ДЕТСКИЙ ХОР «ДЕТСТВО» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности

  • Документация
  • docx
  • 21.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Оптимизация современного детского вокально-хорового исполнительства вызвана естественной потребностью сохранения во многом уже утраченных традиция певческой культуры. Воспитание и развитие детских голосов, теоретические проблемы и основы детского хорового пения – вопросы, которые необходимо поднимать в настоящее время. Человек наделен от природы особым даром – голосом. Голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Вокально-хоровое пение, являясь важным компонентом морального становления личности, обладает мощным потенциалом в области формирования у них гражданско-патриотических чувств. Содержание, заключенное в композиторских и русских народных песнях, имеющих патриотическую направленность, убеждает сильнее, чем полученная другим путем информации, так как в его основе лежат эмоции и чувства, внутренние переживания их создателя, отражающие его отношение к окружающей действительности. Песни затрагивают внутренний душевный мир человека, вызывают сильный эмоциональный отклик. Включение в вокальный репертуар патриотических произведений, авторских песен, русских народных песен - обеспечивает возможность этнической самоидентификации с народной национальной культурой и традициями.
Иконка файла материала детство3.docx

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Управление образования городского округа Спасск- Дальний

Муниципальное образование городского округа Спасск- Дальний

МБОУ Центр образования «Содружество»

 

 

 

 

РАССМОТРЕНО

Педагогическим советом МБОУ ЦО «Содружество»

________________________

 Протокол №1[

от «30» 08 2024 г.

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по качеству

 

________________________

Е.Б. Нестерова

 «30» 08 2024 г.

 

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ ЦО «Содружество»

 

________________________

А. А. Чернова

       Приказ № 2б

       от «30» 08   2024 г.

 

 

 

 ДЕТСКИЙ ХОР «ДЕТСТВО»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности

 

Возраст учащихся: 10-11 лет

Срок реализации программы: 1 год

 

 

 

                                                                           Воеводина Светлана Васильевна,

                                                                           Педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            Г. Спасск-Дальний

2024 г.

 

 

Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

1.1. Пояснительная записка

Актуальность программы

        Оптимизация современного детского вокально-хорового исполнительства вызвана естественной потребностью сохранения во многом уже утраченных традиция певческой культуры. Воспитание и развитие детских голосов, теоретические проблемы и основы детского хорового пения – вопросы, которые необходимо поднимать в настоящее время.

        Человек наделен от природы особым даром – голосом. Голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.

          Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.

           Вокально-хоровое пение, являясь важным компонентом морального становления личности, обладает мощным потенциалом в области формирования у них гражданско-патриотических чувств. Содержание, заключенное в композиторских и русских народных песнях, имеющих патриотическую направленность, убеждает сильнее, чем полученная другим путем информации, так как в его основе лежат эмоции и чувства, внутренние переживания их создателя, отражающие его отношение к окружающей действительности. Песни затрагивают внутренний душевный мир человека, вызывают сильный эмоциональный отклик. Включение в вокальный репертуар патриотических произведений, авторских песен, русских народных песен - обеспечивает возможность этнической самоидентификации с народной национальной культурой и традициями.

                                                                             


       Направленность программы - художественная

       Уровень освоения -  базовый

       Адресат программы - школьники МБОУСОШ № 3. Возраст 9-10 лет.

       

Адресат программы - обучающиеся МБОУ СОШ №3 г. Спасска-Дальнего в возрасте от 9 до 10 лет.

Особенности организации образовательного процесса:

             Данная программа предполагает вариант систематических занятий хоровым пением один раза в неделю по 1 часу, со сроком на один год (33 часа) с 3 класса.

1.2 Цель и задачи программы

Цель программы:

           создание постоянного вокального коллектива, способного быстро и качественно разучивать и представлять певческий  репертуар.

          Задачи программы:

           Воспитательные:

1.                 Воспитать  эмоциональную  отзывчивость  на   музыку  и   умение воспринимать исполняемое произведение в единстве его формы и содержания.

2.                 Сформировать вокальные навыки детей.

3.                 Воспитать положительные качества личности.

Развивающие:

1.                 Развить музыкальные способности учащихся: музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма.

2.                 Осуществить   индивидуальный  подход   в   развитии  творческих способностей учащихся.

3.                           Развить интерес учащихся к песенному творчеству, приобщать к культуре исполнительского мастерства.

Обучающие:

1.                 Обучить вокально-хоровым знаниям, умениям, навыкам.

2.                 Обучить распознавать стилевые особенности вокального эстрадного жанра, приёмы стилизации в контексте эстрадной песни.

3.                 Обучить приёмам сольного и ансамблевого пения.

1.3 Содержание программы

Учебный план 1 года обучения

Наименование разделов и тем

Общее

кол-во уч. ч.

В том числе:

Форма контроля

теор

прак

инд

свод

1

Вводное занятие.

Прослушивание голосов.

