Управление образования Администрации городского округа Спасск-Дальний
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования «Содружество»
городского округа Спасск-Дальний
Рассмотрена на заседании педагогического совета МБОУ СОШ № 3 Протокол от 26.05.2024 г. № 7 |
|
УТВЕРЖДЕНО МБОУ СОШ № 3 от 26.05.2024 г. № 76 |
КРАЙ РОДНОЙ, ПОЗНАКОМИМСЯ С ТОБОЙ
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности
Возраст обучающихся: 7-17 лет
Срок реализации: 3 недели
|
Воеводина Светлана Николаевна
|
Спасск-Дальний
2024
РАЗДЕЛ № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Краеведение – это многогранная научно-исследовательская деятельность, воспитывающая у детей заинтересованность к истории своих предков, заставляет задуматься о прошлом и настоящем через поиск, исследования, изучение традиций и обычаев родного края, познание своих корней, неразрывной связи с предшествующими поколениями, т. е. формирует те ценности, которые необходимы именно сегодня: патриотизм, духовность, национальное самосознание.
Личные впечатления, которые появляются у учащихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического. Так человек становится Человеком, а Родина становится Отечеством.
Данная программа является актуальной, так как в наши дни необходимо воспитывать сознательного гражданина своей страны, обладающего чувством долга и ответственности перед своим Отечеством, социально адаптированного, а не стороннего наблюдателя.
Одним из важнейших направлений воспитания является краеведение. Оно приобщает ребят к культурному наследию страны и малой родины. Краеведческая работа позволяет научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину. Ведь краеведение обращает к своему прошлому, чтобы школьники, зная свои корни, могли создать достойное будущее и комфортно чувствовать себя в окружающих реалиях.
Направленность программы – туристско-краеведческая.
Язык реализации программы: государственный язык РФ – русский.
Уровень освоения – стартовый.
Адресат программы – воспитанники лагерей с дневным пребыванием детей МБОУ СОШ № 3, 7-17 лет.
Особенности организации образовательного процесса
Программа состоит из трёх модулей. Каждый модуль разработан для определённой возрастной группы:
- модуль № 1 «Край родной в рисунках» для учащихся 1-4 классов,
- модуль № 2 «Край родной в презентациях» для учащихся 5-7 классов,
- модуль № 3 «Край родной в проектах» для учащихся 8-10 классов.
Каждый модуль рассчитан на 36 часов.
Объем программы – 108 часов, срок реализации программы – 1-3 смены.
Для выполнения практических заданий группа делится на несколько подгрупп (не менее 4-х) для более эффективной организации образовательного процесса и подведения результатов.
Подведением итогов в каждом модуле является участие в конкурсах по ознакомлению с местами воинской славы соседнего муниципального образования «Край родной, познакомимся с тобой» (Приложение 1).
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: формирование у воспитанников летних лагерей 1-10 классов целостного представления об истории Спасска-Дальнего посредством краеведения.
Задачи:
Воспитательные:
1. Воспитывать чувство гордости за славное прошлое своих земляков.
2. Воспитывать уважительное отношение к своим историческим корням, культуре, традициям.
3. Воспитывать уважительное отношение к ветеранам.
Развивающие:
1. Развивать у обучающихся навыки совместной поисковой, исследовательской деятельности в процессе изучения истории и культуры края, города, населённого пункта.
2. Развивать у обучающихся навыки презентационной работы.
Обучающие:
1. Формировать знания об истории, культуре, своего края в общенациональном, общегосударственном контексте.
2. Знакомить с историей населённого пункта, в котором они проживают.
3. Обучать оформлению результатов исследования в виде рисунка, презентации, краеведческого проекта.
