Проект «Создание в образовательных организациях доступной среды для обучения лиц с ОВЗ»

  • Научные работы
  • ppt
  • 08.09.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Презентация к докладу.ppt
Создание в образовательных организациях доступной среды для обучения лиц с ОВЗМБОУ СОШ №32 Учитель начальных классов- Глазунова И.А. МБОУ СОШ № 32 Учитель начальных классов-Репкина Анна Вячеславовна
Актуальность проекта
Статистические данные: Статистические данные: Людей с инвалидностью около 11 млн.  Людей с инвалидностью около 11 млн.  Детей с инвалидностью до 18 лет 620 300 Детей с инвалидностью до 18 лет 620 300 Детей со специальными образовательными нуждами от 7 до  Детей со специальными образовательными нуждами от 7 до 18 лет около 1,6 млн. 18 лет около 1,6 млн.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ре д. от 03.07.2016) "Об образовании в Российск ой Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016) права на образование в Российской Федерации   Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации   п5. В целях реализации права каждого человека на  образование федеральными государственными  органами, органами государственной власти субъектов  Российской Федерации и органами местного  самоуправления:  1) создаются необходимые условия для получения без  дискриминации качественного образования лицами с  ограниченными возможностями здоровья, для  коррекции нарушений развития и социальной адаптации,  оказания ранней коррекционной помощи на основе  специальных педагогических подходов и наиболее  подходящих для этих лиц языков, методов и способов  общения и условия, в максимальной степени  способствующие получению образования определенного  уровня и определенной направленности, а также  социальному развитию этих лиц, в том числе  посредством организации инклюзивного образования  лиц с ограниченными возможностями здоровья;
Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья  п4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Инклюзивное образование   Инклюзивное образование   (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями..
Где учатся дети- инвалиды? Где учатся дети- инвалиды? Массовые  школы   Обучение на дому   Обычные классы  Классы  коррекции Не учатся Специализированные  школы  Интернаты
Проблема проекта  Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания
Цель проекта Образование для Образование для всех» всех» Фундаментальный принцип «образование для  Фундаментальный принцип «образование для всех» состоит в том, что каждый человек всех» состоит в том, что каждый человек должен иметь возможность учиться. должен иметь возможность учиться. Основополагающий принцип  Основополагающий принцип инклюзивного образования – – все люди все люди инклюзивного образования должны иметь возможность учиться должны иметь возможность учиться вместе, независимо от каких-либо вместе, независимо от каких-либо трудностей, имеющихся на этом пути, или трудностей, имеющихся на этом пути, или различий в способности к обучению, различий в способности к обучению, которые они могут иметь. которые они могут иметь. Адресатами инклюзивного образования  Адресатами инклюзивного образования являются люди с ограниченными являются люди с ограниченными возможностями здоровья, и инвалиды – лишь возможностями здоровья, и инвалиды – лишь одни из них. одни из них.
Задача проекта  Создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности.  Организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования.  Охрана и укрепление физического и нервно-психологического здоровья детей с учетом специфики их личностных и психофизических особенностей.
 Формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к детям с ОВЗ, имеющим различные нарушения.  Создание и апробация модели междисциплинарного взаимодействия в команде специалистов сопровождения.  Апробировать теоретическую модель инклюзивного образования в общеобразовательной школе  Развитие социального партнерства с организациями и учреждениями, защищающими права людей с ОВЗ и принимающими активное участие в продвижении инклюзивного образования с целью координации и взаимодействия специалистов разного профиля и родителей.
Ожидаемые результаты проекта  В МБОУ СОШ № будут созданы условия для получения более качественного и доступного образования всеми детьми , независимо от их нервно-психических и физических особенностей.  Успешная социализация и расширение социального пространства детей с ОВЗ.  У детей с ОВЗ будут сформированы и развиты такие личностные качества, ключевые компетентности, которые помогут им адаптироваться к социальным реалиям и позволят реализовать свой потенциал в обществе.
 Повышение уровня профессиональной компетентности родителей детей с ограниченными возможностями здоровья (родители получат необходимые знания для воспитания своих детей).  Будет создана сеть информационного взаимодействия по вопросам сопровождения детей с ОВЗ в контексте внедрения инклюзивного образования.  Повышение профессиональной компетентности учителя в работе с детьми с разными возможностями.  Вовлечение детей с ОВЗ в участие в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, выставках творческих работ и т. д. и получение возможных положительных результатов.  Учащиеся школы приобретут ценный опыт общения и толерантного отношения к людям с особенностями развития и здоровья.  Обобщение опыта через организацию открытых мероприятий для педагогов своей школы, школ района, форумах, издание сборника методических рекомендаций и брошюры из опыта работы педагогов МКОУ “СОШ №…” по инклюзивному образованию, которые будут распространены среди педагогов школ города, представление опыта за пределами города, на страницах сети Интернет.
