Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Красная Горка
Колышлейского района Пензенской области
Телефон: (84146) 2-43-10
Областная экологическая акция
«Летопись добрых дел по сохранению природы»
Проект
«Школьный двор – моя страна»
Авторы проекта:
Инкин Дмитрий, Арискин Кирилл, Алланова Ирина –
учащиеся 8 класса МОУ СОШ с. Красная Горка
Руководитель:
Богомолова Вера Сергеевна, учитель химии
«Каждое дело – людям, иначе зачем»
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
|
Полное название проекта |
«Школьный двор – моя страна»
|
|
Цель проекта |
Содействие улучшению экологической обстановки села Красная Горка через благоустройство и озеленение территории школьного двора |
|
Тематическое направление проекта |
Экологическое благополучие места проживания |
|
Краткое содержание проекта |
Посадка деревьев и кустарников эндемиков нашего края, благоустройство территории, разбивка цветников и создание ландшафтных композиций силами учащихся, изучение экосистемы школьного двора. |
|
Ожидаемый результат |
v повышение экологической культуры и заинтересованности, учащихся в защите и сохранении природной среды; v создание благоприятных условий для укрепления здоровья всех участников образовательного процесса; v расширение видового разнообразия растений на территории школьного двора для расширения образовательной среды школы; v использование пришкольного участка на уроках и во внеурочное время; v создание места отдыха и общения для школьников в свободное от уроков время. |
|
Авторы проекта |
Инкин Дмитрий, Арискин Кирилл, Алланова Ирина – учащиеся 8 класса МОУ СОШ с. Красная Горка |
|
Руководитель проекта |
Богомолова Вера Сергеевна, учитель химии |
|
Наименование образовательного учреждения |
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Красная Горка |
|
Адресат проектной деятельности |
442835 Пензенская область, Колышлейский район, с. Красная Горка, улица М.Садовая, 1Б |
|
Телефон, электронный адрес |
(84146) 2-43-10 krgorka7@mail.ru |
|
География участников проекта |
учащиеся 2-11 классов |
|
Участники реализации проекта |
- администрация МОУ СОШ с. Красная Горка, - учителя технологии, химии и биологии; начальных классов; - классные руководители 1-11 классов, - начальники детского оздоровительного лагеря, трудового лагеря, - учащиеся МОУ СОШ с. Красная Горка, - родители учащихся МОУ СОШ с. Красная Горка. |
|
Сроки реализации проекта |
2014-2016 годы |
«Если бы каждый человек на клочке земли
своей сделал все, что он может, как прекрасна
была бы Земля наша».
А.П. Чехов
I. Обоснование актуальности проекта.
Научить человека думать не только о себе, но и об окружающем мире нелегко, особенно эта проблема актуальна для нас, подростков. Охрана и защита природы позволяет нам ощутить свою значимость, взрослость, ощутить свою способность делать важные, полезные дела. Участие в экологических проектах позволяет нам реально видеть результаты своей деятельности, приносить радость окружающим, создавать прекрасное.
Школа - это наш общий дом, который мы любим и хотим видеть его красивым не только изнутри, но и снаружи. Мы выбрали эту проблему потому, что школьный двор на сегодняшний день благоустроен недостаточно, необходимо продолжить работу по обогащению флористического списка растений школьного двора, созданию новых цветочных композиций. Кроме того, в связи с ремонтом водопровода на территории школы в 2013 году были разрушены цветники и рабатки, уничтожен травяной покров части пришкольного участка.
Чтобы верно оценить ситуацию, мы рассмотрели ее с разных сторон: экологической, биологической, социальной. Экологическая и социальная ситуации в с. Красная Горка являются недостаточно благоприятными. В неухоженном состоянии находится территория, прилегающая к школе, что оказывает негативное влияние на внешний облик школьного двора. Опрос жителей с. Красная Горка показал, что 70% недовольны состоянием многих дворов. 35% опрошенных согласны участвовать в благоустройстве прилегающей к школе территории и оказать посильную помощь в этом деле.
С уроков биологии и экологии мы знаем, что экологическое образование на современном этапе развития человеческой цивилизации является приоритетным направлением развития всей системы образования.
Многие проблемы окружающей среды связаны с экологически неграмотным поведением людей. Формирование и закладывание навыков экологической культуры происходит в школе. Мы уверены, что экологическая грамотность выгодна, в первую очередь, нам самим, а сложившуюся экологическую ситуацию можно изменить.
Так родился проект по благоустройству пришкольной территории «Школьный двор – моя страна». Мы считаем, что проект поможет нам, учащимся МОУ СОШ с. Красная Горка, проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, получить новые знания, благоустроить школьный двор, принять участие в жизни школы и села. Наша школа должна естественным образом вписаться в облик одного из самых уютных и красивых уголков села Красная Горка.