1.3. Содержание программы
Учебный план
№ |
Наименование модуля |
Количество часов |
Формы контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1 |
Край родной в рисунках |
30 |
7 |
23 |
Конкурс рисунков |
2 |
Край родной в презентациях |
30 |
16 |
14 |
Защита презентаций |
3 |
Край родной в проектах |
30 |
7 |
23 |
Конкурс краеведческих проектов |
|
Итого: |
90 |
30 |
60 |
|
1.4. Предполагаемые результаты
Личностные результаты
У обучающихся будут сформированы:
- бережное отношение к традициям, культуре и истории своего народа,
- познавательный интерес к малой родине;
- сформировано уважительное отношение к людям, внёсшим определенный вклад в историю села, города, края, страны
Метапредметные результаты
Обучающиеся будут уметь:
- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий);
- проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование;
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого исследования.
Предметные результаты
По результатам участия в программе обучающиеся
будут знать:
- историю Спасска-Дальнего и Приморского края, роль своего населенного пункта в военной истории страны;
- основные памятники истории своего населённого пункта, памятные места;
- места воинской славы своего населённого пункта и соседнего муниципалитета;
- вклад детей в победу в военной истории страны.
Будут уметь:
- находить информацию в библиотеке, музее;
- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения о людях своего края, их прошлом.
- составлять план-схему, карту города, создавать слайд-проекты;
- создавать презентации, краеведческие проекты, защищать творческие проекты;
- презентовать краеведческий материал при помощи программы Microsoft Power Point.
Будут владеть:
- информацией об исторических ценностях своего края;
- начальными навыками исследовательской деятельности;
- презентационными навыками.
РАЗДЕЛ № 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Учебный кабинет для работы с обучающимися, оснащённый компьютером или ноутбуком с программным обеспечением для создания текстовых документов, презентаций, точкой доступа в интернет; мультимедиа оборудованием (видеопроектор, экран или интерактивная панель).
Дидактические материалы:
- видео-лекции и обучающие видеофильмы по основам краеведения;
- презентационные материалы к занятиям;
- подборка печатных изданий.
Материалы:
- бумага для работы на принтере;
- канцелярские принадлежности.
2.2. Формы аттестации и оценочные материалы
При реализации программы используются текущий контроль и промежуточная аттестация. Текущий контроль осуществляется во время каждого занятия.
Способы проверки ожидаемых результатов:
Опрос – это форма контроля, когда педагог выясняет готовность обучающихся к изучению нового материала. Опрос может проводиться фронтально, в формате интервью, в формате беседы.
Защита презентаций – это короткое структурированное изложение основных принципов итоговой работы по определенной теме.
Выставка – это форма контроля, осуществляемая с целью определения уровня мастерства, культуры, техники исполнения творческих продуктов, а также с целью выявления и развития творческих способностей обучающихся. Может быть персональной или коллективной. По итогам выставки лучшим участникам может выдаваться диплом или грамота. Выставка является инструментом поощрения обучающегося.
Наблюдение – форма контроля, при которой педагог составляет суждение об отношении обучающегося к занятиям, доступности и посильности для него материала занятий.
Конкурс – итоговое заключительное мероприятие, на котором обучающиеся демонстрируют результаты учебной деятельности каждого отдельного модуля.
Викторина – вид игры, соревнование в ответах на устные или письменные вопросы из различных областей знания.
Реферат – краткий доклад или презентация по определённой теме, где собрана информация из одного или нескольких источников.
2.3. Методические материалы
Военные музеи и историко-мемориальные комплексы
1. Музей-панорама «Бородинская битва». [Электронный ресурс] // URL: https://мультимедиа.минобороны.рф/encyclopedia/museums/borodino.htm.
2. Музей-панорама «Сталинградская битва». [Электронный ресурс] // URL: https://stalingrad-battle.ru/.
3. Виртуальный Мамаев курган. [Электронный ресурс] // URL: http://www.volgogradru.com/mamayev-kurgan/ .
4. Тур по залам Центрального музея Великой Отечественной войны. [Электронный ресурс] // URL: https://victorymuseum.ru/newvtour/GLAV.html.
5. Виртуальный тур по Центральному музею Военно-воздушных сил России. [Электронный ресурс] // URL: https://мультимедиа.минобороны.рф/encyclopedia/museums/vvs.htm.
6. Экспозиции Военно-исторического музея Тихоокеанского флота. [Электронный ресурс] // URL: https://www.museumtof.ru/index.php/expo/zal1.
