Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное
учреждение «Школаинтернат для обучающихся с ОВЗ пгт Кикнур»
Исследование свойств снега
на территории нашего посёлка
Работу выполнили:
обучающиеся 7 класса
Руководитель:
Вершинина Ольга Ивановна
воспитатель Содержание
1. Введение. ………………………………………………………….
1.1. Название исследовательской работы. ……………………………………..
1.2 .Обоснование актуальности темы
1.3. Объект исследования
1.4. Предмет исследования
1.5. Цель исследования, задачи………………………………………………
1.6. Гипотеза исследования. …………………………………………..
2. Обзор литературы
3. Материалы и методы исследования.……………………………………………
4. Результаты исследования
4.1.Результаты анкетирования
4.2. Опыт №1. Цвет снега
4.3. Опыт №2. Прозрачность
4.4. Опыт №3. Запах
4.5. Опыт №4. Чистота
4.6. Опыт №6. Липкость
4.7. Опыт №7. Защита от холода
5. Заключение.………………………………………………………
6. Список литературы. …………………………………………….
7. Приложения Введение
Тема:
Исследование свойств снега на территории посёлка.
Актуальность :
Зима – это не только период похолодания, но и время выпадения обильных
осадков в виде снега. Белые снежинки, падающие с неба, на земле образуют
обильный снежный покров. Каждый человек любит наблюдать это явление, но
не каждый задается вопросом: «Что собою представляет снег?». В ходе
беседы с детьми выяснилось, что знания обучающихсяо снеге (снежинках)
очень скудные. Нас заинтересовало это природное явление и захотелось, как
можно больше узнать о снеге
Объект исследования: снег.
Предмет исследования: свойства снега.
Цель: изучение свойств снега.
Задачи:
подобрать и изучить литературу по теме исследования;
провести анкетирование обучающихся с целью выявления их знаний о снеге и
его свойствах;
формировать исследовательские умения, развивать познавательную
активность;
узнать, что такое снег и как он образуется;
исследовать свойства снега:
цвет
прозрачность
запах
чистота скрип
липкость
защита от холода
Гипотеза: если снег это – зимний вид атмосферных осадков, то он имеет
определённые свойства.
Обзор литературы. поработав над литературой о снеге мы узнали много
нового и интересного. Снег – это твёрдые атмосферные осадки в виде белых
хлопьев, представляющих собою кристаллики, а также сплошная масса этих
осадков, покрывающая землю зимой.( определение из толкового словаря
Ожегова).
Вода в атмосфере это пар, она замерзает, и образуются прозрачные
кристаллики. От движения воздуха кристаллы свободно перемещаются то
вверх, то вниз. В этом хаотичном движении кристаллы соединяются друг с
другом. И когда, наконец, собирается слишком много кристаллов вместе,
тогда они начинают падать на землю уже в виде привычных нам снежинок.
Снежинка – это скопление маленьких кристаллов льда, которые отражаются
друг от друга, потому у снега белый цвет. Снежинки — одно из самых
красивых, сложных и абсолютно уникальных творений природы. Размеры
снежинок могут быть от маленькой точки до 7 миллиметров.
Почему снег белый?
Оказывается, все цвета, воспринимаемые нами, зависят от солнечных лучей.
Черные предметы полностью поглощают солнечный свет, поэтому и
воспринимаются нами черными. А если предмет полностью отражает лучик
солнца, то цвет нам будет казаться белым.
Из Интернета и детской энциклопедии «Всё обо всём» мы узнали, что
снежинки на 95% состоят из воздуха. Кристаллики снежинок не гладкие, а
имеют грани. Отражение света от граней этих кристаллов делает снег белым.
Лед остается бесцветным, так как пропускает через себя весь солнечный луч.
Да и каждая снежинка пропускала бы через себя весь свет и также не имела
бы цвета. Но снежинки обычно падают друг на друга в беспорядочном
движении. А уже вместе они становятся непрозрачными, а белыми. Снег образуется из снежинок, а снежинки из огромного количества
кристаллов. Эти кристаллики не гладкие, а с гранями. В этомто и кроется
ответ на наш вопрос, почему снег белый. Именно от граней отражается
солнечный свет.
