Проект "Снег"
Оценка 4.9

Проект "Снег"

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
экология
7 кл
22.01.2018
Проект "Снег"
Публикация является частью публикации:
Проект о снеге (исследовательский).docx
Кировское областное государственное  общеобразовательное бюджетное учреждение  «Школа­интернат для обучающихся с ОВЗ пгт Кикнур» Исследовательская работа Исследование свойств снега  Работу выполнили: обучающиеся 7 класса Руководитель: Вершинина Ольга Ивановна, воспитатель Кикнур  2016 Содержание Введение .….………………………………………..………………….……. 3 1. Обзор литературы ………………………………………………………… 4 2. Материалы и методы исследования.…………………………………..… 6 3. Результаты исследования………………………………………………… 7 3.1. Результаты анкетирования обучающихся ……………………………. 7 3.2. Результаты исследования свойств снега ………………………………  8 Заключение.………………………………………………………………..… 11 12 Информационные источники . ……………………………………………. Приложение  …………………………………………………………………  13     2 Введение Постановка проблемы Зима   –   это   не   только   период   похолодания,   но   и   время   выпадения обильных осадков в виде снега. Белые снежинки, падающие с неба, на земле образуют снежный покров. Каждый человек любит наблюдать это явление, но не   каждый   задается   вопросом:   «Что   собою   представляет   снег?».   В   ходе беседы   с   ребятами   школы   выяснилось,   что   знания   обучающихся   о   снеге (снежинках)   очень   скудные.   Нас   заинтересовало   это   природное   явление   и захотелось как можно больше узнать о снеге, поэтому  проблема, вставшая перед нами: выяснить, что такое снег и какими свойствами он обладает.  Тема работы: Исследование свойств снега. Цель исследования: изучение свойств снега. Задачи: 1. Подобрать и изучить литературу по теме исследования. 2. Провести   анкетирование   обучающихся   с   целью   выявления   их   знаний   о снеге и его свойствах. 3. Исследовать   свойства   снега:   цвет,  прозрачность,  запах,   чистота,   скрип, липкость, защита от холода. Объект исследования: снег. Предмет исследования: свойства снега. Гипотеза: некоторые свойства снега зависят от погоды (от температуры  воздуха) 3 1. Обзор литературы Поработав   над   литературой   о   снеге,   мы   узнали   много   нового   и интересного. Снег – это твёрдые атмосферные осадки в виде белых хлопьев, представляющих собою кристаллики, а также сплошная масса этих осадков, покрывающая землю зимой (определение из толкового словаря Ожегова). Вода в атмосфере – это пар, она замерзает, и образуются прозрачные кристаллики.   От   движения   воздуха   кристаллы   свободно   перемещаются   то вверх, то вниз. В этом хаотичном движении кристаллы соединяются друг с другом.   И   когда,   наконец,   собирается   слишком   много   кристаллов   вместе, тогда они начинают падать на землю уже в виде привычных нам снежинок. Снежинка   –   это   скопление   маленьких   кристаллов   льда,   которые отражаются друг от друга, потому у снега белый цвет. Снежинки — одно из самых   красивых,   сложных   и   абсолютно   уникальных   творений   природы. Размеры снежинок могут быть от маленькой точки до 7 миллиметров. Почему снег белый? Оказывается,   все   цвета,   воспринимаемые   нами,   зависят   от   солнечных лучей. Черные предметы полностью поглощают солнечный свет, поэтому и воспринимаются нами черными. А если предмет полностью отражает лучик солнца, то цвет нам будет казаться белым. Из Интернета и детской энциклопедии «Всё обо всём» мы   узнали, что снежинки на 95% состоят из воздуха. Кристаллики снежинок не гладкие, а имеют грани. Отражение света от граней этих кристаллов делает снег белым. Лед остается бесцветным, так как пропускает через себя весь солнечный луч. Да и каждая снежинка пропускала бы через себя весь свет и также не имела бы   цвета.     