Цель проекта:
- содействие улучшению экологической обстановки села Красная Горка через благоустройство и озеленение территории школьного двора.
Задачи проекта:
- поиск механизмов решения актуальных проблем местного сообщества через разработку и реализацию социально значимых проектов,
- воспитание экологической культуры и экологического сознания школьников,
- содействие нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию,
- формирование чувства личной ответственности за состояние окружающей среды, активной гражданской позиции,
- развитие инициативы и творчества через организацию социально значимой деятельности – благоустройство пришкольной территории,
- преобразование и благоустройство пришкольной территории,
Ожидаемые результаты:
- повышение уровня заинтересованности в защите и сохранении природной среды,
- развитие организаторских способностей учащихся,
- благоустройство и озеленение школьной территории,
- ежегодная организация экологического отряда «ЭКОС» на базе МОУ СОШ с. Красная Горка,
- создание благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья школьников,
- привлечение внимания населения с. Красная Горка к проблемам озеленения и благоустройства территории, сохранения экологической безопасности,
- пропаганда экологической культуры учащихся,
- расширение видового разнообразия растений на пришкольном участке для повышения образовательной среды,
- использование возможностей пришкольного участка на уроках биологии, географии, физики, изобразительного искусства, технологии.
Сроки реализации проекта 2014 – 2016 годы
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный – 2014 год
2 этап – практический – 2014 – 2015 годы
3 этап – обобщающий – 2015 год
4 этап – информационно – просветительский – 2016 год.
План основных мероприятий проекта
I ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ – 2014 ГОД
№ п/п |
Содержание деятельности |
Срок |
Ответствен-ный |
Результат |
1 |
Оценка экологической обстановки. Сбор и обработка информации, анкетирование, опрос общественного мнения жильцов микрорайона, изучение состояния здоровья детей, занятости учащихся. Встреча школьников и администрации школы, на которой обсуждаются перспективы развития школы, тема будущего проекта |
Январь-февраль |
Зам. директора по УВР |
|
2 |
Определение цели и задач проекта. Организация творческих групп, работающих по теме проекта Задание для группы 1: - изучение нормативных документов по озеленению школьной территории. Задание для группы 2: - подбор материалов периодической печати по вопросам благоустройства и экологического состояния школьной территории. Задание для группы 3: - установление контактов школьников с экологическим центром сельской администрации и Колышлейского района для получения квалифицированной консультации и технической помощи. |
|
Зам. директора по УВР |
|
3 |
Исследование территории школы. Составление эскиза ландшафтного дизайна пришкольной территории. Организация конкурса среди учащихся на лучший эскиз цветочной клумбы |
Апрель |
Зам. директора по УВР, учитель ИЗО |
|
4 |
Подготовка школьной территории к благоустройству и озеленению (выкорчевывание погибших деревьев и кустарников, уборка территории от мусора |
Май-август |
Учителя технологии, классные руководители |
Территория подготовлена к благоустройству
|
5 |
Организация работы экологического и трудового отрядов |
Июнь-июль |
В.о. зам. директора по ВР |
|
6 |
Информация на сайте школы |
В течение года |
Учитель информатики |
|
7 |
Проведение открытых уроков, недели биологии и экологии, конкурсов рисунков по экологии, внеклассных мероприятий |
В течение года по плану УВР |
Зам. директора по УВР, учитель биологии |
|
8 |
Подведение итогов I этапа проекта |
Декабрь |
Богомолова В.С., зам. директора по УВР |
|
Состояние здания и территории школы
Ограждения территории МОУ СОШ с. Красная Горка
Зелёные ограждения
На территории школы расположены цветники
школьная теплица
газоны
Спортивная площадка с полосой препятствий
пришкольный учебно-опытный участок
Малые архитектурные формы
II ЭТАП – ПРАКТИЧЕСКИЙ – 2014- 2015 ГОДЫ
№ п/п |
Содержание деятельности |
Срок |
Ответственный |
Результат |
1 |
Школьный конкурс на лучшую цветочную клумбу, рабатку |
Апрель |
Зам. директора по УВР |
|
2 |
Выращивание рассады |
Март-апрель |
Зав. Пришкольным участком |
|
3 |
Посадка саженцев деревьев, плодово-ягодных растений |
Май |
Учителя технологии |
|
4 |
Уход за растениями |
Июнь-август |
Учителя технологии |
|
5 |
Учебные экскурсии
|
|
Зам. директора по УВР |
|
6 |
Создание экологической тропы |
|
Учитель биологии |
|
7 |
Выполнение исследовательских работ на пришкольном учебно-опытном участке с последующим представлением их на конкурсах, конференциях различного уровня |
Июнь-август
|
Учителя-предметники |
|
8 |
Приведение в эстетическое состояние спортивных объектов |
Июнь-август |
Зам. директора по хозяйственной части |
|
9 |
Разбивка цветников, оформление клумб, рабаток |
Июнь-август |
Учителя технологии, классные руководители |
|
10 |
Сбор семян |
Сентябрь-октябрь |
Учителя технологии |
|
11 |
Школьный конкурс «Кормушка для птиц» |
Сентябрь-октябрь |
В.о. зам. директора по ВР |
|
12 |
Издание газеты с информацией о результатах деятельности по реализации проекта |
Июнь-август |
Министерство печати Зам. директора по УВР |
|
13 |
Подведение итогов II этапа проекта |
Декабрь 2015 года |
Зам. директора по УВР |
|
В 2014-2015 учебном году для озеленения школьной территории мы предлагаем создать цветник «Цветочная акварель», новые рабатки из следующих видов однолетних и многолетних растений: ирисы, бархатцы, хоста, сальвия (шалфей), лобелия, аквилегия (водосбор), дельфиниум, лилейник, виола, лаватера, петуния, ноготки, эшшольция, портулак.
