МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Управление образования городского округа Спасск- Дальний
Муниципальное образование городского округа Спасск- Дальний
МБОУ Центр образования «Содружество»
РАССМОТРЕНО Педагогическим советом МБОУ ЦО «Содружество» ________________________ Протокол №1[ от «30» 08 2024 г.
|
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по качеству
________________________ Е.Б. Нестерова «30» 08 2024 г.
|
УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ ЦО «Содружество»
________________________ А. А. Чернова Приказ № 2б от «30» 08 2024 г.
|
ДЕТСКИЙ ХОР «ДЕТСТВО»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности
Возраст учащихся: 10-11 лет
Срок реализации программы: 1 год
Воеводина Светлана Васильевна,
Педагог дополнительного образования
Г. Спасск-Дальний
2024 г.
Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Актуальность программы
Оптимизация современного детского вокально-хорового исполнительства вызвана естественной потребностью сохранения во многом уже утраченных традиция певческой культуры. Воспитание и развитие детских голосов, теоретические проблемы и основы детского хорового пения – вопросы, которые необходимо поднимать в настоящее время.
Человек наделен от природы особым даром – голосом. Голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.
Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.
Вокально-хоровое пение, являясь важным компонентом морального становления личности, обладает мощным потенциалом в области формирования у них гражданско-патриотических чувств. Содержание, заключенное в композиторских и русских народных песнях, имеющих патриотическую направленность, убеждает сильнее, чем полученная другим путем информации, так как в его основе лежат эмоции и чувства, внутренние переживания их создателя, отражающие его отношение к окружающей действительности. Песни затрагивают внутренний душевный мир человека, вызывают сильный эмоциональный отклик. Включение в вокальный репертуар патриотических произведений, авторских песен, русских народных песен - обеспечивает возможность этнической самоидентификации с народной национальной культурой и традициями.
Направленность программы - художественная
Уровень освоения - базовый
Адресат программы - школьники МБОУСОШ № 3. Возраст 9-10 лет.
Адресат программы - обучающиеся МБОУ СОШ №3 г. Спасска-Дальнего в возрасте от 9 до 10 лет.
Особенности организации образовательного процесса:
Данная программа предполагает вариант систематических занятий хоровым пением один раза в неделю по 1 часу, со сроком на один год (33 часа) с 3 класса.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы:
создание постоянного вокального коллектива, способного быстро и качественно разучивать и представлять певческий репертуар.
Воспитательные:
1. Воспитать эмоциональную отзывчивость на музыку и умение воспринимать исполняемое произведение в единстве его формы и содержания.
2. Сформировать вокальные навыки детей.
3. Воспитать положительные качества личности.
1. Развить музыкальные способности учащихся: музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма.
2. Осуществить индивидуальный подход в развитии творческих способностей учащихся.
3. Развить интерес учащихся к песенному творчеству, приобщать к культуре исполнительского мастерства.
Обучающие:
1. Обучить вокально-хоровым знаниям, умениям, навыкам.
2. Обучить распознавать стилевые особенности вокального эстрадного жанра, приёмы стилизации в контексте эстрадной песни.
3. Обучить приёмам сольного и ансамблевого пения.
1.3 Содержание программы
Учебный план 1 года обучения
№ |
Наименование разделов и тем |
Общее кол-во уч. ч. |
В том числе: |
Форма контроля |
|||
теор |
прак |
инд |
свод |
||||
1 |
Вводное занятие. Прослушивание голосов. |
1 |
- |
- |
1 |
- |
Индивидуальный опрос |
2 |
Певческая установка. Дыхание. Распевание. |
2 |
- |
1 |
1 |
- |
Наблюдение |
3 |
Основы музыкальной грамоты. |
2 |
1 |
1 |
- |
- |
Контрольные уроки |
4 |
Дирижёрские жесты. Унисон. Вокальная позиция. Двухголосие. |
2 |
- |
2 |
- |
- |
Наблюдение |
5 |
Звуковедение. Дикция. |
3 |
1 |
1 |
1 |
- |
Наблюдение |
6. |
Работа над песенным репертуаром |
10 |
- |
3 |
3 |
4 |
Хоровые конкурсы и концерты |
7. |
Работа с солистами |
8 |
- |
4 |
4 |
|
Индивидуальный опрос |
8. |
Сводные репетиции |
5 |
- |
2 |
- |
3 |
Хоровые конкурсы и концерты |
|
Итого часов: |
33 |
2 |
14 |
10 |
7 |
|
Содержание учебного плана 1 года обучения
Теория. Теоретический курс о правилах пожарной безопасности.