Но   снежинки   обычно   падают   друг   на   друга   в   беспорядочном движении. А уже вместе они становятся непрозрачными, а белыми. 4 Снег   образуется   из   снежинок,   а   снежинки   ­   из   огромного   количества кристаллов. Эти кристаллики не гладкие, а с гранями. В этом­то и кроется ответ   на   наш   вопрос,   почему   снег   белый.   Именно   от   граней   отражается солнечный свет. Получается, цвет снега белый, потому что и свет солнца, который он отражает, является белым. Подумайте, если бы луч солнца стал зеленым или желтым, тогда и цвет снега был таким же. Наверняка, многие замечали, что во время   восхода   или   заката,   нам   кажется,   что   лучи   солнца   становятся розоватыми, вот и снег в этот момент видится нам розовым. Знаете ли вы, что снег не всегда бывает белым? Во многих регионах мира людям приходилось видеть его красным, зеленым, голубым и даже черным! Причиной   подобного   разнообразия   цветов   являются   крошечные   бактерии, грибки, а также пыль, содержащиеся в воздухе и поглощаемые снежинками, когда те опускаются на земную поверхность. Поскольку   в   снегу   между   отдельными   снежинками   имеются   большие промежутки воздуха, он плохо проводит тепло. Вот почему снежное "одеяло" может   защищать   корни   растений   от   морозов.   Это   же   свойство   снега используют эскимосы, строя из него себе жилище ­ иглу. В   лесу   же   снег   является   защитой   от   холода   для   многих   животных. Например, мыши и землеройки спасаются под покровом снега от морозов и продолжают вести активную жизнь, находя себе   пищу на протяжении всей зимы в верхнем слое почвы. Снегом пользуются для укрытия зайцы, устраивая в нем свои лёжки, в снег закапываются ночью глухари и рябчики, под снегом спят   медведи   и   бурундуки   в   своих   берлогах.   Зимняя   спячка   –   это   нечто большее,   чем   просто   приспособление   для   того,   чтобы   пережить   холодное время года. Для ежа, например, это единственный способ избежать голодной смерти. 5 2. Материалы, методы исследования Наши   исследования   проводились   на   территории   поселка   Кикнур Кировской области с декабря 2015 года по февраль 2016 года.   Для того чтобы выяснить, что обучающиеся знают о снеге и снежинках, мы провели анкетирование. Анкета содержала три вопроса:  1) Что такое снег? 2) Назовите свойства снега. 3) Чем полезен снег? Для того чтобы исследовать свойства снега, сбор материала проводили на трёх участках: в парке, около школьной котельной и на проезжей части дороги улицы Ленина (Приложение 1). Используемые методы исследования:  ­  анкетирование; ­  поиск информации; ­  экскурсия, наблюдение; ­ эксперимент, опыт; ­  сравнение,  обобщение; ­  описание. Материалы, используемые в работе: ­  результаты анкетирования обучающихся школы; ­  информация о снеге и снежинках, полученная из литературных источников  и интернета; ­  результаты собственных исследований.  6 3. Результаты исследования 3.1. Результаты анкетирования обучающихся В анкетировании приняли участие ребята 6, 7 классов школы. Всего опрошено 20  человек. Результаты получились следующие: На   вопрос   «Что   такое   снег?»   10   (50%)   человек   уверены,   что   это замёрзшая   вода,   5   (25%)человек   ­   вода   в   твердом   состоянии,   5   (25%) затруднились в ответе (рис.1). 5; 25% Вода в твердом состоянии 5; 25% Замерзшая вода 10; 50% Затруднились в ответе Рис.1. Результаты ответа по вопрос анкеты «Что такое снег?» По одному свойству снега (белый) назвали 4 (20%) человека,   по два (холодный, белый) 10 (50%), по три (белый, холодный, рыхлый) 4 (20%), 2 (10%)   опрошенных   назвали   четыре   свойства   (белый,   тает   в   тепле, непрозрачный, холодный) (рис.2). 