Проект
«Сказки – добрые друзья»
Вид проекта: групповой, познавательнотворческий.
Продолжительность: долгосрочный (октябрь – май)
Возрастная адресация: дошкольный возраст.
Участники проекта:
дети подготовительной группы,
родители,
воспитатели, сотрудники городской детской библиотеки.
Актуальность:
Сказки это особый мир детства, непринужденная обстановка, задушевный
настрой, доброта и радость. В течение многих веков сказки воспитывают,
развивают, поучают ребенка, приобщают его к культуре своего народа, его
знаниям и традициям. Они передают опыт, накопленный многими поколениями
людей. Сказки делают это ненавязчиво, но эффективно.
В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные
способы их решения. Слушая сказки, мы накапливаем некий символический
«банк жизненных ситуаций». И если мы вместе будем размышлять над каждой
прочитанной сказкой, знания, зашифрованные в них, то у слушателей будет
формироваться правильное представления о том, что хотел автор этой сказкой
высказать или выразить. Так постепенно, всех нас готовят к жизни, формируют
у нас важнейшие ценности.
В сказках противопоставляются добро и зло, щедрость и жадность,
смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Они
говорят ребенку, что мир — очень сложная штука, что в нем есть немало
несправедливости, что страх, сожаление и отчаяние — в такой же степени часть
нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность. Но самое главное — они
говорят ребенку, что если человек не сдается, даже когда положение кажется
безвыходным, если он не изменит своим нравственным принципам, хотя
искушение и манит его на каждом шагу, он, в конце концов, обязательно
победит.
Как приобщить ребенка к чтению? Как научить добывать самостоятельно из
книг необходимую информацию? Многие посчитают, что в наш век век
развития компьютерных и других технических технологий, различного рода
связей не актуально говорить о книге, чтении. Книга должна войти в мир
ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным
необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу тянуться к ней. В книгах
заключено особое очарование, книги вызывают в нас наслаждение, они
1 разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями
для нас.
Актуальность решения этой проблемы очевидна. Вот поэтому мы решили
обратиться за помощью к сказке.
Цель: повышение интереса детей к работе с книгой и дополнительное развитие
их познавательных и речевых умений на материале сказок.
Задачи:
Для детей:
Воспитание у детей дошкольного возраста позиции активного читателя,
интереса и уважения к книге как источнику культуры и информации.
Обучение детей установлению многообразий связей в тексте
произведения, давая оценку действиям и поступкам героев.
Создание условий для активного внедрения литературного опыта в
творческую деятельность детей.
Поддержание и развитие детской эмоциональности.
Активизация речевого и мыслительного творчества детей.
Воспитание доброжелательности и контактности в отношении со
сверстниками.
Для родителей:
Привлечение родителей к оформлению развивающей предметно
пространственной среды.
Активизация родителей к совместной продуктивной деятельности.
Обеспечение: художественная литература (сказки), иллюстрации к
сказкам,
аудиозаписи,
методическая литература, материал для творчества детей, компьютер,
музыкальный центр и др.
репродукции картин,
рисунков,
фотографии,
Формы и методы работы:
Развивающая предметнопространственная среда:
подбор художественной литературы
дидактические игры
ТСО
Самостоятельная деятельность детей:
рассматривание иллюстраций
рассматривание книг.
рисование, лепка, аппликация.
Совместная деятельность педагогов и детей:
беседы
2 чтение художественной литературы, сказок
работа по сказке по методике Л.Фесюковой
экскурсии
выставки
Совместную свободную деятельность детей и родителей:
чтение художественной литературы
пополнение книжного уголка
посещение выставок детского творчества в детском саду
совместная продуктивная деятельность
Схема работа со сказкой (методика Л.Фесюковой):
Название сказки.
1. Нравственный урок.
2. Воспитание добрых чувств.
3. Речевая зарядка.
4. Развитие мышления и воображения.
5. Сказка и математика.
6. Сказка развивает руки.
