить   деятельностью один из воспитателей. Совет   редакторов  –   создается   с   целью освещения жизни в ЦДП ­ собирает информацию о   жизнедеятельности   отрядов,   выпускает брошюры,   листовки,   разрабатывает   оформление мероприятий. Руководит работой воспитатель. Совет «Здоровье» ­ создается с целью включения детей в деятельность по поддержанию чистоты и порядка   на   территории   ЦДП.   Так   же   Совет осуществляет   контроль   за   соблюдением   среди детей   санитарных   норм.   Руководит   Советом медицинский работник лагеря. Совет   спорта  ­   организует   утреннюю   зарядку, спортивные   соревнования   и   мероприятия, осуществляет   профилактическую   работу   в   по здоровьесбережению. Руководит советом один из воспитателей.   Совет   творчества  –   организует   творческие КТД, выступает в роли жюри на общелагерных и 13 внутриотрядных   мероприятиях. деятельностью совета один из воспитателей.   Руководить Основная идея реализации программы Центром   воспитательной   работы   ЦДП   является   ребенок   и   его стремление к реализации. Пребывание в ЦДП для каждого ребенка – время получения   новых   знаний,   приобретения   навыков   и   жизненного   опыта.   Это возможно   благодаря   продуманной   организованной   системе   планирования смены.        Основной формой работы в ЦДП является игра. Сюжетно­ролевая игра «Зелёная   планета»   разработана   с     учетом   возрастных   особенностей участников   смены.  Игра   позволяет   ребенку   попробовать   себя   в   различных социальных   ролях,   помогает   ему   самоутвердиться.   Она   способствует развитию   у   ребенка   нравственных   оценок,   познавательной   и   окружающей среды,   проектированию   собственной   деятельности,   социальной   адаптации, активизации творческой деятельности. Но самой важной причиной обращения к сюжетно­ролевой игре является то, что именно игра – тот естественный механизм развития, который позволяет действовать в воображаемой ситуации через   “уста   героя”   пробовать   различные   модели   поведения.   Те   модели поведения, которые невозможно проработать в реальной жизни, оказывается возможным проработать в игре. Ребенок как бы прячется за маской игрового персонажа и от его имени ведет себя так, как предписывает роль, но опыт нового поведения является теперь именно его достоянием. Таким образом, множество   проблем   в   личностном   развитии   и,   прежде   всего   реальном поведении могут быть скорректированы благодаря сюжетно­ролевой игре.    Описание сюжетно – ролевой игры «Зелёная планета»      Девиз смены: «Познать, спасти и сохранить!».            Сюжетно­ролевая игра «Зелёная планета»  реализуется в течение одной смены   (продолжительность   ­   21   день).  Все   участники   смены,   становятся жителями   Зелёной   планеты   и   отправляются   в   путешествие   полное, приключений, испытаний и побед.                    Каждый   отряд   сам   выбирает   транспорт,   на   котором   он   будет путешествовать.   Также   отряд   самостоятельно   рисует   карту   путешествий, представляющую   собой   информацию   об   отряде   и   план   путешествия. Путешествие проходит по маршруту: Сроки 1­я неделя Направления «Кто не любит природы, тот не любит и человека, ­ тот плохой гражданин» Формы проведения Беседы о памятниках природы города и Башкортостана. Беседы о  речках города и  республики, их обитателях, значении  14 водоёмов в экосистеме. Игра­викторина.  Экскурсия в парк, к речке. К озеру.  Изучение лекарственных растений  нашего края и окрестностей. Занятия на природе. Ознакомление с правилами поведения в лесопарках, у водоёмов. Беседа­  урок о лекарственных травах. Выставка книг природоведческого  содержания. фотовыставка Изучение экологического состояния  улиц населённого пункта.  Анкетирование. Круглый стол. Участие в городском экологическом  марафоне. Экологические туристические  походы. Наблюдения в природе.  Памятки по экологическому  воспитанию. Выпуск плакатов по экологии. Беседа об охране окружающей среды. Выпуск   газеты,   бюллетеней.   Акции. Экологическая   почта.   Экскурсии. Сочинение   экологических   сказок. Выпуск стенгазет, коллажей. 2­я неделя «Экология   природы   – экология души» 3­я неделя «Храните чудо из чудес –   леса,   озёра,   синь небес!» Путешествующие отряды ведут «Бортовой журнал», в котором отражается каждый день путешествия. В самом начале игры стартует конкурс на самую содержательную карту путешествий и Конкурс бортовых журналов. Когда   отмечаются   достижения     детей,  они   получают «капитошки» – маленькие весёлые капли дождя разного цвета. В конце каждого дня ребята отмечают свое настроение на лучике солнца. Красный цвет – классный день!  Оранжевый       – очень хороший день!  Зеленый   –   день как день.  Синий  – скучный   день.   