4 чел., 20% 10 чел., 50% 4 чел., 20% Свойства снега белый тает в тепле холодный непрозрачный 2 чел., 10% рыхлый Рис.2. Результаты ответа по вопрос анкеты «Назовите свойства снега» 7 8 На   вопрос   «Чем   полезен   снег?»   получили   ответы:   10   (50%)   человек считают, что снег – это одеяло для растений, 3 (15%) – животные прячутся от холода, спят, 2 (10%) – для природы, 5 (25%) опрошенных затруднились в ответе (рис.3). Снег - одеяло для растений 3; 15% 2; 10% Под снегом животные прячутся от холода, спят 5; 25% 10; 50% Снег полезен для природы Затруднились в ответе Рис.3. Результаты ответа по вопрос анкеты «Чем полезен снег?» Обобщив   ответы,   можно   сделать   вывод,   что   ребята   не   имеют достаточной информации о снеге. 3.2. Результаты исследования свойств снега Опыт №1: исследование снега на прозрачность/непрозрачность Мы   взяли   теннисный   шарик,   закатали   его   в   снег.   Сквозь   снег   шарик   был невидим (Приложение 2, фото 1). Вывод: Снег – непрозрачный, так как через него не видны другие предметы. Опыт №2: исследование цвета снега  Сравнили   цвет   снега   с   цветом   бумажных   полосок:   синей,   белой,   красной (Приложение 2, фото 2). Можно ли назвать снег синим, белым, красным?  Вывод о цвете снега: Снег белый. Опыт №3: исследование снега на запах Сравнили запах мандарина и снега. Что почувствовали? 9 Вывод: Снег не имеет запаха. Опыт №4: исследование, что снег обладает таким свойством, как скрип (хруст) По дороге в школу по свежевыпавшему снегу при морозе ­15°C мы услышали под ногами хруст снега. На следующий день температура резко поднялась до ­2°C, никакого хруста мы не услышали. Скрип снега – не что иное, как шум от раздавливаемых мельчайших кристалликов  снега. Вывод: снег скрипит в мороз, и чем крепче мороз, тем выше тон скрипа. Опыт №5: исследование снега на липкость Выходя на улицу несколько дней подряд при температуре воздуха от ­16ºС до ­18ºС мы пробовали лепить снежки, снег вообще рассыпался в ладошках. Мы стали ждать тёплой погоды. Обнаружилось, что только температура от 0 до ­7˚С   позволила   нам   поиграть   в   снежки   и   вылепить   снежную   фигуру (Приложение 2, фото 3, фото 4).  Вывод: Температура воздуха влияет на состояние снега. В тепле состояние снежинок изменяется. Под действием теплого воздуха, который проникает в пространство   между   снежинками,   они   начинают   подтаивать   и   становятся влажными. Таким образом, они скрепляются между собой, снег становится липким. Опыт №6: исследование снега на такое свойство как удерживание тепла На   улице   температура   воздуха   ­16°C.   Перед   прогулкой   мы   налили   в   две одинаковые бутылки воду и закупорили их. Затем бутылку №1 поставили на поверхность   сугроба,   бутылку   №2   закопали   в   снег   на   глубину   30­35   см (Приложение   2,   фото   5).   Через   три   часа   вода   в   бутылке   №1   полностью замерзла. Выкопав из снега бутылку №2, мы увидели, что вода даже и не начинала замерзать. Раскопав снег лопаткой, увидели маленькие ростки травы. Снежное одеяло  защищает растения от морозов (Приложение 2, фото 6). 10 Вывод: Снег хранит тепло. Поэтому животным и растениям не страшен лютый мороз под теплым снежным одеялом. 