Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
« Гимназия»
«Умный дом »
Мальцева Марина Викторовна учитель физики,
высшей квалификационной категории
МАОУ «Гимназия» г. Чернушка
Чернушка – 2017
Пояснительная записка………………………………………………………………………3
Структура проекта .……………………………….……………….........................................3
План мероприятий по реализации проекта……………………………………….…….. 4
Заключение …………….…………………………….............................................................6
Интернет – ресурсы для написания проекта ……………..………………….................7
Пояснительная записка
Сейчас трудно представить обычный день без использования современных информационных технологий, прочно укоренившихся в нашей жизни, таких как мобильная связь, интернет, приложения и технические новшества. В наше время стала внедряться технология «умных вещей», которые позволяют контролировать бытовые процессы с планшета или телефона.
Дом, в котором мы можем контролировать всё: от включения света или отопления щелчком пальцев до активации систем имитации присутствия, которые будут помогать держать наше жилище в безопасности, пока в нём никого нет с помощью технологии «Умных вещей» называется «Умным домом».
Для создания автоматизированного и автоматического оборудования, превращения обычного дома в «умный дом» и использования в этом пространстве технологии «Умных вещей» необходимы специалисты, обладающие знаниями в области электроники, разработки программного обеспечения, конструирования. В связи с этим внедрение модуля «Умный дом» в учебный процесс является актуальным.
Актуальность дополнительной общеобразовательной программы «Умный дом» заключается в том, что в настоящий момент в России развиваются нано и IT- технологии, электроника, механика и программирование.
Дополнительная общеобразовательная программа «Умный дом» подразумевает формирование раннего профессионального самоопределения школьников в процессе конструирования и проектирования.
Направленность дополнительной общеобразовательной программы «Умный дом» – техническая. По уровню усвоения – общекультурная, т.к. предполагает удовлетворение познавательного интереса учащихся, расширение их информированности в данной образовательной области, обогащение навыками общения и приобретение умений совместной деятельности в освоении программы.
В педагогической целесообразности этой программы не приходиться сомневаться, т.к. дети научатся объединять реальный мир с виртуальным в процессе конструирования, кроме этого, дети получат дополнительное образование в области физики, механики, электроники и информатики.
Вариативность программы позволяет работающему по программе педагогу менять и дополнять содержание занятий, в зависимости от контингента обучающихся, имеющегося оборудования, актуальных задач и предлагаемых для исследования тем и направлений.
Дополнительная общеобразовательная программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
· Конституция Российской Федерации;
· Федеральный закон № 273-ФЗ от 21.12.2012 года «Об образовании Российской Федерации»;
· Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Содержание данной программы соответствует целям и задачам, стоящим перед дополнительным образованием на сегодняшний день.
Основная цель программы: создать условия для развития творческих способностей и формирование раннего профессионального самоопределения школьников в процессе конструирования и проектирования интеллектуальной системы управления зданием в доступной и понятной для школьников форме.
Задачи:
Образовательные:
Ø собрать необходимую информацию по сайтам Интернета, посвященную комплексной системе управления "Умный дом", приоткрыть занавес тайны над пока еще редким в России понятием «Умный дом»,
Ø выбрать технологии, подходящие для проектируемого дома,
Ø определить, какими средствами для реализации проекта располагают учащиеся,
Ø дать первоначальные знания по устройству электротехнических устройств;
Ø сформировать общенаучные и технологические навыки конструирования и проектирования;
Ø познакомить с правилами безопасной работы с инструментами необходимыми при конструировании систем.
Развивающие:
Ø развивать творческую инициативу и самостоятельность;
Ø развивать психофизиологические качества учеников: память, внимание, способность логически мыслить, анализировать, концентрировать внимание на главном.
Воспитательные:
Ø формировать творческое отношение по выполняемой работе;
Ø воспитывать умение работать в коллективе.