Сроки разработки и реализации проекта Подготовитель ный Январ ь- август 2017г. создание банка данных о детях, нуждающихся в особых условиях; создание “безбарьерной” среды (материально- техническое и информационное обеспечение, обеспечение доступности в помещениях школы и т.п.); адаптация содержания образовательной программы в различных предметных областях в связи с полученным банком данных о детях; формирование нормативно-правовой, методической, образовательной, психолого- медико-социальной баз; формирование банка данных передового опыта, имеющегося по инклюзивному образованию в мире, России, городе; курсовая подготовка педагогов.
Деятельностны й (основной) Август 2017г. – май 2018г. непосредственная работа с детьми ОВЗ и детьми- инвалидами; коррекционно-развивающая работа; социальная адаптация; работа “Родительского клуба”; курсовая подготовка педагогов.
Рефлексивны й контроль и анализ Апрел ь- результатов деятельности ОУ июнь 2018г. по инклюзивному образованию; обобщение результатов и построение системы трансляции опыта ОУ по вопросам инклюзивного образования; составление перспективного план дальнейшей работы в этом направлении.
Ресурсы проекта
 Кадровое обеспечение – характеристика необходимой квалификации кадров  педагогов (в области общей и коррекционной педагогики), а также кадров,  осуществляющих медико-психологическое сопровождение ребенка с ОВЗ в  системе школьного образования.  Финансово-экономическое обеспечение – возможность пригласить для  участия в занятиях актёров, тренеров, выехать на тренинг за пределы школы  (нанять спецтранспорт, арендовать помещение)  Материально-техническое обеспечение – оргтехника, актовый зал, учебный  кабинет информатики, учебная аудитория, аудиотехника, видеотехника,  канцтовары, столовая.  Информационное обеспечение включает необходимую нормативную  правовую базу образования детей с ОВЗ и характеристики предполагаемых  информационных связей участников образовательного процесса
ИНКЛЮЗИВНОЕ ИНКЛЮЗИВНОЕ (включающее) (включающее) ОБРАЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЕ – – это образование, при котором все дети, несмотря это образование, при котором все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему особенности, включены в общую систему образования и обучаются в общеобразовательных образования и обучаются в общеобразовательных школах вместе со своими сверстниками. школах вместе со своими сверстниками. Инклюзия означает раскрытие каждого означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям. соответствует его способностям. Инклюзия учитывает учитывает потребности специальные условия и поддержку, , и и специальные условия и поддержку необходимые ученику и учителям для необходимые ученику и учителям для достижения успеха. достижения успеха. потребности, также как , также как  Инклюзия  Инклюзия
Три аспекта развития Три аспекта развития инклюзии инклюзии 1.Создание инклюзивной культуры 1.Создание инклюзивной культуры Построение школьного сообщества  Построение школьного сообщества Принятие инклюзивных ценностей  Принятие инклюзивных ценностей 2.Разработка инклюзивной политики 2.Разработка инклюзивной политики Развитие школы для всех  Развитие школы для всех Организация поддержки разнообразия  Организация поддержки разнообразия 3.Развитие инклюзивной практики 3.Развитие инклюзивной практики Управление процессом обучения  Управление процессом обучения Мобилизация ресурсов  Мобилизация ресурсов
Включающее образование Включающее образование базируется на восьми принципах: базируется на восьми принципах: Ценность человека не зависит от его способностей и  Ценность человека не зависит от его способностей и достижений. достижений. Каждый человек способен чувствовать и думать.  Каждый человек способен чувствовать и думать. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы  Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. быть услышанным. Все люди нуждаются друг в друге.  Все люди нуждаются друг в друге. Подлинное образование может осуществляться только в  Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений. контексте реальных взаимоотношений. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.  Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее  Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут. не могут. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.  Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Категории детей с нарушениями развития:  Дети с нарушениями слуха (неслышащие, слабослышащие);  Дети с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие);  Дети с нарушением опорно- двигательного аппарата;  Дети с ЗПР(с задержкой психического развития) ;  Дети с нарушениями интеллектуального развития;  Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;  Дети с комплексными (сложными) нарушениями развития.
