Создание в
образовательных
организациях доступной
среды для обучения лиц с
ОВЗМБОУ СОШ №32
Учитель начальных классов- Глазунова И.А.
МБОУ СОШ № 32
Учитель начальных классов-Репкина Анна Вячеславовна
Статистические данные:
Статистические данные:
Людей с инвалидностью около 11 млн.
Людей с инвалидностью около 11 млн.
Детей с инвалидностью до 18 лет 620 300
Детей с инвалидностью до 18 лет 620 300
Детей со специальными образовательными нуждами от 7 до
Детей со специальными образовательными нуждами от 7 до
18 лет около 1,6 млн.
18 лет около 1,6 млн.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ре
д. от 03.07.2016) "Об образовании в Российск
ой Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу
с 15.07.2016)
права на образование в Российской Федерации
Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации
п5. В целях реализации права каждого человека на
образование федеральными государственными
органами, органами государственной власти субъектов
Российской Федерации и органами местного
самоуправления:
1) создаются необходимые условия для получения без
дискриминации качественного образования лицами с
ограниченными возможностями здоровья, для
коррекции нарушений развития и социальной адаптации,
оказания ранней коррекционной помощи на основе
специальных педагогических подходов и наиболее
подходящих для этих лиц языков, методов и способов
общения и условия, в максимальной степени
способствующие получению образования определенного
уровня и определенной направленности, а также
социальному развитию этих лиц, в том числе
посредством организации инклюзивного образования
лиц с ограниченными возможностями здоровья;
Статья 79. Организация получения
образования обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья
п4. Образование обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья
может быть организовано как совместно с
другими обучающимися, так и в отдельных
классах, группах или в отдельных
организациях, осуществляющих
образовательную деятельность.
Инклюзивное
образование
Инклюзивное образование
(фр. inclusif-включающий в
себя, лат. include-заключаю, включаю) –
процесс развития общего образования,
который подразумевает доступность
образования для всех, в плане
приспособления к различным нуждам всех
детей, что обеспечивает доступ к
образованию для детей с особыми
потребностями..
Где учатся дети- инвалиды?
Где учатся дети- инвалиды?
Массовые школы
Обучение на дому
Обычные классы
Классы коррекции
Не учатся
Специализированные
школы
Интернаты
Проблема проекта
Дети с ограниченными
возможностями здоровья
(ОВЗ) – дети, состояние
здоровья которых
препятствует освоению
образовательных
программ вне специальных
условий обучения и
воспитания
Цель проекта
Образование для
Образование для
всех»
всех»
Фундаментальный принцип «образование для
Фундаментальный принцип «образование для
всех» состоит в том, что каждый человек
всех» состоит в том, что каждый человек
должен иметь возможность учиться.
должен иметь возможность учиться.
Основополагающий принцип
Основополагающий принцип
инклюзивного образования – – все люди
все люди
инклюзивного образования
должны иметь возможность учиться
должны иметь возможность учиться
вместе, независимо от каких-либо
вместе, независимо от каких-либо
трудностей, имеющихся на этом пути, или
трудностей, имеющихся на этом пути, или
различий в способности к обучению,
различий в способности к обучению,
которые они могут иметь.
которые они могут иметь.
Адресатами инклюзивного образования
Адресатами инклюзивного образования
являются люди с ограниченными
являются люди с ограниченными
возможностями здоровья, и инвалиды – лишь
возможностями здоровья, и инвалиды – лишь
одни из них.
одни из них.
Задача проекта
Создание единой психологически
комфортной образовательной среды для
детей, имеющих разные стартовые
возможности.
Организация системы эффективного
психолого-педагогического сопровождения
процесса инклюзивного образования.
Охрана и укрепление физического и
нервно-психологического здоровья детей с
учетом специфики их личностных и
психофизических особенностей.
Формирование толерантного восприятия и
отношения участников образовательного
процесса к детям с ОВЗ, имеющим
различные нарушения.
Создание и апробация модели
междисциплинарного взаимодействия в
команде специалистов сопровождения.
Апробировать теоретическую модель
инклюзивного образования в
общеобразовательной школе
Развитие социального партнерства с
организациями и учреждениями,
защищающими права людей с ОВЗ и
принимающими активное участие в
продвижении инклюзивного образования с
целью координации и взаимодействия
специалистов разного профиля и родителей.
Ожидаемые результаты
проекта
В МБОУ СОШ № будут созданы условия для
получения более качественного и доступного
образования всеми детьми , независимо от их
нервно-психических и физических
особенностей.
Успешная социализация и расширение
социального пространства детей с ОВЗ.
