Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
"Кулундинская средняя общеобразовательная школа №1"
Проект урока русского языка
Тема. Правописание глаголов в прошедшем времени.
4 класс
УМК " Школа России"
Автор проекта: Иванова Елена Николаевна
учитель начальных классов
Кулунда 2016
Цели урока: создать условия для:
- выведения алгоритма правописания суффиксов глаголов глаголов в прошедшем времени и родовых окончаний;
- формирования умения изменять глаголы прошедшего времени по родам ( в единственном числе) и числам;
- развития орфографической зоркости при проверке выполненных заданий;
- развитие памяти, при запоминании способа правописания суффиксов глаголов в прошедшем времени и родовых окончаний глаголов;
- развития речи и обогащения активного словарного запаса при правильном употреблении глаголов в прошедшем времени;
- развития умения сотрудничать при работе в группе, оказывать помощь друг другу при работе в паре.
Планируемые результаты:
- применять способ правописания суффиксов глаголов в прошедшем времени и родовых окончаний глаголов;
- уметь изменять глаголы прошедшего времени по родам ( в единственном числе) и числам;
- уметь находить ошибки на этапе контроля;
-развивать речь при правильно употреблении глаголов в прошедшем времени;
- уметь сотрудничать, оказывать помощь при работе в группе.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, дидактический материал.
Ход урока
№ п/п |
Структура урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Примечания |
1 |
Эмоциональный настрой. |
Прозвенел звонок весёлый Все готовы? Всё готово? Мы, сейчас, не отдыхаем, Мы, работать начинаем. Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать. - Ребята, давайте подарим друг другу частичку уверенности, поддержки и хорошего настроения.
|
Проверяют готовность рабочего места к уроку, настраиваются на активное сотрудничество.
Дети обмениваются рукопожатием и улыбками. |
|
2 |
Мотивация |
-Прочитайте слова. Что можете сказать о них? -В парах обсудите, на какие группы вы можете их распределить?
- По какому признаку можно было распределить эти слова на другие группы?
-Покажите успешность выполнения вами домашнего задания? - Тетради с домашним заданием уберите, сдадите их на перемене.
Предлагаю оформить запись в тетради.
-Ребята, у каких из этих частей речи можно определить род? - В каком случае у глаголов можно определить род? - Назовите тему урока, над которой мы начали работать на прошлом уроке. - Какие знания уже умеете применять?
- Тогда предлагаю вам списать глаголы, вставляя пропущенную букву.
- Покажите успешность выполнения.
- Почему сомнения возникли.
- У нас появилась проблема. О чём нам это говорит? - Кто попробует сформулировать цель на урок.
- Есть орфограмма, что необходимо знать? - Добавьте к цели урока формулировку.
Помещает цель урока в солнышко.
-Зачем каждому необходимо это знать?
|
-Это слова из домашнего упражнения. Работают в парах. -Можно распределить по частям речи: имя существительное, слова, отвечающие на вопрос что?: крыло, облако; Наречие, слова, отвечающие на вопрос как?: шумно, светло. Глаголы слова, отвечающие на вопрос что сделало?: блеснуло, загудело. - По тому, какой значимой частью слова является выделенная часть. У наречий это суффикс. У имён существительных и глаголов это окончание.
Сигнализируют смайликами.
Убирают тетради на край парты.
Записывают дату в рабочих тетрадях.
- У имён существительных и глаголов.
- Если они в единственном числе и прошедшем времени. - Правописание глаголов в прошедшем времени.
- Я могу отличить глагол прошедшего времени от других глаголов. - Могу определить род у глаголов единственного числа. - Умею правильно писать родовые окончания глаголов прошедшего времени. - Знаю, что суффикс - л, образует форму глаголов прошедшего времени и в основу слова не входит. -Умею образовывать глаголы прошедшего времени. -Знаю правописание глаголов в прошедшем времени.
Пытаются выполнить задание.
Большинство детей поднимут сомневающихся смайликов. - Не знаю такого правила. - Не могу объяснить как правильно. - Я вроде бы знаю, как правильно писать, а вот как доказать, что права, не знаю. - Я не знаю правописание таких глаголов. - Узнаю способ определения гласной перед суффиксом -л- у глаголов в прошедшем времени. - В какой части слова она находится.
-Изучаю, какой частью слова является эта гласная.
Фиксируют цель на листах продвижения.
- Хочу быть грамотным человеком. - Нужно в совершенстве владеть родным языком. |
На слайде записаны слова: блеснуло, загудело, крыло, облако, шумно, светло. Во время ответов дети контролируют при помощи смайликов. Все обозначения появляются на слайде.
Сигналят значками.
На доске слова: посе...л, ужал...ли, завис...ла.
Прикрепляется схема.
|
3 |
Планирование |
-Давайте составим план продвижения к цели.
- К этим словам мы вернёмся на этапе проверки.
Физминутка |
1. Узнаю как определить гласную перед суф. –л- у глаголов в прошедшем времени. 2. Выясняю, какой частью слова является эта гласная. 3. Применяю полученные знания. 4.Проверю себя и оценю. |
Фиксируют план: учитель на доске, уч-ся на листах продвижения. |
4 |
Реализация плана |
Приступим к нашему продвижению. Я предлагаю нам всем двигаться по островам группами исследователей. Определите, на каком транспорте мы будем путешествовать сегодня.
Ходит город-великан
- Что поможет нам в исследовании? Сигналом к началу и окончанию движения послужит звонок. Время исследования 7 минут первый раз, остальные по 3 мин. для проверки.
- Ещё раз проговорим цель исследования.
Раздаю группам маршрутные листы с заданиями.