Существующие Существующие барьеры: барьеры: Дети с особыми образовательными  Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми; потребностями часто признаются необучаемыми; Большинство учителей и директоров массовых  Большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей- инвалидности и не готовы к включению детей- инвалидов в процесс обучения в классах; инвалидов в процесс обучения в классах; Родители детей инвалидов не знают, как  Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки; социальной поддержки; Архитектурная недоступность школ, учреждений  Архитектурная недоступность школ, учреждений
Что необходимо: Что необходимо: создание безбарьерной среды в  создание безбарьерной среды в общеобразовательных учреждениях; общеобразовательных учреждениях; подготовку специалистов и методик  подготовку специалистов и методик совместного образования детей- совместного образования детей- инвалидов в массовой школе; инвалидов в массовой школе; разработку и апробирование модели  разработку и апробирование модели инклюзивного образования в нескольких инклюзивного образования в нескольких регионах России, включая и сельские регионах России, включая и сельские школы; школы; предусмотреть меры по распространению  предусмотреть меры по распространению эффективных моделей инклюзивного эффективных моделей инклюзивного образования в массовых школах; образования в массовых школах; обеспечить выделение необходимых  обеспечить выделение необходимых ресурсов для разработки, апробирования ресурсов для разработки, апробирования и внедрения моделей инклюзивного и внедрения моделей инклюзивного образования; образования;
Условия организации успешного обучения и Условия организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья возможностями здоровья 1. Создание адаптивной среды, позволяющей  1. Создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценное включение и личностную обеспечить полноценное включение и личностную самореализацию в образовательном учреждении. самореализацию в образовательном учреждении. Создание в образовательном учреждении общего  Создание в образовательном учреждении общего типа надлежащих материально-технических типа надлежащих материально-технических условий, обеспечивающих возможность для условий, обеспечивающих возможность для беспрепятственного доступа детей в здание и беспрепятственного доступа детей в здание и помещения ОУ и организации их пребывания и помещения ОУ и организации их пребывания и обучения в этом учреждении (пандусы, лифты, обучения в этом учреждении (пандусы, лифты, специально оборудованные учебные места, специально оборудованные учебные места, специализированное , реабилитационное, специализированное , реабилитационное, медицинское оборудование и т.д.) медицинское оборудование и т.д.)
Условия организации успешного обучения и Условия организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья возможностями здоровья Обучение и коррекция развития детей с ограниченными  Обучение и коррекция развития детей с ограниченными возможностями здоровья должны осуществляться по возможностями здоровья должны осуществляться по образовательным программам, разработанным на базе образовательным программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ с учетом основных общеобразовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей таких психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся. обучающихся. Необходимо комплексное психолого-педагогическое  Необходимо комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения в ОУ общего типа. его обучения в ОУ общего типа. Необходима специальная подготовка педагогического  Необходима специальная подготовка педагогического коллектива ОУ общего типа в соответствии со коллектива ОУ общего типа в соответствии со спецификой спецификой учебно-воспитательной и коррекционной работы . учебно-воспитательной и коррекционной работы .
Условия организации успешного обучения и Условия организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья возможностями здоровья В целях обеспечения освоения детьми с  В целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья ограниченными возможностями здоровья образовательных программ целесообразно ввести образовательных программ целесообразно ввести в штатное расписание ОУ общего типа в штатное расписание ОУ общего типа дополнительные ставки педагогических (учителя- дополнительные ставки педагогических (учителя- дефектологи, учителя-логопеды, педагоги- дефектологи, учителя-логопеды, педагоги- психологи, социальные педагоги, воспитатели и психологи, социальные педагоги, воспитатели и др.) и медицинских работников. др.) и медицинских работников.
 В обязанности педагога-психолога входит углубленное изучение особенностей интеллектуального развития детей, личностных и поведенческих реакций: оказание методической помощи, воспитателям в разработке коррекционных Программ индивидуального развития ребенка.
Толерантность Толерантность Формирование толерантного отношения в обществе к Формирование толерантного отношения в обществе к детям –инвалидам и к детям с ограниченными детям –инвалидам и к детям с ограниченными возможностями здоровья: возможностями здоровья: для обеспечения эффективного включения детей с для обеспечения эффективного включения детей с ограниченными возможностями здоровья в ОУ общего ограниченными возможностями здоровья в ОУ общего типа важное значение имеет проведение информационно- типа важное значение имеет проведение информационно- просветительской, разъяснительной работы по вопросам, просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их образовательного процесса – обучающимися, их родителями, педагогическими работниками. родителями, педагогическими работниками.
Условия организации успешного обучения и Условия организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья возможностями здоровья Для сохранения и укрепления кадрового  Для сохранения и укрепления кадрового потенциала ОУ, осуществляющих образование потенциала ОУ, осуществляющих образование детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с ограниченными возможностями здоровья, необходима разработка мер материального необходима разработка мер материального стимулирования деятельности работников этих стимулирования деятельности работников этих учреждений (определение размеров и условий учреждений (определение размеров и условий оплаты труда, установление дополнительных мер оплаты труда, установление дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи). социальной поддержки и социальной помощи).
Очень важно понять: Очень важно понять:  При создании инклюзивных школ, школ нового типа , дети При создании инклюзивных школ, школ нового типа , дети привыкают к тому, что мир – разнообразен, что люди в нем – привыкают к тому, что мир – разнообразен, что люди в нем – разные, что каждый человек имеет право на жизнь, разные, что каждый человек имеет право на жизнь, воспитание, обучение, развитие. воспитание, обучение, развитие.
Спасибо за внимание