У детей с ОВЗ будут сформированы и развиты
такие личностные качества, ключевые
компетентности, которые помогут им
адаптироваться к социальным реалиям и
позволят реализовать свой потенциал в
обществе.
Повышение уровня профессиональной
компетентности родителей детей с ограниченными
возможностями здоровья (родители получат
необходимые знания для воспитания своих детей).
Будет создана сеть информационного
взаимодействия по вопросам сопровождения детей с
ОВЗ в контексте внедрения инклюзивного
образования.
Повышение профессиональной компетентности
учителя в работе с детьми с разными возможностями.
Вовлечение детей с ОВЗ в участие в конкурсах,
олимпиадах, соревнованиях, выставках творческих
работ и т. д. и получение возможных положительных
результатов.
Учащиеся школы приобретут ценный опыт общения и
толерантного отношения к людям с особенностями
развития и здоровья.
Обобщение опыта через организацию открытых
мероприятий для педагогов своей школы, школ
района, форумах, издание сборника методических
рекомендаций и брошюры из опыта работы педагогов
МКОУ “СОШ №…” по инклюзивному образованию,
которые будут распространены среди педагогов школ
города, представление опыта за пределами города, на
страницах сети Интернет.
Сроки разработки и
реализации проекта
Подготовитель
ный
Январ
ь-
август
2017г.
создание банка данных о детях, нуждающихся в
особых условиях;
создание “безбарьерной” среды (материально-
техническое и информационное обеспечение,
обеспечение доступности в помещениях школы и
т.п.);
адаптация содержания образовательной
программы в различных предметных областях в
связи с полученным банком данных о детях;
формирование нормативно-правовой,
методической, образовательной, психолого-
медико-социальной баз;
формирование банка данных передового опыта,
имеющегося по инклюзивному образованию в
мире, России, городе;
курсовая подготовка педагогов.
Деятельностны
й (основной)
Август
2017г. –
май
2018г.
непосредственная работа с
детьми ОВЗ и детьми-
инвалидами;
коррекционно-развивающая
работа;
социальная адаптация;
работа “Родительского
клуба”;
курсовая подготовка
педагогов.
Рефлексивны
й
контроль и анализ
Апрел
ь-
результатов деятельности ОУ
июнь
2018г.
по инклюзивному
образованию;
обобщение результатов и
построение системы
трансляции опыта ОУ по
вопросам инклюзивного
образования;
составление перспективного
план дальнейшей работы в
этом направлении.
Кадровое обеспечение – характеристика необходимой
квалификации кадров
педагогов (в области общей и коррекционной педагогики), а
также кадров,
осуществляющих медико-психологическое сопровождение
ребенка с ОВЗ в
системе школьного образования.
Финансово-экономическое обеспечение – возможность
пригласить для
участия в занятиях актёров, тренеров, выехать на тренинг за
пределы школы
(нанять спецтранспорт, арендовать помещение)
Материально-техническое обеспечение – оргтехника,
актовый зал, учебный
кабинет информатики, учебная аудитория, аудиотехника,
видеотехника,
канцтовары, столовая.
Информационное обеспечение включает необходимую
нормативную
правовую базу образования детей с ОВЗ и характеристики
предполагаемых
информационных связей участников образовательного
процесса
ИНКЛЮЗИВНОЕ
ИНКЛЮЗИВНОЕ
(включающее)
(включающее)
ОБРАЗОВАНИЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
– – это образование, при котором все дети, несмотря
это образование, при котором все дети, несмотря
на свои физические, интеллектуальные и иные
на свои физические, интеллектуальные и иные
особенности, включены в общую систему
особенности, включены в общую систему
образования и обучаются в общеобразовательных
образования и обучаются в общеобразовательных
школах вместе со своими сверстниками.
школах вместе со своими сверстниками.
Инклюзия означает
раскрытие каждого
означает раскрытие каждого
ученика с помощью образовательной
ученика
с помощью образовательной
программы, которая достаточно сложна, но
программы, которая достаточно сложна, но
соответствует его способностям.
соответствует его способностям.
Инклюзия учитывает
учитывает потребности
специальные условия и поддержку, ,
и и специальные условия и поддержку
необходимые ученику и учителям для
необходимые ученику и учителям для
достижения успеха.
достижения успеха.