Учитель следит за работой ребят, направляет, если нужно. Сигналит об окончании времени.
Сигналю об окончании исследования. - Давайте послушаем, что у вас получилось. Кто готов рассказать, как определить, какую гласную нужно писать у глаголов в прошедшем времени перед суффиксом – л?
- Уточните ещё раз, какой частью слова является гласная перед суффиксом –л. -Каждый из вас проделал определённую работу по открытию способа проверки. Давайте посмотрим, насколько правильно вы смогли применить свои знания, когда контролировали правильность выполнения задания. |
Дети делятся на группы. Распределяют роли.
- Корабль
- Знания, товарищи, учебник, рассудительность, дисциплина и организованность.
-Узнать способ проверки написания гласной. - Понять, как пользоваться этим способом.
1 задание для острова «Определяй-ка». 2 задание для острова « Рассуждай-ка». 3 задание для острова « Узнавай-ка» 4 задание для острова « Запоминай-ка»
Учащиеся работают с заданиями, делают выводы. Оценивают свои знания. По звонку меняются местами и проверяют работу одноклассников уже известным способом. Оценивают.
- Нужно вспомнить или посмотреть какой суффикс пишется в глаголе неопределённой формы перед суффиксом – ть, такой же написать и перед суффиксом –л у глагола в прошедшем времени. - Она является суффиксом.
Одна группа защищает, другая проверяет, если нужно исправляет и обосновывает. |
Колокольчик. Маршрутные листы. Задания размещены по классу.
Фото на слайде.
См. в приложении
Размещают смайликов на плакате и листах продвижения. |
5 |
Контроль |
Давайте вернёмся к словам, которые помогли нам поставить цель на урок. Вставьте пропущенные буквы. |
- Посеять, суффикс – я, значит посеял, тоже вставлю суффикс – я; ужалить, суфф. – и, значит ужалили; зависеть суфф. –е, значит зависела.
|
Выходят к доске. |
6 |
Оценка |
Ребята, на листах продвижения на шкале отметьте уровень вашего продвижения к цели урока. |
Отмечают |
|
7 |
Рефлексия |
-Что дала каждому из вас сегодняшняя совместная работа?
- Домашнее задание вы выполните по печатной тетради, упражнение выберете сами, кому над чем ещё нужно поработать. -Давайте поблагодарим друг друга за плодотворное сотрудничество.
|
- Я узнал, что важно проверять написание суффиксов у глаголов в прошедшем времени. - Стала грамотнее. - Понял, что нужно лучше запомнить глаголы исключения, не путать их с другими глаголами.
Рукопожатие .
|
Запись на доске: Т. упр. 141-144, у. с 113, запомни. |
Приложение
Задание для острова « Определяй-ка»
1. От данного глагола образуйте и запишите глаголы заданной формы.
освободить
Прош. вр., ед. ч., м. р. __________________
Прош. вр., ед. ч., ж. р.__________________
Прош. вр., ед. ч., с. р.___________________
Прош. вр., мн. ч._______________________
2. В образованных словах, выделите суффиксы.
3. Сделайте вывод по способу написания гласной перед суффиксом – л у глаголов в прошедшем времени.
4. Определите, какой частью слова является гласная перед суффиксом – л.
5. Проверьте свои предположения по учебнику на стр. 113.
Задание для острова « Рассуждай-ка».
1. Вставьте пропущенные буквы в слова, для этого воспользуйтесь словами-помощниками, расположенными на сенсорных крестах.
2. Сделайте вывод по способу написания гласной перед суффиксом – л у глаголов в прошедшем времени. Если нужно воспользуйтесь карточкой помощницей.
3. Определите, какой частью слова является гласная перед суффиксом –л.
Подсказка.
1. Определите, что общего у всех слов – помощников.
2. Посмотрите, какая гласная пишется перед суффиксом –ть.
3. Посмотрите, какую гласную в глаголах пошедшего времени вставили вы.
4. Сделайте вывод о том, как проверить гласную перед суффиксом –л, какой частью слова она является.
Слова для разбора:
Обид…л, увид…л, накле…л, жар…л, посе…л, раста…л.
Слова-помощники:
Обидеть, увидеть, наклеить, жарить, посеять, растаять.
Задания для острова « Узнавай-ка»
1.Определи, какой частью речи являются слова с пропущенными буквами.
2. Определи время, число, род.
3. Ниже напиши глагол неопределённой формы, от которого образованны данные глаголы.
4. Выдели суффиксы у глагола неопределённой формы.
5. Вставь пропущенные буквы в словах.
6. Сделайте вывод по способу написания гласной перед суффиксом – л у глаголов в прошедшем времени.
7. Определите, какой частью слова является гласная перед суффиксом – л.
8. Проверьте свои предположения по учебнику на стр. 113.
Предложения для задания.
1. Во время войны мой прадедушка освобод…л русских партизан из фашистского плена. 2. Рыбаки освобод…ли дельфина, запутавшегося в сети. 3. - Освобод…ла ты меня, красна девица, от злых чар.
4. Разбушевалось море синее, освобод…ло свои волны быстрые.
Задания для острова « Запоминай-ка»
1. Что общего у глаголов левого столбика? Правого?
2. Вставьте пропущенный суффикс у глагола неопределённой формы, затем у глагола прошедшего времени.
3. Сделайте вывод по способу написания гласной перед суффиксом – л у глаголов в прошедшем времени.
4.Определите, какой частью слова является гласная перед суффиксом – л.
5. Проверьте свои предположения по учебнику на стр. 113.
Задание для группы находится на слайде электронного приложения к учебнику.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.