Знакомство с голосовым аппаратом. Понятие «голосовой аппарат», его строение, воспроизведение звуков.
Практика. Упражнения по начальной подготовке к пению. Осознание мышечных ощущений во время пения.
Теория. Опыт пения как экспульсивный акт. Малое дыхание.
Практика. Дыхательная гимнастика. Упражнения по распеванию по И.О. Исаевой.
Теория. Элементы сольфеджио. Название нот. Ключи. Клавиатура и расположение на ней нот.
Практика. Пение гаммы по нотам со словами и показом. Пение песен по нотам.
Теория. Типы дирижёрских жестов, их различие и сходство. Понятие
«Унисон».
Практика. Упражнения на развитие двигательной сферы голосообразования и речеобразования.
Теория. Тембр и динамика своего голоса. Многоголосое пение.
Практика. Заучивание текста. Отработка дикции: четкость произношения слов, букв, медленно, быстро.
Теория. Подбор музыкального репертуара для обучающихся в соответствии с возрастом.
Практика. Проработка и пропевание подобранного музыкального материала.
Теория. Движения вокалистов на сцене. Элементы ритмики.
Практика. Просмотр и анализ выступлений вокалистов. Работа над возможными вариантами движений сценического образа.
Теория. Концертно-исполнительская деятельность на основе индивидуальных особенностей обучающихся, их потребностей, при сохранении свободы выбора музыкального произведения.
1.4 Планируемые результаты
1. У обучающегося будет сформирована эмоциональная отзывчивость на музыку и сформировано умение воспринимать исполняемое произведение в единстве его формы и содержания.
2. У обучающегося будут сформированы вокальные навыки.
3. У обучающегося будут сформированы положительные качества личности.
1. У обучающегося будут развиты музыкальные способности: музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма.
2. К обучающемуся будет произведён индивидуальный подход в развитии творческих способностей.
3. У обучающегося будет развит интерес к песенному творчеству, обучающийся будет приобщён к культуре исполнительского мастерства.
1. Обучающийся будет обладать вокально-хоровыми знаниями, умениями, навыками.
2. Обучающийся будет распознавать стилевые особенности вокального эстрадного жанра, приёмы стилизации в контексте эстрадной песни.
3. Обучающийся будет владеть приёмами сольного и ансамблевого пения.
РАЗДЕЛ № 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1 Условия реализации программы
1. Методические рекомендации для учителя (см. список литературы)
2. Дидактические материалы для работы с учащимися, памятки, рекомендации;
3. Аудиосредства: магнитофон, электронные аудиозаписи и медиа – продукты;
4. Компьютер;
5. Усиливающая аппаратура;
6. Актовый зал;
7. Мультимедийный проектор.
2. Учебно-методическое и информационное обеспечение:
Программа разработана в соответствии с требованиями:
· Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-Ф3 (ред. от 30.12.2021) «Об образовании в Российской Федерации»;
· Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р;
· Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года №996-р;
· Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 года №196;
· Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), на основании письма Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 года №09-3242;
· Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28;
· Методических рекомендаций по составлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, утвержденных приказом Министерства образования Приморского края от 31 марта 2022 года №23-а-330;
1. Баранов Б.В. Курс хороведения. Учебник. М.: 2017.
2. Баренбойм Л.А. За полвека: Очерки, статьи, материалы. М.:
«Советский композитор», 2017.
3. Белощенко С.Н. Голосо-речевой тренинг: Методическое руководство к изучению предмета «Сценическая речь». СПб., 2018.
4. Вейс П. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио. / Оформление обложки А.Ф. Лурье. СПб.: Изд. «Лань», 2017.
5. Ветлугина Н. Музыкальный букварь для детей младшего возраста. -
М.: «Музыка», 2017.