Планируем расширить площадь миксбордера, где многолетники и однолетники выращиваются совместно. Миксбордер – это сложный цветник, насыщенный растениями разных видов и жизненных форм. В миксбордерах могут быть использованы любые растения в любых цветовых и композиционных сочетаниях, поэтому они позволят в полной степени оценить богатство растительного царства: разнообразную форму листьев, текстуру, широкую гамму окрасок цветков, обилие форм и сочетаний.
Главное в подборе растений для миксбордеров – группировка по высоте и срокам цветения. Необходимо, чтобы конец цветения одного вида приходился на начало цветения другого. Быстроразрастающиеся растения мы использовать не будем, так как они вытесняют другие виды и цветник потеряет свое декоративное значение.
Из многолетников для создания школьного миксбордера мы предлагаем следующие виды: ирисы, хоста, аквилегия (водосбор), дельфиниум, пионы, лилейники, лилии. Однолетники будут представлены сальвией (шалфеем), лобелией, бархатцами, астрами. В литературе нет сведений об использовании бархатцев для создания миксбордеров, но они являются неприхотливыми растениями и очень хорошо приспособлены к условиям нашей школы.
Большую площадь школьной территории занимают зеленые газоны. Газон придает участку ухоженный и опрятный вид, создает приятный глазу спокойный общий фон, идеальный для любых цветов и композиций растений. На фоне газона особенно ярко проявляется окраска и форма цветов.
Газон на пришкольном участке - не только элемент декоративного оформления. В жаркое время дня температура воздуха на газоне (на высоте корпуса человека) на 6-7 градусов ниже, чем на асфальтовом покрытии. Это происходит потому, что подстриженная трава интенсивнее испаряет влагу, повышает влажность земли и поэтому в целом улучшает микроклимат территории. Газон также поглощает пыль и в значительной мере снижает уровень шума. Газон еще и «санитар» нашего участка: в слое дерна, образуемого корневой системой трав, быстрее минерализуются органические вещества, и это способствует очищению почвы от вредных микроорганизмов и сорняков.
Зеленое ограждение школы представлено деревьями и кустарниками, произрастающими в нашей местности: берёзы, тополи, черёмуха, черноплодная рябина, жимолость.
III ЭТАП – ОБОБЩАЮЩИЙ – 2015 ГОД
№ п/п |
Содержание деятельности |
Срок |
Ответственный |
Результат |
1 |
Мониторинг и контроль проекта.
|
В течение года |
Зам. директора по УВР |
|
2 |
Организация работы с обучающимися по подготовке презентации проекта |
Сентябрь-октябрь |
Зам. директора по УВР |
|
3 |
Обобщение опыта работы. Отчёт по проекту. |
Ноябрь
|
Зам. директора по УВР |
|
4 |
Осенний праздник |
Ноябрь |
В.о. зам. директора по ВР |
|
IV ЭТАП – ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ - 2016 ГОД
№ п/п |
Содержание деятельности |
Срок |
Ответственный |
Результат |
1 |
Распространение в школьных и местных СМИ информации о деятельности учащихся по реализации проекта |
В течение года |
Министерство печати детского объединения СУПиР |
|
Направления творческой активности учащихся,
реализуемые в результате выполнения проекта:
* трудовое – формирует интерес у учащихся к какой-либо области, деятельности, позволяет глубже ознакомиться с ней;
* патриотическое - это любовь к своей малой родине, школе, стремление сберечь и украсить то место, где родился;
* здоровьесбережение предполагает приоритетное направление здорового образа жизни;
* экологическое основано на правильном понимании взаимосвязей в природе, сохранения окружающей среды;
* эстетическое – это способность воспринимать и творить прекрасное в окружающей действительности: в природе, в труде, в человеческих отношениях
* нравственное – это социально-значимая деятельность школьников, осознание результата своего труда для благоустройства школы;
* физическое – нормальный рост и развитие детей в процессе всех видов деятельности.