Срок реализации программы: 2017-2020 уч.год
Возрастная группа: учащиеся 7-8 классов
Планируемые результаты
К личностным результатам освоения курса можно отнести:
Ø критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
Ø осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий;
Ø развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
Ø развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
Ø развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
Ø воспитание чувства справедливости, ответственности;
Ø начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с конструированием.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
Ø принимать и сохранять учебную задачу;
Ø планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели;
Ø формировать умения ставить цель – создание творческой работы,
Ø планировать достижение этой цели;
Ø осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
Ø адекватно воспринимать оценку педагога;
Ø различать способ и результат действия;
Ø в сотрудничестве с педагогом ставить новые учебные задачи;
Ø проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
Ø осваивать способы решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
Ø оценивать получающийся творческий продукт и соотносить его с изначальным замыслом, выполнять по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
Познавательные универсальные учебные действия:
Ø осуществлять поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
Ø использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач;
Ø ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
Ø осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Ø проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
Ø строить логические рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
Ø устанавливать аналогии, причинно-следственные связи;
Ø синтезировать, составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Ø аргументировать свою точку зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
Ø выслушивать собеседника и вести диалог;
Ø признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
Ø планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
Ø определять цели, функций участников, способов взаимодействия;
Ø осуществлять постановку вопросов;
Ø инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
Ø разрешать конфликты;
Ø управлять поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий;
Ø владеть монологической и диалогической формами речи.
Предполагаемый продукт: макет дома, освещенный системой «Умный дом»
По окончании обучения учащиеся должны
знать:
o правила безопасной работы;
o конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
o приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.;
уметь:
ü использовать основные алгоритмические конструкции для решения задач;
ü конструировать различные модели;
ü применять полученные знания в практической деятельности;
Формы работы:
- лекционно-семинарские занятия;
- опыты, исследования и эксперименты;
- творческая самостоятельная (консультируемая педагогом) индивидуальная и/или групповая (в том числе и мелкогрупповая – 2-3 чел.) проектная деятельность;
- диспуты и дискуссии;
- презентация работ, защита проекта;
- участие в конференции, выставке, фестивале.
Способы определения результативности программы заключаются в следующем:
· результаты работ учеников будут зафиксированы на фото и видео в момент демонстрации созданных ими макетов и будут размещаться на сайте школы;
· фото и видео материалы по результатам работ учеников будут представлены для участия на научно- практических конференциях разного уровня;
Содержание программы
|
Должен знать |
Должен уметь |
Содержание учебного материала |
1 год |
|||
Организация учащихся в группы по интересам |
·достижения науки и техники в области электротехники. ·задачи, стоящие перед кружком.
|
|
· учащихся информируют о формировании творческой мастерской. · учитель-предметник презентует учащимся 7-8-ых классов проект «Умный дом». · достижения науки и техники в области электротехнических и электромонтажных работ; · задачи, стоящие перед кружком «Умный дом»; |
Вводное занятие |
·правила техники безопасности при проведении электромонтажных работ в лаборатории;
|
применять правила техники безопасности при проведении электромонтажных работ в лаборатории. |
· осуществляется опрос учащихся, с целью определения стартового уровня знаний и степени заинтересованности учащихся в новом виде учебной деятельности. · техника безопасности при проведении электромонтажных работ. |
Организация учащихся в группы по интересам
|
· функции систем - освещения, - климат–контроля, - автоматического открывания и закрывания ворот.
|
· |
Организация групп, работающих по разным направлениям: · осуществление управлением освещения, · осуществление управлением климат -контролем, · осуществление управлением открытием форточек и ворот. |
Тема 1. Технология подключения датчиков управления |
· основы электротехники; · виды припоев и флюсов; · способы замены, сращивания и пайки слаботочных проводов; · безопасные приемы работ |
· проверять маркировку простых монтажных и принципиальных схем; · разделывать, сращивать и изолировать провода |
· Классификация датчиков. · Способы монтажа и подключения. · Контроль качества подключения. |
Тема 2 Основы подключения слаботочных систем |
·правила прокладки проводов в коробах, трубах; ·схемы соединения и разветвления проводов. |
· разделывать, сращивать, изолировать и паять провода, монтировать и демонтировать распределительные коробки, · проверять и измерять сопротивление изоляции |
· классификация кабельной продукции, · способы выполнения слаботочной электропроводки. |
Углубление и расширение знаний учащихся
|
· функции системы освещения:
|