Этапы работы:
Мероприятия
Для детей
Изучение особенностей
литературного опыта
детей.
Выявление
читательских интересов
детей.
Выявление
возможностей
использования детьми
литературного опыта в
самостоятельной
творческой
деятельности.
Этапы
.
I
П
д
о
о
г
т
в
о
и
т
л
е
н
ь
ый
Для педагога
Изучение и анализ
материалов по
проблеме детского
чтения.
Постановка целей и
задач, определение
методов и приемов.
Составление
перспективного плана.
Оформление развива
ющей предметно
пространственной
среды.
Изготовление и
комплектация пособий
для проведения
мероприятий.
Составление
информационных
листов для родителей.
Для родителей
Выявление уровня
педагогической
культуры родителей по
приобщению детей к
художественной
литературе.
3 ы Проведение
Участие детей в
Оказание помощи в
мероприятий по теме
(согласно,
перспективного плана).
совместной
деятельности.
оснащении развивающей
предметно
пространственной
среды.
Оказание помощи в
проведении
мероприятий.
Участие родителей в
совместной
деятельности с детьми и
педагогом.
Систематизация
Сравнительный анализ
практического
материала (игры, фото,
детская продуктивная
деятельность).
уровня
сформированности
читательских интересов
детей
Отзывы родителей
Подведение итогов
анкетирования.
н
н
о
и
ц
а
з
и
н
а
г
р
О
.
I
I
й
и
щ
ю
а
ш
р
е
в
а
З
.
I
I
I
Ожидаемый результат:
Для детей:
1. Повышение уровня речевого развития детей.
2. Развитие индивидуальных особенностей в творческой речевой деятельности.
3. Использование различных речевых форм выразительности речи в разных видах
деятельности и повседневной жизни.
4. Повышение интереса к книге.
Для родителей:
1. Участие родителей в совместной продуктивной деятельности.
2. Повышение педагогической культуры родителей в проблеме приобщения
дошкольников к художественной литературе.
4 План реализации проекта
1 раздел:
«Вхождение в мир сказок»
Октябрь
1. Опрос детей «Чтение художественной литературы дома»
2. Экскурсия в городскую детскую библиотеку «В библиотечном царстве,
книжном государстве».
3. Виртуальная экскурсия в библиотеку С.Я. Маршака.
4. Просмотр с детьми книг со сказками в группе.
5. Беседа на тему «Бережное хранение книг», «Хранилище книг».
6. Проведение игры «Книжкина больница».
7. Чтение сказок: «Царевналягушка», «Иван Царевич и серый волк».
2 раздел:
«Русские народные сказки»
Ноябрь
1. Изготовление с детьми закладок в книжку.
2. Консультация для родителей «Художественная литература для
дошкольников».
3. Сочинение продолжения сказки «Лисичкасестричка и волк».
4. Дидактические игры.
5. Игры с правилами «Хитрая лиса».
6. Изготовлению с детьми конусных игрушек «Заяцхваста»
7. Чтение сказок: русские народные сказки «Заяцхваста», «Лисичка
сестричка и волк», «У страха глаза велики», «Лиса и кувшин».
Декабрь
1. Консультация для родителей «Роль сказки в развитии и воспитании
ребёнка».
2. Инсценировка сказки «Маша и медведь».
3. Рисование иллюстраций к русским народным сказкам «Рисуем сказку».
4. Викторина по русским народным сказкам «Сказка ложь, да в ней намёк».
5. Чтение сказок: русские народные сказки «Котворкот, Котофей
Котофеевич», «Крошечкахаврошечка», «Крылатый, мохнатый, да масляный»,
«Лиса и козёл».
3 раздел:
«Сказки народов мира»
Январь
1.Экскурсия в краеведческий музей «Ёжики»
2.Рекомендации для родителей по чтению художественной литературы в
5 дошкольном возрасте.
3. Народные подвижные игры.