потребности, также как
, также как
Инклюзия
Инклюзия
Три аспекта развития
Три аспекта развития
инклюзии
инклюзии
1.Создание инклюзивной культуры
1.Создание инклюзивной культуры
Построение школьного сообщества
Построение школьного сообщества
Принятие инклюзивных ценностей
Принятие инклюзивных ценностей
2.Разработка инклюзивной политики
2.Разработка инклюзивной политики
Развитие школы для всех
Развитие школы для всех
Организация поддержки разнообразия
Организация поддержки разнообразия
3.Развитие инклюзивной практики
3.Развитие инклюзивной практики
Управление процессом обучения
Управление процессом обучения
Мобилизация ресурсов
Мобилизация ресурсов
Включающее образование
Включающее образование
базируется на восьми принципах:
базируется на восьми принципах:
Ценность человека не зависит от его способностей и
Ценность человека не зависит от его способностей и
достижений.
достижений.
Каждый человек способен чувствовать и думать.
Каждый человек способен чувствовать и думать.
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы
быть услышанным.
быть услышанным.
Все люди нуждаются друг в друге.
Все люди нуждаются друг в друге.
Подлинное образование может осуществляться только в
Подлинное образование может осуществляться только в
контексте реальных взаимоотношений.
контексте реальных взаимоотношений.
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
Для всех обучающихся достижение прогресса скорее
Для всех обучающихся достижение прогресса скорее
может быть в том, что они могут делать, чем в том, что
может быть в том, что они могут делать, чем в том, что
не могут.
не могут.
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Категории детей с
нарушениями развития:
Дети с нарушениями слуха
(неслышащие, слабослышащие);
Дети с нарушениями зрения
(незрячие, слабовидящие);
Дети с нарушением опорно-
двигательного аппарата;
Дети с ЗПР(с задержкой
психического развития) ;
Дети с нарушениями
интеллектуального развития;
Дети с нарушениями
эмоционально-волевой сферы;
Дети с комплексными (сложными)
нарушениями развития.
Существующие
Существующие
барьеры:
барьеры:
Дети с особыми образовательными
Дети с особыми образовательными
потребностями часто признаются необучаемыми;
потребностями часто признаются необучаемыми;
Большинство учителей и директоров массовых
Большинство учителей и директоров массовых
школ недостаточно знают о проблемах
школ недостаточно знают о проблемах
инвалидности и не готовы к включению детей-
инвалидности и не готовы к включению детей-
инвалидов в процесс обучения в классах;
инвалидов в процесс обучения в классах;
Родители детей инвалидов не знают, как
Родители детей инвалидов не знают, как
отстаивать права детей на образование и
отстаивать права детей на образование и
испытывают страх перед системой образования и
испытывают страх перед системой образования и
социальной поддержки;
социальной поддержки;
Архитектурная недоступность школ, учреждений
Архитектурная недоступность школ, учреждений
Что необходимо:
Что необходимо:
создание безбарьерной среды в
создание безбарьерной среды в
общеобразовательных учреждениях;
общеобразовательных учреждениях;
подготовку специалистов и методик
подготовку специалистов и методик
совместного образования детей-
совместного образования детей-
инвалидов в массовой школе;
инвалидов в массовой школе;
разработку и апробирование модели
разработку и апробирование модели
инклюзивного образования в нескольких
инклюзивного образования в нескольких
регионах России, включая и сельские
регионах России, включая и сельские
школы;
школы;
предусмотреть меры по распространению
предусмотреть меры по распространению
эффективных моделей инклюзивного
эффективных моделей инклюзивного
образования в массовых школах;
образования в массовых школах;
обеспечить выделение необходимых
обеспечить выделение необходимых
ресурсов для разработки, апробирования
ресурсов для разработки, апробирования
и внедрения моделей инклюзивного
и внедрения моделей инклюзивного
образования;
образования;
Условия организации успешного обучения и
Условия организации успешного обучения и
воспитания детей с ограниченными
воспитания детей с ограниченными
возможностями здоровья
возможностями здоровья
1. Создание адаптивной среды, позволяющей
1. Создание адаптивной среды, позволяющей
обеспечить полноценное включение и личностную
обеспечить полноценное включение и личностную
самореализацию в образовательном учреждении.
самореализацию в образовательном учреждении.
Создание в образовательном учреждении общего
Создание в образовательном учреждении общего
типа надлежащих материально-технических
типа надлежащих материально-технических
условий, обеспечивающих возможность для
условий, обеспечивающих возможность для
беспрепятственного доступа детей в здание и
беспрепятственного доступа детей в здание и
помещения ОУ и организации их пребывания и
помещения ОУ и организации их пребывания и
обучения в этом учреждении (пандусы, лифты,
обучения в этом учреждении (пандусы, лифты,
специально оборудованные учебные места,
специально оборудованные учебные места,
специализированное , реабилитационное,
специализированное , реабилитационное,
медицинское оборудование и т.д.)