11 Опыт   №7:   исследование   чистоты   снега   на   разных   участках   поселка Кикнур   (исследование   уже   не   свойства   снега,   а   его   экологического состояния)  Набрали снег на трёх участках посёлка  Кикнур: в парке, около школьной котельной и на проезжей части дороги улицы Ленина (Приложение 2, фото 7, фото 8). Растаявший  снег профильтровали, проверив на содержание в нем грязи, сажи и других веществ (Приложение 2, фото 9, фото10). Больше всего грязи  было  на  фильтре,  через  который  пропустили  пробу  снега, взятого  у школьной   котельной.   Чуть   меньше   было   грязи   на   фильтре,   через   который пропустили пробу снега на проезжей части дороги еще меньше в парке. Но частички пыли, грязи, сажи – присутствовали во всех пробах снега, правда, в разных количествах. Вывод:   Снег,   как   и   любые   осадки,   накопитель   загрязняющих   веществ, содержит   слишком   много   вредных   примесей.  Нельзя   облизывать   сосульки, пить талую воду, есть снег.  Он белый, но не чистый! 12 Заключение Таким образом, можно сделать выводы по работе: 1. Изучены некоторые информационные источники по теме исследования. 2. Проведено анкетирование обучающихся с целью выявления их знаний  о снеге и его свойствах, которое показало, что у ребят недостаточно знаний по данной теме.  3. Исследовали некоторые свойства снега (цвет, прозрачность, запах, скрип, липкость, защита от холода), проверили снег на чистоту, для этого проведено семь опытов, подтверждающих данные свойства и показывающих, что снег в поселке не является чистым. В процессе работы над проектом мы узнали: Снег – это чудеснейшая особенность нашей планеты. Снег – это красивый спутник зимнего пейзажа. Снег – это высокие, устойчивые урожаи. Имеет свойство сохранять тепло,  поэтому имеет огромное значение в жизни живой природы и человека. Свойства снега очень сильно зависят от температуры, таким образом, наша  гипотеза подтвердилась. 13 Информационные источники 1. Популярная детская энциклопедия: Всё обо всём. (Под ред. А.Ликум), т.  3,4,5 – М., 1995. 2. Словарь русского языка (Под редакцией члена­корреспондента АН СССР  Н.Ю.Шведовой. – М.: «Русский язык», 1987. 3. Что? Зачем? Почему? Большая книга вопросов и ответов. /Пер.  К.Мишиной, А.Зыковой. – М.: Эксмо, 2007. 4. Интернет ресурсы. 14 Схема расположения участков исследования Приложение 1   1 2 3 Участок №1 Участок №2 Участок №3 Парк поселка Территория около школьной котельной Территория возле проезжей части ул.Ленина 15 Из фотоматериалов исследования Приложение 2 Фото 1. Результаты проведения опыта №1  (свойство – непрозрачность снега) Фото 2. Результаты проведения опыта №2  16 (свойства – снег белого цвета) Фото 3. Результаты проведения опыта №5 (свойство снега – липкость) Фото 4. Результаты проведения опыта №5 (свойство снега – липкость) 17 Фото 5. Проведения опыта №6 (свойство снега – удерживание тепла) Фото 6. Проведения опыта №6 (свойство снега – удерживание тепла) 18 Фото 7. Проведения опыта №7 – забор снега (определение чистоты снега) Фото 8. Проведения опыта №7 – пробы снега с трех участков (определение чистоты снега) 19 Фото 9. Проведения опыта №7 – фильтрация проб снега (определение чистоты снега) Фото 10. Результаты проведения опыта №7   (определение чистоты снега) 20

Проект "Снег"

Проект "Снег"

Проект "Снег"

Проект "Снег"

Проект "Снег"

Проект "Снег"

Проект "Снег"

Проект "Снег"

Проект "Снег"

Проект "Снег"

Проект "Снег"

Проект "Снег"

Проект "Снег"

Проект "Снег"

Проект "Снег"

Проект "Снег"

Проект "Снег"

Проект "Снег"

Проект "Снег"

Проект "Снег"

Проект "Снег"

Проект "Снег"

Проект "Снег"

Проект "Снег"

Проект "Снег"

Проект "Снег"

Проект "Снег"

Проект "Снег"

Проект "Снег"

Проект "Снег"

Проект "Снег"

Проект "Снег"

Проект "Снег"

Проект "Снег"

Проект "Снег"

Проект "Снег"

Проект "Снег"

Проект "Снег"

Проект "Снег"

Проект "Снег"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2018