А   наиболее   отличившиеся   –   получают   лагерную  валюту­ «рады». Задача смены: накопить как можно больше «капитошек» красного и оранжевого цвета и собрать все солнечные лучи. На гала­концерте в конце смены солнце сияет всеми лучами, капитошки, собранные детьми, в его лучах образуют радугу.  А на заработанные «рады» для детей проводится аукцион подарков.  15 Список работ и стоимость в «радах». Источник дохода   за участие в мероприятиях внутри ЦДП и  общегородских мероприятиях за содержание в чистоте и порядке игровых  комнат за инициативное дело за высокий культурный уровень: поведения  в ЦДП Дежурство по ЦДП Победа в фестивале, конкурсе, викторине Количество заработанных «рад» 3 рады 5 рад 5 рад 10 рад 5 рад 10 рад 10 рад Источник дохода Количество штрафных за   плохое   поведение   в   столовой,   в общественных местах; за плохое дежурство отряда; за беспорядок в игровых комнатах; за нарушение законов ЦДП; за употребление грубых слов. Выход за пределы школы без разрешения Опоздание на зарядку, мероприятие «рад» 5 рад 5 рад 5 рад 10 рад 30 рад 30 рад 5 рад Варианты нематериальных стимулов  поднятие флага РФ и РБ на линейке;   благодарственное письмо родителям;  исполнение песен по заказу победителя, отличившегося в той или иной  деятельности;  устная благодарность;   занесение имени отличившегося в Книгу Почета ЦДП. Таблица званий и наград Участие Звание Награда Интеллектуальные  соревнования Умник, умница, мастер,  знаток, самый мудрый Диплом, грамота,  сертификат, медаль Спортивные соревнования Чемпион, сильнейший, призер Медаль, лента  Народные игры Победитель чемпиона,  спортивная грамота Трехцветная лента  16 на пояс или голову Походы Испытатель, исследователь Лавровый венок Проведение  самостоятельных занятий,  участие в самоуправлении Самый активный, лидер,  самый справедливый, самый  предприимчивый и т.д. Памятный адрес,  диплом,  сертификат Подготовка и участие в обще лагерных делах Открыватель, добро дел,  лауреат, активный участник,  мастер “Золотые руки” Памятный адрес,  диплом, грамота. Законы смены Закон территории. Без разрешения не покидай центр. Будь хозяином своего центра и помни, что рядом соседи: не надо мешать друг другу. Закон зелени. Ни одной сломанной ветки. Сохраним наш центр зеленым! Закон правой руки. Если вожатый поднимает правую руку – все замолкают. Закон   ноль­ноль.  Время   дорого   у   нас:   берегите   каждый   час.   Чтобы   не опаздывать, изволь выполнять   закон 00. Закон мотора. Долой скуку! Закон выносливости. Будь вынослив. Закон дружбы. Один за всех и все за одного! За друзей стой горой! Закон творчества. Творить всегда, творить везде, творить на радость людям!  Закон доброго отношения друг к другу. По этому закону устанавливаются дружеские,   уважительные   отношения   сверстников,   старших   и   младших. Коллектив осуждает грубость, оскорбления и защищает каждого члена ЦДП.  Закон   песни.  Предполагает   уважительное   отношение   к   песне:   знаешь   — поешь, не знаешь — слушаешь. И никогда не мешаешь песне разговорами, озорством.  No smoking! Заповеди:  Даже если трудно, доведи дело до конца.  Один за всех и все за одного.  Порядок, прежде всего.  Каждое дело вместе.  Все делай творчески, а иначе зачем? Распорядок дня 08.45 ­ приход воспитателей, индивидуальный прием детей 09.00 ­ начало работы центра 09.00 ­ 09.15 ­  зарядка  09.15 ­  09.45 ­ линейка, инструктаж по ПДД, ПТБ, ППБ 09.45 ­  10.30 ­  завтрак 17 10.30 ­ 12.30 ­ организация и проведение коллективных творческих дел,  медицинские процедуры, посещение бассейна, прогулки 12.30 ­ 13.30 – оздоровительные процедуры 13.30 ­ 14.15 ­  свободная деятельность по интересам 14. 15 ­ 15.00 ­ обед 15.00 ­ уход детей домой 15.00 ­15.30 – совещание  педагогов, анализ дня Механизм реализации программы Подготовительный этап включает:  Разработка программы, составление плана работы;  Подбор кадров;  Проведение рекламно­информационной кампании;  Создание материальной и методической базы программы;  Определение «болевых» вопросов в подростковой среде и поиск путей их решения;  Совещание       при       директоре       по       вопросам       организации каникулярного времени.  Заключение договоров;  Формирование нормативно­правовой базы;  Разработка мониторинга и инструментария к нему. Организационный этап включает:  Составление списка детей, желающих отдыхать в ЦДП;  Формирование отрядов;  Проведение инструктажа по ТБ;  Проведение выборов в органы детского самоуправления;  Распределение поручений;  Принятие законов жизни в ЦДП;  Выборы актива смены  «Мой город – вчера, сегодня, завтра»;  Сплочение   ребят вокруг лидеров (взрослых и детей);   Организация игр, тематических и познавательных программ;  Взаимодействие с окружением;  Подготовка   сюжетов   для   освещения   работы   в   газетах,   радио, электронных презентаций. Основной этап включает реализацию основных положений программы. Родители, дети, педагоги, общественные организации – организаторы  программы:  Познают, отдыхают, развиваются.  Делают открытия в себе, в окружающем мире.  Помогают в проведении воспитательных мероприятий. 