медицинское оборудование и т.д.)
Условия организации успешного обучения и
Условия организации успешного обучения и
воспитания детей с ограниченными
воспитания детей с ограниченными
возможностями здоровья
возможностями здоровья
Обучение и коррекция развития детей с ограниченными
Обучение и коррекция развития детей с ограниченными
возможностями здоровья должны осуществляться по
возможностями здоровья должны осуществляться по
образовательным программам, разработанным на базе
образовательным программам, разработанным на базе
основных общеобразовательных программ с учетом
основных общеобразовательных программ с учетом
психофизических особенностей и возможностей таких
психофизических особенностей и возможностей таких
обучающихся.
обучающихся.
Необходимо комплексное психолого-педагогическое
Необходимо комплексное психолого-педагогическое
сопровождение ребенка с ограниченными
сопровождение ребенка с ограниченными
возможностями здоровья на протяжении всего периода
возможностями здоровья на протяжении всего периода
его обучения в ОУ общего типа.
его обучения в ОУ общего типа.
Необходима специальная подготовка педагогического
Необходима специальная подготовка педагогического
коллектива ОУ общего типа в соответствии со
коллектива ОУ общего типа в соответствии со
спецификой
спецификой
учебно-воспитательной и коррекционной работы .
учебно-воспитательной и коррекционной работы .
Условия организации успешного обучения и
Условия организации успешного обучения и
воспитания детей с ограниченными
воспитания детей с ограниченными
возможностями здоровья
возможностями здоровья
В целях обеспечения освоения детьми с
В целях обеспечения освоения детьми с
ограниченными возможностями здоровья
ограниченными возможностями здоровья
образовательных программ целесообразно ввести
образовательных программ целесообразно ввести
в штатное расписание ОУ общего типа
в штатное расписание ОУ общего типа
дополнительные ставки педагогических (учителя-
дополнительные ставки педагогических (учителя-
дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-
дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-
психологи, социальные педагоги, воспитатели и
психологи, социальные педагоги, воспитатели и
др.) и медицинских работников.
др.) и медицинских работников.
В обязанности педагога-психолога входит
углубленное изучение особенностей
интеллектуального развития детей,
личностных и поведенческих реакций:
оказание методической помощи, воспитателям
в разработке коррекционных Программ
индивидуального развития ребенка.
Толерантность
Толерантность
Формирование толерантного отношения в обществе к
Формирование толерантного отношения в обществе к
детям –инвалидам и к детям с ограниченными
детям –инвалидам и к детям с ограниченными
возможностями здоровья:
возможностями здоровья:
для обеспечения эффективного включения детей с
для обеспечения эффективного включения детей с
ограниченными возможностями здоровья в ОУ общего
ограниченными возможностями здоровья в ОУ общего
типа важное значение имеет проведение информационно-
типа важное значение имеет проведение информационно-
просветительской, разъяснительной работы по вопросам,
просветительской, разъяснительной работы по вопросам,
связанным с особенностями образовательного процесса
связанным с особенностями образовательного процесса
для данной категории детей, со всеми участниками
для данной категории детей, со всеми участниками
образовательного процесса – обучающимися, их
образовательного процесса – обучающимися, их
родителями, педагогическими работниками.
родителями, педагогическими работниками.
Условия организации успешного обучения и
Условия организации успешного обучения и
воспитания детей с ограниченными
воспитания детей с ограниченными
возможностями здоровья
возможностями здоровья
Для сохранения и укрепления кадрового
Для сохранения и укрепления кадрового
потенциала ОУ, осуществляющих образование
потенциала ОУ, осуществляющих образование
детей с ограниченными возможностями здоровья,
детей с ограниченными возможностями здоровья,
необходима разработка мер материального
необходима разработка мер материального
стимулирования деятельности работников этих
стимулирования деятельности работников этих
учреждений (определение размеров и условий
учреждений (определение размеров и условий
оплаты труда, установление дополнительных мер
оплаты труда, установление дополнительных мер
социальной поддержки и социальной помощи).
социальной поддержки и социальной помощи).
Очень важно понять:
Очень важно понять:
При создании инклюзивных школ, школ нового типа , дети
При создании инклюзивных школ, школ нового типа , дети
привыкают к тому, что мир – разнообразен, что люди в нем –
привыкают к тому, что мир – разнообразен, что люди в нем –
разные, что каждый человек имеет право на жизнь,
разные, что каждый человек имеет право на жизнь,
воспитание, обучение, развитие.
воспитание, обучение, развитие.