7. Экскурсия по флагману Тихоокеанского флота ракетному крейсеру «Варяг». [Электронный ресурс] // URL: https://мультимедиа.минобороны.рф/encyclopedia/museums/varyag.htm.
8. Музеи техники Виртуальный музей паровозов. [Электронный ресурс] // URL: https://www.rzd.ru/steams/index.html.
9. Министерство обороны Российской Федерации (Тур по космодрому «Плесецк». Подготовка и пуск ракеты-носителя «Союз-2»). [Электронный ресурс] // URL: https://мультимедиа.минобороны.рф/encyclopedia/museums/soyz2.htm.
Краеведческие музеи
1. Культурный гид по Приморскому краю. [Электронный ресурс] // URL https://www.culture.ru/touristRoutes/498/kulturnyi-gid-po-primorskomu-krayu.
2. Проект «Прогулки по музеям онлайн». [Электронный ресурс] // URL: https://spo.mosmetod.ru/museums-online.
3. Хабаровский краевой музей имени Н.И. Гродекова. [Электронный ресурс] // URL: https://hkm.ru/online_cat/onlajn-ekskursii/.
4. Камчатский краевой объединенный музей. [Электронный ресурс] // URL: http://pan-nn.ru/portfolio/vt/kamchatka/kam-kr.html/.
5. Орловский краеведческий музей. [Электронный ресурс] // URL: https://okmuseum.ru/
Томский областной краеведческий музей. [Электронный ресурс] // URL: https://tomskmuseum.ru/mus_online/central_museum/vvtur/
2.3. Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса |
1 смена |
2 смена |
3 смена |
Продолжительность учебного года, неделя |
3 недели |
3 недели |
3 недели |
Количество учебных дней |
15 |
15 |
15 |
Продолжительность учебных периодов |
01.06.2023-21.06.2023 |
22.06.2023-14.07.2023 |
17.07.2023-04.08.2023 |
Возраст детей, лет |
7-17 |
7-17 |
7-17 |
Продолжительность занятия, час |
2 |
2 |
2 |
Режим занятия |
2 часа в день |
2 часа в день |
2 часа в день |
учебная нагрузка, час |
Модуль - 30 |
Модуль - 30 |
Модуль - 30 |
2.4. Рабочие программы модулей
Рабочая программа модуля 1: «Край родной в рисунках»
Пояснительная записка
Краеведческая деятельность воспитывает у детей гражданственность и патриотизм. Пробуждение этих чувств происходит с раннего возраста, с уважения к близким, к семье, к своим товарищам, к своей малой родине.
Занятия по краеведению в школе способствуют решению целого ряда познавательных задач, развитию школьников, привлечению их к самостоятельной деятельности по изучению мест воинской славы. Занятия по ознакомлению с родным краем тесно связаны с заботливым отношением к памятникам прошлого, а именно к местам воинской славы. На занятиях проводится целенаправленная работа над осознанием каждым школьником своей личной связи с историей Родины.
Цель: изучение мест воинской славы Приморского края.
Задачи:
- побудить обучающихся к познанию истории своего края;
- приобщать учащихся к историческому наследию малой Родины через практическое участие в сборе и хранении документов, изучении исторических экспонатов;
- познакомить ребят с историей населённого пункта, в котором они проживают.
Учебный план
№ |
Наименование темы |
Количество часов |
Формы контроля / аттестации |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1 |
Что такое краеведение |
2 |
1 |
1 |
Опрос |
2 |
Моя школа |
4 |
1 |
3 |
Защита презентаций |
3 |
Мой город |
8 |
2 |
6 |
Выставка |
4 |
Музеи нашего города |
4 |
1 |
3 |
Наблюдение |
5 |
Путешествие в страну книг |
4 |
1 |
3 |
Наблюдение, конкурс |
6 |
Земля отцов – моя земля |
6 |
1 |
5 |
Защита проектов |
7 |
Путешествие к соседям |
10 |
2 |
8 |
Конкурс |
8 |
Без прошлого нет настоящего |
2 |
0 |
2 |
Викторина |
|
Итого: |
40 |
9 |
31 |
|
Содержание учебного плана
1. Тема: Что такое краеведение
Теория. Краеведение. Виды краеведения. Историческое краеведение. Современные технологии на службе ку краеведения. Презентация.
