Проект с детьми раннего возраста
Оценка 4.8

Проект с детьми раннего возраста

Оценка 4.8
Работа с родителями
docx
воспитательная работа
Детсад
14.04.2019
Проект с детьми раннего возраста
Публикация является частью публикации:
автореферат.docx
1 МИНОБРНАУКИ РОССИИ  Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования  «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (РГГУ)  Институт психологии им. Л.С. Выготского  ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Савельева Юлия Викторовна Автореферат по ВКР тема: Взаимосвязь мотивации к школьному обучению и тревожности у учащихся первого класса  Направление 44.03.02 Психолого – педагогическое образование 2 Москва 2019 Выпускная квалификационная работа  выполнена на тему Взаимосвязь  мотивации к школьному обучению и тревожности у учащихся первого класса              Проблема мотивации учения в наше время не теряет своей значимости, именно это указывает на важную роль данного вида мотивации для развития личности.  Мотивация   учения   прямо   связана   с   качеством   и   результативностью учебной   деятельности.   Чем   в   большей   степени   учащийся   ориентирован   на познание, освоение новых знаний, умений и навыков, тем большую активность и  ответственность   он  способен  проявлять   в  процессе   учения.  Считаю,  что обучение   в   начальной   школе   для   ребенка   связано   с   переживанием определенного стресса, повышением тревожности, связанной с содержанием его   школьной   жизни,   учебными   успехами   и   отношениями   с   учителями, одноклассниками   и   родителями.   У   некоторых   детей   эта   тревожность оказывается очень высокой и может служить существенным препятствием, во –   первых,   для   учебной   деятельности,     во   –   вторых,   в   целом   для психологического благополучия ребенка в школе.  Конечно,   именно   в   этом   контексте   особого   внимания   заслуживает вопрос о влиянии мотивации учения и школьной тревожности детей именно младшего школьного возраста. Объектом   исследования   является  уровень   тревожности   и   уровень мотивации  к  обучению в школе у детей 6­7 лет, посещающих дошкольное учреждение. Предметом исследования являются  взаимосвязь уровня тревожности и уровня   мотивации   к   обучению   в   школе   у   детей   6­7   лет,   посещающих дошкольное учреждение. Задачами перед вами 1. Дать  теоретический анализ литературы  по проблеме школьной тревожности в психологической науке. 2. Проанализировать теоретические аспекты исследования мотивации учения у  младших школьников. 3. Разработать и апробировать программу, направленную на снижение уровня  тревожности и формирования мотивации к школе у детей 6­7 лет 4. Провести исследование взаимосвязи мотивации учения и школьной тревожности у  будущих первоклассников,  на основе реализации разработанной программы,  выполнить анализ полученных данных.             Цель работы − выявление взаимосвязи мотивации учения и школьной тревожности будущих первоклассников. Практическая  значимость работы  связана с тем, что результаты могут быть использованы как в практической деятельности психологов,  так и  при организации профилактической и коррекционной работы в области школьной 3 тревожности   и   стимулирования   развития   мотивации   учения   у   учащихся младших классов. Структура и объем работы.  Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Краткое содержание работы. Во введении обоснована актуальность  взаимосвязи  мотивации к школьному обучению и тревожности у учащихся  первого класса ; определены объект, предмет, цель и задачи исследования. В   первой   главе   с   учетом   рассмотренных   основных   характеристик   понятие мотивация является одним из основных психологических процессов.   Таким   образом,   мотивация   определяется   как   процесс,   который инициирует,   направляет   и   поддерживает   целенаправленное   поведение. (Слайд) Сегодня   вопрос,   касающийся   этиологии   тревожности,   остается открытым.   Однако   все   большее   число   ученых   приходит   ко   мнению,   что тревожность   представляет   собой   относительно   устойчивое   личностное образование, что указывает на его пожизненную сформированность.  В рамках проводимого исследования мы придерживаемся определения, предложенного А.М.   Прихожан,   которая   раскрывает   тревожность   как   «переживание эмоционального   дискомфорта,   связанное   с   ожиданием   неблагополучия,   с предчувствием грозящей опасности» [Error: Reference source not found, c. 17].               У учащихся младших классов с тревожностью наблюдается короткая, нестойкая мотивация к обучению.  