18  Учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевая трудные  жизненные ситуации.  Развивают способность доверять себе и другим.  Укрепляют своё здоровье. Заключительный этап.  Подведение итогов деятельности;  Награждение   лучших   на   торжественной   линейке,   посвященной закрытию смены;  Составление анализа работ смены с мониторинговыми исследованиями;  Рефлексия, выработка перспектив развития программы. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Оздоровление и развитие детей в значительной степени зависит от знаний, умений   и   подготовленности   к   работе   тех   взрослых,   которые   организуют жизнедеятельность ЦДП. В реализации программы участвуют опытные педагоги образовательного учреждения: педагог – психолог, педагог – организатор и другие специалисты, прошедшие обучение по организации работы с детьми в летний период. СВЕДЕНИЯ ОБ УЧАСТНИКАХ Участники   программы   ­   учащиеся   школы   и   близлежащих   школ   в возрасте 7­14 лет, ребята   из неблагополучных, а так же малообеспеченных многодетных семей, дети «группы риска».  В   ЦДП   организуются   отряды   с   учётом   возрастных   особенностей   и интересов   детей,  строго   соблюдаются   требования   санитарно­гигиенических норм и правил, правил техники безопасности. СРОКИ И УСЛОВИЯ ПРЕБЫВАНИЯ Программа   рассчитана   на   21   день   смены,   то   есть   является краткосрочной и реализуется в течение одной смены. Финансирование   осуществляется   из   родительских   средств,   фонда социального страхования, бюджетного финансирования. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:  Сведение   до   минимума   возможности   совершения   детьми правонарушений в летний период.    Повышение уровня социально­психологической компетенции детей и подростков .  Повышение   уровня культуры. ­   Укрепление   и   оздоровление   детского   организма:   формирование полезных   привычек   (утренняя   зарядка,   соблюдение   правил   личной 19 экологической гигиены),   развитие   физических   качеств   (силы,   ловкости,   быстроты, выносливости).    Эмоциональная разгрузка, снятие напряжения после учебного года.  Развитие творческой и исследовательской  активности каждого ребенка, творческий рост детей.   Приобретение детьми опыта общения со сверстниками в новых для них условиях.  Развитие лидерских качеств.  Методическое обеспечение программы  Наличие программы ЦДП, планов работы отрядов, плана­сетки.  Должностные инструкции всех участников процесса.  Проведение  установочного семинара  для  всех  работающих в течение каеееесмены.  Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.  Проведение ежедневных планёрок.  Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов. Материально­техническое обеспечение  Наличие ТСО:  ­видеоаппаратура  ­аудиоаппаратура,  ­канцелярские товары. Список литературы Концепция духовно­нравственного воспитания детей  Санитарно­гигиенические     правила и  нормы  (2.4.4.1204­03),  утвержденные Главным санитарным врачом РФ. Материалы курсовой подготовки ВИПКРО Афанасьев   С.   и   Коморин   С.   «Сто   отрядных   дел»   ­   Кострома,   2002   г. «Позывные лета. Калейдоскоп летнего отдыха детей» ­ М, «Илекса», Афанасьев   С.П.,   Коморин   С.В.,   Тимонин   А.   И.   Что   делать   с   детьми   в загородном лагере. Учебно­методическое пособие. Кострома: Педагогическое общество России, 2001. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. Кипарис. Коллективно­творческие дела, игры,   праздники,   аттракционы,   развлечения,   индивидуальная   работа.   М.: Педагогическое общество России, 2001. 20 Григоренко   Ю.Н.,   Кострецова   У.Ю.   Кипарис­2.Учебное   пособие   по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. М.: Педагогическое общество России, 2002. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. ­М., 1990. Кочубей   Б.   И.,   Новикова   Е.В.   Эмоциональная   устойчивость   школьника   // Педагогика и психология: Новое в жизни, науке, технике. № 3. ­ М.: Знание, 1988.­80с. Лаврентьев  В.В. «Советы организатору и вожатому  по  подготовке  летнего лагеря», 2002 г. Ложникова   Н.А.   Имитационные   педагогические   игры:   Методические рекомендации. ­ Омск, 1990. Толченое   О.А.Сценарии   игровых   и   театрализованных   представлений   для детей разного возраста: Нескучалия. М.: Владос,2001. Торгашов В.Н. В эфире новости: Праздники. Конкурсы. Забавы. Викторины. Путешествия.   Советы.   Игры.   М.:   Педагогическое   общество   России,2001. 11.Черный Г.П. Пионерский праздник. ­ М.: Мол. гвардия, 1980. ­95с.: ил. Шмаков С.А. Игры­шутки, игры­минутки. ­ М., 1993. ­111с. Шмаков С.А. Каникулы: Прикладная энциклопедия: учителю, воспитателю, вожатому. ­ М., 1994. ­ 160 с.  Макартычева   Г.И.   Тренинг   для   подростков:   профилактика   асоциального поведения, СПб.: Речь, 2006 Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники. 8 – 11 классы, М., ВАКО ­ 2006  21