Практика. Создание простой презентации в программе Microsoft Word.
2. Тема: Моя школа
Теория. История школы. Открытие школы. Первый директор школы. Школа в годы Великой Отечественной войны. Выпускники, которыми гордится школа.
Практика. Подготовка и защита презентаций «Мои родители учились в этой школе».
3. Тема: Мой город
Теория. Понятие малой Родины. История возникновения нашего города. Первоначальные исторические сведения о названии нашего города, застройках, занятиях людей. Границы нашего города. Герб и флаг нашего города. Место нашего города на карте. Люди, прославившие наш город: старожилы, ветераны труда, передовики производства.
Практика. Встреча с интересными людьми. Познавательная прогулка по городу: «Названия улиц нашего города». Практическая работа – составление карты города с историческими объектами, выставка рисунков «Любимый уголок моего города»
4. Тема: Музеи нашего города
Теория. Что такое музей. Музей – «машина времени». Какие бывают музеи. Музейные профессии. Музей в моей школе.
Практика. Экскурсия в школьный музей. Знакомство с краеведческим музеем нашего города. Обзорная экскурсия.
5. Тема 6: Путешествие в страну книг
Теория. Библиотеки нашего города. Значение библиотеки для краеведения. Писатели и поэты нашего города.
Практика. Экскурсия в детскую библиотеку. Знакомство с её фондами, краеведческим отделом. Литературная гостиная. Практическая работа: чтение понравившихся стихов местных поэтов (конкурс стихов).
6. Тема: Земля отцов – моя земля
Теория. Мои земляки в годы войны. Мой край в годы войны с фашистами. Труженики тыла нашего края. Места воинской славы нашего города.
Практика. Практическая работа. Подготовка сообщений о героях-земляках. Экскурсия по местам воинской славы города.
7. Тема: Путешествие к соседям
Теория. История соседнего муниципалитета. Соседний муниципалитет в годы Великой отечественной войны. Места воинской славы соседнего муниципалитета. Герои – соседи.
Практика. Самостоятельная работа в библиотеке, в интернет по изучению мест воинской славы соседнего муниципалитета. Изготовление рисунка на тему места воинской славы соседнего муниципалитета. Участие в конкурсе рисунков «Край родной, познакомимся с тобой».
8. Тема: Без прошлого нет настоящего
Практика. Ролевая игра «Расскажи гостю о жителях нашего города, их занятиях». Викторина «Знаешь ли ты свой край?» Подведение итогов работы за год. Награждение самых активных.
Предполагаемые результаты
Обучающиеся будут знать:
- основные исторические местности и улицы города, и краткие исторические сведения о них;
- основные памятники истории города, памятные места;
- места воинской славы своего города и соседнего муниципалитета.
Обучающиеся будут уметь:
- составлять план-схему, карту города, создавать слайд-проекты;
- создавать презентации, защищать творческие проекты.
Обучающиеся будут владеть:
- информацией об исторических ценностях своего края.
Материально-техническое обеспечение
- мультимедийный проектор;
- компьютер;
- альбомы для рисования;
- карандаши, краски, кисточки.
Рабочая программа модуля 2: «Край родной в презентациях»
Пояснительная записка
Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. Малая родина ребёнка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места населенного пункта, его исторические и культурные центры, промышленные предприятия города, это и известные люди, гордость и слава нашего края.
Цель
модуля: формирование
начальных знаний у обучающихся
5-7 классов о военной истории России, своего населенного пункта посредством
краеведения.
Задачи модуля:
1. Прививать интерес к знаниям по истории Отечества, родного края.
2. Формировать начальные навыки исследовательской деятельности.
3. Обучать оформлять результаты исследования в виде презентации.