1

-

-

1

-

Индивидуальный опрос

2

Певческая установка.

Дыхание. Распевание.

2

-

1

1

-

Наблюдение

3

Основы музыкальной

грамоты.

2

1

1

-

-

Контрольные

уроки

4

Дирижёрские жесты. Унисон. Вокальная позиция.

Двухголосие.

2

-

2

-

-

Наблюдение

5

Звуковедение.

Дикция.

3

1

1

1

-

Наблюдение

6.

Работа над песенным репертуаром

10

-

3

3

4

Хоровые конкурсы и

концерты

7.

Работа с солистами

8

-

4

4

 

Индивидуальный

опрос

8.

Сводные репетиции

5

-

2

-

3

Хоровые конкурсы и

концерты

 

Итого часов:

33

2

14

10

7

 

 

   Содержание учебного плана 1 года обучения

1.     Тема: Вводное занятие. Прослушивание голосов

          Теория. Теоретический курс о правилах пожарной безопасности.

Знакомство с голосовым аппаратом. Понятие «голосовой аппарат», его строение, воспроизведение звуков.

         Практика. Упражнения по начальной подготовке к пению. Осознание мышечных ощущений во время пения.

2.     Тема: Певческая установка и певческая позиция. Дыхание. Распевание.

Теория. Опыт пения как экспульсивный акт. Малое дыхание.

              Практика. Дыхательная гимнастика. Упражнения по распеванию по И.О. Исаевой.

3.     Тема: Основы музыкальной грамоты

          Теория. Элементы сольфеджио. Название нот. Ключи. Клавиатура и расположение на ней нот.

         Практика. Пение гаммы по нотам со словами и показом. Пение песен по нотам.

4.     Тема: Дирижёрские жесты. Унисон. Вокальная позиция.        

Двухголосие.

Теория. Типы дирижёрских жестов, их различие и сходство. Понятие

«Унисон».

             Практика. Упражнения      на      развитие    двигательной      сферы голосообразования и речеобразования.

5.   Тема: Звуковедение. Дикция.

Теория. Тембр и динамика своего голоса. Многоголосое пение.

             Практика. Заучивание текста. Отработка дикции: четкость произношения слов, букв, медленно, быстро.

6.   Тема: Работа над песенным репертуаром

                  Теория. Подбор музыкального репертуара для обучающихся в соответствии с возрастом.

                 Практика. Проработка и пропевание подобранного музыкального материала.

7.     Тема: Работа с солистами

Теория. Движения вокалистов на сцене. Элементы ритмики.

              Практика. Просмотр и анализ выступлений вокалистов. Работа над возможными вариантами движений сценического образа.

8.   Тема: Сводные репетиции

                  Теория. Концертно-исполнительская деятельность на основе индивидуальных особенностей обучающихся, их потребностей, при сохранении свободы выбора музыкального произведения.

1.4  Планируемые результаты

         Личностные результаты:

1.                 У обучающегося будет сформирована эмоциональная отзывчивость на музыку и сформировано умение воспринимать исполняемое произведение в единстве его формы и содержания.

2.                 У обучающегося будут сформированы вокальные навыки.

3.                 У обучающегося будут сформированы положительные качества личности.

Метапредметные результаты:

1.                 У    обучающегося   будут   развиты   музыкальные   способности: музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма.

2.                 К обучающемуся будет произведён  индивидуальный подход в развитии творческих способностей.

3.                 У обучающегося будет развит интерес к песенному творчеству, обучающийся будет приобщён к культуре исполнительского мастерства.

Предметные результаты:

1.                 Обучающийся   будет    обладать   вокально-хоровыми   знаниями, умениями, навыками.

2.                 Обучающийся     будет     распознавать     стилевые     особенности вокального эстрадного жанра, приёмы стилизации в контексте эстрадной песни.

3.                 Обучающийся будет владеть приёмами сольного и ансамблевого пения.

РАЗДЕЛ № 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

2.1             Условия реализации программы

1.     Материально-техническое обеспечение

       1. Методические рекомендации для учителя (см. список литературы)

       2. Дидактические              материалы  для   работы  с   учащимися,  памятки,   рекомендации;

        3. Аудиосредства: магнитофон, электронные аудиозаписи и медиа продукты;

     4. Компьютер;

     5. Усиливающая аппаратура;

     6. Актовый зал;

     7. Мультимедийный проектор.

    2. Учебно-методическое и информационное обеспечение:

1.     Нормативно-правовая база:

              Программа разработана в соответствии с требованиями:

·                    Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-Ф3 (ред. от 30.12.2021) «Об образовании в Российской Федерации»;

·                    Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р;

·      Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года №996-р;

·      Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 года №196;

·      Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), на основании письма Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 года №09-3242;

·      Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28;

·      Методических рекомендаций по составлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, утвержденных приказом Министерства образования Приморского края от 31 марта 2022 года №23-а-330;

2.     Список литературы

1.                 Баранов Б.В. Курс хороведения. Учебник. М.: 2017.