В результате организации проектной деятельности ученик получает возможность всесторонне и гармонично развиваться, повышать свой творческий потенциал, любить, понимать и беречь родную природу.
Реализация проекта.
В ходе реализации проекта «Школьный двор – моя страна» в 2014 году были выполнены следующие работы:
• Организована совместная деятельность учащихся, родителей, педагогов, жителей села Красная Горка по реализации основных мероприятий проекта (сформированы творческие группы по разным направления деятельности, на подготовительном этапе проведена ландшафтная организация школьной территории, выбраны растения для озеленения, проведен сбор информации и опрос школьников, родителей, жителей с. Красная Горка для оценки экологической обстановки и др.);
• выкорчеваны погибшие деревья и кустарники;
• проведена очистка пришкольной территории от бытового мусора (организованы общешкольные субботники);
• составлен эскиз ландшафтного дизайна пришкольного участка;
• на территории пришкольного участка разбиты клумбы, рабатки;
• проведено озеленение территории: высажено 30 деревьев (молодые дубки, красная черёмуха), 50 кустарников (черноплодная рябина);
• работа экологического отряда освещалась через школьную газету «Звонок»;
• учащиеся экологического отряда приняли активное участие в районных и областных конкурсах «Мир заповедной природы», «Мир глазами детей», «Зеркало природы»;
• проводилась разъяснительная работа среди учащихся, родителей, жителей с. Красная Горка (листовки, буклеты);
• проведен школьный конкурс на лучший эскиз цветочных клумб и рабаток;
• собрана рассада для посадки многолетних цветочно-декоративных культур совместно с родителями и жителями с. Красная Горка;
• опубликованы рассказы, сочинения, рисунки экологической направленности в школьной газете «Звонок», изготовлены рекламные открытки;
• завезена земля для посадки деревьев, кустарников, цветочно-декоративных культур;
• восстановлен травяной покров на участке в 32 кв.м;
• окрашены спортивные объекты на территории школы;
• побелены стволы деревьев;
• проведена научно – практическая конференция учащихся «Золотые россыпи», на которой представлены исследовательские работы экологической направленности;
• проведены экологические уроки, неделя биологии и экологии.
Реализация проекта осуществлялась во внеурочное время в течение года. Подводя итоги участия в данном проекте, мы отмечаем, что эта работа заставила нас по-новому взглянуть на проблему благоустройства, оценить фактор среды, оказывающий огромное влияние на формирование мировоззрения человека.
«Зелёные уголки школы»
Коридоры 1 этажа
Коридоры 2 этажа
Коридоры 2 этажа
Распространение результатов и оценка эффективности проекта:
v Участие школы в районном и областном конкурсе на лучший пришкольный участок;
v Участие школы в региональном конкурсе социальных проектов «Красивая школа»
v Разработка экскурсий, внеклассных мероприятий, презентаций, фотографий, исследовательских работ.
Сдерживающие факторы (риск проекта): отсутствие финансовых средств на приобретение семян однолетних цветочно-декоративных культур и посадочного материала декоративных многолетников, неблагоприятные погодные условия, дефицит строительных материалов для обновления деревянного ограждения двора. Для локализации этих рисков возможно обращение за помощью к частным и индивидуальным предпринимателям, руководству ООО «Красная Горка», родителям.
Заключение.
Существует хорошая пословица: «Человека встречают по одежке, провожают по уму». Поэтому большое значение имеет внешний вид школы и окружающая ее территория. Ведь именно здесь мы проводим большую часть времени. Это и спортивные занятия, и отдых во время перемен, и проведение культурно-массовых мероприятий.
Наша школа находится в самом центре села, в самой «активной» его части, рядом со школой расположены детский сад, сельский дом культуры, торговый центр, административные здания. Школа – центр социокультурного пространства села Красная Горка, именно поэтому наш пришкольный участок нуждается в обновлении и модернизации. Таким образом, улучшение экологического состояния территории и решение проблем благоустройства значительно повысит воспитательные возможности школы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.