· составлять электрическую схему электропитания, · выбирать элементы в соответствии с техническими характеристиками. · производить математические расчеты по обеспечению проекта
|
· функция системы освещения: обеспечение энергосберегающего режима освещения - включения и выключения светильников в заданное время управление яркостью освещения - это система, дающая возможность регулировать световой поток путём добавления или убавления яркости. применение солнечных батарей в качестве источников питания для освещения |
Углубление и расширение знаний учащихся
|
· функции системы климат–контроля |
· составлять электрическую схему электропитания, · выбирать элементы в соответствии с характеристиками · производить математические расчеты по обеспечению проекта |
· функция системы климат–контроля: Управление теплыми полами Управление температурой воздуха Применение в качестве утеплителя между стенами обычное сено. |
Углубление и расширение знаний учащихся
|
· функции системы автоматического открывания и закрывания ворот
|
· оставлять электрическую схему электропитания, · составлять монтажную схему подключения, · выбирать элементы в соответствии с техническими характеристиками · производить математические расчеты по обеспечению проекта |
· функция системы автоматического открывания и закрывания ворот: методы проектирования системы автоматического управления открыванием штор |
Работа над проектами |
Этапы разработки проекта |
· Ставить цели и задачи, выдвигать гипотезы, сравнивать и анализировать, делать выводы, · оформлять работу в соответствии с требованиями |
Разработка и оформление проекта |
Конкурс разработанных проектов |
|
Свободно владеть умениями публичного выступления. |
· Участие в научно- исследовательской конференции школьного этапа и районного уровня · Участие в различных конкурсах |
2 год |
|||
Организация учащихся в группы по интересам |
Знать функции: · системы управления аудио- и видеоаппаратурой, бытовой техникой, · системы управлением климатом в зимнем саду, · системы управления видеонаблюдением. |
|
Организация групп, работающих по разным направлениям: · система управлением климатом в зимнем саду, · система управления видеонаблюдением. |
Углубление и расширение знаний учащихся
|
· функции системы управлением климатом в зимнем саду
|
· составлять электрическую схему электропитания, · выбирать элементы в соответствии с характеристиками · производить математические расчеты по обеспечению проекта |
функция системы управлением климатом в зимнем саду: применение водяной мельницы для обеспечения системы водоснабжения и получения электрической энергии, управление автоматическим поливом, управление освещением, применение специального водостока с дальнейшим применением отстоявшейся воды для полива. |
Углубление и расширение знаний учащихся
|
· функции системы управлением видеонаблюде- нием
|
· составлять электрическую схему электропитания, · выбирать элементы в соответствии с характеристиками · производить математические расчеты по обеспечению проекта |
функция системы управлением видеонаблюдением: · наблюдение за происходящим возле входной двери через веб- камеру. |
Работа над проектами |
Этапы разработки проекта |
· Ставить цели и задачи, выдвигать гипотезы, сравнивать и анализировать, делать выводы, · оформлять работу в соответствии с требованиями |
Разработка и оформление проекта |
Конкурс разработанных проектов |
|
свободно владеть умениями публичного выступления. |
· Участие в научно- исследовательской конференции школьного этапа и районного уровня · Участие в различных конкурсах |
Создание единого проекта «Умный дом» |
|
|
Создание единого макета «Умного дома» Экономическое обоснование проекта Разработка и оформление проекта Размещение проекта в СМИ |
3 год |
|||
Умный дом как прототип многофункционального центрального сервера управления. |
принцип устройства центрального сервера. |
|
· провести обзор литературы, описывающей различные варианты разработки и изготовления центрального сервера управления «интеллектуальным домом» |
Изучение эффективности различных вариантов работы сервера |
|
разбирать достоинства и недостатки различных вариантов программирования центральных серверов для «УД». |
· Определение оптимального набора параметров, контролируемых центральным сервером в «интеллектуальном доме» · изготовление центрального сервера для их обслуживания. |
Подключение систем «умных вещей» к центральному серверу |
|
Обсуждение полученных результатов, выявление ошибок, причин неудач, анализ лучших решений, формулирование выводов с учетом мнения сверстников. |
· Разработать оптимальные рисунок - схему работы модулей вашего «УД» и соответствующего им центрального сервера, · провести подбор материалов и элементов для своего варианта проекта, · произвести авторское программирование своего проекта, · произвести настройку изделия. |
Защита проекта |
|
Определять перспективы будущей работы в этом направлении |
Демонстрация итоговой работы с инновационным технологиями |
В данном проекте представлена деятельность учителя и учащихся по разработке проекта «Умный дом». Предлагаемая система комплексной работы по написанию проекта включает в себя: формирование групп детей по интересам, тесное сотрудничество преподавателей с учениками. Такая система работы поможет учащимся гимназии реализовать свои знания и умения на практике, расширит их кругозор и повысит мотивацию к изучению физики.
Интернет-ресурсы для разработки проекта
№ п/п |
Назначение сайта |
Сайт |
1 |
На данном сайте размещен разработанный ученический проект |
Infourok.ru >proektnaya-rabota-umniy-dom |
2 |
Проект по физике Умный дом представлен в виде ролика. |
youtube.com |
3 |
Прекрасно расписаны системы Умного дома |
multiurok.ru >files/proekt-po..umnyi-dom.thml |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.