2.                 Баренбойм Л.А. За полвека: Очерки, статьи, материалы. М.:

«Советский композитор», 2017.

3.                 Белощенко С.Н. Голосо-речевой тренинг: Методическое руководство к изучению предмета «Сценическая речь». СПб., 2018.

4.                 Вейс П. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио. / Оформление обложки А.Ф. Лурье.  СПб.: Изд. «Лань», 2017.

5.                 Ветлугина Н. Музыкальный букварь для детей младшего возраста. -

М.: «Музыка», 2017.

2.2 Оценочные материалы и формы аттестации

        Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся: входной, текущий, промежуточный и итоговый контроль.

Входная диагностика оценка стартового уровня образовательных возможностей учащихся при поступлении в объединение.

        Входная                        диагностика  проводится в сентябре с целью выявления первоначального уровня знаний, умений и возможностей детей.

       Формы: педагогическое наблюдение; выполнение практических заданий педагога.

        Во время проведения входной диагностики заполняется информационная карта.

Оценка параметров:

·                      уровень по сумме баллов начальный уровень 1 балл 5-9 баллов начальный уровень;

·                      средний уровень 2 балла 10-14 баллов средний уровень;

·                      высокий уровень 3 балла.

          Текущий контроль - оценка уровня и качества освоения тем/разделов программы и личностных качеств учащихся; осуществляется на занятиях в течение всего учебного года.

          Формы: - педагогическое наблюдение; - опрос на выявление умения рассказать правила исполнения; - выполнение тестовых заданий на знание терминологии; - творческий показ; - анализ педагогом и учащимися качества выполнения творческих работ, приобретенных навыков общения.

            Промежуточный контроль - оценка уровня и качества освоения учащимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по итогам изучения раздела, темы или в конце определенного периода обучения/учебного года.

             Промежуточный контроль предусмотрен 1 раз в год (декабрь) с целью выявления уровня освоения программы учащимися и корректировки процесса обучения.

             Формы: - устный и письменный опрос; - выполнение тестовых заданий; - технический зачет, который содержит в себе проверку знаний методики исполнения народных танцев.

            Среди критериев, по которым оценивается качество выполнения

танцевальных   номеров, выделяются: артистичность, выразительность.

2.3  Методические материалы

             В качестве главных методов программы: стилевой и системный подход, метод творчества, метод импровизации и сценического движения.

              СТИЛЕВОЙ ПОДХОД широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у поющих осознанного стилевого восприятия вокального произведения, понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.

                 СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД направлен на достижение целостности и    единства всех составляющих компонентов программы ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого данном случае

соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.

               ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД используется в данной программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения. Творчество уникально, оно присуще каждому ребенку и всегда ново. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь, в сольном пении, ансамблевой импровизации. В совместной творческой деятельности преподавателя и членов вокальной студии проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, особенности мышления и фантазии.

              МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ.

Требования времени умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощённость перед зрителями и слушателями. Всё это дает обучающимся умело вести себя на сцене, владеть приемами сценической импровизации, двигаться под музыку в ритме исполняемого репертуара. Использование данного метода поднимает исполнительское мастерство на более высокий уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.

         Учебно-воспитательная работа (концертно-исполнительская деятельность)

Результаты реализации программы отслеживаются через участие в концертной деятельности в рамках школьных, городских. Качество обучения прослеживаются в творческих достижениях,        в призовых местах на фестивалях. Свидетельством успешного обучения могут быть дипломы, грамоты дипломантов и лауреатов.

2.4 Календарный учебный график

 

Этапы образовательного процесса

1 год

Продолжительность

учебного года, неделя

33

Количество учебных

дней

33

Продолжительность учебных периодов

1

полуг одие

19.09.2022-

23.12.2022

2

полуг одие

13.01.2023-

19.05.2023

Возраст детей, лет

7-9

Продолжительность

занятия, час

1

Режим занятия

1 раза/нед

Годовая учебная

нагрузка, час

33

 

2.1   Календарный план воспитательной работы

 

Наименование мероприятия

Сроки

1.

Концерт ко дню учителя

октябрь

2.

Концерт ко дню пожилого человека

октябрь

3.

Участие в мероприятии «День матери»

ноябрь

4.

Участие в районных новогодних

мероприятиях

декабрь, январь

5.

Школьный фестиваль «Звёзды пения»

декабрь

6.

Школьный конкурс вокалистов «Весенняя

капель»

апрель

7.

Участие в концертах для ветеранов

май

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.                         Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Издательский центр «Академия». 2018.

2.                      Добровольская Н., Орлова Н. Что надо знать учителю о детском голосе. - М.: «Музыка», 2017.

3.                      Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования. Методические рекомендации для учителей музыки. Новосибирск.: «Наука», 2018.

4.                      Е.А. Куликова «Некоторые аспекты работы с младшим хором».

5.                      Исаева И.О. Уроки пения. «Русич» 2019.



 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также