Получается, цвет снега белый, потому что и свет солнца, который он
отражает, является белым. Подумайте, если бы луч солнца стал зеленым или
желтым, тогда и цвет снега был таким же. Наверняка, многие замечали, что во
время восхода или заката, нам кажется, что лучи солнца становятся
розоватыми, вот и снег в этот момент видится нам розовым.
Знаете ли вы, что снег не всегда бывает белым? Во многих регионах мира
людям приходилось видеть его красным, зеленым, голубым и даже черным!
Причиной подобного разнообразия цветов являются крошечные бактерии,
грибки, а также пыль, содержащиеся в воздухе и поглощаемые снежинками,
когда те опускаются на земную поверхность.
Поскольку в снегу между отдельными снежинками имеются большие
промежутки воздуха, он плохо проводит тепло. Вот почему снежное "одеяло"
может защищать корни растений от морозов. Это же свойство снега
используютэскимосы, строя из него себе жилище иглу.
В лесу же снег является защитой от холода для многих животных. Например,
мыши и землеройки спасаются под покровом снега от морозов и продолжают
вести активную жизнь, находя себе пищу на протяжении всей зимы в верхнем
слое почвы. Снегом пользуются для укрытия зайцы, устраивая в нем свои
лёжки, в снег закапываются ночью глухари и рябчики, под снегом спят
медведи и бурундуки в своих берлогах. Зимняя спячка – это нечто большее,
чем просто приспособление для того, чтобы пережить холодное время года.
Для ежа, например, это единственный способ избежать голодной смерти.
Материалы, методы исследования:
Наши исследования проводились на территории поселка Кикнур Кикнурского
района Кировской области. Для того чтобы выяснить, что обучающиеся знают
о снеге и снежинках, мы провели анкетирование (анкета в Приложении №1). В
нём участвовали обучащиеся 6, 7 классов. Всего опрошено 20 человек.
Для того, чтобы исследовать свойства снега, сбор материала проводили на
трёх участках: в парке, около школьной котельной и на проезжей части
дороги улицы Ленина. (Приложение 3). Исследовательская работа проводилась с декабря 2015г. по февраль 2016г.
Мы использовали методы:
анкетирование;
поиск информации;
экскурсия, наблюдение;
эксперимент, опыт;
сравнение, обобщение;
описание.
Материалы, используемые в работе:
результаты анкетирования обучающихся школы,
информация о снеге и снежинках, полученная из литературных
источников и интернета,
результаты собственных исследований.
Результаты исследования:
Анкетирование.
На вопросы анкеты (Приложение 2) ответили 20 ребят.
Результаты получились следующие (Приложение 3):
На вопрос «Что такое снег?» 10 (50%) человек уверены, что это замёрзшая
вода, 5 (25%)человек вода в твердом состоянии,5 (25%) затруднились в
ответе.
По одному свойству снега (белый)назвали 4 (20%)человека , по два
(холодный, белый) 10 (50%), по три (белый, холодный, хрупкий) 4(20%), 2
(10%) опрошенных назвали четыресвойства (белый,тает в тепле,
непрозрачный, холодный)
На вопрос «Чем полезен снег?» получили ответы: 10 (50%) человек считают,
что снег это одеяло для растений, 3 (15%) животные прячутся от
холода,спят, 2 (10%) для природы, 5(25%) опрошенных затруднились в
ответе. Обобщив ответы, можно сделать вывод, что ребята не имеют достаточной
информации о снеге.
Результаты исследования свойств снега.
Опыт №1. Мы взяли теннисный шарик, закатали его в снег.
Вывод о прозрачности снега: Снегнепрозрачный, так как через него не видны
другие предметы.
Опыт №2. Сравнили цвет снега с с цветом бумажных полосок: синей, белой,
красной. Можно ли назвать снег синим, белым, красным?