Рабочая программа "Зелёна планета" ЛДП

Рабочая программа "Зелёна планета" ЛДП

Рабочая программа "Зелёна планета" ЛДП

Рабочая программа "Зелёна планета" ЛДП

Рабочая программа "Зелёна планета" ЛДП

Рабочая программа "Зелёна планета" ЛДП

Рабочая программа "Зелёна планета" ЛДП

Рабочая программа "Зелёна планета" ЛДП

Рабочая программа "Зелёна планета" ЛДП

Рабочая программа "Зелёна планета" ЛДП

Рабочая программа "Зелёна планета" ЛДП

Рабочая программа "Зелёна планета" ЛДП

Рабочая программа "Зелёна планета" ЛДП

Рабочая программа "Зелёна планета" ЛДП

Рабочая программа "Зелёна планета" ЛДП

Рабочая программа "Зелёна планета" ЛДП

Рабочая программа "Зелёна планета" ЛДП

Рабочая программа "Зелёна планета" ЛДП

Рабочая программа "Зелёна планета" ЛДП

Рабочая программа "Зелёна планета" ЛДП

Рабочая программа "Зелёна планета" ЛДП

Рабочая программа "Зелёна планета" ЛДП

Рабочая программа "Зелёна планета" ЛДП

Рабочая программа "Зелёна планета" ЛДП

Рабочая программа "Зелёна планета" ЛДП

Рабочая программа "Зелёна планета" ЛДП

Рабочая программа "Зелёна планета" ЛДП

Рабочая программа "Зелёна планета" ЛДП

Рабочая программа "Зелёна планета" ЛДП

Рабочая программа "Зелёна планета" ЛДП

Рабочая программа "Зелёна планета" ЛДП

Рабочая программа "Зелёна планета" ЛДП

Рабочая программа "Зелёна планета" ЛДП

Рабочая программа "Зелёна планета" ЛДП

Рабочая программа "Зелёна планета" ЛДП

Рабочая программа "Зелёна планета" ЛДП

Рабочая программа "Зелёна планета" ЛДП

Рабочая программа "Зелёна планета" ЛДП

Рабочая программа "Зелёна планета" ЛДП

Рабочая программа "Зелёна планета" ЛДП

Рабочая программа "Зелёна планета" ЛДП

Рабочая программа "Зелёна планета" ЛДП
Скачать файл