№ |
Название темы |
Всего |
Количество часов |
Формы аттестации/ контроля |
|
Теория |
Практика |
||||
1 |
Наша родина – Россия |
6 |
3 |
3 |
опрос |
2 |
Моя малая родина - Приморский край. Мой населенный пункт |
8 |
4 |
4 |
наблюдение |
3 |
Военная история моего населенного пункта. Или мой населенный пункт в годы Великой Отечественной войны |
8 |
5 |
3 |
опрос |
4 |
Подвиг героев-земляков. Дети – герои войны |
8 |
5 |
3 |
реферат |
5 |
Презентация в помощь краеведу |
6 |
3 |
3 |
презентация |
Итого |
36 |
20 |
16 |
|
Учебный план
Содержание учебного плана
1. Тема: Наша родина – Россия
Теория. История возникновения и становления русского государства. Физико-географическая характеристика, природные богатства, административно-территориальное деление, народы, проживающие на территории России. Природа и ее влияние на судьбы страны, другие особенности развития России.
Практика. Вариативное декоративно-прикладное творчество (рисунки, поделки). Рисование карты РФ по регионам с обозначениями главных достопримечательностей, отличительных особенностей регионов.
2. Тема: Моя малая родина - Приморский край. Мой населенный пункт
Теория. Приморский край в истории России. История возникновения и развития моего населенного пункта. Архитектурные памятники и первопоселенцы.
Практика. Краеведческая экскурсия в музей, экскурсия по главным улицам населенного пункта.
3. Тема: Военная история России, моего населенного пункта
Теория. История великих побед русской армии. Великие русские полководцы. Великая Отечественная война. Мой населенный пункт в годы Великой Отечественной войны.
Практика. Просмотр документальных фильмов, роликов, общение с интересными людьми (историками, библиотекарями, участниками Великой Отечественной войны), посещение тематических выставок, экскурсий.
4. Тема: Подвиг героев-земляков. Дети – герои
Теория. Земляки – герои, истории подвигов. Герои в моей семье. Участие детей в войнах Древней истории, обороны Севастополя, первой Мировой войны. Подвиги юных героев в Великой Отечественной Войне. Реферат как простейшая форма исследовательской деятельности.
Практика. Посещение памятников, посвященных героям войны в моём населенном пункте. Написание и представление реферата по теме.
5. Тема: Презентация в помощь краеведу
Теория. Программа для создания презентаций Microsoft Power Point. Создание и дизайн слайдов. Фон. Текст. Изображения. Таблицы. Анимация и переходы. Использование презентаций в исследовательской деятельности.
Практика. Создание презентации по выбранной теме краеведческой направленности.
Планируемые результаты:
Будет знать:
- историю Приморского края, своего населенного пункта;
- роль своего населенного пункта в военной истории страны;
- вклад детей в победу в военной истории страны.
Уметь:
- презентовать краеведческий материал при помощи программы Microsoft Power Point.
Владеть:
- начальными навыками исследовательской деятельности;
Материально-техническое обеспечение модуля
Для реализации модуля необходимы:
- персональный компьютер или ноутбук с программным обеспечением для создания текстовых документов, презентаций, точкой доступа в Интернет;
- мультимедиа оборудованием (видеопроектор, экран или интерактивная панель).
Рабочая программа модуля № 3 «Край родной в проектах»
Пояснительная записка
Изучение родного края происходит путем открытий и сориентировано на активное участие детей в процессе приобретения знаний. Использование краеведческого материала значительно активизирует деятельность обучающихся, создает условия для работ исследовательского характера.
Цель: формирование интереса обучающихся к истории своей страны через проектную деятельность.
Задачи:
1. Формировать понимание необходимости сохранения природного наследия, истории и культуры родного края.
2. Развивать исследовательские способности обучающихся в процессе изучения истории и культуры края, города, населенного пункта.
3. Развивать у обучающихся социальную активность, навыки делового общения и коллективной деятельности.