4. Изготовление с детьми из природного материала птицу по мотивам
чукотской сказки «Ленивая птичка».
5. Чтение сказок: ненецкая сказка «Кукушечка», чукотская сказка
«Ленивая птичка», индийская сказка «Соловей и хлопковый куст»,
мексиканская сказка «Вежливый кролик».
Февраль
1. Экскурсия в городскую детскую библиотеку «По сказочным дорожкам».
2. Консультация для родителей «Зачем нужны сказочные истории».
3. Дидактические игры.
4. Чтение сказок: таджикская сказка «Листок и комочек», чукотская сказка
«Как волк с горы катался», лаосская сказка «Чудодейственное снадобье»,
ненецкая сказка «Айога».
4 раздел:
«Авторские сказки»
Март
1. Консультация для родителей «Значение художественной литературы в
речевом и социальном развитии детей».
2. Рисование иллюстраций к сказкам К.И. Чуковского «Рисуем сказку».
3. Сюжетноролевая игра «Накроем стол к чаю». Решение проблемных
ситуаций.
4. Виртуальная экскурсия в музей мыши «Мышеловка».
5. Викторина «Угадай сказку (К.И. Чуковский)»
6. Чтение сказок: С.Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об
умном мышонке», «Двенадцать месяцев»; К.И.Чуковский «Бибигон», «Доктор
Айболит», «Федорино горе», «Бармалей».
Апрель
1. Экскурсия в городскую детскую библиотеку «Хорошие книги – друзья
навсегда».
2. Консультация для родителей «Сказки братьев Гримм»
3. Рисование и лепка персонажей из произведений братьев Гримм.
4. Рассматривание и сравнение иллюстраций в детских книгах различных
изданий.
5. Чтение сказок: братья Гримм «Маленькие человечки», «Бременские
музыканты», «Беляночка и розочка», «Горшок каши», «Госпожа Метелица»,
«Храбрый портной».
5 раздел:
«По дорогам сказок»
6 Май
1. Презентация проекта для родителей
2. Сюжетноролевая игра «Библиотека».
3. Итоговое мероприятие совместно с родителями – литературная
викторина «По дорогам сказок».
4. Изготовление книжек со сказками совместно с родителями.
7 Список литературы:
1. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/ Под ред.
Виноградовой А.М. –М.: Просвещение, 1989.
2. Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго. – М.: Просвещение, 2001. – 144с.
3. Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного
образования / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. – СПб. :
ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВОПРЕСС», 2011. – 528 с.
4. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития:
Методическое руководство для работников дошкольных образовательных
учреждений. / Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьёва, А.Е.Жичкина, С.И.Мусиенко. –
М.: ЛинкаПресс, 2001. – 224с.
5. Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности
ребёнка. // Дошкольное воспитание – 2007, № 6, с.35 – 40.
6. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ/ Е.С.Евдокимова – М.:
ТЦ Сфера, 2006.
7. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. //
Дошкольное воспитание – 2005, № 5, с.28
8. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М.:
ТЦ Сфера, 2009.
9. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – М.: Просвещение, 1997. – 458с.
10. Ярыгина А. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание – 2007, № 5, с. 4150.
Интернет ресурсы:
http://nsportal.ru/detskiisad/;
http://zanny.ru/docs/100/index15753.html;
http://doshkolnik.ru/pedagogika/;
http://detsadkitty.ru/
Рябчевская Т.В.:
Воспитатель МАДОУ детского сада №11 ЦРР
8
Проект в подготовительной группе "Сказки - добрые друзья"
Проект в подготовительной группе "Сказки - добрые друзья"
Проект в подготовительной группе "Сказки - добрые друзья"
Проект в подготовительной группе "Сказки - добрые друзья"
Проект в подготовительной группе "Сказки - добрые друзья"
Проект в подготовительной группе "Сказки - добрые друзья"
Проект в подготовительной группе "Сказки - добрые друзья"
Проект в подготовительной группе "Сказки - добрые друзья"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.