2.2 Оценочные материалы и формы аттестации
Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся: входной, текущий, промежуточный и итоговый контроль.
Входная диагностика – оценка стартового уровня образовательных возможностей учащихся при поступлении в объединение.
Входная диагностика проводится в сентябре с целью выявления первоначального уровня знаний, умений и возможностей детей.
Формы: педагогическое наблюдение; выполнение практических заданий педагога.
Во время проведения входной диагностики заполняется информационная карта.
Оценка параметров:
· уровень по сумме баллов начальный уровень 1 балл 5-9 баллов начальный уровень;
· средний уровень 2 балла 10-14 баллов средний уровень;
· высокий уровень 3 балла.
Текущий контроль - оценка уровня и качества освоения тем/разделов программы и личностных качеств учащихся; осуществляется на занятиях в течение всего учебного года.
Формы: - педагогическое наблюдение; - опрос на выявление умения рассказать правила исполнения; - выполнение тестовых заданий на знание терминологии; - творческий показ; - анализ педагогом и учащимися качества выполнения творческих работ, приобретенных навыков общения.
Промежуточный контроль - оценка уровня и качества освоения учащимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по итогам изучения раздела, темы или в конце определенного периода обучения/учебного года.
Промежуточный контроль предусмотрен 1 раз в год (декабрь) с целью выявления уровня освоения программы учащимися и корректировки процесса обучения.
Формы: - устный и письменный опрос; - выполнение тестовых заданий; - технический зачет, который содержит в себе проверку знаний методики исполнения народных танцев.
Среди критериев, по которым оценивается качество выполнения
танцевальных номеров, выделяются: артистичность, выразительность.
2.3 Методические материалы
В качестве главных методов программы: стилевой и системный подход, метод творчества, метод импровизации и сценического движения.
СТИЛЕВОЙ ПОДХОД широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у поющих осознанного стилевого восприятия вокального произведения, понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае
соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД используется в данной программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения. Творчество уникально, оно присуще каждому ребенку и всегда ново. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь, в сольном пении, ансамблевой импровизации. В совместной творческой деятельности преподавателя и членов вокальной студии проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, особенности мышления и фантазии.
МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ.
Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощённость перед зрителями и слушателями. Всё это дает обучающимся умело вести себя на сцене, владеть приемами сценической импровизации, двигаться под музыку в ритме исполняемого репертуара. Использование данного метода поднимает исполнительское мастерство на более высокий уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.
Результаты реализации программы отслеживаются через участие в концертной деятельности в рамках школьных, городских. Качество обучения прослеживаются в творческих достижениях, в призовых местах на фестивалях. Свидетельством успешного обучения могут быть дипломы, грамоты дипломантов и лауреатов.
2.4 Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса |
1 год |
|
Продолжительность учебного года, неделя |
33 |
|
Количество учебных дней |
33 |
|
Продолжительность учебных периодов |
1 полуг одие |
19.09.2022- 23.12.2022 |
2 полуг одие |
13.01.2023- 19.05.2023 |
|
Возраст детей, лет |
7-9 |
|
Продолжительность занятия, час |
1 |
|
Режим занятия |
1 раза/нед |
|
Годовая учебная нагрузка, час |
33 |
2.1 Календарный план воспитательной работы
№ |
Наименование мероприятия |
Сроки |
1. |
Концерт ко дню учителя |
октябрь |
2. |
Концерт ко дню пожилого человека |
октябрь |
3. |
Участие в мероприятии «День матери» |
ноябрь |
4. |
Участие в районных новогодних мероприятиях |
декабрь, январь |
5. |
Школьный фестиваль «Звёзды пения» |
декабрь |
6. |
Школьный конкурс вокалистов «Весенняя капель» |
апрель |
7. |
Участие в концертах для ветеранов |
май |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Издательский центр «Академия». 2018.
2. Добровольская Н., Орлова Н. Что надо знать учителю о детском голосе. - М.: «Музыка», 2017.
3. Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования. Методические рекомендации для учителей музыки. – Новосибирск.: «Наука», 2018.
4. Е.А. Куликова «Некоторые аспекты работы с младшим хором».
5. Исаева И.О. Уроки пения. – «Русич» 2019.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.