Учебный план
№ |
Наименование темы |
Количество часов |
Формы контроля / аттестации |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1 |
Краеведение как наука |
2 |
1 |
1 |
Опрос |
2 |
Мой край |
8 |
2 |
6 |
Наблюдение |
3 |
Мой город |
8 |
2 |
6 |
Презентация продукта |
4 |
Музеи моего города |
4 |
1 |
3 |
Наблюдение |
5 |
Краеведческий проект |
4 |
1 |
3 |
Наблюдение |
6 |
Район, с которым дружим |
10 |
2 |
8 |
Презентация проектов, конкурс |
|
Итого: |
36 |
9 |
27 |
|
Содержание учебного плана
1. Тема: Краеведение как наука
Теория. Что такое краеведение, что оно изучает. Виды краеведения. Источники краеведческой информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных).
Практика. Викторина «Знатоки родного края».
2. Тема: Мой край
Теория. История возникновения и развития Приморского края. Границы. Герб и флаг. География. Место Приморского края на карте. Города и населённые пункты. Достопримечательности нашего края. Природа.
Практика. Работа с картой края. Сбор материала об истории возникновения и развития Приморского края. Составление презентации «Достопримечательности и памятники Приморского края». Составление карты края с историческими (мемориальными) объектами, рисование карты Приморского края.
3. Тема: Мой город
Теория. История возникновения города. Первоначальные исторические сведения о названии города, застройках, занятиях людей. Место нашего города на карте. Места воинской славы нашего города.
Практика. Сбор материала об истории возникновения и развития нашего города. Исследование истории нашего города: прошлого, настоящего, перспектив развития. Составление презентации «Достопримечательности и памятники города». Люди, прославившие наш город. Встреча с интересными людьми. Познавательная прогулка по городу: «Памятные места нашего города». Составление карты города с историческими объектами, или составление буклета «Любимый город».
4. Тема: Музеи моего города
Теория. Что такое музей. Виды музеев. Современные музеи. Музей нашей школы. Городской краеведческий музей.
Практика. Экскурсия в школьный музей. Знакомство с музеями нашего города. Обзорная экскурсия. Виртуальная экскурсия в музеи.
5. Тема: Краеведческий проект
Теория. Краеведческая исследовательская работа. Краеведческий проект, структура. Способы презентации проекта. Результат проекта.
Практика. Анализ краеведческих проектов. Подготовка мультимедийной презентации.
6. Тема: Район, с которым дружим
Теория. История соседнего муниципалитета. Значимые места воинской славы соседнего муниципалитета.
Практика. Самостоятельная работа в библиотеке, в сети интернет по изучению мест воинской славы соседнего муниципалитета. Изучение архивных документов. Составление краеведческих проектов на тему места воинской славы соседнего муниципалитета. Презентация проектов. Участие в конкурсе «Край родной, познакомимся с тобой».
Предполагаемые результаты
Обучающиеся будут знать:
- историю Приморского края;
- основные улицы города, краткие исторические сведения о них;
- основные памятники города, края, памятные места;
- места воинской славы края, города и соседнего муниципалитета.
Обучающиеся будут уметь:
- составлять краеведческие проекты;
- создавать презентации, защищать творческие проекты.
Обучающиеся будут владеть:
- презентационными навыками.
Материально-техническое обеспечение
- видео-лекции и обучающие видеофильмы по основам краеведения;
- презентационные материалы к занятиям;
- подборка печатных изданий;
- мультимедийный проектор;
- компьютер;
- канцелярские принадлежности: ручки, карандаши, маркеры.
Методические материалы
Электронные ресурсы для проведения виртуальных экскурсий.
1. Культурный гид по Приморскому краю. [Электронный ресурс] // URL https://goo.su/Q2RvWkW.
2. Проект «Прогулки по музеям онлайн». [Электронный ресурс] // URL: https://spo.mosmetod.ru/museums-online.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авченко В.О. Литературные первопроходцы Дальнего Востока: Иван Гончаров, Антон Чехов, Владимир Арсеньев, Джек Лондон, Михаил Пришвин, Арсений Несмелов, Олег Куваев. М.: Молодая гвардия, 2021.
2. Программа кружка по краеведению «Край родной, познакомимся с тобой». [Электронный ресурс] // URL: https://goo.su/iam7X (Дата обращения: 26.04.2023).
3. Энциклопедия Победы. Приморье и приморцы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. / Сост. А.П. Яковец. Владивосток: Изд-во «Русский Остров», 2020.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.