Вывод о цвете снега: Снег белый.
Опыт №3. Сравнили запах мандарина и снега. Что почувствовали?
Вывод: Снег не имеет запаха.
Опыт №4. Набрали снег на трёх участках посёлка Кикнур: в парке, около
школьной котельной и на проезжей части дороги улицы Ленина. Растаявший
снег профильтровали, проверив на содержание в нем грязи, сажи и других
веществ. Больше всего грязи было на фильтре, через который пропустили
пробу снега, взятого у школьной котельной. Чуть меньше было грязи на
фильтре, через который пропустили пробу снега на проезжей части дороги
еще меньше в парке. Но частички пыли, грязи, сажи –присутствовали во всех
пробах снега, правда в разных количествах.
Вывод: Снег, как и любые осадки, накопитель загрязняющих веществ,
содержит слишком много вредных примесей. Нельзя облизывать сосульки,
пить талую воду, есть снег. Он белый, но не чистый!
Опыт №5. Про дороге в школу по свежевыпавшему снегу при морозе 15°C мы
услышали под ногами хруст снега. На следующий день температура резко
спала до 2°C., никакого хруста мы не услышали. . Скрип снега не что иное,
как шум от раздавливаемых мельчайших кристалликов снега.
Вывод: снег скрипит в мороз, и чем крепче мороз, тем выше тон скрипа.
Опыт №6. Выходя на улицу несколько дней подряд при температуре воздуха
от 16ºС до 18ºС мы пробовали слепить снежки, снег вообще рассыпался в
ладошках.Мы стали ждать тёплой погоды. Обнаружилось, что только при температуре от 0 до 7˚С, позволило нам поиграть в снежки и вылепить
снежную фигуру.
Вывод: Температура воздуха влияет на состояние снега. В тепле состояние
снежинок изменяется. Под действием теплого воздуха, который проникает в
пространство между снежинками, они начинают подтаивать и становятся
влажными. Таким образом, они скрепляются между собой. Используя это
свойство снег становится липким.
Опыт №7. На улице при температуре воздуха 16°C.Перед прогулкой мы
налили в две одинаковые бутылки воду и закупорили их. Затем на участке
бутылку №1 поставили на поверхность сугроба, бутылку №2 закопали в снег
на глубину 30 35 см. Через три часа вода в бутылке № 1 полностью
замерзла. Выкопав из снега банку № 2, мы увидели, что вода даже и не
начинала замерзать.
Раскопали снег лопаткой, мы увидели маленькие ростки травы. Снежное
одеяло защищает растения от морозов.
Вывод: Снег хранит тепло. Поэтому животным и растениям не страшен лютый
мороз под теплым снежным одеялом.
Заключение
В процессе работы над проектом мы узнали:
Снег – это чудеснейшая особенность нашей планеты.
Снег – это красивый спутник зимнего пейзажа.
Снег – это высокие, устойчивые урожаи. Имеет свойство сохранять тепло,
поэтому имеет огромное значение в жизни живой природы и человека.
Свойства снега очень сильно зависят от температуры.
Реализация проекта способствовала развитию познавательных способностей
обучающихся, уровень сформированности исследовательской деятельностию
Литература:
Популярная детская энциклопедия: Всё обо всём. (Под ред. А.Ликум), т. 3,4,5
– М., 1995. Словарь русского языка (Под редвакцией члена –корреспондента АН СССР
Н.Ю.Шведовой. –М. «Русский язык».,1987.
Что? Зачем? Почему? Большая книга вопросов и ответов.,(Пер. К.Мишиной,
А.Зыковой. М.:Эксмо,2007.
Интернет ресурсы.
Приложения
Анкета
Что такое снег?
Назовите свойства снега.
Чем полезен снег
Проект "Снег"
Проект "Снег"
Проект "Снег"
Проект "Снег"
Проект "Снег"
Проект "Снег"
Проект "Снег"
Проект "Снег"
Проект "Снег"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.