Выводы по 1 главе При встрече с препятствиями и трудностями в процессе решения задач эти дети не стремятся преодолеть их, а уходят от основной цели. Получаемые результаты   младшие   школьники   с   тревожностью   не   всегда   соотносят   с условиями задачи и не проявляют критического отношения к их предметному, реальному содержанию. Особенностью   отношения   к   обучению   учащихся   младших   классов   с тревожностью является то, что оно развивается под воздействием внешних и внутренних стимулов.  У   младших   школьников   с   тревожностью   преобладают   мотивы, связанные со стимуляцией со стороны учителя, воспитателя.  У   таких   детей   под   воздействием   учебно­воспитательной   работы   на протяжении всего периода обучения наибольшее число мотивов относятся к группе мотивов широкого социального значения.                                                   Во второй главе было проведено исследование  особенностей  взаимосвязи мотивации учения и школьной тревожности в  период адаптации к школе. На первом этапе проведен констатирующий  эксперимент с целью определения уровня тревожности и ведущего мотива у  детей перед школой 4 1 Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки) (Приложение 3) 2. Диагностика устойчивости мотивации ДУМ – 1    (Приложение 4) Сводная таблица результатов Для количественного анализа мы обозначим  Высокий уровень тревожности — 3 балла; Средний уровень тревожности — 2 балла; Низкий уровень тревожности — 1 балл. При этом ведущие мотивы деятельности дошкольников тоже выразим в балльной системе: Игровой мотив — 1 балл; Мотив общения — 2 балла; Мотив достижения — 3 балла; Познавательный мотив — 4 балла.  Таким образом, сводная таблица выраженная в баллах будет выглядеть так (Таблица  Более наглядно, эти данные мы выразим в диаграмме (Рис.3).  Рисунок 3. Сравнительный анализ уровня тревожности с уровнем мотивации Выводы по констатирующему этапу Таким   образом,   познавательного   мотива   у   детей   нашей   выборки,   мы   не обнаружили,   в   то   время   как   мотив   достижения   у   6   (40%)   детей,   мотив общения у 5 (35%) детей, а игровой мотив преобладает у 4 (25%) детей.  Дети,   у   которых   уровень   тревожности   более   высокий   не мотивированы на получение знаний, их мотивы заключаются на общении и игровой деятельности, в 40% ориентируются на достижения. Описывая сравнительные   результаты   необходимо   отметить,   что   дети   имеющие более высокий уровень тревожности, имеют сниженный уровень учебной мотивации.           Вторым  этапом была  разработка и апробация программы, направленной на снижение уровня тревожности и формирование мотивации к обучению в  школе. Так как в возрасте 6­7 лет у ребенка ведущим видом деятельности   является игровая, то программа направленная на снижение уровня  тревожности и формирования мотивации к обучению в школе проходила в  данной форме. Цель программы: Снижение уровня тревожности и формирование мотивации к   обучению   в   школе.  ­  Работа   включает   в   себя   работу:  Индивидуальную, подгупповую,   групповую.       Программа   реализовалась   на   преддипломной практике, совместно с педагогом – психологом.                      На третьем этапе мы провели контрольный эксперимент, который включал в себя тот же диагностический материал. Результаты контрольного этапа исследования по Тесту тревожности 5 Таким образом, средним уровнем тревожности обладают 11 человек (73,3%), в то время как высоким уровнем тревожности обладают 4 детей (26,7%) из списочного состава Результаты исследования по методике ДУМ на констатирующем этапе Таким образом, познавательным мотивом обладают 6 (40%), в то время как мотив   достижения   у   4   (26,7%)   детей,   мотив   общения   у   3   (20%)   детей,   а игровой мотив преобладает у 2 (13,3%) детей.  По результатам сравнительного анализа видно, что при значительном снижении   уровня   тревожности,   уровень   мотивации   гораздо   выше,   и продуктивнее. Теоретический анализ литературных источников по заявленной  Заключение. проблеме и результаты экспериментального исследования позволяет сделать  следующее обобщение: Рассмотрением проблемы тревожности в зарубежной  психологии занимались З. Фрейд, К. Хорни, Э. Фромм, К. Роджерс и др. В  отечественной психологии этот вопрос рассматривали такие психологи как  А.М. Прихожан, М.С. Неймарк, И.В. Имедадзе и др. В этих трудах  выделяются различия в понятиях тревога и тревожность. Так, тревога  является ситуативной, связанной с конкретной внешней ситуацией, тогда  как тревожность является стабильным свойством личности.                Тревога, таким образом, относится к составным эмоциям. Это  обусловливает характер ее представления в качестве сложной комбинации  эмоций страха, печали, чувств вины и стыда. Исследователь использует  понятие «эмоциональный порог» для того, чтобы объяснить уровни  выраженности тех или иных эмоций.            Главное содержание мотивации в этом возрасте — «научиться  учиться». Младший школьный возраст — это начало становления мотивации  учения, от которого во многом зависит ее судьба в течение всего школьного  возраста. Для школьного обучения наиболее благоприятной считается  ситуация, когда в роли ведущих выделяется пара мотивов: познания и  достижения. Познавательный мотив поддерживает стойкий учебный интерес, а мотивация  достижения обеспечивает при необходимости включение волевых усилий в  учебную деятельность. Явное   преобладание   познавательного   мотива   без   поддержки   мотива достижения также не всегда обеспечивает успешность обучения.  Такие дети часто имеют выраженные познавательные интересы в какой либо   другой   области   и   предпочитают   заниматься   только   тем,   что   им интересно, игнорируя другие учебные предметы.   Таким   образом,   учитывая   приведенные   выше   данные,   мы   можем констатировать,   что   снижая   уровень   тревожности   у   детей   6­7   лет, 6 подготовительной   группы   дошкольного   учреждения,  мы  более  эффективно можем формировать мотивацию к школе у детей.    можно   утверждать,   что   цель   выпускной Таким   образом, квалификационной работы достигнута, все задачи решены. Спасибо за внимание! Первая методика ­ тест тревожности  Проведение исследования    :  Рисунки  показывают ребенку в строго перечисленном порядке  один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате.  Анализ   результатов:  Протоколы   каждого   ребенка   подвергаются   количественному   и качественному анализу. Количественный анализ: На основании полученных данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ),   который   равен   процентному   отношению   числа   эмоционально   негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (всего 14):  ИТ = Число   эмоциональных   негативных выборов  14 х100 %  зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:  а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%); б) средний уровень тревожности  (ИТ от 20 до 50%); в) низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).   Таблица – диаграмма  Таким образом, средним уровнем тревожности обладают 6 человек (40%), в то время как  высоким уровнем тревожности обладают 9 детей (60%) из списочного состава.  Рисунок 1. Результаты исследования по тесту тревожности  Диагностика устойчивости мотивации ДУМ – 1 (Приложение 4) Процедура проведения экспериментального исследования:  перед ребенком размещаются четыре макета школ, в окнах школ – утверждения серии № 1 (узор ­ внизу слева).  Ребенку на выбор предлагается две игрушки — фигурки животных, создающие  положительный образ для идентификации. Ему надо подумать, так как все школы очень интересные, но и очень разные.  Далее мы описываем ситуацию и предлагаем ребенку выбрать школу.  Обработка результатов теста с помощью пересчётной таблицы 2: 1) вычисляется сумма рангов для каждого мотива (всего четыре: П, Д, О, И); Основными показателями являются: 1. Средний ранг для каждого типа мотивов (П, Д, О, И). 7 W  12 S   3 nm 2 n 2.Устойчивость   системы   мотивов   (показатель   –   коэффициент конкордации (W)).  Где S – сумма квадратов отклонений сумм рангов, полученных каждым типом мотивации, от средней суммы рангов; m – количество серий сравнений; n – количество типов сравниваемых мотивов. Вычисление коэффициента конкордации при m = 3, n = 4; (W=S/45) При количественном анализе основными показателями являются средние ранги для каждого   типа   мотивов   и,   соответственно,   отклонения   индивидуальных   результатов   от среднегрупповых. Степень устойчивости системы мотивации определяется по таблице 3.  Количественные показатели степени устойчивости мотивов. Результаты мы,  как и в первом случае сводим в таблицу (Таблица 3). Рисунок 2. Результаты диагностике по методике ДУМ, на констатирующем этапе.

Проект с детьми раннего возраста

Проект с детьми раннего возраста

Проект с детьми раннего возраста

Проект с детьми раннего возраста

Проект с детьми раннего возраста

Проект с детьми раннего возраста

Проект с детьми раннего возраста

Проект с детьми раннего возраста

Проект с детьми раннего возраста

Проект с детьми раннего возраста

Проект с детьми раннего возраста

Проект с детьми раннего возраста

Проект с детьми раннего возраста

Проект с детьми раннего возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.04.2019